Курсовая работа
Языккак система знаков особого рода
Содержание
Ведение… 3
1. Язык — важнейшее средство человеческого общения… 5
2. Несколько слов о лингвистики… 9
3. Язык с точки зрения теории знаков… 11
4. Письмо и его значение… 16
5. Свойства знаков… 20
6. Виды знаковых систем… 22
7. Специфика языка как знаковой системы… 23
Заключение… 26
Литература… 28
Ведение
Словарь С.И. Ожегова о «языке»говорит нам следующее:
Язык – это историческисложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств,объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями ивзаимного понимания людей в обществе. Язык – это также любая знаковая система (звуков, сигналов), передающих информацию. К этому понятию Ожегов относит языкживотных, язык пчел, язык жестов, язык дорожных знаков, язык программирования,математический язык, язык кино и др.
Язык является одной избольшого множества разнообразных знаковых систем, которыми людипользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуацияхв мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях,намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатахпознавательной деятельности. Само слово коммуникация восходит к лат. communico(делаю общим, делюсь). Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют рольносителей определённых смысловых содержаний (значений). Именно благодаря имоказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях информации иреализация коммуникативных актов.
Знаки как бы замещаютпредметы, на которые они указывают и которые они называют. Такое замещение вжизни людей имеет место довольно часто, так что поневоле может сложитьсявпечатление, что люди живут не только и не столько в мире вещей, сколько в мирезнаков.
Знаки и образуемые имизнаковые системы изучает семиотика. В развитие этой науки, основы которой былизаложены ещё представителями античной и средневековой философской мысли, в нашевремя внесли большой вклад (если называть только наиболее авторитетные имена)Чарлз Сандерс Пирс (Charles Sanders Peirce), Чарлз Уильям Моррис (CharlsWilliam Morris), Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure), Луи Ельмслев(Louis Hjelmslev), Эрнст Кассирер (Ernst Cassirer), Роман Осипович Якобсон,Карл Бюлер (Karl Buehler), Якоб фон Юкскюлл (Jakob von Uexcuell), Томас Себеок(Thomas Sebeok), Роланд Барт (Roland Barthes), Умберто Эко (Umberto Eco), ЮрийСергеевич Степанов.
Ч.У. Моррис предложилразличать в семиотике три аспекта: синтактику, семантику, прагматику. Смысловыесодержания являются предметом семантики, отношения между знаками подлежатведению синтактики (синтаксиса), а отношения между знаками и их пользователямиисследует прагматика. Знак, как правило, несёт определённую целевую нагрузку,сообщая об отношениях его отправителя к своему адресату, к ситуации общения, кденотату и к самому сообщению.
Каждый знак соотнесён врамках конкретной знаковой ситуации (семиозиса) с тем или иным предметом,явлением, фактом, событием, положением дел как своим денотатом (илиреферентом). Эта соотнесённость опосредствуется сознанием человека, использующегознаки. Иначе говоря, не сам знак указывает на тот или иной предмет или называетпредмет, этот акт указания на предмет (акт референции) осуществляет человекпосредством выбора и употребления соответствующего знака.
Знак, как писал Ч.С.Пирс, либо копирует объект (иконический знак), либо на него указывает(индексальный знак), либо его символизирует, находясь в условной связи с ним(знак-символ).
Язык направлен надействительность и на тот мир образов, который выстраивается междудействительностью и человеком, выступая как множество знаний, образующих всовокупности картину, или модель, мира. Эта картина мира, локализованная всознании, постоянно пополняемая и корректируемая, регулирует поведениечеловека.
Целью данной курсовойработы является рассмотрение языка, как системы знаков особого рода, выражающихидеи; как системы, подчиняющейся своему собственному порядку.
1. Язык — важнейшее средство человеческого
общения
Мы говорим и пишем, чтобыпередавать другим людям свои мысли. Слушая и читая, мы узнаем мысли другихлюдей. Устная и письменная формы общения — две формы, два проявления одного итого же языка. Эти две формы речи и сходны и различны. Они сходны своимсодержанием: и устная и письменная формы речи передают мысль. Различны же онипо средствам выражения и восприятия.
Устная речь — это речь звучащая, она предполагаетслушание. Звучащая речь обычно служит для общения между людьми в данное время.Человек, воспринимающий звуковую речь, а тем самым и мысль другого человека,должен слышать своего собеседника, причем обычно и присутствовать здесь же.
Письменная речь — эторечь, фиксированная постоянными зрительно воспринимаемыми знаками на бумаге,камне, металле, дереве, коже, ткани или других материалах. „Без письма языкоставался бы лишь мгновенным орудием сообщения. Одно письмо придает прочностьлетучему слову, побеждает пространство и время. Письмо—необходимое дополнениеязыка, сильнейший рычаг общежития, знания… Без него немыслимы ни достовернаяистория, ни наука"[1],—писал акад. Я.К. Грот. Идействительно, письменный язык имеет перед языком устным то преимущество, чтоон сохраняет нам речьнадолго и связывает между собойлюдей не только разных поколений, но и разных веков. С письмом человеческаямысль, человеческие знания приобрели долговечность.
