Введение
Настоящее исследованиепосвящено изучению орфографических ошибок в рекламных объявлениях в печатныхизданиях.
Появление новых болеесовершенных средств массовой коммуникации дало возможность рекламе достигнутьгигантских масштабов.
Реклама — информация, распространенная любымспособом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованнаянеопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объектурекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижениена рынке.
Цель рекламы – донесениеинформации от рекламодателя до целевой аудитории. Задача рекламы – побудитьпредставителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги,осуществлению покупки и т.п., а также формированию запланированныхрекламодателем выводов об объекте рекламирования).
По месту и способу размещениясуществует следующие виды рекламоносителей: телевизионная, радио, печатная,наружная, при справочном обслуживании, транспортная, реклама в кинотеатрах,прямая почтовая рассылка, Интернет-реклама, реклама в местах продаж, вируснаяреклама [17].
Нас интересует печатнаяреклама. Одной из разновидностей рекламного текста являются рекламныеобъявления. Можно сказать, что они являются основной частью рекламной кампании.Назначение их вполне очевидно – они нужны для того, чтобы марка товара илиуслуги осела в памяти потребителя, и у него возникло желание купить то, чтопредлагает рекламодатель. Во многом успех рекламной кампании зависит отрекламных объявлений. Ведь рекламные объявления призваны обратить на себявнимание, заставить прочесть их [18].
Но нередко в текстахрекламных объявлений допускаются орфографические ошибки.
В современном обществепрослеживается тенденция к общей безграмотности населения. Незнание правилправописания приводит к тому, что всё чаще в рекламных текстах появляютсяорфографические ошибки.
В Россиисуществует большая проблема формирования грамотности населения. Средствамассовой информации играют в наше время одну из главных ролей в развитиикультуры речи, поэтому к ним предъявляются повышенные требования, особенно кпечатным изданиям. В них должна прослеживаться правильная, грамотная речь, ночасто мы наблюдаем обратное. Лингвисты уверены- орфографические ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смыслпредложения. Вспомните, как вы сами останавливаетесь, «спотыкаетесь»,если видите неправильно написанное слово и пытаетесь понять смысл фразы.
Так как в настоящее времяпроисходит падение грамотности, культуры письменной речи, тема данной курсовойработы является актуальной.
Объектом исследования вкурсовой работе являются орфографические ошибки.
Предмет исследования — орфографические ошибки в рекламных объявлениях.
Цель данной курсовойработы состоит в том, чтобы выявить виды орфографических ошибок в рекламныхобъявлениях.
Для достиженияпоставленных в курсовой работе целей необходимо решить следующие задачи:
— охарактеризоватьорфографию как науку;
— классифицироватьорфографические ошибки и причины их появления;
— проанализироватьрекламные объявления и выделить виды орфографических ошибок.
Цели и задачи определилиструктуру данной курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двухглав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава I Современнаярусская орфография
1.1 Орфография как наука
Орфография – этоисторически сложившееся явление. Орфография занимает важное место в системесовременного русского языка и в жизни грамотного человека. «Орфография –правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи(слов и грамматических форм) на письме» [7. С.19].
Иванова В.Ф. пишет: «Общественнаяфункция орфографии проявляется в том, что единообразное написание слов,независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения, облегчаетпользование письменной речью. Правила орфографии включают выбор способов буквенногообозначения фонем и слов, а также употребление заглавных букв, перенос слов, ихраздельное, слитное или полуслитное написание и др.» [7. С.19].
Орфографическая системарусского языка наиболее тесно связана с графикой – разделом языкознания,изучающим буквенную систему.
В основе современнойрусской графики лежит кириллица – азбука старославянского языка.
В начале XVIII века пораспоряжению Петра Первого была введена так называемая гражданская азбука. Посравнению с кириллицей она характеризуется более простым начертанием отдельныхбукв и отсутствием ряда букв, которые в кириллице имели дублеты.
Русская орфографиясложилась на основе старославянской орфографии и поэтому уже с самого началарасходилась со звуковым составом русского языка. Как система она начинаетскладываться в XVIII веке. Разработка системы продолжалась в XIX веке вмногочисленных трудах по русской грамматике. Окончательно она была приведена всистему только в трудах академика Грота Я.К., в частности в его работе «Спорныевопросы русского правописания».
В 1917 году былапроведена первая реформа русской орфографии.
В 1956 году был составленновый свод – «Правила русской орфографии и пунктуации».
