Реферат по предмету "Иностранный язык"


Вопрос о местоимении как части речи в русской грамматике

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ТАТАРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТТАТАРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
КАФЕДРАОБЩЕГО И СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Курсоваяработа
Вопрос оместоимении как части речи в русской грамматике
студентки группы 07-0502Мухаметзяновой Разили Агалямзяновны
Научный руководитель: доцент,кандидат филологических наук Исламова Э. А.
 
КАЗАНЬ 2009

СОДЕРЖАНИЕ
местоимениеречь грамматический семантический
Введение
Глава I. История изучения местоимений как части речи
Глава II. Категориальное значение местоимений
Глава III. Семантические и функциональные признаки местоимений
Глава IV. Грамматические свойства местоимений
4.1 Начальная форма местоимений
4.2 Одушевленность, неодушевленностьместоимений
4.3 Склонение местоимений
4.4 Категория лица местоимений
Глава V. Разряды соотношения с другими частями речи
Заключение
Использованная литература

ВВЕДЕНИЕ
Часть речи – это основнаяграмматическая категория в русском языке, а изучение морфологическихособенностей разных частей речи – главная задача курса морфологии.
Понятие о частях речискладывалась в русском языкознании постепенно, трудно, и до сих пор существуетнемало дискуссионных вопросов, связанных с теорией частей речи. Например: самсостав частей речи в современном русском языке является предметом обсуждения;есть ли такая часть речи, как категория состояния; каков статус причастий идеепричастий (глагольные формы или самостоятельные части речи); положение исостав модальных слов и др.
Не сразу были найдены исформулированы основные критерии выделения частей речи и распределения слов почастям речи.
Наиболее полно и четкоподытожил все разнообразие мнений, предложил аргументированную классификацию частейречи академик Виктор Владимирович Виноградов в работе «Русский язык(Грамматическое учение о слове)» (М., 1946).
В основе классификациичастей речи в русском языке лежат определенные принципы.
Для выделения слов вкакую-то часть речи необходимо учитывать весь комплекс семантических,словообразовательных, морфологических и синтаксических особенностей;недопустимо одностороннее выделение какого-либо из этих признаков.
Для современнойлингвистики характерно стремление изучать наиболее сложные явления языка, ненашедшие глубокого однозначного толкования; поэтому нельзя считать удивительнымто внимание, которое было уделено местоимениям в последние 25-30 лет.
Статус местоимений какцельной части речи оспаривается и в традиционной, и в современной грамматике.Так, Михаил Васильевич Ломоносов считал местоимения служебной частью речи,академик Виктор Владимирович Виноградов собственно местоимениями называл толькопредметно-личные. Все это объясняется тем, что внутри этого класса словсосуществуют различные по своим грамматическим и семантическим признакам слова.В частности, одни местоимения имеют категорию рода (например, определительные,указательные), а другие не имеют; одни местоимения имеют категорию лица(например, личные), а другие не имеют; одни изменяются по числам (например,определительные, указательные), а другие не изменяются (например,отрицательные, некоторые вопросительно-относительные).
Актуальность избранной темы,таким образом, обусловлена необходимостью дальнейшего теоретического осмысленияпроблемы местоименности.
Целью работы являетсяпоказать занимаемое местоимениями место в русской грамматике.
Были поставлены следующиезадачи:
— рассмотреть историюизучения местоимений;
— остановиться накатегориальном значении местоимений;
— показать семантическиеи функциональные признаки данных слов;
— разобрать грамматическиесвойства местоимений;
— разобрать соотношениеместоимений с другими частями речи.
Объектом данной работыявляются части речи в русском языке, а предметом – местоимение в русском языкекак часть речи.

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ КАКЧАСТИ РЕЧИ
 
Одним из важных идискуссионных вопросов является вопрос о выделении местоимений в особую частьречи. В истории изучения прономинативов четко прослеживаются двепротивоположные точки зрения: одни ученые считают местоимения особой частьюречи (М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, А. Н. Гвоздев), другие отказывают им всамостоятельности и распределяют по знаменательным частям речи (А. А. Потебня, А.М. Пешковский, В. Н. Мигирин). Академик В. В. Виноградов относит к местоимениямлишь предметно-личные и производные от них прономинативы. Противоречиво инеполно представлены, по мнению Е. Н. Сидоренко, местоимения в одном изфундаментальных трудов последних лет – «Русской грамматике».Отказывая прономинативам в статусе части речи, авторы грамматики в то же времявыделяют в самостоятельный класс слов «местоимения-существительные» ирасполагают их среди знаменательных частей речи в одном ряду с именамисуществительными, прилагательными, числительными, глаголами, наречиями.Единственной мотивировкой такого распределения является несовпадение категорийрода, числа и падежа у имен существительных и соответствующих прономинативов.