„И хотя в настоящее времясозданы могучие технические средства передачи человеческой звучащей речи налюбые земные и даже космические расстояния (телефон и радио), средствазвукозаписи, позволяющие хранить и воспроизводить человеческую речь в ее, можносказать, подлинном звучании, но обычное письмо, усиленное печатью, не только неутрачивает своего былого значения, но упрочивает и расширяет его. Это потому,что у письма имеются только одному ему присущие особенности и преимущества,среди которых немаловажным является простота использования письма, особенно причтении; отсутствие необходимости в какой-либо аппаратуре, дополнительнойэнергии, чтение про себя, не создающее каких-либо помех другим, и т. п"[2].
Звуковой язык—этонеобходимая материальная оболочка нашего мышления, письмо же — это изобретениечеловека, и такое значительное, что в прошлом создание письма люди приписывалибогам. Древние египтяне приписывали создание письма либо Тоту, либо Исиде;вавилоняне—богу Набу, сыну Мардука, который считался также богом человеческойсудьбы. Греческие мифы связывали создание письма с Гермесом и другими богами.
«Без письма не было быкультуры, — так начинает свою книгу «Развитие письма» известный чешский ученыйЧ. Лоукотка.—В наше время оно настолько тесно связано с развитием цивилизации,что мы вообще не можем представить себе цивилизацию без письма; письмо являетсяее неотъемлемой частью, так как только благодаря ему сохраняются для будущегомысли и достижения человека, плоды настоящего. Письму мы обязаны и сравнительнобыстрой эволюцией человечества от начала исторического бытия до наших дней»[3].
Чтобы хорошо владетьрусским письмом и правильно судить о нем, чтобы умело, т. е. с наименьшейзатратой времени и с максимальным успехом преподавать орфографию, нужно знатьисторию и теорию русского правописания. Русское, как и всякое другое правописание,строится на основе национального алфавита и национальной графики. Курс теориирусского письма в зависимости от этого естественно распадается на две части: графикуи орфографию.
О чем говорит семиотика?– о числовом языке посреднике, о структуре народной баллады, о гадании наигральных картах как особой знаковой системе, о языковых контактах; обалгоритмах дешифровки и о пространственно-временном единстве живописногопроизведения; о возможностях построения структурной поэтики и о знаках рекламы,о «тайных языках», включая воровские жаргоны, и о регулировании уличногодвижения как специфической системы знаков…
Естественной почвой знакаслужит признак, явление, которое ассоциативно, рефлекторно илимысленно связано с образом другого явления. Туча — признак надвигающегосядождя; дым — признак огня и т.д., все вокруг является для нас признаками. В частности,особые признаки — приметы служат базой узнавания (идентификации) объектов приих восприятии.
Л.И. Ибраев в своейработе «К проблеме генезиса знаков и их классификации» выдвигает несколькотезисов:
1. Генеологиязнаков
- признакиприродные;
- симбиотические(морфологические и поведенческие);
- выражения(экспрессии);
- притворныевыражения;
- сигналы, которыевызывают не образ другого явления, а сразу действие.
Все они только предзнаки. Коммуникация животных неподнимается выше выражений и сигналов. «Язык животных» не существует.
2. Жесты — изобразительные действия,производимые с целью сообщения и изобразительные вещи — символы доступнытолько для существ, способных к нерефлекторному намеренному произведениюдействий и вещей — труду и становятся уже знаками. Таким образом, знак естьискусственное материальное явление или вещь (медиатр знака), которыепроизвольно производятся в незакономерной для них ситуации с целью вызвать всознании образы других, отличных от них явлений и вещей.
Искусственные приметы — меты образуютматериальную структуру медиатора знака.
3. Понимание (осмысление) знака естьвоспроизведение в сознании их воспринимателя образов, подобных тем, которыеимел в виду производитель знака. Какое-то совпадение подразумеваемого ивоспринимаемого смыслов и образует значение знака, всегдаобщественное. Поэтому необходимое предусловие взаимного понимания в общении — подобиеобразов как знака, так и значения у общающихся, а оно может быть лишьрезультатом подобия их практики и ее объектов, базы общей семантики.
4. Из первичныхзнаков язык создает знаки второго уровня, релационные и неполнозначные(служебные морфемы и слова, операторы):
1) локационные (L) -означают отношениедругого знака (первичного) к ситуации: лицу, речи, пространству, времени ит.д.;
2) предикатные — связки (R) — означаютотнесение значения одного знака (предиката связи Р) к значению другого знака(ее субъекта S): SRP, устанавливают, какой знак означает предмет, какой егодействие, какой — его объект, средство, условие, свойство и т.д. — «грамматику».
Систему языка образуют предзнаки (меты фонем,выражения, сигналы), знаки (первичные объектные и релационные) и надзнаки(членимые слова, словосочетания, предложения). В итоге складываетсясемиуровневая иерархия языка.
