Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Синтаксис. Общие вопросы

Синтаксис. Общие вопросы

Л. А. Беловольская

Вопросы:


1.
Предмет синтаксиса.

2.
Система синтаксических единиц.

3.
Синтаксические связи и отношения.

4.
Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц.

5.
Грамматическое значение синтаксических единиц.

6.
Аспекты изучения синтаксических единиц (логический аспект, структурный аспект,
коммуникативный аспект, структурно-семантический аспект).

Рекомендуемая
литература:

1.
Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.

2.
Русская грамматика. М., 1980, т. 2.

3.
Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981.

4.
Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М,
1987.

5.
Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.

6.Чеснокова
Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.

7.
Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке.М.,
1970.

8.
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.

9.
Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М.,
1974.

10.
Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К.
Федоров. М., 1978.

11.
Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч. 2. Синтаксис. М., 1979.

12.
Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение
предложения. М., 1976.

1.
Термин "синтаксис" употребляют для обозначения и объекта изучения и
раздела науки о языке.

Синтаксис
языка - это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке
закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

Синтаксис
как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка,
строение и значение синтаксических единиц (4, с. 5).

Деление
грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых
объектов.

Морфология
изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления;
значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными
формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения
предложения предложений, являются предметом синтаксиса (8, с. 7).

Синтаксис
как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему
синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они
составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в
синтаксические единицы.

Фундаментальные
понятия синтаксиса - понятие о синтаксических единицах, синтаксических
отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической
(синтаксической) семантике (4, с. 5).

2.
Синтаксические единицы - это конструкции, в которых их элементы (компоненты)
объединены синтаксическими связями и отношениями.

В
составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих
форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму
слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят
по-разному.

Ср.:
К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин).

В
предложении - 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.

Сильная
вечерняя роса должна была лечь на траву (А. Толстой).

В
предложении - 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

Таким
образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц:
словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного
синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами
(4, с. 6).

Вопрос
о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно
не решен в лингвистике, однако в большинстве вузовских учебников (см. список
литературы) рассматриваются все названные выше синтаксические единицы.

3.
"Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами)
синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений"
(Чеснокова Л.Д., с. 6).

Синтаксическая
связь является выражением взаимосвязи элементов в синтаксической единице, то
есть служит для выражения синтаксических отношений между словами, во-вторых,
создает синтаксическую структуру предложения и словосочетания, в-третьих,
создает условия для реализации лексического значения слова.

Основные
виды (типы) синтаксической связи - сочинение и подчинение (4, с. 6).

Сочинение
и подчинение являются структурными, собственно языковыми отношениями,
призванными структурно оформлять объективные отношения.

Подчинение
передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания двух
слов, в котором одно выступает как главное, второе - как зависимое.

Сочинение
передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания
слов, в котором все слова выступают как равноправные по отношению друг к другу.


На
базе основных типов связи в лингвистической литературе выделяется: 1)
пояснительная связь; 2)двунаправленная связь; 3) детерминантная связь.

Рассмотрим
их подробнее.

Пояснительная
связь характерна только для словоформ в составе предложения. И.П. Распопов в
"Строении простого предложения" (7, с. 40-41) называет эту связь
аппликацией, в "Грамматике-80" отмечено, что пояснительная связь
характеризуется как разновидность сочинительной связи (§ 2084).

Пояснительная
связь - это связь словоформ, при которой второй компонент как бы
"накладывается" на первый и благодаря этому уподобляется ему в
синтаксических отношениях с другими компонентами предложения. Пояснительная
связь раскрывает собственно пояснительные синтаксические отношения, выражающие
разные названия одного и того же явления. Пояснительную связь можно усмотреть в
случаях, которые обычно трактуются как обособление приложений (в широком смысле
с включением не только приименных, но и приадъективных, принаречных
компонентов), она характерна для предложения (И.П. Чиркина, ч. 4, с. 25).

Ср.:
Она выходила на улицу в стареньком, очень потрепанном, платье. Налево, у
дороги, стояло одинокое дерево.

Двунаправленная
связь характерна только для предложения, это одновременная связь зависимой
словоформы с двумя другими стержневыми для нее словоформами, выражает
определительные и обстоятельственные, определительные и объектные
синтаксические отношения. (См.: Грамматика-80, § 2003, Чеснокова Л.Д., с.
66-72, Распопов И.П., с. 37-40).

