МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ»
студентки Ищенко Татьяны Викторовны
Номер зачетной книжки МОС — 080108
специальность 080507. 65 «Менеджмент
организации»
курс 3
форма обучения: очная
Руководитель: Аникина Е.Г.
Архангельск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. История информатизации организационного управления … 4
2. Информационные технологии в муниципальном управлении……… 8
3. Информационные ресурсы федеральных и региональных органов
власти ……………………………………………………………………… 16
4. Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической
деятельности ……………………………………………………………… 17
5. Материалы государственной регистрации электронных
информационных ресурсов ……………………………………………. 19
6. Информационные технологии в государственном планировании … 20
7. Практическая часть «Решение задач» ………………………………… 22
Заключение …………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы ……………………………………. 34
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Российской Федерации происходит массовое внедрение информационные технологии в управление.
Использование информационных технологий имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности экономики и повышения эффективности работы органов государственного управления и местного самоуправления. Поэтому информатизация органов государственной и муниципальной власти, сегодня является одной из приоритетных задач руководства нашей страны.
Несмотря на высокие темпы развития информационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти это вызвано экономическим отставанием от развитых стран. К тому же недостаточное развитие информационных технологий в России усугубляется несовершенством нормативно — правовой базы в сфере информатизации, низким уровнем подготовки кадров в области создания и использования информационных технологий и множеством других факторов.
Целью данной курсовой работы является характеристика информационных технологий при планировании государственных расходов.
Предметом исследования служат информационные технологии в сфере управления. Объектом являются органы государственной и муниципальной власти. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить историю информатизации организационного управления, информационные технологии в муниципальном управлении, определить информационные ресурсы федеральных и региональных органов власти и ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности, узнать какие информационные технологии используются в государственном планировании бюджета.
1. ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Под информатизацией государственного, регионального и муниципального управления понимается организационный процесс создания информационно-технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней, взаимодействующих с ними организаций и граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Начало информатизации в органах государственного, регионального и муниципального управления относится к 1970 — 1980-м годам.
Наличие необходимой технической базы, реализованной в виде ведомственных вычислительных центров и вычислительных центров коллективного пользования, постоянное совершенствование методического оснащения, накопление опыта создания ИС и ИТ позволило приступить к созданию в стране Общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС) обработки управленческой информации. Система планового хозяйствования требовала создания на всех уровнях управления централизованной обработки информации. Так, на уровне государства были созданы и функционировали: в ведении Государственного планового комитета СССР — Автоматизированная система плановых расчетов (АСПР), в ведении Государственного комитета по статистике СССР — Единая статистическая информационная система (ЕСИС), в Министерстве финансов СССР — Автоматизированная система финансовых расчетов (АСФР), решением функциональных задач Государственного банка страны занималась Автоматизированная система управления «Банк» (АСУ «Банк»), а автоматизацией решения банковских задач по важнейшим направлениям банковского обслуживания отраслей народного хозяйства занимались «АСУ Стройбанк», «АСУ Внешторгбанк», «АСУ Сбербанк», «АСУ Жилсоцбанк» и др.
Организационной основой реализации технологии обработки информации являлись вычислительные центры и вычислительные центры коллективного пользования. Если вычислительные центры создавались и вели обработку информации, как правило, для нужд конкретной организации, то вычислительные центры коллективного пользования (ВЦКП) создавались и функционировали в соответствии с программой построения Государственной сети вычислительных центров (ГСВЦ) в качестве базовых территориальных ВЦ, которые, соединяясь между собой каналами связи Общегосударственной сети передачи данных (ОГСПД), образовывали высший уровень ГСВЦ.
Вычислительные центры оснащались мощными по тому времени комплектами ЭВМ отечественного производства ЕС ЭВМ, а ВЦКП — комплексами совместно функционирующих ЭВМ и средств передачи данных с соответствующим программным и информационным обеспечением, позволяющим абонентам независимо от их ведомственной принадлежности коллективно (местно и дистанционно) использовать вычислительные мощности, программы и информационные ресурсы ВЦКП.
