Диалектико-материалистическая концепция единства мира сформулирована Энгельсом в работе «Анти-Дюринг».
Позиция Дюринга: единство мира заключается в его бытии; бытие едино, поскольку я мыслю его единым, т.к. сущность мышления состоит в объединении компонентов сознания в единство.
Возражения Энгельса: бытие - это предпосылка единства мира, т.к. мир, прежде чем заключать в себе какое-либо единство, должен объективно существовать; объединяющая способность человеческого мышления имеет в качестве своей объективной предпосылки наличие объективного единства в реальных прообразах элементов сознания. Действительное единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности.
Материальное единство включает 4 аспекта:
1. субстанциальный (имеется в виду всеобщая взаимопревращаемость материальных явлений друг в друга)
2. атрибутивный (на всех уровнях организации материи присущи её атрибуты)
3. генетический (материальные явления порождаются такими же материальными явлениями)
4. номологический (наличие законов природы, охватывающих своим действием качественно различные области материальной действительности. Например: законы материалистической диалектики).
ЛЕКЦИЯ 3. СОЦИАЛЬНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Вся эта тема «повязана» на Карле Марксе («Философско-экономические рукописи 1944 года и «Капитал»), а также на современных структуралистских направлениях.
План:
1. Понятие и характеристики социального бытия
2. Социальное пространство и социальное время как формы социального бытия
3. Проблема индивидуального бытия в современной философии
Под современной философией имеется в виду философия XX века.