Собор Святой Софии, Константинополь
Католикон, Великая Лавра, Афон - яркий пример крестово-купольного храма
В эпоху феодализма архитектура развивается на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников - профессионалов. При феодализме область распространения монументальной архитектуры значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций на архитектуру эпохи феодализма производили более значительное влияние, чем на архитектуру рабовласничьких цивилизаций.
Феодальные войны вынуждали к широкому развитию фортификационных сооружений, защищавших города и др. европейских стран), Средней Азии и Закавказья (российские Кремль и монастыри-крепости).
Архитектура Византии
Идеологическое господство религии дало толчок широкому строительству культовых сооружений. Новой задачей, которую решила архитектура Византии, было формирование внутреннего пространства христианских храмов, способных вмещать тысячи паломников, а также создание в них особой среды.
Наряду с унаследованными от Рима типами базилики и центрично- купольными зданиями формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферические купола сочетались с прямоугольной в плане системой опор. Конструкция получала ясное выражение в архитектурной форме крестово-купольных храмов. Архитектура Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских государств и Древней Руси.
Выдающиеся сооружения
Собор Святой Софии в Константинополе
Базилика Сант-Аполлинарий-Нуово, г. Равенна, Италия
Монастыри Святого Афона
Ротонда Святого Георгия, Салоники, Греция.
Архитектура феодального Востока
Тадж Махал, Индия
Ангкор-Ват, Камбоджа
В развитие архитектуры эпохи феодализма большой вклад внесли народы арабского Востока. Крупными центрами феодальной культуры были города Сережньои Азии - Бухара, Мера, Термез, Хива, Самарканд. Их монументальные здания - крытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи - возводились из обожженного кирпича с широким использованием в облицовке, так называемой, керамической резной мозаики (ансамбли Шахи-Зинда и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир - в Самарканде ). Четкая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек.
Многообразие архитектурных типов отличает архитектуру феодальной Индии. Стремление к конкретности художественных образов, поклонение буйной тропической природе породили исключительную пластичность монументальных сооружений, ее сближение со скульптурной пластикой. Под влиянием индийской архитектуры формировалась архитектура всей Юго-Восточной Азии ( Индонезии, Цейлона, стран Индокитайского полуострова).
В архитектуре Китая регулярность планировки городов дополнялась строгой симметрией организации пространства здании, оси которых ориентировались по сторонам света. Геометрическая правильность тонко сочеталась с использованием природных особенностей местности. Устойчиво-балочные деревянные каркасы служили конструктивной основой жилых домов. Каркас заполнялся кирпичом или легкими деревянными ограждениями с решетками, заменявшие окна. Легкость жилье контрастировали с монументальной дворцовых, культовых и фортификационных сооружений. Под влиянием архитектуры Китая долгое время находилась японская архитектура, где деревянные каркасные конструкции были доведены до высокого художественного совершенства. Для архитектуры Китая и Японии характерно умелое использование естественного и формирование искусственного ландшафта.
Выдающиеся сооружения
Тадж Махал, Индия
«Запретный город» и «Храм неба» в Пекине
Железная пагода в городе Кейфен, Китай, построена 1049 г.
храмовый комплекс Ангкор-Ват, Камбоджа (12 век)
медресе на площади Регистан, (15 - 17 века) и мавзолей Гур-Эмир, Самарканд
мечеть аль-Азхар в Каире, (10 век)
дворец Альгамбра, (13-14 века)
храм Свете-Цховели в г. Мцхете (11 век) архитектора Арсукисдзе • Ширваншахов дворец в Баку, (16 - 17 века).
Европейская средневековая архитектура
Пизанская башня и собор
В странах Западной и Центральной Европы с возрождением городов в конце 10 века начинает развиваться тип каменного жилого дома в два-три этажа с мастерскими и лавками, традиционно размещались на первом этаже. Складывается архитектура романского стиля. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства является, Меровингской искусства, культуры «каролингского возрождения», а также искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока ). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль стал первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. В культовой архитектуре появляются монастырские комплексы с замкнутыми дворами, окруженным аркадами ( клуатр ), массивные тяжелые храмы базиликального типа. В 12 веке впервые для декорирования фасадов церквей используют скульптурные изображения. Самым замечательным творением романской монументальной пластики являются гигантские рельефные композиции над порталами храмов. Сюжетами чаще были грозные пророчества Апокалипсиса и страшного суда.
