Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями, охватывающими в целом бытие, сущее и равным, необходимым образом захватывающими самого человека, вопрошающего о мире, природе, собственной конечности, уединенности, ностальгии, сущности прекрасного, нравственного и т.д. Метафизическая мысль есть мышление, охватывающее своими понятиями и целое, и мыслящего о нем и о самом себе человека.
Трактовка метафизики неразрывно связана с пониманием философии, динамики ее предмета и предназначения в культуре. В истории философской мысли понятие метафизики нередко выступало в качестве синонима философии, поскольку метафизика – центральное учение всей философии, в котором ставятся фундаментальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире.
Таким образом, метафизические понятия направлены на то, что может быть понято только предельным вопрошанием, вопросом, обращенным к бытию, миру, человеку, сущему, вопросом о целом и одновременно захватывающим самого понимающего.
Термин "метафизика" предложил Андроник Родосский (I в. до н.э.) при систематизации произведений Аристотеля, назвав так группу трактатов о "бытии самом по себе", о "первых родах сущего", которые должны были следовать после "физики". "Первая философия" Аристотеля, названная впоследствии метафизикой, исследует сущее и бытие сущего, первые начала и принципы всего сущего, являющиеся целью человеческой жизни и источником наслаждения и тем самым отличающиеся от "второй философии" или "физики".
Античная метафизика с ее поиском сверхчувственных высших принципов или начал бытия (архе) являлась образцом метафизики вообще. В последующем же развитии западноевропейской философии меняется и статус, и оценка метафизики в системе философского знания, появляются некоторые ее новые содержательные аспекты.
В средневековой философии метафизика выступает как высшая форма познания бытия, которая подчинена сверхразумному знанию, данному в откровении. Фома Аквинский обосновывает отождествление первой философии, метафизики и теологии (познание божественного). Первая философия (prima philosophia) – это познание высшей причины, Бога как творца.
Новоевропейская метафизика началась с критики, критического обоснования философии. Тем самым метафизика Нового времени вышла из границ проблемного поля, очерченного теологией, и, пройдя этап пантеистической натурфилософии Возрождения, растворявшей Бога в природе, объектом своего исследования сделала природу.
В античности и средневековой философии речь шла о сущем в целом. Метафизика там выступала как метафизика бытия. Гораздо менее определенным образом в античной философии ставился вопрос, каким образом этим вопрошанием под вопрос ставится сам метафизически вопрошающий. Именно этот момент – о захватывании вопрошающего предельным вопрошанием позволяет понять смысловое содержание новизны, привнесенной новоевропейской метафизикой.
Специфика метафизики Нового времени определена тем, что вся традиционная проблематика рассматривается здесь под углом зрения новой науки, воплощением же научности становится математическое естествознание. Метафизика Нового времени выдвигает задачу переработать всю традиционную проблематику в духе соответствующей строгости и тем самым возвести метафизику на ступень абсолютной науки. Проблема абсолютной достоверности знания становится основной для новоевропейской философии. Метафизика превращается в метафизику познания. Проблема достоверности метафизического познания становится определяющей в развитии новоевропейской метафизики.
Характерной особенностью этой эпохи является то, что начиная с Декарта, исходят не из бытия Божия, а из сознания, из Я. В философском проблемном поле центральное место занимает Я, сознание, разум, личность, дух. Это говорит о том, что в новой метафизике в результате размещения самосознания в центр проблематики ставится под вопрос само вопрошающее Я.
В XIX в. заметно критическое отношение к метафизике вообще. Претензии предшествующей метафизики на завершенность, целостность, монолитность, основанные на признании упорядоченности мироустройства, наличия в нем гармонии и внеличного естественного порядка, которые, как считалось, доступны рациональному постижению, вызвали отрицательную реакцию и породили ряд антиметафизических учений, не вписывающихся в рамки классических представлений.
Критика спекулятивной метафизики и вместе с тем развитие различных, порою альтернативных интерпретаций метафизики, а также формирование ряда оригинальных программ метафизики характерны для философии ХХ в. С одной стороны, в философии ХХ в. при построении метафизики можно зафиксировать рационалистические установки, с другой стороны, философская рефлексия расширяет свое проблемное поле, включая в него этико-психологические, экзистенциальные варианты человеческого бытия, выходящие за рамки рационального его измерения и объяснения, проясняющие сознание, "заброшенное" в наличный мир.
