-Производственные запасы и задачи их учета
- Организация учета материалов, их себестоимость и
оценка в текущем, учете
- Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками
- Учет материалов на складах
- Сортовой аналитический учет
- Учет движения материалов в бухгалтерии
- Синтетический учет поступления материальных запасов
- Синтетический учет использования материалов
Производственные запасы — это предметы труда, потребляемые в одном производственном цикле, полностью переносящие свою стоимость на вновь создаваемый продукт. Производственные запасы относятся к оборотным средствам.
Основными задачами бухгалтерского учета производственных запасов являются:
— контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех степенях их обработки;
— правильное исвоевременное документирование всех операций по движению материальных ценностей;
— выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением;
— расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения истатьям баланса;
— систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов и их реализация;
— своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроль за материалами, находящимися в пути, и другие задачи.
Хозяйствующие субъекты потребляют огромное количество материальных ресурсов, различных по видам маркам, сортам и размерам. Номенклатура и ассортимент потребленных материальных ресурсов зависят от номенклатуры и сложности производимой продукции.
• Материальные ресурсы — ресурсный потенциал, позволяющий осуществить производство продукции, оказание услуг и выполнение работ. Это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих, полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для использования в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции, оказания услуг и выполнения работ.
• Номенклатура потребляемых ресурсов — систематизированный перечень в развернутом ассортименте с присвоением каждой специальной разновидности сокращенного условного обозначения. В основе классификации материалов лежит группировка по однородности характерных признаков с последующим распределением на разделы, которым присваивается соответствующий индекс по десятичной системе. Номенклатура материалов дает возможность правильно систематизировать и группировать расчеты потребности в одних и тех же материалах. Если в номенклатуре указана учетная цена каждого вида материалов, то она называется номенклатурой-ценником.
• Производственные запасы оцениваются по фактической себестоимости их приобретения или по учетным ценам. Себестоимость фактическая рассчитывается бухгалтерией предприятия помесячно на основе следующих данных:
— затраты на приобретение;
— проценты за кредит;
— комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям;
— стоимость услуг товарных бирж;
— таможенные пошлины;
— расходы на транспортировку, хранение идоставку, осуществленные сторонними организациями.
Себестоимость фактическую можно рассчитать только по окончании месяца, поэтому в текущем учете используются твердые, заранее установленные цены, называемые учетными. Учетная цена представляет собой либо среднюю покупную цену, либо плановую себестоимость. Оценка материальных ценностей по учетным ценам предполагает обособленно учитывать разницу (отклонение) между фактической себестоимостью приобретения различных видов материальных ценностей и стоимостью по учетным ценам. Присоединение таких отклонений кучетным ценам даст фактические себестоимости.
Для определения расхода материалов на производство, по фактической себестоимости применяются следующие методы:
а) по средней себестоимости (наиболее распространен);
б) по себестоимости первых по времени закупок (метод FIFO);
в) по себестоимости последних по времени закупок (метод LIFO).
Для обеспечения производства сырьем и материалами на предприятии осуществляется постоянное пополнение производственных запасов: за счет поставщиков, собственного производства, от ликвидации основных средств и т. д. Основной источник — закупка у поставщиков.
• Предприятие заключает договоры с поставщиком,
где указаны номенклатура, качество, сроки и размер, поставок, порядок расчетов, права и обязанности сторон и т. д,
• Предприятия-поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования-поручения и счета-фактуры и передают все это покупателю. Покупатель проверяет соответствие их договорам, регистрирует в журнале учета поступающих грузов (М-1), делает отметку в книге учета выполнения договоров акцептирует (дает согласие на оплату), затем передает их в свой банк для оплаты. По1 мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании средств впользу предприятия-поставщика. Учет расчетов с поставщиком материальных ценностей организуется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
• Учет расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере № 6. Аналитический учет ведется в разрезе каждого платежного документа приходного ордера или приемного акта. Открывается журнал-ордер! № 6 суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца. В течение месяца бухгалтерии предприятия получает всевозможные документы и фиксирует их тоже в журналах-ордерах.
При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (М-7). Излишки приходуются и расцениваются, а затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой, и об этом сообщается поставщику.
В случае недостачи предприятие предъявляет поставщику претензию. Суммы недостачи списываются на дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредит счета 60 и отражаются вжурнале-ордере № 6 и ведомости № 7.
Услуги поставщиков (газ, вода, сжатый воздух) учитываются в журнале-ордере № 6. По окончании месяца показатели журналов-ордеров суммируются для получения оборотов по счету 60 и переноса их в Главную книгу.
Полученные предприятием материалы своевременно оприходуются, что оформляется приходным ордером на фактически принятое количество материальных ценностей. В ордере отмечаются наименование, номенклатурный номер, единицы измерения, цена, количество (фактическое и плановое), сумма, роспись материально ответственного лица. Кроме того, движение и внутреннее перемещение оформляются накладной. При получении материалов на склад составляется акт приемки материалов.
Учет расхода материалов осуществляется на основании лимитно-заборных карт, требований и накладных.
