Конспект лекций по предмету "Социология"


Социальная организация, ее основные характеристики и типы.

1. Социальная группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами.
Это понятие относится к наиболее фундаментальным в современной социологии.
Русский социолог Г.С.Антипова определила социальную группу как объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно функции в структуре социального разделения труда и деятельности.
Американский социолог Р.Мертон определил социальную группу как объединение индивидов, общающихся друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и являющихся членами этой группы с точки зрения других.
Основные черты социальной группы это:
ü взаимодействие;
ü принадлежность;

ü единство.
Не только общество, но и человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека (мышление, речь, язык, нравственность) являются итогом групповой деятельности. Именно в группе рождаются: нормы, ритуалы, правила, традиции и т.д.
Все многообразие социальных групп можно классифицировать.
ü Условные и реальные.
v Условные (номинальные) группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе название - социальные категории.
Социальные категории – искусственно сконструированные группы населения, необходимые для анализа в хозяйственной практике.
v Реальные группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки:
* пол– мужчины и женщины;
* доход – богатые, бедные, зажиточные;
* национальность – русские, англичане, турки;
* возраст – дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;
* родство и брак – холостые, женатые, родители, вдовы;
* профессия (род занятий) – водители, учителя, военнослужащие;
* место жительства – горожане, сельчане;
Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых.
ü Первичные и вторичные.
Впервые эту классификацию предложил Ч.Кули.
v Первичные группы – это контактные группы, где взаимодействие происходит непосредственно, “лицом к лицу”. Для такой группы характерно межличностное взаимодействие и взаимная поддержка.
v Вторичные группы – это группы, для которых характерно безличное взаимодействие субъектов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Люди входят во вторичные группы на основе

желания получить какие-либо экономические, политические и другие выгоды.
ü Формальные и неформальные.
В основу такого деления кладется структура группы. Структура группы определяется как внешними, так и внутренними признаками.
v Формальная структура существует для того, чтобы обеспечить выполнение официальных задач. Если из этой структуры выпадает какой-либо
индивид, то освободившееся место занимает другой. Социальные связи обезличены.
v Неформальная структура является результатом личного стремления индивидов к тем или иным контактам. Неформальные связи возникают спонтанно.
ü Гетерогенные и гомогенные.
v Гетерогенные (разнородные) - это группы, субъекты которых различаются по квалификации и опыту;
v Гомогенные (однородные) – это группы, субъекты которых имеют сходство в квалификации и опыте.
ü Референтные.
Термин “референтная группа” был введен в научный оборот в 1948г. социологом Мустафой Шерифом. Он установил, что есть группы, которые существенно оказывают влияние на личность.
Группа, с которой личность отождествляет, идентифицирует себя и в которую она стремится попасть, называется – референтной (эталонной).
В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными;
ü Стратификационные– рабство, касты, сословия, классы;
ü Этнические– расы, нации, народы, народности, племена, кланы;
ü Территориальные– выходцы из одной местности (земляки).
3. По мнениюН.Смелзера, группы выполняют определенные функции:

ü социализации, которая обуславливает овладение человеком необходимыми умениями и навыками;
ü инструментальную, которая обеспечивает организацию совместной деятельности людей; команда КВН, отряд спасателей, бригада рабочих – все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе;
ü экспрессивную, которая удовлетворяет эмоциональные потребности людей в одобрении, уважении, доверии; человек получает удовольствие от общения с близкими и понимающими его людьми группы;
ü поддерживающую, когда люди стремятся к объединению друг с другом в трудных ситуациях; они ищут психологическую поддержку именно в группе, чтобы ослабить чувства тревоги, беспокойства и неопределенности.
3.Малая группа является связующим звеном между индивидом, с одной стороны, и большой группой, обществом в целом, с другой.
Дж. Хоманс дал такое определение малой группе – это определенное число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, достаточно малочисленных и имеющих возможность контактировать друг с другом без посредников.
Отличительными признаками малой группы являются:
ü ограниченное число членов;
ü стабильный состав;
ü информационная насыщенность общения;
ü чувство принадлежности к группе.
В состав малой группы могут входить от 3 до 30 человек. При большом количестве людей группа разбивается на подгруппы. Исходными социальными формами динамики межличностного общения в малой группе являются подгруппы:
ü диада – 2 человека. Для нее характерен высокий уровень эмоционального восприятия, постоянный контакт, обмен знаками внимания. Активно формируются социально-психологические чувства любви, дружбы, ненависти;


