ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В.В.Кудрявцев
ЛЕКЦИИ ПО
ИСТОРИИ РЕЛИГИИ
И
СВОБОДОМЫСЛИЯ
Учебное пособие для студентов вузов
МИНСК "ТетраСистемс" 1997
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................. 5
ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ........................................................................... 6
ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ ? ................................................................. 6
СТРУКТУРА РЕЛИГИИ ................................................................ 11
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ............................................ 17
ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ......................................................................... 20
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ.................................. 20
ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ......................................................................... 27
СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ...................... 27
Религиозно-мифологические представления в
древнем мире...................................................................................... 30
Формирование представлений о религиозной свободе
в эпоху Средневековья....................................................................... 33
Свобода совести и вероисповеданий в эпоху
Возрождения .................................................................................... 36
Свобода совести и вероисповедания в период
Реформации....................................................................................... 37
Свобода совести и буржуазные революции ................................. 40
ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ................................................................. 43
ХРИСТИАНСТВО............................................................................ 43
Исторические условия становления христианства..................... 43
ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ........................................................................... 51
ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА............................. 51
Православное богословие: сущность, структура и специфика
развития ........................................................................................... 59
ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ....................................................................... 76
СТРУКТУРА БОГОСЛОВИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 76
Нравственное богословие................................................................ 79
Христианская мистика. ................................................................ 83
ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ..................................................................... 90
БОГОСЛОВИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ............................ 90
ЛЕКЦИЯ ВОСЬМАЯ................................................................. 111
КАТОЛИЦИЗМ................................................................................ III
Причины и условия возникновения раскола................................... III
Расхождения между католицизмом и православием
в вопросах вероучения и культа................................................... 120
Католицизм в Белоруссии.............................................................. 127
ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ.................................................................... 131
ПРОТЕСТАНТИЗМ...................................................................... 131
Основы вероучения.......................................................................... 139
Основные течения в протестантизме. ...................................... 144
Англиканская церковь.................................................................... 146
ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯ.................................................................... 151
ИСЛАМ.......................................................................................... 151
Мухаимад......................................................................................... 154
ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА ...................................... 161
Основные течения в исламе. ........................................................ 172
Суфизм. ......................................................................................... 174
ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ...................................................... 177
БУДДИЗМ. ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА БУДДИЗМА 177
Жизнь и личность Будды................................................................ 182
Дхарма............................................................................................ 186
Карма.............................................................................................. 189
Сансара........................................................................................... 190
Нирвана........................................................................................ 192 .
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ...................... 203
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.................................................. 206
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная работа представляет собой попытку синтеза материала из истории и теории религии и свободомыслия, читанного в различные годы студентам Белорусского государственного педагогического университета. Его главная цель - облегчить студентам подготовку к сдаче зачетов и экзаменов.
Излагаемый материал не претендует на полный охват всех проблем науки. Предлагаемый курс лекций есть именно курс лекций, направленный на введение в историю и теорию религии и свободомыслия, а не полный свод материалов по религиоведению, истории религии. В первом разделе книги определяется понятие "религия", определяются ее структура и функции.
Во втором и третьем разделах рассматриваются исторические формы верований человечества и мировые религии. Особое место отводится христианству, так как, по убеждению автора, в настоящее время население проявляет большой интерес к этому вероисповеданию, которое определило и сформировало культуру европейской цивилизации. Да и основная масса верующих в нашем Отечестве - христиане.
При разработке данного курса автор использовал различные сочинения и учебные пособия, тексты учителей церкви и светских богословов. Итак, данная работа предлагается студентам в качестве учебного пособия, а также для всех кто интересуется данной проблематикой.
Автор выражает искреннюю признательность и благодарность ректору института профессору А.Н.Алпееву за активное содействие в создании данного учебного пособия.
ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?
"Стало холоднее", - говорит у Ницше мудрец, искавший Бога. И уже начинает кое-где зарождаться сознание, что "убийство Бога"… Понятие"религия" происходит от латинского словагеН^ю, что значит… Различные подходы к анализу сущности религии, как правило, определялись мировоззрением исследователя. В современной…
Сущность религиозного мировоззрения заключается в том, что его основой является вера в сверхъестественный абсолют, который в зависимости от конкретной религии имеет свой набор качеств и характерных особенностей, т.е. не абстрактный сверхъестественный абсолют, а "реальный" Бог, в которого верят конкретные люда.
Таким образом, сторонники богословских и объективно-идеалистических концепций сводят вопрос о сущности религии к вопросу о сущности и существовании сверхъестественного "абсолюта", т.е. Бога. Обоснование религии превращается в постулирование бытия Бога в различной терминологической оболочке.
СТРУКТУРА РЕЛИГИИ
веды и научные атеисты придерживаются данной классификации, однако все выделяют религиозное сознание, религиозные организации, религиозные… 1. Религиозное сознание. Это определяющий элемент религиозной системы, через… Большинство отечественных исследователей религии справедливо считают главным, специфическим признаком религиозного…
Ж) защита своего вероучения и культа от различных форм критики со стороны его противников.
Для практики религиозных организаций на современном этапе характерна тенденция расширять свои функции за счет внерелигиозной деятельности. При этом…
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
1. Мировоззренческая функция. Религия включает определенное миропонимание (объяснение мира, места в нем человека, сущности природы и т.д.),… Своеобразие религиозного мировоззрения состоит в том, что оно отражает… 2. Иллюзорно-компенсаторная функция. Смысл данной функции заключается в том, что религия иллюзорно восполняет…
ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ
В настоящее время многие исследователи истории религиозных представлений и древних культов относят к историческим формам верований людейтотемизм,… 1. Тотемизм. Ранние религиозные воззрения возникли в глубокой древности на… Термин "тотемизм" позаимствован из языка индейцев оджибве и обозначает "его род". Вошел в научное…
Нести, а во-вторых., изменяло родовое отношение к тотему.
2. Анимизм. Данное понятие происходит от латинскогоатпшх - дух, душа и обозначает религиозные представления о духах и душе. Этот термин впервые… В настоящее время понятие "анимизм" обозначает веру в существование… Как система устойчивых и осознанных религиозных взглядов анимизм возник и развивался параллельно с тотемистическими…
ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ
СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ
Одним из важнейших прав граждан нашего государства является свобода совести и вероисповедания. Деятели культуры и науки, политические лидеры, юристы… В современных публикациях, выступлениях четко просматривается два подхода к… Учитывая неоднозначную оценку роли свободомыслия и атеизма в развитии общества, считаем необходимым более подробно…
Запрещается деятельность конфессиональных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан.
Отношения государства и конфессий регулируются законом".
А в ст.31 разъясняется, что "каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов".
Более детально отношения между церковью и государством регулирует закон"О свободе вероисповеданий и религиозных организациях". Этот закон гарантирует права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан, независимо от отношения к религии, и регулирует отношения, связанные с деятельностью религиозных организаций.
Данный закон призван регулировать прЬтиворе-чия, возникающие в сфере общественных отношений, в целях осуществления принципов свободы совести и вероисповеданий, закрепленных в Конституции, а также реализации права граждан на использование этих свобод. (См. Закон Республики Беларусь "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях". //Ведамасвд Вярхоунага Савета Рэспубл1К1 Беларусь, 1993. ^ 2. С.61-73.)
Формирование представлений о свободе совести и вероисповедания и методы реализации их на практике имеют длительную историю. В борьбе за недопущение религиозной исключительности, религиозной нетерпимости, за ликвидацию статуса государственной религии, разоблачение теократических амбиций влиятельных религиозных объединений происходило становление и развитие антиклерикальных традиций, процессов секуляризации (от позднелатинского8аеси1ап5 - мирской, светский - процесс освобождения светской жизни из-под влияния религии и церкви) общественных отношений, разделение светской и религиозной властей, пред-29
ставлений о свободе вероисповедания и других идей. Все эти идеи и представления явились опосредованным отражением экономических, политических, культурных противоречий исторического процесса.
