К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, следует отнести:
· методы системного анализа;
· методы теории исследования операций;
· кибернетический подход;
· прогностику.
Применение этих методов позволяет прогнозировать материальные потоки, создавать интегрированные системы управления и контроля их движения, разрабатывать системы логистического обслуживания, оптимизировать запасы и решать ряд других задач.
Широкое применение в логистике имеют различные методы моделирования, т.е. исследования логистических систем и процессов путем построения и изучения их моделей. При этом под логистической моделью понимается любой образ, абстрактный или материальный, логистического процесса или логистической системы, используемый в качестве их заместителя.
Анализ полной стоимости в логистике.
Анализ полной стоимости, означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе.
Применение анализа полной стоимости означает идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты. Анализ полной стоимости первоначально использовался на транспорте для сравнения различных вариантов транспортировки. Впоследствии этот метод стали использовать в профессиональной деятельности менеджеров по логистике всюду, где необходимо сделать выбор из двух и более альтернатив.
Применение анализа полной стоимости предполагает возможность варьирования ценой при поиске решений, т. е. возможность повысить затраты в одной области, если в целом по системе это приведет к экономии.
Основные трудности применения метода, которые зачастую не позволяют наглядно увидеть и просчитать «скрытую» стоимость решения, заключаются в следующем:
♦ необходимость в специальных знаниях;
♦ необходимость учета факторов, связанных с косвенными затратами.
Перечислим характерные примеры применения метода.
♦ Выбор между приобретением собственного склада или использованием склада общего пользования.
♦ Выбор между созданием одного централизованного склада или нескольких децентрализованных распределительных центров,
♦ Альтернатива между редкими закупками сырья в больших объемах или частыми закупами, но в меньших объемах.
♦ Изменение маршрута доставки груза с целью экономии затрат или лучшего удовлетворения спроса.
♦ Использование системы так называемого постоянного пополнения запасов (при котором поставщик несет прямую ответственность за полное обеспечение фирмы сырьем с комплектующими, необходимыми для завершения производства определенного продукта или выполнения определенного заказа).