1. Понятие общения
При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей
и как неповторимые человеческие личности.
Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как
единицы социальной структуры.
Существует согласие относительно вклада, который должен
внести каждый исполнитель роли.
Поведение каждого участника ограничено экспектациями,
обусловленными культурными нормами.
Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными
живыми существами.
Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт.
Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом
случае различен.
Шаблон межличностных отношений, развивающихся между
людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну
матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то,
что каждый человек может или не может делать.
Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции.
В большинстве происходящих контактов такие реакции не
имеют большого значения и скоро забываются.
Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.
Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.
Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех,
кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.
Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.
Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений.
В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.
Каждый развивает свой собственный тип обращения.
Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности
реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.
Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли.
Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг,
заговорщик и союзник.
В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг
к другу.
В семье, например, конвенциально определены отношения
между матерью и сыновьями.
Участвующие в согласованном действии люди одновременно
взаимодействуют на языке двух систем жестов.
Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются
конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.
В то же время особая личностная ориентация каждого дей-
ствующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что
он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет
некоторую свободу выбора.
Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.
Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна
в другую.
Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что
является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от
одного поколения к другому.
В психологическом смысле общение понимается как процесс
и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.
Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг
друга (перцептивный аспект общения).
Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.
Выделяют различные виды общения, которые чаще всего
определяются спецификой обратной связи.
Общение может быть непосредственным и опосредованным,
межличностным и массовым.
Непосредственное общение — это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.
Непосредственное общение является наиболее полноценным
видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.
Непосредственное общение может быть формальным
и межличностным. Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.
Однако непосредственное общение реально только для малой
группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.
Прямое непосредственное общение является двусторонним
и характеризуется полной и оперативной обратной связью.
Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону
или пишут письма друг другу.
К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.
Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.
Массовое общение может быть прямым и опосредованным.
Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.
Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами
массовой коммуникации.
Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно,
обратная связь весьма затруднена, но все же существует.
У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, ко-
торые в дальнейшем определяют их социальные поступки.
Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем
и многими другими факторами.
Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.
Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат.
fatuus — «глупый»), предполагающий простой обмен репликами
для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.
Его примитивность заключается не в том, что реплики просты,
а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.
Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция — «соглашение»).
Следующий уровень общения — информационный.
Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).
Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.
Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям
и окружающему миру в целом.
Функций общения определяются по различным критериям:
эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик); установления общности,
инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному,
установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.
Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.
1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности.
В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.
Общение стимулирует развитие мыслительных процессов
(когнитивная деятельность), волевых процессов (активность),
эмоциональных процессов (эффективность).
2. Социальные функции детерминируют развитие общества
как социальной системы и развитие групп как составных единиц
этой системы.
Интеграция общества возможна только при условии наличия
общения во всех его видах, типах и формах.
3. Инструментальные функции определяют многочисленные
связи между человеком и миром в самом широком смысле слова;
между различными социальными группами.
Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек — деятельность — общество.
2. Разновидности восприятия и взаимодействия
объектов общения
Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Коммуникация — это акт и процесс установления контактов
между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Действия, целью которых является смысловое восприятие,
называют коммуникативными.
Главной задачей коммуникации выступает достижение со-
циальной общности.
Индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.
В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом сведениями, идеями и так далее, либо с передачей
содержания от одного сознания к другому посредством знаковых
систем.
Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и
духовного мира.
Данное понятие часто употребляется применительно к различным средствам массовой передачи информации (средствам
массовой коммуникации).
Их широкое распространение и влияние почти на каждого человека породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди.
Как массовый процесс коммуникация представляет собой
постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий,
воздействуя на оценки, мнения и поведение людей.
Коммуникация выступает как особая функция общения, про-
являющаяся в передаче и принятии информации.
Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека.
Человек, передающий информацию, — коммуникатор, человек, воспринимающий ее, — реципиент.
В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому.
Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда
данные функции жестко закреплены за субъектами в течение
определенного времени.
Информационный обмен — глобальное явление, выходящее за
пределы простого человеческого общения.
Однако специфика именно межличностного информационного
обмена значительна.
Она определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства
и времени на передачу содержания информации.
Сущность процесса психологической обратной связи состоит
в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения.
Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, т. е. интерпретирует.
