Реферат по предмету "Иностранный язык"


Фонетика и слогоделение

Содержание
1. Теоретическая часть
1.1 Предмет фонетики. Фонетическое членение речи
1.2 Классификация гласных и согласных звуков
1.3 Понятие о слоге, типы слогов. Особенности русскогослогоделения. Теории слогоделения
1.4 Особенности русского ударения
2. Практическое задание
Список литературы

1. Теоретическая часть
 
1.1 Предметфонетики. Фонетическое членение речи
Фонетика –(греч. фоне – звук) – учение о звуковой системе языка, раздел языкознания,который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию). Особыйраздел фонетики – орфоэпия описывает совокупность норм литературногопроизношения. Орфоэпия занимает особое место среди лингвистических дисциплин.Она изучает те единицы языка, которые не имеют значения, но они обусловливаютсуществование значимых единиц языка.
Такимобразом, морфология, синтаксис, лексикология изучают языковые единицы, имеющиелексическое значение. Фонетика изучает языковые единицы, которые не имеютлексического значения, но служащие для различения единиц грамматики и лексики.При этом некоторые языковые явления находятся на границе фонетики и грамматики,так как невозможно верно определить основу слова не зная фонетических законов.
Взависимости от задач исследования различают фонетику:
— частную иобщую;
— описательную и историческую;
— сопоставительная;
— экспериментальная;
— социофонетика.
Частнаяфонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая изучаетобщие закономерности. Описательная изучает фонетическую систему языка вопределённый период её развития. Историческая изучает изменения, происходившиев звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Сопоставительнаяизучает фонетический строй нескольких языков. Социофонетика изучает особенностипроизношения отдельных групп населения. Экспериментальная изучает язык спомощью экспериментов.
Речь –поток звуков и, кажется, что он непрерывен. Поток можно расчленить на отдельныечасти. Членение может быть различным. Если это членение основано награмматическом оформлении, то мы говорим о членении на предложения, слова иморфемы. При фонетическом членении выеляются единицы: текст, фраза, речевойтакт или синтагма, фонетическое слово, слог и звук.
Текст –только исходная величина фонетического членения речи, т.к. речь носит нефонетический, а коммуникативный характер. Текст имеет также фонетическиехарактеристики: ограничение паузами. Пауза в начале и конце текста. Фразывыделяются из текста интонацией. Фраза – отрезок текста, который имеетлогическое ударение (|| – пауза). Фраза – фонетическая единица, предложение –грамматическая. В сложном предложении одна фонетическая фраза.
Фразычленятся на речевые такты или синтагмы. Синтагмы выделяются интонационно, но награнице синтагмы слышится незаконченная интонация.
На берегупустынных волн || стоял он || дум великих холм
Членениеречевого потока на синтагмы обусловлено обусловлено всегда смыслом, поэтомувозможны варианты.
Надоучиться работать и отдыхать.
Фонетическоеслово характеризуется ударением. Фонетическое ударение – комплекс звучаний илиотрезок звуковой цепи. Пауз между словами может не быть. При этом фонетическоеслово может соответствовать первому лексическому слову или нескольким словам.
В ту женочь || широкая лодка || отчалила от гостиницы.
3 речевыхтакта, по 2 фонетических слова в каждом.
Слог –толчок речевого выдоха. Звук – минимальный элемент речевого потока.

1.2 Классификация гласных и согласных звуков
 
Звук сакустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебаниезвуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звукиречи.
Артикуляция– совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоитв следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом,гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/илишума.
/>Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальныйтоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладоморганов речи.
Всовременном русском языке 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].
по местуобразования
Учитываетсяразличие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:
Гласныепереднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]
Гласныесреднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]
Гласныезаднего ряда [у] [о]
по степениподъема языка по вертикали по отношению к небу
Гласныеверхнего подъема [и] [ы] [y]
Гласныесреднего подъёма [э] [о]
Гласныенижнего подъёма [а]
Гласныеверхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними– открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, посравнению с верхними открытые.
по участиюили неучастию губ
Наличие илиотсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.
— лавиализованные [y] [o]
— нелавиализованные (все остальные)
Деление на3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл.произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуковв безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно.Некоторые гласные не различаются.
