Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Использование естественных сил природы в физическом воспитании школьников

Московский педагогический университет
Кафедратеоретических основ физического воспитанияКурсовая работа

Использование естественных сил природы
в физическом воспитании школьников
Исполнитель:
студент *курса ** группы
факультетафизической культуры
*******
****** ******
Руководитель:
канд. пед.наук
НикулинаЕ.В.
Москва – 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение…………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Состояние исследуемого вопроса ……………………….…. 7
1.1. Эволюция закаливания ……………………………….…… 8
1.2. Современный опыт и практика ……………………...…… 10
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования………...…… 13
2.1. Использование естественных сил природы
как относительно самостоятельных средств …...….…… 13
2.2. Использование естественных сил природы
как сопутствующих факторов …………………………… 15
2.3. Адаптация и сопротивляемость организма ……………… 16
Глава 3.Планирование уроков физической культуры с
использованием природных средств ………………………. 21
Заключение…………………………………………………………… 24
Выводы……………………………………………………………...… 25
Практическиерекомендации ………………………………………… 26
Списокиспользуемой литературы …………………………………… 28

Введение
Физическая культура – часть общей культуры общества,одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья,развитие физических способностей человека, необходимых ему в повседневнойжизни.
Быть здоровым – это естественное стремление человека.Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и  физическое, психическоеи социальное благополучие. Для поддержания здоровья человеку просто необходимозаниматься физической культурой и спортом, правильно питаться и чередовать труди отдых, закаливать свой организм.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью формированияздорового образа жизни подрастающего поколения и, в связи с этим, рассмотрениявозможности использования естественных сил природы в физическом воспитаниишкольников. Режим школьника в настоящее время является очень напряженным:школьные занятия по расписанию, выполнение уроков и заданий дома, домашниеработы по плану родителей, прогулки, игры, чтение художественной литературы,занятия у компьютера, занятия спортом, сон.
Рациональная организация трудовой, учебной деятельности является важнымкомпонентом в формировании здорового образа жизни. В школьных программах назанятия по физической культуре и спорту отводят всего несколько часов в неделю.Этот недостаток необходимо компенсировать самостоятельно, в свободное отзанятий время. Замечено, что большое оздоравливающее влияние на организмподростка оказывают систематические занятия плаванием, конным и паруснымспортом, туризмом, лыжным спортом и бегом. Тема является злободневной иактуальной не только для школьников, но и для детей дошкольного возраста и длявзрослых.
Физическое воспитание разносторонне воздействует на человека, влияет наформы и функции его организма, вызывает направленное развитие двигательныхспособностей, затрагивает и формирует многие личностные качества. Научныйподход к делу физического воспитания предполагает опору на комплексные данныемногих наук: естественных и гуманитарных, педагогических, психологических,биологических, медицинских и др.
Еще сравнительно недавно методика физического воспитания включалапреимущественно эмпирические знания, непосредственно основанные на практическомопыте. Само выражение «наука о физическом воспитании» едва ли связывалось убольшинства с чем-то достаточно серьезным. Сейчас мера серьезности научныхпроблем физического воспитания осмыслена представителями самых различныхотраслей науки.
К настоящему времени сложился довольно широкий комплекс научныхдисциплин, изучающих в различных аспектах физическое воспитание и связанные сним вопросы. Все они ориентированы на то, чтобы на основе всестороннегоисследования закономерностей физического воспитания обеспечивать оптимизацию –повышение его эффективности как фактора направленного развития человека.
Центральное место в комплексе этих дисциплин занимает общая теория иметодика физического воспитания.
Наряду с такими дисциплинами, которые возниклинепосредственно в сфере физического воспитания, целостно отражают инепосредственно «обслуживают» данную сферу социальной практики, сформировалсяряд специализированных отраслей других наук, связанных с проблематикойфизического воспитания. Они представляют собой аспекты, распространившиеся насферу физического воспитания из ряда естественных, гуманитарных и пограничныхнаук (анатомии, физиологии, биологии, биохимии, биофизики, гигиены, психологии,педагогики, истории и т. д.)
Физиологические исследования в области физическоговоспитания, и особенно спорта, выявили поразительные данные о функциональныхрезервах нашего организма, о которых традиционная «нормальная» физиология и неподозревала.
Физическая культура и спорт явились своего родагигантской творческой лабораторией, где самые разные отрасли науки находят длясебя интереснейшие факты. Главное же, что здесь изыскиваются новые путиувеличения деятельностных сил человека, его безграничного физическогосовершенствования в единстве с гармоническим развитием личности. Этому, так илииначе, служат все отрасли наук, развивающиеся в сфере физического воспитания ив связи с ней.
Сейчас здесь происходит дальнейшая углубленнаяспециализация научных знаний наряду с широким обобщением их. Так же, как и вовсех других областях современной науки, здесь возникают новые или относительноновые аспекты и разделы, имеющие зачастую междисциплинарный и комплексныйхарактер (например, антропологические, кибернетические, медико-биологические,социолого-психологические, психолого-гигиенические, морфофизиологическиеподходы, получающие развитие в исследованиях по физической культуре и спорту).
