Реферат по предмету "Психология"


Память. Направленность личности

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
Тверскойфилиал
Кафедра общегуманитарныхдисциплин
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
студентки курсагруппа факультета экономики и управления
Специальность:Бухгалтерский учет, анализ и аудит.
Учебнаядисциплина: «Психология и педагогика»Вариант 11
Руководитель-консультант
Козлов Сергей Александрович
2008г.

Оглавление
1.        Память. Ее виды,функции и методы развития
2.        Направленностьличности
3.        Способы улучшенияпсихоэмоционального состояния
4.        Основныенаправления воспитательного процесса

1.        Память. Ее виды,функции и методы развития
Биологическая память
Различают три вида биологическойпамяти: генетическую, иммунологическую и нейрологическую (нервную) память.
Чтобы жить, органическая системадолжна постоянно себя воспроизводить, иначе говоря, помнить своё строение ифункции– генетическая память. Носителями генетической памяти являютсянуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
С генетической памятью тесно связанаиммунологическая, которая проявляется в способности иммунной системы усиливатьзащитную реакцию организма на повторное проникновение в него генетическиинородных тел.
Неврологическая память — совокупностьсложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма(субъекта). Неврологическая память использует не только собственныеспецифические механизмы, но и механизмы более древней генетической памяти,способствующей выживанию биологического вида. Поэтому в неврологической памятивыделяют генотипическую (врождённую) память. Именно она у высших животныхобеспечивает становление безусловных рефлексов, различных форм врождённогоповедения (инстинктов), играющих роль в приспособлении и выживаемости вида.
Память человека
Память– один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазызапечатления, хранения и извлечение поступающей информации.
Память это основа личности. Попредставлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз,покровительница всех известных тогда наук и искусств. «Человек, лишённыйпамяти, по сути, перестанет быть человеком» (Ч.Айтматов.). И, наоборот,среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальнойпамяти безграничной по своим возможностям.
Исследования памяти имеютмеждисциплинарный характер, т.к. в различных формахона встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохраненияиндивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации.
Современный крупнейший математик икибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципечеловеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации.Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся вмиллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке.Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мыникогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мыиспользуем на ничтожную долю своей мощности.
Природа отпустила каждомуколоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, чтопросто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматьсяинтеллектуальной гимнастикой.
Различные виды памяти — моторная,эмоциональная, образная, словесно-логическая — иногда описываются как этапыразвития (П.П. Блонский, Дж. Брунер, Ж. Пиаже).Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга (А.Р. Лурия, Р. Сперри) позволил установить факт преимущественнойсвязи процессов в левом полушарии головного мозга (у правшей)со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии — снаглядно-образными.
Виды памяти
Существует несколько оснований дляклассификации форм и видов памяти. Одно из них — деление памяти по временисохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания,сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременнуюи долговременную память, а иногда и промежуточный вариант — оперативную. Вовтором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, словесно-логическойи других видах памяти.
Кратковременная память — это память, в которойсохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодомвремени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.
Долговременная память рассчитана на длительный срокхранения информации, заранее не определенный период. Она не связана сактуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный моментвспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременнойпамяти, где припоминание не требуется (поскольку то, что только что быловоспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти ононеобходимо всегда, так как связанные с восприятием сведения уже не находятся всфере актуального сознания.
При пользовании долговременнойпамятью для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтомуее функционирование обычно связано с волей.
Для сохранения информации вкратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания кзапоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; придолговременном запоминании в этом нет необходимости.
Оперативной называют память, занимающуюпромежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитанана сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е. на то,чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.
Двигательная память — это запоминание и сохранение, а при необходимости точноевоспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формированиидвигательных умений и навыков человека и особенно необходима в тех видахдеятельности, занятия которыми требуют от человека довольно сложных формдвижений.
Хорошей зрительной памятью обладаютлюди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способныв течение длительного времени «видеть» отсутствующую в реальномзрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением ивоспроизведением образов; она чрезвычайно важна для людей всех профессией,особенно сотрудников ОВД, художников, конструкторов. Этот вид памятипредполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, вчастности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человекзрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает ивоспроизводит.
