Реферат по предмету "Иностранный язык"


Сравнение речевого поведения ведущих различных телевизионных каналов

Федеральноеагентство по образованию
Сибирскийгосударственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва
Гуманитарныйфакультет
Кафедраобщественных связей
КУРСОВАЯРАБОТА
порусскому языку
натему: Сравнение речевого поведения ведущих различных телевизионных каналов
Красноярск2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Речевоеповедение
1.1 Понятие и особенности речевого поведения
1.2 Типы речевого поведения
1.3 Речь как утверждение социального статуса
1.4 Особенности речевого поведения в массовой коммуникации
Глава 2. Речевоеповедение ведущих различных телевизионных каналов
2.1 ХарактеристикаОАО «Первый канал»
2.2 Анализречевого поведения телеведущего Первого канала Андрея Малахова
2.3 Характеристикателеканала MTV Россия
2.4 Анализречевого поведения телеведущего канала MTV Россия Никиты
2.5 Вывод
Заключение
Библиографическийсписок

ВВЕДЕНИЕ
XXI век – век информации,и люди не мыслят своей жизни без СМИ. Телевидение было и остается одним изсамых популярных средств массовой информации, потому как в наши дни оно сталовсеохватным. Для телевидения не существует границ и расстояний. Люди, живущие вразных странах, с помощью телемостов знакомятся друг с другом, вступают вдиалог прямо в эфире. Телезрителей уже не удивляют репортажи с бортакосмического корабля, ведь телевидение вездесуще, оно прочно вошло в жизнькаждой семьи.
Телевидение – мощный инструмент воздействия на общественноемнение. Особенно ясно это видно при проведении передач, когда зрители имеютвозможность задать вопросы людям, находящимся в студии и тут же получитьответы. Телеведущие держат в своих руках самый мощный инструмент формированиямнения зрителей – слово. Соответственно вопрос исследования речевого поведениятелеведущих не теряет своей актуальности.
Цель данной работы заключается в изучении и сравненииречевого поведения ведущих различных телевизионных каналов. В соответствии сцелью работы ставятся следующие задачи:
1. изучить литературу по данной теме;
2. описать особенности речевого поведения;
3. проанализировать речевое поведение телеведущих Первогоканала и MTV Россия;
4. выяснить, какое влияние оказывает статус телеканала наречевое поведение телеведущих.
Работасостоит из введения, двух глав, заключения, а также библиографического списка.

ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
1.1 Понятие и особенности речевогоповедения
Начать работу следует с ответа на вопрос: что же называетсяречевым поведением? Согласно словарю [9], речевое поведение – это системаустойчивых формул общения, предписываемых для установления речевого контакта,поддержания общения в ситуативно адекватной тональности и стилистике. По мнениюА. А. Князева [9], соблюдение определенных форм речевого поведения являетсячрезвычайно важным для работы в радио и телевизионной журналистике, особенно вдиалогических и полилогических жанрах.
К. Бредемайер в книге «Искусство словесной атаки» [2]отмечает, что речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеетряд особенностей. Прежде всего, следует отметить, что в социальномвзаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности;здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организациюсовместной деятельности людей. Эта особенность, по мнению автора,предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностнымвзаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевогоповедения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества,именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождаетсязначительно более строгим контролем.
М. Н. Володина [7] выделяет исходные условия, позволяющиеучастникам общения действовать совместно:
· наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременнойближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречатдруг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;
· ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор,пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, неговоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим).
Данныеусловия автор называет «принципомкооперации», т.е. требованием к собеседникамдействовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели инаправлению разговора.
В. М. Березин [1] отмечает основныеправила речевого поведения, обусловленныеэтим принципом:
· высказывание должно содержать ровно столько информации,сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информацияиногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы исоображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположилналичие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;
· высказывание должно по возможности быть правдивым;старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего увас нет достаточных оснований;
· высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствоватьпредмету разговора;
· высказывание должно быть ясным: избегайте непонятныхвыражений, неоднозначности, ненужного многословия.
Однако, подчеркивает автор, реальная речь грешит отступлениямиили нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, невсегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Но еслинарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжаетсяи достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случаеотступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградациейречи.