Некоторые лингвисты,считая местоимения отдельной частью речи, в дальнейшем, противореча себе,распределяют их по знаменательным частям речи. Так, А. А. Шахматов, определяяместоимения как самостоятельную часть речи, в дальнейшем делит их на местоимения-существительныеи местоимения-прилагательные [Сидоренко 1990: 5].
Европейскаяграмматическая традиция, восходящая к античности, рассматривает местоимения какодну из частей речи; эта трактовка местоимений сохраняется вописательных грамматиках. Однако в некоторых грамматических теориях XX века местоимения считаютсяграмматически неоднородными и распределяются по частям речи в соответствии сосвоими главными синтаксическими функциями. В этом случаеместоимения-существительные и местоимения-прилагательные включаются в составболее широкого семантического класса местоименных элементов, объем которогоопределяется исследователями по-разному. Одни подчеркивают связь значенияместоименных слов с речевой ситуацией. В этом случае они определяются как «указательные(дейктические) слова» (К. Бругман, К. Бюлер, У. Вайнрайх), «индексы»или «индикаторы» (Ч. С. Пирс, В. Коллинсон), «слова снепостоянной сигнификацией» (А. Нурен), «подвижные определители»или «шифтеры» (О. Есперсен, Р. О. Якобсон), «актуализаторы»или «средства перехода от языка к речи» (Ш. Балли, Э. Бенвенист),слова с «субъективно-объективным» лексическим значением (А. М.Пешковский).
Другие исследователиподчеркивают «заместительную» функцию местоименных слов, называя их «заместительнымисловами» или «субститутами» (Л. В. Щерба, Л. Блумфилд, З. З.Харрис), «репрезентами» (Ф. Брюно) и т. п.; иногда для обозначенияслов-заместителей употребляется термин «Местоимение» (Пешковский, М.В. Панов).Первая тенденция нередко ведет к исключению кванторных слов изсостава местоименных, вторая позволяет охватить и квантификаторы.
Местоимения-существительныево многих языках, в том числе в русском, обладают особыми морфологическимипризнаками, отличающими их от других существительных. В связи с этим русские местоимения-существительныеиногда квалифицируют как «пережиток особой части » (В. В. Виноградов),как часть речи (академические грамматики) или вместе с несогласуемымичислительными относят к «несогласуемо-бесчисловому» грамматическомуразряду (А. А. Зализняк) [Лингвистический 2002: 294].
Учитывая очевиднуюграмматическую неоднородность местоимений, Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский,Л. В. Щерба и многие другие ученые пришли к выводу, что местоимения вообще несоставляют особой части речи и распределяются по другим частям речи – именисуществительному, имени прилагательному и имени числительному. В свою очередь,А. А. Шахматов, Л. А. Булаховский, А. Н. Гвоздев и др. продолжали относить всеслова с дейктической, анафорической и кванторной семантическими функциями(кроме, естественно, местоименных наречий, глаголов и др.) к одной части речи –местоимению (этот же взгляд отражен в академической «Грамматике русскогоязыка» (1952-1954) и в большинстве школьных учебников).
Представляет интересстрого обоснованная в научном плане точка зрения В. В. Виноградова. В отличиекак от ученых, не считающих местоимения частью речи, так и от ученых,называющих местоимениями грамматически различные слова с местоименнойсемантикой, Виноградов утверждал, что в русском языке существует особая частьречи – местоимение, но к ней относятся далеко не все слова с местоименнымзначением, а лишь местоименные существительные (по терминологии Виноградова –предметно-личные местоимения) [Современный 2000: 296].

ГЛАВА II. КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ
 
По категориальномузначению местоимение противостоит всем знаменательным частям речи, основнойфункцией которых является функция номинативная. Местоимение ничего не называет,а только указывает на предметы, на признаки, на количество, на различныеобстоятельственные отношения, поэтому категориальным значением местоименияявляется указание без наименования. Это значение сочетается с болеечастными значениями: вопросительным, отрицательным, неопределенным и др. Прихарактеристике местоимений термин «указание» употребляется дважды: вшироком значении (обозначает категориальное значение всего класса местоимений)и в узком значении (для обозначения семантики одного из разрядов – указательныхместоимений – этот, тот и др.). Поэтому для характеристикикатегориального значения местоимения используют также термин «дейктический»(указание).
