УДК-008
В 24
Введение в культурологию. Курс лекций/ Горелова И.Н., Лысенко Н.Н., Мухлынкина Ю.В., Рябова З.А.
М.: МИИТ. 2010. - 100 с.
Курс лекций по культурологии представляет собой теоретическое изложение актуальных проблем культурологической мысли и написан в соответствии с… В курсе лекций раскрывается роль научно-методологических принципов познания…
Московский государственный университет путей сообщения
МИИТ), 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ……………………………………………………….4
Лекция 1. Культурология в системе гуманитарного знания
1. Становление культурологии как науки…………………..………….….4
2. Предмет и задачи культурологии…………………………..…………..10
3. Структура культурологии………………………………….…………....12
Лекция 2. Сущность и функции культуры.
1. Эволюция термина «культура» как выражение сложности
самого феномена.……………………………………………….……….15
2. Многомерность культуры и многообразие подходов к
определению ее сущности…………………………………………..…..18
3. Культура как специфический способ жизни человека и ее
основные функции…………………………………….………………...20
4. Культура и природа……………………………………………….…….25
Лекция 3. Развитие представлений о культуре
В европейской научной мысли. Основные
Концепции культуры конца ХIХ – ХХ вв…………… 28
1. Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора………………32
2. Концепция культурно-исторических типов
Н.Я.Данилевского……………………………………………………..36
3. Концепция «замкнутых культур» О. Шпенглера……………............41
4. Концепция «географического детерминизма» или теория
«Вызова - Ответа» А. Тойнби……………………………..…………..46
5. Религиозная концепция культуры или теория
«Осевого времени» К. Ясперса…………………………..………...…50
6. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги и
Х. Ортега-и-Гассета………………….………………………………..53
7. Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда………..……..59
8. Аналитическая концепция культуры К.-Г. Юнга………….………..63
9. Социальная концепция культуры Э. Фромма……………….……...68
10. Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва……………………….…………...71
Лекция 4. Типология культуры.
1. Понятия "тип", "типология"…………………………..………….......77
2. Историческая типология культуры…………………………….…….79
3. Локально-типологическое рассмотрение культуры……...................83
4. Современные подходы к типологии культуры…………...................86
Лекция 5. Человек и культура.
1. Человек как субъект и объект культуры……………………………..91
2. Основные этапы инкультурации и становление
индивидуальной культуры человека…………………..…………...99
3. Понятие культурно-исторического типа человека и
личностные образцы разных эпох в истории
европейской культуры……………………………………..……….100
ПРЕДИСЛОВИЕ
Характерной особенностью научной и педагогической жизни современной России является ее идеологическое раскрепощение: интенсификация ряда научных направлений, которые опираются на общечеловеческие ценности и активно отзываются на глобальные проблемы современного общества, на потребности развития личности в современном мире. К таким наукам относится целый ряд гуманитарных дисциплин, которые несколько лет назад были введены в систему высшего профессионального образования в качестве обязательных. Эти учебные дисциплины призваны обеспечить подготовку специалистов, способных решать не только узкоутилитарные задачи в пределах усвоенного за время обучения в вузе комплекса знаний и навыков, но и творчески применять эти знания в постоянно усложняющемся мире, повышать свой образовательный уровень с учетом быстро меняющегося научного потенциала общества.
Культурология как учебная дисциплина призвана дать современным студентам представление о культуре в единстве всех ее сторон, сформировать у них общую картину развития культуры человечества, помочь студентам уяснить, каковы закономерности в изменении культуры общества и принципы функционирования культурных систем в каждом конкретном обществе. Важной задачей культурологии является и систематизация основных теоретических подходов в исследовании культуры, основных направлений в современной культурологии.
Однако все эти многомерные задачи осложняются тем, что к настоящему времени культурология еще не выработала единого понятийного аппарата, единой теоретической схемы, позволяющей в строго однозначной и логически упорядоченной форме отразить ее содержание. Такая ситуация является естественной, поскольку культура представляет собой очень сложный, многоаспектный и многоуровневый, внутренне противоречивый феномен, которому невозможно дать цельное и однозначное описание за столь короткий период времени. Но перед преподавателями и студентами стоит объективно сложная проблема разобраться в формирующемся культурологическом знании.
Все указанные сложности определяют необходимость в настоящий момент издания разнообразного справочного материала как для студентов, так и для преподавателей: учебников, учебных пособий, методических разработок и программ по курсу культурологии.