Тематическая направленность работ и состав решаемых задач определялись принадлежностью ВЦ к конкретной АСУ, ее функциональным назначением и региональной принадлежностью. В частности, Главный вычислительный центр Госплана СССР решал задачи функциональных подсистем АСПР, которые формировали основные показатели отдельных разделов государственного плана или данные, необходимые для их обоснования. Эти расчеты выполнялись в подсистемах «Сводный народно-хозяйственный план», сводно-балансовых и сводно-функциональных подсистемах АСПР Госплана СССР и увязывались с расчетами народно-хозяйственной потребности в продукции межотраслевых комплексов и расчетами соответствующих объемов ее производства и необходимых для этого капитальных вложений, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов, предусмотренных расчетами в отраслевых подсистемах АСПР Госплана СССР.
Другой общегосударственной, межрегиональной составляющей формировавшейся Государственной сети вычислительных центров (ГСВЦ) являлась сеть ВЦ ЕСИС Госкомстата СССР. Созданная в начале 1920-х годов одна из старейших государственных систем информационного обслуживания органов государственного и регионального управления ЕСИС прошла несколько этапов технического, методического, технологического совершенствования, что отражалось в смене ее названий. Ныне действующее название «Информационная телекоммуникационная система статистики (ИТКСС)» наиболее четко характеризует современные тенденции.
Вычислительная сеть Госкомстата вела сбор, обработку, решение учетно-статистических задач и выпуск статистической информации для всех уровней управления, а также обработку учетно-экономической и другой информации практически для всех звеньев народного хозяйства страны.
Задачи, которые решались ВЦ и ВЦКП территориальных АСУ, отличались сложностью и большим тематическим разнообразием. Любая система административно-территориального устройства представляет собой социально-экономическую, территориальную систему, которую отличают сложность, неоднородность и разнокачественность входящих в нее объектов и связей между ними, структурное разнообразие, а часто и неизученность входящих компонентов. Это создавало объективные трудности в организации автоматизированной обработки и решения функциональных задач.
Система автоматизированной обработки информации для нужд регионального управления, как правило, осуществлялась в пакетном режиме РИВЦ Госкомстата, где формировались и поддерживались в рабочем состоянии базы данных для решения задач по наиболее важным для целей управления функциональным подсистемам «Население», «Регионально-обслуживающие отрасли», «Регионально-образующие отрасли» и «Окружающая среда».
Переход к рыночным отношениям привел к радикальным изменениям хозяйственных механизмов и потребовал внедрения новых методов в государственном, региональном и местном управлении. В новых экономических условиях федеральный, региональный и муниципальный менеджмент на первый план поставил необходимость повседневного анализа экономических процессов на конкретной территории, использование научных методов изучения причин возможных отклонений и потерь экономического эффекта в различных сферах регионального и местного самоуправления. Решение столь сложных проблем требует научной организации обработки информации для целей управления. Этому в значительной степени способствуют рыночные отношения.
Рыночные формы хозяйствования, насыщения управленческой деятельности компьютерными и телекоммуникационными средствами создали реальные условия для внедрения в региональное управление распределенной обработки данных на основе модели коллектива вычислителей. Такая модель была разработана и предложена в начале 1960-х годов в нашей стране и получила развитие за рубежом в 1980-е годы на основе вычислительных средств новых поколений.
Концепция информатизации при использовании структурного моделирования объектов региона с отображением на модель коллектива вычислителей в виде единой распределенной системы автоматизированных рабочих мест (АРМ) исполнителей позволяет решать все типы простых и сложных задач регионального и муниципального управления при минимальных затратах на разработку методов решения задач, алгоритмов и программных средств. Создаваемые при этом информационная, техническая, программная и технологическая базы информатизации способны обеспечить потребности региона (города) в решении необходимых задач управления.
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Переход на массовую компьютеризацию задач, решаемых в муниципальном управлении, обусловлен:
высокой динамичностью изменения обстановки в новых экономических условиях;
необходимостью учета значительного числа факторов и ограничений при решении вопросов обеспечения жизнедеятельности города;
необходимостью обработки больших объемов информации в процессе изучения и оценки обстановки, подготовки и принятия управленческих решений.
Информатизация управленческой деятельности в городах реализуется, как правило, в соответствии с разработанными концепциями создания АИС, в которых определяются цели и основные положения построения конкретной системы, ее организация, приоритетность и этапность выполнения работ. С учетом современных достижений в области информатизации управления ведутся разработка и внедрение в административно-хозяйственные структуры вычислительной техники, средств связи и новых информационных технологий.