Возможность указывать натот или иной предмет или на признак предмета осуществляется у местоимений засчет их лексико-грамматического значения, которое имеет обобщенный характер:например, слово я обозначает предмет одушевленный, лицо (т. е. человека),одно лицо, лицо говорящее, т. е. того, кто произносит речь; тыобозначает одушевленный предмет, лицо (т. е. человека), одно лицо, собеседника,слушающего, т. е. того, кому адресована речь; он обозначает один любойпредмет (лицо и не лицо) мужского пола или предмет, названный существительныммужского рода: он – дом, предмет, не участвующий в речевом акте,т. е. указывает на предмет, о котором говорят; кто-то – неизвестный,одушевленный предмет, кто-либо – любой из множества одушевленныхпредметов; какой – указание на признак предмета, какой-тонеопределенный признак, какой-либо – любой из множества признаков и т.д.
Только тогда местоимениеможет указать на предмет или признак, когда свойства предмета или слова, егоназывающего, совпадают с лексико-грамматическими свойствами местоимения: книга– она, что; синица – она, кто; неизвестная птица – какая-топтица; неизвестный постучал в окно – кто-то постучал в окно и т. д.[Современный 2001: 141].
Называние и указание –это разные способы языкового обозначения.
При характеристикеместоимений следует исходить из того, что это синкретичная по своей природе частьречи, объединяющая признаки собственно местоимения, а также признаки илиимени существительного, или имени прилагательного, или имени числительного, илинаречия, или безличных предикативов (слов категории состояния) [Сидоренко 1990:4].
Необходимо отграничиватьместоимения от других частей речи, являющихся функциональными омонимамиместоимений. Прежде всего следует обратить внимание на слово сам (сама).Оно может переходить в разряд существительных и в этом случае приобретаетзначение «глава», «хозяин» (муж), «хозяйка»(жена): Самидет – самоё ведет (М. Горький). Каксуществительное оно может приобретать значение «начальник учреждения»:Сам-то в командировке. В том случае, если слово самне субстантивирует, оно сохраняет значение местоимения, наречия и частицы. «Местоимениесам, которое может выступать в позиции обстоятельства, оторвалось отподлежащего и примкнуло к сказуемому. Однако отрыв от подлежащего не полный:местоимение сам продолжает согласовываться с подлежащим по формам рода ичисла» [Мигирин 1971: 94]. Поэтому при анализе этого слова следуетотмечать его синкретичность: Все вопросы он решал сам…
Субстантивироваться могути местоимения свой, своё, свои, при этом происходит изменение ихлексического значения: существительное свой имеет значение «родственник»:Свой своемупоневоле друг (посл.); «люди, близкие поубеждениям, друзья»: Клычкова рабочие знали близко, любили, считали своим(Д. Фурманов).
При анализе местоимений иотграничении их от омонимичных им слов других частей речи следует помнить, чтозначения местоимения и его функции зависят от контекста и ситуации.
Следует разграничитьотрицательное (отрицательно-притяжательное) местоимение ничья отсуществительного ничья, а местоимение ничего от наречия нечего:Собака была ничья(ничья – местоимение); Разводи– ничья! – крикнуло сразу несколько голосов… (М. Горький) (ничья — существительное); — Ну, как живешь, можешь? – Ничего(Ф.Решетников) (ничего – наречие – «хорошо»); Темно, ничегоне видно (ничего — местоимение).
Особого вниманиязаслуживают случаи, когда местоимения-существительные я, ты, мы, вы, он,она, оно, они утрачивают местоименное значение указания (дейктическоезначение) и усиливают значение предметности, обогащают его конкретнымсодержанием и переходят в существительные. При этом их морфологические свойстватоже меняются: эти слова становятся неизменяемыми, приобретают неизменяемуюформу среднего рода единственного числа, изменяются по падежам, как слова метро,кафе и т. д.
В отрицательныхместоимениях с приставкой не- ярко выражены свойства безличныхпредикативов, или слов категории состояния: некого, некому…, некогда,некуда, негде и др. [Современный 2001: 143].

ГЛАВА III. СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕПРИЗНАКИ МЕСТОИМЕНИЙ
Проблема местоимений –одна из наиболее сложных проблем грамматики. Местоимения по традицииопределяются как часть речи, которая указывает на предметы, признаки иколичества, но не называет их (кто, ты, этот, некоторый, несколько). Такоепонимание не является в настоящее время общепринятым. Для того чтобы включитьместоимения в систему частей речи, следует подробнее рассмотреть особенностизначения и формальных показателей местоименных слов.