Лекция 1.
Культурология в системе гуманитарного знания
План лекции:
1) Становление культурологии как науки.
2) Предмет и задачи культурологии.
3) Структура культурологии.
Становление культурологии как науки
Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют не такую уж долгую историю. Впервые такая попытка была предпринята в XVII в. английским… Существенные успехи в изучении культуры были достигнуты к началу XIX века в… Однако все эти воззрения явно или неявно основывались на убеждении, что культура существует в одной единственной форме…
Междисциплинарные связи культурологии.
Культурология и философия.
Выделившись из философии, культурология имеет неразрывную связь с философией… Культурология и социология.
Предмет и задачи культурологии
Предмет культурологии -совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни,…
Культурология призвана изучать:
Структура культурологии
Существует две точки зрения на культурологию, и от того какую из них мы принимаем, будет зависеть то, как выглядит её структура. Первая точка зрения… Но мы будем рассматривать культурологию со второй точки зрения, представляющей… Структура культурологии подразделяется по уровням познания и обобщения. Прежде всего, существует разделение…
Направления исследований прикладной культурологии
ЛИТЕРАТУРА:
1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология.– М., 2007.
2. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004.
Лекция 2.
Сущность и функции культуры
План лекции:
1. Эволюция термина «культура» как выражение сложности самого феномена.
2. Многомерность культуры и многообразие подходов к определению ее сущности.
3. Культура как специфический способ жизни человека и ее основные функции.
4. Культура и природа.
Эволюция термина «культура» как выражение сложности самого феномена.
Впервые термин «культура» появился в римской литературе, и его первоначальное значение «возделывание земли» (трактат Катона «De agri cultura).… В литературе позднего Рима появляется еще один важный аспект культуры –… В эпоху европейского средневековья значение термина культура меняется. Дело в том, что античное «cultura» переводится…
Многомерность культуры и многообразие подходов к определению ее сущности.
Таким образом, сегодня можно констатировать, что культура – явление очень сложное, многомерное, и именно поэтому подойти к определению сущности… 1) антропологический, при котором культура понимается как выражение сущности… 2) деятельностный, когда культура интерпретируется как результат человеческой творческой деятельности;
Лекция 3.
Развитиепредставлений о культуре в европейской научной мысли. Основные концепции культуры конца ХIХ – ХХ вв.
1) Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора.
2) Концепция культурно-исторических типов
Н.Я. Данилевского.
Эволюционистская концепция культуры Э.Тайлора
Тайлор считает, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культуры. Хотя история культуры… Все культуры, считает Тайлор, должны пройти примерно те же стадии в… Особо Тайлор подчёркивал постепенный характер эволюции, развитие от простого к сложному.
Срокжизни культурно-исторического типа равен полутора тысячам лет, он делится на четыре периода.
Второй период – государственный. Появляется государство, которое охраняет от чужого вторжения, обеспечивает политическое и культурное единство,… Третий период – цивилизационный – краткий период расцвета творческой… Четвёртый период- дряхления, упадка, который неизбежно наступает после цивилизационного периода.…
Концепция «замкнутых» культур О.Шпенглера
Шпенглер считал, что не существует единого мирового культурно-исторического процесса. Реальная история – это смена отдельных замкнутых и… Каждая культура, уверен О.Шпенглер, живёт своей особой жизнью и эта жизнь… Шпенглер уточняет, что не все культуры прошли полный цикл естественного развития от рождения до неизбежной гибели,…
Концепция «географического детерминизма» или
Теория «Вызова-Ответа» А. Тойнби
В XX веке некоторые идеи географического детерминизма нашли своё выражение в культурологии, хотя и в смягчённом варианте в теории «Вызова-Ответа»… Арнольд Тойнби (1889-1975) английский историк, он 30 лет работал над трудом… Единой цивилизации человечества как таковой нет. Всемирная история, по Тойнби, представляет собой совокупность историй…
Е условие: наличие творческого меньшинства в данном народе. Творческое меньшинство – это дрожжи в котле человечества, творческие люди дают импульс к росту цивилизации. Найденное творческим меньшинством решение есть Ответ на Вызов. А.Тойнби разделяет общество на две части: творческое меньшинство и инертное большинство, которое следует за творческим меньшинством, подражая ему. А.Тойнби называет это подражание - мимесис.