5. Благодаря связизнаков язык обретает надзнаковое качество, во многом противоположноезнаку: дополнительный новый смысл знакосочетаний (созначение, коннотат),предикатность, иерархичность, надситуативность, метафоричность, творимость речии др., тем самым становится средством организации общественной практики имышления.[3,4]
2. Несколько слов о лингвистикЕ
Человеческий язык стольже древен, как и само человечество. В глубочайшую древность уходят попыткилюдей понять, что же такое их язык, как возникло это чудо. О происхожденииязыка и речи говорят мифы, записанные в пустынях Австралии и джунглях Амазонии,о чудесном даре богов — языке, именах, письменах — повествует мифология эллинови шумеров, древних китайцев и египтян, индийцев и скандинавов.
Но не только мифамидовольствовался человек. Сама его жизненная практика заставляла искать законыязыка, своего и чужих. Как разговаривать с чужеземцем? Как записывать с помощьюзнаков звуки родной речи? Как правильно писать и говорить на родном языке и наязыке иностранном? Как переводить тексты священных писаний, будь то Библия илистовосьмитомный буддийский канон, на языки язычников, дабы обратить их в своюверу?
«Лингвистика сталафундаментальной наукой среди наук о человеке и обществе, одной из самыхактивных как в теоретических изысканиях, так и в развитии метода. И этаобновленная лингвистика берет свое начало от Соссюра, именно в учении Соссюраона осознала себя как наука и обрела свое единство. Роль Соссюра как зачинателяпризнана всеми течениями, существующими в современной лингвистике, всеми школами,на которые она делится».[7]
Направлений этих в нашидни, за истекшее столетие, появилось в лингвистике немало. Ибо современнаянаука о языке заключила союз не только с историческими дисциплинами, но и сматематикой, психологией, техникой, естественными науками. Достаточно простогоперечня, чтобы наглядно убедиться в том, насколько многообразна современнаялингвистика.
Теоретико-информационноеизучение языка, анализ языка как удивительного и необычайного кода…Семиотическая лингвистика, рассматривающая язык как своеобразную системузнаков… Зоолингвистика, пытающаяся применить аппарат описания человеческогоязыка к описанию систем сигнализации, существующих в животном мире… Лингвопоэтика,рассматривающая поэзию и — шире — литературу как особым образом организованныйязык… Стихометрия, вносящая в изучение стиха строгие количественные меры…Фонология, открывшая «атомы» и «элементарные частицы» языка и ставшая вавангарде современной лингвистики… Экспериментальная фонетика, возникшая настыке лингвистики, акустики и физиологии… Грамматология, наука о письме,преобразующем наш язык в условные знаки букв или иероглифов… Теориядешифровки, дисциплина, опирающаяся на грамматологию и лингвистику…Глоттохронология, стремящаяся определить темп изменения языка, найтисвоеобразные лингвистические часы… Лингвостатистика, измеряющая язык спомощью чисел во всех его проявлениях — от частоты фонем до устойчивыхсловосочетаний… Алгебраическая лингвистика, от использования традиционногоаппарата математики перешедшая к созданию собственных «лингвистическихисчислений»… Паралингвистика, изучающая явления, сопутствующие нашей речи — интонацию,жесты, мимику… Этнолингвистика, изучающая взаимосвязь языка, мышления икультуры… Неразрывно связанная с нею социолингинстика, родившаяся на стыкеязыкознания и социологии… Геолингпистика, изучающая распространение языков панашей планете, их «удельный вес» как языков науки, дипломатии, культуры,международного общения… Психолингвистика, дисциплина, пограничная междупсихологией и языкознанием, в свою очередь, разделяющаяся на несколькодисциплин—теорию массовой коммуникации, ассоциативную лингвистику, методику«измерения значений» и т. д… Нейролиигвистика, связанная с лингвистическимизучением расстройств речи… Патолингвистика, позволяющая врачам-психиатрам наосновании анализа речи больного давать точный диагноз психическогозаболевания… Инженерная лингвистика, развивающаяся в тесном содружествеязыковедов, математиков, программистов ЭВМ… Математическая лингвистика,создающая свой специальный аппарат вроде теории нечетких множеств и лингвистическихпеременных… и многое др.
3. язык с точки зрения теории знаков
В декабре 1962 года вМоскве состоялся симпозиум по структурному изучению знаковых систем – первоенаучное совещание не только в нашей стране, но и во всем мире. Он дал мощныйтолчок развитию семиотики.
Были проведенымеждународные конгрессы по теории знаков в Варшаве. В Советском Союзе началисьинтересные и обстоятельные исследования знаковых систем. Участие в них приняливидные советские философы, логики, языковеды, математики, среди них былидоктора филологических наук И. И. Ревзин, Б. А. Успенский, А. А. Зализняк, М.В. Софронов и Вяч. В. Иванов, главный инициатор симпозиума по семиотике вМоскве.
Теорией знаков в наши днизанимаются специалисты в самых различных областях знания. Более того, на стыкесемиотики и других наук возникли самостоятельные области исследования.Например, такие, как биосемиотика, изучающая сигнализацию в животном мире спозиций теории знаков; этносемиотика, исследующая знаковые системы человеческогообщества, «смысл и роль которых самими членами общества не сознается»; абстрактнуюсемиотика, родившаяся на стыке математики, логики и теории знаков; кибернетическаясемиотика, рассматривающая человеческий мозг как «черный ящик», производящийоперации со знаками. В нашей стране за последнее десятилетие вышли замечательныеработы, посвященные семиотическому анализу искусства, будь то пословицы илиживописные произведения, поэтическое творчество или «язык кино». Вопросы лингвистическойсемиотики освещались в монографиях профессоров Ю. С. Степанова, В. М. Солнцева,Ю. В. Рождественского, А. Г. Волкова, И. И. Ревзина и в работах многих другихсоветских исследователей.