Пример:
Уткнувшись лицом в полотенце, он заплакал навзрыд, как плакал в этой комнате,
когда маленького его несправедливо и жестоко наказывал отец (Федин).

Словоформа
маленького выражает одновременно атрибутивное отношение к словоформе его (он
какой?) и обстоятельственное временное к словоформе наказывал (когда?).

Неужели
война сделала тебя суеверным? (Симонов).

Словоформа
суеверным выражает одновременно атрибутивные и объектные синтаксические
отношения.

Детерминантная
связь - связь свободного присоединения словоформы к предложению в целом,
выражает объектные и обстоятельственные синтаксические отношения (см. работы
Шведовой Н.Ю., Малащенко В.П. и др.).

Примеры:
В писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Для
большого писателя мало знать родной язык.

Выделенные
единицы являются объектным детерминантом.

С
балкона в комнату пахнуло свежестью. В распахнутые окна дул теплый ветер -
пример обстоятельственного детерминанта.

Поскольку
синтаксические связи служат для выражения синтаксических отношений, следует
дать определение последним.

"Синтаксические
отношения, - пишет Л.Д. Чеснокова, - есть те смысловые отношения, которые в
школьном синтаксисе квалифицируются как грамматические значения словосочетания,
это те отношения, которые определяют специфику синтаксической структуры
предложения, составляют значение членов предложения, значение придаточных
предложений, значение сложносочиненных и бессоюзных предложений и т.д.

Отношения
между предметами и явлениями реального мира конкретизируются и предстают в
языке как отношения между предметом и предметом, между признаком и предметом,
между признаком и признаком, между действием и предметом, между действием и
признаком, между действием и действием" (6, с. 9).

Структурные,
собственно языковые, отношения призваны определенным образом оформлять,
представлять в языке объективные отношения (там же).

Основным
следует признать деление синтаксических отношений на предикативные и
непредикативные. Предикативные синтаксические отношения характерны для
грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.

Непредикативные
синтаксические отношения делятся на сочинительные и подчинительные
(атрибутивные, объектные, обстоятельственные). Они могут возникать между
компонентами всех синтаксических единиц.

(Подробнее
см. в указанной литературе).

4.
Для построения синтаксических единиц употребляются словоформы, служебные слова,
типизированные лексические элементы, интонация, порядок слов и др. Все эти
средства служат также для оформления синтаксических связей и выражения
синтаксических отношений.

Словоформы
- минимальные синтаксические построения, обслуживающие смысловую сторону
синтаксических построений, а элементами словоформ являются окончания и
предлоги.

Союзы
связывают между собой однородные члены предложения, части сложного предложения
и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их грамматические
значения. Менее яркими сигнализаторами грамматических значений являются
сочинительные союзы, но и они раскрывают смысловые отношения между сочиняемыми
компонентами.

Частицы
и их сочетания могут образовывать нечленимые предложения, оформлять
синтаксические значения предложений, членов предложения, выделять смысловой
центр высказывания и т.д. Частицы не включаются в состав членов предложения,
если оформляют грамматическое значение всего предложения:

Неужели
при тысячеградусных температурах в кабине останутся комнатные условия?

В
остальных случаях частицы, как и предлоги, входят в состав членов предложения.

Важную
роль в построении синтаксических конструкций играют типизированные лексические
элементы. К ним относятся местоименные слова (вопросительные, относительные,
указательные - кто, что, который, где, куда, этот, тот, такой, там, туда,
поэтому и т.п.), лексико-семантические группировки знаменательных частей речи.

Порядок
слов определяется семантическими и структурными факторами. В русском языке
порядок слов бывает двух типов: прямой (фиксированный) и инверсионный
(свободный).

Одним
из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной
окраски синтаксических единиц является интонация. Составными элементами
интонации является мелодика речи, ритм, темп, логическое ударение, которое
выделяет в предложении информативный центр. Кроме того, интонация -
существенный признак предложения, так как она является одним из показателей
завершенности, целостности предложений в устной речи; интонация оформляет типы
простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную
окраску, выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения,
между частями сложного предложения и т.д.

В
построении синтаксических конструкций обычно участвует несколько средств (4, §
4, с. 8-10).

5.
В морфологии у частей речи разграничиваются лексические и грамматические
(категориальные) значения. Так же и в синтаксисе. Все синтаксические единицы
имеют лексические (речевые, индивидуальные) и грамматические (языковые,
синтаксические, категориальные и т.д.) значения.