По мнению Г. В. Кузнецова [11], большое значение длярегулирования социальных взаимодействий имеет принципвежливости. Автор акцентирует внимание натом, что ключевые проявления принципа вежливости (тактичность, великодушие,одобрение, скромность, согласие, благожелательность), выраженные в речи, самымнепосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений. Отчетливоосознаваемая отправителем сообщения цель требует продуманной формы сообщения ипрогнозируемой реакции аудитории.
В социальном взаимодействии особое значение приобретаютприменяемые собеседниками речевые стратегии и тактики. Под стратегией речевого общенияпонимают процесс построения коммуникации, направленной на достижениедолговременных результатов [10]. Стратегия включает в себя планированиеречевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностейкоммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Цельюстратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение,призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.
Тактика речевого общенияпонимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения наопределенном этапе в рамках отдельного разговора [10]. Она включает конкретныеприемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером ивоздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его вопределенное эмоциональное состояние и т.д. Стоит отметить, что тактика можетменяться в зависимости от условий общения, полученных сведений, чувств иэмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализоватьразличные цели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре —мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно [10].

1.2 Типы речевого поведения
И. Г. Родченко в своей статье «Типы речевого поведения» [15]говорит о том, что своеобразие нашей личности ярко проявляет себя в речи. Являясь участниками общения, мы вольно или невольноподмечаем те речевые характеристики нашего собеседника, которые позволяютоценить его индивидуальность и спрогнозировать тактику поведения, намерения ипреследуемые цели. Автор подчеркивает, что прогноз вряд ли был бы возможен,если бы не существовало тех закономерностей, что проявляются в речевомповедении самых разных людей. Особенно ярко бывают они выражены в условияхмассовой коммуникации.
В своем исследовании автор пришел к выводу, что, несмотря науникальность личности каждого, есть некие общие качества, которые позволяютобнаружить типичное в речевом поведении. Таким образом, И. Г. Родченкопредлагает следующую классификацию:
· «Системщики» — для представителейэтого типа характерно особо тщательное отношение к подготовке речевоговысказывания. Они возводят в абсолют конкретность примеров, точность цитат,исповедуют приверженность фактам, критично относятся к публичному выражениючувств. Говорят, как правило, спокойно, часто сухо и невыразительно, крайнередко позволяют себе шутку или неожиданную метафору. Они не любят отступать отнамеченного плана и, если что-то происходит, что «выбивает их из колеи», то имбывает очень трудно справиться с возникшей неразберихой. В этих случаях«системщики» могут потерять контроль над аудиторией, так как и во времявыступления, они лишь опосредовано, через материал, поддерживали связь сослушателями. По мнению автора, этот тип идеален при подготовке материала, хорошв чтении научных сообщений и докладов, но проигрывает, когда необходимодобиться от аудитории сопереживания.
· «Мыслители» — люди такого типа способны на неожиданные решения, им нередко свойствененпарадоксальный взгляд на события. Они могут уводить внимание слушателей далеков сторону от предмета речи, неизменно возвращаясь к нему спустя какое-то время.«Мыслители» не особенно заботятся о впечатлении, которое производят, бываютнебрежны в жестах (засовывают руки в карманы), говорят тихо или, наоборот,громко, как бы забывая о других, склонны к использованию наглядных материалов,черчению разных графиков и диаграмм. Автор считает, что «мыслители» хороши вречах совещательного типа, когда важен процесс обнаружения решений, но имгораздо труднее работать в условиях ограниченного ресурса времени.
· «Поэты» — их непременнымпреимуществом является богатый словарный запас и развитое чувство языка. Еслилюди этого типа обладают приятной внешностью, красивым голосом, изящнымиманерами, то поддерживать контакт с таким собеседником — редкое удовольствие.«Поэты» сильны, когда дело касается описания чувств, предметов, картин природыи событий. Они бывают великолепными рассказчиками, но им гораздо труднеесуществовать в жестких рамках плана и работать с информацией.
· «Вожди» — это люди,способные воодушевить толпу. Содержание их выступлений основано на сочетаниибезупречной аргументации и ярких жизненных примеров. Никому лучше не удаетсятак уверенно держать зал, не отпуская его ни на секунду своего выступления. Однако,отмечает автор, если предмет речи не задевает их за живое, то «вожди», ксожалению, теряют свою силу слова.