Наш язык совершенносправедливо называют самой полной, уникальной и незаменимой системой связи.«Другие, искусственно созданные человеком системы и языки (например, письмо,сигнализация флажками, азбука Морзе, азбука Брайля для слепых, искусственныеязыки типа эсперанто или волапюк, информационно-логические языки и др.)воплощают лишь некоторые из свойств естественного языка,— пишет профессор Ю. С.Степанов.— Эти системы могут значительно усиливать язык и превосходить его в каком-либоодном или нескольких отношениях, но одновременно уступать ему в других, точнотак же, как телефон, телевидение, радио (вообще всякое орудие, всякийинструмент) усиливают некоторые свойства отдельных органов человека».
Почему же наш язык,такой, казалось бы, обычный и привычный, является одновременно и самой полной,и самой совершенной, и самой богатой, и самой экономной системой знаков изовсех, что мы знаем в человеческом обществе и в сообществах животных?
Потому, отвечаетсемиотика, что он иерархичен. У всех остальных знаков есть выражение исодержание, означающее и означаемое. Язык же устроен гораздо сложней.
Знак немыслим безсистемы знаков.Рассмотрим такой пример: один и тот же символ «!» может иметь пять совершенноразличных значений. Для школьника — это восклицательный знак. Для шахматиста — обозначение сильного хода. Для математика- факториал. Для водителя — знак«Осторожно!». А для лингвиста — условное обозначение характерного щелкающеюзвука, который имеется в некоторых языках Южной Африки!
Но во всех этих случаяхзнак соотнесен с каким-либо понятием, звуком, нормами пунктуации. Корочеговоря, это знаки, имеющие значение, заданное системой знаков… А в нашемчеловеческом языке?
Строго говоря, в языкезнаки — это только слова. Звуки и буквы, очевидно, никакого значения не имеют.Это не знаки, а только составные части, своего рода кирпичики, или, какговорят в семиотике, фигуры, из которых строится знак.
Таким образом, знаками внашем языке могут быть названы только слова (хотя есть точка зрения, что ислова — это не знаки, а лишь элементы знаковой системы, человеческого языка).Слова сочетаются в предложения, число которых практически бесконечно.Предложения, в свою очередь, являются элементами, из которых строится нашаречь. Таким образом, перед нами иерархическая лестница: звук—корень слова илислужебная частица — слово — предложение — речь или письменный текст. Причем вомногих случаях один и тот же элемент языка может выступать в этой иерархии наразных уровнях.
Можно привестиклассический пример. Два римлянина заспорили, кто скажет самую короткую речьили напишет самую короткую фразу.
— Ео rus (еду в деревню), — таков был текстпервого.
— I,—отвечал второй (впереводе с латыни значит:езжай!).
Рассмотрим это,действительно, предельно краткое высказывание. Во-первых, оно и в самом делевысказывание, текст, речь. Состоит этот текст из одного предложения.Предложение, в свою очередь, состоит из одного корня. Слово—из одного корня.Наконец, и корень выражен с помощью одного звука или же передающей этот звук написьме буквы. Мы имеем здесь и фонетику, и морфологию, и лексику, и синтаксис!И все это—в одном значке, вертикальной палочке «I», передающей звучание «и».
Число звуков речи в любомязыке мира меньше сотни. Даже в самом бедном словами языке число слов равнонескольким тысячам. Число предложений, которые можно построить, пользуясьсловами, достигает астрономических величин. Число различных текстов, которыеможно записать с помощью предложений, практически бесконечно. «Таким образом,язык организован так, что с помощью горстки фигур и благодаря их все новым иновым расположениям может быть построен легион знаков,—пишет датский ученый ЛуиЕльмслев, перекинувший мост между лингвистикой, наукой о языке, и семиотикой,наукой о знаках.— По своей цели языки, прежде всего, знаковые системы, но посвоей внутренней структуре они, прежде всего иное, а именно — системы фигур,которые могут быть использованы для построения знаков».
Благодаря этому свойствуязыка мы получаем возможность в любое время высказать любую мысль, любоечувство, любую фантазию или причуду. С помощью горстки фигур строится всебесконечное многообразие и богатство языка, подобно тому, как с помощью горсткихимических элементов строится тот удивительный мир, в котором мы живем.
Анализ языка с позицийсемиотики, по сути дела, открыл науке язык как таковой. До того временилингвисты интересовались не языком как таковым, не системой знаков исоставляющих эти знаки фигур, а речью, текстами, порожденными системой.Наиболее четко это выразил основоположник современной структурной лингвистикиФердинанд де Соссюр.
«Единственным и истиннымобъектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и длясебя»,—такими словами завершал свой знаменитый «Курс общей лингвистики» Соссюр.
