Реферат по предмету "Экономика"


Монополизация российской экономики проблемы и пути решения

--PAGE_BREAK--



Рисунок 1 -  Объем производства и цена в условиях совершенной конкуренции и монополии

где

D– рыночный спрос;

S– рыночное предложение;

Qc– равновесный объем производства;

Рс– равновесная цена;

E– точка равновесия;

MR– предельный доход;

Qm
– оптимальный объем производства;

Рт– рыночная цена;

        На рисунке 1 изображены кривые рыноч­ного спроса Dи рыночного предложения S. Равновесный объем (Qc
) рынка и равновесная цена (Рс) для условий совершенной конкуренции определяются исходя из положения точки равновесия Е, находящейся на пересечение кривых спроса и предложения. Фирма принимает ры­ночную цену и устанавливает оптимальный объем выпуска на основе правила Р=МС.

       Теперь предположим, что одна крупная фирма поглощает все фирмы отрасли и превращается в монополию. При этом уровень из­держек остается прежним. Учитывая положение кривой предельного дохода (MR
), монополист устанавливает оптимальный объем производ­ства (Qm
) и рыночную цену (Рт). Так как кривая MR
расположена ниже кривой спроса монополиста, то       Qm

Qc
, aPm
>
Pc
.

         Следовательно, монополизация отрасли приводит к сокращению объема производства и увеличению цены, при этом монополия наносит обществу существенный экономический ущерб.

        Но монополия не всегда приводит к отрицательным последстви­ям. Издержки монополистов и конкурентных производителей могут быть неодинаковыми. С одной стороны, эффект масштаба производ­ства может сделать более низкие издержки на единицу продукции дос­тупными для монополиста, но недоступными для конкурентов. Аргу­ментация состоит в том, что при чистой конкуренции каждая фирма имеет только небольшую долю рынка. Эта небольшая доля оттесняет каждую фирму выше кривой средних издержек в долгосрочном перио­де так, что издержки на единицу продукции высоки. Экономия, обу­словленная ростом масштаба производства, не достигается, и следова­тельно, средние издержки высоки. В таких случаях фирма должна быть большой по отношению к рынку, то есть она должна быть монополи­стом, чтобы эффективно производить.

         Х— неэффективностъ более свойственна для монополистов, чемдля конкурентных фирм.
1.3.2 Х – неэффективность

       Одной из особенностей рыночного поведения монополистов является  х – неэффективность. Этот общепринятый в мире термин ведет свое происхождение не из экономической науки, а из рус­ской литературы. Описывая потенциал русской и французской армий в «Войне и мире», Лев Толстой, кроме материальных фак­торов (численности войск, их вооружения и др.), выделил еще и х – фактор  — боевой дух войска. Присутствие или отсутствие х – фактора предопределяет эффективность, с которой будут использова­ны материальные факторы силы. В результате чего малое и плохо вооруженное войско может порой наголову разбить превосходящие силы противника.

        Американский экономист X. Лейбенстайн этот термин стал  использовать применительно к монополии. Дело в том, что при всех других типах рынка поддерживать боевой дух «экономического войска» на высоком уровне фирму волей-не­волей вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, сни­жать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать.

        В случае с монополией этот естественный ограничитель отпа­дает — конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности исполь­зования ресурсов. Все ненужные расходы — от зарплаты лодыря-рабочего, бездельничающего во время рабочего дня и до безудержной роскоши кабинетов высших менеджеров — легко мо­гут быть включены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплачивать. В целом х — неэффективностью на­зывается бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.  [2, стр. 385 – 386]

       Х-неэффективность имеет место тогда, когда фактические из­держки фирмы для любого объема производства больше, чем мини­мально возможные издержки. Рост издержек монополистов может быть вызван следующими причинами:

·       исчезновение стимула к эффективности производства, т.к. от­сутствует конкуренция;

·       необходимость сохранения монопольных привилегий.

         Не случайно в ряде отраслей малые фирмы используют больше инноваций, чем крупные. Использование инноваций монополистами приводит к снижению издержек и увеличению прибыли. Влияние мо­нополистов на научно-технический процесс представляется противоре­чивым. Экономисты не сходятся во мнении относительно того, на­сколько монополия способствует научно-техническому прогрессу. Не­которые полагают, что монополия более прогрессивна, чем чистая кон­куренция, потому что ее способность реализовать экономические при­были обеспечивает финансирование научно-исследовательских работ. Другие доказывают, что отсутствие конкурентных фирм ослабляет стимул монополиста осуществить нововведение. [1, стр. 95–96]
2               Монополизация российской экономики: проблемы и пути решения

2.1        История монополизации экономики России

      Первые монополии в России образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте.

Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа ( Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально нерегистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства ( «Продпаравоз»,  военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства ( ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др.  – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910- 1914г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и  т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) -  уровень монополизации был невысок.

        В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. [7]
2.2        Проблемы и пути решения

       Главная особенность монополизации рос­сийского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государст­венного монополизма социалистической экономики.

       Социалистическая экономика представляла собой единый на­роднохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосудар­ственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам.

       Причин для такой концентрации выпуска продукции было не­сколько. Большое значение имело стремление использовать поло­жительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая про­дукция развозилась по всему Союзу.

       Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие ре­шения по развитию экономики страны принимаются общенацио­нальными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе-гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда на­званное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.

        В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напо­минало единый организм. Подобно тому, как в человеческом орга­низме существуют специализированные органы обеспечения жиз­недеятельности всего организма (одни функции возложены на сердце, вторые — на печень, третьи — на желудок), так и в социа­листическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие — в другой продукции. При этом со­ветские монополисты были узко специализированы: один завод вы­пускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой — только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последстви­ям для хозяйства прекращение поставок любым из них было по­добно отказу определенного органа в человеческом организме.

        Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутство­вало. Так, в конце 1980-х годов более 1100предприятий были пол­ными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаше встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигант­ской стране не превышало 2—3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%!) было подвержено сильной монополизации.

        Таким образом, если в странах рыночной экономики монопо­лизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический мо­нополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей). При этом монополизм в социалистической экономике был распростра­нен значительно шире, чем в рыночной.

        Монополистов советской эпохи, однако, не следует отождествлять с предприятия­ми-монополистами рыночной экономики. Прежде всего, не имея самостоятельности ни в выборе объема выпуска, ни в установлении цен (и то и дру­гое определялось планом), они не имели возможности осуществ­лять монополистические злоупотребления. Другими словами, их деятельность не вызывала  последствия монополизации:

     1)не было недопроизводства товаров;

     2)отсутствовало завышение цен;

     3)предприятия не получали монопольных прибылей.
       Однако, еще одно негативное последствие монополизации — х — неэффективность — давало о себе знать с исключительной си­лой. Ее проявлениями в СССР были завышенные издержки (в частности, энерго- и материалоемкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество продукции и замедленный темп ее обновления. Особенно большому размаху социалистической х — неэффективности, кроме обычных для всех монополистов при­чин, способствовали следующие обстоятельства.

1.     Стоимостные показатели, такие, как уровень издержек и даже
прибыль, никогда не были главными для советских предприя­тий. Если завод выполнял план, его руководство могло быть
спокойным за свою судьбу, каковы бы ни были издержки. Это,
разумеется, не способствовало росту экономичности производ­ства, а наоборот, стимулировало расточительность. План лю­бой ценой!— обычный лозунг того времени.

2.     Позиции монополистов укрепляла общая дефицитность эко­номики. В условиях, когда, покупая даже откровенно брако­ванный товар, потребитель в ответ на свое возмущение мог ус­лышать вполне обоснованную угрозу: «Берите такой, а то и
этого не будет», — ответственность монополиста падала до
предела.

3.     Советская экономика была значительно более изолированной
от внешнего мира, чем большинство рыночных, т.е. монополь­ные позиции производителей были защищены и от иностран­ной конкуренции. От этого особенно страдали качество продук­ции и ее новизна (пропаганда тех лет, например, не стеснялась
вбивать в голову граждан СССР, что «советские автомобили —
лучшие в мире». И этому многие верили. Сравнивать-то было
нес чем!).

      Начало рыночных реформ в нашей стра­не привело к резкому усилению монопо­листических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными респуб­ликами. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся тер­ритории.

       Однако гораздо большее значение имело изменение условий хо­зяйствования. Благодаря им резко усилились последствия моно­полизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превраще­ние российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установ­ления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм сред­ства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации (занижение производства, завышение цен, получе­ние монопольных сверхприбылей), до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При этом ста­рый порок советских монопольных производителей — х — неэффективность — сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма в свою очередь негативно повлияло на общий ход реформ в стране. [2, стр.400-403]
2.2.1Монополии в России: история создания и перспективы развития

                                   2.2.1.1Электроэнергетика

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Образование РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций – более половины общих мощностей – были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России». В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных – менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходиться 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Большая часть проблем этой естественной монополии порождена двумя причинами: во-первых, непродуманностью концепций так называемого Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), призванного ввести элементы конкуренции, как между производителями, так и между потребителями электроэнергии; во-вторых, дроблением единой энергосистемы в процессе акционирования региональных АО-энерго, превращением последних в локальных монополистов, оказавшихся, в конечном счете в полном подчинении местных властей.

