Деятельность всех людей и каждого человека в обществе регулируется различными нормами. Такие нормы называются социальными, поскольку соблюдение их человеком имеет значение для других людей. Социальные нормы имеют следующие общие признаки:
· формируются в процессе жизнедеятельности людей, развиваясь исторически;
· являются правилами поведения, соответствующими требованиям времени и обстановки;
· упорядочивают общественные отношения;
· представляют собой образцы для контроля за деятельностью людей.
Социальные нормы весьма разнообразны и образуют свою систему. Наряду с правовыми нормами к социальным относятся нормы морали, обычаи, религиозные, корпоративные и технические нормы. Выявление в системе социальных норм места и роли норм права имеет важное практическое значение для определения возможностей и пределов регулирования правом общественных отношений.
· Право и мораль. Нормы морали распространяют свое влияние на всех и каждого, на все виды деятельности и мышление людей. Суть морали выражена в правилах: «относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе», «что тебе не нравится в других, того сам не делай».
Мораль появилась задолго до государства и, следовательно, права, и поэтому первична по отношению к ним. Деидеологизированная, признаваемая (пусть даже только на словах) всеми людьми мораль воплощает в своих нормам высшие критерии поведения, оказывающие существенное влияние на поведение каждого. Поэтому правовые и другие социальные нормы могут оцениваться на предмет их соответствия моральным нормам.
Нормы морали, в отличие от права, не являются общеобязательными и не имеют письменной формы закрепления. Однако право нередко заимствует из морали такие принципы и категории, как гуманизм, добросовестность, справедливость, заботливость и т.п., тем самым делая их общеобязательными. Ответственность за нарушение правовых норм является действенным средством воздействия на нарушителей моральных норм, поскольку нормы права, особенно в правовом государстве, нередко основаны на нормах морали. Собственно, право отчасти и возникло потому, что нормы морали, не снабженные государственным принуждением, оказались не в силах самодостаточно и надлежащим образом регулировать усложняющиеся общественные отношения между различными социальными группами (прежде всего богатыми и бедными), каждая из которых пыталась вырабатывать свою мораль.
Однако значение отдельных моральных норм в праве не следует абсолютизировать. Нельзя делать объектом правового регулирования соблюдение исключительно моральных норм, поскольку это будет противоречить сущности права и общественным отношениям, которые могут быть предметом правового регулирования. Именно поэтому бессмысленны попытки принятия правовых актов вроде «Этического кодекса» депутата, журналиста, бизнесмена и т.д. У морали и права при возможно высокой степени их сходства всегда сохраняются и различия, которые нельзя игнорировать. Существенное влияние морали на право придает ему моральную направленность. К сожалению, имеют место и обратные случаи, когда нормы права, решения государственных органов противоречат нормам морали. Такие противоречия в общественной практике не всегда устанавливается сразу, но всегда получают осуждение подавляющего большинства людей. Характерно, что для реализации «аморальных» правовых норм требуется большее государственное принуждение, чем для соответствующих морали.
· Право и обычаи. Обычаи - это правила поведения, сформировавшиеся в результате многократного длительного применения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие поведение людей. К обычаям относятся традиции, ритуалы, обряды.
Право допускает действие обычаев, не нарушающих свободу других лиц. Например, ст. 5 ГК РФ устанавливает возможность применения обычаев делового оборота, которыми признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Из этого определения видно, что обычаи могут существовать, не имея письменной формы.
Однако следование обычаям со временем может вступать в противоречие с правом, и государство использует свое принуждение, чтобы действие права было восстановлено. Ст. 5 ГК РФ устанавливает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
В то же время обычаи, имеющие прогрессивное значение, могут послужить основой правовых норм, быть закреплены в целях придания им (нормам) большей значимости и обязательности. Таково, например, принесение присяги (президентом или судьей при вступлении в должность).
· Право и религиозные нормы. Религия издавна использовалась «власть предержащими» как средство для удержания, укрепления и возвеличивания их власти. Ее догматы приписывали государственной власти божественное происхождение, а нормы имели большое воспитательное значение. Неслучайно ряд библейских заповедей («не убий», «не укради» и т.п.) позднее трансформировались в соответствующие правовые нормы. Однако значение таких религиозных норм не следует абсолютизировать, поскольку, по сути, они изначально совпадали с моральными нормами.
