Реферат по предмету "Иностранный язык"


Понятие страха в языковом сознании современного подростка

ОглавлениеВведениеПодходык изучению эмоции страха. Страх по данным словарейСтрахв сознании школьниковЗаключениеБиблиография
Введение
В языке зафиксированы все грани человеческого бытия, втом числе эмоции и чувства. Изучая язык, можно многое узнать о человеке, егомировосприятии, особенностях национального менталитета и индивидуальногосознания. Нам представляется актуальным выяснить, какими средствами в русскомязыке представлена такая эмоция как страх, и отражает ли язык различные влияниястраха на человека.
Актуальность исследования эмоции страха велика хотя быпотому, что в повседневной жизни мы встречаемся с ним чуть ли не ежеминутно.Человек живет со страхом бесполезно прожить свою жизнь, не успеть достичьвсего, чего хотел. Страх — чисто негативная эмоция, однако у нее есть инекоторые положительные аспекты: страх — психологическая основа выживания,страх — стимул жить и одновременно умереть, от страха иногда умирают, а иногдатолько благодаря нему спасаются, страх мобилизует все физические и умственныесилы, чтобы выжить. Поэтому чрезвычайно важно «взглянуть страху влицо», понять его влияние на человека и освободиться от устаревшихстереотипов. Лингвистическое исследование страха позволяет выявить особенностивосприятия данной эмоции носителями языка.
Целью работы является исследование понятия страхв языковом сознании современного подростка.
Цель определяет решение частных задач:
·          представить описание эмоции страхапо данным словарей русского языка;
·          выявить смысловые компоненты,составляющие понятие страх;
·          показать совокупность языковыхсредств, используемых в современном русском языке для обозначения страха;
·          представить описание эмоции страхана примере конкретной социально-возрастной группы (учащиеся 7 и 10 классовгимназии № 10).
Материалом для нашего исследования послужили:
1)        данные различных лингвистическихсловарей;
2) данные анкетирования,проведенного среди учащихся 7 и 10 классов гимназии № 10 (всего 42 человека).
В ходе исследований использовались методы:
·          дефиниционный анализ,
·          компонентный анализ,
·          психолингвистический эксперимент.

1. Подходы к изучениюэмоции страха
В современной лингвистике сложились два подхода кописанию эмоций, которые условно можно назвать смысловым и метафорическим.В рамках этих подходов по-разному решается проблема характеристики эмоции[Апресян 1995:453-458]. В нашей работе представлено исследование эмоции страха,основанное на взаимодействии двух подходов: смыслового и метафорического.
Главная трудность, с которой сталкиваетсяисследователь при описании эмоциональной лексики, по мнению Ю. Д. Апресяна,заключается в том, что сами эмоции недоступны прямому описанию. В этомотношении они подобны другим внутренним состояниям. Как правило, в тех случаях,когда прямое объяснение какого-либо явления по той или иной причине невозможно,говорящий использует различные окольные пути: либо говорящий указывает наизвестную адресату ситуацию, в которой возникает обычно данное явление, либо онсравнивает это явление с похожим на него другим явлением, знакомым адресату. Всущности именно эти принципы лежат в основе двух упомянутых лингвистическихподходов к описанию эмоций.
Смысловой подход был впервые предложен в работах А. Вежбицкой и Л. Н.Иорданской, где эмоции описывались через прототипические ситуации, в которыхони возникают. Принцип сведения к прототипу и сейчас представляется в высшейстепени ценным, но его сегодня недостаточно для полного и адекватноголексикографического представления эмоциональной лексики, поэтому используетсятакже метафорический подход.
Эмоция практически никогда не выражается прямо, новсегда уподобляется чему-либо. Поэтому наиболее адекватным лингвистическимописанием эмоций считается описание через метафоры, в которых эти эмоцииконцептуализируются в языке. Безусловное достоинство этого подхода состоит втом, что он дает возможность отразить внутреннюю семантическую компаративностьслов, обозначающих эмоции, и ввести в описание, помимо самих этих слов, большиегруппы связанных с ними метафорических выражений.
Обращение к различного рода словарям позволяет выявитьсемантические компоненты понятия страх.
Этимологический словарь русского языка дает следующееобъяснение происхождения слова страх:
Страх — общеславянское, имеющее соответствие вгерманском и балтийском языках (средне-литовское stregti коченеть, каменетьи немецкое strecken вытягивать) Первоначально страх означало оцепенение,остолбенение [КЭС: 305].