Медико-биологическими методами определяют состояниездоровья ребенка, морфологические и функциональные особенности организма,влияние различных возмущений на функции его систем, адаптацию к физическимнагрузкам, общую физическую работоспособность, координационные механизмыдвигательной деятельности, состояние и возможности анализаторных систем.
К средствам физического воспитания относятся: физическиеупражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы.
К настоящему времени накоплен большой фактическийматериал о влиянии естественных сил природы на различные физиологическиефункции детей и подростков. И вместе с тем можно отметить разнонаправленностьэтих данных и отсутствие систематизированных сведений об адаптивных реакцияхфизиологических систем у школьников разного возраста на физические нагрузкиодинаковой мощности при различных воздействиях окружающей среды (мороз, ветер,жара). Очевидно, что такие данные необходимы для практики физическоговоспитания, врачебного контроля и спортивной медицины. Актуальность подобныхисследований обусловлена и тем, что до настоящего времени недостаточно изученывопросы, с какого возраста и в какой степени требуется дифференцированныйподход к физическому воспитанию мальчиков и девочек, какой должна быть нагрузкана организм при использовании методов естественного закаливания.
Цель данной работы  – показать, каким образом можноиспользовать естественные силы природы в процессе обучения школьников и как ихиспользование влияет на здоровье учащихся, рассмотреть положительноевоздействие на организм регулярных физических тренировок при условии ихсочетания с элементами закаливания.
Для достижения поставленной цели будут рассмотреныразличные формы использования естественных сил природы как относительносамостоятельных средств, так и сопутствующего характера, а также адаптация исопротивляемость к их действию организма школьников. При выполнении работыиспользованы разнообразные методы исследования: изучение литературы по данномувопросу, непосредственное наблюдение и экспериментальная работа.

Глава 1.
Состояниеисследуемого вопроса
Физические упражнения являются основным средством физического воспитания,так как без них невозможно формирование направленного воздействия на физическийпотенциал человека. Двигательное действие становится физическим упражнением,когда его используют для целенаправленного воздействия на развитиечеловеческого организма.
Для физического воспитания характерен комплексный подход в выборе иприменении разнообразных видов физических упражнений.
Использование естественных сил природы в процессе физическоговоспитания осуществляется по двум направлениям:
1. Естественныесилы природы как относительно самостоятельные средства оздоровления изакаливания в виде специальных процедур, солнечных, воздушных и водных ванн.
2. Естественныесилы природы как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятныеусловия для занятий физическими упражнениями. Они дополняют и усиливаютэффективность воздействия движений на организм человека.
Из всех видов закаливания самым простым являетсязакаливание воздушными ваннами. Для здоровых молодых людей при температуревоздуха +15°С начинать их можно с 15-30 минут, постепенно доводя до двух часов.Принимают воздушные ванны обнаженными до пояса во время занятий гимнастикой,бегом или другими физическими упражнениями.
Не менее важный закаливающий эффект оказывают солнечные лучи, которыеулучшают обмен веществ, усиливают функцию костного мозга по продуцированиюэритроцитов, повышают устойчивость к инфекциям, благотворно влияют надеятельность органов желудочно-кишечного тракта. Чтобы избежать ожогов кожи,длительность солнечной ванны необходимо дозировать.
Наиболее сильный закаливающийэффект оказывают водные процедуры – обтирание, обливание, душ, ванны,растирание снегом. Водные процедуры влияют на деятельность всех органов иведущих систем жизнеобеспечения – сердца, мозга, эндокринных органов, легких,почек. Они существенно изменяют терморегуляцию организма, повышают основнойобмен, ускоряют течение химических реакций. Закаливание водой желательноначинать с обтирания части тела или всего тела, затем переходить к обливанию.Рассмотрим более подробно эволюцию и сам процесс закаливания.
1.1.Эволюция закаливания
Закаливание организма – это формирование и совершенствованиефункциональных систем, направленных на повышение резистентности организма, чтов конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Особенноактуальной остается проблема повышения уровня здоровья детей, проживающих наСевере и приравненных к нему местностей.
В биологической и научной медицинской литературетермин «закаливание» как показатель увеличения сопротивления организма квоздействию средовых факторов употреблялся до настоящего времени мало. Вместе стем широко распространены понятия «адаптация», «аккомодация», «резистентность»,«реактивность» и др. Эти представления отражают специфические особенностисопротивляемости организма к средовым факторам: приспособление его к действиюхолода, высокой температуры, солнечной радиации, высотной гипоксии,скелетно-мышечной активности. За последние годы в связи с возрастанием темповтехнического прогресса человеческий организм едва ли не с момента рождения сталкиваетсяс новыми, ранее неизвестными факторами среды, такими как повышенная вибрация,шум, радиационные факторы и др. Существенное значение в настоящее времяуделяется вопросам так называемой социальной адаптации.