Онтология и ее предмет. Бытие и небытие как фундаментальные категории онтологии.Онтология (от греч. "он" – сущее и "логос" – учение), то есть учение о бытии всего сущего, о его сущности и всеобщих принципах организации. Онтологическая проблематика всегда составляла важнейший компонент философской мысли, начиная с античности и кончая нашими днями (хотя сам термин "онтология" довольно позднего происхождения: он был предложен в 1613 г. немецким философом Р. Гоклениусом, а всерьез его ввел в философию в первой половине XVIII в. Х. Вольф, который трактовал онтологию как науку о бытии как таковом и считал ее "первой философией").
Онтологический анализ мира проводится с помощью довольно обширной системы философских категорий, но центральными из них выступают понятия бытия и небытия. Понятие бытия фиксирует все то, что есть, что существует независимо от того, каково это существующее (или сущее) по своей природе.
Категория небытия и обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство, во-первых, присуще в потенции каждому конкретному сущему, поскольку оно не вечно; во-вторых, оно характерно для тех явлений, которые никогда не станут предметной действительностью – например, вечного двигателя или бесчисленного множества других явлений.
Философия, особенно западная, традиционно уделяла основное внимание прежде всего проблеме бытия – скорее всего, это объяснялось изначальной практической ориентацией на реалии мира и собственной жизни.
Категория “бытие” – исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. С ней связана убежденность индивида в том, что этот мир существует, и что в нем находят свое место и человек, и вещи, и состояния, и процессы. С ней связаны и сомнения, неуверенность в том, что этот существующий вокруг нас и вместе с нами мир будет существовать всегда, оставаясь более или менее стабильным, в той или иной степени неизменным. Сам этот окружающий нас мир являет нам примеры непреходящего существования природы, и этот же мир показывает нам, насколько конечна жизнь отдельной вещи и отдельного человека.
Проблема бытия с глубокой древности до наших дней обсуждается в философии. Одни философы рассматривают бытие как нечто первичное, определяющее. Другие считают бытие отражением некоторой сущности, которая недоступна чувственному восприятию. Третьи полагают, что бытие само является абстрактной сущностью. Четвертые утверждают, что единственное возможное бытие – это бытие человека. Есть в философии бытия и другие его трактовки. Нередко понятие “бытие” отождествляют с такими понятиями, как “действительность”, “существование” или “реальность”. Его связывают и с понятиями “небытие” и “ничто”, “единое” и ”многое”, ”целое” и ”часть”, ”количество” и ”качество”, ”содержание” и ”форма”, ”единичное” и ”общее”, полагая, что каждое из них в той или иной мере выражает природу бытия.
Согласно точке зрения, которую выразил еще Парменид, бытие противостоит небытию. Бытие представляет собой единое, неподвижное, неизменное, бесконечное, тождественное само себе сущее. Только бытие для него реально, небытие же – иллюзорно, так как его невозможно ни познать, ни высказать. Парменид одним из первых поставил вопрос о соотношении бытия и мышления, утверждая, что они тождественны друг другу.
Современник Парменида Гераклит напротив утверждает, что основным свойством бытия является его изменчивость, непрерывное становление. Наиболее ярко этот тезис выражен в известном изречении “В одну и ту же реку нельзя вступить дважды”. Однако, у обоих философов бытие, отождествляемое с сущим, понимается как изначально заданное условие существования вещей, условие существования действительного мира. Понимаемую таким образом онтологию можно назвать “вещной” онтологией. Гераклит – один из создателей диалектики, стихийный материалист. Первоначалом всего считал огонь. Все возникающее из огня возникает по необходимости, которую он назвал мировым “Логосом”. Причиной изменений в мире служит “борьба” противоположностей, которая есть “царь всего”, и в которой обнаруживается их тождество.