Иногдаодному человеку для того, чтобы лучше запомнить материал необходимо егопрочесть так как при запоминании и воспроизведении ему легче опираться назрительную память то другому легче опираться на слуховую память и акустическиеобразы.
Третьемулегче запоминать и воспроизводить движение и ему можно рекомендовать записыватьматериал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.
Чистыевиды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайнередки. Чаще всего можно столкнутся c различными сочетаниями зрительной, слуховой, двигательной памяти.Типичными их смешениями является: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая,слуховая — двигательная. Однако у большинства людей все же доминирующейвыступает зрительная память.
Естьуникальные случаи такой памяти. Один из них нам представил А.Р.Лурье. Онподробно изучил и описал память человека по фамилии Ш., который мог быстропрочно и надолго запомнить зрительную информацию. Объём его памяти так и неудалось экспериментально установить.
Каквыяснилось, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении, которое унего было особенно хорошо развито. После однократного зрительного восприятияматериала Ш. Как бы продолжал его видеть. Он был способен восстановитьзрительный образ, спустя много времени, даже через несколько лет.
Эйдетическая память не такое ужредкое явление. В детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенноисчезает. Данный тип памяти бывает хорошо развит у художников и, по-видимому,является одним из задатков развития соответствующих способностей. Сферойпрофессионального применения такой памяти может стать музыка, т.е. видыдеятельности, в которых предъявляются особые требования к зрительно-точномузапоминанию и воспроизведению увиденного.
Слуховая память — это хорошее запоминание иточное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных. Онанеобходима музыкантам, филологам, людям, изучающим иностранные языки.
Словесно-логическая память характеризуется тем, чточеловек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логикукакого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он можетточно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала.Данным типом памяти нередко обладают научные работники, преподаватели.
Так,например, словесно – логическая память на знание в речевой форме, логическиесхемы, математическую символику человека с хорошо развитой этого вида памятилегко запоминает слова идеи, логические конструкции. Запоминаемый материалчасто не вызывает зрительных ассоциаций, такой человек легко запоминаетфамилии, имена и отчества. Но образная идентификация модели осуществляется сбольшими усилиями. Словесно-логический вид памяти связан со складом умачеловека, склонного к философским обобщениям и теоретическим рассуждениям.
Эмоциональная память — это память напереживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляетсяв человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основанапрочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональныепереживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусоваяи другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможностипо сравнению со зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной памятьюограничен. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологическихпотребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранениеморганизма.
Поскольку память связана с волей, топо характеру ее участия в запоминании и воспроизведении материала память делятна непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такоезапоминание и воспроизведение материала, которое происходит автоматически, безособых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой мнемической задачи (задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение материала). Во второмслучае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания иливоспроизведения требует от человека волевых усилий.
В структуре памяти можно выделить двавида мнемических способностей, имеющих различныефизиологические механизмы: способность к запечатлению испособность к смысловой переработке информации. Оба вида мнемическихспособностей оказывают влияние на успешность усвоения знаний, однако большуюроль играет способность к переработке информации, характеризующая тесноеединство процессов памяти и мышления.
Процессы памяти
При выделении различных видов памятиимеются в виду некоторые устойчивые свойства и стороны, характеризующие памятьнезависимо от того какую конкретную функцию выполняет она в деятельности:закрепления, сохранения или актуализации материала. Например, в делении памятина двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую отразилась такаяее сторона, как форма (образ, слово и т.д.), в которой осуществляется изапоминание, и сохранение, и воспроизведение материала.
Но, кроме видов памяти, выделяют ещепроцессы памяти. При этом в качестве основания рассматривают именно различныефункции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памятиотносятся:Процессы памяти Краткая характеристика запоминание
— это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Различаются:
кратковременное и долговременное
произвольное и непроизвольное воспроизведение (актуализация, возобновление) — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти. Внутри процесса воспроизведения можно выделить его различные виды: узнавание, собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание. Особое место занимает воспоминания — историческая память личности сохранение — определяется степенью участия материала в деятельности личности. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объекту этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним забывание материала — зависит от времени. Это впервые экспериментально установил нем6ецкий психолог Эббингауз, который показал, что забывание особо интенсивно протекает после заучивания, а затем замедляется. Чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Имеет избирательный характер. Устойчиво значимый материал забывается медленнее.