На протяжении эволюционного развития животный мир непрерывно увеличивалсвои адаптивные возможности в средене только ради существования, но иувеличения ареала обитания. При этом живой организм не только неуравновешивалсясо средовыми факторами, а, напротив, так изменял своюжизнедеятельность, что «выходил» из состояния равновесия со средой.Пойкилотермные организмы (рыбы, рептилии) не могут поддерживать постояннуютемпературу своего тела, а потому она уравновешивается с температурой среды взимний период года. Гомойотермные организмы благодаря высокому уровню основногообмена и возможности увеличивать свой метаболизм способны выйти из состоянияравновесия со средой и поддерживать не только постоянную температуру тела, но идругие физиологические константы, создавая постоянство внутренней среды организма(гомеостаз). Адаптация организма подразумевает комплекс приспособительныхвозможностей организма к тем факторам среды, которые окружают человека. Приэтом имеются в виду не только собственно «закаливающие» мероприятия (увеличениерезистентности организма к холоду, пониженному напряжению кислорода вовдыхаемом воздухе, занятия физкультурой), но и рациональная одежда для детей,разработка и внедрение необходимых условий жилья, создание оптимального режимадня, питания и др. Адаптация организма к различным факторам внешней средыподразумевает не только увеличение сопротивляемости организма, т. е.закаливание, но и умелое ограничение воздействия этих факторов на организмчеловека. Иными словами, адаптивные мероприятия включают два непременныхусловия: с одной стороны, увеличение сопротивляемости организма к действию этихфакторов, а с другой – необходимость регулировать воздействие последних.
Понятие «закаливание» подразумевает увеличение резистентности организмапо отношению к воздействию внешней среды (имеется в виду направленное развитиеустойчивости  организма посредством разработанных методических приемов дляувеличения способности быстро приспосабливаться к разнообразным внешнимусловиям).

1.2. Современный опыт и практика
 
Инфекция есть процесс взаимодействия двух биологических систем – микро- имакроорганизма. Конечный результат встречи микроба-возбудителя с организмом взначительной мере определяется свойствами и особенностями макроорганизма,пораженного паразитом. От реакции организма человека, направленной наподдержание постоянства внутренней среды, нарушенного в результатепроникновения возбудителя инфекции, зависят активность процесса, характер иформа инфекции. Комплекс этих многообразных защитных реакций составляет частьобщей реактивности организма и подчиняется основным физиологическимзакономерностям. В соответствии с этим реакции организма на внедрениевозбудителя могут быть нормальными, пониженными, повышенными или отсутствоватьвовсе (ареактивность или анергия). Таким образом, восприимчивость илиневосприимчивость (резистентность) организма к инфекции, в конечном счете,определяется состоянием общей реактивности. В то же время особенностьреактивности есть индивидуальное качество каждого организма, котороеобусловлено внутренними и внешними факторами. Одни из этих факторовпрепятствуют, другие способствуют возникновению инфекции.
По данным Ивановой Н.И. и Талько В.В. физическиеупражнения как закаливающий фактор не всегда приводят к повышению иммуннойактивности. Однократная чрезмерная физическая нагрузка вызывает изменения вдеятельности системы иммунитета, а восстановление  иммунологической компетенциидо исходного уровня после чрезмерной физической нагрузки длится более 7 дней.
Следует различать устойчивость и выносливостьорганизма к различным воздействиям внешней среды.
Устойчивость организма – способность сохранять и поддерживать гомеостазпри меняющихся условиях среды. Выносливость по отношению к взрослому организмуесть не что иное, как способность переносить длительные нагрузки, способностьсопротивляться действию физических нагрузок или внешним воздействиям.Выносливость в раннем возрасте – способность переживать, поддерживатьжизнедеятельность, сопротивляться действию внешней среды в измененных условияхгомеостаза.
По мнению Розановой В.Д., у организма детей устойчивость существеннониже, чем у взрослых. И, напротив, выносливость, а именно способностьподдерживать жизнедеятельность в измененных условиях гомеостаза, выше в раннемпостнатальном возрасте.
В наших исследованиях установлено, что организм наранних этапах постнатального развития более чувствителен к стрессу, чем впоследующие возрастные периоды. Вместе с тем выносливость к стрессу выше наранних этапах развития. Помимо этого, чувствительность к стрессовым агентамувеличивается в критические периоды роста и развития, причем на ранних этапахразвития таких критических этапов достаточно много. Частота их представленностиуменьшается с возрастом ребенка.
Мероприятия по закаливанию – не просто увеличениеадаптивных возможностей организма, но и целенаправленное изменение характераразвития. Задачей закаливания является не только снижение уровня текущейзаболеваемости детского населения.
Важно, чтобы закаливание в детском возрасте заложило основу дляприумножения здоровья и в последующие периоды жизни.
Научные исследования, рекорды и достижения спортсменов постояннодоказывают, что наши физические возможности поистине беспредельны. Историяфизической культуры знает множество примеров, когда человек совершал уникальныефизические действия, казалось бы,  совершенно невозможные в обычных условиях.Попав в стрессовую ситуацию и мобилизовав все резервы своего организма, онможет стать сильнее и выносливее во сто крат.
Но стрессовая ситуация – это лишь частный случай. А способен ли человекнаиболее полно использовать свои резервы в обычной жизни? Известно, например,что человек может переносить значительные колебания температуры воздуха (от –86до +50 градусов и даже выше). Но для этого необходима специальная тренировка –закаливание, которое оказывает к тому же мощное общеукрепляющее воздействие навесь организм.