Разумеется, пишет И. Г. Родченко, массовая коммуникация — лишь одна из форм речевого поведения и далеко не все люди попадают в такиеусловия. Зато побывать в ситуации конфликта доводилось каждому. Автор считает,что человек проявляет себя именно в ссоре, споре, столкновении интересов.Речевое поведение человека в ситуации эмоционального стресса многое говорит оего личности. Исходя из этого В. И. Максимов [12] пишет, что выделяется три типаречевого поведения в споре: конфликтный, центрированный и кооперативный.
По словам автора, конфликтный тип — это агрессор илиманипулятор, чьи действия открыто или завуалировано направлены против партнерапо общению. В конфликтах могут нагрубить или наговорить колкостей, получаяудовольствие от унижения собеседника. В речевом поведении их отличает неумениезамечать окружающее пространство и уменьшать или повышать в зависимости отэтого силу голоса. Как правило, они говорят громче, чем требуется и невоздержанныв жестах и словесных оборотах.
Главная особенность людей с центрированным типом речевогоповедения, пишет В. И. Максимов, заключается в игнорировании собеседника иконцентрации внимания на себе. Более активные эгоцентрики бывают шумными, свыразительной голосовой подачей, яркими словесными образами, но их меньше всегоинтересует мнение партнера, они слушают и слышат только себя. Болеемеланхоличные люди центрированного типа могут быть полностью закрыты: отвечаютневпопад, неожиданно меняют тему, не слушают партнера. Такие люди скупы вжестах, эмоционально и интонационно не выразительны. Говорят, как правило,тихо, тембр голоса — тускл, речь монотонна.
Мастерство в общении демонстрируют, считает автор [12],приверженцы третьего типа речевого поведения, который называетсякооператорским. Здесь очевидна настроенность на партнера в общении, но в однихслучаях, она может быть следствием боязни конфликта, необходимостьюподдерживать корректные отношения и выглядит скорее как имитация настоящегоинтереса, а в других — это действительно желание понять собеседника, войти вего положение. Такой человек не только способен услышать и увидеть партнера, нои настроиться на его волну, заговорить на его языке. Подобное речевое поведениетребует мастерства владения голосом, пластичной выразительности, языковогобогатства.
Авторы [15, 12] подчеркивают, что каждый человек способен кпроявлению того или иного типа речевого поведения. Многое определяет здесь таситуация, в которой нам приходиться высказываться. Но очевидно, что длядостижения успеха в общении, чаще бывают полезными навыки кооперативного типа.
1.3 Речь как утверждение социального статуса
речевое поведение телеведущий
Речевое поведение говорящих определяется воздействием определенныхфакторов. По мнению А. Ф. Прияткиной [14], характер речи зависит от условий иобстоятельств, в которых происходит общение. Первое из таких обстоятельств этосоциальный статус собеседников: речьможет быть адресована сыну отцом или учителю учеником, начальнику подчиненным,т. е. коммуниканты состоят в тех или иных отношениях. Имеют значение ивозрастные различия, а зачастую и различие полов. Второе обстоятельство,влияющее на речевое поведение, пишет автор, — это среда, в которой происходиткоммуникация, а также официальность или неформальность обстановки.
Вместе с тем, подчеркивает В. И. Максимов [12], существуетследующая функциональная зависимость: не только ролевая ситуация задаетхарактер речевого поведения ее участников, но и выбранные языковые средстваконструируют, подтверждают социальную ситуацию. Язык, безусловно, являетсяодним из инструментов утверждения социального статуса участников общения.
Для адекватного понимания речевого сообщения участникикоммуникации различными способами обозначают социальные отношения, в структурекоторых предполагается развернуть общение. К числу таких способов можно отнестивыбор формы обращения, пишет Л.А. Введенская [5]. Форма обращения может выявлять социальную иерархию, а приравенстве социальных статусов выражать личное отношение к партнеру. Меняя формыобращения, можно подчеркнуть формальность или неформальность отношений: «дамы и господа», «товарищи», «друзья», «эй ты». Сходную функцию могут выполнять и выбранные формыприветствий или прощаний, например «Здравствуйте»,«Здорово, ребята», «Приветствую вас», «Салют», «Пока», «Всего хорошего» и т.д.
Наконец, выбор стиля произношения также является характеристикой речевогоповедения, считает В. И. Максимов [12]. Автор выделяет высокий стиль (подчеркнутоправильное употребление слов и построение предложений, воспринимаемое какофициальное, более формальное) и низкий стиль (разговорная речь, насыщеннаяжаргонными словами, с использованием сленга, воспринимаемая как неформальная,дружеская).
