Реферат по предмету "Международное публичное право"


Субъекты современного международного права

/>/>27.02.2003ХГАЭП,
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
ВВЕДЕНИЕ… 3
1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права. 4
Государства- основные субъекты международного права. 6
Международнаяправосубъектность наций и народов. 7
Международнаяправосубъектность государственно-подобных образований. 7
Вопросо международной правосубъектности индивидов. 8
2. Международно-правовое признание. 10
Заключение. 14
Список литературы… 15
 
/>ВВЕДЕНИЕ
 
Международное право — это системаюридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечениямира и сотрудничества.
Под межгосударственными понимаютсяотношения с участием государств, межгосударственных организаций игосударствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся засоздание собственного государства, вольный город.
Итак, изучения вопроса о субъектахмеждународного права является ключевым при изучении данного предмета. Именнопоэтому автор данной работы выбрал тему «Субъекты современного международногоправа».
В работе дается понятие субъектовмеждународного права, перечисляются их виды  и основные признаки участникамеждународно-правовых отношений, раскрывается вопрос о месте физических лиц вмеждународном праве.
Во второй части работы раскрываетсяпонятие международно-правового признания, его значение для международныйотношений, содержание конститутивной и декларативной теории признания,анализируются виды и формы признания, юридические и политические критерии,которыми пользуются государства в ходе признания новых государств иправительств.
В работе использованы международныеправовые акты, учебная и научная литература по данному предмету.
/>/>1. Понятие и виды и признаки субъектов международногоправа.
Субъекты международного права — этоучастники международных отношений, обладающие международными правами иобязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в не­обходимыхслучаях международно-правовую ответственность[1].
В зависимости от своей пра­вовойприроды и происхождения субъекты международного права подразделяются на двекатегории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверен­нымии несуверенными.
Первичные субъекты международногоправа — это государства, апри определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельноучаствуют в международных отношениях и эволюцио­нируют в направлении обретенияв той или иной форме собственной государственности.
Первичныесубъекты международного права — это самостоятель­ные и самоуправляемыеобразования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipsb facto),становятся но­сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектностьне зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективныйхарактер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъектымеждународного права делают возмож­ным создание международного правопорядка исуществование само­го международного права.
К категории производных (вторичных)субъектов международ­ного права относятся образования, источникомправосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренностипер­вичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в рядеслучаев и договоренности между уже конституированными производными субъектамимеждународного права.
Производные(вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственныеорганизации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенныеэлементами государственности. Все они действуют в международных отношени­ях впределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительнымидокументами — уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяютв каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производныхсубъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеетконститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоиз­мениться)одновременно с прекращением или изменением учреди­тельного документа[2].
Субъекты обладают всеми элементами международнойправосубъектности (право- и дееспособности). Международнаяправосубъектностьвключает в себя такие важные права, как:
š  правозаключать международные договоры,
š  бытьчленами международных организаций,
š  иметьсвои официальные представи­тельства (дипломатические, консульские и др.),
š участвовать в работе международных конференций и т. д[3].
В международном праве нетобщепризнанных норм, решающих вопрос, какие образования являются егосубъектами. Приведем описываемые в научной литературе[4]признаки, характери­зующие понятие субъекта международного права.
1) Субъект международного права — это носитель суверенных прав и обязанностей. Недостаточнопризнать за субъектом права и обязанности, установленные международным правом.Дело в том, что указанные права и обязанности, во-первых, являются суверен­ными,имманентно присущими субъекту международного права, и, во-вторых,первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет. То, чтонекоторые права и обязанности установлены международным правом, — это всеголишь следствие деятельности субъектов международного права.
2) Одна из самых существенныхособенностей субъектов между­народного права состоит в том, что они являются нетолько носите­лями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступа­ют какединственные создатели норм международного права. В ходеправотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права иобязанности в соглашениях в результате свободного воле­изъявления сторон, ибонет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего надгосударствами.
3) В международном праве нет нетолько законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат(аналогичный с государ­ственным аппаратом), способный принуждать к соблюдениюнорм права. В силу этого, субъекты международного права обладают присущей имспособностью к принятию мер по обеспечению права. Таким образом, субъектымеждународного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прави обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как си­ла,обеспечивающая соблюдение норм права.
