Конспект лекций по предмету "Безопасность жизнедеятельности. БЖД"


Первая медицинская помощь и правила ее оказания

1. Необходимо принять меры к прекращению воздействия повреждающих факторов (извлечь утопающего из воды, потушить горящую одежду, вынести пострадавшего из горящего помещения или из зоны заражения ядовитыми веществами, отключить электрический ток и т.п.). Следует помнить, что оказание помощи связано с определенным риском. При контакте с кровью и другими выделениями пострадавшего в некоторых случаях возможно заражение инфекционными заболеваниями (сифилисом, СПИДом, инфекционным гепатитом), поражение электрическим током, утопление при спасении утопающего, а также получение других повреждений. Это ни в коем случае не освобождает от гражданской и моральной ответственности по оказанию медицинской помощи пострадавшим, но требует знаний и соблюдения мер безопасности.
    Меры  безопасности:

при необходимости контакта с кровью и другими выделениями необхо-димо надеть резиновые перчатки, при их отсутствии окутать руку целлофа-новым пакетом;
при извлечении из воды утопающего необходимо подплывать к нему сзади и крайне осторожно. Лучше извлекать человека с помощью палки, ремня, веревки или другого предмета;
при пожаре необходимо принимать меры по предупреждению отравления продуктами сгорания, для чего срочно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны;
при оказании помощи в автомобильной аварии пострадавшего выносят с проезжей части дороги и обозначают место аварии знаком аварийной остановки или хорошо видимыми знаками.

2. Важно уметь быстро и правильно оценить состояние пострадавшего. При осмотре сначала устанавливают, жив он или мертв, затем определяют тяжесть поражения, имеется ли кровотечение. Во многих случаях пострадавший человек теряет сознание. Оказывающий помощь должен уметь отличить потерю сознания от смерти.
Признаки жизни:

наличие пульса на сонной артерии. Для этого указательный и средний пальцы прикладывают к углублению на шее спереди от верхнего края грудинно-ключично-сосцевидной мышцы, которая хорошо выделяется на шее;
наличие самостоятельного дыхания. Устанавливается по движению грудной клетки, по увлажнению зеркала, приложенного ко рту и носу пострадавшего;
реакция зрачка на свет. Если открытый глаз пострадавшего заслонить рукой, а затем быстро отвести ее в сторону, то наблюдается сужение зрачка.

3. При обнаружении признаков жизни необходимо немедленно приступить к оказанию первой помощи. Необходимо выявить, устранить или ослабить угрожающие жизни проявления поражения — кровотечение, остановка дыхания и сердечной деятельности, нарушение проходимости дыхательных путей, сильная боль. Следует помнить, что отсутствие сердцебиения, пульса, дыхания и реакции зрачков на свет еще не означает, что пострадавший мертв.
Признаки смерти:

помутнение и высыхание роговицы глаза;
при сдавливании глаза с боков пальцами зрачок сужается и
напоминает кошачий глаз;
появление трупных пятен и трупного окоченения.

4. Одновременно с оказанием первой помощи необходимо принять меры по вызову "скорой помощи" или доставке пострадавшего в лечебное учреждение. Вызов "скорой помощи" не должен приостанавливать оказание первой медицинской помощи.
Реанимация пострадавшего. Реанимация (оживление) представляют собой восстановление жизненно важных функций организма, прежде всего дыхания и кровообращения. Реанимацию проводят в случае отсутствия дыхания и сердечной деятельности или они угнетены настолько, что не обеспечивают минимальных потребностей организма.
Возможность оживления основана на том, что смерть никогда не наступает сразу, ей всегда предшествует переходная стадия — терминальное состояние. В терминальном состоянии различают агонию и клиническую смерть.
Агония характеризуется затемненным сознанием, резким нарушением сердечной деятельности и падением артериального давления, расстройством дыхания, отсутствием пульса. Кожа пострадавшего холодная, бледная или с синюшным оттенком. После агонии наступает клиническая смерть, при которой отсутствуют основные признаки жизни — дыхание и сердцебиение. Она длится 3 — 5 мин. Это время необходимо использовать для реанимации.
После наступления биологической смерти оживление невозможно. Несколько минут, отделяющих состояние клинической смерти от биологи-ческой, не оставляют времени на разговоры, суету, размышления и ожидания. Поскольку на месте происшествия не всегда может оказаться медицинский работник, знать основные приемы реанимации и уметь их правильно применять должен каждый человек.
Порядок действий при реанимации пострадавшего