Особое внимание уделяется обеспечению информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности административных органов (начиная от мэрии до низовых звеньев управления) и оказанию информационных услуг предприятиям, организациям и населению города. Этому способствует тщательное изучение организационных структур и основных этапов процесса управления, включающих планирование деятельности, контроль за складывающимися ситуациями, формирование по результатам их анализа управляющих воздействий. Управленческие функции реализуются специалистами и руководителями структурных подразделений постоянно, протекают в жестком временном ритме оперативного реагирования на меняющуюся обстановку, а потому требуют информационного сопровождения и выработки сценариев поведения специалистов на каждом АРМ как звене городской сетевой информационной среды.
При создании муниципальных ИС, как правило, выделяют справочно-аналитическую и управленческую ее части.
Функционирование системы управления городом невозможно без справочно-аналитической системы, в которой сосредоточиваются большие общегородские массивы данных. Так, в крупных городах создаются автоматизированные банки данных в масштабе городского хозяйства, имеющие целью своевременно обеспечивать широкий спектр пользователей актуализированными достоверными сведениями о состоянии объектов и субъектов городского хозяйства за определенный период времени.
Управленческая часть системы развивается по мере автоматизации рутинных процедур реализации функциональных задач и принятия решений, составной частью которых являются расчеты. В отличие от задач справочно-аналитического характера управленческие задачи обычно имеют четкую периодичность и жесткие сроки исполнения.
Функциональные задачи, решаемые в условиях ИС муниципального управления, связаны со стратегическим, перспективным и текущим планированием развития, учетом и контролем, регулированием муниципальной собственности. Для этого в структурных подразделениях органов управления создаются АРМ специалистов и базы данных, обеспечивающие решение задач по управлению средствами местного бюджета, ценными бумагами, муниципальными внебюджетными и валютными фондами, имуществом органов самоуправления, а также землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, унитарными предприятиями, учреждениями, организациями, муниципальными банками и другими финансово-кредитными организациями, муниципальным жилым фондом, нежилыми помещениями и т.п.
Рассмотрим важнейшие направления информатизации работ, которые реализуют административный аппарат мэра города и сотрудники подчиненных ему департаментов и комитетов городского самоуправления.
Административное управление мэрии основывается на широком использовании распространенных общепользовательских и специализированных программных продуктов. Информатизация этого вида деятельности должна обеспечивать:
работу должностных лиц с нормативно-справочной информацией;
ведение учета и отчетности технических, материальных, финансовых и других ресурсов;
осуществление планирования и контроля выполнения планов;
применение в процессе деятельности должностных лиц расчетных задач и моделирования ситуаций;
осуществление проектирования и макетирования документации;
статистическую обработку данных;
ведение служебной переписки, оформление нормативно-распорядительной и финансовой документации.
Информатизация административной деятельности руководящих работников мэрии предусматривает внедрение и использование справочно-правовых систем, безбумажных технологий делопроизводства, электронного документооборота, а также ряда других реализованных фирмами-разработчиками офисных и административных программных средств и имеющегося на рынке программного обеспечения. В их числе широко применяемые программные средства общепользовательских приложений, систем обработки документов, электронной почты.
Автоматизированные рабочие места (АРМ) юристов, экономистов, бухгалтеров, руководителей и специалистов органов власти и управления оснащаются справочной правовой системой (СПС) «Консультант плюс», которая содержит документы органов государственной власти и при условии, если она создана в ходе сотрудничества регионального представительства сети «Консультант Плюс» с местными органами власти и управления, включает и документы местного самоуправления конкретного субъекта Российской Федерации. Система позволяет оперативно осуществлять поиск необходимых документов по разным критериям: тематике, виду документа, принявшему его органу, названию документа, его номеру, дате принятия, тексту и ключевым словам.
В администрации для организации электронного документооборота создается подсистема «Документооборот», а для регистрации входящих писем, контроля за их прохождением, учета и контроля исходящей корреспонденции создаются автоматизированные подсистемы «Входящие письма» и «Исходящие письма». Создаются локальные базы данных с полными текстами распоряжений и постановлений главы администрации. Для записи населения на прием к руководству администрации АРМ инспектора общественной приемной оснащается не только подсистемами для регистрации входящей и исходящей корреспонденции, но и базой данных «Прием» и т.п.