Иное понимание бытия обнаруживается у Платона, для которого мир чувственных вещей порождается миром “чистых идей”. Каждая чувственная вещь имеет свою цель – идею, каждая из вещей является лишь моделью этой идеи. Идеи для Платона и есть сущий род бытия. Они есть “истинное бытие”. Идеи объективны, бестелесны, независимы ни от времени, ни от пространства, они вечны. Идеи недоступны чувственному опыту и постигаются лишь с помощью разума; именно идеи являются источником бытия вещей. В философии Нового времени категория “бытие” рассматривается в тесной связи с категорией “субстанция”, которая служит для выражения единства бытия и под которой понимают неуничтожимый, неизменный субстрат, предельное основание бытия. У одних философов субстанция – нечто материальное, у других – идеальное, у третьих – то и другое.
Для Беркли, например, основой всего существующего является духовная субстанция, “дух”, от которого все и вся зависимо, в котором все живое живет, а все, что может двигаться – движется. Для него вполне очевидно, что бытия духа, который бесконечно мудр и всемогущ, с избытком достаточно для того, чтобы объяснить все явления природы. Что же касается материи, то ни она по своей природе не обладает чувственностью, ни человек, со своими органами чувств ее не воспринимает. Материя вообще просто-напросто нигде не существует. Таким образом, Беркли признавал существование только духовного бытия.
Иначе подходит к пониманию субстанции Спиноза. Он полагает единым и единственным, вполне самостоятельным и независимым основанием реального мира материальную субстанцию, под которой понимает все, существующее само по себе и само в себе, что может быть представлено само через себя, т.е. нечто самодостаточное и в своем существовании и в представлении. Опираясь на геометрический метод пытался создать целостную картину мира, ядром которой является тождество природы и Бога.
В то же время Спиноза отождествляет субстанцию с Богом, понимая Бога, как первопричину всего сущего, в том числе и самого себя. Бог-субстанция Спинозы – это есть порождающая себя тотальная Природа.
В современной философии категория бытия трактуется также по-разному. Каждое философское направление исходит из своих собственных оснований. В феноменологии, например, бытие – это бытие предмета, мыслимого в сознании, бытие идеальной сущности (Гуссерль). Для герменевтики бытие – это, по сути дела, интерпретация, так как бытие раскрывается человеку лишь в понимании бытия (Хайдеггер). Для экзистенциальной философии бытие есть не что иное, как сам человек, его переживание своего “бытия-в-мире”, непосредственно данное ему как существование. Современных философов объединяет обращение к проблеме бытия человека, его существования во взаимосвязи с бытием мира.
Наличие различных подходов к проблеме понимания бытия вполне объяснимо, если учесть, что само реальное бытие предстает человеку в многообразных формах, которые должны были найти свое отражение в понятии “бытие”. В силу чего, это понятие должно было быть предельно широким и предельно абстрактным.
Действительно, категория “бытие” отражает наиболее общие и существенные свойства окружающего мира и мира самого человека.
Во-первых, это вечность существования мира. Согласно мнению многих философов, мир всегда существовал, существует, и всегда будет существовать. Он сам постоянно воспроизводит самого себя.
Во-вторых, это бесконечность мира, его беспредельность.
В-третьих, это единство мира, которое проявляется в многообразии его форм.
В-четвертых, это равенство существования природного, социального и духовного.
В-пятых, изменчивость мира: он не остается постоянным, он находится в непрестанном движении, развитии.
В-шестых, независимость существования окружающего мира от сознания человека – объективность мира.
Бытие – это объективная и субъективная реальность в своей совокупности. Бытие – это все то, что существует.
Иными словами, бытие – это чистое существование, не имеющее причины. Бытие – причина самого себя. Оно является самодостаточным, ни из чего не выводится и ни к чему не сводится. Бытие – это действительность в полном смысле слова.
При этом следует иметь в виду, что под объективной реальностью обычно понимают мир вещей естественной природы, мир физических, химических и биологических явлений, состояний и процессов, а также самого человека вместе с созданными им социальным миром и миром вещей. Иначе говоря, объективная реальность – это материальный социо-природный мир.
Субъективная реальность – это мир психических состояний человека, его сознания, его духовности.
Основные формы бытия: 1. Материальное бытие. 2. Духовное бытие.