Лексическое
значение словосочетаний обусловлено лексическими значениями слов, входящих в
эти словосочетания.

Грамматическое
значение - более общее, абстрактное значение, значение синтаксических
отношений.




ЛЗ





ГЗ







Теплый свитер


Раннее утро


Красивый цветок





"предмет и его признак" -


определительные СО







Лить слезы


Петь песни


Учить уроки





"действие и предмет" -


объектные СО






Вопрос
о семантике предложений более сложный и не имеет однозначного решения. С одной
стороны, в это понятие включается грамматическое значение вопроса, утверждения,
побуждения, с другой стороны, еще и грамматическое значение словосочетаний,
входящих в состав предложения.

Таким
образом, грамматическая (языковая, синтаксическая) семантика - это общее
значение синтаксических единиц одинаковой структуры. Лексическая семантика -
это речевое, конкретное, индивидуальное значение той или иной синтаксической
единицы, связанное с лексическим значением слов и словоформ (4, с. 11).

Синтаксическая
и лексическая семантики синтаксических единиц и их компонентов отличаются друг
от друга разной степенью абстракции: синтаксическая семантика - высшая ступень
обобщения лексической семантики. Синтаксическую и лексическую семантики можно
представить как разные полюса, между которыми лежит зона переходных явлений,
отражающих разные ступени абстракции. В этой зоне взаимодействия грамматики и
лексики формируются структурно-семантические типы предложений, словосочетаний и
т.д.

Синтаксическая
семантика разновидностей этих предложений, словосочетаний и т.д. называется
типовой семантикой (названная проблема отражена в работах Г.А. Золотовой).

Так,
например, общим грамматическим значением безличного предложения В комнате
холодно является сообщение, а его типовым значением - состояние среды.

В
школьных учебниках рассматриваются грамматические значения словосочетаний и
предложений: грамматическое значение словосочетания связано с его строением, а
предложения - со значением наклонений глагола-сказуемого (4, § 5).

6.
История изучения русского синтаксиса берет свое начало с "Российской
грамматики" М.В. Ломоносова (1755). Расцвет русской синтаксической науки
наступает в 19 - нач.20 в., когда получают развитие основные направления
отечественного языкознания: логико-грамматическое (Ф.И. Буслаев, Н.И. Греч,
К.С. Аксаков), психологическое (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский),
формально-грамматическое (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский).

Все
эти направления внесли значительный вклад в разработку лингвистических проблем,
но отличаются односторонним подходом к синтаксису.

Современный
период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом
лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Многие актуальные
вопросы синтаксиса рассматривались и ранее, но в отличие от традиционного
языкознания для современного периода характерен процесс интеграции и
дифференциации, отличающий развитие всей науки в современную эпоху. Одним из
достижений современного синтаксиса является выявление и разграничение аспектов
изучения синтаксических единиц. Одни аспекты связаны с семантикой предложений,
другие - с их структурой. Трудно сказать, какой аспект главнее, несомненно, что
основным является и структурный, и семантический аспект, и это отразилось в
современных синтаксических теориях. Выделенные аспекты не исчерпывают всего
многообразия существующих подходов к изучению синтаксических единиц, возможно и
выявление новых аспектов, которые позволят с новых позиций дать анализ
каких-либо свойств единиц синтаксиса.

Логический
аспект изучения синтаксических единиц связан с лучшими традициями русской
лингвистики, так как классики отечественного языкознания рассматривали проблему
соотношения языка, мышления и бытия. В советском языкознании эта проблема стала
объектом исследования и описания общего языкознания.

В
работах по общему языкознанию язык рассматривается как средство формирования,
выражения и сообщения мысли. Наиболее существенной чертой предложения является
его способность формировать и выражать мысль. Философы и лингвисты, разделяющие
это положение, различают 3 вида мысли: "мысль-сообщение",
"мысль-вопрос", "мысль-побуждение". Различия этих видов
мысли обусловливают особые структурные и семантические свойства предложений,
выделяемых обычно только по цели высказывания: повествовательных, вопросительных
и побудительных.