Департамент муниципального имущества является одним из важнейших структурных подразделений мэрии. Информатизация деятельности этого департамента должна охватывать функции управления, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, а также отражать в БД факты государственной регистрации юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Для специалистов департамента создаются АРМ, где с использованием ПК формируется реестр муниципальной собственности, автоматизируются процедуры регистрации с занесением в базы данных, осуществляется учет арендной платы. Все АРМ оснащаются справочно-поисковыми системами. В частности, ППП «Имущество» осуществляет поиск и выборку информации в различных разрезах, позволяет производить учет муниципального имущества, муниципальных предприятий, учреждений, организаций.
Департамент городского хозяйства, являясь структурным органом управления, несет полную ответственность за состояние дел в отрасли. Поэтому информатизация управленческих процессов имеет целью реализовать информационное обеспечение решения функциональных задач в областях энергетического, дорожно-транспортного, жилищно-коммунального хозяйства, средств связи и бытового обслуживания населения для нормальной жизнедеятельности горожан, содержания объектов внешнего благоустройства и надлежащего санитарного состояния города. Применительно к каждому из перечисленных направлений органами управления соответствующих организаций создаются на базе локальных, открытых вычислительных сетей, информационные технологии, которые позволяют специалистам этих организаций, используя АРМ и информационное взаимодействие с общесистемными базами данных муниципальной ИС, решать все необходимые функциональные задачи.
Департамент образования, культуры и спорта является структурным органом мэрии и в процессе своей деятельности имеет информационные связи с другими структурными подразделениями мэрии, областной администрации, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями и гражданами.
Наиболее важным аспектом деятельности специалистов этого департамента является слежение совместно с финансовым управлением за движением финансовых потоков и, в частности, потоками бюджетных средств. Поэтому для автоматизации работ бухгалтера и экономистов в учреждениях, занимающихся распределением финансовых средств, кредитованием подотчетных учреждений и составлением сводной отчетности создаются АРМ со специализированным программным обеспечением, позволяющим генерировать платежные поручения после ввода сумм финансирования по учреждениям, формировать уведомления для учреждений после ввода векселей, взаимозачетов и выделенных кредитов. Эксплуатация АРМ основывается на постоянном обновлении БД, содержащих списки банков и учреждений, реквизиты плательщика и других, что позволяет формировать с использованием ПК все основные отчеты, связанные с отражением финансирования, кредитования, формирования остатков с нарастающими поквартальными итогами, расшифровкой финансирования по датам, по параграфам и т.п.
Основной задачей информатизации в деятельности департамента здравоохранения и социальной защиты является организация информационного сопровождения движения бюджетных и других финансовых средств, которые предназначены для охраны здоровья и гарантированной доступной медицинской помощи населению города, выделяются бюджетом на гарантированную поддержку семьи, пожилых граждан, инвалидов, а также на развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения.
В формировании информационного обеспечения решения функциональных задач в области здравоохранения и пенсионного обеспечения большое значение отводится созданию и актуализации общесистемных и локальных баз данных. Они содержат справочные и статистические данные о проживающем в городе населении, состоянии эпидемиологической обстановки, проводимых медицинских осмотрах, прививках, а также позволяют выявлять финансовые затраты, которые связаны с проведением профилактических мер и лечением заболеваний. Большое значение уделяется анализу прохождения денежных средств между городским управлением здравоохранения и медицинскими страховыми компаниями.
Подсистема «Социальная защита» кроме общесистемных баз данных предусматривает использование большого разнообразия специализированных БД, необходимых для ведения в электронном виде документации по денежному содержанию пенсионеров различных групп. Так, создаются БД «Ветераны», «Инвалиды», «Слепые», «Многодетные», «Матери-одиночки», «Блокадники», «Репрессированные», «Военные узники», «Военные пенсионеры» и др.
Как показывает практика создания ИС муниципального управления, с ростом потоков информационного взаимообмена и унификации отдельных технологических цепочек территориально расположенные в мэрии сети отдельных подразделений (например, департамента финансов, департамента муниципального имущества, аппарата мэра и др.) легко объединяются в единую корпоративную сеть (Рис.1.).