К материальному бытию относятся: бытие вещей “первой” и ”второй” природы; бытие человека как социоприродного существа; социальное бытие.
К духовному бытию относят: индивидуализированное духовное бытие; интерсубъективное духовное бытие.
Под бытием вещей “первой природы” понимается существование материальных тел, процессов и состояний, которые имеют естественное происхождение. Это, например, планета Земля и вся Вселенная. Это – моря и океаны, леса и горы, флора и фауна Земли, ее природные ископаемые. Все это принадлежит к классу “первой природы” и существует вне человека и независимо от него. Эта форма бытия представляет собой объективную реальность, которая является первичной по отношению к человеку и его сознанию. Ибо человек сам есть часть природы и его происхождение, жизнь и деятельность без нее попросту невозможна.
В отличие от вещей “первой природы”, бытие вещей “второй природы” тесным образом связано с деятельностью человека. Вещи “второй природы” – это все, что сотворено человеком и нашло свое материальное воплощение: орудия труда, здания и сооружения, корабли и самолеты, автомобильные и железные дороги, телефонные и компьютерные сети, средства массовой информации и произведения искусства и т.п.
Вещи “второй природы”, несомненно, обладают объективностью. Будучи результатом деятельности человека, они существуют вне его сознания и независимо от него. Они живут по своим собственным законам, определяя характер жизнедеятельности человека.
Бытие вещей “второй природы” является синтезом природного материала, из которого они сделаны, “опредмеченной” мысли и “опредмеченной” же деятельности человека. Кроме того, бытие этих вещей связано с их целевым назначением: это могут быть предметы труда или средства труда, это могут быть предметы эстетического созерцания или переживания, и т.п. Иначе вещи “второй природы” можно назвать природно-духовно-социальной разновидностью объективной реальности.
Бытие человека как природного и социального существа предполагает его существование в мире вещей. Он сам как существо, обладающее физическим телом, представляет, в некотором роде, вещь. Конечно, это особая вещь, обладающая способностью мыслить, “способностью к суждению” (Кант). Эта “двойственность” человека определяет специфику его бытия, которая выражается в следующем.
Человек – это, действительно, “мыслящая вещь”, которая осознает свое существование именно как существование человека, выделяет себя из остального мира, благодаря тому, что обладает способностью мыслить, давать оценку свои действиям, изменять свое поведение, формировать свое физическое тело и духовный мир.
Еще одной специфической особенностью бытия человека является его не абсолютная, как у животного, а относительная зависимость от физического тела. Удовлетворяя те или иные биологические потребности, человек руководствуется при этом определенными социальными нормами и правилами, позволяющими контролировать и регулировать эти потребности.
Характерной чертой бытия человека является и то, что он тысячами нитей связан многочисленными и разнообразными социальными отношениями. Он порожден этими отношениями и, одновременно, является их творцом.
Одной из важнейших особенностей человека, отличающих его бытие, является способность к речевой деятельности, обладание языком. Язык – это не только средство общения между людьми. Это еще и способ социализации человека. Вне языка человек теряет свою человеческую сущность.
Наконец, следует отметить и такую особенность бытия человека, как способность создавать вещи “второй природы”. Это придает особый характер бытию человека в том смысле, что эта способность позволяет ему значительно усилить свое влияние на “первую природу”, расширить арсенал средств, направленных на переустройство окружающего мира и своего собственного бытия.
Третья форма материального бытия – социальное бытие – это совместное бытие людей, связанных между собой многообразными отношениями, представляющими целостную, развивающуюся систему, главным системообразующим признаком которой являются экономические отношения.
Четвертой формой бытия является духовное бытие, к сфере которого относят, прежде всего, такие психические феномены, как сознание и бессознательное, вместе с такими результатами их деятельности, как идеи, принципы, нормы и правила, знания и т.п. Духовное бытие обычно делят на индивидуализированное духовное бытие и объективированное (интерсубъективное) духовное бытие.
Индивидуализированное духовное бытие – это духовное бытие, принадлежащее отдельному человеку. Это – духовный мир индивида, который отражает специфические особенности, неповторимость каждого человека: его психики, поведения, условий жизни и профессиональной деятельности, уровень образования и т.д.