Закаливание, как и любая физическая тренировка, имеет свои законы ипринципы, следуя которым человек, в конечном счете, настолько укрепляет свойорганизм, что легко преодолевает отрицательное влияние внешней среды.
Современный опыт и практика показывают, что регулярные занятия физическойкультурой (бег в любую погоду, плавание в открытых водоемах, езда навелосипеде, занятие греблей, лыжами и т.п.) оказывают на организм человека прекрасноезакаливающее воздействие.
 

Глава 2.
Задачи, методы иорганизация исследования
2.1. Использование естественных силприроды как относительно самостоятельных средств
Являясь важной частью физического воспитания, закаливание восстанавливаетустойчивость организма. Закаливание основано на способности орга­низма человекаприспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Закаливающий эффектдостигается систематическим, многократным воздействием того или иного фактора(холода, тепла и др.) и постепенным повышением его дозиров­ки, т. к. только приэтих условиях раз­виваются приспособительные изменения в организме:совершенствуются нейрогуморальные и обменные процессы, повышается общаясопротивляемость к воздействию неблагоприятных факто­ров окружающей среды.Закаливание носит специфический характер, т.е. оно оп­ределяется постепеннымснижением чув­ствительности организма только к дей­ствию определенногофизического фак­тора. Так, систематические дозирован­ные воздействия холодомповышают устойчивость главным образом  к действию низ­ких температур, атепловые – к дей­ствию высоких. Закаливание к  холоду не пред­определяетразвитие устойчивости к теплу или к низкому атмосферному давлению и т. д. Припрекращении зака­ливающих процедур степень закален­ности ослабевает, и обычночерез 1-1,5 месяца устойчивость к тем или иным физическим факторам исчезает[9].
Практически важным является закаливание к холоду, т. к. переохлаждение –один из факторов, предрасполагающих к воз­никновению так называемых острых респира­торныхзаболеваний. Сущность его заключается в постепенном нарастании степениохлаждения. У людей, привыкших к холоду, тепло­образование в организмепроисходит более интенсивно; это обеспечивает лучшее кровоснабжение кожи и повы­шаетустойчивость к инфекционным заболеваниям и отморожениям. Чувст­вительность кхолоду понижается так­же и за счет некоторого утолщения рого­вого слоя кожи,что увеличивает ее теплоизолирующие свойства. Охлаж­дение даже ограниченныхучастков тела у людей, не привычных к холоду, как и общее переохлаждение, ведетк расши­рению сосудов слизистой оболочки но­са с повышенным выделением секре­торнойжидкости и может вызвать острый катар верхних дыхательных путей. У закаленныхлюдей такой реакции со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей невозни­кает, что объясняется различным ха­рактером рефлекторных сосудистых ре­акцийу закаленных и незакаленных к холоду людей. Закаливание к холоду может бытьдостигнуто рациональным исполь­зованием солнца, воздуха (воздуш­ные и солнечныеванны) и воды (водные процедуры). Наиболее эффек­тивны водныепроцедуры: обтирания, обливания, душ, купание. Их начинают при комнатнойтемпературе воды, по­степенно  температуру понижают, а длительность процедурыувеличивают.
При высокой температуре воздуха возникает опасность перегрева орга­низма,непривычного к ней (тепло­вой удар). В результате многократного идлительного воздействия тепла устой­чивость к высокой температуре воздухаповышается: увеличивается теплоотда­ча за счет усиления потоотделения. Улучшениетеплоотдачи у людей, зака­ленных к высокой температуре, обес­печивает умеренноеучащение пульса во время работы в условиях жаркого климата, сохранениеработоспособности на прежнем уровне.
Для закаливания к пониженному атмосферно­му давлению чаще используютвосхож­дение в горы, пребывание в них по ме­тоду ступенчатой  акклиматизации – нахождениеи тренировка в альпинист­ских лагерях на разных высотах, начи­ная с болеенизкой.
Режим закаливания  устанавливает врач с учетом возраста, индивидуальныхосо­бенностей и состояния здоровья. При появлении признаков заболеваниязакаливание временно прекращают, а после выздо­ровления возобновляют сначального периода.
2.2. Использование естественных силприроды как
сопутствующих факторов
Хорошая погода, солнце, воздух и вода создают наиболееблагоприятные условия для занятий физическими упражнениями. Проводя урокифизической культуры на свежем воздухе, можно повысить устойчивость организма квоздействию неблагоприятных погодно-климатических условий (низкой и высокойтемпературы воздуха, пониженного атмосферного давления и др.). Современныекомфортные условия жилища, одежда, транспорт и т. д. уменьшают воздействиеменяющихся условий погоды на организм человека, снижают его устойчивость поотноше­нию к метеорологическим факторам. Похолодания в природе, как правило,резкие. Человек закалялся вынужденно, в силу обстоятельств: подул холодныйветер, полил дождь, на пути встретилась водная преграда, выпала необычносуровая зима, начался ледниковый период…
Из практики известно, что когда детям жарко, онистремятся раздеться (расстегнуть куртку, снять шапку), нередко они ходят налыжах в одном свитере и без шапочки, причем не болеют после этого, но иногда понепонятным причинам они по своей инициативе утепляются. Видимо, у них свой«диалог» с системой терморегуляции. У взрослых наука теснит интуицию. Мы ищем«тотальные» формы утепления ног, а люди, разгадывающие тайны здоровья,действуют в противоположном направлении: закаляют именно ступни ног.