Справедливости ради следует отметить, что толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991 г. Дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы. Такое решение привело к нерациональной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

Сохраняется напряженность и во взаимоотношениях между РАО «ЕЭС России» и независимых электростанциями, пытающимися выйти на оптовый рынок со своей зачастую более дешевой электроэнергией. В условиях «конкуренции» собственник сетей — РАО «ЕЭС России» — заинтересован не только в сбыте в первую очередь «своей», часто более дорогой электроэнергии, но и в получении прибыли от перепродажи «чужой» электроэнергии, приобретенной по низкой цене. Производители дешевой энергии лишены возможности продавать ее непосредственно платежеспособным потребителям, минуя региональных и федеральных посредников.

Главная проблема российской электроэнергетики – неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. В настоящее время около1/3 установленных мощностей электростанций(200 млрд. кВтч) оказались избыточными из-за резкого спада производства. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется около млрд. кВтч электроэнергии.
2.2.1.2 Газовая промышленность

РАО «Газпром» создано в феврале 1993 г. Путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.

«Газпром» — крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке, — уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно – технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, «газпромовскую» модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус – «предприятие ОАО». С правой точки зрения – это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренций на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.

Избранная «Газпромом» модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании – естественной монополии – «Газпром» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России. Демонополизация «Газпрома» означала бы создание благоприятных условий для внешних конкурентов с самыми негативными последствиями не только для него, но и для страны в целом.

Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.[11]
2.2.1.4 Алкогольный рынок

Первая алкогольная монополия в России была учреждена в 1474 году Иваном Третьим и действовала до 1533 года. Вводить монополию Ивану Великому понадобилось для изыскания дополнительных средств для ведения войн и присоединения новых земель. Следующую монополию ввели при царе Алексее Михайловичев 1652 году для тех же целей. Третья монополия пришлась на ранние годы правления Петра Первого. Но в итоге царь-реформатор счел, что выгоднее ввести свободу винокурения, обложив его сложной системой налогов. В середине XVIII века винокурение объявляется дворянской монополией – кроме помещиков, производить водку могло только государство. При Николае Первом была введена акцизная система. Она была выгодна для бюджета, но сопровождалась ростом некачественного алкоголя и отравлений. Следующая монополия была введена в 1894 году Николаем Вторым, повелевшим навести порядок с производством и алкоголем в стране. В результате этого за шесть первых лет количество суррогатных отравлений снизилось на четверть, а к 1900 году доходы от продажи водки составили 28% бюджета. Однако стремление государства за счет продажи водки пополнить казну повлекло рост алкоголизма среди населения.

С началом Первой Мировой в 1914 году в России был введен «сухой закон».

Советская власть в 1919 году приравняла алкоголизм к таким бичам общества того времени, как туберкулез и венерические заболевания, и поставила задачу их искоренения. «Сухой закон» в СССР отменили в 1924 году и ввели монополию на водку.

В 1985 году, незадолго до начала антиалкогольной кампании, продажа водки давала треть доходов от торговли продовольствием или одну шестую часть всего товарооборота советской торговли. В 1992 году первый президент современной России Борис Ельцин издал указ об отмене государственной монополии на водку, что привело к массовому потреблению суррогатов. По России прокатилась волна отравлений, смертность от водки резко увеличилась. Многие заводы, производящие лицензированную водку, оказались в состоянии, близком к банкротству. Процент поступлений в бюджет от водки сократился до 2%.

Все это привело к тому, что уже в 1993 году был издан указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции. Но на рынке уже активно действовали независимые производители, контролировать деятельность которых было практически невозможно. Образованная тем же указом инспекция по обеспечению госмонополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 года была упразднена.

В 2000 г. было создано ФГУП «Росспиртпром» осуществлявшее  управление всеми находящимися в госсобственности предприятиями-производителями спиртовой и ликероводочной промышленности. Однако это управление ожидаемых дивидендов бюджету страны так и не принесло. Проверка Счетной палаты в 2007 году показала, что прибыльными являются лишь 18 из 105 управляемых ФГУП предприятий. При этом 20 акционерных обществ и вовсе были признаны убыточными. В феврале 2008 года ФГУП «Росспиртпром» преобразован в ОАО, 100% акций которого принадлежит государству.