Согласныеклассифицируются по 4 признакам:
— поучастию в их образовании голоса и шума
Санорные ишумные
Санорные –согласные в образовании которых участвует голос и незначительный шум [р] [н][м] [л]
Шумные –шум преобладает над голосом:
— шумныезвонкие – шум с голосом  [б] [в] [д] [г] [з] [ж]
— шумныеглухие – только шум [п] [ф] [к] [т] [с] [ш] [ц] [х]
Характернойособенностью русской системы согласных является наличие пар звуков, которыесоотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Соотносительностьзаключается в том, что в одних фонетических условиях они различаются как двазвука, а в других условиях неразличаются.
Роза –роса, раз – рос.
— по местуобразования шума (губные и язычные)
губно-губные[м] [п] [б]
губно-зубные[ф] [в]
переднеязычные:
зубные [c][з] [л] [н] [т] [д] [ц]
передненёбные[ш] [ж] [р] [ч]
среднеязычные[й]
заднеязычные[к] [г]
— поспособу образования шума
Смычные(взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д]
Прекативные(щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х]
Аффрикаты –[ц] [ч] [щ]
Смычнопроходные[н] [м] [л]
Дрожащие[р]
— поналичию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие)
без парныхмягких ж, ц, ш
1.3 Понятие о слоге, типы слогов. Особенности русского
слогоделения.Теории слогоделения
Слог – минимальная нечленимая единица потокаречи. У слога 2 признака – чисто произносительный характер, минимальность. 1-ыйпризнак отличает слог от звука, т.к. звук – функциональная единица дляраспознания слова. По 2-му признаку слог отличается от фонетических слов, т.к.слово – произносительная единица, не является минимальной.
Слоги отличают и функционально, т.к. они могутсовпадать со звуком или словом. Слог — звук или сочетание звуков произносимыйодним выдыхательным толчком. Деление на слоги происходит рядом со звукомнаименьшей звучности. Звучность – слышимость звука на расстоянии. Звук, имеющийнаибольшую звучность – слоговый носитель слога.
Неслоговые – согласные, но слоговыми могут быть исогласные, но лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных с шумными, в конце иначале слов может появиться дополнительная слоговость. Ритм, рубль, театр.Звучность может обозначаться цифрами. 4 – звучный гласный, 3 – звучныйсанорный, 2- звучный зв-шумн. 1 – глух-шумн.
/>Правильное слоговыделениепоказывает одну из сторон устройства языка и используется для правильногопереноса слов.
Основной закон слогоделения – закон восходящейзвучности. Звуки в слоге распределяются от наименее звучных к наиболее звучным.Этот закон передаётся в правилах:
— все гласные как слоговые звуки образуют вершинуслогов и распределяются по разным слогам па-ук
— один согласный между гласными принадлежитследующему за ним гласному га-ла-ва
— сочетание шумных между гласными относят кследующему слогу ка-ска ла-пка
— сочетание шумных и санорных относят кследующему слогу о-кно са-бля
— сочетание санорных между гласными относится кследующему слогу ка-рма
— при сочетании санорных с шумными слогоразделпроисходит между ними кар-та
— сочетание Й неслогового с последующими шумнымиили санорными тай-фун
По структуре выделяют слоги:
-  прикрытые – слог с согласным в начале, инеприкрытые
-  полные – закрытые и прикрытые сок
— усечённые с начала – закрытые и неприкрытые  ум,иск
— усечённые с конца мгла
— открытые и неприкрытые ау
Слогоделение – объективное явление языка, перенос– условные правила. Основной принцип – фонетический. Слово для переносачленится в соответствии со слогоделением во-рота. По этому принципу правилозапрещает оставлять в конце или переносить часть слова не составляющую слога.Нельзя отделять согласный от следующего за ним гласного, но при стечении несколькихсогласных между гласными допускается перенос.
Морфологический принцип – деление на слоги должнопроисходить между приставками, корнями и значимыми частями сложных словпод-бить при-слать рус-ский.
Ограничения: русские слова не могут начинаться сы, й, ь, ъ, переносить часть слова, начинающуюся с этих букв также нельзя.
1.4 Особенности русского ударения
Словесноеударение- это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощиударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово.
Способывыделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слоготличается от безударных большей длительностью, силой и особым качествомвходящих в него звуков.
Силагласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой пороггромкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаютсякак ударные
1. Характеризуется как силовое или динамическое(ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью).
2. Подвижность (возможно перемещение с одногослога на другой при изменении слова) при этом в русском языке преобладают словас неподвижным ударением.