В 1996 году в журнале «Русистикасегодня» была опубликована статья членов Орфографической комиссии (статья «Клингвистическому обоснованию Свода правил русского правописания»), вкоторой сообщалось о том, что в Институте русского языка РАН завершена работанад новым «Сводом правил русского правописания». Необходимость новогоСвода была вызвана, по мнению авторов, тем, что текст Правил 56-го года устарели во многом не соответствует современному научному пониманию целого рядаявлений. В 2000 году был издан «Проект свода правил русского правописания».Хотя авторы утверждали, что новое издание Правил не содержит никаких изменений,затрагивающих основные принципы русского письма, и заметно упростит его,общественное мнение и мнение многих авторитетных русистов было иным [15.С.231]. Реформа правописания не получила поддержки. Преждевременным и даженезаконным, по мнению многих экспертов, было издание в 1999 году новогоорфографического словаря под редакцией В.В. Лопатина, в котором предлагаемыеизменения были зафиксированы и фактически приняли вид нормы [16].
Таким образом,современное русское правописание регулируется «Правилами русскойорфографии и пунктуации» 1956 года.
Н.С. Валгина пишет: «Практическаяроль орфографии – служить средством письменного языкового общения – делаеторфографию социально значимой» [5. С.116].
Русская орфографияскладывалась в процессе длительного исторического развития, поэтому в нейдовольно много написаний, уже не соответствующих ни основному её принципу, нисовременному положению дел.
Орфография включает всебя несколько разделов.
П.А. Лекант выделяет врусской орфографии 5 основных разделов: «передача буквами фонемногосостава слов; слитые, раздельные, дефисные (полуслитные) написания слов и ихчастей; употребление прописных и строчных букв; перенос части слова с однойстроки на другую; графические сокращения слов» [8. С.145].
Разделы орфографии – этобольшие группы орфографических правил, связанных с разными видами трудностейпередачи слов на письме. Центральным разделом является первый раздел.
Данные разделы объединяютв себе орфографические правила. Орфографическое правило – это инструкция, вкоторой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах[2. С.214]. «Условия выбора – это фонетические, словообразовательные,морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которыеопределяют, что следует писать в том или ином случае» [2. С.214]. Ворфографическом правиле комбинируется 2 — 3 и более условий выбора. Запомнить ипонять орфографическое правило – это запомнить условия и понять их связь справильным написанием.
Средства нашего письмапозволяют передать звучание слова разными способами. Одни из них правиламиграфики и орфографии узаконены, другие запрещаются.
Орфограмма – это такоенаписание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том жепроизношении и отвечает определённому орфографическому правилу [8. С.145].
На месте орфограммы можетбыть допущена орфографическая ошибка. Различаются теоретические и реальные,практические орфограммы.
Орфограммы могут бытьнескольких типов:
1) та или иная буква вслове в соответствии с фонемой в сильной позиции: душонка – тушёнка; в слабойпозиции: кот – год; наличие или отсутствие буквы: честный — тесный;
2) слитное, раздельноеили дефисное написание слова: подорожник – по-дорожному, встарь – в старину;
3) строчная или прописнаябуква, начинающая слово: шарик – Шарик; все буквы в слове: вуз – МГУ;
4) перенос части слова содной строки на другую: на – двинуть, но над – вязать;
5) графическиесокращения: прил. – прилагательное; в/ч – войсковая часть [7. C. 145-146].
Хотя для орфографииявляется вполне естественным постоянное отставание от развития звуковой системыязыка, действующие орфографические правила остаются одинаково обязательными длявсех пишущих, т.к. только при этом условии возможно вполне свободное общениемежду членами общества при помощи письменной речи.
1.2 Орфографическиеошибки
В русском письмевстречаются такие случаи, когда написание слова вызывает затруднение. Выбратьправильное написание можно только опираясь на правило. Такое написание слова,которое соответствует определённому орфографическому правилу, называетсяорфограммой. Орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова имежду словами. Орфограммы — буквы: приехал, разделить; расти,ложка; сучок, земляной; в поле, пашет.Орфограммы – дефисы, пробелы: кое-как; еле-еле; куда-нибудь,тёмно-зелёный; стол-то; принеси-ка; не друг (авраг), в одиночку; во-да.
Чтобы правильно писать,нужно уметь быстро находить то место, где возможна ошибка. Подумать, выбратьправильное написание, применяя орфографические правила.
