Гибель Павла I восстановила хрупкое равновесие в отношениях самодержавия и дворянства. Император Александр I, вступивший на трон после цареубийства, вынужден был считаться с дворянством.
Первый период царствования Александра I ознаменовался робкими попытками преобразований, в которых император пытался найти более прочную опору своей власти. Вокруг императора сложился “негласный комитет”, состоявший из его ближайших друзей (Строганова, Кочубея, Новосильцева, Чарторыйского и др.). С ними он обсуждал важнейшие проблемы государственного переустройства. 20 февраля 1803 г. был издан указ о “вольных хлебопашцах”, разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю с землей, освобождение без земли запрещалось. Условия освобождения определялись договором между помещиками и крестьянами. В течение всего царствования Александра I было заключено лишь 160 сделок по освобождению и было освобождено около 50 тыс. крепостных душ.
В 1802 г. Александр I провел реформу центрального управления. Коллегии были преобразованы в министерства, которые единолично управлялись министрами, подчинявшимися непосредственно императору. Для совместного обсуждения министрами важных вопросов был учрежден Комитет министров.
Александр I, ощущал непрочность своей власти и вынашивал идеею преобразования политического строя. Его главным помощником в этом деле стал М.М. Сперанский - сын сельского священника, дослужившийся, благодаря своим способностям, до высших постов государства. Конституционный проект М.М. Сперанского предполагал создание на волостном, уездном и губернском уровне, органов местного самоуправления (дум), в состав которых вошли бы представители всех лично свободных сословий. Эти органы избирали бы должностных лиц на местах, контролировали бы решение хозяйственных вопросов и избирали депутатов в вышестоящие думы. Губернские Думы избирали бы депутатов в Государственную Думу, которая вместе с императором рассматривала бы основные законодательные акты. Наряду с Государственной Думой М.М. Сперанский предлагал создать государственный совет - совещательный орган при императоре, состоящий из высших чиновников. Этот совет должен был рассматривать законопроекты до их внесения в Думу.
Александр I решил начать осуществление плана М.М. Сперанского с учреждения Государственного Совета, который был создан в январе 1810 г. Однако, в этот период окончательно ухудшилось финансовое положение страны. М.М. Сперанский предложил резко сократить расходы и ввести налоги, распространяющиеся на дворян. Кроме того, М.М. Сперанский вызвал злобу придворной бюрократии, добившись издания указа о том, что лица имеющие придворные чины должны нести также службу по другим ведомствам и о введении образовательного ценза при замещении государственных должностей. Александр I не смог противостоять всеобщему недовольству придворной знати и в марте 1812 г. отправил М.М. Сперанского в отставку и сослал в Нижний Новгород, а, затем, в Пермь.
Победы 1812 – 1814 гг. подняли не только престиж Российской империи в Европе, но и престиж императора Александра I внутри страны. Теперь он мог не опасаться дворянской оппозиции. Он стал “царем царей” - Александром Благословенным, на которого не осмелились бы посягнуть никакие заговорщики. Поэтому интерес к политическим преобразованиям у императора пропал, он продолжал их по инерции. В 1815 г. Александр I. даровал конституцию, Царству Польскому. В 1816 – 1819 гг. была проведена отмена крепостного права в Остзейских губерниях (Прибалтике). Крестьяне освобождались, здесь, без земли и, автоматически превращались в батраков, вынужденных работать на землях помещиков. На этом реформаторские начинания Александра I прекратились.
В этот период возникли военные поселения. Их создание было продиктовано, стремлением уменьшить расходы на содержание армии. Проект предполагал расквартирование воинских частей на государственных землях и превращение солдат в крестьян, совмещающих земледелие и военную службу. Естественно, условия жизни в таких поселениях были ужасны, поскольку солдат разрывался между службой и хозяйством. Вскоре выяснилось, что создание военных поселений увеличивает расходы на армию, поскольку их обустройство требовало больших затрат. Поэтому от их дальнейшего распространения отказались.
В последние годы царствования Александра I начинается невиданное доселе движение в среде молодого дворянства. Пройдя через войну 1812 г., в которой дворяне защищали Отечество плечом к плечу с народом, молодые дворянские офицеры почувствовали определенное уважение к простым людям. Посетив в 1813-1814 гг. Европу они увидели там иные, более свободные порядки. Все это сформировало у них стремление освободиться от самодержавной власти, даже ценой отказа от дворянских привилегий.
В 1815-1820 гг. началось создание тайных дворянских обществ. В 1817 г. П. Пестель и Муравьев-Апостол создали “Союз спасения”, который должен был содействовать конституционной реформе. Затем, эта организация была преобразована в “Союз благоденствия” включавший более широкий круг лиц и ставивший легальные цели: улучшение положение народа, распространение просвещения, совершенствование правосудия и т.п. К 1819 г. “Союз благоденствия” насчитывал в своих рядах около 200 дворян.