При изучении особенностейзначения местоименных слов необходимо принимать во внимание, что дляместоимений характерны три основные семантические функции:
1) дейктическаяфункция (
2) анафорическаяфункция (
3) кванторнаяфункция – указание на тип предметной отнесенности имени, т. е. соотнесениеимени с различными классами предметов и их признаков: с классом предметов илипризнаков, о которых говорящий хотел бы получить информацию от слушающего(кто?, какой?, сколько?), с классом не известных говорящему или слушающему (ипоэтому неопределенных) предметов либо признаков предмета (кто-то, что-нибудь,какой-либо, сколько-то); с классом универсальных, всеобщих признаков (все,любой, всякий); с классом предметов и признаков, не включающих данный предметили признак (никто, некому, нисколько) и т. д.
По характеру выполняемыхфункций местоименные слова делятся на восемь функционально-семантическихразрядов:
1. Личные: я, мы (1-е лицо) – указываютна говорящего; ты, вы (2-е лицо) – указывают на слушающего; он, она,оно, они (3-е лицо) – указывают на того (на то), о ком-чём говорится.Местоимения 1-2-го лица имеют дейктическую функцию отсылки к участникам актаречи; местоимения 3-го лица называются иногда лично-указательными, онисовмещают лично-дейктическую функцию с ситуативно-указательной (Вот он идет) идаже анафорической (Это Петров. Он уходит).
2. Возвратное местоимение себя выполняетдейктическую функцию и указывает на отношение производителя действия к себе: Издревлесладостный союз поэтов меж собой связует (Пушкин); ВездеОнегина душа себя невольно выражает (Пушкин).
3. Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой; его,её, их (три последних слова – несклоняемые: вот его дом, вижу его дом,обрадоваться его дому) связаны с дейксисом и анафорой – указывают напринадлежность чего-либо говорящему, слушающему или тому о ком-чем говорится.
4. Указательные: этот, тот, такой, таков,столько; устар.экий, этакий, сей, оный – имеют общее значениеуказания на предметы, их качество и количество. В зависимости от ситуации речиони выполняют либо дейктическую (Это дерево ближе, чем то), либоанафорическую функцию (Дети разбежались, и это озадачило воспитателя).
5. Вопросительно-относительные: 1) вопросительные, содержащие вопросо предмете, его признаках, принадлежности или количестве: кто, что, какой,каков (устар. каковой), чей, который, сколько (кванторнаяфункция); 2) относительные – перечисленные выше местоимения в функции союзныхслов, соединяющих главную часть сложноподчиненного предложения с придаточной: Ктоне может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (Ч.); О вы, которыхожидает отечество из недр своих! (Лом.) – анафорическая функция.
6. Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый,любой, иной, другой; всяк, всяческий – указывают на обобщенный признакпредмета (кванторная функция).
7. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, атакже некого, нечего, не имеющие формы именительного падежа (кванторнаяфункция).
8. Неопределенные:некто, нечто, некоторый, некий,несколько, а такжеместоимения, образованные от вопросительно-относительных местоимений с помощьюсловообразовательных элементов кое-, -то, -либо, -нибудь (кто-то, кто-либо,какой-нибудь, сколько-нибудь, кое-кто и др.) – указывают на неизвестные,неопределенные предметы, признаки или количества. Местоимения этой группы такжевыполняют кванторную функцию.
Местоименные слова –замкнутая, непродуктивная лексическая группа; новые местоименные слова врусском языке не появляются. Однако местоименные значения могут развиваться унекоторых прилагательных, существительных, числительных: данный вопрос(этот); известный просчет (некоторый); определенный успех(какой-то); смех – дело серьезное (нечто); жил-был один человек(какой-то).

ГЛАВА IV. ГРАММАТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕСТОИМЕНИЙ
 
По грамматическимсвойствам местоименные слова обычно делятся на три разряда:
1. Предметно-личныеместоимения(местоименные существительные): кто, что, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они,себя, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, кто-либо, кое-кто, кто-нибудь,что-то, что-либо, что-нибудь, кое-что, а так же всё (Всё пройдет), все,то, это – по частеречному значению близки к существительным, так какуказывают на предметность. В предложении эти местоимения выполняют те жефункции, что и существительные, — являются подлежащими или дополнениями: Явас любил… (П.)