4) Понятие субъекта международногоправа неразрывно связано с народом и территорией. С однойстороны, субъект международного права представляет какой-то народ — правоспособность и правосубъектность в международном праве проистекают отнарода. С другой стороны, субъект имеет определенные территориальные признаки,поскольку речь идет не о народе вообще, а о народе, живущем на определеннойтерритории.
5) По общей теории права длясубъекта правоотношения харак­терна не только правоспособность, но и деликтоспособность,то есть способность субъекта нести ответственность за правонарушения, так какбез должной ответственности немыслим устой­чивый международный правопорядок истабильные международные правоотношения.
/>Государства — основные субъекты международного права.
Среди основных субъектовмеждународного права на первом месте стоят государства. Государство — главнаяполитическая организация современного общества. Над государствами вмеждународных отноше­ниях нет верховной власти, которая могла бы диктовать имправила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно яв­ляютсяглавными создателями и гарантами соблюдения норм междуна­родного права. В то жевремя, государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитетгосударств.
Суверенитет — неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Онвозник вместе с государством. Его сим­волы — герб, флаг и гимн, отражающиеисторические, географиче­ские и национальные особенности[5].
Благодаря суверенитету, государстваравны друг другу в право­вом отношении, т. е. равноправны независимо отвеличины их тер­ритории, населения, экономического и культурного развития, воен­ноймощи и т. д. Это — суверенное равенство.
Принцип суверенного равенства всехгосударств относится к числу основных принципов международного права. Онзакреплен в Уставе ООН, а также В Декларации ООН о принципах международногоправа 1970 года и гласит следующее: «Каждое государство обязано уважатьправосубъектность других государств»[6].
/>/>/> />Международная правосубъектность наций и народов
Особенностью современногомеждународного права с точки зре­ния его субъектов является то, что участникамимеждународно-правовых отношений и создания норм международного права при­знаютсянации и народы, которые ведут борьбу за свою государст­веннуюнезависимость.
Борьба наций и народов заобразование собственного независимого государства является законной всоответствии с международным пра­вом и Уставом ООН. Это вытекает из права нацийна самоопределение — одного из важнейших международно-правовых принципов.
В Уставе ООН и в другихмеждународно-правовых документах в соответствующих разделах употребляетсятермин «народ» как субъ­ект самоопределения, что не влияет на существопроблемы. В нашей науке термины «народ» и «нация» считаются равнозначными и час­тоиспользуются оба вместе.
Самоопределениенаций и народов, если судить по современной международно-правовой практике,может осуществляться в самых различных формах, включая и те, при которых невстает проблема признания международной правосубъектности за тем или инымнародом.
Кроме того,принцип равноправия и самоопределения народов не должен использоваться в ущербтерриториальной целостности и политического единства государств, которые егособлюдают и обес­печивают представительство всех слоев населения в органахгосудар­ственной власти без какой-либо дискриминации[7].
/>/>/>/>/>Международная правосубъектность государственно-подобныхобразований
В международных отношениях могутучаствовать особые полити­ко-территориальные образования (иногда их называютгосударство-подобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, вразличных объемах, международной правосубъектностью.
Чаще всего такие образования носятвременный характер и воз­никают как следствие неурегулированноститерриториальных пре­тензий различных стран друг к другу.
Общим для политико-территориальныхобразований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавалисьна основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такиесоглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью,предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органовгосударственного управления, право издавать нормативные акты, иметьограниченные вооруженные силы[8].
ÖЭто вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новоевремя (Данциг).
ÖОсобый ста­тус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объеди­ненияГермании в 1990 г.).
ÖК государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан.Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским,«государство-город» в пределах итальянской столицы — Рима. Ватикан имеетдипломатические отноше­ния со многими государствами в различных частях мира (втом чис­ле с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гихмеждународных организациях, принимает участие в междуна­родных конференцияхгосударств. Правовой статус Ватикана опре­делен специальными соглашениями сИталией 1984 г.
/>/>/>/>Вопрос омеждународной правосубъектности индивидов
В области международнойправосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них — появление в международном праве человека (индивида) как субъекта права,хотя и с весьма огра­ниченной правосубъектностью.
Основные права и свободы человекавсе больше определяются международным пра­вом, несмотря на то, что ониреализуются в основном через внутри­государственное право.