Все люди поспособности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленнозапоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстро заучивающиеспособны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов в то время как медленнозаучивающие помнят только 3. Если добавить к характеристике названных групп ещёи то, что быстро заучивающие быстро и забывают, а медленно заучивающие забываютмедленно, то станет ясно, что для оценки качества памяти в целом, применятькакой либо один показатель нельзя. Поэтому необходимо отметить, что памятьлюдей различается по нескольким параметрам: скорости, прочности, длительности,точности, объему заполнения.
Путипрактического воздействия на память человека и ее совершенствование
В настоящеевремя разработано и на практике используется немалое количество разнообразныхсистем и методов влияния на память человека с цельюее улучшения.
Рассмотримнекоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоватьсялюбой человек независимо. Один из них основан на более активном использованиипри запоминании и воспроизведении материала образного мышления и воображения.Чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, рекомендуетсяв отношении запоминаемого материала выполнить следующую последовательностьдействий:
1. Мысленносвязать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легко представляемым ввоображении предметом. Этот предмет далее связать с каким-нибудь другим,который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнитьзапоминаемое.
2.Обапредмета в воображении соединить каким-либо причудливым способом друг с другомв единый предмет.
3.Мысленно на секунду представитьсебе, как будет выглядеть этот составленный из двух других, придуманный, необычныйпредмет.
Этих трех действий практическидостаточно для того, чтобы в нужный момент вспомнить запоминаемое, причемблагодаря описанным выше действиям оно сразу же переводится из кратковременнойпамяти в долговременную и остается там надолго.
Ф.Бартлеттрекомендует для лучшего запоминания материала повторять его незадолго донормального времени отхода ко сну. В этом случае, какон считает, запоминаемое лучше отложится в памяти, посколькуне будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение днянакладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая нашевнимание.
Процессы памяти тесно связаны сособенностями личности человека, его эмоциональном настроем, интересами,потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает.Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Мыобычно запоминаем то, что нам интересно и эмоционально значимо.
2. Направленность личности
Направленность личности – это устойчивое психическоесвойство в котором выражается некоторые потребности, мотивы, установки и целижизни и деятельности в котором наглядным образом может проявляться совокупностьличных интересов.
Личность человека являетсяинтегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическаяоснова личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обменавеществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомическиеособенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение»личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которыхчеловек был воспитан и в которых он участвует.
В основе личности лежит ее структура- связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности:способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Практически никто из исследователейне возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, еесистемообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность.
Направленность оказывает организующеевлияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательныечерты темперамента), и на психические состояния (например, преодолениеотрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующеймотивации) и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (вчастности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньшезначение, чем способности).
Направленность наряду с доминирующимимотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности,симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только вразличных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека.
Направленность личностихарактеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.
По данным Санкт-Петербургскихпсихологов, в начале 90-х годов прошлого столетия в стране резко снизиласьценность образования, как возможность материально обеспечить себя в будущем. Вконце 90-х годов образование снова вошло в систему ценностей. В последнее времястуденты сочетают работу с учебой, т.е. подрабатывают. Таким образом, какойвыбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный ВУЗзависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностныхориентаций.
Большинство психологов полагает, чточеловек личностью не рождается, а становится. Правильнее, видимо, считать, чтоличность не просто результаты биологического созревания или матрицаспецифических условий жизни, но субъект активного взаимодействия со средой, впроцессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает)личностные черты.
В тех свойствах, которые былиприобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менееустойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненнымобстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям.
В молодости вероятность соответствияпсихологического возраста хронологическому весьма велика. Если социальнозначимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст можетотставать от хронологического. В зрелости психологический возраст в гораздобольшей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, отнаправленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации.
3. Способы улучшения психоэмоциональногосостояния
Три основные – древние, как мир, нозаново осознаваемые и переживаемые каждым поколением идеи.
I Здоровье – физическое и неэтическое– связано с мироощущением, «настроем» и образом жизни. То, как мыдумаем, чувствуем и поступаем, и чему стремимся, определяет наше здоровье неменьше, чем здоровье определяет нашу жизнь.