Наиболее «опасны»,требуют особого внимания при написании:
1) безударныегласные в корне, приставке, суффиксе, окончании;
2) гласные послешипящих;
3) мягкий знак наконце слова после шипящих;
4) приставки на -з(-с);
5) суффиксысуществительных, глаголов, прилагательных и причастий;
6) не с различнымичастями речи и др. [1. С.17].
Причин появленияорфографических ошибок несколько. Во-первых, неразличение звуков в слабыхпозициях. Во-вторых, не всегда возможно подобрать нужное проверочное слово:звук в слабой позиции нельзя соотнести со звуком в сильной позиции. В-третьих,трудности возникают из-за того, что связи между морфемами подчас бываютсложными, их не так-то легко установить.
Под орфографическойошибкой В.Ф. Мейеров понимает неправильный выбор знака из двух конкурирующих ивыделяет следующие четыре типа орфограмм: «1) обозначение звуков в слабыхпозициях; 2) распределение буквосочетаний с функционально осложнённымкомпонентом (графические орфограммы); 3) обозначение согласных разнойдлительности; 4) слитные, полуслитные и раздельные написания слов (линейныеорфограммы)»
Орфографические ошибкимогут быть нескольких типов, каждый из которых связан с особым разделоморфографии:
1. Ошибки в написаниигласных и согласных букв. К наиболее распространённым относят ошибки внаписании:
а) безударных гласных вкорне, проверяемых ударением: вада, порной, марской(норма: вода, парной, морской);
б) непроверяемыхбезударных гласных в корне: вакзал, сабака, мароз (норма:вокзал, собака, мороз);
в) гласных после шипящихи ц: жыл, цыфра, шол, щюплый (норма: жил, цифра,шёл, щуплый);
г) гласных в приставкахпре- и при-: приодолеть, прикрасный, пребежать (норма: преодолеть,прекрасный, прибежать);
д) гласных в падежныхокончаниях существительных: к тёти, о Марие, в тетраде (норма:к тёте, о Марии, в тетради);
е) гласных в личныхокончаниях глаголов: строют, колят, возют (норма: строят,колют, возят);
ж) гласных в суффиксахсуществительных, прилагательных, глаголов: порожик, серебреный,беседывать (норма: порожек, серебряный, беседовать);
з) звонких и глухихсогласных на конце и в середине слова: зуп, дуп, эгзамен,шупка (норма: зуб, дуб, экзамен, шубка);
и) согласных в приставкахна -з, -с: безпричинный, изсохнуть (норма: беспричинный, иссохнуть);
к) двойных согласных:килограм, галлерея, артилерия (норма: килограмм, галерея,артиллерия);
л) твёрдых и мягкихсогласных: возми, баньтик (норма: возьми, бантик);
м) ь после шипящих: тучь,мыш, навзнич (норма: туч, мышь, навзничь);
н) разделительных ь и ъ:обезд, отъискать, медвежего (норма: объезд, отыскать,медвежьего).
2. Ошибки в слитном,раздельном или дефисном написании слова: Алмаата, встарь, подорожному,краснобелый (норма: Алма-Ата, встарь, по-дорожному,красно-белый).
3. Ошибки в написаниистрочных и прописных букв: киев, мхат, Масленица (норма: Киев,МХАТ, масленица).
4. Ошибки при переносеслова с одной строки на другую: я-ма, на-двязать, кос-тный(норма: яма, над-вязать, кост-ный).
5. Ошибки в графическихсокращениях: существительное – су., суще., сельскохозяйственный – сель.-хозяй.(норма: сущ., с.-х.) и т.п. (6. С.431).
В появленииорфографических ошибок также можно выявить определённую систему, основанную наплохом знании пишущим опознавательных признаков орфограмм, типов написаний,регламентаций (или правил) выбора нормативного знака. Итак, орфографическаяошибка указывает на 1) незнание орфографических правил, и 2) отсутствиепрактических навыков. По первому признаку орфографическая ошибка отличается отопечатки, которая появляется в печатном тексте бессистемно.
Итак, орфографическаяошибка возникает в силу конкуренции буквенных и небуквенных знаков. Причиныорфографических ошибок кроются в незнании системы орфографии, опознавательныхпризнаков орфограмм.
Выводы по первой главе
Изучив теоретическийматериал, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, орфография –это исторически сложившееся явление.
Орфография занимаетважное место в системе современного русского языка.