Соссюр считаетсясоздателем так называемой социологической школы в языкознании, исходящей изтого, что наш язык—продукт общественный, и понять его невозможно без связи сдругими общественными науками и явлениями. Но есть, так сказать, лингвистикавнутренняя и лингвистика внешняя, лингвистика языка и лингвистика речи.
«Наше определение языкапредполагает устранение из понятия ''зык" всего того, что чуждо егоорганизму, его системе — одним словом, всего того, что известно под названием«внешней лингвистики», хотя эта лингвистика и занимается очень важными предметамии хотя именно ее главным образом имеют в виду, когда приступают к изучению речевойдеятельности, — писал Соссюр, — Язык есть система, которая подчиняетсялишь собственному порядку. Уяснению этого может помочь сравнение сигрой в шахматы, где довольно легко отличить, что является внешним, чтовнутренним. То, что игра пришла в Европу из Персии, есть факт внешнего порядка;напротив, внутренним является все то, что касается системы и правил игры. Еслия фигуры из дерева заменю фигурами из слоновой кости, то такая замена будетбезразлична для системы; но если я уменьшу или увеличу количество фигур, такаяперемена глубоко затронет «грамматику» игры».
Продолжая аналогиюСоссюра, можно заметить, что фигуры вообще могут отсутствовать: например, играопытных шахматистов вслепую, не глядя на доску, не притрагиваясь к шахматам.Если правила игры в шахматы являются системой, языком, то любая партия, которуюмы станем играть, будет текстом, порожденным этой системою, «речью».
Число шахматных фигурневелико, так же как и число полей доски и число правил, которым подчиняетсяигра в шахматы. А вот число различных партий в шахматы настолько велико, чтоего можно считать бесконечным. Так и с помощью языка, состоящего из конечногочисла элементов и грамматических правил, можно образовывать любое число фраз итекстов.
Язык и речь, система итекст—их взаимоотношение интересует не только лингвистику, но и семиотику.Методы теории знаков, применяются ныне в фольклористике и литературоведении, втеории музыки и театра, искусствоведении, этнографии, поэтике, инженерной исоциальной психологии. И везде мы имеем дело с ситуацией язык — речь, система —текст, будь то «язык» жестов или «текст» человеческого поведения.
Современную структурнуюлингвистику сравнивают иногда с лоцманом для целого ряда общественных иестественных наук. Именно она первой осознала знаковый характер языка и отличиеего от речи. Систему языка структурные лингвисты стараются описать в строгихтерминах математической логики и семиотики. Естественно, что тексты описаны такбыть не могут. Ведь число их практически бесконечно!
Здесь вместо формул исимволов нужны иные методы — и в первую очередь математической статистики, тот«жар холодных чисел», о котором писал Блок в своих «Скифах», позволяющий,казалось бы, сухим колонкам цифр превращаться в яркие картины, показывающиескрытые механизмы языка, порождающего речь. Самое же ценное в этом знании — этото, что оно начинает в паши дни все чаще оказывать помощь людям в их практике, вповседневной жизни. Например, в обучении языку [7].
4. Письмо и его значение
Большинство современныхнародов передает на письме с помощью условных знаков звучание речи. Однакописьменный язык не должен со всей точностью передавать это звучание. Для письмасамое важное—это сохранить содержание мысли и те языковые формы, в которые онаоблечена. Поэтому не случайно то, что первые попытки письма вовсе не передавализвуковую сторону речи. Человек понял главное: письмо должно передавать мысль.
Письмо началось срисунка. И лишьпозднее человек „узнал", что и письменную форму речи не только можно, но иудобнее связать со звуковой: больше можно передать сообщить.
./>
рис.1Пиктографическое письмо североамериканских индейцев племени чикева
При картинном письме (илипиктографии[4]) знаки-рисунки передавали мысль хотя и в конкретныхформах, но приблизительно: они скорее на нее лишь намекали. „Рисунок лодки,трех солнц и животных, перевернутых вверх ногами, мог, например, быть средствомпередачи сообщения об охотничьем путешествии по воде в течение трех дней, в результатекоторого эти животные были убиты; однако такой рисунок не подразумевал ни слов,в которых может быть изложено это сообщение, ни даже языка, на котором ономожет быть сделано"[5]
Пиктографическоеписьмо сформировалось в VIII—VI тысячелетиях до н.э., ко времени перехода кнеолиту.
Особенно трудно припиктографическом письме выразить отвлеченные понятия: дружбу изображали линией,соединяющей руки; любовь—стрелой, пронзающей символическое изображение сердца;линия, соединяющая глаза, говорила об общих единых взглядах.
/>
рис.2
Идеографическое письмо североамериканских индейцев.Письмо, рассказывающее о походе индейцев
Элементы пиктографииприменяются еще и сейчас, например, в изобразительной рекламе. С течениемвремени рисунки становились отвлеченнее. Вместо того чтобы изображать предмет,рисунок стал лишь условным его знаком, или идеограммой[6]. При идеографическом письме знакимогут не иметь ничего общего с обозначаемым предметом. Идеограмма—это символ,знак понятия.
Внастоящее время идеографическое письмо точнее называют письмом логографическим:логограммы обозначают слово[7].При этой системе письма, как и при пиктографии, по-прежнему отсутствует связьмежду нарисованным знаком и его произношением: знаки могут читаться на любомязыке.