ü триада – 3 человека. Она более стабильна, чем диада, в ней меньше интимности и эмоций. Индивиды более самостоятельны. Здесь с мнением двоих трудно бороться в одиночку;
ü квадра – эта четверка наиболее совместимых между собой субъектов с дуальными, зеркальными отношениями. Для нее характерны: максимальная продуктивность деятельности, взаимодополнение друг друга, кооперация.
4.Под социальной общностью понимают – большую группу людей объединенных социальной связью. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие одинаковый статус, культурные запросы, этнические признаки.
Этническая общность (кровнородственная) – группа людей, связанных общим происхождением и длительным совместным существованием.
К ним относятся: племя, клан, народность, нация, семья, род. Все они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой является семья.
Семья – наименьшая кровно-родственная группа людей, связанных единым происхождением.
Несколько семей, вступающих в союз, образуют - род.
Объединяясь между собой, рода образуют - клан(кланы сохраняют общую собственность на землю, кровную месть).
Объединившись, кланы, образуют – племя.
Древнейшая этническая общность – племя основано на родовых и социальных связях. Племя – более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов (у них есть: язык, диалект, территория, вождь, общие церемонии). В ходе цивилизации на первый план вышли социальные связи между людьми, племя сменяет другой тип общности – народность, а её в свою очередь нация.
Народность – этническая общность, стоящая между племенами и нацией. Этот тип этнической общности возник в эпоху рабовладения и представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.


Нация – исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.
5.Термин “организация” (от фран. оrganisation – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:
1) как элемент социальной структуры общества;
2) как вид деятельности какой-либо группы;
3) как степень внутренней упорядоченности элементов системы.
В социологии ключевым понятием является – элемент социальной структуры.В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.
Социальная организация всегда соответствует следующим критериям:
1) наличие общей цели, на достижение которой направлена деятельность организации;
2) наличие статусно-ролевой иерархии;
3) наличие норм и требований для индивидов, входящих в организацию;
4) наличие функциональной специализации.
Цель - является ключевым элементом социальной организации. Выделяют три взаимосвязанных вида организационных целей:
ü цели–задания. Они сформированы как программа общих действий, на основе рекомендаций, выданных извне;
ü цели-ориентации. Это так называемая миссия организации. Совокупность стратегических целей субъектов организации;
ü цели-системы. Желание коллектива сохранить как самостоятельное организационное целое.
В типологии организаций наиболее отчетливо выделяются два основных типа: формальная организация и неформальная. Их отличает друг от друга степень формализации существующих в ней связей и взаимодействий.


ü Неформальная организация – это система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами.
Как правило, неформальная организация – это стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей (взаимная симпатия, общие интересы, дружеские отношения).
Для этого типа организациихарактерно:
1) незапланированность возникновения (спонтанность);
2) параллельное существование и функционирование наряду с формальной организацией;
3) не служебное содержание межличностных отношений.
ü Формальная организация– это форма отношений, существующая внутри официально сформированного коллектива, в которой система взаимодействий регламентирована должностными инструкциями, приказами и распоряжениями.
Социальная структура формальной организации, с социологической точки зрения, имеет следующие черты:
1) рациональность (т.е. в основе формирования и функционирования организации лежит принцип полезности, целесообразности, мотивация на достижение цели);
2) безличностность (т.е. связи между членами организации обезличены);
3) служебные отношения (т.е. предусмотрена регуляция только служебных отношений);
4) наличие персонала (т.е. поддержание устойчивости, координации и эффективности организации осуществляется административным персоналом, ответственным за эту работу);
5) функциональность (т.е. вся деятельность организации подчинена функциональным целям).
Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:
ü добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (клубы, религиозные объединения, партии);
ü принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (психиатрические лечебницы, тюрьмы, армия);
ü утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы).
Выделяют также социальные организации бюрократического типа.
Под бюрократией понимается механизм управления, основанный на формально-рациональных отношениях и иерархической системе власти.
Социологическая концепция бюрократии была разработана М. Вебером. В ней он видел оптимальную систему управления, основанную на принципах рационализации.
М. Вебер (в 1946 году) выделил 7 основных характеристик бюрократии внутри организации:
1) разделение труда (обусловленное правилами и законами);
2) порядок подчиненности (представлен в виде иерархической лестницы);
3) публичная канцелярия (документы, регистрирующие сведения о деятельности организации);
4) официальная процедура подготовки и переподготовки должностных лиц организации;
5) штатные сотрудники все внимание уделяют деятельности организации;
6) правила – общие, более или менее устойчивые, регулирующие режим работы;
7) лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление выполнять установленные ею правила и регламенты.
По Веберу, положительным в бюрократии является:
- высокая хозяйственно – экономическая эффективность;
- точность;
- оперативность;
- субординация;

- единоначалие;
- регламентация;
- сведения к минимуму конфликтных ситуаций.
Отрицательным:
- отсутствие гибкости;
- ситуативного подхода в управлении;
- абсолютизация формальных методов работы;

- неумение адаптировать средства и цели;
- отсутствие стимулирования в развитии творческого потенциала у работников;
- тормозящее влияние бюрократии на нововведения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.