II Человек ответственен за свою жизнь исвое здоровье. Понимание именно этой ответственности может очень многоеизменить в жизни. Оздоравливаясь, вы дарите радость жизни и окружающим.
III Сохранение или обретение здоровьянеосуществимо без соразмерности ваших возможностей и притязаний. Как сказалСтанислав Ежи Лец, «поднимайся над собой, но не теряй себя из виду!»
Истинное физическое и душевноездоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то нормам и стандартам, ав том, чтобы прийти к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни.
Повышение образования эндорфиновприводит к улучшению настроения, снятию эмоционального напряжения, уменьшениюили устранению болевых ощущений.
Распространенная прежде фраза «всеболезни от нервов» трансформировалась – «все болезни от стрессов».И не без оснований. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всехзаболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифрав 2 раза больше. Но вот и другой факт: 30-50% посещающих поликлиники – этопрактически здоровые люди, нуждающиеся лишь в некоторой коррекцииэмоционального состояния.
Хотя релаксация представляет собойочень полезное средство для улучшения психоэмоционального состояния, мало ктоумеет глубоко расслабляться. Такие методы, как медитация, хатха-йога испокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достичьглубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор,радио и магнитофон. Необходимо помнить, что отпуск и другие формывосстановительного отдыха не всегда обладают расслабляющим действием.
Человек должен развить у себяспособность самоанализа, для того чтобы идентифицировать характерные для негострессоры.
Очень важную роль в улучшениипсихоэмоционального состояния играет психотерапия — лечение психологическимисредствами (словом, внушением).
Назовем лишь несколькораспространенных методов психотерапии: групповой метод – для разрешениятрудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки;семейный метод – для гармонизации супружеских взаимоотношений, воспитаниядетей; аутотренинг – для волевого воздействия на вегетативные проявления;музыкотерапия и многое другое.
Произвольная регуляция дыхания такжеиспользуется в качестве мероприятия, направленного на улучшение состояния.Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, является,по всей вероятности, самым древним из известных методов борьбы со стрессом.
Для улучшения психоэмоциональногосостояния может быть использована также и медитация – концентрация внимания наобъекте, предназначенном для сосредоточения.
Среди эффективных способов улучшенияпсихоэмоционального состояния хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка.Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировкеобеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; приэтом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяетне только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторыхзаболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание,память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренингнаправлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогеннойтренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешеннымив течении всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.
Гипноз также может быть использовандля профилактики и лечения чрезмерного психофизиологического стрессовоговозбуждения. В состоянии гипноза у человека уменьшается периферическая сфераосознания.
Одним из самых эффективных средствукрепления здоровья и улучшения психоэмоционального состояния являетсяиспользование физических упражнений, т.е. «выбивание» психическогостресса физическим. Физические упражнения и спорт являются наилучшим способомпредотвращения отрицательных последствий стресса.
Хотя физические упражнения сами посебе являются интенсивной формой стресса, они сильно отличаются от стрессовойреакции, участвующей в развитии хронических заболеваний.
В последнее время в США завоевалширокое признание как средство улучшающее психоэмоциональное состояние, массаж.Массаж снимает мышечное напряжение, снижает кровяное давление, развиваетгибкость и упругость мышц.
Медитация – умственное действие,направленное на приведение психики человека в состоянии углубленнойсосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагает устранениеэмоциональных «крайностей» и значительное снижение реактивности.Телесное состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, аего умонастроение – приподнятостью и некоторой отрешенностью.
Нередко очевидны и более глубокиеизменения, человек становится в большей степени хозяином своей судьбы:появляются адекватное отношение к окружающей реальности и к самому себе,уверенность в своих силах, повышается ответственность за собственную жизнь.
Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и надействиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье,но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто неободряет больше, чем успех.
С плохим настроением можносправиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого.Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно рассказывать, «жалуясь»всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом наверное сочувствия,понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные вышеспособы преодоления плохого настроения, весьма эффективны. Начав с релаксации(2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг,медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое.Займитесь спортом, хобби и т.д.
Релаксация по методу Бенсона.
1.        Спокойнаяобстановка.
2.        Объектсосредоточения.
3.        Пассивноеотношение (освобожденность разума от мыслей, целей).