В 1820 г. произошло восстание в Семеновском полку. Поводом послужило то, что командир полка приказал высечь нескольких георгиевских кавалеров, что было запрещено уставом. Восстание было подавлено. После этого “Союз благоденствия” был распущен. Началось формирование новых тайных обществ с более радикальной программой действий.
Среди офицеров армии, расквартированной на Украине сложилось “Южное общество” во главе с П. Пестелем. А в Петербурге возникло “Северное общество” возглавлявшееся Н. Муравьевым, С. Трубецким и К. Рылеевым. “Южное общество” придерживалось радикальных взглядов. Его руководитель П. Пестель составил проект конституции (“Русская Правда”), предполагавший свержение монархии и установление республики. Крепостное право предполагалось отменить, помещичью землю конфисковать и предоставить всем желающим возможность трудиться на земле. Проект Конституции руководителя “Северного общества” Н. Муравьева носил более умеренный характер. Он предполагал сохранение монархии, ограниченной властью народного собрания. Освобождение крестьян предлагалось проводить с наделением их небольшими наделами. Помещичья собственность на землю сохранялась.
Создавая эти планы преобразования страны, дворянские революционеры ждали только подходящего случая для их осуществления. Они рассчитывали совершить переворот летом 1826 г., во время больших маневров в честь 25-летия царствования Александра I, когда представился бы удобный случай арестовать императора. Однако, 19 ноября 1825 г. Александр I скончался. Это событие заставило заговорщиков действовать.
Смерть Александра I создала неопределенность в вопросе о наследовании престола. У покойного императора не было прямых наследников, и престол должен был перейти к его брату Константину. Однако Константин еще при жизни Александра I отказался от престола в пользу младшего брата Николая, но об этом не было объявлено официально. Константин в частном письме Николаю подтвердил свой отказ от престола, но издать официальный манифест по этому поводу отказался. Николаю ничего не оставалось, как опубликовать старый Александровский манифест о своем назначении наследником и назначить на 14 декабря 1825 г. повторную присягу. Это вызвало недоумение и недоверие в гвардейских полках, уже присягнувших Константину. Этим замешательством решили воспользоваться заговорщики из “Северного общества”. План заговорщиков состоял в том, чтобы в день присяги вывести войска на Сенатскую площадь и заставить Сенат отклонить манифест о восшествии Николая I на престол и установить Конституционное правление.
Николай I был заблаговременно предупрежден о планах заговорщиков и успел в ночь на 14 декабря привести к присяге Сенат и большинство гвардейских полков. В результате декабристам удалось вывести на Сенатскую площадь только Московский гвардейский полк и гвардейский флотский экипаж. Сенатская площадь была окружена правительственными войсками. Переговоры с восставшими не дали результатов. Конная атака на их позиции была отбита. После этого правительственные войска применили артиллерию и несколькими залпами картечи рассеяли ряды восставших. Подавив восстание декабристов Николай I предпринял энергичные меры для расследования заговора и наказания виновных. Начались массовые аресты среди дворянства и офицерства. К следствию было привлечено свыше 500 человек, но обвинение было предъявлено только 120-ти. Суд приговорил пятерых из них к четвертованию (заменено повешением) (Пестель, Каховский, Рылеев, Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол), 31 человек были приговорены к расстрелу (заменили пожизненной каторгой), остальные были приговорены к различным срокам тюремного заключения, ссылке в Сибирь или разжалованию в солдаты.
Разгромив декабристов, Николай I существенно укрепил свои позиции. В этих условиях Николай I стремился усилить императорскую власть, опираясь на чиновно-бюрократический аппарат. Николай I создал Собственную его Императорского Величества Канцелярию, контролировавшую основные отрасли государственного управления. Наибольшую известность получили второе и третье отделения этой канцелярии. Во втором отделении канцелярии была сосредоточена вся законодательная деятельность. Возглавил это отделение М.М. Сперанский. Под его руководством к 1833 г. было закончено составление “Полного собрания законов Российской Империи”, включавшего в себя “Соборное уложение 1649 г.” и все последующие законодательные акты, а также был выпущен “Свод законов Российской империи”, включавший только действующие законодательные акты. Свод законов не вводил никаких новшеств, но он сделал все действующие законы доступными для непосредственных исполнителей. Третье отделение канцелярии, возглавляемое А.Х. Бенкендорфом, осуществляло функции политической полиции и осуществляло контроль за настроениями высших слоев общества.
Одним из приоритетных направлений политики Николая I стал крестьянский вопрос. В течение всего его царствования действовали различные секретные комиссии, изучавшие проблему взаимоотношений помещиков и крестьян. Именно в этот период положение крепостных крестьян все более обострялось. Рост численности крепостного населения, который раньше считался благом, начал создавать проблемы. При существующей технике земледелия и размерах земельных владений крестьянам было все труднее прокормить себя. Росло число избыточных рабочих рук.