 Гагге применил специальную единицу теплоизоляции,назвав ее КЛО. Она обратно пропорциональна коэффициенту теплопроводностиодежды. Согласно определению Р.Стейси, КЛО – это количество теплоизолирующегоматериала, необходимое для поддержания средней температуры кожи, равной 33градусам; у спокойно сидящего человека интенсивность обмена веществ равна 50ккал/м2 час при температуре воздуха 21°С, влажности 50% и прискорости движения воздуха 10 см/сек.
При этих условиях 1 КЛО соответствует одежда,состоящая из шерстяного костюма, рубашки, майки, хлопчатобумажных носок,ботинок.
Величина теплоизоляции одежды толщиной 1 см – 1,6 КЛО,неподвижного слоя воздуха – 2,76 КЛО. Вездесущая мода реализует этузакономерность в виде стеганных надувных курток и пальто. И тепло и легконосить. Термостат, «который всегда с тобой». Термостат, в котором затихает,убаюкивается, засыпает вечным сном система терморегуляции. А вместе с ней  — инаше здоровье [16].
Оптимально использование естественных сил природы дляфизического воспитания школьников в турпоходе. В летнем оздоровительном лагере.Например, очень эффективными являются военно-спортивные игры. Наряду с  вос­питаниемвыносливости, точности и аккуратности, выработкой глазомера, наблюда­тельности,умения ори­ентироваться на незнакомой местности и маскироваться, происходитестественная закалка организма, адаптация к экстремальным  ситуациям. Дляпроведения игры лучше выбирать участки местно­сти, покрытые кустарником, лесомс неровным ре­льефом, рвами, канавами, небольшими речками, ру­чьями. На такойместности хорошо организовывать игры, связанные с разведкой, наблюдением, мас­кировкой,ориентированием. Полезно в летнее время предусмотреть переходы босиком,форсирование ручьев, кратковременное загорание и плавание в естественныхводоемах. Очень полезны байдарочные походы, пешие прогулки в лес и в горы (еслиимеется такая возможность).
2.3.Адаптация и сопротивляемость организма
Все чаще стали говорить о горьких «плодах»цивилизации: об экологической обстановке в большинстве регионов Земли, о факторах,вызывающих стресс и увеличивающих болезни людей, о том, что приходится искатьвсе новые средства, повышающие сопротивляемость организма экстремальнымвоздействиям.
К счастью, уже накоплен немалый опыт, позволяющий утверждать оспособности человека повышать свою устойчивость, приспосабливаться кобстановке. Пример тому – адаптация при закаливании и тренировке к перепадамтемпературы, физическим нагрузкам, гипоксии и другим стрессовым раздражителям,вызывающим различные заболевания у людей ослабленных, неподготовленных,незакаленных.
В повышении общей сопротивляемости организмаобщепризнанна роль гипоксии. Это такое состояние, которое наступает в организмепри недостаточном снабжении тканей и внутренних органов кислородом или принарушенной утилизации в них кислорода в процессе биологического окисления [20].
Кора головного мозга особенно чувствительна кнедостатку кислорода. При гипоксии происходит возбуждение клеток головногомозга, от этого активизируется функция аппарата внешнего дыхания, следовательно,повышается количество эритроцитов в кровяном русле и кислородная емкость кровиувеличивается. Это позволило предположить, а затем и доказать, что послепредварительной тренировки в условиях умеренной гипоксии улучшаетсясопротивляемость организма разнообразным патогенным факторам, повышается егоустойчивость.
Способность организма переносить гипоксию вопределенной мере может зависеть от врожденных индивидуальных особенностей,времени года, хронотипа.
На основе тщательного изучения реагирования на гипоксию и гиперкапнию(повышенное содержание двуокиси углерода в артериальной крови) большого числаздоровых и больных людей ученые И.Б.Заболотских и В.А.Илюхина обнаружили, чторазличные физиологические системы организма по-разному проявляют гипоксическуюустойчивость. Выделились 4 уровня приспосабливаемости к гиперкапнии и гипоксии(использовалась проба Штанге – произвольная задержка дыхания после глубокоговдоха): низкий (до 30 сек.); умеренный (от 31 до 60 сек.), высокий (от 61 до 90сек.); очень высокий (более 90 сек.) [3].
Оказалось, что низкий уровень показывает и низкуюустойчивость организма к стрессу. При низком уровне приспосабливаемости кгиперкапнии и гипоксии проявилась чрезмерно высокая реактивностьфизиологических систем организма.
Известно, что высококвалифицированные спортсмены перед ответственнымисоревнованиями выезжают для тренировок в условия среднегорья, чтобы повыситьустойчивость к гипоксии и свою работоспособность. Успешно используется в спортеи барокамерная подготовка. В медицине в настоящее время широко используетсядыхание газовой смесью, обедненной кислородом. Прерывистое воздействие газовойсмесью (10% кислорода и 90% газообразного азота, 3-5 мин. – дыхание смесью и3-5 мин. воздухом, по 4-10 сочетаний в серии) дает значительный приростгипоксической устойчивости.