4.        Удобная поза.Рекомендуется сидячая, чтобы не заснуть.
Было бы полезно, — отмечает Бенсон, — введение в современную культуру ежедневной утренней релаксации «вместоутреннего кофе».
Нередко очевидны и более глубокиеизменения, человек становится в большей степени хозяином своей судьбы:появляются адекватное отношение к окружающей реальности и к самому себе,уверенность в своих силах, повышается ответственность за собственную жизнь.
Постоянное сосредоточение внимания насветлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, нетолько сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживаетбольше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.
Хочешь быть счастливым – будь им.
4. Основные направлениявоспитательного процесса
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «институт, призванныйс нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением ипринуждением к практической деятельности и к неуклонному изменению в жизниусвоенных правил» (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этогопринципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную,личностную направленность. В отечественной педагогике также неоднократноизменялся. От общего принципиального положения — воспитание должно готовитьчеловека к активной общественной и счастливой личной жизни — сохранилось мало.Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят вжизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентированона поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти,формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и действующих вгосударстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинениявсей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения всоответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельностьвоспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Как лицо,состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственныйзаказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этомсовпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требованияпринципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. Прирассогласовании целей государства. общества и личности реализация принципазатрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретногофактического материала для полноценного воспитания. Школа — не госучреждение, асоциальный институт, общественно-государственная система, призваннаяудовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общее иличности. Нарушение этого взаимодействия приводит к застою школы. Школа какобщественно-государственный" институт не может жить только нагосударственном дыхании, рано или поздно общество вновь должно прийти к ней напомощь. Должна быть преодолена отчуждённость общества от школы и школы отобщества, изолированность школы от процессов, происходящих в общественнойжизни, а также узость и корпоративность профессиональных педагогов. Педагогидолжны осознавать себя не монополистами, а лишь уполномоченными народа в делевоспитания.
Для преодоления процессаогосударствливания школы в развитых странах создана сеть частных (общинных)школ, реализующие цели определённых слоёв общества, которые могут и несовпадать с государственными. И, несмотря на то, что обучение в государственныхшколах бесплатное, а в частных — платное, большинство населения (от 50 до 80—85% в различных странах) предпочитает платить за возможность воспитания своихдетей на общественно-личностных ценностях.
Реализуя принцип общественной направленностивоспитания, важно добиваться практически-мотивированного взаимодействия своспитанниками.
При этом следует избегать лозунговойпедагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе(полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками,накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако, чтобы деятельность(трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаютсявоспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественноценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, тои деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большойвоспитательный эффект.
В процессе выработки социальныхкачеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественнополеэнойдеятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанниковпосредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательнодолжно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальнымопытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.
К сожалению, опыт эффективногогражданского воспитания у нас утерян, приходится обращаться к своему прошлому,зарубежным воспитательным системам, накопившим немало иного в этой области. «Главнаязадача школы — воспитание граждан, которые поддерживают государственныеинституты, уважают законы государства» (Г. Форд, бывший президент США). Надостижение этой цели в школы направляются значительные финансовые средства.Президент США Клин тон победил на выборах именно потому, что пообещализбирателям вложить в развитие системы образования в четыре раза большесредств, чем его соперник.
Один из эффективных путей реализациипринципа — введение специальных школьных предметов и наполнение соответствующимсодержанием других школьных дисциплин на практику американской школы, например,прочно воплощается преподавание мини-курсов продолжительностью от двух недельдо нескольких месяцев, таких, как «Отношения между странами», «Социальныепроблемы» и т.п. Для всех классов созданы подготовленные виднымиспециалистами учебные пособия: «Закон и американское общество» (дляIX — XI классов), «Выдающиеся процессы Верховного суда» для VII -VIIIклассов), «Важнейшие статьи Конституции» (для XI класса) и многиедругие. Издаются тематические серии, состоящие из нескольких учебников: «Закони город», «Землевладелец и арендатор», «Закон и потребитель»,«Бедность и процветание», «Преступление и правосудие» ит.д.
В американских школах и школах другихзападных стран очень многое делается для формирования привлекательного образаобщества и государства, воспитания положительного отношения к его идеалам иценностям. Это, в частности, достигается внушением юным гражданам выгодныхправительству, хотя и не всегда бесспорных идей.