Идеографическое(логографическое) письмо появляется в эпоху перехода от первобытнообщинногостроя крабовладельческому. Причиной возникновения этого, уже систематизированного видаписьма считают появившуюся у людей потребность в письменном общении в связи собразованием древнейших государств, развитием городской жизни и торговли.Старейшие из дошедших до нас памятников начальных стадий формированияидеографического (логографического) письма относятся к IV тысячелетию до н. э.
/>
Рис.3
Идеографическое письмо североамериканских индейцев. Обозначение зимы1858—1859 гг. в „перечне зим" племени дакота: индейцы племени дакотакупили в эту зиму у Джона Ричарда много мексиканских плащей. (В „перечне"изображен мексиканский плащ.)
Примерами использованияидеографического письма могут служить цифры, знаки четырех арифметическихдействий: “+” (знак сложения), “-” (знак вычитания), “*” (знак умножения), “:”(знак деления); черная рамка, в которую заключается фамилия умершего человека,и т. п.
При идеографическом письме нужно запоминать огромноеколичество условных знаков. Человечество искало поэтому более удобный способписьма и нашло его в звуковом письме, сначала в слоговом, позднее в буквенном.
Слоговые системы письма(когда знаком обозначается целый слог) появляются во II тысячелетии до н. э.
Буквенно-звуковое письмопоявляется во второй половине II тысячелетия до н. э., причем сначала сэлементами логографии.
Чисто звуковую системуписьма впервые создали финикийцы. Древнейшие из дошедших до нас памятникифиникийского письма относятся к Х—XI векам до н. э.[8]
Но, даже будучи связанной со звуковой стороной речи,письменная форма языка все же в какой-то степени отвлекается от звуковой. Утех, кто уже овладел письмом, устанавливаются непосредственные соотношениямежду написанием и смыслом. Процесс чтения поэтому может протекать во много разбыстрее, чем процесс слушания.
Исследования последнихлет показывают, что речевой аппарат человека в целом значительно быстрее можетизменять свое состояние, чем его слуховой аппарат, который регистрируетизменение звучаний, следующих одно за другим в количестве не более 16—20 всекунду. Медленность процесса слушания определяется и тем, что сама звучащаяречь протекает в определенное время, звуки не могут „наслаиваться" один надругой. На письме же уже «все сказано», и только от читающего зависит темп егодвижения по тексту: он может быть замедленным (например. при особо вдумчивомчтении научной статьи или поразившего нас своей яркостью художественноготекста) или, наоборот, стремительно быстрым. Недаром существует выражение „пробежатьглазами" газету, книгу, журнал и т.д.
Указанные особенности письменной формы речи повышаютзначение письма, значение книг как орудия культуры и источника знаний.
При письме не нужнаточность передачи всего многообразия звуков речи, важна лишь передача типичныхзвуков. Определенное соотношение между письменной и устной формами речиустанавливается на основе национального алфавита в виде правил правописания(орфографии). И так же, как важна была понятность рисунка при пиктографическомписьме, так же, как важна условность знака при логографическом письме, так жеважно соблюдение единства национальной орфографии при звуковом письме. Этоможно показать на простых примерах. Если мы: напишем «возг», «восг», «возк»(вместо воск) или «виск», «висг», «визк» (вместо визг), мы далеконе сразу поймем, о каком предмете идет речь, хотя все четыре написания (тринеправильные и одно правильное), приведенные на каждое слово, читаютсяодинаково: только [воск] и только[виск]. Именно так мы произносим слова воск и визг. На письме жемы их узнаем только в указанных „костюмах" (воск и визг).Поэтому и не может быть проведен в жизнь принцип: „как ни нопесал фсировнолижбы прачезть" (в переложении на правильное письмо: „как ни написал—всеравно: лишь бы прочесть"). Единообразное грамотное письмо—это орудиекультуры, и недаром слово неграмотный стало синонимом слова и понятия«необразованный» Писать грамотно – «социально совершенно необходимо и вытекаетиз очень простых вещей: это, так сказать, мысль о других, потому чтобезграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой дороге.Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко временисвоего соседа. Надо приучать всякого к этому делу и стараться сделать его небессмысленным, а осмысленным...»[9]5. Свойства знаков
Основные свойства всякого знака заключаются в следующем:
Знак должен быть, с одной стороны, доступен восприятию состороны адресата (обладать свойством перцептивности). Знак, с другой стороны,должен быть информативен, т.е. нести смысловую информацию об объекте.
С точки зрения Ф. де Соссюра, в знаке различаются двестороны: означаемое (signifie, сигнификат, образ предмета, идея, понятие,концепт, содержание, в традиционном употреблении значение) и означающее(signifiant, сигнификант, экспонент, выражение).
Обе стороны, по его мнению, психичны. Психичен изнак в целом. Такой знак, естественно, не может быть воспринят.Следовательно, воспринимается не виртуальный языковой знак, а реализующий егоречевой знак. Что касается денотата или референта, то в схеме Ф. де Соссюра онне принимается во внимание.