/>
Рис. 1. Схема корпоративной вычислительной сети мэрии города
Корпоративность интересов, принцип первого руководителя позволяют сконцентрировать административные сети в одном подразделении, сэкономив трудовые ресурсы, значительно облегчив конфигурирование сети и снизив транзакции.
Сетевые информационные ресурсы в таких случаях размещаются на нескольких файловых серверах, один из которых является коммуникационным. Это позволяет осуществлять удаленный доступ к сетевым ресурсам мэрии пользователям, находящимся вне стен здания мэрии.
В корпоративных сетях наиболее эффективным оказывается использование сетевых операционных систем (ОС), изначально предназначенных для работы в сети. Сетевые функции у этих ОС глубоко встроены в основные функциональные модули, что обеспечивает их логическую стройность, простоту эксплуатации и модификации, а также высокую производительность. В корпоративных сетях наиболее эффективным оказывается использование сетевых операционных систем (ОС), изначально предназначенных для работы в сети. Примером такой ОС является система Windows NT фирмы Microsoft, которая за счет встроенных сетевых средств обеспечивает более высокие показатели производительности и защищенности информации. Сервер NT обладает свойствами сервера приложений, имеет средства поддержки симметричного мультипроцессирования, а также хорошо поддерживает прикладные среды DOS, WINDOWS, OS/2. Организация информационного обмена между корпоративной и локальной вычислительной сетью мэрии и внешними абонентами требует внедрения широкого спектра телекоммуникационных средств, из которых наиболее перспективным является глобальная сеть Интернет, базирующаяся на использовании протокола TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol).
ИС муниципального управления в рамках корпоративной среды позволяет активно осваивать Интернет, использовать его чрезвычайно широкие возможности доступа специалистов со своих АРМ к различным информационным ресурсам, в частности, и к Государственным информационным ресурсам России. Открываются возможности для формирования тематических Web-страниц, составляющих основу Web-сервера мэрии, разработки Web-броузеров, способных охватывать все имеющиеся муниципальные ресурсы. Безусловно, любое дальнейшее развитие сети связано с резким увеличением объемов изучаемой и анализируемой специалистами и руководителями информации, что требует дальнейшего развития сети на основе принципиально новой программной и технологической среды, например Oracle и OLAP-технологий. OLAP-технологии для муниципального управления — новый класс информационных систем, обеспечивающий ведение процесса анализа в режиме реального времени.
Система муниципального управления очень динамична, все процессы в ней имеют изменяющиеся во времени характеристики, а задача управления ее структурными составляющими решается в условиях динамичной среды. Поэтому ИС муниципалитета должна предоставлять специалистам и руководителям не менее динамичное информационное сопровождение для проведения анализа складывающихся ситуаций, моделирования прогнозируемых процессов для принятая обоснованных как оперативных, так и тактических решений на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах за последнее время создано большое количество различных собственных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов, которые можно разделить на следующие категории.
Информация о земельных ресурсах (земельные кадастры и др.).
Информация об объектах недвижимости (здания и сооружения, инженерные сети, транспортные сети и др.).
Информация о юридических лицах (предприятия, организации и другие физические лица).
Информация о физических лицах (основные паспортные данные жителей региона).
Документы научно-технической информации.
Нормативно-правовые документы.
Социально-экономические и финансовые показатели административно-территориальных единиц и хозяйствующих субъектов.
Свои представительства в Интернет имеет достаточно большое число региональных органов власти.
4.ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СФЕРЕ ФИНАНСОВ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представительство Минфина России в Интернет (www.niinfm.ru) открывается страницей со списком тематических разделов, по которым сгруппирована имеющаяся информация. Здесь представлены утвержденные федеральные бюджеты РФ, отчетные материалы по исполнению федерального бюджета, материалы о выпуске ценных бумаг и внешних облигационных займах России, материалы по финансовым взаимоотношениям центра и регионов. С этой страницы по ссылке «Нормативные и методические материалы Министерства финансов» можно перейти на страницу поиска этих материалов в базе данных системы «Гарант». По ссылке «Официальная информация» можно выйти на страницу с перечнем официальных информационных материалов министерства и, указав название документа, просмотреть его текст.