Повышению гипоксической устойчивости способствуют и активные занятияфизическими упражнениями.
Можно ли в условиях школьных занятий помочь школьникам приспособиться кокружающей среде, повысить сопротивляемость организма? Многие ученыерекомендуют в процессе занятий использовать серии задержек дыхания.Рекомендуется следующая методика: у каждого определяется проба Штанге, затемполученная величина делится на 2. Это – доза задержки дыхания в каждой серии.Серия состоит из 4-5 разовых задержек дыхания с отдыхом между задержками в 5-6 циклов(вдох и выдох). Между сериями – обычное дыхание 3-5 мин.
Подобная рекомендация была проверена на группах 9-12-летних девочек,тренирующихся в беге на короткие дистанции. Программа тренировок былаодинаковой для двух групп, но в одной группе применялась задержка дыхания:серия – 4 повторения после разминки, затем в середине урока 2 серии и одна вконце урока перед заключительной частью.
Девочки занимались три раза в неделю, эксперимент длился в течение 1,5месяцев. Контрольные нормативы до и после эксперимента (бег 30 м с хода, бег200 м, проба Штанге) позволили установить, что в экспериментальной группепоказатели пробы Штанге существенно повысились: от 51,3 сек. ± 3, 74 сек. до64,7 ± 2,62. Значительных изменений результатов в беге на 30 м не выявлено, а вбеге на 200 м результаты улучшились с 39,8 сек. до 37,6. Во второй группе вбеге на 30 м также не было существенных сдвигов, а в беге на 200 м результатыизменились с 40,2 сек. до 39,3, проба Штанге – от 45,0 сек. до 47,5.
Но не только упражнения по воздействию гипоксии могутспособствовать повышению сопротивляемости организма и его работоспособности.
Детям с низкими показателями пробыШтанге следует рекомендовать занятия плаванием, лучше подводным.
Погружаясь в воду, человек испытывает незабываемоеощущение собственной невесомости. Упражнения, выполняемые в водной среде,исключают риск травм и повреждений, способствуют закалке организма. Полезноплавать с ритмическими ныряниями или погружениями головы в воду, при которыхпроисходит задержка дыхания. Осуществляются эти задержки при пустых и полныхлегких. Они стимулируют внутриклеточное дыхание, усиливают накопление энергии ворганизме, помогают организму выйти на  режим работы по самовыравниваниюэнергии, самоисцелению, самогармонизации. Глубокое и редкое дыхание повышаетдыхательную способность, обогащает кровь кислородом, способствует расслаблениюза счет повышения в крови уровня эндорфинов – гормонов, оказывающихболеутоляющее и успокаивающее действие. Разность температур между воздушной иводной средой благотворно воздействует на кожу и сердечно-сосудистую систему.Прохладная вода закаливает организм, увеличивает его тонус и сопротивляемостьболезням, стимулирует кровообращение.
Занятия в естественных и искусственных водоемах могут успешно решатьважнейшую задачу сегодняшнего дня – борьбу с гиподинамией.
Возможности школьного урока велики и, посте­пеннопознавая их, учитель активно влияет на адап­тационные способности организмадетей, а значит улучшает состояние их здоровья.
У адаптации есть одно удивительное свойство –перекрестная устойчивость, так называемая перекрестная резистентность.Благодаря этому свойству, организм, приспособившийся, например, к высоте, лучшепереносит холод, жару, недостаток кислорода, изменения атмосферного давления,избыток солнечной радиации, перемену диеты; повышена его устойчивость кдействию болезнетворных микробов, ионизирующего излучения, других факторов.Прекращение тренировки запускает механизмы обратного процесса – работающие«вхолостую» клетки уменьшаются в объеме.

Глава 3.
Планированиеуроков физической культуры с использованием природных средств
Каждый обладает практически неограниченнымивозможностями для закаливания. В отличие от других средств оздоровления многиезакаливающие процедуры не требуют времени, специальных условий и оборудования.
В начале учебного года в план урока необходимо включить небольшую беседуо пользе занятий на свежем воздухе, познакомить детей с методами и процедурамизакаливания.
Урок 1. Тема: «Гимнастика с закаливанием». Задачи учителя: обучатьзакаливанию на занятиях гимнастикой; осваивать с детьми поточный способвыполнения общеразвивающих упражнений, разви­вать выносливость; акцентироватьвнимание детей на сохранении правильной осанки при выполнении упражнений. Игровоеназвание урока: «Наука босых ног». Игровая цель детей: выбрать длясебя при­емы закаливания.
Содержание. «Приближаются холода. Стоит по­думать, как уберечься отпростудных заболеваний. Всем давно известно, что лучшая защита организ­ма –закаливание. Еще в Спарте дети воспитыва­лись в суровых спартанских условиях:ходили круг­лый год босиком, в легкой одежде и купались в холодной воде.Гимнастические упражнения пре­красно сочетаются с закаливанием. Например, мно­гиелюбят ходить и выполнять упражнения босиком. А на поверхности стопы имеютсяособые точки, ко­торые связаны со слизистой оболочкой дыхатель­ных путей. Еслипостепенно начать выполнять упражнения босиком (сначала можно в носках) наприроде или в зале, но обязательно с открытой форточкой, то это будет хорошейподготовкой к лыжному сезону». (Сообще­ние о приемах закаливания, интересныхпри­мерах с закаливанием.)