Некоторые слова в русском языке могут иметь неодно а 2 или 3 ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные обычно напервом слоге, а основные на других:
— сложные слова из двух основ древнерусский
— многие сложносокращённые слова стройматериалы
— слова с приставками после вне, меж, внутри ииноязычные элементы архи, анти, супер окололитературный, суперобложка
— в сложных и сложносокращённых словах, состоящихиз 3 основ возможно 3 ударения аэрофотосъемка
Не всякое сложное слово имеет побочное ударение.Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловомотношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочноеударение не выделяется хлебозавод, достоверный.
2. Практическое задание
1. Произведите фонетическое членение речевогопотока. Расставьте фразовые и тактовые ударения. Укажите фонетические слова. Затранскрибтируйтетекст.
Давно здесь кто-то прошел, и идти по лесу былотрудно: следы травой поросли, хвоей засыпаны, их почти не видно, если бы непредметы, что оставил человек. Вот ковшик берестяной висит на сучке, вон острыйсук отброшен в сторону. Приятно идти по следу такого человека: столько хорошегооставил он на своем пути (Н. Богданов).
Тактовые ударения.
Давно здесь кто-то прошел, | и идти по лесу былотрудно: | следы травой поросли, | хвоей засыпаны | их почти не видно, | если быне предметы, | что оставил человек. || Вот ковшик | берестяной висит на сучке, |вон | острый сук | отброшен в сторону. || Приятно идти по следу такогочеловека: | столько хорошего оставил он на своем пути.
Фразовые ударения.
Давно здесь кто-то прошел, и идти по лесу былотрудно: следы травой поросли, хвоей засыпаны, их почти не видно, если бы непредметы, что оставил человек. || Вот ковшик берестяной висит на сучке, вонострый сук отброшен в сторону. || Приятно идти по следу такого человека: столькохорошего оставил он на своем пути.
Фонетические слова.
[и идти], [по лесу], [не видно], [не предметы],[на сучке], [в сторону], [по следу], [на своем].
[дʌвно сдес` ктотъ прашол |i ит`т`и пʌ л`есу былъ труднъ | сл`иэдъ трʌвоj пърʌсл`и | их пʌчт`и н`и в`иднъ | ес`л`ьбы н`и прьд`м`етъ | што ʌстав`ил чилав`ек || воткофшьк б`ьриэс`т`иэнъj в`ис`ит на сучк`е | вон остръj сук ʌтброшын ф сторънъ || пр`иjатнъ ит`т`и пъ сл`едъ тʌковъ чиэлʌв`екъ | стол`къ хʌрошывъ он ʌстав`ил на свʌjом пут`и].
2. Какими общими и различительными признакамиобладают следующие пары гласных: [а — ы], [у — о], [и — ы], [и — у]
[а — ы] – общ. – нелаб., средний ряд, различ. – ы– верхн. подъем, а – нижн. подъем.
[у — о] — общ. – лаб., задний ряд, различ. – у –верхн. подъем, о – средний подъем.
[и — ы] — общ. – нелаб., верхний подъем, различ.– ы – средний ряд, и – передний ряд.
[и — у] — общ. – верхний подъем, различ. – и – переднийряд, нелаб., у – задний ряд, нелаб.
По какому признаку различаются данные парысогласных: [в — б], [т – с – ц], [к — г], [ф — х]?
[в — б] – по месту образования шума, по способуобразования шума.
[т – с – ц] — по способу образования шума, поотсутствию или наличию мягкости.
[к — г] — по участию шума и голоса.
[ф — х] — по участию шума и голоса.
3. Охарактеризуйте звуки в приведенных нижесловах:
Антон – ан-тон [ʌнтон]
а [ʌ] – гл., редуц.
н [н] – согл., сон., врывн., зубн., зв., непарн, тв.,парн [н`].
т [т] – согл., шумн., врывн., зубн., глух., парн[д], тв., парн. [т`]
о [о] – гл, уд., ср. под., задн. ряд, лаб.
н [н] — согл., сон., врывн., зубн., зв., непарн,тв., парн [н`].
Часовщик – ча-сов-щик [ч`ʌсʌфш`ик]
ч [ч`] – согл., шумн., аффрик., зубн., глух.,непарн., мягк., непарн.
а [ʌ] — гл., редуц.
с [с] – согл., шумн., фрик., зубн., глух., парн.[з], тв., парн. [с`].