Наши возможности пока скромнее.Однако даже при недостатке или отсутствии соответствующих пособий процессыпроисходящие в обществе, дают вполне достаточный материал для осуществленияэффективного гражданского воспитания.
В общественные процессы каждыйчеловек включается раннего детства. Поэтому и гражданское воспитание начинаетсяв юном возрасте. Чувство социальной ответственности разрабатывается несколькопозже — в школе второй ступени. Всех этапах формирования социальных качествнадо заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и развитиюучеников. Уже в школе первой ступени дети усваивают такие понятия, как «конституция»,«власть», «авторитет», «закон», «ответственность»,«правительство» и др., если их формирование осуществляется наконкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школавторой и третьей ступени закрепляет, развивает необходимые 1тия, воспитываетубеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальнымсоциальным процессам.
Актуальная задача — преодоление вближайшие годы апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для чеговоспитатели должны добиваться ускорения темпов социализации, которые впоследние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать насебя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную.Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространеныповсеместно. В этом повинно и общество, не предоставляющее молодым людямнадлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящаямолодым людям роль «недорослей», и семья, создающая условия дляиждивенчества, долгих поисков своего в жизни.
«Не для школы — для жизни»— такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагогипоняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формированиеличности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участияв обменных и трудовых отношениях.Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее,тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому воспитанниковнеобходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируясоответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде направах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственногоповедения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивытруда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.
Школа жизни — лучшая школавоспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним изосновополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем Он требует отвоспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого иоперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей,происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальнымжизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
Подростки активно стремятся квзрослости, сама природа дает воспитателям возможность достичь необходимогопедагогического эффекта. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностейформировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения; пластичностьего нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всехвоспитательных задач. И. П. Павлов указывал, что жизнедеятельностьчеловеческого организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями егосуществования. Это влияние он назвал «жизненным воспитанием». Такоевоспитание — «школу жизни» — проходят все подрастающие поколения. Врезультате у них накапливается опыт поведения, вырабатываются навыки,необходимые для включения в общественную жизнь.
Внекоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется суженнокак приобщение воспитанников к труду, посильному участию в общественномпроизводстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути для полноправногоучастия детей и подростков в решении важных для любого человека проблем:демократизации общества, соблюдения прав человека, сохранения окружающей средыи многих других. Общественно полезный труд — это одно из важнейших средствсоциализации личности, включения ее в систему общественных отношений.
Правильная реализация принципа связивоспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:
— понимание учащимися роли труда вжизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества дляудовлетворения растущих запросов его граждан;
— уважение к людям труда, создающимматериальные и духовные ценности;
— развитие способности много иуспешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользуобщества и свою собственную пользу;
— понимание общих основ современногопроизводства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общейкультурой и основами научной организации труда;
— сочетание личных и общественныхинтересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачамиобщества и хозяйственными потребностями;
— бережное отношение к общественномудостоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудомобщественную собственность;
— нетерпимое отношение к проявлениямбесхозяйственности, безответственности, нарушениям трудовой дисциплины,иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственностии варварскому отношению к природным богатствам. Принцип связи воспитания сжизнью, трудом осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельныестороны проявления этого принципа:
1. Следует преодолевать абстрактностьи догматизм в социальном и трудовом воспитании школьников, привлекать их кконкретной и посильной деятельности. Нужно иметь программу осуществлениятребований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдатьпостепенность в его реализации.
2. Воспитатель, согласуя своидействия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад вобщественное производство — учебный труд, помощь дома и в школе.
Не надо препятствовать желаниюподростков и юношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетныебригады, подрабатывать во время каникул.
3. Дети обычно стремятся кдеятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка.Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс социализацииличности.
4. Реализация принципа требуетширокого использования на уроках и во внеклассной воспитательной работеместного краеведческого материала.
5. Участвуя наравне со взрослыми врешении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответственность запринятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества.
6. Успешно осуществлять принцип связивоспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновлениясодержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиямив социальной сфере и хозяйстве страны.
7. Воспитательный процесс должен бытьпостроен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людямобществу, чтобы он приносил удовлетворение.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.