1.4 Особенности речевого поведения в массовой коммуникации
 
Обращение к большой аудитории, публичное выступление,общение в телеэфире — еще один уровень социально ориентированного общения,который имеет свои особенности и закономерности. Телевидение сегодня – одно изнаиболее популярных средств массовой информации, его влияние огромно. По словамА. Д. Васильева [4], телевизионная передача – в высшей степени эффективнаяформа рекламы товаров и пропаганды идей, способная одновременно воздействоватьна многомиллионную аудиторию и склонять ее к принятию определенных решений.Автор пишет, что в сознании многих телезрителей по-прежнему присутствуютпредставления о СМИ как о рупоре и непременном атрибуте высшей государственнойвласти, никогда не ошибающейся. Поэтому и словоупотребление в телепередачахзачастую воспринимается в качестве авторитетной нормы, оказывающейсясоответственно весьма интересной для исследования.
В свою очередь А. А. Князев [8] пишет о наиболее типичныхошибках на радио и телевидении:
· лексико-стилистические (обусловлены незнанием подлинныхзначений слов, особенностей сочетаний с другими словами, неправильнымпредставлением об устойчивых языковых оборотах);
· морфолого-стилистические (нарушение правил образованияразличных форм слова, что особенно часто встречается при употреблении именчислительных).
А. Д.Васильев [4], рассуждая о речевом поведении телеведущих, отмечает, что размываютсяграницы функциональных стилей русского языка, что проявляется в распространенииуголовно-арготической и обсценной лексики и фразеологии. Все более упрочиваютсяпозиции заимствований, бурный поток которых не иссякает, особенно изанглийского языка в его американском варианте. Автор пишет, что причинойзаимствования обычно оказывается необходимость обозначения реалий, неизвестныхносителям языка-реципиента. Однако в настоящее время телевидение пропагандируетмоду на употребление заимствованных слов. Например, относительно недавно вширокое употребление вошли такие слова как шоу-бизнес, кастинг, промоушен, экшни др. Самым популярным жанром телепередачи стало ток-шоу, которое А. С.Вартанов [3] определяет как «вид телевизионной передачи, во время которойпроисходит обсуждение каких-либо проблем». По мнению А. Д. Васильева [4],перевод этого термина, возможно, был бы полезен, чтобы телезрители и участникимогли правильно понять суть действа, но он затруднителен. Огромнойпопулярностью на телевидении пользуется слово вау (от англ. сленг.“wow” – “огромный успех”)для выражения удивления, восторга, восхищения и т.д. Подобные слова уже органическивросли в лексикон многих телеведущих.
С. А.Муратов в своей книге «Телевизионное общение в кадре и за кадром» [13] пишет отом, что телеведущий является объектом оценки аудитории, перед которойдемонстрирует собственную культуру речевого поведения. И если присутствиекультуры на экране, как правило, незаметно, то ее отсутствие зрители заметятсразу. Итак, по мнению автора, телеведущего нельзя считать профессионалом, еслион:
· задает несколько вопросов одновременно;
· прерывает партнера по диалогу на полуслове, не позволяя емузакончить мысль;
· добивается откровенности любой ценой;
· в интервью не задает того вопроса, который интересовалтелезрителей больше всего;
· не умеет слушать и молчание собеседника, когда тотсобирается с мыслями, принимает за ожидание очередного вопроса, который задаетневпопад;
· отдает предпочтение кому-то из собеседников, что заметно повзгляду, тону голоса, позе;
· позволяет себе истолковать в нужном для себя ключе точкузрения собеседника.
С. А.Муратов подчеркивает, что подобные проявления неуважения к собеседнику говорят онеуважении ведущего к телезрителям.

ГЛАВА2. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЕДУЩИХ РАЗЛИЧНЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КАНАЛОВ
 
2.1 ХарактеристикаОАО «Первый канал»
Основываясьна фактах, предоставленных Интернет-ресурсами [6], Первый канал можноохарактеризовать следующим образом: общероссийский телевизионный канал, которыйобладает наибольшим охватом аудитории в России (98,8 % населения),осуществляет вещание и во множестве стран за рубежом. Это второй по возрастутелеканал СССР и России после петербургского Пятого канала. Наряду с каналом«Россия» позиционируется как один из главных телеканалов страны.