Объективированное или интерсубъективное духовное бытие представляет собой коллективное сознание и коллективное бессознательное, нравственные и эстетические ценности, различные идеи и знания, закрепленные в общественном сознании с помощью знаково-символических форм, которые служат средством объективации и передачи духовного опыта.
Индивидуализированное духовное бытие содержит в себе частично и интерсубъективное духовное бытие, и, наоборот, интерсубъективное бытие не может существовать вне индивидуализированного духовного бытия.
Все рассмотренные формы бытия имеют то или иное предельное основание, которое может быть материальным или не-материальным (духовным). Оба основания тесным образом связаны между собой, существуют в постоянном взаимодействии.
Категория материи в философии и науке. Структура материи.На пути своего формирования категория «материя” прошла несколько этапов.
На первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь – у Гераклита, вода – у Фалеса, воздух – у Анаксимена и т.д.). Этот этап, который в философии называют наивным материализмом, характеризуется тем, что понятие «материя” формируется на основе восприятия человеком окружающего мира, на основе наблюдения, а не экспериментальных данных.
Атомистическая модель материи. На втором этапе материя отождествляется с атомами, веществом, с комплексом их свойств. Она предстает как вещественный субстрат, как нечто такое, что само по себе вещественно, материально, но чувственно не воспринимаемо.
С точки зрения Демокрита, материя – это совокупность бесконечного числа атомов – мельчайших неделимых частиц. Они отличаются друг от друга своими формами, величиной, положением и порядком. Все атомы непрерывно перемещаются в пространстве. Различный характер взаимодействия между атомами приводит к различному качественному «оформлению” существующих в мире вещей, их многообразию. В связи с тем, что плотность атомов в пустоте (небытии) различна, столкновение достаточно большого количества атомов образует вихрь, который становится причиной возникновения Земли, неба, огня, воздуха, Солнца, Луны и других материальных образований.
Демокрит (ок.470-370? до н.э.) – родился в г.Абдере во Фракии. Один из авторов атомистической теории, согласно которой атомы являются основой бытия, а пустота – небытия. Душа, которую он считал смертной, тоже образуется из атомов.
В теории познания выделял чувственное и рассудочное знание, полагая, что истину может дать только разум, открывающий то, что недоступно чувствам.
Цель жизни в его понимании – разумное удовлетворение потребностей, которое и есть счастье.
Написал около 70 работ, из которых главными считается «Малый диакосмос” (до нас дошли лишь его фрагменты).
Атомистическая модель материи, в основе которой лежат представления о дискретности материи, находит свое продолжение в натурфилософии и естествознании. Идея дискретного строения материи пользовалась авторитетом в науке вплоть до начала XX в.
Третийэтап развития философского понимания материи связан с появлением механистического или метафизического материализма. Во многом это объясняется тем, что со времен Декарта механика считалась самой совершенной наукой. В этот период разрабатывается понимание материи как субстанции-тела, с единственным свойством – протяженностью С точки зрения Декарта, материя не имеет предела деления, на есть сама природа, «универсум” – гигантский механизм, в котором кругообразное движение различных по своей величине частиц материи осуществляется под влиянием божественного “первотолчка” по законам механики.
Рене Декарт (1596 - 1650) – французский философ, математик, физик и физиолог. Один из представителей рационализма, родоначальник «новой философии”. Сторонник построения научного знания как единой системы, базирующейся на самоочевидных истинах и достоверном знании. Первым достоверным суждением новой науки считал суждение «Мыслю, следовательно, существую”.
Окружающий мир он представлял в виде гигантского механизма наподобие часов. Сторонник существования независимых друг от друга субстанций: материальной и духовной.
Основные философские труды: «Рассуждение о методе”, «Метафизические размышления” и «Начала философии”.
Четвертыйэтап формирования категории «материя” связан с тем, что было установлено, что атом на самом деле не является мельчайшей неделимой частицей. Он делим, что подтверждалось открытием электрона. Кроме этого, физиками было открыто такое состояние материи, которое принципиальным образом отличалось от вещества. Эта физическая реальность, названная полем, имела свойства вполне самостоятельно перемещаться, независимо от объекта, с которым связывалось существование этого поля. Речь шла о совершенно новом виде материи, которого не знали в прошлом.