о [ʌ] — гл., редуц.
в [ф] – согл., шумн., фрик., зубн.-губн., глух.,парн. [в], тв., парн. [ф`].
щ [ш`] – согл., шумн., фрик., зубн.-губн., глух.,парн. [ж], мяг., парн. [ш].
и [и]  - гл., уд., верхн. под., пер. ряд, нелаб.
к [к] – согл., шумн., взрывн., заднее-небн.,глух. парн. [г], тв. парн. [к`]
Земледелец – зем-ле-де-лец [з`ьмл`иэд`эл`ьц]
з [з`] – согл., шумн., фрикат., зубно-губн., зв.,парн. [с], мяг. парн. [з]
е [ь] — гл., редуц.
м [м] – согл., сон., взрывн… губн., зв., непар.,тв., парн. [м`].
л [л`] – согл., сон., плавн., зубн., зв.,непарн., мягк., парн. [л].
е [иэ] — гл., редуц.
д [д`] – согл., шумн., взрывн., губн., зв., парн.[т], мягк., парн. [д].
е [э] – гл., ударн., сред. подъем, перед. ряд,нелаб.
л [л`] — согл., сон., плавн., зубн., зв.,непарн., мягк., парн. [л].
е [ь] — гл., редуц.
ц [ц] – согл., согл., шумн., аффрик., зубн.,глух., непарн., тв., непарн.
Лестница – лест-ни-ца [л`эс`н`ьцъ]
л [л`] – согл., сон., плавн., зубн., зв.,непарн., мягк., парн. [л].
е [э] – гл., ударн., сред. подъем, перед. ряд,нелаб.
с [с`] – согл., шумн., фрик., зубн., глух., парн.[з], мягк., парн. [с].
т
н [н`] – согл., сон., врывн., зубн., зв., непарн,мяг., парн [н].
и [ь] – гл., редуц.
ц [ц] – согл., согл., шумн., аффрик., зубн.,глух., непарн., тв., непарн.
а [ъ] – гл. редуц.
Человек – че-ло-век [чиэлʌв`эк]
ч [ч]  - согл., шумн., аффрик., зубн., глух.,непарн., мягк., непарн.
е [иэ] — гл., редуц.
л [л] — согл., сон., плавн., зубн., зв., непарн.,тв., парн. [л`].
о [ʌ] — гл., редуц.
в [в`] – согл., шумн., фрикат., зубно-губной,зв., парн. [ф], мягк., парн. [в]
е [э] — гл., ударн., сред. подъем, перед. ряд,нелаб.
к [к] — согл., шумн., взрывн., заднее-небн.,глух. парн. [г], тв. парн. [к`]
Мясной – мяс-ной [м`иасноj]
м [м`] — согл., сон., взрывн… губн., зв.,непар., мягк., парн. [м].
я [иа] — гл., редуц.
с [с] — согл., шумн., фрик., зубн., глух., парн.[з], тв., парн. [с`].
н [н] — согл., сон., врывн., зубн., зв., непарн,тв., парн [н`].
о [о] — гл, уд., ср. под., задн. ряд, лаб.
й [j] – согл., шумн., фрикат., средне-небный, зв.,непарн., мяг., непарн.
4. В данных словах охарактеризуйте слоги;подчеркните слоги, в которых наблюдается отступление от принципа восходящейзвучности.
Аист
а – откр., неприкр., уд.
ист – откр., закр., безуд.
большого
боль – закр., прикр., безуд.
шо – откр., прикр., уд.
го — откр., прикр., безуд.
гороскоп
го – откр., прикр., безуд.
рос – закрыт., прикрыт., безуд.
коп — закрыт., прикрыт., уд.
диез
ди – откр., прикр., безуд.
ез — откр., закр., уд.
добытчик
до — откр., прикр., безуд.
быт – закрыт., прикрыт., уд.
чик — закрыт., прикрыт., безуд.
животворный
жи – откр., прикр., безуд.
вот – закрыт., прикрыт., безуд.
вор – закрыт., прикрыт., уд.
ный — закрыт., прикрыт., безуд.
испеклось
ис – откр., закр., безуд.
пек – закрыт., прикрыт., безуд.
лось — закрыт., прикрыт., уд.
кориандр
ко – откр., прикр., безуд.
ри – откр., прикр., безуд.
андр — откр., закр., уд.
крайний
край – закрыт., прикрыт., уд.