Необходимо убедиться в наличии пульса на сонной артерии и дыхания.
Если пульс есть, а дыхание отсутствует, немедленно приступают к проведению искусственной вентиляции легких.

Сначала обеспечивают восстановление проходимости дыхательных путей. Для этого пострадавшего укладывают на спину, проверяют и очищают ротовую полость от инородных тел. Если дыхательные пути свободны, но дыхание отсутствует, приступают к искусственной вентиляции легких методом "рот в рот" или "рот в нос"

Искусственная вентиляция легких методом "рот в рот" или "рот в нос" (искусственное дыхание):

удерживая запрокинутой голову пострадавшего и сделав глубокий вдох, вдувают выдыхаемый воздух в рот, при этом нос пострадавшего зажимают пальцами для предотвращения выхода воздуха. При проведении искусственной вентиляции легких методом «рот в нос» воздух вдувают в нос пострадавшего, закрывая при этом его рот. Более гигиенично это делать через увлажненную салфетку или кусок бинта;
после вдувания воздуха необходимо отстраниться, выдох происходит пассивно;
частота вдуваний воздуха 12-18 раз в 1 мин. Эффективность искусственной вентиляции легких можно оценить по поднятию грудной клетки пострадавшего при заполнении его легких вдуваемым воздухом.

Отсутствие пульса на сонной артерии свидетельствует об остановке сердечной деятельности и дыхания и требует срочного проведения сердечно-легочной реанимации.
Восстановление работы сердца. Для восстановления работы сердца во многих случаях может быть достаточным проведение прекардиалъного удара. Для этого ладонь одной руки размещают на нижней трети грудины и наносят по ней короткий и резкий удар кулаком другой руки. Затем повторно проверяют наличие пульса на сонной артерии и при его отсутствии приступают к проведению наружного массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
Наружный массаж сердца:

пострадавшего укладывают на жесткую поверхность;
помещают обе свои ладони на нижнюю треть грудины и энергичными толчками надавливают на грудную стенку, используя при этом массу собственного тела. Грудная стенка, смещаясь к позвоночнику на 4 - 5 см, сжимает сердце и выталкивает кровь из его камер по естественному руслу;
массаж сердца осуществляют с частотой 60 надавливаний в минуту. У детей до 10 лет массаж выполняют одной рукой с частотой 80 надавливаний в 1 мин;
эффективность определяется появившимся пульсом на сонных артериях в такт с нажатиями на грудную клетку;
через каждые 15 надавливаний оказывающий помощь вдувает дважды в рот пострадавшего воздух и вновь приступает к массажу сердца;
если реанимационные мероприятия проводят два человека, то один осуществляет массаж сердца, другой - искусственное дыхание в режиме одно вдувание воздуха через 5 нажатий на грудную стенку;
периодически проверяется, не появился ли самостоятельный
пульс на сонных артериях. Об эффективности реанимации судят также по сужению зрачка, появлению реакции на свет. При наличии или восстановлении дыхания и сердечной деятельности пострадавшего, находящегося в бессознательном или коматозном состоянии, обязательно укладывают на бок (безопасное положение), при котором не происходит удушения пострадавшего собственным запавшим языком, а в случае рвоты —
рвотными массами. Рука должна находиться спереди, а нога согнута в коленном суставе, чтобы препятствовать поворачиванию пострадавшего на живот. Это чрезвычайно важно для предупреждения асфиксии (удушья) в результате западения языка и попадания в дыхательные пути инородных тел. О западении языка часто свидетельствует дыхание, напоминающее храп, и резко затрудненный вдох.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.