Религиозно-мифологические представления в древнем мире
В Древнем Египте, наряду с общепризнанными богами:Нут - богиней неба,Нуном - богом первозданного океана, Ху - богом творческого слова, Маат -… Статус того или иного божества зависел от социально-политического состояния… Всевластие вождей способствовало широкому распространению убеждений в божественном происхождении царской власти, в…
Формирование представлений о религиозной свободе в эпоху Средневековья
2Ък.1793 ^
ных оппозиционных феодализму социально-политических движений.
В рамках христианства практически всегда существовали течения, противостоявшие доктринальному официозу и составлявшие…
Свобода совести и вероисповеданий в эпоху Возрождения
В этих условиях вопрос о власти находил свое отражение в отношении к проблемам свободного вероисповедания. Прогресс производства и науки… Эпоха Возрождения дала миру целую плеяду выдающихся писателей, художников,…
Свобода совести и вероисповедания в период Реформации
ем вольной проповеди и беспрепятственного распространения Священного Писания.
Причина доминирующего значения лозунга свободы вероисповедания в период… Однако будучи крупнейшим феодалом, католическая церковь вместе со светской властью обрушила на вождей и идеологов…
Свобода совести и буржуазные революции
Законы буржуазного общества объявлялись "естественными", вечными и неизменными, вытекающими из природы вещей, общества и морали. Сущность… Исходя из такого статуса религии, свобода религиозной совести получила свой… Заметный вклад в развитие представлений о свободе совести внесли такие философы, какБ.Спиноза(1632-1677),Т.Гоббс…
ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
ХРИСТИАНСТВО
Исторические условия становления христианства
Сама же история религиозных представлений и верований, со времени их возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения и перехода в… Высший этап развития религиозных представлений и верований в обществе тех… Эта тенденция или этап в развитии религиозных верований и представлений называется монотеизмом. Возникновение…
Тест против существующих в обществе отношений, против социального гнета.
Отдельные императоры и правители провинций в своей деятельности иногда пытались, и небезуспешно, опереться на христианские общины. Сначала это… После этого христианство уже окончательно перестало быть религией рабов и…
ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ
ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
Первоначальной основой раннего христианства была вера в искупительную жертву миссии Иисуса Христа, который, придя в мир людей, пострадал за их грехи… Первые христианские проповедники и пророки пропагандировали свое учение, не… Итак, первые христиане верили в миссию Христа, в то, что Он пострадал за верующий люд, что Он вернется на землю, чтобы…
Веры христиан, дал определение божественности Сына Божьего Иисуса Христа; 1 Константинопольский Собор в 381 г. сформулировал вторую часть символа веры, определив божественность Святого Духа; Эфесский собор (431 г.) дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего и Марии - как Божьей Матери; Халкен-донский Собор (451 г.) дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном лице; II Константинопольский Собор (553 г.) подтвердил учение о едином Боге (Троице) и об Иисусе Христе; III Константинопольский Собор (680 г.) подтвердил человеческую сущность Иисуса Христа через признание его человеческой воли и действий; II Никейский Собор (787 г.) провозгласил икону истинным выражением христианской веры.
Изложение вопроса о становлении христианского вероучения будет полнее, если привести еще и символ веры, принятый первыми двумя Соборами. Вот его формула: "Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распя-таго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день, по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Его же Царствию не будет конца".
Вскоре после Собора и споров о Сыне Божьем и Слове Божьем возникла полемика о Святом Духе как составной части триединого Бога. Константинопольский Собор добавил следующее определение к никейс-кой формуле: "И в Духа Святаго, Господа, животворящего, иже от Отца Исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима, глаголавшаго пророки. Во Еди-ну святую Соборную и Апостольскую Церковь. Испове-
дую едино крещение во оставлении грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь". Кроме этого символ веры должен был производиться от первого лица, с добавлением перед каждым членом символа веры слова "Верую...".
Таким образом, есть все основания утверждать, что учение христиан есть плод труда богословов, а не данное Богом учение, которое на протяжении веков изменялось и развивалось в соответствии с общей потребностью верующего сознания.
Анализируя христианские ереси и богословские споры первых веков существования христианства, можно убедиться, что единого стройного христианского учения тогда не существовало, что христиане постоянно и непрерывно спорили друг с другом по вопросам вероучения и культовой практики.
Для создания правильного представления о становлении и развитии христианства важно иметь в виду, что, хотя среди сторонников новой религии шла непрерывная борьба различных течений, направлений, четкого разграничения между ними не было. Эти направления взаимопроникали и дополняли друг друга.
Кроме развития теории и культовой практикив период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианской церкви, с ее централизацией и строгим выполнением предписаний высших должностных лиц. Одним словом, став государственной религией, христианство превратилось и в господствующее мировоззрение государства. Естественно, государство нуждается в единой идеологии, едином учении, и поэтому оно было заинтересовано в укреплении церковной дисциплины, а также единого мировоззрения.
История развития христианства дает богатый материал для выяснения причин раскола среди сторонников этой религиозной системы. Основные причины, обусловившие раскол христианства на два течения в XI в., как не парадоксально, были те же, что позволили новой религии стать впоследствии мировой. Эти причины кроются в силе и одновременно слабости Римской
империи.
Множество различных народов объединяла империя, что позволило христианству после признания его. государственной религией проникнуть во все отдаленные уголки империи. Однако различия в уровне культуры, жизненных укладах разных народов государства вызвали разную интерпретацию противоречивых мест в вероучении христиан, что явилось базой возникновения^ ересей среди вновь обращенных. А распад Римской им-^ перии на ряд государств с различным социально-поли-Ц тическим устройством возвел противоречия в богосло- ' вии и культовой практике в ранг непримиримых. ?
Это, в первую очередь, коснулось Западной и Восточной частей Римской империи. После развала империи в конце IV века между этими регионами усилилось противостояние, доходившие до неоднократных войн.
Кроме этого, в западной части власть императора • утратила свое былое влияние. Однако церковь не только' сохранила свое господство как церковь вечного города, но и смогла сконцентрировать в своих руках еще большую власть с явно выраженной иерархией во главе с римским первосвященником Папой Римским.
Могущество римского императора, наделенного всеми функциями властителя, постепенно перешло к руководителю западных христиан. Идею о божественном происхождении церковной власти от Иисуса Христа, Папа Римский сумел свою власть, а стало быть и западной церкви, поставить выше власти монархов средневековой Европы.
Другое дело, восточные провинции, где после падения и разделения Рима образовалась Византийская империя с безграничной властью константинопольского императора, что обусловило зависимость церкви от нее. А это, в свою очередь, сказалось и на религиозной жизни восточных христиан.
Другой предпосылкой раскола христианской церкви оказалась греко-римская античная традиция рационального осмысления религии, которая в силу общих исторических условий сохранилась на западе. Эти и
другие особенности бытия христианской религии, а также противоречивость вероучения, позволявшая по-разному интерпретировать его, стали причинами раскола, или первого разделения в христианстве, .В1054 г. из-за территориальных претензий главы противоборствующих течений предали друг друга анафеме, что и положило начало окончательному расколу в христианстве.
Православное богословие: сущность, структура и специфика развития
В христианской религии сохранилось немало феноменов в том качестве, которое было заложено в них на заре становления христианства как новой идеологии… В настоящее время почти не вызывает сомнения, что ядром любой религиозной… Прежде чем производить анализ основ христианского вероучения, необходимо ответить на вопрос: что такое богословие и…
ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ
СТРУКТУРА БОГОСЛОВИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
По учению христиан, истины веры основаны на учении Священного Писания и Священного Предания. Что ж собой представляют данные основы христианства?… В системе богословия сложилась совокупность дисциплин, которые изучают книги… Особое место среди этих дисциплин занимает теологическая герменевтика, которую богословы определяют как "науку,…
Нравственное богословие.