История любой цивилизации представляет собою цепочку «Вызовов-и-Ответов». Отсутствие Вызовов означает отсутствие стимулов к развитию. Всякий Вызов побуждает общество к совершенствованию, а нахождение адекватного ответа означает его подъем. Неспособность творческого меньшинства найти адекватный Ответ на Вызов приводит к кризису общества и ставит под угрозу его существование. На один и тот же Вызов могут быть даны разные ответы, а значит, возможны разные варианты развития, т.е. культуры народов будут разными.
Первые Вызовы брошены долинами рек Тигра, Евфрата, Нила, Инда, именно там возникли первые цивилизации (шумерская, египетская, индская), которые ещё называются «речными цивилизациями».
Наряду с природными вызовами, существуют также вызовы человеческой среды. Тойнби выделяет три стимула, которые бросает общество. 1) Стимул удара – неожиданное внезапное нападение врагов, например, когда греческие города объединились и отразили нападение царя Ксеркса, за этой победой последовал расцвет культуры в Афинах и других греческих городах. 2) Стимул давления - непрерывно длительное внешнее давление; например, длительное давление кочевников Великой Степи сыграло стимулирующую роль в развитии православно-христианской Руси. 3) Стимул социального ущемления – это рабство, бедность, классовое неравенство, национальная или религиозная дискриминация. Тойнби писал, что социальная группа, слой, класс, в чём-либо ущемлённые собственными ли действиями, действиями других людей, либо волей случая, утратив нечто жизненно важное, направляют свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю, в чём, как правило, достигают немалых успехов. Так лоза, подрезанная ножом садовника, отвечает бурным ростом новых побегов.
А.Тойнби убеждён, что ход истории зависит от деятельности людей, насколько они разумны и активны. Он верит в возможность будущего объединения всех людей в общечеловеческие цивилизации, и эти идеи не устарели и в XXI веке.
Религиозная концепция культуры
Или теория «Осевого времени» К. Ясперса
Ясперс считает, что развитие определяется факторами духовной природы. Способность к культурному творчеству – это дар Бога. Бог наделил этим… По его мнению, человечество имеет единое происхождение и единый путь развития.… 1. Предыстория (доистория) человечества или Прометеевская эпоха. Время биологического создания человека (сформировался…
Игровые концепции культуры
Й. Хёйзинги и Х. Ортега-и-Гассета
Игра – это культурно-историческая универсалия. Игра старше культуры, игра творит культуру: культура рождается в игре, культура живёт в игре и как… Игра присутствует во всех сферах материальной культуры, а не только духовной.… Хёйзинга выделил наиболее важные признаки игры. Эти признаки лежат в основе культурного сценария игровой деятельности,…
З. Фрейда
Фрейд разделил структуру человеческой психики на 3 части:
«Оно» – животные инстинкты, «кипящий котел инстинктов», унаследованных… «Я» – сознание, которому необходимо выбирать. Это посредник между бессознательным и внешним миром, регулирует действия…
Аналитическая концепция культуры
К.Г. Юнга
Во-первых, Юнг проявлял интерес к мистическим аспектам культуры, в своих исследованиях он сравнивал состояния медиумического транса, галлюцинаций и… Во-вторых, Юнг обнаружил типичные образы - образы-символы, проходящие через… Исходя их этого, Юнг разделил бессознательное на два слоя: 1) личное бессознательное – это утерянные воспоминания, а…
Логическое мышление – это европейская (западная) культурная традиция, оно развилось в рамках средневековой культуры на базе схоластики. Схоластика подготовила категориальный аппарат науки, когда мышление осуществляется в словесных выражениях, опирается на законы, тождество и непротиворечивость в рассуждении.
Интуитивное мышление – форма мышления основана на озарении, интуиции - это традиция стран Востока, мышление осуществляется в виде потока образов, оно направлено внутрь сознания, оно не продуктивно для индустриального развития, но оно незаменимо для творчества, мифологии, религии и предназначается на приспособление к коллективному бессознательному, устанавливая баланс между сознанием и коллективным бессознательным.
К. Юнг создатель оригинальной теории психологических типов.Он обозначил два психологических типа: экстраверта и интроверта. Экстраверт – это такой психологический тип интерес и внимание, которого обращены на внешний мир, на приспособление к внешнему миру на познание этого мира, он нацелен на расширение сознания. Интроверт – это такой психологический тип интерес, которого направлен на внутренний мир, на внутренний объект, на углубление сознания – на коллективное бессознательное.