Лимитно-заборная карта — накопительный первичный документ, служащий основанием для списания материальных ценностей со склада, исходя из плановой потребности в тех или иных материальных ценностях, отдел материально-технического снабжения или плановый отдел выписывает лимитно-заборные карты в двух экземплярах на месяц (квартал, полугодие, год), с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. Один экземпляр карты передается потребителю (цех, участок), а второй — насклад. В каждом экземпляре указываются установленный лимит, наименование, номенклатурный номер материалов, шифр затрат и другие данные. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем участка своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита. По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт передают в бухгалтерию предприятия для отражения расхода материалов на соответствующих счетах бухгалтерского учета. В лимитно-заборной карте ведется также учет возврата материалов, не использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов не составляется.
• Для оформления однократного отпуска материалов используются требования, которые выписывает подразделение, потребовавшее материалы. Требования (однострочные и многострочные) выписываются в двух экземплярах: первый с отметкой об отпуске остается в подразделении, второй с распиской получателя остается на складе. В конце месяца требования передаются в бухгалтерию.
• Накладными на отпуск материалов оформляется внутреннее перемещение материалов на предприятии. Эти документы также составляются в двух экземплярах тем подразделением, которое сдает материальные ценности: для самого подразделения и для ( получателя (для оприходования). В конце отчетного периода они сдаются в бухгалтерию.
Сортовой аналитический учет призван обеспечивать контроль за наличием, движением и сохранностью материальных ресурсов по каждому наименованию, складу и материально ответственному лицу. Методика ведения учета производственных запасов предусматривает группировку показателей по складам и материально ответственным лицам, по группам, подгруппам и номенклатурным номерам материальных ценностей, по источникам поступления и направлениям расхода и использования материальных ресурсов. Основой служит исходная информация приходных и расходных документов, подвергнутых тщательной проверке, как с точки зрения правильного оформления, так и с точки зрения правильного отражения операций.
• Учет наличия и движения производственных запасов ведут кладовщики или завскладами на карточках складского учета. Учет ведется по номенклатурным номерам в количественном выражении. Именно такой учет и называется сортовым.
• На каждый номенклатурный номер бухгалтерия открывает отдельную карточку складского учета материалов с указанием номера склада, наименования материала, его номенклатурного номера, размера, сорта, учетной цены и нормы запаса. Оформленные карточки передаются на склад, где кладовщик указывает место хранения материалов в соответствии с ярлыками.
• На отдельных складах учет ведется в специальной книге (сальдовая книга), которая представляет собой сброшюрованные карточки. В этой книге указываются цена, количество и номенклатурный номер по каждому виду материалов. Бухгалтерия передает ее на машинную обработку и получает данные по каждому виду материалов не только в натуральном, но и в денежном измерителе. Такой метод, обеспечивающий единство оперативного складского и бухгалтерского учета, называется оперативно-бухгалтерским (сальдовым).
• Вся информация, полученная по первичным документам, отраженная в карточках складского учета, должна учитываться в день совершения операции по приемке/выдаче материалов с обязательным выведением остатков после каждой операции. Сопоставление остатка материалов с нормой запасов позволяет осуществить оперативный контроль за состоянием производственных запасов. На основе этих данных отдел снабжения предприятия осуществляет контроль за поставками и выполнением договоров и контрактов. Вся первичная документация, поступающая в бухгалтерию, подвергается сплошной проверке как по существу операций и правильности их оформления, так и по точности арифметических подсчетов. Затем документы таксируются — указанное количество материалов в первичных документах умножается на учетные цены. Следующим этапом обработки документов является их группировка, цель которой — получение итоговых данных для записей в регистры бухгалтерского учета.
•ч Первые экземпляры документов группируются по видам операций, источникам поступления или направлениям расхода материалов. Для этого составляются группировочные ведомости прихода и расхода/ Приходные документы используются для бухгалтерского учета приобретения и заготовления материальных ценностей, а расходные — для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
• Чтобы получить необходимые данные для аналитического и синтетического учета, ведут накопительные ведомости синтетического учета, которые составляются на основании первичных документов ,по учетным ценам отдельно по приходу и расходу в разрезе синтетических счетов и групп материалов.
• Исходными данными для учета материалов являются:
— оборотная ведомость по движению материалов;
— ведомость поступления материалов за учетный период;
— ведомость расхода материалов.
Синтетический учет материальных ценностей ведется на активном счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и других материальных ценностей. На нем ведется учет поступления на склады и другие места хранения, расходования и запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов и т. д. При необходимости к счету 10 могут быть открыты субсчета, согласно которым можно подразделить все материалы по способу их использование и назначения впроизводственном процессе. Поступление материалов от поставщика и связанные с этим расчеты отражаются в учете следующими проводками:
Дт 10 Km 60 — отражение стоимости полученных от поставщика материалов;
Дт 19 Km 60 — отражение НДС, причитающегося к уплате поставщику;
Дт 60 Km 51 — оплата поставщику;
Дт 68 Km 19 — списание НДС по оприходованным оплаченным материалам.