В силу невозможности объяснить новые открытия с помощью атомистической теории в конце XIX – начале XX в. в физике возник кризис. Его преодоление было сопряжено с ломкой старых представлений о материи, связанных с отдельными ее видами, и переходом к пониманию материи как объективной реальности, охватывающей бесконечное многообразие существующих в мире объектов или систем, которые наблюдаемы или могут быть таковыми в потенции.
В философском понимании категории «материя” можно выделить и пятый этап, где эта категория предстает как совокупность многих атрибутов, и которая (в определенной мере) в «снятом” виде содержит указанные выше ее трактовки. Это так называемое субстанционально-аксиологическое представление о материи, которое возникло в середине XX столетия.
В философской литературе много определений категории «материя”. В качестве исходного можно принять следующее определение:
Материя–это универсальная категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им.
Это определение, с одной стороны, ограничивает материю от сознания (субъективной реальности), и, одновременно, признает ее производящей причиной всего сущего. С другой стороны, оно признает и принципиальную возможность познания материального мира, ибо отображение – это результат активного взаимодействия человека с окружающим миром.
Категория «материя” является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует человек вообще, растение вообще, белизна вообще и т.д. Вместе с тем, эта категория имеет под собой объективное основание: свойство всех явлений многообразной действительности существовать независимо от сознания и воли человека.
Свойства, или атрибуты материи. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима и находится в постоянном движении в пространственно-временном континууме. Она есть causa sui, причина самой себя (Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами. Разумеется, что названные свойства не исчерпывают всего перечня атрибутов материи, который включает также сущность, количество и качество и т.д.
Модусы, или состояния материи. Кроме атрибутов, неразрывно связанных со всей материей, различают еще и ее модусы, т.е. такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность, электропроводность, наследственность и т.п.).
Структурные уровни развития или организации материи можно представить следующим образом: природа и общество.
Природа включает неорганическую природу (вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики, метагалактика) и органическую (ДНК, РНК, белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы).
Общество – это человек, семья, социальная группа, нация, этнос, народ, человечество.
Эта схема в целом отражает сложившийся на современном этапе развития познания взгляд на окружающий человека мир природы и социальный мир, с точки зрения их единства и генезиса.
Как известно, в астрономии, космологии и физике существует гипотеза о происхождении Вселенной путем «большого взрыва”. Согласно этой гипотезе, около 18 млрд лет назад в вакууме произошел взрыв, способствовавший возникновению различных элементарных частиц. Это, в свою очередь, привело к созданию атомов и молекул, затем макрочастиц и макротел, звезд, планет, органических веществ и, наконец, жизни в ее различных формах и проявлениях.
На каждом структурном уровне организации материи осуществляются различные взаимодействия между объектами действительности. В определенном смысле, взаимодействие является способом существования материальных объектов.
На уровне элементарных частиц, например, существуют сильные, слабые, электромагнитные и гравитационные взаимодействия, которые давно и хорошо известны человеку, проявляют себя не только в микромире, но и в мире макротел, и в далеком от нас космосе – в мегамире.
Попытки ученых найти взаимосвязь между различными типами физического взаимодействия дают позитивные результаты. Сначала было обнаружено, что электромагнитные и слабые взаимодействия являются различными проявлениями одного и того же взаимодействия, названного электрослабым. Затем оказалось возможным объединить электрослабые взаимодействия с сильными (ядерными) взаимодействиями. В последние годы физики ведут интенсивные поиски возможностей создания единой теории взаимодействия, которая способствовала бы более глубокому проникновению в тайны Вселенной на субэлементарном уровне.
Если на уровне элементарных частиц, в микромире в результате взаимодействия рождаются новые частицы, то на уровне макро- и мегамира происходят более сложные процессы, сопровождаемые различными изменениями в неживой и живой природе. Неживая природа при определенных условиях создает такие органические соединения, как нуклеиновые кислоты, взаимодействия которых в дальнейшем приводит к возникновению белков и клеток, одноклеточных и многоклеточных организмов – возникает органическая жизнь.