Представительство Банка России расположено в Интернет по адресу www.cbr.ru. На страницах этого сервера размешена как общая информация о Банке России (исторический очерк, правовой статус, функции, организационная структура и др.), так и информация о его текущей деятельности. В частности, в разделе «Ежедневная информация» можно познакомиться с последними новостями. В разделе «Денежная политика» содержатся сведения о динамике изменения денежной массы, золотовалютных резервах, ставках рефинансирования и процентных ставках. В разделе «Банковская система» приводится обзор банковского законодательства и материалы о лицензировании кредитных операций. Раздел «Финансовые рынки» содержит сведения о межбанковском кредитном рынке, валютном рынке (включая курсы валют) и др. Дополнительную официальную финансово-экономическую информацию можно получить в разделах «Информационные материалы» и «Публикации и доклады». На этих страницах можно просмотреть тексты документов, а также электронные версии выпусков «Бюллетень банковской статистики».
Справочно-информационный сервер Государственного таможенного комитета Российской Федерации расположен в Интернет по адресу www.gtk.ru. Информация на сервере предназначена для различных категорий участников внешнеэкономической деятельности и сгруппирована по тематическим разделам. В разделе «Новости», например, публикуются таможенные новости, новости таможенного законодательства и другие материалы, представляющие интерес для участников внешнеэкономической деятельности. На этом сервере можно просмотреть иерархический список таможенных органов России, получить доступ к базам данных адресных сведений участников внешнеэкономической деятельности, получить целый ряд справочных данных по таможенному законодательству, котировкам валют, денежным единицам различных стран мира и др.
По ссылкам, приведенным на этом сервере, можно попасть на сайты подведомственных ГТК России организаций. Например, по ссылке «ГНИВЦ ГТК России» можно попасть на начальную страницу сервера Главного научно-информационного вычислительного центра ГТК России. В состав доступной здесь информации входят, в частности, различные справочники, например по товарной номенклатуре — «Разделы ТН ВЭД», «Группы ТН ВЭД», «Товарные позиции ТН ВЭД» и целый ряд других.
Большое число серверов коммерческих организаций, распространяющих финансово-экономическую информацию, можно найти в каталогах ресурсов Интернет, например, в каталоге деловых серверов и ресурсов АО «МБИТ» catalog.mbt.ru.
5. МАТЕРИАЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Одним из важных направлений государственной политики по созданию и эффективному использованию информационных ресурсов является организация работ под руководством Минсвязи России по возможно более полному и достоверному учету этих ресурсов и публикации сведений о них. В результате в России создана система государственной регистрации электронных информационных ресурсов. Рассмотрим основные положения, определяющие порядок функционирования этой системы.
Государственной регистрации подлежат базы и банки данных любой тематической направленности, структуры и назначения. Регистрация является бесплатной и осуществляется в двух формах — обязательной и добровольной. Обязательная форма распространяется на государственные (созданные, приобретенные или накапливаемые за счет или с привлечением средств федерального бюджета) базы и банки данных. Добровольная форма регистрации применяется для электронных информационных ресурсов, созданных или накапливаемых негосударственными организациями. Работы по учету и регистрации баз и банков данных и электронных изданий проводятся подведомственной Минсвязи России организацией — Научно-техническим центром (НТЦ) «Информрегистр». В соответствии с возложенными на него задачами НТЦ «Информрегистр» ведет Государственный регистр баз и банков данных и Государственный депозитарий электронных изданий.
Материалы государственной регистрации электронных информационных ресурсов публикуются в следующих печатных изданиях НТЦ «Информрегистр»:
Каталог «Базы данных России», имеющий статус официального издания Государственного регистра баз и банков данных. Содержит информацию (5000 записей) о российских базах данных по всем отраслям науки, техники и производства и об их владельцах. Снабжен предметным указателем. Поиск может осуществляться по ключевым словам, по рубрикам базы данных, а также по сочетанию этих характеристик.
Каталог «Российские электронные издания». Содержит информацию об электронных изданиях, включенных в Государственный депозитарий, в том числе библиографическое описание, аннотацию, системные требования и адресные данные организации-разработчика, номер государственной регистрации. Электронные издания упорядочены по разделам. Внутри разделов электронные издания расположены в алфавитном порядке заглавий.
Электронные версии этих каталогов доступны в Интернет на сервере НТЦ «Информрегистр» www.inforeg.org.ru.