Так, международные отношения первойполовины XX века выдвинули вопрос об охранечеловеческой личности, о защите прав и основных свобод человекамеждународно-правовыми средствами. Важнейшими из этих международных юридическихактов явля­ются:
ü  Женевскаяконвенция об улучшении участи раненых н боль­ных в действующих армиях от 12августа 1949 г.;
ü  Женевскаякон­венция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.;
ü  Же­невскаяконвенция о защите мирного населения во время войны от 12 августа 1949 г.;
ü  УставМеждународного Военного Трибунала от 8 августа 1945 г.;
ü  Всеобщаядекларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;
ü  Конвенцияо предупреждении преступления геноцида и на­казании за него от 9 декабря 1948г.;
ü  Дополнительнаяконвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сход­ныхс рабством, от 7 сентября 1956 г.;
ü Декларация ООН о ликвида­ции всех видов расовой дискриминации от20 ноября 1963 г. и мно­гие другие документы.
В настоящее время человек имеетнекоторые юридические возможности выступать на международной арене в защитусвоих прав и свобод. Жалобы индивидов становятся предметом рассмотре­ния вмеждународных организациях, прежде всего в ООН. В некото­рых региональныхорганизациях, например в Европейском Сообще­стве (теперь Европейский союз),физические, а также юридические лица вправе обращаться для защиты своих прав вмеждународные региональные суды. Индивиды являются субъектами международ­нойуголовной ответственности за международные преступления[9].
Тем не менее,признание индивидов участниками международно-правовых отношений не означаетприравнивание их к основным субъектам международ­ного права. Индивиды необладают такими элементами международной правосубъектности, как право бытьучастниками международных договоров, членами международных межправительственныхорганизаций, тем более, создавать нормы международного права, как это могутделать его основные субъекты[10].
/>2.Международно-правовое признание.
Международно-правовое признание- это акт государства, кото­рым оно считает целесообразным вступить вюридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной могут быть: вновьвозник­шее государство, новое правительство, борющиеся за независимость нацияили национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона,международная организация[11].
Признание является важнымвнешнеполитическим актом, по­скольку оно выражает желание признающегогосударства устано­вить нормальные, стабильные отношения с признаваемойстороной. В то же время признание имеет большое международно-правовое значение,определяемое теми юридическими последствиями, кото­рые оно влечет за собой.
В теории международного правасуществуют две теории о значении международно-правового признания: декларативнаяи конститутивная.
Согласно декларативной теории,признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права,в частности нового государства, и большого юридического значения для него неимеет, поскольку существование государств как субъектов между­народного праване зависит от их признания.
В отличие от декларативной, конститутивнаятеория считает, что государство как субъект международного прававозникает только после его признания другими государствами, а до признанияновое государство юридически как бы не существует[12].
Как считают Калалкарян Н.А. МигачевЮ.И.  конститутивная теория расходится с жизнью. Кроме того, она принижаетзначение государственного суверенитета, как неотъем­лемого свойства государства- субъекта международного права, ста­вит его возникновение в зависимость отжелания, воли, а то и произ­вола других государств.
Как говорилось выше, государствостановится субъектом между­народного права в силу факта своего появления вкачестве суверен­ного государства. Но вместе с тем было бы неверным отрицатьваж­ные международно-правовые последствия, которые влечет за собой актпризнания.
Не конституируя нового государства,признание имеет большое как политическое, так и юридическое значение. Признаниеоблегчает суще­ствование нового государства, ведет к нормализации политическихи экономических отношений с другими государствами, выводит это но­воегосударство из международной изоляции. Признанному государст­ву легче в полноймере реализовать свою международную правосубъектность как следствие обретенияим суверенитета.
Новое государство имеет право намеждународное признание. Это вытекает из Устава ООН, его принципов как основныхпринци­пов современного международного права, согласно которым все го­сударстваобязаны развивать дружественные отношения между со­бой, уважать принципысуверенного равенства и самоопределения народов.
Признание нового государстваосуществляется в форме письмен­ного послания от признающего государства,передаваемого дипло­матическим путем или на торжественной церемонии провозглаше­ниянезависимости, как было в день провозглашения независимости Намибии — последнейколонии в Африке — 21 марта 1990 г.