Религиозные мыслители разъясняют, что "под именем Православного Нравственного Богословия разумеется систематическое изложение учения… Православные богословы через систему религиозных предписаний, принципов… Нравственное богословие также состоит из двух частей. В первой излагаются богословско-теоретические конструкты о…
Христианская мистика.
ческого опыта проявляется в тяготении человеческого духа к непосредственному общению с божеством.
Известный религиозный философ и богослов В.Н.Лосский утверждал, что богословие… Рассматривая мистику как один из способов приобщения к бытию божьему, как дар божий, христианство использует веру в…
ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ
БОГОСЛОВИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ
Понятие "литургия" образовано путем сложения двух древнегреческих слов, означающих "народный" и "дело". У классических… службы. В первые годы существования христианской церкви содержание этого… Для современных богословов термин"литургия"обозначает действие, посредством которого группа людей исполняет…
Основная задача литургики - специфическими средствами донести до верующих церковные истины, содержащиеся в Евангелии и учении церкви, догматические представления о мире, религиозную картину мира, созданную христианскими теологами.
Требуется не просто зафиксировать те или иные вероучительные истины, а, в первую очередь, создать такую атмосферу переживания, которая поможет верующему осознать, что христианство - не система отвлеченных интеллектуальных истин, а реальное бытие, способное облегчить жизнь верующего и помочь ему во всех случаях жизни. Поэтому христианские пастыри и придают большое значение богослужению как действенному средству религиозного просвещения и воспитания своих подопечных.
"У нас есть одно средство обратиться к этим людям, - говорил на Поместном Соборе архиепископ Кирилл, - это средство - наше православное богослужение". (Поместный Собор Русской Православной Церкви. М. 1990. С.398). Собор уделил много внимания действенности религиозного воспитания верующих, учитывая, что если новое поколение людей не найдет ответа
на свои вопросы в церкви, то оно уйдет из нее. И поэтому первоочередная задача организаторов и вершителей церковного действа всеми доступными средствами вовлекать пассивного человека в лоно церкви и приобщать его к участию в богослужении и в жизни церковной организации. Перед священнослужителями стоит задача не просто вовлекать человека в церковь, а через богослужебную практику разъяснять ему смысл и значение христианства.
Поэтому все средства, начиная от внешнего вида храма и заканчивая облачением священнослужителей, должны активно воздействовать на чувства и мысли неофита, чтобы заставить его пережить и осознать истинность бытия религии, церкви. Стремление идти в ногу с жизнью заставляет церковь совершенствовать богослужение, объяснять его смысл молящимся и присутствующим в храме и через богослужение преподавать истины христианского вероучения. Таким образом, служители церкви рассматривают богослужение не просто -как действо, а как своеобразную практику научения и обучения истинам христианской религии не отвлеченно, а с помощью "театрализованных" тайнодействий, в которые непосредственно вовлекается сам верующий. Тем самым осуществляется постоянное напоминание и закрепление через практику богослужения истин христианского миропонимания. Так, по мнению протоиерея В.Федорова, если молящийся славит Отца и Сына и Св. Духа, то через эту молитву он усваивает догмат о Святой Троице. Если молящийся благоговейно поклоняется Кресту Христову и славит Святое Христово Воскресение, то научается вере в догмат искупления. Догмат почитания святых он усваивает, когда действительно молится святым и прославляет их. Значение догмата поминовения усопших усваивается через действительное поминовение их и т.д. (О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М., 1991. С.307).
Итак, служители церкви неустанно повторяют, что только через участие в молитве, только обретя живой религиозный опыт, верующий освоит способ познания
вероучения христианства. Не менее важным средством воздействия и воплощения догматических представлений является церковная символика, которая взаимосвязывает все элементы религиозного культа и дает однозначно интерпретируемую информацию о вероучении. По мнению авторов "Настольной книги священнослужителей", церковный символ соответствует Божественному прообразу, имеет в себе его благодатное присутствие и тем самым использует свое предназначение. (Настольная книга священнослужителей. Т.4. С. 10).
Традиционно в литургической символике принято различать два вида символов:символы-образы и символы-знаки. К символам - образам относятся те, которые наглядно изображают божественную истину, т.к. они, по мнению вероучителей, проявляют себя в зримых образах. Одним из таких символов является жертвенный агнец Ветхого Завета, воспринимаемый как прообраз Христа Спасителя.
Знаки, или, по христианской терминологии, знамения, - это такие символы, которые передают духовное значение "Божественных" истин и явлений, не изображая их непосредственно. К ним относятся: крест без распятия, экстерьер и интерьер храмов, архитектура церковных построек и их частей, изображение круга, меча, всевидящего ока в треугольнике, головные уборы священнослужителей, архиерейские посохи и многое Другое.
Так, например, строение храма с точки зрения религиозной символики многозначно: внешний облик храма знаменует собой "Дом Божий"; так как все твар-ное предназначено к спасению, а человек спасается только в церкви и через церковь, то храм уподобляется кораблю, где кормчий - Христос, ведущий людей к спасению. Это положение основывается на уверенности в том, что церковь, управляемая Христом, спасает человека от потопления в глубине грехов и ведет его в царство небесное. Если же здание церкви построено в виде креста, то это значит, что христиане получают спасение через веру в распятого Христа.
Храм в виде круга - символ вечного соединения [.ерующих с Христом, ибо круг означает вечность. Движение литургического времени также символизирует сиязь с вечностью; круговая композиция суточных с.1ужб выводит человеческое сознание из текущей преходящей стихии жизни.
Необходимо подчеркнуть, что церковные символы могут приобретать самые различные значения, но только в рамках Св. Предания церкви, в рамках канона, где [о или иное значение символа всегда имеет конституированный характер общезначимых для христианства положений. Эти смыслы и значения закрепляются в церковном культе через информационное ядро - догматы.
Обновление условий существования религии в обществе, новая социокультурная детерминированность вызывают новые способы истолкования (экзегезы), санкционированные церковью, которые постепенно становятся также и общезначимыми для последователей данной конфессии. -
Вся богослужебная символика призвана помогать верующему понимать сухие, абстрактные догматы в ре-<11ьных условиях богослужения как путь к богообще-11ню. Но она может выполнять свою функцию только тогда, когда верующий воспринимает происходящее в храме богослужение как реальность жизни "тела Христа", т.е. все символические построения литургии призваны в ^редметно-образной форме разъяснять христианское вероучение и убеждать верующих в его истинно-с,'н.
Сама же организация богослужебной практики имеет три круга:суточный, недельный (седмичный) и годовой. Каждый из этих богослужебных кругов включает строго определенные факты из биографии Христа, истории христианства. Так, в недельном круге основной упор богослужебной практики делается на следующих “иолейских событиях: в понедельник церковь молится "бесплодным силам", во вторник - ветхозаветным пророкам, в особенности Иоанну Крестителю, в среду и пятницу на богослужении вспоминают библейский сю-
жет о страдании и смерти Христа, отдельно в эти же^ дни поклоняются Кресту. В четверг - прославляются^ Апостолы, но особенно святитель Николай. Суббота по-^ священа воспоминаниям обо всех святых и о тех, кто в" вере скончался. Богородица прославляется ежедневно, ^ но в воскресение, среду и пятницу - особенно. '
Используя все лучшее из арсенала культуры, служители Христа не забывают акцентировать внимание '• верующих на действительной красоте православного богослужения, которое можно и нужно рассматривать как синтез искусств, как умозрение в красках и действах.