Кельнский собор
Во второй половине 12 века в Франции зародилась архитектура готики, отразив наиболее высокий этап развития производительных сил феодального общества и усиление городов, с которым связано возникновение новых типов общественных зданий ( ратуши, дома ремесленных цехов и гильдий). Массивные конструкции заменила каркасная система, в которой с предельной рациональности используется материал. Освобождается пространство интерьера, который получает активное развитие по вертикали (соборы в Париже, Реймсе и Амьени - во Франции, в Фрейбурге и Кельне - в Германии; в Кентербери - в Великобритании; в Бургос - в Испании, в Праге (Чехия ), Кракове (Польша)). В жилищном строительстве наряду с каменными конструкциями применяется фахверк - деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем. Готика - это прежде всего характерно устремление сооружения вверх, в частности за счет острых стрельчатых шпилей, это также широкое использование витражей, это многочисленные арки, богатство скульптуры, отделка. Такие элементы придают готическим сооружениям динамичности, величия.
Выдающиеся сооружения
Готический Кельнский собор в Германии (13 век)
готический Собор Парижской Богоматери в Париже, Франция (12 век)
романский Бамбергский собор, Бамберг, Германия
Пизанский собо и частично Пизанская башня (романские), Пиза, Италия.
Русская средневековая архитектура
София Киевская
Храм Василия Блаженного
С 10 века начинается развитие монументальной архитектуры древней Руси, в крупных городах возводятся грандиозные сооружения - Софийский собор в Киеве, собор Святой Софии в Новгороде, Полоцке и других городах. В период феодальной раздробленности ( 12 - 14 века ) образуются архитектурные школы отдельных земель: Приднепровье ( Пятницкая церковь в Чернигове, 12 - 13 века ), Владимиро-Суздальская ( Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли, 12 век), Новгородская и др..
Специфический характер архитектуры региональных древнерусских школ определялся местными социальными особенностями, строительными традициями. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества характеризуется багататством пластики белокаменных сооружений (дворцовый ансамбль в Боголюбове, Успенский и Димитриивский соборы в Владимире ). Архитектуре Новгорода присущ суровый лаконизм величественных форм (Георгиевский собор Юрьева монастыря), непринужденно живописны асимметрично изложены здания Пскова. Архитектура Древней Руси поражает своей правдивостью, ясным выявлением конструкции и пространственной организации здания в его виде. После перерыва в архитектурном развитии 1240 - 1290 гг, вызванной монголо-татарским нашествием, главными архитектурными центрами становятся Новгород, Псков, Москва, своеобразно развивающие древнерусские традиции.
На основе древнерусского зодчества в 14-16 веках на территории современной Украины формируются и развиваются: украинская архитектура (Покровский собор в Харькове, 17 века, ансамбль Львовского братства, 16 - 17 века ); москвинська, впоследствии, - русская архитектура ( Московский Кремль, 15 века, Василия Блаженного храм в Москве, 16 века, Вознесения церковь в Коломенском, 16 век ); и белорусская архитектура (замок в Мире, 15 век ).
С объединением русских земель под властью Москвы складывается единая русская архитектурная школа. Ансамбль Московского Кремля явился прообразом для кремлей других городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры растущей Москвы. Яркая своеобразие присуще типа шатровых храмов-башен, сложившийся в 16 веке (церковь Вознесения в с. Коломенском, ныне в черте Москвы). Для русской архитектуры 17 века характерны многообразие форм, праздничная живописность. Наряду с каменной архитектурой большое место занимало деревянное зодчество, достигшее в 17-18 вв. высокого совершенства (церкви Преображенская в Кижах, Успенская в с. Кондопога и др.).
Выдающиеся сооружения
Софийский собор в Киеве
церковь Покрова на Нерли
Пятницкая церковь в Чернигове
Храм Василия Блаженного в Москве
Московский Кремль
Кижи