Излишки поступивших материалов приходуются как неотфактурованные поставки, с извещением поставщика. В случае недостачи определяется фактическая себестоимость недополученных материальных ценностей, а поставщику предъявляется претензия. При этом делается проводка — отражение фактической себестоимости недостающих материальных ценностей (сверх норм естественной убыли):
Дт 76-2 «Расчеты по претензиям»;
Km 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Поступление материалов по бартеру отражается вучете проводкой:
Дт 10 «Материалы»;
Km 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
(Km 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).Учет приобретения (заготовления) материальных ценностей может вестись с применением балансовых счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение стоимости материалов». Разница в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, отражается на счете 16 следующими проводками:
Дт 15 Km 60 (20, 23, 71, 76 и др.) — отражение покупной стоимости согласно поступившим, расчетным документам поставщиков;
Дт 10 Km 15 — стоимость фактически поступивших на предприятие и оприходованных материалов по учетным ценам;
Дт 16 Km 15 — отражение положительной разницы между покупными и учетными ценами (в случае отрицательной разницы — обратная проводка);
Дт 20 (23, 25, 26 и др.) Km 16 — списание накопленных разниц пропорционально стоимости по учетным ценам израсходованных в производстве материалов. Для списания сумм, накопленных по кредиту счета 16, данная проводка делается методом красного сторно.
• Отражение операций по приобретению импортных материалов за иностранную валюту:
Дт 60 Km 52 — предоплата согласно заключенному контракту по курсу, установленному ЦБ РФ на день платежа;
Дт 10 Km 60 — отражение перехода права собственности на импортные материалы по курсу ЦБ РФ на день совершения операции»
Дт 19 Km 51 — уплата НДС натаможне;
Дт 68 (субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» Km 19 — зачет по НДС;
Дт 10 Km 68 (субсчет «Расчеты по акциям») — включение сумм уплаченных акцизов в стоимость материалов;
Дт 60 Km 91 (субсчет 91-1«Курсовые разницы») — на сумму положительной курсовой разницы, образовавшейся в результате роста курса валюты платежа (в случае падения курса — обратная проводка).
• Приобретение материалов у физического лица производится по договорам купли-продажи (глава 30 ГК РФ) и оформляется накладными или актами приемки-передачи. При этом делаются следующие проводки:
Дт 10 Km 76 — оприходование материала по договорной цене;
Дт 76 Km 68 — сумма налога на доходы физических лиц, удержанного в предусмотренных законодательством случаях;
Дт 76(субсчет «Расчеты с продавцами — физическими лицами») Km 50 (51) — погашение задолженности перед физическим лицом за приобретенные материалы,
• Приход по акту в качестве материалов отдельных частей списанных основных средств, товаров:
Дт 91 Km 01 — отражение стоимости основных средств, поступивших в результате выбытия,,
• Изготовление материальных ценностей собственными силами. Затраты на изготовление новой тары учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства». Приход на склад тары, изготовленной собственными силами, отражается в учете проводками:
Дт 10 (субсчет 4 «Тара и тарные материалы») Km 23;
Дт 10 Km 40 — часть готовой продукции, предназначенной для собственных нужд, оприходована на склад как материалы.
• Безвозмездное получение материалов отражается в бухгалтерии следующей проводкой:
Дт 10 Km 98, затем
Дт 20, 23, 25,26, 91, 44... Km 10 и одновременно
Дт 98-2 Km 91-1.
Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей должен отражаться по кредиту счета 10 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, расходов на продажу или другими соответствующими счетами:
20 (изготовление продукции);
23 (на нужды вспомогательных производств);
25 (на общепроизводственные расходы);
26 (на общехозяйственные расходы);
28 (исправление брака).
Списание материалов, используемых для осуществления ремонта основных средств, учитывается по дебету счетов 20, 23, 25 в зависимости от вида основных средств.
• Отпуск материалов на непроизводственные нужды отражается проводкой:
Дт 29 Km 10 — списание ценностей, переданных обслуживающим хозяйствам и производствам.
Материалы, израсходованные на капитальное строительство, относятся на затраты по капитальным вложениям (Дт 08 Кт 10).
• Списание бракованных материалов происходит на основании соответствующего акта и отражается проводками:
Дт 28 Km 10 — списаны бракованные материалы;
Дт 28 Km 16 — списаны приходящиеся на бракованные материалы отклонения встоимости.
• Продажа материалов. Если материалы были приобретены специально для их дальнейшей перепродажи, учет их приобретения должен вестись с использованием счета 41 «Товары», а реализация — с использованием счета 90 «Продажи».
Реализация материалов, изначально приобретенных для переработки, отражается в учете с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом выполняются следующие проводки:
Дт 76 (62) Km 91 — поступление средств от покупателей;
Дт 91 Km 10 — списана учетная стоимость материалов.
• Безвозмездная передача материалов отражается в бухгалтерском учете в следующем порядке:
Дт91 Km 10.
Дт 91 Km 68.
Дт 99 Km 91.
НДС, уплаченный за безвозмездно переданные материалы, восстанавливается по дебету счета 19 и кредиту счета 68 и относится на увеличение убытков от безвозмездной передачи материалов.