Эстетически воздействуют на верующих и благо- ' лепие церковной архитектуры с выверенными пропор-1 циями, фресковой живописью, иконописью, приклад-1 ным искусством, со специфическим освещением, аро- ' матом благовоний. Весь этот строго целесообразно ор- ' ганизованный комплекс оказывает сильное влияние на ^ чувства верующих, их эмоциональное состояние и соз- ' нание, что, в свою очередь, помогает углубить "уразумение" истин христианства и донести эти истины ' до каждого верующего. С этой точки зрения литургика; предстает перед человеком как мастерское слияние со- ^ вершенных общекультурных форм и основных вероучи- • тельных положений церкви. Синтез религиозных представлений и выразительных средств искусства находит^ идеальное воплощение в работах известных мастеров. Хрестоматийный пример - работы иконописца А. Рублева. Но при всем этом, искусство в лоне церкви - не цель, а средство для раскрытия истинности веры Христовой.Обобщая сказанное, можно утверждать, что богослужебная культовая практика христиан содержит программы и ценности, ориентирующие людей на достижение "Сущего", на раскрытие содержания догматов церкви в доступных дляверующего сознания формах. Для этой цели в ней используется все лучшее, что создано культурой в процессе исторического развития человечества.
Конкретное представление об идеях и взглядах, прививаемых верующим во время богослужения, дает анализ одной из центральных служб - литургии.
Чему же поучает литургия? В первую очередь она убеждает верующих постоянно помнить об Иисусе Христе, претерпевшем ради людей крестную смерть, отдавшем жизнь свою ради их спасения, заставляет глубоко прочувствовать все величие любви Господней. В церковном действии все подчинено этой идее, каждый предмет, используемый для совершения причастия, заключает в себе глубокую символику. Так,просфора -Тело Христа, а поднос, на котором лежат просфоры (дискос), символизирует и ясли, в которых лежал при рождении Спаситель, и гроб, в котором он был похоронен. Вино для причащения - это Кровь Христова, а вода добавляется в него потому, что во время казни Христа из-под ребра его текли и кровь, и вода. Звездница, поставленная на поднос во время службы, означает виф-лиемскую звезду, которую видели волхвы во время рождения младенца Христа.
Потир (чаша) и блюдо (дискос) со звездницей покрываются малыми покровцами, сверх которых возлагается большой покров. Малые покровцы означают пелены, коими был повит младенец Христос, а большой -плащаницу, которой укрывали тело Христово после снятия с креста.
Пока происходит приготовление хлеба и вина для причащения, на клиросе "поются часы": три, шесть, девять, обозначающие последние знаменательные мгновения в жизни Христа и его учеников. В три часа ночи произошло сошествие Святого Духа на апостолов, в шесть - распятие Иисуса Христа, а в девять наступила смерть Спасителя.
Молитвенные прошения, которыми начинается литургия, всегда заканчивается прославлением Троицы. Затем открываются "царские врата" и из боковых дверей служители выносят евангелие и горящую свечу. Евангелие означает Спасителя Христа, идущего учить народ, а горящая свеча - Иоанна Крестителя, который готовил народ к принятию богочеловека и его учения. Открытие царских врат перед малым ходом и целование их священником означает, что Иисус Христос открыл
! Зак. 1793
верующим вход в царство небесное и примирил их с Богом.
После этого начинается"сугубая ектинья", т.е. усиленное моление Господу, которая также заканчивается прославлением Пресвятой Троицы. Далее следует "ектинья оглашенных", во время которой верующие молят о прощении грехов, просят Бога послать им богатые милости, удостоить святого крещения тех, кто еще готовится принять веру Христову. Эта часть литургии, как и предыдущая, оканчивается прославлением Троицы.
"Ектинья оглашенных" призвана напоминать христианам, как чтили литургию первые последователи христианской религии, как строга была их нравственность, и на их примере учить всех почитать церковную службу, приходить на нее с чистой совестью и внимать ей с благоговением.
Затем следует "великий ход", символизирующий шествие Иисуса Христа на страдания и смерть, а также перенесение Его тела с Голгофы на место погребения.
Поставив святые дары на престол, священник затворяет "царские врата", опускает завесу, что означает -Христос во гробе и печать приложена к вратам кладбища.
После "просительной ектиньи" священник открывает завесу, что означает - все молящиеся пред престолом Господним должны засвидетельствовать веру в Бога Отца, Сына Спасителя и Духа Святого, веру в церковь и ее таинства, в воскресение из мертвых и будущую загробную жизнь. Затем все молящиеся поют христианский символ веры. И наконец, наступает время (по учению христианских проповедников самое важное во всей литургии), когда совершается таинствопричащения, где хлеб и вино для верующего христианина становятся Кровью и Телом Христа.
Перед совершением причащения священник напоминает молящимся события последней тайной вечери Христа с его учениками.
После причащения, когда все, кто имел право, причастились, священник благословляет молящихся,
напоминая им о благословении, данном Иисусом Христом ученикам перед смертью, и последовавшими воскресением и вознесением Его на небеса. Заключает литургию "малая ектинья" и "заамовонная молитва", после которой молящиеся, приложившись ко кресту, расходятся по домам. Целуя крест и давая его целовать другим, священник этим напоминает еще раз о победе веры в Бога перед грехом.
Ежедневные православные церковные служения слагаются из вечерних, утренних, дневных служб, каждая из которых в свою очередь, состоит из трех частей: вечернее богослужение включает третий час, вечерню и повечерее; утреннее - полунощницу, первый час, утреню; дневное - третий час, шестой и непосредственно литургию.
Каждая часть ежедневного богослужения посвящена напоминанию верующим страниц жизни Спасителя. Так, девятый час - последний день Иисуса Христа, момент его "смерти"; вечерня знаменует собой-снятие с креста Спасителя и положения во гроб; повечерня означает, что душа Христа соединяется с Богом, своей смертью Христос освобождает души людей; полунощница символизирует жизнь Христа перед смертью, гефсиман-ский сад, арест и приход к первосвященнику, унижения и страдания: утреня отображает страдания Христа во дворе Каиафы от полуночи до утра; первый час - перевод Христа от первосвященника к Пилату, жестокость старшин и архиереев иудейских; третий час - время страдания Спасителя от осуждения до восхождения на Голгофу и сошествие Святого Духа на апостолов; шестой час - в шестом часу Иисус нес крест, был распят, наступила его животворящая смерть. Литургия же есть синтез всех отдельных сторон всего богослужения церкви, так как она есть "сокращение всего Евангелия, изображение земной жизни Иисуса Христа". Литургия, по учению церкви, призвана не только напоминать о жизни Христа, но и способствовать переживанию верующими этих евангельских событий, вновь и вновь являющих для них сокровенный спасительный смысл и
спасающее действие.
Таким образом, литургическое богословие всецело направлено на обоснование через догматику всех действ религиозного культа христиан. "Литургическое богословие", - писал епископ Вениамин (Милов), - для всякого верующего человека - подлинно родная мать, учительница молитвенного обращения ко Святой Троице и толковательница способов богообщения". (Епископ Вениамин (Милов). Чтение по литургическому богословию. С.20). В целях закрепления догматических представлений в процессе литургической жизни церкви богословие выработало специфические средства воздействия на верующих, к которым можно отнести: церковное пение, живопись, прикладное искусство, тексты богословских книг, архитектурное оформление культовых зданий, т.е. совокупность всего "храмового действия, которое, по проникновенному замечанию отца Павла Флоренского, есть синтез искусств". (Журнал Московской Патриархии, 1988. № 7. С.23).
В богослужебной практике происходит осмысление жизни церкви. Все средства, выработанные литургическим богословием, направлены на поддержание у христиан веры в "Святую Троицу" и обоснование необходимости бытия в обществе религии и церкви, как богоустановленного общественного института, священнослужители которого являются необходимыми посредниками в деле спасения.
Другую сторону богослужебной практики христиан представляют христианские таинства, непосредственно вплетенные в ткань религиозного культа.
Что же представляют собой христианские таинства? Церковью таинство определяется как "священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом" (Православное исповедание). Известно семь христианских таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение. О количестве таинств в "Послании восточных патриархов о православной вере" говорится, что ни
менее, ни более сего числа таинств в церкви не имеется.
Для совершения таинств необходимо, как считают учители христианской веры, "приличное вещество, как то: вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии, елей и другое, сообразно с таинством... священник за-коноположенный или епископ... призвание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силой Святого Духа, изъясняя намерения освятить оное". (Макарий. Введение в православное богословие. СПб., 1847. С.115).