2. Признаковые местоимения (местоименныеприлагательные): мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой, этот, тот, такой,таков, экий, этакий, сей, оный, какой, чей, который, каков, каковой, сам,самый, весь, всяк, всякий, всяческий, любой, иной, другой, некоторый, некий, какой-то,какой-либо, какой-нибудь, чей-либо, который-нибудь и др. – в грамматическомплане не противопоставлены прилагательным. Они имеют частеречное значениепризнака предмета, не называя этот признак прямо, но, указывая на него (отвечаютна вопрос «какой?»); согласуются с существительными в роде, числе,падеже и по одушевленности \ неодушевленности (мой дом, моястрана, моё отечество; такой город, такие города; вижу этотстол, но этого коня); в предложении являются определением или именнойчастью составного сказуемого (Это письмо – Ваше).
3. Количественные местоимения (местоименныечислительные): сколько, столько, несколько, сколько-нибудь, как ужеотмечалось, по грамматическим свойствам не противопоставлены числительным.
Кроме того, местоименныеслова устанавливаются в рамках таких частей речи, как наречия (местоименныенаречия где, куда, как, зачем и т. п.), безлично-предикативные слова (Каковоему сейчас?) и даже глагол. Многие ученые (в частности, М. В. Панов)полагают, что используемые в практике грамматического анализа вопросительныеобороты «что делать?» и «что сделать?» [Петя (чтоделает?) рисует] являются не чем иным, как местоименными глаголами.
4.1 Начальная формаместоимений
Начальная формаместоимения – форма именительного падежа, единственного числа, мужского рода: мой,наш, какой, который. В тех случаях, когда местоимение не изменяется почислам или не имеет числа и рода, начальной является форма именительногопадежа: я, ты, мы, вы, кто, что, кто-нибудь и др. Некоторые местоимения(себя, нечего, некого) не имеют формы именительного падежа. В этихслучаях следует отметить, что начальной формы нет, и надо назвать первуюсловоформу имеющейся парадигмы. Начальной формой местоимений его, её, их(со значением притяжательности) принято считать формы он, она, они.Однако формы его, её, их со значением притяжательности можно считатьнеизменяемыми местоимениями, лишь по своему происхождению связанными слично-указательными.
Постановка вопросов кместоимениям затруднений обычно не вызывает. Исключение составляютотносительные местоимения: Пока еще я сам не знаю, что буду писать (К.Паустовский) (буду писать что? – повесть, рассказ); А этосиница, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме,который построил Джек? (С. Маршак). Вопросы – кто ворует пшеницу?-которая (синица); что построил Джек? – который (дом).Местоимения указывают на предметы и замещают в предложениях существительные,называющие эти предметы: синица, пшеница, дом, поэтому к этимместоимениям следует задавать вопросы к т о? и ч т о?
4.2 Одушевленность инеодушевленность местоимений
Личные местоимения я,мы, ты, вы служат для обозначения лиц говорящих и слушающих, т. е. живыхсуществ, они отвечают на вопрос к т о? У этих местоимений В.=Р., поэтому онисчитаются одушевленными. Однако в языке художественной литературы этиместоимения могут явиться средством выражения олицетворения и указывать напредметы неживой природы: Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла,гдеты цвела? (М. Лермонтов).
Местоимения он, она,оно, они регулярно употребляются для указания как на живые, так и нанеживые предметы и соответственно отвечают на вопрос к т о? или ч т о? У этихместоимений всегда В.=Р.: вижу его – стол, человека, т. е. формы падежейне могут дифференцировать одушевленность \ неодушевленность, показателемкатегории является вопрос к т о? или ч т о?
Относительные местоимениякто и что и вопросительные кто? что? существенноразличаются по признаку одушевленность \ неодушевленности. Относительныеместоимение кто используется только для указания на лица. Относительноеместоимение что – для указания как на живые, так и на неживые предметы,т. е. это слово утрачивает семантику неодушевленности: Мир осинам, что,раскинув ветви, загляделись в розовую водь (С. Есенин); Слава борцам, чтоза правду вставали!..(С. Михалков).
Отрицательные инеопределенные местоимения с компонентами кто- и что- (кто-то,что-нибудь и т. п.) довольно четко противопоставляются по признакуодушевленности \ неодушевленности. Однако местоимения с компонентом что-,так же как и относительные, утрачивают семантику неодушевленности: Все начто-нибудьпохоже, на кого-то и на что-то. Всталарадуга над рожью, как огромные ворота (Л. Татьяничева). В этом предложениислова кто-то ичто-то противопоставляются по значениюодушевленности \ неодушевленности, а слово что-нибудь имеет обобщающиезначения (без дифференциации по признаку одушевленности \ неодушевленности).
4.3 Склонениеместоимений
Местоименныеприлагательные склоняются как обычные прилагательные (который — какстарый; какой – как заводской).