Урок 2. Тема: «Оздоровительный бег». Задачи учителя: рассказатьученикам о пользе бега, о его оздоровительном действии. Дать понятия: «Здоровыйобраз жизни», раскрывая понятия «здоровье», «здоровый режим жизни», «резервычеловеческого организ­ма». Это поможет убедить учеников в необходимо­стирегулярных занятий физическими упражнения­ми, в следовании требованиямздорового образа жизни. Игровое название урока: «Дышите — не дышите». Цель:Научиться правильно дышать во время бега, контролировать свое состояние взависимости от предлагаемой нагрузки, научиться определять частоту сердечныхсокращений (ЧСС).
Содержание. «Здоровый режим жизни – это режим, обеспе­чивающий сохранениеи расширение резервов че­ловеческого организма. Под резервами человечес­когоорганизма академик Н.М.Амосов понимает раз­ницу в показателях работоспособностиотдельного органа, системы, всего организма при максималь­ном напряжении исостоянием покоя. Например, в состоянии покоя сердце перекачивает 4-5 л крови вминуту. При напряженной работе этот объем у хорошо тренированных людей можетдостигать 40 л, т.е. резервный коэффициент равен 10 л.
Резервы нужны человеку для успешного сопротивления болезням. При болезнен­номповышении температуры до +40° обмен ве­ществ увеличивается в два раза. То естьв минуту сердце должно перекачивать 8 л крови. Человек, обладающий такимирезервами, легко перенесет болезнь. Детренированное сердце, не обладающеетакими резервами, увы, не справляется с возрос­шими требованиями. Человекумирает от «сердеч­ной недостаточности». Такое положение и с други­ми системамиорганизма.
Режим бега надо выбирать самому. Объективной оценкой правильностивыбранного режима будет частота сердечных сокращений, которая определяетсясразу после окончания бега и через 1 мин.
Начинать бег нужно медленно, таким образом, чтобы все время хваталовоздуха при дыхании только носом. Если при этом начинает недоставать воздуха иего приходится прихватывать, открывая рот, — надо немедленно снизить скоростьбега до такого предела, чтобы хватало воздуха при дыхании только носом.Субъективные ощущения при этом режиме будут такими: ноги бегут сами, дыханиеносовое, ничего не мешает, хочется увеличить скорость. Пульс во второй половинебега – 120-130 уд/мин., а замеренный сразу и через 1 мин. После окончания бегаза 10 сек. Составит соответственно 20-22 и 13-15 ударов.
Чтобы бег способствовал закаливанию, важно правильно одеваться, особеннов холодную, ветреную и сырую погоду. Зимой одежда подобна лыжной: свитер,рейтузы, тренировочный костюм, брюки и куртка из непродуваемой ткани, вязанаяшапочка, варежки. Весной и осенью хорошо бегать в костюме из ткани «болонья», алетом – в тонком костюме или майке и трусах. В солнечные и жаркие днинеобходима светлая шапочка с козырьком.
При резком снижении температуры необходимо в начале тренировки бежатьмедленнее обычного, дышать неглубоко. Только после хорошего разогревазанимающимся простуда, как правило, не грозит. Наиболее опасная простудная зонасказывается в период, когда организм начинает активно остывать. В это времязанимающийся чувствует нарастающую холодность и влажность одежды, замечает любоедуновение ветра, как бы увеличивающее холод воздуха. Поэтому в холодную,ветреную и сырую погоду, окончив бег и подсчитав пульс, следует быстропроделать гимнастику и вернуться в теплое помещение. Летом и теплой осеньюсразу после гимнастики, пока разогрев еще не прошел, хорошо искупаться воткрытом водоеме. При этом чем «горячее» спортсмен, тем лучше. Еслиуже началось остывание, нужно ждать его завершения не менее 1 часа и купатьсяочень недолго. Регулярные купания позволяют постепенно привыкнуть к охлаждающейсясреде, хорошо закаливают. Купание можно заменить контрастным душем, несколькораз меняя температуру воды – от теплой к прохладной и со временем совсемхолодной. Важно продолжать водные процедуры круглый год, и особенно зимой. Призатруднениях утренний душ можно заменить мытьем ног в прохладной воде,постепенно увеличивая время пребывания в ней.

Заключение
Особенностью использования естественных средств природы в физическомвоспитании школьников является включение в его содержание спортивных упражненийс элементами спортивных игр (ходьба на лыжах, катание на коньках, навелосипеде, плавание, элементы игр в бадминтон, настольный теннис и др.).
В осенний период основное внимание уделяется упражнениям в ходьбе и беге,в прыжках со скакалкой, в длину, в высоту, с места, в метании предметов.
В зимний период рекомендуется ходьба на лыжах, катание на санках,коньках, бег. В зимний период дыхательные упражнения на воздухе не проводятся.Летом закрепляют и совершенствуют основные движения и упражнения, особенноплавание. Рекомендуются занятия в лесу, парке.