Первый каналведёт свою историю от Первой программы ЦТ СССР, выходившей в эфир с 1951 года,и является старейшим массовым телеканалом в России. В 1995 году был образованПервый канал, в то время называвшийся «Общественное российское телевидение»(ОРТ). Название «Первый канал» было возвращено телеканалу в 2002 году. Первыйканал сочетает в себе элементы информационного и развлекательного канала.Благодаря его широкому охвату аудитории, многие из его программ стали оченьизвестны.
Службановостей Первого канала считается одной из крупнейших на российском телевидениипо объёму репортёрского корпуса. Многие программы и сотрудники отмеченыпрофессиональными премиями журналистского сообщества. Главной информационнойпрограммой Первого является программа «Время», выходящая 40 лет и удостоеннаядвух премий ТЭФИ за «Лучшую информационную программу». Первый канал остаётсялидером по числу телевикторин и телеигр. Самой долгоживущей викториной является«интеллектуальное казино» «Что? Где? Когда?», впервые появившееся на телеэкранев 1975 году. Более 19 лет на Первом канале выходит телевикторина «Поле чудес» сведущим Леонидом Якубовичем. Первый канал выпускает большое количестворазвлекательных, юмористических и музыкальных телепередач. Он обладаетэксклюзивными правами на трансляцию игр КВН — старейшей российской молодёжнойпередачи, идущей с перерывами с 1961 года.
 
2.2 Анализречевого поведения телеведущего Первого канала Андрея Малахова
Анализируя речевое поведение А. Малахова, в первую очередьстоит отметить, что чаще всего его речь является социально ориентированной, чтообусловлено работой на телевидении. Как было сказано выше, Первый канал – одиниз главных телеканалов страны, соответственно это предполагает довольно строгуюрегламентацию речевого поведения телеведущих. Так как А. Малахов в каждомвыпуске ток-шоу «Пусть говорят» выступает в роли интервьюера, то ему приходитсяследовать принципу кооперации, чтобы вызвать собеседника на откровенность иполучить ответы на интересующие зрителей вопросы. Я считаю, что во времяинтервью А. Малахов следует правилам принципа кооперации, а именно он стараетсядостигнуть целей общения с собеседником, выяснить интересующие факты, еговысказывания и вопросы соответствуют теме разговора, он избегает ненужногомногословия и непонятных выражений, что обусловлено знанием целевой аудиторииПервого канала.
Стоит отметить неизменную тактику ведения беседы А.Малахова: он садится рядом, поддерживает визуальный контакт с собеседником,проявляет заинтересованность в речи собеседника, кивая головой и не задавая неуместныхвопросов.
Пользуясь классификацией типов речевого поведения И. Г.Родченко, А. Малахова, по моему мнению, можно отнести к «системщикам» и«поэтам», так как телеведущий в своем ток-шоу опирается на факты, стремится невыражать свои чувства и критично высказывать свое мнение во время передачи,чаще всего говорит спокойно (что характерно для «системщиков»), а такжедемонстрирует богатый словарный запас и знание не только русского, но ианглийского языка, не позволяя себе употреблять жаргонизмы, сленг или обсценнуюлексику (что является характерным для «поэтов»).
Кроме того, А. Малахов подчеркивает своим речевым поведениемформальность обстановки: он использует официальное приветствие «Добрый вечер»,такие фразы как «Позвольте мне представить…», «Разрешите мне пригласить встудию…», к участникам ток-шоу и гостям студии обращается на «вы», позволяясебе обратиться на «ты» только к ребенку, подростку или человеку, с которым онлично хорошо знаком, стремится правильно произносить и употреблять слова и выстраиватьвысказывания. Как и у всех людей, работающих на телевидении, речь А. Малаховаизобилует заимствованиями из английского языка, употребление которых стало впоследнее время модной тенденцией.
Что касается культуры речевого поведения, то А. Малахов обычноне задает несколько вопросов одновременно, внимательно слушает ответысобеседника, однако часто позволяет себе прерывать участников ток-шоу и гостейстудии на полуслове, не давая закончить мысль, что позволяет усомниться в егопрофессионализме.