История
развития отечественного языкознания показывает, что философы и лингвисты искали
и ищут те формы мысли, которые лежат в основе предложения; исследуют структуру
мысли, определяющей синтаксическую членимость предложения. Мысль, выражаемая в
предложении, у лингвистов 19 и 20 вв. получает разные толкования и названия: у
Ф.И. Буслаева - суждение, у А.А. Потебни - апперцепция, у А.А. Шахматова -
психологическая коммуникация и т.д. Важно, что большинство ученых отмечает
двучленный характер мысли, выражаемой в любом предложении, так как в любом
предложении есть предмет мысли-речи, то есть то, о чем говорится, и то, что
говорится о предмете. В современной лингвистике широко используются логические
термины: субъект, предикат и др. Термин субъект используется как синоним
следующих слов и словосочетаний: деятель, производитель действия, действующее
лицо, говорящий, предмет мысли, носитель признака. Логический термин предикат
употребляется как синоним термина сказуемое, а также с ним связано понятие
предикативность.

Логический
аспект важен прежде всего потому, что степень членимости мысли определяет
степень членимости предложения, является основой для выделения
структурно-семантических типов простого предложения: двусоставных,
односоставных, нечленимых (4, с. 16-17).

Структурный
аспект, или конструктивный синтаксис, структурный синтаксис, пассивный
синтаксис и т.п. Специфика этого лингвистического направления в том, что ученые
при изучении синтаксических единиц особое внимание уделяют их моделям,
структурным схемам, то есть стереотипным образцам, по которым строятся в речи
единицы разных уровней синтаксической системы.

В
структурные схемы простого предложения входят лишь те строевые элементы,
которые отражают логическую структуру мысли, определяющей синтаксические
позиции членов предложения. В результате в центре внимания оказались лишь
подлежащее и сказуемое, а второстепенные члены перешли в синтаксис
словосочетания. Изучение структуры синтаксических единиц имеет много и плюсов,
и минусов. С одной стороны, невозможно в структурной схеме отразить все
семантическое многообразие синтаксических построений, а с другой стороны,
структурные схемы отражают основные механизмы построения высказываний и
демонстрируют средства, обслуживающие грамматические значения синтаксических
единиц и их компонентов (4, с. 17-19).

Коммуникативный
аспект связан прежде всего со способностью предложения выступать в качестве
средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется
в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении
выделяется данное (тема, основа высказывания) и новое (рема). (Об актуальном
членении см. работы И.П. Распопова, И.И. Ковтуновой).

Коммуникативный
аспект оказывает влияние и на решение вопроса об объеме члена предложения (ср.:
Искусство писать - это искусство сокращать). Способы актуализации
информативного центра высказывания - логическое ударение, порядок слов,
лексический повтор, частицы и т.п.(см. подробнее:4, с. 21 и далее).

Все
рассмотренные аспекты очень тесно взаимосвязаны.

Структурно-семантическое
направление - очередной этап эволюции традиционного языкознания. В нем бережно
сохраняются и развиваются лучшие традиции русской синтаксической теории,
обогащаясь новыми идеями.

Развитие
структурно-семантического направления стимулируется потребностями преподавания
русского языка, где необходимо многоаспектное, объемное рассмотрение речевых и
языковых средств.

Одним
из основных принципов структурно-семантического направления является принцип
системности языкового строя. Язык как система представляет собой целое,
состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов; не может быть
явлений, выпадающих из системы языка, явлений вне системы. Отсюда наиболее
важной и существенной чертой современного синтаксиса является многоаспектный
подход к изучению синтаксических единиц, как и других единиц языка
(см.подробнее указанную литературу).
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.philology.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Использование технологии интерактивного обучения для повышения мотивации учащихся к изучению
Реферат Warning There Is A Demand For Change
Реферат Footprints In The Sand Essay Research Paper
Реферат Инвестиционное финансирование
Реферат Статистические методы анализа уровня, структуры и динамики цен на продукцию и услуги 2
Реферат Киренаика римская провинция
Реферат Державна підтримка виробництва окремих видів сільськогосподарської продукції
Реферат Сравнительная характеристика ассортимента и качества ч рного и зел ного байховых ча в
Реферат Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений
Реферат Региональный комплекс загрязнений окружающей среды (на примере г. Тольятти)
Реферат Создание и обработка базы данных
Реферат Dare Essay Research Paper DARE ESSAY I
Реферат Культурна революція в Україні 1928-1939 років
Реферат Рынок ценных бумаг и первичный и вторичный рынок
Реферат Расч т технико экономических параметров механического участка по изготовлению детали