           30 сентября 2009 г. Сергей Миронов направил Правительству законопроект о введении монополии на производство и оборот этилового спирта. Законопроект был  разработан партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и направлен Председателю Правительства Владимиру Путину.

                  Законопроект был подготовлен Мироновым после того, как президент Дмитрий Медведев назвал ситуацию с потреблением алкоголя в стране «катастрофической» и поручил принять меры по противодействию «алкоголизации» населения. По данным президента, каждый россиянин в год выпивает 18 литров чистого спирта. При показателях вдвое больше, согласно мировым нормам, нация вырождается.

По замыслу разработчиков, госмонополия может быть введена уже с 1 января 2011 года. Производить и поставлять этиловый спирт, согласно законопроекту СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, смогут только организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации составляет более 50%. Порядок организации производства и поставок этилового спирта, а также перечень уполномоченных предприятий и организаций должно будет определить Правительство России. Производители будут освобождены от необходимости лицензирования данных видов деятельности.

В марте 2010 г. Правительство России рассмотрело и «зарубило» законопроект о монополии на производство и оборот этилового спирта. «Что такое госмонополия на спирт? Это значит, что нужно выкупить по рыночным ценам все активы по производству спирта, которые находятся в частных руках. Где взять деньги на это?, — спрашивает первый вице-премьер Виктор Зубков. — И даже если мы их выкупим, что делать дальше? Государство вряд ли способно быть эффективным собственником», — считает Зубков.

Сама по себе госмонополия, как форма собственности ничего не решает, уверен исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции России Михаил Блинов.

С 1 марта 2010 года в России действуют новые требования, устанавливающие, что производство этилового спирта, технологией которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), допускается только при условии ее полной переработки или утилизации на очистных сооружениях. Это дорогостоящее оборудование, и у многих предпринимателей нет средств на его покупку, поэтому, естественно, число небольших спиртозаводов сократилось.

Нарушителей новых норм может ждать два вида наказаний. Если завод «работает на склад», то есть, сам не продает продукцию, у него просто аннулируется лицензия. Если же он продает алкоголь, то его директор привлекается к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

Глава Союза производителей алкогольной продукции считает, что бороться с «зеленым змием» нужно не только через административный ресурс. В первую очередь, по его мнению, требуется работа непосредственно с населением. Также Блинов советует искать «истину в вине».

Привить людям культуру пития и снизить число алкозависимых может, как это странно не звучит, виноградарство. А у нас ему, в результате антиалкогольной кампании 1985 года, был нанесен серьезный ущерб. Нужно восстановить виноградарство, перераспределить потребление алкоголя с крепких напитков на натуральное вино, а не порошковое. В странах, где есть культура потребления вина, нет алкоголиков. У нас же применяют административные меры, а нужно работать с человеком. В России нет ни одного журнала или телепередачи, в которой бы рассказывалось о культуре потребления алкогольных напитков. Нужно рассказывать людям о том, что красное вино, естественно, в разумных пределах, продлевает жизнь, его даже применяют для лечения. Люди должны знать, что водка — самый чистый алкогольный продукт, но он быстрее всего вызывает привыкание. А также надо доводить до сознания людей многие другие факты о вреде и пользе алкоголя. [12]
2.2.2 Законодательное регулированиемонополий

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, можно условно классифицировать по следующим группам:

1.                 Законы, предметом регулирования которых являются непосредственно монополии и условия их деятельности на рынке: федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

2.                  Отраслевые законы. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», федеральный закон «Об электроэнергетике», федеральный закон от 14 апреля 1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», федеральный закон от 24 июня 1999 г. №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

3.                 Законы, регулирующие различные аспекты хозяйственной области. К этим законам можно отнести Гражданский Кодекс (например, параграф 6 регулирует отношения, возникающие в процессе оборота электрической энергии), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 19.8 определяет санкции за непредставление сведений, установленных законом, в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий), федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (статья 7 закона требует включения акции ряда субъектов естественных монополий в прогнозный план приватизации федерального имущества на основании федерального закона) и др.[8]

Федеральный закон «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в сфере естественных монополий и направлен на баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающий эффективное функционирование субъектов естественных монополий и доступность реализуемых товаров для потребителей.