ний — закрыт., прикрыт., безуд.
льются
льют – закрыт., прикрыт., уд.
ся — откр., прикр., безуд.
найди
най – закрыт., прикрыт., безуд.
ди – откр., прикр., уд.
норма
нор – закрыт., прикрыт., уд.
ма – откр., прикр., безуд.
обман
об – откр., закр., безуд.
ман – закрыт., прикрыт., уд.
полнометражный
пол – закрыт., прикрыт., безуд.
но – откр., прикр., безуд.
мет – закрыт., прикрыт., безуд.
раж – закрыт., прикрыт., уд.
ный – закрыт., прикрыт., безуд.
[пълнʌм`иэтражнъj]
п [п] – согл., шумн., взрывн., губн., глух.,парн. [б], тв., парн. [п`].
о [ъ] — гл., редуц.
л [л] — согл., сон., плавн., зубн., зв., непарн.,тв., парн. [л`].
н [н] — согл., сон., врывн., зубн., зв., непарн,тв., парн [н`].
о [ʌ] — гл., редуц.
м [м`] — согл., сон., взрывн… губн., зв.,непар., мягк., парн. [м].
е [иэ] — гл., редуц.
т [т] — согл., шумн., врывн., зубн., глух., парн[д], тв., парн. [т`].
р [р] – согл., сон., плавн., зубн., зв., непарн.,тв., парн. [р`].
а [а] – гл., уд., нижн. подъем, средн. ряд.,нелаб.
ж [ж] – согл., шумн., фрикат., зубн., зв., парн.[ш], тв., парн. [ж`].
н [н] — согл., сон., врывн., зубн., зв., непарн,тв., парн [н`].
ы [ъ] — гл., редуц.
й [j] — согл., шумн., фрикат., средне-небный,зв., непарн., мяг., непарн.
14 букв, 14 звуков.
раззадорили
раз – закрыт., прикрыт., безуд.
за – откр., прикр., безуд.
до – откр., прикр., уд.
ри – откр., прикр., уд.
ли – откр., прикр., уд.
фейерверк
фей – закрыт., прикрыт., безуд.
ер – откр., закр., безуд.
верк – закрыт., прикрыт., уд.
ямка
ям – откр., закр., уд.
ка – откр., прикр., безуд.
янтарь
ян – откр., закр., безуд.
тарь – закрыт., прикрыт., уд.
5. Докажите, что в русском языке словесноеударение может быть подвижным и неподвижным.
Подвижность и неподвижность ударения служитдополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударениеили остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов ит.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а,-ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм(купите — купите, ноги — ноги и т.п.).
 

Список литературы
1.        Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., ФоминаМ.И. Современный русский язык. – М.: Слово, 2005. – 328 с.
2.        Васильева А.Н. Основы культуры речи. — М.: Книга, 2005. – 417 с.
3.        Виноградов В.В. Избранные труды. — М.:Наука, 2004. – 512 с.
4.        Пешковский А. М. Русский синтаксис внаучном освещении. – М.: Гардарика, 2005. – 419 с.
5.        Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., ТеленковаМ.А. Современный русский язык. – М.: Слово, 2006. – 529 с.
6.        Современный русский язык. / Под ред.Е.И. Дибровой. — М.: Педагогика, 2007. – 472 с.
7.        Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – СПб.: Питер, 2005.– 528 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Жизненный и творческий путь А.П. Чехова
Реферат Windows — средства для создания презентаций
Реферат Общественно-политические взгляды ЛА Тихомирова конец 1880-х 1910-е годы
Реферат Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения
Реферат Грузовая таможенная декларация(ГТД). Основная характеристика ее структуры, порядок применения и назначение
Реферат Зовнішньоекономічна діяльність комерційних банків
Реферат Антропогенная трансформация прибрежно-шельфовых геосистем окраинных морей дальнего востока россии 25. 00. 36 Геоэкология
Реферат Pigman Essay Research Paper The Pigman by
Реферат Формирование познавательного интереса школьников при изучении темы "Законы сохранения в механике"
Реферат Синтаксис. Общие вопросы
Реферат Требования к кадровому обеспечению учебных программ и особенности обучаемых
Реферат Башенные краны
Реферат Искусство Древней Эллады IXI вв до н э
Реферат Women In Julius Ceasar Essay Research Paper
Реферат Анализ рекламной активности печатных средств массовой информации