Смысл христианских таинств можно уяснить на примере некоторых из них.
1. Крещение. Данному таинству все христиане, вне зависимости от их конфессиональных различий, отводят первое место среди всех таинств, ибо оно является пер-пым шагом навстречу церковному "окормлению" и предваряет все другие таинства церкви. Под крещением •защитники христианства понимают такое действие, в процессе которого человек, рожденный и отягощенный грехом прародителей, после трехкратного погружения в воду (в католицизме крещение совершается немного иначе, но смысл остается тот же) со словами "Во имя Отца и Сына и Св. Духа", освящается и очищается Божьей благодатью от первородного греха. Этот необходимый христианский ритуал должен совершить каждый истинно верующий, "чтобы соделаться чадом Божиим и членом тела Христова".
На вопрос "что дает крещение верующему", можно ответить так: обряд крещения помогает верующему, во-первых, возродиться духовно, во-вторых, очиститься от грехов, в-третьих, стать членом церкви, в-четвертых, спастись от наказаний за грехи.
На заре существования христианской церкви крещение совершали апостолы, а в настоящее время -их преемники: епископы, пресвитеры и дьяконы. Таким образом, человек с рождения, чтобы приблизить себя к церкви, должен принять участие в таинстве крещения.
2. Следующим шагом постижения христианской религии для верующего являетсямиропомазание, кото-
рое предназначено помочь верующему, очистившемуся и возродившемуся через крещение, содержать свою жизнь в чистоте и постоянно укреплять ее силой Святого Духа. В обряде миропомазания крестообразно мажут некоторые части тела маслом (миром) со словами: "Печать дара Духа Святого".
Церемонию миропомазания доверено совершать тем же лицам духовного звания, что и крещение, и совершается она сразу же после него.
В миропомазании человеку дается "сила свыше" (Деян. 1, 2) для новой, полученной в крещении, жизни. Как Христос есть Помазанник Божий, так и человек, по дерзновенным словам отцов, становится вместе с Ним, Христом, и помазанником, сыном Божьим. Вместе с крещением и миропомазанием новорожденный воцер-ковляется.
3. Причащение, или Евхаристия. Данное таинство в православии называется "таинством таинств" или "таинством Церкви". Это таинство, по учению христиан, - сердце церковной жизни, источник и цель всех церковных учений и учреждений. (Прот. Фома Хопко. Основы православия. Вильнюс, 1991. С.91-93). В церковной традиции само слово "евхаристия" означает "благодарение". Так называется не только священная трапеза - хлеб и вино, но и все действо церковного собрания: молитвы, чтения Писания и провозглашения Слова Божьего, воспоминание Христа и приобщение к Его Телу и Крови, ибо, как считают вероучители, общее значение Господнего пира есть благодарение Богу во Христе и Святом Духе за все, что Он сотворил, спас и прославил мир.
Кроме термина "евхаристия", этот обряд называют причастием, потому что оно является мистическим при-общением, причастием людей к Богу, друг к другу, ко всему человечеству и всему, что существует через Христа в Святом Духе. В причащении (евхаристии) через вино и хлеб верующие приобщаются к Телу и Крови Христа Спасителя. Это таинство совершается во время центральной (главной) службы - литургии. Все состав-
ные части богослужебного цикла являются лишь подготовкой к совершению литургии. Необходимо отметить, что, по уверениям христиан, при евхаристии происходит "действительное присутствие Иисуса Христа". Это христианское таинство дает верующему возможность соединиться с Христом, укрепиться в вере, получить залог будущего Воскресения.
4. Покаяние. Данное таинство христианская церковь рассматривает как необходимый момент бытия верующего для оправдания и конструирования христианского образа жизни. Смысл этого действия сводится к тому, что если христианин и получает разнообразные дары благодати, полученные при крещении и миропомазании, то в своей повседневной жизни он постоянно подвергается козням дьявола, соблазнам, а зло мира сего оказывает постоянное давление. При этом душа христианина подвержена греху, а тело остается больным и смертным. Все это отдаляет человека от Бога. Поэтому необходимо такое средство, которое препятствовало бы верующему отдалиться от Бога. Таким средством и выступает покаяние, помогая человеку очищаться от грехов и воссоединяться с Богом.
По учению христианских вероучителей, таинство покаяния совершается самим Богом через служителей церкви. Грешный человек для приближения к Богу должен постоянно сокрушаться о своих грехах и производить покаяние о содеянном в церкви, а церковь через своих представителей отпускает грехи и тем способствует богоугодной жизни своих подопечных и их спасению для "вечной" жизни. Однако чтобы получить отпущение грехов в церкви, верующий должен постоянно сокрушаться о грехах, стремиться исправиться, обладать твердой верой во Христа и надеяться на Его милосердие, устно чистосердечно излагать свои грехи священнику. Для очищения от грехов и прощения на кающегося священником (в зависимости от тяжести греха) налагается епитимья, которая может включать пост, ежедневное хождение в церковь, молитвы с определенным количеством поклонов, раздачу милостыни, паломничест-
во по святым местам, отлучение на определенный срок от причастия.
Таинство покаяния повторяется неоднократно. Церковь учит глубоко верить в неисчерпаемость Божественного милосердия и чаще прибегать к его врачующей силе. Это таинство называется вторым крещением, крещением слезами для очищения совести.
5. Брак. Брак есть таинство, в котором при свободном пред священником и церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз, как образ союза Христа с церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Таинство брака восходит к акту творения первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею...". (Быт. 1, 28). Главная цель брака - рождение и воспитание детей. Христианский брак есть подлинное таинство Нового Завета. В своем послании к Ефесянам (V 25-33) ап.Павел изображает брачный союз мужчины и женщины как священный символ союза Христа с церковью, а единение Христа с церковью - как высшую норму христианского брака. Этим сравнением ап. Павел указывает, что брак рассматривался им как подлинное таинство.
Св.Афанасий, св. Иоанн Златоуст и другие вероучители говорят о христианском бракосочетании как о торжественном обряде, обладающем особой благодатью.
6. Священство (рукоположение). "Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово" (Православный катехизис).
По учению церкви, таинство священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном церковью, или принявшим монашеские обеты и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии: диакон, пресвитер,
епископ. Это таинство называется также рукоположением, или хиротонией (греч. "хир" - рука, "тифими" - полагаю).
Диакон (греч. "диаконос" - служитель) - священнослужитель первой (младшей) степени, который служит при таинствах. Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму -схииеродиаконом. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве - архидиаконом (старшим диаконом).
Пресвитер (греч. "пресвитерос" - старец), иначе называется священником, или иереем (греч. "иереис" -священник), священнослужитель, который может совершать шесть из семи таинств за исключением таинства хиротонии и находится в подчинении епископа. В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). Пресвитер, состоящий в монашеском чине, называется иеромонахом, а принявший схиму - схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, протопресвитерами, т.е. первыми иереями, первыми пресвитерами, а монашествующие - игуменами, т.е. вождями монашествующей братии, архимандритами, (.е. настоятелями монашеских обителей, принявшие схиму - схиигуменами и схиархимандритами.
Епископ (греч. "епископос" - надзиратель) - священнослужитель высшей степени, совершает все семь гаинств и имеет власть через таинство рукоположения преподать другим этот благодатный дар. По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин, - архимандритов. Епископ называется также архиереем, или иерархом, т.е. священноначальником, иногда - святителем. Сан епископа в церковно-административном отношении имеет пять степеней. Викарный епископ (или хорепи-скоп) имеет власть над приходами небольшого города и.1и группы сел, которые называются викариатством. Епископ управляет приходами целой области, называе-
мой епархией. Архиепископ (т.е. старший епископ) часто управляет епархией большого размера.