Закаливание может быть поистине неисчерпаемым источником преумноженияздоровья детей с самого раннего возраста. Благодаря использованию естественныхсил природы достигаются:
-    улучшенияздоровья и повышения запаса жизненных сил;
-    оптимизм;
-    стремление кцеленаправленной  созидательной деятельности;
-    живость ума иулучшение памяти;
-    творческаянастроенность, влечение к занятиям спортом, подвижным играм, туризму, желаниеприобщиться к красоте природы и искусству;
-    морально-волеваяустойчивость против соблазнов, ведущих к вредным пристрастиям;
-    радость общения слюдьми.
Необходимо научить школьников сознательно управлять функциямисобственного организма, повышать резервы здоровья, необходимые длясамовыражения в созидательной деятельности. Без сознательного, деятельногостремления каждого к укреплению и развитию своего здоровья эффективность усилийпедагогов и органов здравоохранения в этом направлении будет невелика.

Выводы
Исходя из опыта, накопленного физической культурой и проделанной работы,в настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведениизакаливающих мероприятий у детей:
1.  закаливание можноначинать и далее проводить только при полном здоровье;
2.  необходимо постепенноенарастание интенсивности закаливающих мероприятий;
3.  занятия должныосуществляться систематически;
4.  необходимоучитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;
5.  начинатьзакаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплоевремя (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в началезакаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем втеплое время года);
6.  закаливающиемероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребенка;
7.  возобновлениезанятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степенейвоздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастаниевоздействий происходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.

Практические рекомендации
Используя естественные силы природы как сопутствующие факторы, создающиенаиболее благоприятные условия для занятий физическими упражнениями, которыедополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека,необходимо следить за влиянием на организм этих факторов, изучатьфункциональные возможности организма. Для этого с первого дня занятий школьникидолжны вести спортивный дневник. Для последующего анализа и наглядности следуетв блокноте отвести для каждого дня одну страничку. Если  гимнастика иливоздушно-водные процедуры в какой-то день не состоялись, чистая страничка будетнапоминать об этом. Заполняется дневник вечером. Если закаливающих процедур илипрогулок на свежем воздухе не было – указывается причина. Во время болезней ипри травмах записи продолжаются, указываются диагноз врача, средство лечения,ежедневная температура и свои ощущения. Ведение дневника поможет эффективнеелечиться и уточнить, как идет восстановление после болезни, а также сравнитьсостояние своего здоровья и ощущения с периодом, когда закаливанию не уделялосьдостаточного внимания.
Проводя уроки физкультуры на улице, особенно в холодную погоду, даваяученикам большую двигательную нагрузку, преподавателю необходимо следить заутомлением учеников.
Внешние признаки утомления представлены в табл. 1.
Таблица 1Внешние признаки утомления у школьников
Наблюдаемые признаки и состояние
ребенка
Степень напряженности утомления
небольшая
средняя Окраска кожи лица, шеи Небольшое покраснение лица, выражение его спокойное Значительное покраснение лица, выражение его напряженное Потливость Незначительная Выраженная потливость лица Дыхание Несколько учащенное, ровное, носовое Резко учащенное, глубокое смешанное Движения Бодрые, задания выполняются четко Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других – заторможенность, при беге – колет левый бок Самочувствие Хорошее, жалоб нет Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий.

Список используемой литературы
1.   Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до 100 лет– М.: Химия, 1993.
2.   Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием присколиозе у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1988.
3.   Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.:Педагогика, 1992.
4.   Галицкий А.А. Парная и сауна. – М.: Физкультура испорт, 1987.
5.   Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическаятренировка. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
6.   Залесский М. Стань сильным. – М.: Детская литература,1991.
7.   Искусство быть здоровым / Рец. – проф. Зациорский В.М.Ч. 2 – М.: Физкультура и спорт, 1987.
8.   Котляров М.Н. Распрощаемся с простудой. – М.:Физкультура и спорт, 1987.
9.   Лаптев А.П. Азбука закаливания. – М.: Прометей, 1987.
10.     Матвеев Л.П. Советская системафизического воспитания. – М.: Знание, 1980.
11.     Морозов Н.Ф. Законы природы и здоровье человека. – М.: Прометей, 1992.
12.     Нормирование нагрузок в физическомвоспитании школьников / Под. ред. Л.Е. Любомирского – М.: Педагогика, 1989.
13.     Основы безопасностижизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений 10, 11 классов. – М.: Аст, 2000.
14.     Популярная медицинскаяэнциклопедия / Гл. ред. акад. Петровский Б.В. – М.: Советская энциклопедия,1988.
15.     Празников В.П. Закаливание детейдошкольного возраста. – Л.: Медицина, 1988.
16.     Скрипалев В.И. Закаляйся каксталь. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
17.     Спорт в школе – 2000. – № 39-40.
18.     Физическая культура в школе. –2000. – № 1-6.
19.     Хрипкова А.Г. Адаптация организмаучащихся к учебной и физической нагрузкам. — М.: Педагогика, 1992.
20.     Шварц В.Б., Хрущев С.В.Медико-биологический аспект спортивной ориентации и отбора. – М.: Физкультура испорт, 1984.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.