Связь между означаемым и означающим, по Ф. де Соссюру,условна или, в иной терминологии, произвольна: каждый язык по-своему соотносит означаемыеи означающие. Но этот принцип вызывает серьёзные возражения со стороныР.О. Якобсона, Ю.С. Маслова, А.П. Журавлёва, С.В. Воронина и др. языковедов:фактически у многих языковых знаков обе стороны связаны более тесно, и этасвязь может быть объяснена факторами звукоподражания, звукового символизма,словоообразовательной и семантической мотивированности.
Обе стороны знака взаимно предполагают друг друга. Ивместе с тем они могут как бы «скользить» относительно друг друга(установленное Сергеем Осиповичем Карцевским свойство асимметрии сторон знака):одно и то же означаемое может соотноситься с несколькими означающими(синонимия), одно и то же означающее может соотноситься с рядом означаемых(синонимия, омонимия).
Будучи элементом определённой семиотической системы, знакхарактеризуется теми отношениями, в которые он вступает с другими знаками.Синтагматические отношения характеризуют сочетательные (комбинаторные)возможности знака. В парадигматические отношения знаки вступают в рамкахкласса, или множества, элементов, из которых производится выбор данного знака.Системные связи создают основу для опознавания (идентификации) данного знака вконкретном коммуникативном акте и его дифференциации от других знаков как«соседей» в данной линейной последовательности, так и внутри множествавозможных претендентов на ту же позицию в этой линейной последовательности.
Различимость знаков с точки зрения многих исследователейявляется главным их свойством, которое образует основу для важнейшего изсемиотических принципов, на которые ориентируется структурная лингвистика.Противопоставленность и системная взаимообусловленность знаков приводят к тому,что возможны так называемые нулевые знаки (вернее, знаки с нулевымиозначающими). Участие знака в разных оппозициях способствует выявлению егодифференциальных признаков. 6. Виды знаковых систем
Знаки принято отличать от признаков (симптомов).Последние не являются средствами целенаправленной передачи информации кем-то. Вних план выражения (означающее, экспонент) и план содержания (означаемое)находятся в причинно-следственной связи (например, лужи воды на земле каксвидетельство недавно прошедшего дождя). В собственно знаках, используемых дляцеленаправленной передачи информации, связь между двумя сторонами необусловлена природными, причинно-следственными отношениями, а часто подчиненапринципу условности (конвенциональности) или же принципу произвольности(арбитрарности).
Люди пользуются множеством разнообразных знаковых систем,которые можно классифицировать прежде всего с учётом канала связи (среды, вкоторой осуществляется их передача). Так, можно говорить о знаках звуковых(вокальных, аудитивных), зрительных, тактильных и т.д. Люди располагают, помимозвукового языка как основной коммуникативной системы, жестикуляцией, мимикой,фонационными средствами, представляющими собой особое использование голоса, ит.д. В их распоряжении имеются как естественные (спонтанно возникшие), так иискусственные, созданные ими же коммуникативные системы (сигнализация с помощьютехнических устройств и прочих средств: светофор, способы обозначения воинскихразличий и т.п., системы символов в логике, математике, физике, химии, технике,языки типа эсперанто, языки программирования и т.п. В некоторых ситуацияхобщения наблюдается одновременная передача знаков разного рода, использованиеразных сред (мультимедийная коммуникация). 7. Специфика языка как знаковой системы
Наиболее сложную и развитую знаковую систему образуетязык. Он обладает не только исключительной сложностью строения и огромныминвентарём знаков (особенно назывных), но и неограниченной семантическоймощностью, т.е способностью к передаче информации относительно любой областинаблюдаемых или воображаемых фактов. Практически любая информация, переданнаяпосредством неязыковых знаков, может быть передана с помощью языковых знаков, вто время как обратное часто оказывается невозможным.
Для структурной лингвистики, допускающей возможностьописания языка как имманентной, замкнутой в себе системы, принципиально важноезначение имеют следующие свойства языкового знака:
- его дифференциальная природа, делающая каждый языковой знак достаточноавтономной сущностью и не позволяющая ему в принципе смешиваться с другимизнаками того же языка; это же положение распространяется и на незнаковыеэлементы языка (образующие план выражения знаков фонемы, силлабемы, просодемы;образующие план содержания знаков значения / семантемы);
- вытекающая из парадигматических противопоставлений между знакамивозможность отсутствия у знака материального означающего (т.е. существование врамках определённой парадигмы языкового знака с нулевым экспонентом);
- двухсторонний характер языкового знака (в соответствии с учением Ф. деСоссюра), что побуждает говорить о наличии того или иного языкового значениятолько при наличии регулярного способа его выражения (т.е. устойчивого,стереотипного, регулярно воспроизводимого в речи экспонента), а также о наличииу того или иного экспонента стереотипного означаемого;
- случайный характер связи означаемого и означающего;
- чрезвычайная устойчивость во времени и вместе с тем возможностьизменения либо означающего, либо означаемого.
Именно опираясь на последние из указанных свойств, можнообъяснить, почему разные языки пользуются различными знаками для обозначенияодних и тех же элементов опыта и почему знаки родственных языков, восходящих кодному языку-источнику, могут отличаться друг от друга либо своими означающими,либо своими означаемыми.