В таком случае, можно предположить, что слово страхсо временем претерпело изменения в лексическом значении: в современномрусском языке страх обозначает меньшую степень боязни, нежели обозначалраньше, а очень сильный испуг обозначается словом ужас, тогда какизначально оно обозначало очень сильный ужас, кошмар, от которого кровь стынетв жилах, а волосы на голове встают дыбом.
Теперь обратимся к определению слова страх втолковом словаре В. И. Даля:
Страх — страсть,боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, отгрозящего или воображаемого бедствия [ТСД: IV\336-337].
В этом определении слово страх толкуется черезсинонимы страсть, боязнь, робость, сильное опасение. Прилагательное сильныйуказывает на интенсивность проявления эмоции.
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова даетследующее толкование лексического значения страха:
Страх — оченьсильный испуг, сильная боязнь [СО: 630].
Для определения так же, как и в ТСД используютсясинонимы, указывается интенсивность эмоции.
Толковые словари отражают базисные смыслы, характерныедля среднестатистического носителя языка. В ходе изучения словарных данныхтолковых словарей русского языка трудно дать исчерпывающее определение страха,однако можно выявить некоторые признаки, характеризующие это чувство. Такимипризнаками являются:
1)        негативное влияние на состояниедуши человека;
2)        может быть вызвано как реальной,так и ирреальной причиной;
3)        сильное по проявлению и душевномунапряжению;
4)        высокая интенсивность эмоции.
Обратившись к синонимическому словарю [ССА: 524–525],мы увидим, что словарь дает неоднозначное представление о степени влиянияэмоции на рассудок человека. Синонимический ряд с доминантой страх включаетв себя с одной стороны ужас, испуг, жуть, кошмар, страсть, паника, перепуг,а с другой стороны — боязнь, опасение, трепет, опаска, робость, тревога. Этосемантические синонимы, имеющие различия в лексическом значении:
·    Ужас — чувство сильного страха,доходящего до подавленности, оцепенения;
·    Трепет – сильное волнение,напряженность чувств от каких-либо переживаний;
·    Испуг — внезапное чувство страха;
·    Жуть — чувствотоскливо-беспокойного страха;
·    Кошмар – нечто тягостное,неприятное, отвратительное;
·    Страсть – страх, ужас;
·    Паника – крайний, неудержимыйстрах, сразу охватывающий человека или многих людей;
·    Робость – несмелость, боязливость,опасливость;
·    Опаска – осторожность впредвидении опасности.
Для того чтобы выявить различия между этими чувствами,мы провели компонентный анализ семной структуры имен. Главную роль в нашемисследовании играет вертикальная ось, а именно: разные степени одной и той жеэмоции, отличающиеся между собой различными признаками.
Итак, семная структура лексического значения синонимоввыглядит следующим образом:
 
Характер эмоции
Интенсивность
Следствия
Причина Ужас Страх Высокая Подавленность, оцепенение Нечто или некто Трепет Страх Невысокая Напряженность Переживания Испуг Страх Высокая Необдуманные действия Шок, опасность Жуть Страх Высокая Тоска, беспокойство   Кошмар Страх Высокая Отвращение, неприязнь Паника Страх Высокая Неразумные, необ-ратимые действия Страсть Страх Высокая     Робость Страх Невысокая Растерянность, неуверенность Свойства личности Опаска Страх Невысокая Осторожность Опасность
Таким образом, анализ семного состава позволяетговорить о том, что ужас, паника, трепет, и т.д. – это не различные эмоции, астепени одной эмоции, которая может переходить из одного качества в другое взависимости от внешних или внутренних факторов.
Теперь обратимся к словообразовательному словарю [ССТт.2: 177–178]. Возможно, благодаря этимологическим и историческим факторам,страх имеет большое количество однокоренных слов: страшок, страшный,страшненький, страшноватый, престрашный, страховитый, бесстрашный, страшливый,страшиться, страшила, страшилище, устрашать, устрашительный, неустрашимый,стращать, страховитый, бесстрашный, стахолюд, страхопуд, страшенье, страшник,стращатель и т.д. В ряду этих слов можно выявить различия. В зависимости отзначений суффиксов и приставок степень эмоции, обозначаемой производным словомможет, колебаться от очень сильной (престрашный, страшенный, страшнющий)до слабой (страшок, страшненький, страшноватый).