Местоименные числительныесклоняются по образцу собирательных числительных [сколько (ср.пятеро, скольких (ср. троих), сколькими (ср.троими)].
Наиболее разнообразносклонение предметно-личных местоимений. Склонение личных местоимений я, ты ивозвратного местоимения себя (не имеющего формы именительного падежа,так как оно всегда является дополнением) сходно с разными субстантивнымисклонениями:
И.я-ø ты- ø(ср.: стол- ø, конь- ø)
Р. меня тебя(ср.: стола, коня)
Д. мне тебе (ср.:стране)
В.меня тебя(ср.: коня)
Т.мной тобой(ср.: страной)
П. (обо) мнетебе (ср.:о столе, стране )
У личных местоимений мы,вы словоизменительная парадигма такая: И. мы, вы; Р. нас, вас;Д. нам, вам; В. нас, вас; Т. нами, вами; П. (о) нас,вас (необходимо обратить внимание на уникальное окончание –ас вформах родительного, винительного и предложного падежей).
Личные местоимения он,она, оно, они, вопросительные кто, что, неопределенные кто-то,что-нибудь и др., определительное всё в предметном значении [За всё,за всё тебя благодарю я (Л.)], указательные то, это также впредметном значении [Тобыло раннею весной (А. К. Т.)] приобразовании форм косвенных падежей используют окончания разных склоненийприлагательных (его – ср. синего; с ними – ср. с синими; кого– ср. морского; ту – ср. папину). Лишь трем формам нетсоответствия в склонении прилагательных: Р. и В. от она – её (неё); Т. откто, что, всё, то – кем, чем, тем, всем; ср. окончания прилагательных: синим,богатым. Парадигмы склонения этих местоимений таковы:
И. он, оно она они кточто то это
Р.его её их кого чеготого этого
(него) (неё) (них)
Д. ему ей им кому чемутому этому
(нему) (ней) (ним)
В.его её их кого что тоэто
(него) (неё) (них)
Т. им ею ими кем чем темэтим
(ним) (нею) (ними)
П. (о)нём ней них комчём том этом
Местоимения он, она,оно, они образуют формы косвенных падежей с использованием разных основ – взависимости от предложного или беспредложного употребления местоимения (ј-его,но н’-его).
Неопределенноеместоимение некто имеет только форму именительного падежа. В предложениионо всегда является подлежащим или же именной частью составного сказуемого: Пришёлнекто; Это был некто Сидоров.
Неопределенноеместоимение нечто имеет формы только именительного и винительногопадежей: Произошло нечто важное; Мы услышали нечтоинтересное.
Отрицательные местоимениянекого, нечего, подобно возвратному себя, употребляются только вформах косвенных падежей.

4.4 Категория лицаместоимений
Категория лицаместоимений указывает на участников (неучастников) речевого счета. Выделяетсятри лица – 1-е лицо, 2-е лицо, 3-е лицо.
Категория лица отчетливопроявляется у двух разрядов местоимений – личных и притяжательных.
Личные местоимения1-го лица – я,мы указывают на говорящего; во множественном числе мы указывает нагруппу лиц, в числе которых есть говорящий.
Личные местоимения2-го лица – ты,вы указывают на собеседника (слушателя), т. е. того, с кем говорящий ведетречь; во множественном числе вы указывает на группу собеседников.
Личные местоимения3-го лица – он,она, оно, они указывают на лицо или предмет, не участвующий в речи.
На основе значениекатегории лица – указание на участников (неучастников) речевого акта в текстемогут наслаиваться дополнительные значения – обобщенности, речевого этикета(вежливое вы, фамильярное ты, авторское мы и др.).
В предложении Охотно мыдарим, что нам не надобно самим, анализируя местоимение мы покатегории лица, следует отметить, что мы – местоимение 1-го лица,обозначает группу лиц, куда входит и говорящий, и в предложении оно имеетобобщающее значение.
Притяжательноеместоимение 1-го лица мой (моя, моё, мои) указывает на принадлежностьпредмета лицу говорящему: мойсын, моя мать, моёписьмо.
Местоимение наш (наша,наше, наши) указывает на принадлежность предмета группе лиц, среди которыхесть и говорящий: нашасемья, наш дом, нашидети.
Притяжательныеместоимение 2-го лица твой (твоя, твоё, твои) указывает напринадлежность предмета собеседнику.
Местоимение ваш (ваша,ваше, ваши) указывает на принадлежность предмета группе собеседников: вашпреподаватель, ваша учительница, ваши оценки и т. п. Слово вашможет иметь значение вежливости, если относится к одному лицу.