К 1843 г. 54% всех дворянских имений было заложено в кассах Дворянского банка. На одну крепостную душу приходилось в среднем 70 рублей долга, в то время как средняя рыночная стоимость одного крепостного составляла около 100 рублей. С чисто финансовой точки зрения крепостные уже в значительной степени переставали быть собственностью помещиков и становились собственностью их кредитора - государства.
Правительство Николая I решилось вмешаться в отношения между помещиками и крестьянами. Чтобы остановить процесс обезземеливания крестьян, было запрещено продавать землю без крестьян. Однако, на полную отмену крепостного права Николай I так и не решился. Нужны были чрезвычайные обстоятельства, чтобы самодержавие могло решиться ни прямое ущемление дворянских интересов. Поэтому в решении крестьянского вопроса Николай I ограничивался полумерами.
В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое управляло казенными землями и государственными крестьянами. Новый министр Киселев провел реформу управления государственными крестьянами. На местах были созданы палаты государственных имуществ и окружные управления, которые должны были решать все вопросы связанные с государственными крестьянами. Реформа носила чисто административный характер. В 1842 г. было издано “Положение об обязанных крестьянах”, согласно которому помещики на добровольной основе могли заключать со своими крестьянами договор (“инвентарь”). В “инвентаре” фиксировались размеры крестьянских земельных наделов и все повинности, которые несли крестьяне в пользу помещиков. Это ограничивало власть помещика над крестьянами. Но поскольку составление договоров происходило только с добровольного согласия помещиков, положение не получило широкого распространения.
В 1847 г. крестьяне получили право выкупаться на волю в случае разорения помещика и продажи имения с торгов. Так Николай I медленно, но верно ослаблял режим крепостной зависимости.
Еще одним важным направлением политики Николая I стала финансовая реформа, которая связана с именем Министра финансов Канкрина. Еще со времен Екатерины II в России наряду с серебряными деньгами обращались бумажные ассигнации. Правительство покрывало за счет выпуска ассигнаций свои растущие расходы, поэтому их ценность по отношению к серебряным деньгам постоянно падала. Причем единого курса размена ассигнаций на серебро не существовало. В 1839 г. Канкрин осуществил денежную реформу. Во-первых, он установил твердый курс размена ассигнаций на серебро. Кроме того, государство начало выпуск “депозиток”, которые выдавались тому, кто вносил в казну определенное количество серебра. Депозитки обменивались на серебро по курсу 1 к 1 и этот курс поддерживался, поскольку они были обеспечены резервами государственной казны. После этого, на основе депозитов, были выпущены кредитные билеты, размен которых на серебро гарантировался государством. В результате, была создана устойчивая денежная система, способствовавшая развитию промышленности и торговли.
Важнейшим направлением внутренней политики Николая I была идеология и народное просвещение. Министр Просвещения граф С.С. Уваров сформулировал идеологическую доктрину николаевского царствования и всей императорской России в виде триединой формулы: “Самодержавие, Православие и Народность”. Вся система просвещения перестраивалась в соответствии с этими принципами. В программах средних и высших учебных заведений сокращалось преподавание точных и естественных наук и увеличивалось время на религиозное и патриотическое воспитание. Было ограничено самоуправление университетов и сокращено число студентов. Таким способом Николай I стремился пресечь распространение вольнодумных идей и не допустить образования в России новых тайных обществ.
В 30-е гг. в среде образованного русского общества возникло два идейных течения “Западники” и “славянофилы”: Западники (Чаадаев, Грановский, Соловьев и др.) считали, что естественный путь развития России лежит в приобщении к европейской культуре и социально-политическому устройству. Славянофилы, (Аксаков, Хомяков, Киреевский и др.), наоборот, отстаивали самобытный характер исторического развития России, и осуждали Петра I за то, что он изменил естественный ход ее развития и привнес, чуждые русскому народу, веяния из Европы. Всю послепетровскую историю России они рассматривали как отступление от исторических традиций. Наряду с западниками и славянофилами начало формироваться движение революционных демократов (Герцен, Белинский, Чернышевский, Петрашевский и др.). В этом идейном направлении задавали тон не дворяне, а интеллигенты разночинцы - новая социальная группа искавшая свое место в обществе. Они стремились к революционному преобразованию общества и установлению демократического строя, который позволил бы им занять видное общественное положение.
1848 г. стал переломным в отношениях самодержавия и образованного общества. Революционные вспышки в странах Европы толкнули правительство Николая I на путь реакции. Резко усилилась строгость цензуры и полицейского надзора. Самым громким событием этого периода стало “дело Петрашевцев”. Кружок, организованный Петрашевским занимался обсуждением политических вопросов. Этого было достаточно, чтобы арестовать всех членов кружка и большую часть из них приговорить к расстрелу, который лишь в последний момент был заменен длительными сроками каторги. Эта жестокая расправа не остановила брожение в среде образованного общества.