Можно языковые знакиразбить на классы знаков полных, т.е. коммуникативно завершённых,самодостаточных (тексты, высказывания), и знаков частичных, т.е. коммуникативнонесамодостаточных (слова, морфемы).
Языкознание традиционноконцентрировало внимание на знаках назывных (словах). Новейшая семиотикасосредоточивает своё внимание на высказывании как полном знаке, с которымсоотносится не отдельный элемент опыта, а некая целостная ситуация, положениедел.
Наиболее близкой к языкузнаковой системой оказывается письмо, которое, взаимодействуя с исконнопервичным звуковым языком, может служить основой для формирования письменногоязыка как второй ипостаси данного этнического языка. Для лингвистапервостепенный интерес представляет звуковой человеческий язык.
Человеческий язык какзвуковая знаковая система возникает при становлении общества и из егопотребностей. Его появление и развитие обусловлено социальными факторами, новместе с тем оно обусловлено и биологически, т.е. его происхождение предполагаетопределённую ступень развития анатомического, нейрофизиологического и психологическогомеханизмов, возвышающих человека над животными и качественно отличающихчеловеческое знаковое общение от сигнального поведения животных.
С точки зрения структурно-лингвистической(и, шире, лингвосемиотической) могут исследоваться, с использованиемязыковедческого исследовательского инструментария, не только письмо, но и всепрочие параллельные системы человеческой коммуникации (языки жестов, в томчисле системы коммуникации между глухонемыми — sign languages, системы звуковыхсингалов и т.п.). В результате каждая из таких систем может быть представленаинвентарём своих знаков и инвентарём правил их использования.
Заключение
В заключении можно дать итоговую характеристикуязыка как знаковой по своему устройству и коммуникативной по своему назначениюсистеме:
- Ни один знак не существует в изоляции. Он существует лишь как элементсистемы, противополагаясь (образуя оппозиции) другим знакам этой же системы,отличаясь от них одним или более чем одним дифференциальным признаком.Совокупность дифференциальных признаков, которые характеризуют отношения данного знака к другим знакам, образует основу для опознавания (идентификации)этого знака в различных контекстах его употребления.
- Как означающее, так и означаемое знака могут члениться на отдельныекомпоненты, которые не являются сами по себе знаками. Так, в означающем словавыделяются следующие друг за другом кратчайшие звуковые единицы языка — фонемы(например: мать /mat'/), а в его означаемом (семантеме, или семеме) — сосуществующие во времени элементарные семантические компоненты — семы(например: семантема 'мать' [+одушевлённое существо], [+человек], [+находящийсяв родственных отношениях], [+находящийся в прямом родстве], [+старше на однопоколение], [+женский пол]).
- Знаки могут изучаться в аспекте их строения (синтактика), в аспекте ихотношения к именуемым объектам и внутренней структуре их смыслового содержания(семантика) и в аспекте их целенаправленного использования носителями языка вактах речи (прагматика).
Семиотический подход к языку сыграл существенную роль встановлении лингвистического структурализма. Благодаря пониманию языка каксистемы взаимопротивопоставленных и различающиихся элементов был разработан рядстрогих структурных методов анализа, построены структурные модели в областифонологии, морфологии, лексикологии, синтаксиса, плодотворное развитие получиламатематическая лингвистика и т.д. Но возможности адекватного познанияязыка оказались парализованы стремлением структуралистов изучать язык в самомсебе и для себя, в отрыве от факторов этнокультурного, социального,коммуникативно-прагматического, когнитивного.
Поэтому сегодня принципы семиотико-структурногоязыкознания используются главным образом для того, чтобы выявить наборыинвариантных единиц внутренней структуры языка (типа фонем, тонем, интонем,морфем, лексем, схем построения словосочетаний и предложений) и обеспечить базудля составления описательных грамматик.
Что же касается функциональных аспектов языка,обусловливающих его формальное варьирование и исключительную способностьприспособляться к любым ситуациям общения в любом культурном и социальномконтексте, то здесь приходится ставить вопрос о более широком пониманиипредмета языка, об обращении к новым подходам и идеям.
литература
1. Березин Ф.М. История русскогоязыкознания. М.: Высшая школа, 1979, с.128
2. Драчук В. Дорогами тысячелетий. О чемповедали письмена. – М.: Молодая гвардия, 1977
3. Ибраев Л.И. К проблеме генезисазнаков и их классификации// «Философские науки», М.Высшая школа, 1984, №5,с.30-39.
4. Ибраев Л.И. Надзнаковость языка.//«Вопросы языкознания» М.: Академия наук, 1981, №1, с.17-35
5. Иванова В.А., Потиха З.А., РозентальД.Э. Занимательно о русском языке
6. Иванова В.Ф. Современный русскийязык. Графика и орфография. — М.: Просвещение, 1976, с.12,41, 697. Кондратов А. Звуки и знаки. – М.: «Знание», 1978
8. Матусевич М.И. Современный русскийязык. Фонетика. — М.: Просвещение, 1976
9. Немченко В.Н. Современный русскийязык. Словообразование. – М.: Высшая школа, 1984
10. Панов М.В.Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984
11. Шанский М.Н. Вмире слов.- М.: Просвещение, 1978