Сервер содержит еще целый ряд полезных сведений по информационным продуктам, разработанным НТЦ «Информрегистр». Это тексты законодательных и организационно-методических документов, а также тексты отчетов и аналитических справок о результатах учета и государственной регистрации электронных информационных ресурсов.
6. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Успех прогнозирования сегодня невозможен без современных информационных технологий. Крайне необходимо, чтобы такие ИТ получили широкое распространение в реальном секторе экономики, муниципальном и региональном управлении.
Современные информационные технологии позволяют формировать модели (образы) управляемых систем с учетом не только значений входных ретроспективных данных, но и с учетом структуры взаимодействия этих данных (обозначенных ими элементов объекта управления) в конкретном экономическом процессе.
При этом реализуются такие преимущества, как возможность вариантного моделирования с учетом нелинейных взаимосвязей, «отстраивание» от «шумовых» эффектов, способность к оперативному уточнению сформированной модели управляемого процесса (объекта) при дополнении необходимой информации.
Среди технологий, обслуживающих процесс государственного планирования, стали появляться специальные компьютерные технологии, основанные на принципе визуально-интуитивного извлечения полезной информации (ВИ-технологий), попытка реализовать которые предпринимаются с начала 1990 — х годов. Министерство экономического развития и торговли РФ в 2000 г. начало апробировать программу MineSet, разработанную компанией Silicon Graphics Inc. (SGI).
ВИ-технологии позволяют проанализировать громадный объем информации, представить их в наглядном графическом виде и пронаблюдать динамику изменения параметров.
Практическое использование данной технологии в процессах принятия решений позволяет решать три блока задач.
Во-первых, информация во всем ее многообразии становится доступной лицам, принимающим решения. В частности, при изучении бюджета страны, вместо длительного и утомительного чтения текста, огромного множества таблиц и графиков можно за 15 минут посмотреть его визуальную интерпретацию в виде бюджетного «дерева», на ветвях которого обозначены доходы (или расходы) по всем российским регионам. Изучение статистики, характеризующей социально-экономическое положение в стране (регионе, отрасли, крупной компании), занимает много часов. А просмотр с использование новой технологии — несколько минут.
Во-вторых — это возможность воспользоваться аналитическими средствами, заложенными в ВИ-технологии. При принятии решений крайне важны средства моделирования, позволяющие проигрывать разные сценарии и следить за тем, как ведут себя одни показатели при изменении других. Примером может служить анализ различных сценариев налоговой реформы, при которых демонстрируется уровень риска при разных масштабах и скорости изменения трех налогов: подоходного, НДС и налога на прибыль.
В-третьих, при использовании данной технологии в системе управления появляется возможность группового анализа, мозгового штурма, занимающего не более часа, вместо длительного изучения каждым членом группы многотомных исследований.
ВИ-технология позволяет принципиально изменить отношение и к научному анализу, и к восприятию информации, которое часто встречается у топ-менеджеров. Поскольку научный анализ не всегда нагляден и доступен для мгновенного восприятия индивидуальным или групповым лицам принимающим решения, степень его практического применения низка.
Широкое практическое использование ВИ-технологии может существенно повлиять на систему принятия решений, снизив влияние субъективного фактора.
7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
ЗАДАЧА 1
В течение 4-х лет инвестируются средства в проект по следующему варианту: в конце каждого года под 18% годовых вносится 300000 руб. Определить, сколько денег окажется на счете в конце 4-го года.
Проанализировать результаты с помощью таблицы подстановки при изменении процентной ставки в интервале от 9% до 18% с шагом 1% и периода от 2 до 7 лет.
Определить, какова должна быть сумма ежегодных взносов, чтобы результат достиг 1000000 руб.?
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
/>
Для решения задачи следует использовать финансовую функцию БС, которая вычисляет будущую стоимость инвестиции на основе периодических постоянных платежей и постоянной процентной ставки.
1. Вызовите мастер функций.
2. Выберите финансовую функцию БС.
3. Заполните поля диалогового окна.
/>
4. После заполнения диалогового окна в строке формул содержится выражение: =БС(B5;B4;-B6).
5. Результат равен 1 564 629,60 руб.
/>
РАСЧЕТЫ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦЫ ПОДСТАНОВКИ
6. Подготовьте таблицу вычислений с сериями изменяющихся значений периодов (с учетом шага лет) и процентной ставки (с учетом шага изменения). Пусть по столбцам изменяется процентная ставка, а по строкам изменяется время.