К. Юнг говорит, что индиец всегда помнит не только о собственной природе, а также о том, что он и сам принадлежит природе. Европеец наоборот, располагает наукой о природе и удивительно мало знает о собственной сущности, о своей внутренней природе. И он считает, что для выхода из кризиса европейская культура, с преобладанием в ней экстравертов, у которых нарушается баланс сознания и бессознательного, должна измениться и восстановить утраченное единство человеческой души.
Социальная концепция культуры
Э. Фромма
Фромм был последователем марксистской концепции, согласно которой способность к творчеству формируется у человека в процессе… Как последователь З.Фрейда, Э.Фромм полагал, что Фрейд сделал важные… Фромм считает, что в человеке соединяются властные потребности самосохранения. Во-первых, физиологические потребности…
Человек существо социальное,считает Фромм, и подлинно человеческое (культурное) начинается там, где заканчивается природное. Человек как биологическое существо боится смерти, а как культурное – одиночества, и чтобы не чувствовать себя одиноким, индивид вынужден принять образ жизни, коренящийся в данном обществе. Благодаря включённости человека в культуру, он приобретает определённые социальные черты и это обеспечивает человеку эффективное приспособление к требованиям общества, формирует у него чувство безопасности и защищённости. Социальный характер служит связующим звеном между индивидом и культурой. Социальный характер предопределяет все формы поведения человека, и своеобразие культуры обусловливается господствующим типом такого характера.
Разные общества обладают специфическим характером. Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить.
Современную индустриальную культуру второй половины ХХ века Фромм считал обществом тотального отчуждения, породившимрыночный тип социального характера, лишённый внутреннёй ориентации. Ему присущи ложные эмоции, идолизация, искажённое чувство любви и богатый набор невротических патологий, связанных с бессмысленным, органическим (бездуховным) существованием. С развитием рыночных отношений чувства изоляции и беспомощности усиливаются. Во всех общественных и личных отношениях господствует закон рынка, человек продаёт не только товары, он продаёт самого себя и ощущает себя товаром.
В работе «Иметь или быть» Э.Фромм объясняет, как проявляется социальный характер в современном ему мире. Социальный характер задаётся обществом, и человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как ему приходится действовать. Современный человек всегда стоит перед выбором «иметь или быть». В современном обществе установка на то, чтобы иметь. В нормальном обществе – совершенствование самого себя, т.е. цель человека быть многим, а не обладать многим.
В работе «Бегство от свободы» Фромм отмечает парадокс человеческого существования. Человек как мыслящее существо стремится к свободе и независимости и одновременно в нём живёт потребность в безопасности, т.е. человеку необходимо чувство уверенности, чувство принадлежности и сопричастности к какой-либо общности. Это противоречивое состояние Э.Фромм назвал «бегством от свободы».
Э.Фромм определил, что человек - это продукт окружающей его культуры и в дальнейшем человек воспроизводит культуру, которая его сформировала культура (культура – человек – культура).
Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва
В его работе «Этногенез и биосфера земли» представлена биосферная концепция культуры, которая объясняет возникновение и развитие культуры через… Этнос – народ, обладающий самобытной культурой и создающий цивилизацию – это… Л.Н. Гумилёв рассматривает этносы как природные явления. Он вводит понятие «пассионарность», считает её наиболее…
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. В чём суть концепции К.Ясперса?
2. Проведите анализ концепций локальных цивилизаций.
3. Определите различия в концепциях З.Фрейда и К.Юнга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. - М.,1998.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.,2007.
3. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.,2001.
4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.,1991.
5. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004.
6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2005.
7. Тойнби А. Постижение истории. - М.,1995.
8. Шпенглер О. Закат Европы. – М.,1994.
9. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.,1992.
10. Фред З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – СПб.,1997.
11. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.,2004.
12. Фромм Э. Иметь или быть? – М.,1990.
13. Хейзинга Й. Человек играющий. – М.,1992.
14. Чернышёва А.В. Генезис культурологической мысли. – М.. 2008.
15. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М..1991.
16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.,1991.
Лекция 4. Типология культуры
1) Понятия "тип", "типология".
2) Историческая типология культуры.
3) Локально-типологическое рассмотрение культуры.