Решения о признании могутоформляться постановлениями выс­ших органов государства, например в Россииуказами Президента. Так, в связи с образованием суверенных Чехии и Словакии былиз­дан 28 декабря 1992 г. Указ Президента РФ об их признании. В мае 1993 г.Указом Президента России была признана Эритрея.
После возникновения в 1991 г. наместе СССР независимых госу­дарств, бывших союзных республик, прошла широкаяполоса их признания государствами мира, а также взаимного признания друг другомв качестве субъектов международного права.
Признание правительства. Втех случаях, когда нового государ­ства не возникает, а остается существоватьпрежнее, может встать вопрос о признании его нового правительства. Чаще всегоэто про­исходит тогда, когда правительство приходит к власти неконститу­ционнымпутем или когда меняется форма правления, например вместо монархическогоустанавливается республиканское правле­ние. Однако и в таких случаях, как показываетпрактика, признание необязательно; бывает достаточно продолжать с новымправитель­ством нормальные дипломатические отношения. Тем более, не нуж­даетсяв признании новое правительство, пришедшее к власти обыч­ным конституционнымпутем, при смене правительственного каби­нета после прошедших выборов впарламент, отставки и т. п.
Вопрос о признании новогоправительства резко обостряется, ес­ли оно создается в результате социальнойреволюции или нацио­нально-освободительной войны. В этом случае признание новогоправительства, по существу, означает и признание нового государст­ва каксубъекта международного права.
К признанию новых правительствпримыкает признание органов национального освобождения. Как говорилось выше,нация в ходе борьбы за свою государственную независимость создает свои орга­нынационального сопротивления, и они могут признаваться в каче­стве таковыхдругими государствами. Подобное признание приме­нялось еще во время Второймировой войны (например, признание Польского комитета национальногоосвобождения. Антифашистско­го веча Югославии, «Сражающейся Франции»). Ноособенно широ­кое распространение этот вид признания получил после войны впроцессе национально-освободительной борьбы колониальных на­родов за своюнезависимость. Этим признанием пользовались На­родное движение за освобождениеАнголы, Африканская партия независимости Гвинеи и Островов Зеленого Мыса,Народная орга­низация Юго-Западной Африки со стороны многих государств, а такжеООН и Организация африканского единства (ОАЕ) как един­ственные представителинародов названных стран. В настоящее время им пользуется Организацияосвобождения Палестины (ООП).
Признание восставшей и воюющейстороны. Оно относится к при­знанию повстанцев на различных ступеняхгражданской и националь­но-освободительной войны. Главным юридическимпоследствием тако­го признания является распространение на восставших и воюющихзаконов и обычаев войны, в частности, Женевских конвенций 1949 г. иДополнительных протоколов к ним 1977 г.
Международно-правовое признание недолжно использоваться в качестве орудия давления и вмешательства во внутренниедела в отношении тех, кому оно предназначено. Каждое новое государство имеетправо на признание. Однако, если новое государство возникло в результатетерриториальных изменений (отделения от другого го­сударства, разделения на дваили несколько государств и т. д.), то необходимой предпосылкой признанияявляется урегулирование новым государством вопросов правопреемства. Чтокасается нового правительства, то оно имеет право на признание, еслиосуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией.Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марио­неточноеправительство), не должно признаваться[13].
Признание де-юре (de jure) иде-факто (de facto). В зависимости от объема юридических последствий,которое влечет за собой междуна­родно-правовое признание, различается признаниеде-юре и де-факто.
Обе формы признания являютсяюридическими, поскольку вле­кут за собой определенные правовые последствия дляпризнаваемой стороны, хотя и в разном объеме.
Признание де-юре — это признание вполном объеме. Оно оконча­тельно и не может быть взято назад. При нем спризнаваемыми государ­ством или правительством в полном объеме устанавливаютсяди­пломатические, консульские и другие официальные отношения; признаются ихправа распоряжаться своими имуществом, вкладами и другими ценностями,находящимися за границей, в иностранных банках и т. д., иммунитет от юрисдикциииностранных судов. В слу­чае признания де-факто устанавливаются толькоконсульские или торгово-экономические отношения с признаваемой стороной. Ононосит временный и переходный к признанию де-юре характер, но может быть взято иобратно. Чаще всего такое признание применя­ется к новому правительству, а не кновому государству, да и то сравнительно редко. Обычной формой признанияявляется, таким образом, признание де-юре.