Митрополит - это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь наместников в лице викарных епископов. Экзарх, т.е. первона-чальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Патриарх, отценачальник, предстоятель Поместной церкви, избранный и поставленный на Соборе - высший чин церковной иерархии. К монашескому имени епископа всегда прибавляется наименование управляемой им епархии, экзархата, а к имени патриарха - полное наименование возглавляемой им Поместной церкви. (Например:Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет.)
Таинство священства установил Сам Господь Ий- 1 сус Христос. Апостол Павел говорил, что Христос по- 1 ставил в церкви апостолов, пророков, евангелистов, 1 пастырей и учителей "к совершению святых на дело служения" (Еф. 4, 12). Таинство священства обеспечивает преемственность и единство церкви из века в век, со времени Христа и апостолов до утверждения Царства Божьего.
7. Елеосвящение (соборование). Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем на больного нисходит благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Православный катехизис). Елеосвящение - таинство исцеления, потому что его цель и исполнение в истинном здоровье, оно вводит человека в жизнь Царства Божия, в "радость и мир" Святого Духа. Во Христе и через Него все в этом мире: здоровье и болезнь, радость и страдание, которые стали путем вхождения в Новую Жизнь, ибо проникнуты в соз- 1 нании верующего ее ожиданием и предчувствием. 1
В данном таинстве церковь приходит к одру бо- 1 лящего и даже умирающего человека не восстанавливать его здоровье, не замещать медицину, когда та исчерпала
свои возможности. Церковь в лице собора священников или одного священника приходит для того, чтобы ввести этого человека в Любовь, Свет и Жизнь Христа. Она приходит не только для того, чтобы утешить его в страданиях, не только для того, чтобы помочь ему, а чтобы сделать человека учеником, исповедником, свидетелем Христа в его страданиях, чтобы и он увидел небеса от-нерстые и Сына Человеческого одесную Бога Отца.
Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания (у католиков также существует это таинство) старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями. В последние включается и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком.
Таинство елеосвящения может быть отпущено и физически здоровым людям в период общего соборования. По традиции общее соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы.
В случае смертельной опасности, дабы не лишить больного последнего причастия, сразу после исповеди совершается сокращенный чин причащения, а затем, если больной еще не потерял сознания, - таинство елеосвящения. При отсутствии смертельной опасности для больного, когда нет оснований для соединения елеосвящения с причащением, считаются желательными предварительная исповедь и покаяние.
Краткий обзор христианских таинств позволяет заключить, что через них церковь пытается контролировать жизнедеятельность своих подопечных и воспитывать у них определенные стереотипы поведения, формировать религиозные идеалы и ценности.
Христианство пытается держать верующего в лоне церкви от рождения до смерти. Едва успев родиться, че-.[овек должен быть принят в лоно церкви, и уже два таинства приближаются к колыбели младенца (крещение и миропомазание), как бы извещая, что ему нужны не только родители во плоти, но и родители по духу, что
он живет не только для мира, но и для Христа.
Однако человек растет, развивается, вместе с ним развиваются его страсти, он допускает ошибки, злоупотребления, т.е. грешит. И тут церковь предлагает ему возможность вновь стать на путь истинный путем покаяния, смыть грехи содеянные. Благословляя супружеский союз таинством брака, церковь и здесь не оставляет людей без своего особого внимания. Не оставляет она верующего без своего духовного окормления и на смертном одре, врачуя душу и тело страждущего через елеосвящение (соборование).
Таким образом, монополизировав право на вмешательство во все значительные события жизни верующего (рождение, брак и смерть), церковь постоянно формирует у прихожан потребность в постоянном общении с ней. Осуществляя контроль за жизнедеятельностью пасомых, церковь навязывает им жесткие стереотипы поведения, соответствующие религиозным представлениям. Обращает на себя внимание тот факт, что в своих культовых действиях церковь использует не только чисто религиозные средства, но и весь арсенал культуры, созданный человечеством на протяжении веков.
В культовой деятельности происходит не просто самоосмысление или сопереживание верующими того или иного вероучительного положения, а целенаправленное осмысление христианских положений, организованное священнослужителями. Происходит своего рода "материализация" основ христианского мировоззрения в бытии людей. Через культовую практику налаживается контролируемая церковью связь человека с церковным институтом и практически обосновывается тезис о необходимости религии и церкви в обществе.
Богословские положения, которые сформулированы в лоне церкви и развиты в процессе функционирования в обществе, находят свое воплощение, свое потребление в деятельности верующих. Круг замкнулся. Созданное в лоне церкви "потребляется" верующими под ее же руководством и с ее же помощью. На наш
взгляд, из краткого изложения основ христианского вероучения и культа напрашиваются следующие выводы.
1. Религиозная идеология представляет собой систему богословско-догматических идей, взглядов и представлений в форме философских, политических, этических и прочих доктрин церкви, направленных на внедрение в сознание и жизнедеятельность людей и в их культуру определенных программ, идеалов и ценностей для оправдания социального бытия религии и церкви. Ядром, центром всех религиозных построений, вокруг которого формируется и развивается вся система идей и представлений, является богословие (теология).
2. Религиозные деятели утверждают, что религия является предвечной связью человека с Богом. Но поскольку церковь является представителем Бога на земле, то религию можно рассматривать не столько, как связь человека с Богом, а как связь верующего с церковью, а богословие - как систему церковных истин.
3. Богословские построения представляй^ собойгибкую, внешне не противоречивую систему, включающую в свой состав различные богословские учения. Основой этой системы является догматика, рассматривающая догмат как непререкаемую, божественную истину, однозначно сформулированную церковью, признание которой обязательно всеми, кто причисляет себя к приверженцам данной религии.
4. Всю систему догматики объединяет и структурирует идея Бога, которая в терминах богословия представлена положением о взаимосвязи всех догматов, учением о едином Боге (Отец, Сын и Святой Дух), который может быть познан только путями веры, через мистический опыт верующего.
С помощью догматики и на ее основе организуются, структурируются и осмысливаются все религиозные построения.
этот элемент концептуальностью, основанной на вере в : Бога, что снимает проблему рационального доказательства.
В богословии происходит осознание бытия церкви в терминах Абсолюта на основе… 6. Соединение умозрительных положений церкви с практикой происходит в культе, цель которого - наполнить отвлеченные…
Причины и условия возникновения раскола
мике, политике, в личных симпатиях и антипатиях римских пап и константинопольских патриархов. Особенности вероучения, культа, образа жизни верующих… А между тем католицизм и православие имели такие особенности, которые… Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлений - православия и католицизма.…
Расхождения между католицизмом и православием в вопросах вероучения и культа
1. Учение о Святом Духе. В 8 члене Символа Веры сказано о необходимости веры "в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от отца… 2. Учение о Пресвятой ДевеМарии. Если в учении православной церкви о Пресвятой… рии.
Католицизм в Белоруссии
Если же обратиться к истории становления и развития католицизма в Белоруссии, то католицизм начал распространяться на белорусских землях уже в XIII… поддерживался польской короной. Процесс проникновения и закрепления… Для осуществления планов распространения католицизма в Литве папский престол посылает два монашеских ордена в Великое…
ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ ПРОТЕСТАНТИЗМ
Реформаторское движение XVI в. было подготовлено всем ходом развития католической церкви. Во всех слоях западного христианского общества длительное… На протяжении XV в. многие прогрессивные богословы обосновывали необходимость… В начале XVI в. церковь еще обладала огромной властью, и везде, где назревал или только замышлялся протест против…
Основы вероучения.
и католицизма касаются следующих положений: отвержение церковного предания и авторитета
церкви в вопросах веры и церковной организации, своеобразный подход к… отказ от таинства священства; своеобразие понимания и практики причастия (евхаристии);
Основные течения в протестантизме.
Исходя из такого понимания учения о церкви, лютеранство отрицает церковную иерархию и таинство священства. Лютер учил, что все верующие христиане… Теоретическим фундаментом лютеранской церкви являютсяБиблия, а… Отбросив церковную иерархию, лютеране в то же время сохранили епископат и особый ритуал посвящения. Упразднив иконы,…
Англиканская церковь.