Интерпретация зависит не только от самой информации, но
и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т. д.
Общение — это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения.
Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. А. Пиз приводит данные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных
средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38%, а за счет невербальных средств —
на 55%.
Между вербальными и невербальными средствами общения
существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его
психическими состояниями и служит средством их выражения.
Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается
менее пластичным.
Разработаны различные классификации невербальных средств
общения, к которым относят все движения тела, интонационные
характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.
Наиболее значимы кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении.
К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.
Следующие виды невербальных средств общения связаны
с голосом, характеристики которого создают образ человека,
способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралинг
вистическим явлениям.
Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр
голоса, сила ударения.
Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз,
различного рода психофизиологических проявлений человека:
плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.
К такесическим средствам общения относятся динамические
прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.
Динамические прикосновения являются биологически
необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной
подробностью человеческого общения.
Общение всегда пространственно организовано.
Одним из первых пространственную структуру общения стал
изучать американский антрополог Э. Xолл, который ввел сам термин «проксемика», перевод которого означает «близость».
К проксемическим характеристикам относятся ориентация
партнеров в момент общения и дистанция между ними.
Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку —
дистанции, характерные для североамериканской культуры.
Эти нормы определены четырьмя расстояниями:
1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых
близких людей;
2) персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми
людьми;
3) социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
4) публичное (от 400 до 750 см) — при выступлении перед различными аудиториями.
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.
Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения,
целями участников взаимодействия и возможными противоречиями.
Понятие интеракции дало название направлению социальной
психологии — интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.
По теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности.
Действия каждого индивида всегда ориентированы на другого
человека и зависят от него.
Психологическая совместимость — важный фактор успешного
общения субъектов взаимодействия.
Под психологической совместимостью в социальной группе
понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально
возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость.
А. Б. Добрович выделял социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими
людьми и влияют на психологические характеристики общения:
интроверсия — экстраверсия, мобильность — ригидность, доминантность — недоминантность.
К. Юнг первый описал экстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека.
Экстравертированному типу личности свойственны направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность.
Интровертированному типу личности присущи стремление
к уединению, интерес к собственному внутреннему миру.
Мобильность и ригидность — качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны.
Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность
во всем.
При взаимодействии доминантного и недоминантного собесед-
ников возникает проблема психологического подавления одного
человека другим.
Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных
единиц взаимодействия — актов, или действий.
Акт как единицу поведения человека впервые изучил
Дж. Мид. Каждое действие можно рассматривать как единицу
общения.
Действие состоит из четырех фаз: фазы побуждения, фазы
уточнения ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения.
Любое взаимодействие включает в себя большое количество
действий, складывающихся в систему поведения.
Выделено два показателя специфики поведения с учетом характера взаимодействия в процессе общения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным ин+
тересам.
По соотношению направленности на себя и направленности
на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия
человека — совокупности доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся
в той или иной социальной ситуации.
Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание
(Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас).
Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей
и социальных явлений окружающего мира.
Перцепция — процесс и результат восприятия человеком явле-
ний окружающего мира и самого себя.
Социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка
людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп,
социальных общностей и т. д.
Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.
В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают
как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних
признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его
поступков.
Социальный перцептивный процесс имеет две стороны:
субъективную и объективную.
Процессы социального восприятия существенно отличаются
от восприятия не социальных объектов тем, что социальные
объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия.
В определенном смысле восприятие —это интерпретация.
Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от
предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов
как субъективного, так и объективного порядка.
Механизмы социальной перцепции — способы, посредством
которых люди интерпретируют и оценивают другого человека.
Наиболее распространенными механизмами являются:
1) эмпатия — постижение эмоционального состояния другого
человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Нередко эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией.
Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему
с симпатией и сочувствием;
2) аттракция — особая форма восприятия и познания другого
человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.
Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и так далее, между людьми возникают
определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.
Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса;
качество отношений;
3) механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения.
У каждого человека возникают свои предположения
о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом.
Приписывание причин поведения может происходить
с учетом экстернальности и интернальности как того, кто
приписывает, так и того, кому приписывают.
Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах.
Если же он интернален, то и интерпретация поведения
других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами.