В современном мире достаточно богатая мозаика древних верований представлена в Африке, Океании, некоторых странах Азии. В этих регионах особенно распространены первичные формы религиозного опыта, что способствует своего рода консервации культурных традиций. Особенно яркие примеры древних религиозных верований, определяющих характер культуры, можно найти в Африке. Разумеется, следует учесть то, что сама по себе Африка неоднородна. Северная – исламизированная часть – принципиально отличается от тех районов южнее Сахары, где сохранились древние традиционные культы. Христианство проникло на Африканский континент уже в I веке, однако широкого распространения не получило. Лишь в Эфиопии с 330 года христианство стало государственной религией, но в V веке Эфиопия отделилась от остального христианского мира, не признав Халкидонский Орос 451 года. Таким образом, Эфиопия – это единственная страна, где христианство является официальной государственной религией, приняла монифизитство. Несмотря на то, что католицизм и протестантизм представлены в Африке весьма широко, сложно говорить, что эти религии принципиально влияют на культурную и государственную жизнь стран. В целом же, из мировых религий в Африке распространён ислам. Наиболее крайние формы ислама проявляются в африканских странах на севере, в Сомали, Судане, Эритрее, на севере Нигерии. В центральных и южных странах особенно распространены традиционные религии.
Основные черты африканских религий:
1. Вера во взаимосвязь между земной и неземной жизнью. Грань между миром живых и миром умерших неточная, а следовательно, души умерших способны приходить к живым.
2. Распространены фетишизм, тотемизм, анимизм. В большинстве случаев наиболее часто распространёнными фетишами являются маски, статуэтки, тамтамы, обеспечивающие связь людей с духами. Многие фетиши имеют существенное значение не только для отдельного рода, но и для всей народности. Например, у народа Ашанти почитался «золотой трон», который выносился в определённые дни для правителя. Во время последней англо-ашантийской войны трон был спрятан. Преследующие циничные цели англичане, желавшие «посидеть на троне», спровоцировали крупное восстание.
3. Распространена вера в колдовство, причём даже в правительстве. Например, министр юстиции и хранитель государственной печати в Кот-д Ивуаре во время бури чуть не погиб, но в своих несчастьях обвинил местного колдуна, который на следующий день заболел и в мучениях перед смертью сказал, что зло, порождённое им для убийства министра, вернулось к нему. Время от времени в XXI веке в африканских странах проходят судебные слушания, связанные с делами о колдовстве. Как говорят сами африканцы, к колдунам люди обращаются, чтобы принести ущерб тем людям, которым завидуют. В этом смысле зависть стала бичом африканских деревень. Целые семьи, опасаясь зависти своих соседей и действий местных колдунов, покидают насиженные места и бегут в другие районы страны. Сами колдуны тоже становятся жертвой гонений. Причём сейчас в колдовстве подозревают даже детей. Так, по оценкам правозащитной организации Save the Children, только в столице Конго (старое название страны – Заир) Киншасе насчитывается 30 тыс. беспризорных детей, изгнанных из семей из-за обвинений в колдовстве.
Под натиском цивилизации в Африке остаётся все меньше и меньше племён, которым удалось сохранить свою культуру, самобытность и древний уклад жизни. Одно из таких племен – масаи. Масаи считаются самыми красивыми среди аборигенов Восточной Африки. Высокие, мускулистые, с выразительными лицами, масаи уверены, что они любимцы богов и к прочим жителям Африки относятся весьма презрительно.
Масаи, пожалуй, одно из самых колоритных племен Восточной Африки. Они свободно перемещаются по саванне с места на место, из страны в страну, невзирая на таможенные правила и государственные границы. На протяжении веков масаи, в отличие от луо, кикуйю и других племен, сумели сохранить древние обычаи и веками существовавший уклад жизни предков. По одной из версий, масаи происходят из районов Верхнего Нила, то есть Верхнего Египта, располагавшегося между землями современных Судана и Эритреи. У жителей тех мест масаи заимствовали обычай брить женщинам волосы на голове и выдирать два нижних передних зуба. Вероятно, у римлян, когда-то захвативших большую часть Северной Африки, масайские мужчины переняли короткие мечи, сандалии и тоги из красной ткани.
Масаи считают себя высшим народом Африки. Их не касаются дела низших племен – луо, кикуйю или «каких-то пришлых» европейцев. Издревле масаи уважали лишь те племена, которые могли оказать им достойное сопротивление.
Эта народность живёт за счет домашнего скота. Масаи не знают земледелия или ремёсел, зато уверены, что Верховный бог Энгай даровал им всех животных на свете. А потому кражи скота у других племен для масаев – обычное дело. На временных стоянках они строят жилища, обмазывая округлый каркас из веток навозом. В их хижинах нет окон, а очаг располагается внутри, рядом с постелями из шкур животных. Эти дома строят в основном женщины. Они же во время переходов, когда не хватает вьючных животных, несут на спинах немногочисленный скарб и каркасы своих хижин.
Вокруг деревни, в которой живут обычно пять-семь семей, масаи возводят забор из шестов или колючего кустарника – крааль, чтобы защититься от нападений львов, леопардов или гиен. Питаются масаи молоком или кровью животных. Мясом – в исключительных случаях. В голодное время они протыкают сонную артерию коров короткой стрелой и пьют еще теплую кровь. После этого замазывают рану свежим навозом, чтобы животное не погибло.
Начиная с 3 лет, их дети пасут скот, а в возрасте 7–8 лет им протыкают мочки ушей осколком рога. Потом отверстие расширяют кусочками дерева. Со временем тяжелые украшения из бусин или бисера оттягивают мочки до плеч. И чем больше у масая оттянуты мочки ушей, тем он для соплеменников более красив и уважаем.