От этих двух форм признания следуетотличать «разовые контак­ты» с непризнанным государством, правительством и т.д. Иногда их называют фактическим признанием (не путать с признанием де-факто,которое, как и де-юре, является юридическим признанием), но это не вполнеточно. Скорее, в таких случаях нужно говорить о фактическом непризнании:подобные контакты нередко сопровождаются заявлением, что они не должнырассматриваться как призна­ние нового государства или правительства со стороныгосударства, которое вступает в такие контакты.
Участие государств в международныхорганизациях и их признание. Уставы международных организаций, в том числеУстав ООН, не обу­словливают принятие в них новых государств признанием. Ненуждает­ся в признании новое правительство, учреждающее свое представи­тельствопри международной организации.
С другой стороны, принятие новогогосударства в международ­ную организацию не означает его признания всемигосударствами-членами. Признание и членство в международных организациях — самостоятельные институты международного права[14]. 
/>Заключение
Итак, в рамках данной контрольнойработы автор постарался раскрыть вопрос о субъектах современного международногоправа.
В заключении отметим, чтосовременное международное право охватывает сферой своего действия всегосударства; оно стало в этом плане, несомненно, универсальным. Староеклассическое международное право содержало нормы, которые устанавливалиразличную степень зависимости одних государств от других (колонии, протекторатыи т. п.). Современное международное право провозглашает принцип суверенногоравенства.
Различияотмечаются и по субъектам. В старом классическом международном правеединственным субъектом были государства. В современном международном правегосударства остаются основным субъектом, но вместе с ними в современноммеждународном праве действуют и новые субъекты — международные организации.
Правосубъектность международныхорганизаций во многом отлична от правосубъектности государств, но данноеобстоятельство не является основанием для отказа международным организациямбыть субъектами международного права. Значительную поддержку в отстаиваниисвоей точки зрения сторонникам правосубъектности международных организацийоказало Консультативное заключение Международного суда ООН от 11 апреля 1949 г.по вопросу возмещения ущерба, понесенного на службе ООН. В нем ОрганизацияОбъединенных Наций была признана субъектом международного права. В заключенииСуда подчеркивалось также то, что правосубъектность ООН неравнозначнаправосубъектности государства[15].
Изменилось и отношениемеждународного права к индивиду. Современное международное право уделяетзначительно больше внимания индивиду, и в частности правам человека. Всовременном международном праве сложилась отрасль, нормы которой регулируютсотрудничество государств в области прав человека. Ничего этого не было встаром международном праве. Претерпел изменения и институт ответственности.Ответственность за совершение международных преступлений в современноммеждународном праве наряду с государствами несет и индивид. Примером томуслужат деятельность и решения Нюрнбергского и Токийского международных военныхпроцессов подтвердивших международную ответственность государств и уголовнуюответственность индивидов за совершение преступлений против мира ичеловечества.
/>Списоклитературы
1.   Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998
2.   Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И.  Международное право. — М.: «Юрлитинформ»,2002.
3.   Лукашук И.И. Международное право: Общая часть. М., 1996.
4.   Международное право / Отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1994.
5.   Международное право в документах.– М., 1998
6.   Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. —М.: Междунар. отношения, 2000
7.   Шестаков Л.Н. Понятие международного права //Вестник Московскогоуниверситета, Серия 11, Право, 1997, N 6


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Стабилизаторы напряжения
Реферат Ненецкая аборигенная порода северных оленей
Реферат Методика проведення інтегрованих уроків під час вивчення шкільного курсу біології
Реферат Контроль исполнения налогового законодательства в организациях хозяйствования
Реферат Сковорода Г. С.
Реферат Контрольная рабоат по Философии
Реферат Расчет основных параметров правильно-натяжной машины
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины (модуля) Тара и упаковка товаров по направлению 100700. 62 «Торговое дело»
Реферат Разрушение традиционного общества как результат ранних буржуазных революций, зарождения капиталистических отношений
Реферат Michael Jordan Essay Research Paper Michael Jeffrey
Реферат Constantine The Great Essay Research Paper ConstantineConstantine
Реферат Финансовая система Российской Федерации 2
Реферат История Красноярска
Реферат Авторская позиция в романе И. Бабеля "Конармия" и способы ее выражения
Реферат Екатерина II Алексеевна (1762 – 1796)