В статье 3 даются следующие определения: естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. [10]

Законом регулируются естественные монополии в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; ж/д перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Однако в случае злоупотребления естественной монополией своим доминирующим положением на рынке, в частности, действиями, направленными на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, антимонопольный орган вправе давать субъекту естественной монополии предписания. Таким образом, деятельность субъектов естественных монополий контролируется как органами регулирования естественных монополий, так и антимонопольными органами.

Антимонопольное регулирование осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства (МАП).

В законе «О естественных монополиях» прописана норма регулирования деятельности субъектов естественных монополий федеральными органами исполнительной власти, которые вправе создавать территориальные органы.

В законе предлагаются следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

— ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня;

— определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, либо установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Регулирование естественных монополий осуществляется различными органами исполнительной власти. Например, в топливно-энергетическом комплексе (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, производство электрической и топливной энергии и предоставление услуг по их передаче) регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации; в сфере общедоступной электрической и почтовой связи до 1999 г. осуществлялось Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи, а в настоящее время – Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; железнодорожные перевозки; перевозки в труднодоступные районы Российской Федерации; услуги транспортных терминалов, морских и речных портов и аэропортов до 1999 г. – Федеральной службой России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России), в настоящее время – Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Соответственно федеральному закону от 14.04.1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» регулирование тарифов, отнесенное к полномочиям субъектов Федерации, осуществляется региональными энергетическими комиссиями субъектов Российской Федерации.

Региональная энергетическая комиссия (РЭК) образуется решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации и является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ФЭК на единой нормативно-методической основе и является независимой в своих решениях.

РЭК наделена следующими полномочиями:

— устанавливает в соответствии с законом, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, определяемых Правительством, экономически обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергосберегающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территории субъекта РФ (за исключением потребителей, выведенных в установленном порядке на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии;

-устанавливает размеры платы за услуги по передачи электрической энергии по сетям, расположенным на территории субъекта РФ организаций, включенных в реестр субъектов естественных монополий, в пределах, установленных ФЭК;

-участвует в формировании балансов эл. энергии на территории субъекта РФ;

-согласовывает предложения о размещении и расширении предприятий и объектов электроэнергетики независимо от формы собственности, деятельность которых затрагивает интересы субъекта РФ;

-формирует и ведет реестр энергоснабжающих организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и др.

На уровне субъекта Федерации  был принят закон от 26.02.1997 г. №3 «О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии». Закон регулирует отношения, возникающие между контролирующими органами и субъектами предпринимательской деятельности и организациями.

Отметим, что регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию региональными энергетическими комиссиями (РЭК), работающими при местных администрациях, не всегда оптимально. При принятии решений РЭК часто руководствуются региональными внеэкономическими интересами. Зависимость энергетических комиссий от местной власти нередко приводит к тому, что тарифы на электро — и теплоэнергию для населения устанавливаются намного ниже себестоимости, а для промышленных предприятий, напротив намного выше. Такая политика приводит к возникновению перекрестного субсидирования, предоставлению неоправданных льгот всем слоям населения.

Сфера водопроводно-канализационного хозяйства традиционно относится к естественным монополиям. Здесь регулирование тарифов осуществляется региональными органами исполнительной власти. Тарифы на услуги муниципальных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства устанавливает администрация муниципальных образований (согласно федеральному закону от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») совместно с региональными органами исполнительной власти.[8]

В настоящее время рассматривается необходимость законодательного регулирования локальных естественных монополий, то есть монополии, имеющие естественно-монопольный характер и оказывающие значительное влияние на экономику конкретного региона.

Предложено следующее определение: локальная естественная монополия – это состояние локального товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства или социально-экономических условий в административном районе, совпадающем с географическими границами данного локального товарного рынка.

Локальные естественные монополии занимают монопольное положение на обслуживаемой территории. Создание дублирующих сетей конкурентами приведет к росту расходов у потребителей. При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами муниципальных образований (городов, районов).

К субъектам локальных естественных монополий относятся предприятия, осуществляющие: транспортировку газа по региональным газораспределительным сетям, услуги по присоединению к ним; реализацию природного газа населению и жилищно-строительным кооперативам; услуги по передачи электрической и тепловой энергии по региональным сетям, по присоединению к данным сетям; услуги по оперативно — диспетчерскому управлению на региональных розничных потребительских рынках; производство тепловой энергии в региональных системах теплоснабжения; услуги региональных систем водоснабжения водоотведения, по присоединению к сетям водоснабжения и канализации; ж/д перевозки пригородного сообщения; услуги, оказываемые предприятиями ж/д транспорта на подъездных путях.[9, стр. 837-839]
Заключение
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.