Количество жён у мужчины-масая зависит от величины его стада. Жён должно быть достаточно, чтобы ухаживать за всеми животными и детьми, носить воду и дрова для очага. Вероятно, поэтому женщины живут намного меньше, чем их мужья, которые, будучи воинами, в мирное время, проводят дни в разговорах и странствиях по саванне…
В течение последних 30 лет масаи были выселены с большей части их земель. Белые люди запретили пасти там скот, объявив земли масаев «заповедными». Выселенных масаев, которые самовольно возвращались, уничтожали или сажали в тюрьмы. Богатые туристы, приезжавшие в Танзанию на сафари, желали «видеть животных, а не полудиких оборванцев». То тут, то там в саванне стали появляться бунгало и лоджи. И масаи поняли, что львы, антилопы, газели и туристы гораздо важнее, чем они сами. Оставшись без средств к существованию, многие занялись браконьерством.
Тысячелетиями племена масаев сосуществовали с природой, а сейчас они начали неистово ее истреблять. Их собственный скот почти вымер, но зато бивни слонов и рога носорогов прекрасно продаются на чёрном рынке. И теперь носороги на землях масаев истреблены, а поголовье слонов сократилось в сотни раз. По всей стране масаи нанимаются охранниками в дорогие отели или вечерами устраивают представления с традиционными плясками. Все чаще здесь можно увидеть людей, одетых в красные одежды, охраняющих с копьями наперевес периметры дорогих отелей…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрески Айрис. Старые женщины рассказывают. – М.: «Наука», 1976.
2. Алексеев В. П. Происхождение человечества. – М., 1984.
3. Акимушкин И. И. Мир животных: беспозвоночные. Ископаемые животные. – М.: «Мысль», 1991.
4. Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии. М., Л.: «Наука», 1967.
5. Артёмова О. Ю. Индивидуальная специализация в обществе аборигенов Австралии // Советская этнография. – 1984. – № 3.
6. Бейлис В. А. Традиция в современных культурах Африки. – М.: «Наука», 1986.
7. Бернштам Т. А. К реконструкции некоторых русских переходных обрядов совершеннолетия // Советская этнография. – 1986. – № 6.
8. Беспарточный Б. Д., Левин А. И., Савченко А. П. Религиоведение: учебное пособие для вузов социального профиля. Курск, 2003.
9. Беспарточный Б. Д., Мизаев В. Н. Миф. Религия. Право. // Правовая система современной России: состояние и перспективы: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – М.: Союз, 2001.
10. Бибер О. Таинственная Каффа. В стране царей-богов. – М.: Изд-во вост. лит., 1961.
11. П’Битек Окот. Африканские традиционные религии: Религии Африки в освещении западных и африканских учёных. – М.: «Наука», 1979.
12. Брайант А. Т. Зулусский народ до прихода европейцев. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1953.
13. Бьерре Йене. Затерянный мир Калахари. – М.: «Мысль», 1964.
14. Гижицкий К. Письма с Соломоновых островов. – М.: «Наука», 1974.
15. История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. – М.: Наука, 1986.
16. Кабо В. Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. – М.: Наука, 1989.
17. Кабо В. Р. Тасманийцы и тасманийская проблема. – М.: Наука, 1975.
18. Квеннелл М. Первобытные люди. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2005.
19. Кочакова Н. Б. Города-государства йорубов. – М.: «Наука», 1968.
20. Вопросительные знаки над могилами. – СПб.: KN, 1995.
21. Народы мира: историко-этнографический справочник. / под ред. Бромлея Ю. В. – М., 1988.
22. Лаврецкий И. Р. Боги в тропиках. Религиозные культы Антильских островов. – М.: «Наука», 1967.
23. Лот Анри. Туареги Ахаггара. – М.: «Наука», 1989.
24. Роуз Ф. Аборигены Австралии: Их прошлое и настоящее. – М.: «Наука», 1981.
25. Патнем Энн. Восемь лет среди пигмеев. – М.: Изд-во вост. лит., 1961.
26. Соколова В. К. К исследованию обрядового фольклора (На примере восточнославянского материала) // Советская этнография. – 1981. – № 4.
27. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. – М.: Наука, 1964.
28. Шаревская Б. И. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. – М.: «Наука», 1964.
29. Шарль де Бросс. О фетишизме. – М. «Мысль», 1973.
30. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 21.
31. Этнография / под ред. Бромлея Ю. В., Маркова Г. Е. – М., 1982.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Чем, по вашему мнению, человек отличается от животного?
2. В чём проявляются зачатки культурного развития у неандертальцев?
3. Могут ли захоронения неандертальцев иметь иные мотивы, не связанные непосредственно с культурой?
4. Что, с вашей точки зрения, стремились передать первобытные художники, создавая рисунки на скалах или стенах пещер?
5. Что могло побудить первобытных художников к созданию наскальных рисунков?
6. Чем, по вашему мнению, первобытные формы религии отличаются от христианства?
7. Чем, по вашему мнению, первобытные формы религии отличаются от буддизма?
8. Какие народы в современном мире придерживаются первобытных верований?
9. В чём вы видите причину сохранения первобытных верований в среде народов Африки, Азии, Океании?
10. Какие рекомендации вы могли бы дать для подавления суеверий?
11. Чем, по вашему мнению, язычество отличается от неоязычества?
12. С чем, по вашему мнению, в современном мире связано обращение относительно многих людей к неоязычеству?
13. Могут ли нормы неоязычества представлять угрозу для правовой культуры современных стран, в том числе России?
Тема 7: Культура Древнего Египта