 
2.3 Характеристика телеканала MTVРоссия
Информация,представленная на Интернет-сайтах [6], позволяет охарактеризовать телеканал MTVРоссия как общероссийскийкруглосуточный музыкальный канал, часть всемирной сети MTV, начавший своёвещание 25 сентября 1998 года. Целевая аудитория канала — молодежь ввозрасте от 11 до 34 лет. Доля российской музыки на данном канале составляет60 %. Главный конкурент на российском рынке — телеканал Муз-ТВ. Усилениепозиций таких развлекательных каналов, как СТС и ТНТ, вынудило MTV Россияизменить сетку вещания канала в сторону уменьшения количества передач, имеющихотношение к музыке — их вытеснили программы типа «Поцелуй навылет». Такжев последнее время большее время эфира канала занимают не собственные передачи,а заимствованные у других отделений MTV, например, «Тачка на прокачку», «Тайныесоблазны», «Подиум», «Самая умная модель», «Красота наизнанку» и др.
Современнаяконцепция MTV Россия — это лучшие зарубежные и российские клипы, а такжелучшие зарубежные программы и передачи собственного производства. Охват вещаниятелеканала— 720 городов стран СНГ — России, Армении, Белоруссии,Казахстана, Киргизии и Молдавии, в том числе в 475 городах на территорииРоссии. Церемония MTV Russian Music Awards (RMA) — ежегодная церемониявручения музыкальных наград, основанная телеканалом MTV Россия в 2004 году.Первая церемония вручения наград состоялась 16 октября 2004 года в Кремле.Церемония MTV RMA является одним из самых ярких музыкальных событий в России.Каждый год церемония проводится в новом месте, где кроме российских артистоввыступают приглашённые звезды мировой сцены. Главный приз церемонии —матрёшка, которая меняет свой образ каждый год, соответственно стилистике шоу.
 
2.4 Анализречевого поведения телеведущего канала MTVРоссия Никиты
Характеризуя речевое поведение телеведущего Никиты, преждевсего, подчеркну, что его речь также является социально ориентированной, чтообусловлено работой на телевизионном канале. Поскольку MTV Россия – популярныймузыкальный канал, целевую аудиторию которого составляет молодежь, то строгаярегламентация речевого поведения для телеведущих не предполагается. Никитаявляется одним из ведущих программы «Стереоутро», в которой показ музыкальныхклипов чередуется с юмористическими миниатюрами, где ведущие предстают то вроли инопланетян, то в роли корреспондентов телеканалов, то — докторов ипациентов. Во время показа этих миниатюр соблюдается принцип кооперации, таккак у участников общая цель на период взаимодействия, которое прекращается повзаимной договоренности. Для каждой миниатюры характерно использованиерелевантных, ясных высказываний без лишней информации.
Если попытаться классифицировать тип речевого поведенияНикиты, то в нем прослеживаются некоторые черты «вождей» (умение привлечь иудерживать внимание аудитории) и «мыслителей» (нестандартные повороты,некоторая небрежность в поведении, а также использование костюмов и визуальныхэффектов во время показа миниатюр).
Более того, на протяжении всего эфирного времени Никитадемонстрирует и подчеркивает неформальность обстановки и равенство социальныхстатусов с телезрителями, составляющими целевую аудиторию: в речи доминируетупотребление сленга и жаргона, ведущий также позволяет себе употреблятьобсценную лексику. Никита широко использует в речи заимствования из английскогоязыка, что особенно характерно для телеканала MTV Россия, посколькубольшое количество телепередач заимствовано у американского отделения MTV, западная культураактивно пропагандируется. Должность телеведущего на MTV носит название VJ («виджей»). Впередаче «Стереоутро» особенно прослеживается так называемый «эффектприсутствия», который дает телевидение, благодаря собирательному образузрителя, присутствующему в эфире: Никита обращается к телезрителю на «ты»,смотря прямо в камеру, поэтому создается впечатление, что с тобой разговариваютвживую.
О культуре речевого поведения Никиты сложно судить, так какв большинстве случаев он играет определенную роль в миниатюре, цель которой –рассмешить телезрителя. Однако показателем низкой культуры речевого поведенияявляется употребление в эфире обсценной лексики. Я считаю, что в данном случаетелеведущего не оправдывает концепция телеканала – говорить со зрителем наодном языке.