Во-вторых, орфографиявключает в себя пять разделов: передача буквами фонемного состава слов; слитные,раздельные, дефисные написания слов и их частей; употребление прописных истрочных букв; перенос части слова с одно строки на другую; графическиесокращения слов.
В-третьих, разделыорфографии объединяют в себе орфографические правила, в которых указываютсяусловия выбора правильных орфограмм в словах.
В-четвёртых, орфограммымогут быть нескольких типов: та или иная буква в слове в соответствии с фонемойв сильной позиции; слитное, раздельное или дефисное написание слова; строчнаяили прописная буква, начинающая слово; перенос части слова с одной строки надругую; графические сокращения.
В-пятых, орфографическиеошибки могут быть нескольких типов: ошибки в написании гласных и согласныхбукв; ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова; ошибки внаписании строчных и прописных букв; ошибки при переносе слова с одной строкина другую; ошибки в графических сокращениях.
Глава II Видыорфографических ошибок в рекламных объявлениях
2.1 Орфографическиеошибки в текстах рекламных объявлений
В русском письмевстречаются случаи, когда написание слова вызывает затруднение. Выбратьправильное написание можно только опираясь на правило. Но бывает, что пишущийне знает орфографических правил, и тогда он допускает орфографическую ошибку.Ошибки бывают нескольких типов: ошибки в написании гласных и согласных букв;ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова; ошибки в написаниистрочных и прописных букв; ошибки при переносе слова с одной строки на другую;ошибки в графических сокращениях.
Проанализировав рекламныеобъявления, нами были найдены ошибки в написании гласных и согласных букв,ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова, ошибки в написаниистрочных и прописных букв.
К наиболеераспространённым ошибкам можно отнести группу ошибок в написании гласных исогласных букв.
В рекламных объявленияхможно выделить следующие виды ошибок: ошибки в правописании удвоенной н впричастиях.
«Патинирование кованныхизделий» (см. Приложение 1 карточка 67) допущена ошибка в написанииудвоенной согласной в суффиксе, так как у причастия нет зависимого слова,причастие не имеет приставки и причастие не образовано от глагола с суффиксом-ова-, -ирова-: «патинирование кованых изделий».
«Кованныерешётки» (см. Приложение 1 карточка 59): в суффиксе причастия должнаписаться одна буква н, так как нет зависимого слова, причастие не имеетприставки и причастие не образовано от глагола с суффиксом -ова-, -ирова-: «кованыерешётки».
В этом же рекламномобъявлении была допущена ещё одна орфографическая ошибка в написании двойнойсогласной в корне слова: «котеджей» (см. Приложение 1 карточка59). В корне этого слова должна писаться удвоенная буква т: «коттеджей».
Часто допускается ошибкав написании удвоенной буквы в слове «рольставни». Некоторыепишут с удвоенной буквой л: «роллставни» (см. Приложение 1карточки 69, 71, 72,73,74), а некоторые – с одной буквой л: «ролставни»(см. приложение 1 карточки № 70, 75).
К менее распространённымошибкам в этой группе можно отнести ошибки в написании звонких и глухих согласныхна конце и в середине слова.
Например, всловосочетании «коррекция ожибок» (см. Приложение 1 карточка64), допущена ошибка в написании глухой согласной в корне слова: «коррекцияошибок».
К этой же группе можноотнести ошибки в написании твёрдых и мягких согласных.
В слове «нарущает»(см. Приложение 1 карточка 66) допущена ошибка в написании твёрдой согласной вкорне слова: «нарушает».
Кроме того можно выделитьгруппу ошибок в написании непроверяемых безударных гласных в корне.
В словосочетании «расчётметериала» ( см. Приложение 1 карточка 58). допущена ошибка в принаписании непроверяемой согласной в корне слова: «расчёт материала»
Кроме приведённой вышегруппы ошибок можно выделить группу ошибок в слитном, раздельном или дефисномнаписании слова.
Например, слово «начинают»должно писаться слитно, а в одном рекламном объявлении оно написано черездефис: «начина-ют» (см. Приложение 1 карточка 60).
Словосочетание «мастер-класс»пишется через дефис, а в объявлении оно написано раздельно: «мастеркласс»(см. пПриложение 1 карточка 61).
Также в рекламныхобъявлениях можно выделить группу ошибок в написании строчных и прописных букв.
Например, всловосочетании "новый год" оба существительных должныписаться с прописной буквы: "Новый Год" (см. Приложение1 карточка 68).
2.2 Орфографическиеошибки, которые допускаются специально в текстах рекламных объявлений
Проанализировав текстырекламных объявлений, мы заметили, что некоторые орфографические ошибкиделаются рекламодателями специально для привлечения к их товарам или услугамбольшего внимания со стороны потребителей. И мы решили выделить такие ошибки вотдельную группу.
Например, в одномрекламном объявлении все названия улиц, торгового комплекса, торгового центра,торгового дома и универсального магазина написали со строчной буквы: «ул. революционная,тк влада, тц русь на волге, тд визит,у-г комсомольский» (см. Приложение 2 карточка 48). Правильно их всеписать с прописной буквы, так как это имена собственные: «ул. Революционная,ТК »Влада", ТЦ "Русь на Волге",ТД "Визит", у-г "Комсомольский"".
В словосочетании "ТОЛЬЯТТИнскиеОКНА" (см. Приложение 2 карточка 47), в словах ТОЛЬЯТТИ и ОКНАспециально написаны все буквы прописные (для привлечения внимания), но их нужнописать полностью строчными буквами: "тольяттинские окна".
Чаще всегоорфографические ошибки на месте орфограммы «строчная или прописная буква,начинающая слово или все буквы в слове» специально допускают в рекламныхобъявлениях об окнах: "ОКНА пластиковые" (см. Приложение 2карточки 3, 4, 5, 38, 40, 44), «деревянные ОКНА» (см.Приложение 2 карточка 11), «городские ОКНА» (см. Приложение 2карточка 37).
Так же часто такие ошибкидопускаются в рекламных объявлениях о дверях: «балконные ДВЕРИ»(см. Приложение 2 карточка 15), "ДВЕРИ пластиковые" (см. Приложение2 карточка 27), «немецкие стальные ДВЕРИ» (см. Приложение 2карточка 31), «Лучшие ДВЕРИ России» (см. Приложение 2 карточка35), "ДВЕРИ и АРКИ" (см. Приложение 2 карточка 41), "ДВЕРИВашего дома" (см. Приложение 2 карточка 45).
Такие же ошибки допускаютсяв рекламных объявлениях медицинского направления: «задержки МОТОРНОГО,РЕЧЕВОГО, ПСИХИЧЕСКОГО развития» (см. Приложение 2 карточка1), «лечения УХА, ГОРЛА, НОСА» (см. Приложение 2карточка 20), «Все виды ПРОТЕЗИРОВАНИЯ» (см. Приложение 2карточка 21) и т.д.
Так же в рекламныхобъявлениях специально полностью с прописной буквы пишутся фамилии: "МАЛИНИН"(см. Приложение 2 карточка 5), "ТРИШКИНОЙ" (см. Приложение 2карточка 8), "БАБАНОВА" (см. Приложение 2 карточка 10), "БЕЗРУКОВ"(см. Приложение 2 карточка 24) и др. Хотя прописная буква в этих словахставится только в начале: "Малинин", "Тришкиной","Бабанова", "Безруков".
Чтобы привлечьпотребителя, рекламодатели даже придумывают новые слова. Например, «Дажедля XXXL-юшек» (см. Приложение 2 карточка16). В данном примере используется уменьшительно-ласкательный суффикс.
Иногда, слово, котороедолжно начинаться со строчной буквы, пишут с прописной, подчёркивая еговажность: "Спасение" (см. Приложение 2 карточка 29) — «спасение».
Чтобы поддержать всю стилистикутекста в рекламном объявлении, все слова пишут с прописной буквы: "ПРОИЗВЕДЕНОПО ГОСТУ" (см. Приложение 2 карточка 25), хотя с прописнойбуквы должно писаться только слово ГОСТ, все остальные – со строчной: "произведенопо ГОСТу".
Можно приводить ещё оченьмного примеров. Все эти ошибки в рекламных объявлениях допускаются специальнодля привлечения внимания, выделения главного слова в тексте.
Проанализировав примерыорфографических ошибок, которые допускаются специально, можно сделать вывод,что в настоящее время рекламодатели стараются, как можно ярче выделить свойтовар в рекламном объявлении среди других, не обращая внимания нанеправильность орфографического написания.
Выводы по второй главе
Проанализировавпрактический материал, можно сделать выводы:
Во-первых, ошибки бываютнескольких типов: 1) ошибки в написании гласных и согласных букв; 2) ошибки вслитном, раздельном или дефисном написании слова; 3) ошибки в написаниистрочных и прописных букв; 4) ошибки при переносе слова с одной строки надругую; 5) ошибки в графических сокращениях.
Во-вторых, в первом типеошибок можно выделить ошибки в написании двойных согласных, твёрдых и мягкихсогласных, звонких и глухих согласных на конце и в середине слова,непроверяемых безударных гласных в корне.
В-третьих, самую большуюгруппу составляют специально сделанные ошибки.
В-четвёртых, некоторыеорфографические ошибки допускают специально для привлечения внимания к товарамили услугам.
Заключение
Настоящее исследованиебыло посвящено изучению орфографических ошибок в рекламных объявлениях.
Нас интересовала печатнаяреклама, а именно печатные объявления, в которых очень часто допускаютсяорфографические ошибки.
Изучив теоретическийматериал мы пришли к выводам, что орфография – это исторически сложившеесяявление. Она занимает важное место в системе современного русского языка.
Орфография включает всебя пять разделов: передача буквами фонемного состава слов; слитные,раздельные, дефисные написания слов и их частей; употребление прописных истрочных букв; перенос части слова с одно строки на другую; графическиесокращения слов.
Разделы орфографииобъединяют в себе орфографические правила, в которых указываются условия выбораправильных орфограмм в словах.
А орфограммы могут бытьнескольких типов: та или иная буква в слове в соответствии с фонемой в сильнойпозиции; слитное, раздельное или дефисное написание слова; строчная илипрописная буква, начинающая слово; перенос части слова с одной строки надругую; графические сокращения.
Также орфографические ошибкимогут быть нескольких типов: ошибки в написании гласных и согласных букв;ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова; ошибки в написаниистрочных и прописных букв; ошибки при переносе слова с одной строки на другую;ошибки в графических сокращениях.
Проанализировавпрактический материал, мы выяснили, что ошибки в тексте рекламных объявленийбывают нескольких видов: ошибки в написании гласных и согласных букв, ошибки вслитном, раздельном или дефисном написании слова, ошибки в написании строчных ипрописных букв, специально допущенные ошибки.
Самую большую группусоставляют специально допущенные ошибки. рекламодатели допускают их специальнодля привлечения внимания к товарам или услугам.
Мы достигли поставленнойв данной курсовой работе цели. Решили для этого все задачи.
Список литературы
1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория: Учебник для учеб.заведений с углубл. изуч. рус. яз. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 432 с.
2. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. и др. Русскийязык: Учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 288 с.
3. Блинов А.В., Богатырёва И.И., Мурат В.П., Рапова Г.И.Введение в языковедение: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов. – М.: АспектПресс, 2000. – 341 с.
4. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современныйрусский язык. – 6-е изд. – М.: Логос, 2001. – 527 с.
5. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика иорфография: М.,1966. – 396 с.
6.Иванова Л.Ю., А.П Сковородникова, Е.Н. Ширяева культураречи: Энциклопедический словарь-справочник. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.
7. Лекант П.А. Современный русский литературный язык: Учеб.пособие. – 5-е изд. – М.: Высшая школа, 2001. – 462 с.
8. Львов М. Р. Орфографияи русский язык: М., 2003. – 475 с.
9. Мейеров В.Ф. Современное русское письмо: Обозначениезвуков в слабых позициях: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та,1993. –59 с.
10. Норманн Б.Ю. Теория языка: Ввод. курс: Учеб. пособие длявузов по специальности «Рус. яз. и лит.». – М.: Флинта: Наука, 2004.– 292 с.
11. Парубченко Л.Б. Ненормативное русское письмо(лингвистический анализ ошибок в употреблении букв). – Барнаул, 2003. – 352 с.
12. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учеб. дляфилол. спец. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Добросвет, 2000. –536 с.
13. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию: Учеб.пособие для вузов по филол. специальностям. – 2-е изд. – М.: Добросвет, 2000. –343 с.
14. Хроленко А.Т. Теория языка: Учеб. пособие для вузовфилол. и гуманитар. Профилей. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 509 с.
15. Шапиро А.Б. Русское правописание. – 2-е изд. – М., 1961.– 462 с.
16. econom.mslu.ru: И.В. Космарская Русская орфография: история, основныепринципы и современные тенденции.
17. ru.wikipedia.org: Реклама.
18. Дмитрий Лещенко Рекламные объявления – успех рекламнойкампании
19. Газета «Молния».
20. Газета «Панорама».
21. Газета «Тольятти – Вечерок».
22. Газета «Kupьep».
23. Газета «Million Плюс».
24. Газета «Present».