/>
7. Также в таблицу следует скопировать целевую функцию, которая должна быть задана в матричной (векторной) форме, при помощи нажатия кнопки F4.
/>
8. Выделить область таблицы данных и целевую функцию.
9. Применить команду: Меню – Данные – Таблица подстановки.
10. Подставляем значения по столбцам (процентная ставка) и значения по строкам (период).
/>
11. Нажимаем ОК. Получаем результаты.
/>
Для определения суммы ежегодных взносов, чтобы результат достиг 1000000 руб. необходимо использовать функцию ПС.
/>
13. Вызовите мастер функций.
14. Выберите финансовую функцию ПС.
15. Заполните поля диалогового окна.
/>
16. После заполнения диалогового окна в строке формул содержится выражение: =ПС(B3;B2;;-B5).
17. Результат равен 515 788,88 руб.
/>
ЗАДАЧА 2
Фирма производит две модели А и В сборных книжных полок. Их производство ограничено наличием сырья (высококачественных досок) и временем машинной обработки. Для каждого изделия модели А требуется 3 м кв. досок, а для изделия модели В – 4 м кв. Фирма может получать от своих поставщиков до 1700 м кв. досок в неделю. Для каждого изделия модели А требуется 12 мин машинного времени, а для изделия модели В – 30 мин. В неделю можно использовать 160 ч. машинного времени.
Сколько изделий каждой модели следует выпускать фирме в неделю, если каждое изделие модели А приносит 2 долл. прибыли, а каждое изделие модели В – 4 долл. прибыли?
Математическая модель: F (x) = 2*X1 + 4*X2 → max
Решению задачи отвечает максимум ЦФ при следующих условиях и ограничениях:
3Х1 + 4Х2 ≤ 1700
0,2 Х1 + 0,5 Х2 ≤ 160
Х1, Х2 – целые
Х1 ≥ 0, Х2 ≥ 0
Важно отметить, что 12мин. = 1/5ч, 30мин. = 1/2ч.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
На рабочий лист Excel вести данные.
Ячейки В7: С7 предназначены для значений переменных.
Ячейка D6 – целевая ячейка, в которой будет располагаться формула целевой функции.
/>
Для нахождения ЦФ следует использовать функцию Excel СУММПРОИЗВ из категории математических: =СУММПРОИЗВ(B6:C6;B7:C7)
/>
/>
Вводим ограничения:
/>
При вводе формул (левая часть) ограничений следует вновь использовать формулу СУММПРОИЗВ.
/>
/>
Для задания параметров поиска решения необходимо вызвать диалоговое окно «поиск решения».
В окне «поиск решения» следует задать целевую ячейку (D6), диапазон ячеек содержащих варьируемые параметры и ограничения на целевую функцию.
/>
Настраиваем параметры поиска решения.
/>
Нажимаем кнопку ВЫПОЛНИТЬ, начинается процедура поиска решения.
Выполнение процедуры завершается выводом сообщения о завершении поиска и найденном решении.
/>
Нажимаем ОК. Решение задачи найдено.
/>
Выводы: Из таблицы следует, что изделие вида А производить надо в количестве 300 единиц, изделий вида В необходимо производить в количестве 200 единиц. Целевая функция при этом примет значение 1400 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря об информационных технологиях государственного управления, следует понимать, что речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами.
Упрощая взаимодействие с государственными органами и доступ к информации для населения, Интернет — технологии способствуют большей открытости и прозрачности. Облегчается также доступ к разнообразным сведениям – законопроектам, материалам заседаний в комитетах и документам по бюджету.
Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления занимают особое место в системе управления, поскольку любое поспешное или неверное управленческое решение, принимаемое при недостатке информации может, привести к нежелательным последствиям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Информационные технологии в маркетинге: Учебник для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
2. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 1997.
4. Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управления. — М.: РАГС, 1996.
5. Абросимова М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении, КноРус, 2009.
6. Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении. — М.: ИНФРА-М, 2005.
7. Пикулькин А.В. Система государственного управления. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
8. Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении. — М.: КноРус, 2005.
9. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. — М.: ИНФРА-М, 2008.
10. Семенов М.И. Автоматизированные информационные технологии в экономике. — М.: Финансы и статистика, 2004.