Историческая (линейная) типология культуры
Существенной проблемой для исторического исследования является установление неких временных отрезков – периодов. Для историков и культурологов… Новой схемой периодизации мировой истории и культуры стала концепция… Если для гуманистов эпохи Возрождения понимание европейской культуры во многом определялось поиском культурных смыслов…
Локально-типологическое рассмотрение культуры
Интерес ученых, успехи в изучении этих примитивных культур поставили перед наукой задачу выстраивания новой, более дифференцированной и более точной… Идея существования в истории параллельных замкнутых культурных типов,… В 1916 г. в Берлине вышла книга О. Шпенглера "Закат Европы". Культура по Шпенглеру, как "живые…
Современные подходы к типологии культуры
У истоков современных исторических типологических представлений о культуре стоит Макс Вебер. Он предложил типологию культуры, связанную с концепцией… Американский культуролог А. Кребер считает, что в основе каждой культуры лежит… В основу типологии культуры можно положить методологический принцип, в соответствии с которым тип культуры…
ЛИТЕРАТУРА
1. Культурология. Для студентов технических ВУЗов. Под редакцией Н.Г. Багдасарьян. М., Высшая школа, 2007 г.
2. Культурология. Под редакцией проф. Г.В. Драча. "Высшее образование", Ростов-на-Дону, 2004 г.
3. Б.С. Ерасов. Социальная культурология. М., 1996.
4. О.В. Ковалева. Культурология в вопросах и ответах.
Учебное пособие. М., 2006.
5. А.И. Кравченко. Культурология. М., "Академический
проект", 2000.
6. Гуманистические ценности современной культуры.
М., 1988.
7. Культурология. Курс лекций под ред. Радугина А.А.
М., "Центр", 2000.
Основные вопросы для обсуждения на семинарах
типологизации культур.
2. В чем суть исторической (линейной) типологии
культуры?
Основные темы для докладов и рефератов по рассматриваемой проблеме
проблеме типология культуры.
2. Концепция З. Фрейда. абсолютизация
бессознательного начала в человеке.
Лекция 5. Человек и культура.
План лекции:
Человек как субъект и объект культуры. Основные этапы инкультурации и становление индивидуальной культуры человека. Понятие культурно-исторического типа человека и личностные образцы разных эпох в истории европейской культуры.
Человек как субъект и объект культуры
Проблема человека всегда находится в центре внимания исследователей культуры. Это не удивительно, так как культура и человек в реальной жизни и… Как субъект человек является единственным творцом культуры и ее носителем. Это… «Во всем мне хочется дойти
Основные этапы инкультурации и становление индивидуальной культуры человека.
Вторичная инкультурация касается уже взрослых людей, так как процесс вхождения в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия.…
Понятие культурно-исторического типа человека и личностные образцы разных эпох в истории европейской культуры.
Личностный образец – это представление общества о человеке, о том, каким он должен быть, какими качествами обладать и чем руководствоваться в своей… О феномене личностного образца на ранних этапах человеческой истории говорить… В ходе культурно-исторического развития постепенно начинается процесс индивидуализации, то есть обособление жизни…
Сводный план 2010 г., поз. 256
Горелова Ирина Николаевна
Лысенко Наталья Николаевна
Мухлынкина Юлия Владимировна
Рябова Зинаида Алексеевна
ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ
Курс лекций
Ответственный за выпуск: Тинякова Н.А.
Подписано к печати- Формат 60x84x16 Тираж 100 экз.
Усл.-печ.л. - Заказ №
127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9.
Типография МИИТа
[1] Тайлор Эдуард Бернет (1832-1917) – английский этнограф, религиовед и антрополог, исследователь первобытной культуры. Один из основоположников эволюционистской и школы в изучении истории и этнографии.
[2] Уайт Лесли Альвин (1900-1975) – американский антрополог и культуролог, один из создателей современной культурологической науки. Предложил новый путь изучения культуры: переход от частных наук, специализирующихся на изучении отдельных аспектов и форм культуры, к целостному исследованию культуры.
[3] Гносеология – (от греч.- «знание», «познание») – теория познания, раздел философии о источниках, формах и методах научного познания, об условиях его истинности, способности человека познавать действительность.
[4] Европоцентризм – учение, согласно которому Европа – центр культурного развития, а европейская культура – эталон культуры всего человечества.
[5] Генезис - происхождение, развитие.
[6] Ментальность (менталитет) – образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида, обусловленная национальными и социокультурными особенностями жизни народа.
[7] Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.).
[8] Инкультурация - процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре; термин введен Херсковицем в 1948. (Подробнее смотри на стр. 98-100))
[9] Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в сер. 19 в. Основные разделы антропологии: морфология человека, расоведение, учение об антропогенезе (т.е. процессе историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи).