Реферат по предмету "Государство и право"


Роль и компетенция государства в управлении военными учреждениями высшего профессионального образования



Роль и компетенция государства в управлении военными учреждениями высшего профессионального образования

Конституцией Российской Федерации предполагается активное влияние государства на экономические, социально-культурные и иные общественные процессы, хотя в самом тексте данного документа термин «государственное управление» не употребляется. На практике влияние государства на жизнедеятельность общества, и его роль в названных процессах наглядно возрастает. Оно нашло свое воплощение в интенсивном нормотворчестве, нарастающем государственно-правовом регулировании упомянутых мероприятий. Современная Россия, хотя и не так быстро, как хотелось бы, продвигается вперед по пути к правовому государству. Главным на этом этапе становится утверждение верховенства и приоритета Закона, выражающего суверенную волю народа. Закон (нормативно-правовой акт), как воплощение и гарант интересов, прав и свобод человека гражданина, становится постепенно универсальным регулятором общественных отношений. В этих условиях государственно-правовая организация процесса управления качественно преобразуется.

Государственное регулирование на сегодняшний момент в широком смысле заключается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются преимущественно органы федеральной законодательной и исполнительной власти. Приоритетными правовыми формами государственного регулирования (управления) становятся законы.

В узком смысле государственное регулирование, следовательно, можно понимать как одну из функций государственного управления. Содержание и механизм осуществления этой функции включают в себя:

- нормативное регулирование путем установления общих правил;

-оперативное применение их в соответствии с задачами, которые надлежит решать управлению;

- контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;

- государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;

- координацию и общее направление их деятельности;

- содействие ее успешному осуществлению;

- определение приоритетов в структурной (в нашем случае образовательной) политике;

- государственные контракты (договоры);

- регистрацию;

- лицензирование;

- аккредитацию, переаттестацию и так далее, В этих условиях новое качество обретает сам метод государственного воздействия на те или иные группы общественных отношений. Государственное управление из традиционно директивного, командно-бюрократического преобразуется в статусное.

Верховенство закона составляет одну из существенных отличительных черт формирующегося в России правового государства. В этом плане важно подчеркнуть, что взаимосвязь (соединение) государства с законом, правом качественно преобразуется. Данная взаимосвязь все более проявляется не в плане подчинения права государственной власти (что длительное время обосновывалось советской юридической наукой), а напротив - подчинения государственной власти праву, связанности государства, его органов, всех государственных и общественных организаций, должностных лиц установками права (закона). См.: Ржевский В.А. Правовое государство: верховенство права и гарантирование прав и свобод человека. В сб. Инновационные подходы в науке, Ростов-на-Дону, 1995. С, 144.

Статусное воздействие на субъектов образовательной деятельности представляет собой нормоустановительную деятельность государства, которая дополняется соответствующей правоприменительной деятельностью (регулятивной и правоохранительной). Иными словами, субъекты, наделенные адекватными статусами и активно включившиеся в работу по реализации определенных этими статусами образовательных задач, нуждаются в государственной поддержке, которая требует усиления органов, осуществляющих оперативное государственное управление. А это, в свою очередь, предполагает законодательное решение таких важных вопросов, как:

- разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

- обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование;

- создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования России;

- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Государство направляет деятельность субъекта в нужное русло путем законодательного установления правового статуса его деятельности в той или иной сфере (в нашем случае - образовательной), определяя цель, основные задачи, средства, правомочия и ответственность. Таким образом, управляемый субъект (образовательное учреждение) освобождается от мелочной опеки, обретает возможность свободно и самостоятельно решать все вопросы своей жизнедеятельности в рамках определенной ему компетенции. Во избежание дублирования и противоречий в процессе принятия управленческих решений, законодатель четко разграничил компетенцию субъектов образовательной деятельности.

Главный смысл статусного государственного управления состоит в том, чтобы в организационно-правовых категориях (императивах) очертить управляемому субъекту содержание и параметры минимально необходимой и ожидаемой от него деятельности. А все, что сверх того военный вуз сможет, в рамках законности, сделать в интересах повышения качества подготавливаемых им специалистов, отнюдь не запрещается, а стимулируется законодателем.

На это указывает само содержание термина «компетентность». Слово «компетенция» латинского происхождения и в переводе на русский язык означает - «совместно достигаю, добиваюсь, соответствую, подхожу». Раскрывая функциональное содержание данного термина энциклопедия определяет его как «совокупность полномочий, прав и обязанностей» какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями». БСЭ. Третье издание. Т. 12. М., 1973. С. 585.

В литературе данное понятие часто употребляется как синоним понятий «правовой статус», «правовое положение», «правосубъектность». См.: от этом Андреев В.К. Правосубъектность хозяйственных органов: сущность и реализация. М., 1986. С. 34-35.

Предполагается, однако, что этимологический смысл понятия «компетенция» не дает для этого достаточных оснований. «Правовой статус» и «правовое положение», как известно, одинаково обозначают комплекс прав и обязанностей субъекта права, но и они имеют специфические смысловые модусы.

Правовой статус - понятие, которое в общем виде обрисовывает правовое положение конкретного субъекта общественных отношений.

Правовое положение характеризует юридическую позицию этого субъекта через жестко закрепленные законом и принадлежащие только ему права и обязанности. Оба понятия «берут» права и обязанности субъекта в статике.

Понятие «компетенция» в отличие об упомянутых понятий помимо совокупности прав и обязанностей включает в себя волевую целеустремленность их носителя, устанавливая прообразы надлежащего поведения. Здесь совокупность прав и обязанностей субъекта берется в потенциальной динамике. Определяя компетенцию того или иного субъекта деятельности, законодатель имплицитно учитывает его волю, умение (способность) и готовность действовать адекватно.

Думается совсем не случайны в этимологии понятия «компетенция» слова «совместно достигаю». Наверняка это означает одновременную деятельность нескольких субъектов по решению общей задачи. Очевидно - совместно с вышестоящими участниками образовательной деятельности. Их компетенцию в данной сфере мы и проанализируем.

Законодательство об образовании, юридически закрепляющее цель и задачи, основные принципы государственной политики в области модернизации отечественной системы образования, совершенствования ее структуры, качества образовательных стандартов, уровня общекультурной и профессиональной подготовки специалистов, при всей его обоснованности и безупречности носило бы декларативный характер, если бы не включало в себя институциональные механизмы его реализации.

Такими механизмами являются императивные предписания, определяющие содержание и параметры практической деятельности основных участников образовательного процесса, воплощенные в их компетенции.

Речь идет о компетенции Российской Федерации (в лице федеральной законодательной и федеральной исполнительной власти), о компетенции субъектов Российской Федерации, о компетенции органов местного самоуправления, компетенции и ответственности образовательного учреждения. В своей совокупности указанные виды компетенции образуют единое и целостное правовое пространство, единый социально-правовой механизм реализации целей и задач современной государственной политики в области образования.

Поэтому компетенция образовательного учреждения органически связана с компетенциями всех других субъектов, указанных выше, и может быть рационально понята, строго говоря, как часть целого. Обратимся теперь к конкретному анализу компетенции субъектов образовательной деятельности.

Как показывают результаты проведенного исследования ведению Российской Федерации в данной сфере в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления относятся:

- формирование и осуществление федеральной политики в области образования, правовое регулирование отношений в этой области в пределах своей компетенции, разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования;

- формирование федеральных государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов, согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

- установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, установление перечней;

профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

- создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения, их аттестация и государственная аккредитация, создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы);

- организация и координация материально-технического обеспечения Федеральной программы развития образования, ежегодное установление доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования;

- регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты установление порядка аттестации педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием, организация федеральной системы их подготовки и переподготовки, установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования.

Ведению федеральных органов власти также подлежат и некоторые другие вопросы управления системой образования в целом и военного образования в частности. Выделим среди них информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, издание нормативных документов в пределах своей компетенции, лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам, а также - контроль исполнения законодательства России в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов. См. : Закон Российской федерации от 10 июня 1992 г. «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. №3. ст. 150.

Как видно, на федеральные государственные органы власти и управления возложены законом основные, принципиально важные вопросы организации в стране современной системы образования и обеспечение ее нормального функционирования и развития. Именно на государство возлагается основное бремя практического разрешения длинного перечня сложнейших конкретных проблем организационного, экономического, социального, научно-методического, кадрового и прочего характера, которое призвано не декларировать очередные масштабные цели и задачи в области образования, а ответственно действовать.

Особого внимания заслуживает предельная конкретизация, (вплоть до детализации) отдельных правомочий федеральных органов государственной власти по вопросам организации и функционирования системы образования. Особенность проявляется и в последующей дифференцированности делегирования полномочий другим участником образовательного процесса: от Правительства до образовательного учреждения.

Однако это не ущемляет интересы и правомочия субъектов федерации в этой важной области их жизнедеятельности: им многое дано как в определении, так и в осуществлении политики в области образования. Но при одном непременном условии: региональная политика не должна противоречить федеральной.

Федеральная власть, определяя компетенцию региональной власти в области образования руководствуется принципом целостности и неделимости основных ценностей жизни и культуры, воплощенных в государственных образовательных стандартах и общечеловеческом опыте организации и осуществлении образовательной деятельности.

Субъективно модернизировать, а тем более, препарировать или игнорировать названные ценности и опыт федеральный закон не разрешает, предоставляя в то же время правомочия субъектам федерации делать все возможное (сверх федерального) для эффективной реализации этих ценностей и этого опыта.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся вопросы, регулирующие:

- определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений, финансового подкрепления государственных гарантий доступности и обязательности основного образования;

- разработку и реализацию республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

-создание, реорганизацию и ликвидацию образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензированием образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского образования;

- установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

- формированием своих бюджетов в части расходов на образование и создание фондов развития образования, установление местных налогов и сборов на цели образования, нормативов его финансирования См.: Закон Российской федерации от 10 июня 1992 г, «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. ст. 150..

Законодательно установлена компетенция органов местного самоуправления в области образования. Эти органы, как известно, не являются государственными.

Статья 31 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливающая их компетенцию, начинается с указания на ответственность этих органов. Они ответственны за реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования, а также - ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

Законодатель к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относит:

- планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

- формирование местных бюджетов в части расходов на образование соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

- обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения, строительства зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования;

- назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений и контроль их деятельности и т.д.

Заслуживает внимания 5 пункт 31 статьи - «местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием». См. : Закон Российской федерации от 10 июня 1992 г. «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. №3. ст. 150.

Конечно, местное самоуправление в России находится сейчас в стадии становления и его органы на практике еще не обрели достаточной самостоятельности, возможностей (особенно материальных) и опыта для того, чтобы осуществлять свою компетенцию в области образования в полной мере. Большинство подведомственных им вопросов (и не только образовательных) они решают совместно с соответствующими органами власти и управления своего субъекта федерации. Однако это временное явление. Дело в том, что современное местное самоуправление опирается на богатые традиции, накопленные ранее, еще во времена функционирования в России их предшественников - земств.

Земства дореволюционной России, как известно, прославились образцовой организацией на местах сельских школ. Так к 1911 году в России было 27 486 земских школ, которые по общему признанию, отличались лучшей постановкой учебно-образовательной работы по сравнению с министерскими - государственными школами. См.: Земские школы. Б.С.Э. Т. 9. 1972. С. 507; Аникин Л.С. Становление местного самоуправления в Российской Федерации. Изд-во Саратовского ун-та. 1997. С. 97-101.

Далее важно отметить, что весьма показательной, с точки зрения стабильности, законодательно установленной компетенции, пределах подзаконной деятельности, порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием, зафиксированный в ст. 30 Закона РФ «Об образовании». Пункт 1 этой статьи гласит: «Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом».

Указанная стабильность не панацея, она относительна и эффективна только при условии, когда одновременно действует в рамках установленного законодательством правового пространства хорошо отлаженная система оперативного управления.

И законодатель предусмотрел создание такой системы, осуществил разграничение компетенции в области образования, между федеральными органами законодательной и исполнительной власти, Практически указанное разграничение в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется законом, регулирующим деятельность Правительства России, 5 апреля 1997 г. Правительством принято постановление № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации» в котором четко определена его компетенция.

Министерство образования Российской Федерации имеет право:

1) издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, обязательные для выполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в ведении Министерства образовательными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним;

2) создавать, переименовывать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке находящиеся в ведении Министерства образовательные учреждения и организации, а также вносить изменения в наименования гражданских государственных высших учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности;

3) участвовать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в учреждении фондов и организаций для поддержки развития образования и решения проблем молодежи, научно-технической деятельности, в том числе международной;

4) создавать в установленном порядке при Министерстве научные, научно-технические и другие советы и комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования, молодежной политики и научной деятельности;

5) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач;

6) инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также предоставлять это право другим государственным органам управления образованием;

7) централизовывать до 3 процентов средств федерального бюджета, выделяемых Министерству на содержание находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций и на проведение научно-исследовательских работ в соответствии с функциональной структурой расходов бюджета, и направлять эти средства на приобретение учебного и научно-технического оборудования, бланочно-аттестационной продукции, на проведение актуальных научно-исследовательских работ, необходимость которых возникает в течение года, на обновление библиотечных фондов, на ремонт аварийных зданий и сооружений образовательных учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства;

8) осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность;

9) устанавливать по обращениям образовательных учреждений соответствие уровня и качества подготовки их выпускников требованиям российских государственных образовательных стандартов;

10) проводить в установленном порядке эксперименты продолжительностью до 5 лет в области использования современных образовательных технологий и организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности в сфере образования;

11) учреждать ведомственные награды, награждать ими и применять иные виды поощрения работников образовательных учреждений и организаций системы образования;

12) лишать права приема к защите диссертаций диссертационные советы, которые допускают грубые нарушения действующего порядка защиты диссертаций;

13) отменять решения диссертационных советов о присуждении ученой степени кандидата наук в случаях грубого нарушения установленного порядка защиты диссертаций;

14) лишать (восстанавливать) в пределах своей компетенции научных и научно-педагогических работников ученых степеней и ученых званий;

15) привлекать в установленном порядке научные учреждения и иные организации, молодежные и детские общественные объединения для разработки вопросов в сфере государственной молодежной политики.

Как видим, государственное законодательное регулирование образовательной сферы на уровне специализированного федерального ведомства - Министерства общего и профессионального образования дополняется оперативным управлением с широким применением традиционных административных форм и методов.

Однако важно то, что оперативная ведомственная управленческая деятельность поставлена здесь в подзаконное положение и риск реанимации или рецидива административно-командных традиций тем самым существенно ограничен.

Весьма показательно, что одной из основных задач Министерства общего и профессионального образования, как говорится в Положении о нем, является контроль за исполнением федерального законодательства и обобщение практики его применения, а также - разработка предложений по его совершенствованию. Положение о Министерстве образования Российской Федерации.// Российская газета, 2000 г. 25 марта.

Таким образом, как показывает краткий анализ компетенции федеральных, региональных государственных органов власти и органов местного самоуправления в области образования, в настоящее время в стране активно формируется единое и целостное правовое пространство для функционирования российской системы образования, всех субъектов образовательной деятельности, сфокусированное на конкретные образовательные учреждения.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Профилактика нарушения осанки
Реферат Отражение международных экономических интеграций в социальных отношениях
Реферат Актуальность проведения эксперимента
Реферат Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"
Реферат «Коммерческие банки и их функции»
Реферат Административное наказание 2
Реферат Worst Day Of Life Essay Research Paper
Реферат Восприятие России на Западе: мифы и реальность
Реферат Молодежь
Реферат Бухгалтерский финансовый учет материалов 2
Реферат Militant Monks Essay Research Paper Militant Monks
Реферат Понятия, виды и классификация юридических лиц
Реферат Профилактика наркомании детей из социально-неблагополучных семей
Реферат «Совершенствование образовательной среды и корпоративной культуры в школе на этапе формирующего эксперимента»
Реферат Применение метода ветвей и границ для задач календарного планирования