С течением времени в результате взаимодействия различных форм живой материи образуются особые ее системы, называемые популяциями, которые имеют специфические видовые отличия, единый генофонд, регулируют поведение особей популяции и их размножение. Это достаточно многочисленная совокупность особей определенного вида, в течение длительного времени населяющих некоторый участок географического пространства. Примерами могут служить популяции сумчатых в Австралии, обезьян в Африке или Южной Америке, осетровых рыб в Каспии, растений в сибирской тайге и т.д.
Взаимодействие нескольких популяций между собой и окружающей их природой приводит к образованию биоценозов. В биоценозе популяции связаны таким образом, что жизнедеятельность одних из них зависит от жизнедеятельности одной из популяций, входящей в биоценоз, происходят нарушения и в связанной с ней другой популяцией.
В дальнейшем, как показывает пример нашей планеты, биоценозы, взаимодействуя друг с другом, образуют более широкую жизненную систему, которую называют биосферой.
Биосфера – это система взаимодействий не только между биоценозами, но и с атмосферой Земли, с ее водной поверхностью и с космосом. Как и в биоценозе, в биосфере существует относительное равновесие. Серьезные изменения в одной из составляющих этой глобальной жизненной системы могут привести к весьма существенным негативным последствиям для всей системы, спровоцировать такие необратимые процессы, последствия которых трудно предугадать.
Особое место в иерархии материальных систем занимают человек и общество. Каждый человек и общество в целом оказываются связанными многочисленными и многообразными взаимодействиями с окружающей природой, активно влияют на ее развитие и на развитие социума. Творческая, созидательная деятельность человека, так или иначе, сказывается на биосфере, составной частью которой он является.
В связи с этим становится понятна та роль, которая принадлежит человеку в сохранении равновесия внутри и вне биосферы.
Таково в самых общих чертах современное представление о мире, в основе которого лежит идея его материалистического единства или, как говорят философы, идея материалистического монизма.
Вместе с тем, существуют и такие модели мира, в которых его началом (субстанцией) выступает сознание или дух: абсолютная идея (Гегель), воля к власти (Ницше), воля к жизни (Швейцер), экзистенция субъекта (Бердяев), Бог как мера мерящая, но ни в какой степени неизмеряемая (Маритен) и др.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) – представитель немецкой классической философии. Родился в Штутгарте. Оказал огромное влияние на развитие философской мысли в Новое время. Автор систематической теории диалектики, в основе которой лежит понятие “абсолютной идеи”. В своей философии представил духовное развитие индивида как воспроизведение стадий самопознания «мирового духа” от чувственных данных до «абсолютного знания”, знания форм и законов, изнутри управляющих этим процессом, а развитие духовной культуры человечества – как выявление творческих сил «мирового разума”.
К наиболее важным работам Гегеля можно отнести следующие: «Феноменология духа”, ”Наука логики”, ”Энциклопедия философских наук”, ”Философия права”.
Таким образом, монистическая модель мира подразумевает, что ее основой может быть только одна субстанция: материальная или духовная.
Кроме монистических представлений о мире, могут быть дуалистические и плюралистическиеего представления. Одной из наиболее известных дуалистических концепций мира, где в качестве основы мира выступают две самостоятельные субстанции (протяженная материя и мыслящий дух), является концепция Декарта. В качестве примера плюралистической модели мира можно привести модель мироздания Эмпедокла, который в качестве первоначала принимает сразу четыре стихии: земля, огонь, воду и воздух. Эти стихии он называет «корнями вещей”, которые все одинаково равны и одинаково древнего рода.
В современной философии примером философского плюрализма в понимании мира может служить «критическая онтология” Гартмана, а которой бытие рассматривается как иерархия четырех различных пластов: неорганического, органического, душевного и духовного.
Принцип детерминизма.Формирование представлений о мире не заканчивается с установлением его структурной организации. Важно также дополнить содержание этих представлений, учитывая принцип детерминизма, который предполагает всеобщую обусловленность объективных явлений. Этот принцип можно выразить следующим образом: всякое явление обусловлено другими явлениями.
Важнейшими категориями, связанными с принципом детерминизма, являются категории «причина” и «следствие”, «необходимость” и «случайность” и др.