Притяжательныеместоимения 3-го лица (образованных от личных) – его, её, их указываютна принадлежность предмета, не участвующему в речевом акте: его голос,её руки,их письма.
Местоимение свой можетуказывать на принадлежность предмета любому лицу, как одному, так и многим.Указание на принадлежность лицу у этого местоимения определяется по контексту: возьмусвою книгу, возьмем свою книгу, возьмите свою книгу, возьмет свою книгу,возьмут свою книгу.
Возвратное местоимение себяможет указывать также на любое лицо ед. и мн. ч. Значение лица определяется поконтексту: увижу себя (1-е л., ед. ч.), увидим себя (1-е л., мн.ч.), увидишь себя (2-е л., ед. ч.), увидите себя (может быть и2-е л., ед. ч., вежл. и 2-е л., мн. ч.), увидит себя (3-е л., ед. ч.), увидятсебя (3-е л., мн. ч.) [Современный2001: 152].

ГЛАВА V. РАЗРЯДЫ СООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЧАСТЯМИРЕЧИ
Местоимения в предложениимогут употребляться вместо имен существительных, прилагательных, числительных,а при широком понимании местоимений и вместо наречий и слов категории состояния(безлично-предикативных слов). В зависимости от того, на что указываетместоимение, какую часть речи оно может заменить, а также от его грамматическихсвойств местоимения распределяются по следующим разрядам: местоимения-существительные,местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения наречия,местоимения-слова категории состояния. Показателями разрядов являются: а)значение указания (указывает ли оно на предмет, признак предмета, количество,признак действия или на некоторое состояние); б) на какой вопрос отвечает; в)слово какой части речи заменяет или словом какой части речи заменяется; г)грамматические признаки (морфологические и синтаксические свойства).
Местоимения-существительные указывают на предмет и отвечают навопросы кто? что? в соответствующем падеже, имеют абсолютную, неповторяющую форм другого слова категорию падежа, в тексте они заменяют именасуществительные или заменяются ими. В этот разряд входят слова: я, ты, вы,он, она, оно, они, себя, кто, что и производные от них.
Местоимения-прилагательныеуказывают на признакпредмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? В соответствующейформе рода, числа и падежа (если эти категории у них есть). В тексте онизаменяют имена прилагательные или заменяются ими; изменяются, как иприлагательные, по числам, родам и падежам, согласуются с именамисуществительными. К этому разряду относятся местоимения: мой, твой, наш,ваш, свой, каков, какой, чей и производные от них.
Местоимения-числительныеуказывают на число,количество предметов или на порядковое место при счете предметов; местоимения –количественные числительные отвечают на вопрос сколько? всоответствующей падежной форме, склоняются (кроме мало), категорий числаи рода не имеют, любое из этих местоимений может быть заменено количественнымчислительным. К этой группе относятся: сколько, столько, много, мало,несколько, немного, дцать, надцать.
Местоимения –порядковые числительные отвечают на вопрос который? (в тексте – какой?),изменяются по родам, числам и падежам. К этой группе относятся: такой-то,энный и др.
Местоимения-наречия указывают на признак действия илипризнак признака, т. е. к указательному значению присоединяется значениеобстоятельственные, и отвечает на вопросы: как? когда? где? почему? зачем?; неизменяются, могут заменять собой наречия или заменяться ими. К этой группеотносятся слова: так, как, там, тут, где, когда, почему, потому, зачем,затем и др.
Местоимения – словакатегории состояниястали выделяться в классе местоимений как их разряд по соотношению сзнаменательными частями речи недавно; к этому разряду прежде всего относятсяслова каково, таково. Эти слова имеют форму среднего рода, единственногочисла, но по родам и числам не изменяются (в отличие отместоимений-прилагательных каков, какова, каково, каковы); они указываютна состояние, сочетаются с глагольной связкой быть (было каково, будеткаково). Кроме этих слов значение состояния имеет местоимение некогда(состояние занятости). К безлично-предикативным словам (не называя их словамисостояния) относят и отрицательные местоимения негде (негде жить),некуда (некуда ехать), незачем (незачем объясняться) и др.