2.5 Вывод
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том,что статус телеканала оказывает влияние на речевое поведение телеведущих.Репутация телевизионного канала находит отражение, прежде всего, на лексическомуровне речевого поведения ведущих: если в речи А. Малахова преобладаютобщеупотребительные слова, то речь Никиты изобилует сленгом и жаргонизмами, аиногда он употребляет и обсценную лексику. Таким образом, подчеркиваетсяформальность обстановки на Первом канале и неофициальная, дружеская атмосферателеканала MTV. Различия в речевом поведении телеведущих также обусловленыразной целевой аудиторией телеканалов: канал MTV Россия ориентированисключительно на молодежь, поэтому телеведущие говорят со зрителями на одномязыке, повышая популярность транслируемых проектов и шоу. Кроме того, в своемток-шоу А. Малахов чаще всего выступает в роли интервьюера, опираясь на факты ипобуждая собеседника сообщить необходимую для обсуждения информацию. Впрограмме же «Стереоутро» Никита участвует в постановках юмористическихминиатюр, в большинстве случаев представая в образах вымышленных персонажей,что предполагает некоторую импровизацию и свободу в отличие от строгойрегламентации речевого поведения телеведущих Первого канала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, вданной работе был изучен вопрос речевого поведения телеведущих различныхтелеканалов. После изучения литературы по соответствующей теме было данопонятие речевого поведения и описаны его основные особенности, такие какпринцип кооперации и принцип вежливости, а также предполагаемые этимипринципами правила.
Авторыизученных источников пишут о том, что существуют некоторые особенности речевогоповедения, благодаря которым возможно выделить типы речевого поведения вмассовой коммуникации: «системщики», «мыслители», «поэты», «вожди». Разумеется,такие типы редко встречаются в чистом виде, чаще всего люди сочетают в своемречевом поведении признаки разных типов.
Посредствомречевого поведения телеведущие способны подчеркнуть формальность илинеформальность обстановки, а также иерархию социальных отношений. Более того,профессия телеведущего предполагает обращение к большой аудитории, публичныевыступления, общение в телеэфире, что является одним из уровней социальноориентированной коммуникации, имеющей свои особенности.
Проанализировавречевое поведение телеведущего Первого канала А. Малахова и ведущего телеканалаMTV Россия Никиты, я пришла к выводу отом, что статус телеканала оказывает заметное влияние на телеведущих, чтопроявляется на лексическом уровне (употребление стилистически маркированныхслов), а также в способе подачи информации в телеэфире (интервью и ток-шоу илимузыкальные клипы и юмористические миниатюры). Таким образом, цель даннойработы была достигнута, поставленные задачи были выполнены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1) Березин, В. М.Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия [Текст] / В. М. Березин. –М.: РИП-холдинг, 2003. – 287с.
2) Бредермайер, К.Искусство словесной атаки [Текст] / К. Бредермайер; под ред. И. Фатиева; пер. снем. Е. Жевага. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 230с.
3) Вартанов, А. С.Актуальные проблем телевизионного творчества. На телевизионных подмостках[Текст]: учеб. пособие / А. С. Вартанов. – М.: Высшая школа, 2003. – 245с.
4) Васильев, А. Д.Слово в телеэфире: очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании[Текст] / А. Д. Васильев. –Красноярск, 2000. – 92с.
5) Введенская, Л. А.Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – 3-еизд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384с.
6) Википедия.Свободная энциклопедия [Эл. ресурс] / ru.wikipedia.org
7) Володина, М. Н.Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования [Текст]: учеб. пособие /под ред. М. Н, Володиной. – М.: Издательство МГУ, 2003. – 245с.
8) Князев А. А.Основы тележурналистики и телерепортажа [Текст]: учеб. пособие / А. А. Князев.– Бишкек: КРСУ, 2001. – 297с.
9) Князев, А. А.Энциклопедический словарь СМИ [Текст] / А. А. Князев. – М.: КРСУ, 2002. – 188с.
10) Коммуникативныестратегии журналиста: что такое «непонятный» текст и как сделать его «понятным»[Эл. ресурс] / www.evartist.narod.ru
11) Кузнецов, Г. В.Так работают журналисты ТВ [Текст]: учеб. пособие / Г. В. Кузнецов. – М.:Издательство МГУ, 2004. – 298с.
12) Максимов, В. И.Русский и культура речи [Текст] / под ред. В. И. Максимов. – М.: Гардарики,2001. – 413с.
13) Муратов, С. А.Телевизионное общение в кадре и за кадром [Текст]: учеб. пособие для студентоввузов / С. А. Муратов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 243с.
14) Прияткина, А. Ф.Русский язык. Культура речи [Текст] / А. Ф. Прияткина. – Владивосток: ТИДОТДВГУ, 2005. – 165с.
15) Родченко, И. Г.Типы речевого поведения [Текст] / И. Г. Родченко // Этикет и протокол. – 2006.- №28. – С. 68-70


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.