История реформации английской церкви имеет свою предысторию, которая началась со стремления английской короны избавиться от влияния папства. Еще за… Освободительные церковные идеи вновь хлынули в Англию только в XVI в., теперь… Формальным поводом для безотлагательного преобразования римской церкви в Англии послужил бракоразводный процесскороля…
Священнослужителям дозволить совершать службу в традиционном церковном одеянии.
В 1548 г. со вступлением на королевский престол Эдуарда VI была издана "Книга общих молитв", в которой излагались основные положения… Обнародование "Книги общих молитв" в 42 членах вероисповедания… католическую оппозицию, организовавшую массовое восстание. В 1555-1558 гг. не прекращались кровавые столкновения…
Основные течения в исламе.
Для более полного знакомства с течениями ислама остановимся на самых значительных из них - шиизме и суннизме.
1. Шиизм. Данное понятие происходит от арабского шаа, что означает… В ходе борьбы за власть Пророка в начале второй половины VII в. эта группировка стала ядром движения, которое позднее…
ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ
Буддизм является древнейшей мировой религией (возник в 1 тысячелетии до н.э.). Пережив расцвет в Индии, он закрепился в сознании народов Южной,… В небольшой по объему лекции невозможно дать исчерпывающую характеристику… Прежде всего, нам необходимо хотя бы в общих чертах охарактеризовать условия, в которых стало возможным появление…
Основой своеобразия культуры Индии были деревня, каста, брахманство, санскритский язык и литературные
Памятники на древнеиндийских диалектах.
Единение деревень Индии, из которых каждая представляет собою как бы особое маленькое государство, больше чем что-либо другое, способствовало… Важно отметить, что индийская деревня, которая столь поразительно живуча, не… Однако труд земледельца не мог во всем удовлетворять даже его скромные потребности. И деревня обзаводится своими…
Каста - явление исключительно индийское, и все попытки сопоставить ее с сословными делениями надо признать неудачными.Это жизненное явление, чрезвычайно сложное и многообразное. В то время, когда арийцы с северо-запада стали проникать в Индию, они были поражены, увидев местное народонаселение, от которого пришельцы резко отличались, прежде всего, светлым цветом кожи. Здесь следует искать начала кастового разделения, на что указывает и значение санскритского названия кастыуагпа - "цвет".
Можно сказать, что первым принципом деления оказался племенной, к нему скоро присоединился сословный, когда на первый план выступили жрецы (брахманы), а за ними воины-завоеватели (кшатрии), к ним, из арийцев же, присоединились вайшьи. Остальное население, по-видимому, покоренное, осталось внизу сословной лестницы, получив названием "шудры". Основными требованиями разделения были брак, дозволявшийся только внутри касты, т.е. по принципу эндогамии - браки внутри определенной среды, и прием пищи только с членами своей касты.
Со временем добавился еще принцип владения ремеслом или профессиональным занятием, которые делились на более и менее чистые, и принцип религиозного исповедания, т.е. принадлежности к той или иной общине. Если при этом учитывать, что, вступая в брак с женщиной или мужчиной другой касты, молодожены теряли свою касту и как бы образовывали другую, то станет ясным, что число каст постоянно возрастало.
(ОльденбургС.Ф. Культура Индии. С.262). Однако при всем многообразии принципов создания каст большинство из них имеет этническое (племенное) происхождение.
Над всеми кастами возвышается и правит ими каста брахманов, состоящая из множества подразделений. Причем многие из них даже не могут принимать пищу вместе. Название брахманов связано с понятиями "брахма" (мировая душа) и Брахма (название высшего божества) в многообразном индийском религиозном пантеоне. Первоначально брахманы были, очевидно, жрецами, посредниками между людьми и богами, владевшими тайнами общения с богами через молитвы, заклинания и жертвоприношения. Без брахмана верующий буддист не может ступить и шагу: с рождения и до смерти человек зависит от богов, а путь к богам (и жертва и молитва) ведом только брахманам.
Источником духовного опыта и знания брахманов являются ВЕДЫ и многочисленные комментарии к ним, сочинения и исследования на основе ведических текстов. Содержание понятия касты не исчерпывается ограниченностью, замкнутостью, изоляцией. Оно включает в себя и элемент объединительный, ибо эта общность не считается ни принадлежностью к племени, государству, создавая нечто такое прочное, что преодолевает условные границы племени или страны. И брахманы, главные носители принципа кастового разделения, блистательно осуществили культурное единение разнообразных племен, народов и языков древней Индии.
Другим важным элементом индийской культуры, успешно использовавшимся брахманами в мирном завоевании страны, оказалсясанскрит.
В ходе развития индийской культуры санскрит стал языком священной и светской литературы и науки, таким же могущественным, объединяющим страну культурным началом, каким для Китая была иероглифическая письменность. Уже в IV в. до н.э. санскрит был закреплен в незыблемых формах грамматикой Панини
(данная грамматика состоит приблизительно из 4000 правил). В Индии и сегодня знать санскрит, понимать написанное на этом языке - значит быть культурным человеком.
Названные базисные основания индийской культуры создали тот неповторимый устойчивый фон, на котором происходило становление и развитие новой религиозной системы - системы буддизма. Важно отметить, что устойчивость экономической жизни, основанной на мало изменчивой системе земледелия, порождает и устойчивость в духовной сфере в виде устойчивых религиозных течений, которые нуждались в своих апологетах, носителях "божественных знаний". Такими носителями выступали только "дважды рожденные" брахманы, посредники между людьми и богами в обществе, расколотом кастами на изолированные сословные объединения. Но привилегированные носители знаний, сами того не желая, пробуждали интерес к знанию.
Массовое стремление включиться в изучение векового духовного опыта народа способствовало стиранию кастовых различий в обществе, оживлению духовной жизни, создавшему предпосылки для возникновения и расцвета разнообразных философско-религиозных школ. Все это подготовило почву и для религиозного (духовного) преодоления кастовости в жизни индийского народа, чему в значительной степени помог буддизм.
Правда, он нарушил традиционный уклад духовной жизни индийского народа лишь временно. Позднее с изменением социально-политических условий в Индии он переместился на периферию, в страны Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока, где и оформился как мировая религия.
Важной стороной духовной жизни индийского общества является глубокое, почтительное уважение к человеку, обладающему знаниями, доходящее до создания своеобразного культа учителя, что также способствовало утверждению здесь буддизма: исключительное положение его жрецов и брахманов как носителей "бо-
жественного знания делало их в глазах населения великими учителями(гуру).
Буддизм в Индии формировался на основе разнообразных философских концепций. Как отмечал русский буддолог Ф.И.Щербатской, из бесконечного разнообразия различных философских систем, которые оказали влияние на формирование буддизма, можно выделить семь. "Этими системами явились: 1) материализм, 2) джайнизм с его учением о всеобщей одушевленности, 3) эволюционизм санкхьи, 4) мистицизм йоги, 5) монизм веданты, 6) реализм ортодоксальных мимансаков, 7) реализм ньяя-вайшешики". (Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: "Наука", 1988. С.68.)
Жизнь и личность Будды.
Ученикам, а через них и всему миру,странствующий проповедник Гаутама стал известен под именем Будды - "знающего",… вовал, в каких черных пучинах гибнет человек, став жертвою темноты и греха.
… Известна легенда, согласно которой однажды, прогуливаясь, Гаутама повстречал на дороге в Капилавасту покрытого язвами…
Существует страдание, 2) у страдания есть причина, 3) страдание может быть прекращено, 4) известен путь, ведущий к этому.