Необходимо обратитьвнимание на местоимения это, то, все, всё, которые, с одной стороны,могут указывать на предметы, заменяться существительными и заменять их. Впредложении они выполняют роль подлежащего или дополнения; ихсловоизменительные категории подобны именам существительным. Но слова это,всё не изменяются по родам (средний род) и числам (единственное число). Всёимеет только форму ср. р., ед. ч.: Все всё знают; всё прошло; всевышли; аналогично слово это обладает формой ср. р., ед. ч.: Это– весна. С другой стороны, слова это, то, все, всё могутуказывать на признаки предметов, заменять прилагательные или заменяться ими;словоизменительные категории этих слов проявляют себя, как и у именприлагательных: они изменяются по родам, числам и падежам (этот, эта, это,эти; весь, вся, всё, все), согласуются с существительными, в предложенииявляются определениями [Современный 2001: 146].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории изученияместоимений четко прослеживаются две противоположные точки зрения: одни ученые,такие как М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, А. Н. Гвоздев, считают местоименияособой частью речи, другие, А. А. Потебня, А. М. Пешковский, В. Н. Мигирин,отказывают местоимениям в самостоятельности и распределяют по знаменательнымчастям речи. Как уже отмечалось, В. В. Виноградов относит к местоимениям толькопредметно-личные и производные от них слова. В учебном пособии для студентовтюркоязычных отделений педвузов Сафоновой С. С. местоимения входят в составсамостоятельных частей речи. Это говорит о том, что в настоящее времяместоимения признаются в русском языке как часть речи.
По семантическим ифункциональным признакам местоимения в современной грамматике делят на 8разрядов: личные, возвратное местоимение (себя), притяжательные,указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные инеопределенные местоимения.
В работе были показаныграмматические особенности местоимений. Такие как, одушевленность /неодушевленность, род, склонение и категория лица. Правда не всем местоимениямхарактерна та или иная грамматическая особенность. Например, категория лицаотчетливо проявляется только у двух разрядов местоимений – личных ипритяжательных, определительные и указательные местоимения имеют категориюрода, а остальные нет.
С. С. Сафонова пограмматическим свойствам местоимения делит на 3 группы: предметно-личные,признаковые и количественные. По соотношению с другими частями речи в книге подредакцией Е. И. Дибровой местоимения распределяются по следующим разрядам:местоимения-существительные, местоимения-прилагательные,местоимения-числительные, местоимения-наречия, местоимения – слова категориисостояния.
Таким образом, ввиду вышеперечисленного, местоимения можно назвать самостоятельной частью речи. Вучебном пособии «Лекции по современному русскому языку» Сафоновой С.С. местоимениям дано следующее определение: «Местоимение (от лат. Pronomen – вместо имени) по традицииопределяют как часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества,но не называет их» [Сафонова 2008: 45].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова.Современный русский язык.: Учеб. пособие для студентов-филологов заочногообучения / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – М.: Высш. шк.,1991. – 559с.
2. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл.редактор В. Н. Ярцева. – 2-е изд., дополненное. – М.: Большая Российскаяэнциклопедия, 2002. – 709 с.: ил.
3. Мигирин В. Н. Очерки по теории процессов переходностив русском языке. – Бельцы, 1971.
4. Сафонова С. С. Лекции по современному русскому языку(словообразование, морфология, синтаксис): Учебное пособие для студентовтюркоязычных отделений педвузов. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. – 198 с.
5. Сидоренко Е. Н. Очерки по теории местоименийсовременного русского языка. — Киев; Одесса: Любидь, 1990. – 148 с.
6. Современный русский язык: Теория. Анализ языковыхединиц: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология.Синтаксис / В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л. Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 704 с.
7. Современный русский язык: Учеб. для студентов вузов,обучающихся по спец. «Филология» / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л.Касаткин и др.; Под ред. П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 560 с.
8. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец.ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1989. – 800 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Утворення та діяльність українських політичних партій у Наддніпрянській Україні на початку ХХ ст.
Реферат Анализ и аудит финансовой отчетности предприятия
Реферат Планирование уровня физической нагрузки в рамках рекреационных туристских мероприятий и методы педагогического контроля и самоконтроля работоспособности туристов
Реферат Педагогическая технология развития у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой 3
Реферат Организационно-правовые основы деятельности российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Реферат На берегах "песчаного моря". Глава из книги "История Народа Хунну"
Реферат Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности пути е становления и развития
Реферат Информационная безопасность, стандарты информационной безопасности
Реферат Речевая характеристика героев в драме Островского "Гроза"
Реферат Древнекитайское право – основа дальневосточного права
Реферат Моносемия. Перевод моносемантических слов на основе названий организаций
Реферат II. результаты деятельности системы образования 4
Реферат Болгарский кризис и «перестраховочный договор».
Реферат Фумаровая кислота: применение в птицеводстве и свиноводстве
Реферат Бухгалтерский учет 2 Журнал регистрации