Основной формой проявления обусловленности является причинно-следственная связь.
Явление, непосредственно предшествующее другому явлению и обусловливающее его возникновение, называют причиной. Возникшее в этом случае явление, которое следует за исходным, называют следствием.
Отличительными признаками причинно-следственной связи, по которым ее можно выделить из других обусловливающих связей, являются необходимость, однозначность и определенность, последовательность во времени, а также свойство порождать другие явления.
Необходимость связи причины и следствия проявляется в том, что возникновение в тех или иных условиях причинного явления независимо от своего пространственно-временного положения в обязательном порядке вызывает некоторое следствие (если по проводнику пропустить электрический ток, то проводник нагреется).
Однозначность и определенность причинной связи означает, что определенная причина, возникающая в разных местах и в разное время, порождает и вполне определенное следствие (если в обращении растет денежная масса, то растет и инфляция; если Луна в своем движении оказывается между Солнцем и Землей, то возникает явлением, называемое Солнечным затмением).
Последовательность во времени (смежность) причины и следствия проявляется в том, что первая всегда предшествует второму. Было бы неправильным, например, утверждать, что причиной изменения скорости автомобиля является изменение положения стрелки на его спидометре, или что причиной восхода Солнца является крик петуха.
Свойство причины порождать другое явление говорит о том, что предшествование во времени недостаточно для утверждения о наличии причинной связи между явлениями, что причинность это не только временная, но в определенном смысле их генетическая связь (высокоорганизованная материя – человеческий мозг – является порождающей причиной сознания).
Причинная связь является всеобщей и фундаментальной, ибо в мире не существует беспричинных явлений, каждое явление или событие имеет причину своего возникновения и существования: из ничего не может возникнуть нечто.
Причинно-следственные связи имеют различный характер. Они могут быть однолинейными (в этом случае одно и то же явление, выступая причиной другого явления, само есть следствие некоторого третьего явления) или разветвляющимися, веерными (при этом одно явление может быть причиной нескольких различных следствий или, наоборот, одно и то же явление может быть следствием различных причин). Эти связи могут представлять собой целую систему, которую называют сетью причинности (в этом случае каждое явление выступает причиной и следствием по отношению к другим явлениям).
Абсолютизация причинности, сведение обусловленности явлений лишь к динамическим причинно-следственным связям характеризует концепцию механистического детерминизма. Ее наиболее «жестким” вариантом является детерминизм Лапласа. Современная его версия воспроизводит идею однозначной связи некоторого явления или события с другими, что дает возможность точно предсказать их возникновение, изменения направления развития и т.д. При этом наличие в действительности случайности, считают лишь формами проявления необходимости.
Такая трактовка причинности в понимании, например, социальной жизни приводит к тому, что история общества предстает заранее предопределенной: в ней исключается всякая возможность воздействия на ее ход индивида и социальных групп, а, значит, исключается и свобода выбора человеком целей своей деятельности.
Полное отрицание причинности или ее объективного характера свойственно концепции индетерминизма. Ее сторонники утверждают, что причинность не является характерной даже для классической физики, ибо она не объясняет отношений между наблюдаемыми явлениями, характер связей между которыми является случайным. Тем более, нельзя использовать причинность для объяснения поведения человека, свободы его выбора, так как при этом уничтожается его разум, совесть и способность оценивать свои действия.
Такая позиция приводит к тому, что в развитии общества отрицается наличие закономерностей: его история предстает как цепь случайных событий, к признанию невозможности рационально объяснить тот или иной социальный феномен.
В отечественной философии концепции детерминизма исходят из того, что обусловленность не сводится к причинным связям, так как в реальном мире кроме них существуют: функциональные, корреляционные и другие связи. Важное внимание уделяется при этом не только необходимости, но и случайности, которые рассматриваются в их тесном единстве, что позволяет подойти к изучению объекта с разных сторон, представить его во всей целостности.
Необходимость–это такая философская категория, которая обозначает связь, посредством которой реализуется единственная реально существующая возможность.
Случайность –это философская категория, обозначающая такую связь, при которой реализуется лишь одна из нескольких реально существующих возможностей.