Первая истина, которую познал Будда, гласит, что жизнь есть страдание: рождение есть страдание, старость
Пессимистический взгляд нового учителя оправдывается, если взглянуть на эту проблему глазами религии, которая освобождает от греха и страданий. Если… Идея страдания была сформулирована Буддой следующим образом: "Из незнания… вязанность; из привязанности (к существованию) возникает образование (зачатие); из образования возникает рождение; из…
Третья истина буддизма - о прекращении страданий - вытекает из второй и гласит, что вечное успокоение, т.е. достижение нирваны - это конечная цель буддистов.
Четвертая истина гласит, что существует путь, где все энергии, соединение которых и образует жизнь, постепенно угасают, а это и есть тот путь, который приведет к нирване - успокоению от всех страданий.
Для дальнейшего анализа основ буддизма нам потребуется рассмотреть ряд ключевых понятий, которые в некоторой мере позволят приоткрыть завесу таинственности в построениях буддийских мыслителей.
При этом необходимо иметь в виду, что буддисты позаимствовали эти понятия из предшествующих философско-религиозных систем древней Индии, приспособив их к особенностям своего учения. В философско-религиозной системе буддизма ключевыми можно считать такие понятия, как нирвана, дхарма, карма, в основном унаследованные буддистами от предшественников.
Дхарма
Формула буддийского символа веры, которая содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы (дхарма) бытия, их причинную связь и методы окончательного подавления их действенности, т.е. превращения динамичных элементов бытия в состояние вечного покоя.
Понятие "дхарма" - центральный пункт буддийского учения. В свете этого понятия бытие (существование) является взаимодействием множественности тонких, конечных, далее недоступных анализу элементов материи, духа и сил. Термин "дхарма" встречается в литературе буддизма очень часто, особенно в философских сочинениях. Как отмечает известный буддолог О.О.Ро-зенберг, "понятие "дхарма" в буддийской философии имеет столь выдающееся значение, что система буддизма в известном смысле может быть названа теорией дхарм. В таком же смысле мы, например, называем философию Платона учением об идеях или философию Канта трансцендентальной философией". (Розен-берг0.0. Труды по буддизму. М., 1991. С.97).
Кроме того, слово "дхарма", согласно словарю, имеет значения: "религия", "закон", "качество". Специалисты по буддизму этимологию этого понятия производят от корняйЬаг - "носить",йЬагта значит "носитель", а также "несомое". '
Основное же и, вероятно, первоначальное значение термина встречается в философских сочинениях, а также в сутрах, где под дхармами понимаются "носители", или истинно-реальные, непознаваемые субстраты тех элементов, на которые в абстракции разлагается поток сознательной жизни, т.е. единство субъекта и переживаемого им мира, как внешнего, так и внутреннего. Сущность каждой дхармы трансцендентна, непознаваема; только "признаки", или проявления, дхарм образуют поток сознательной жизни. Таким образом, элементы, на которые разлагается поток сознания, не являются дхармами, а "проявлениями дхарм", однако ради краткости часто употребляется термин "дхарма" вместо выражения "проявление дхармы"; в таком случае понятие "дхарма" можно передавать словом "элемент".
Среди элементов и их носителей упоминается один, который в метафизике и в теории спасения находится на первом месте, - это элемент "успокоения", "покоя", т.е. нирвана.
Наконец, понятие "дхарма" включает еще и значение "учение" Будды. А в таких словосочетаниях, как "проповедовать дхарму", "поклоняться дхарме", очень часто дхарма означает не само учение, а его объект, т.е. нирвану. Термин "дхарма" имеет, таким образом, следующие значения:
1) качество, атрибут;
2) субстанциальный носитель, трансцендентальный субстрат единичного элемента сознательной жизни;
3) элемент сознательной жизни;
4) нирвана, объект учения Будды;
5) абсолютное, истинно-реальное;
6) учение, религия Будды;
7) вещь, предмет, объект, явление; Можно бесконечно долго исследовать различные оттенки значения понятия "дхарма", но для нас важен только тот аспект этого учения, который связан непосредственно с системой буддизма как вероисповедова-нием. А именно то, что дхармы, охваченные безначальным волнением индивидуального сознания, безостановочно проявляются в виде живых существ, мечущихся в круговороте бытия, в болоте рождения и смерти, существ, подверженных бесчисленным трансформациям, бесконечному повторению жизни со всеми ее страданиями.
Однако, по учению буддистов, в субстрате каждого живого существа скрывается тенденция к успокоению, которая начинает проявляться в тот момент, когда в потоке сознания появляется дхарма чистой "мудрости", "прозрения", благодаря которой живое существо начинает понимать смысл бытия, т.е. его отчаяние и бессмысленность, пока оно не обретет цели, к которой должно стремиться.
Достижение спасения чрезвычайно трудно и требует бесконечных усилий, ибо в состав субстрата личности входит бесконечно большое число элементов в состоянии колебания или волнения, беспрерывно рождающихся и исчезающих. На пути к спасению поток бытия принимает форму то одного, то другого созна-
тельного существа вместе с переживаемым им миром и проходит через длинный ряд ступеней, постепенно сокращая число дхарм-носителей, путем их успокоения.
Следующим важным базовым понятием буддизма является "карма".
Карма
В переводе с санскритаЬаппа обозначает действие, деяние, дело, поступок, жребий. Это также одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перерождении и перевоплощении (сансара). Восходит к арийскому ведическому периоду, тесно увязано с религиозно-философскими исканиями не только брахманизма. Это понятие является существенной частью буддизма, джайнизма, индуизма. В мифологии и этико-религиозных воззрениях индийцев кармой называется действие, в том числе и религиозное, предполагающее последующее воздаяние. -
В широком смысле карма - это сумма совершенных в первой жизни поступков, последствия которых определяют вид нового рождения каждого живого существа, т.е. облик и судьбу дальнейшего существования. В узком смысле карма - это влияние совершенных действий на содержание настоящего и последующего существования. Во всех случаях карма понимается как незримая сила, ясным представляется лишь общий принцип ее действия, внутренний же механизм остается скрытым.
Понятие "карма" восходит отчасти и к весьма архаическим представлениям о посмертной судьбе человека: пути богов или предков, обусловленном поведением их при первой жизни и соответственно определяющем возвращение или невозвращение к новому земному существованию в том или ином облике. В ранних Упани-шадах (санск. сокровенное знание) - заключительной части Вед, утверждается, что человек становится добрым от доброго деяния, дурным от дурного. Люди сами портят свою жизнь эгоистическими помыслами и делами.
Карма иногда сближается с понятием судьбы, рока, она отчасти напоминает понятие удела, доли: человек страдает и живет в таких-то условиях, потому что такова его карма. Говорят также, что условия жизни человека являются результатом его кармы, т.е. общего итога действий, совершенных им в предыдущей жизни. При этом имеется в виду, что каждый поступок несет определенную этическую нагрузку, положительную или отрицательную, в зависимости от которой человек будет вознагражден или наказан либо уже в этой жизни, либо в будущей. Карма, следовательно, является чем-то роковым в том смысле, что человек не может избежать последствий своих же поступков. С другой стороны, он в состоянии сознательно создать лучшие условия для своего будущего.
В этом смысле карма зависит от свободной творческой силы человека. Карма предполагает определенную конфигурацию или определенное расположение уже упоминавшихся дхарм (психофизических элементов жизни), что, в свою очередь, определяет, в каком виде "живое существо" будет представлено в будущей жизни. Можно сказать, что теория кармы вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить представление о божественной предопределенности идеей космического миропорядка.
Сансара
Как и многие другие понятия буддизма, восходит к добрахманистско-ведическим представлениям и анимистическим верованиям. Концепция сансары заключает… последующей жизни. Перевоплощение происходит по закону кармы.
Религиозная мифология выделяет в безначально существующей сансаре шесть видов существ:боги; асуры(высший класс…
Нирвана
определенного, кроме того, что это состояние свободы духа, покоя, блаженства.
Нирвана изображается как противоположное всему, что может быть в изменчивой… О.О.Розенберг так характеризует буддийское понимание нирваны: "Мрак рассеивается, и благодаря мудрости…