В то же время другие религиозные нормы накладывали на поведение людей различные необоснованные запреты и ограничения, освящали социальное неравенство, значительно застопорили распространение научных знаний и основанное на них прогрессивное развитие человечества. В современных условиях слепое следование религиозным нормам, некритичное отношение к ним, фанатичная приверженность религиозным воззрениям нередко порождают сектантство и самосуд, подавляют свободу и признанные государством права личности.
Религиозные нормы, если государство признает религию государственной, имеют большое регулятивное воздействие, особенно на верующих. Они имеют большее сходство с правовыми нормами, чем с моральными, поскольку существуют в письменной форме в различных религиозных книгах. Однако светское государство не признает общеобязательность религиозных норм.
· Право и корпоративные нормы. Иногда корпоративные нормы называют нормами общественных объединений, поскольку они касаются только их членов (партий, профессиональных союзов, садоводческих товариществ и т.п.). Корпоративные нормы имеют сходство с правовыми, поскольку закрепляются письменно (как правило, в уставах), но выражают волю только членов общественных объединений. В Российской Федерации уставы общественных объединений, желающих приобрести права юридического лица, подлежат государственной регистрации.
Корпоративные нормы обязательны для общественного объединения. За их нарушение общественное объединение может быть ликвидировано государством, а отдельные его члены исключены из него решением других членов.
Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллективах и распространяющиеся на их работников. Такие корпоративные нормы признаются трудовым законодательством и устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации.
· Право и технические нормы. Технические нормы - это правила, определяющие безопасное обращение людей с техникой, орудиями и средствами производства. Их нарушение нередко приводит к авариям и катастрофам с человеческими жертвами, что, безусловно, имеет социальную значимость. Однако технические нормы часто закрепляются в актах органов государственной власти в области стандартизации, транспорта, промышленности, охраны окружающей среды, за нарушение которых установлена юридическая ответственность. Поэтому самостоятельным видом социальных норм следует признать лишь те технические нормы, которые не закреплены в актах органов государства.
В свою очередь, право как вид социальных норм имеет собственные признаки, отличающие его от других социальных норм, в которых выражается его сущность.
· Право возникает с появлением государства, выражает его волю и развивается вместе с ним. Поэтому сущность права обусловливается его государственным строем, характером отношений классов и других социальных групп, а также материальными условиями жизни конкретного общества и его культурой.
· Право в силу его общеобязательности в той или иной мере ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства. В случае нарушения правовых норм отдельными лицами и органами другие государственные органы и должностные лица обязаны принять меры для устранения таких нарушений и привлечения виновных к юридической (а не к «моральной», «политической» и какой-либо иной) ответственности.
· Право состоит из норм, каждая из которых имеет собственные признаки (властность, формальную определенность, нормативность и общеобязательность) и относится к определенному виду. Их характеристика, даваемая ниже, дополняет признаки права как вида социальных норм.
· Право представляет собой сложную формализованную систему с множеством элементов - отраслей, институтов и норм - каждый из которых, в свою очередь, имеет собственную систему или структуру.
· Право в отличие от других социальных норм существует в конкретном государстве в единственном числе. Создаваемые государством нормы права при всем их разнообразии, регулировании отношений в далеких друг от друга сферах не могут противопоставляться друг другу. Все они образуют право в совокупности и должны изучаться и применяться только во взаимосвязи. В равной мере в государстве недопустимо действие норм права другого государства, поскольку это нарушает государственный суверенитет.
· Право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом, народом в результате социальной революции или референдума по инициативе граждан.
· Право не совпадает с нормативно-правовыми актами, действующими в государстве, поскольку отдельные из них могут быть признаны несоответствующими другим правовым актам и отменены. Следовательно, право имеет собственные ценности, которым отдельные его акты или нормы не могут противоречить.
Таким образом, право - это вид социальных норм, возникающих с появлением государства, в которых выражаются его властные веления, обеспечивающие его деятельность и охраняемые им от нарушений.