Типичное украинское село начале ХХ в.
В начале ХХ века в Европе возникает новое направление в искусстве, и, в частности, в архитектуре - модерн. Архитектура модерна в каждой стране приобретала национальные черты, и таким образом появляется архитектура украинским модерна. Как известно, в начале ХХ века части территории Украины находились под влиянием Российской и Австро-Венгерской империй, поэтому на этих территориях модерн, и в том числе украинский модерн имел характерные особенности. Архитектура Западной Украины в начале ХХ в. находится под влиянием Венского сецессиона, и приобретает названия "сецессия". Сочетание народного искусства и сецессии стало следствием возникновения украинского сецессии, имеющая черты гуцульского и закопанскому народного искусства. На территории Центральной, Южной и Восточной Украины, которая находилась в составе Российской империи, существует национальный разновидность модерна: "Украинский модерн", возникший в Полтаве. Наиболее известные сооружения этого стиля были построены в Харькове, Полтаве, Киеве, но руководство империи противодействовало развитию украинской культуры и, в частности, национальной архитектуры. Это было одной из причин, которые не способствовали украинского модерна. Таким образом наиболее широко на российской части Украины было представлено русский вариант модерна, также в Украине существуют образцы северной разновидности модерна (скандинавской). Другие народы, конечно, привнесли в архитектуру Украины свои национальные особенности, например модернизированные неоготический (Народы Европы) или неомавританском стиле (Восточные народы).
На территории Украины во времена модерна творили такие фигуры как академик Алексей Бекетов, Викентий Прохаска, Григорий Артынов, Адам Генрих, Василий Кричевский, Тадеуш Обминський, Иван Левинский. Выделяется фигура Владислава Городецкого. Особенно благодарен Городецкому Киев, украшенный неповторимыми зданиями в стиле модерн ( дом с химерами ), неоклассицизма (музей древностей и искусства, ныне Национальный художественный музей ), неоготики ( Николаевский костел, ныне Национальный дом органной музыки ), мавританской архитектуры (караимская кенаса, ныне Дом актера ).
В 1910-1920 гг. получил распространение стиль необарокко - попытка соединить традиции высокого «мазепинского барокко» с достижениями европейского модерна.
После Социалистической революции в степени на смену эпохи модерна приходит эпоха модернизма, которая в Советской Украине представлена стиле конструктивизма. Наиболее поражая сооружения этой эпохи были построены в первой столице Украинской республики - Харькове (дом Госпрома ), Киеве (Жилые здания партаппарата в районе "Липки", Первый дом Доктора).
Дом Кабинета министров Украины, 1936-38 г., арх. И. Фомин
В 1932 г., с организацией единой Союза архитекторов, был провозглашен единственный творческий метод - метод социалистического реализма и тотальной ориентации на классику. Конструктивизм подвергли жестокой критике, многие архитекторов-конструктивистов был репрессирован или казнен. Начинается активная политизация архитектурной деятельности и формирование архитектуры режима с его порывами к гигантомании и бутафорской помпезности форм, но архитектура сталинского историзма приобрела национальных украинских рис.
В 1936-1939 гг были построены: здание ЦК КП (б) У, сейчас Министерство иностранных дел Украины (проект П. Лангбарда); дом НКВД, ныне Кабинет министров Украины (проект И. Фомина); дом Верховного Совета УССР (проект В. Заболотного); штаб Киевского особого военного округа, ныне Администрация Президента Украины (проект С. Григорьева).
Коммунистический режим разрушил немало выдающихся зданий, которые позже были внесены в официальные списки памятников архитектуры ( Михайловский и Никольский военный соборы в Киеве, Троицкий собор в Глухове и т.п.). Сегодня некоторые из них, например, Михайловский или Успенский собор Киеве, отстроены.
После Второй мировой войны национально-самобытные ретроспекции отразились в архитектурной деятельности периода послевоенного восстановления городов и сел Украины. Особенно это имело огромное влияние на грандиозное восстановление Крещатика (архитекторы А. Власов, А. Добровольский и др.).. Богатые традиции украинского барокко, которые использовали авторы в застройке столичной улицы, гармонично сочетаются с городским рельефом. В архитектуре домов была активно использована украинская орнаментальная пластика и колорит.
Дворец культуры имени Молодой Гвардии, г.Краснодон
Дом со шпилем, г.Мариуполь
Театр имени Луначарского, г.Севастополь, 1957 г.
В 1960-70-е годы появляются первые проявления новой образности архитектуры, использование современных индустриальных конструкций и прогрессивных строительных материалов - Дворец спорта в Киеве (архитекторы Михаил Гречина, О. Заваров ); наземные станции Киевского метрополитена «Крещатик» (архитекторы: А. Добровольский, В. Елизаров и др.).; «Университет» (архитекторы Г. Головко, М. Сыркин и др..) гостиница «Тарасова гора» в г. Каневе (архитекторы Н. Чмутина, Е. Гусева, В. Штолько и проч.) Дворец детей и юношества в Киеве (архитекторы Авраам Милецкий, Эдуард Бельский ); киноконцертный дворец «Украина» (архитекторы Е. Маринченко и др.)..Оригинальностью и новизной форм обозначенная архитектура комплекса Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко (архитекторы В. Ладный, А. Будиловский, Л. Коломиец и др.)..