Гнездо однокоренных слов показывает также, что можнокак самому испытывать страх, так и вызывать его у другого. Словастрашник,страховидный, страшила, страшилище, страхолюд, страхопуд, страшенье, стращательмогут обозначать объект страха, а прилагательные, которые, как известно,являются признаками предмета,сраховитый, бесстрашный, страшливый,неустрашимый указывают на качества субъекта страха. Кроме того, глаголыстрашиться, страшить, устрашить, стращать, перестращать, настращать указываютна то, что субъект или объект могут испытывать или вызывать страх каксознательно, так и бессознательно. Можно предположить, что такое историческисформировавшееся многообразие однокоренных слов указывает на важностьобозначаемых понятий в языковом сознании, а значит в человеческой жизни вообще.
Исследуя данные словаря эпитетов К.С. Горбачевича, мыувидели, что эпитеты разделены на группы:
¨        Характеризующие продолжительность,время наступления страха (беспрестанный, вечный, внезапный, давний, долгий,застарелый, постоянный, продолжительный [СЭ,175]);
¨        Характеризующие силу, характер,воздействие, оценочные категории страха (беспричинный, божий, дикий,животный, ноющий, ознобный, суеверный и т.д. [СЭ,175-176]).
В массе своей все эпитеты метафоричны, онихарактеризуют страх как живое существо, зверя или монстра (безжалостный,безумный, беспощадный, гадкий, глухой, дикий, звериный, зловещий, лютый,могучий, наивный, неотступный, ноющий, огромный, опустошающий, отвратительный,сильный, тошнотворный, угрюмый, холодящий, цепенящий, лохматый, покорный,прилежный [СЭ, 175-176]). Это подтверждает положение о том, что эмоция чащевсего уподобляется чему-либо. Также обращает на себя внимание группа эпитетов,характеризующих страх как нечто смутное, еще не оформившееся на уровнесознания:
Сомнительный, нечеткий, бесформенный, мутный,бессмысленный, призрачный, подсознательный, смутный, темный, мрачный, душный,таинственный [СЭ, 176].
Судя по эпитетам, можно еще раз убедиться, что степеньстраха неоднозначна, что человек сам себя обманывает, предпочитая считать себяжертвой какого-то чудовища. Часто поражает материальность, физически ощутимаясила страха в человеческом восприятии. Становится непонятно: зверь — это страх,или страх — это зверь? Если человек видит лохматое, гадкое чудовище, он тут жеулавливает сходство с человеческим страхом. Значит, изначально страх похож назверя, а не зверь нагоняет страх.
Теперь обратимся к словарю фразеологических синонимоврусского языка под редакцией В.М. Мокиенко. Исследуя данные ФС, мы увидели, чтофразеологические обороты со значением бояться, испытывать страх [СФС:27–28] можно разделить на несколько групп:
1)        фразеологические обороты,обозначающие физиологические, т.е. внешние проявления страха, ощущениячеловеческого тела:
мороз по коже,
мурашки по спине бегают,
волосы становятся дыбом,
кровь стынет (леденеет) в жилах,
ни жив, ни мертв,
язык отнялся,
не сметь дохнуть (пикнуть, рта раскрыть),
дрожать как осиновый лист (как заячий хвост),
поджилки трясутся.
Анализ данных ФС подтверждает мнение Ю.Д. Апресяна отом, что реакция человеческой души на страх сходна с реакцией человеческоготела на холод [Апресян 1995: 459].
2)        фразеологические обороты,обозначающие душевное состояние человека, ощущающего страх:
душа уходит в пятки,
сердце падает (замирает),
лица нет.
3)        фразеологические обороты,обозначающие восприятие мира человеком, ощущающим страх, например:небо в(с) овчинку.
Следует отметить, что, согласно данным ФС, страх можетвыступать в качестве субъекта действия, а объектом при этом является человек,испытывающий данную эмоцию. Иными словами, зачастую страх олицетворяется,персонифицируется и может выступать в роли активного лица: страх берет, устраха глаза велики да ничего не видят, страх на тараканьих ножках бродит, слепойстрах напал на всех. Это говорит о том, что в человеческом сознании страхвоспринимается как живое существо. А сам человек при этом — пассивная жертва.
Об этом так же говорят многочисленные сравнения какобъекта страха (бояться как огня / как черт ладана / как дьявол крестногознамения / как чумы / как удара), так и состояния субъекта (дрожать какзаячий хвост / как осиновый лист). Несложно заметить, что в этих сравненияхпрослеживаются религиозные мотивы. Это можно объяснить тем, что русскаяправославная вера, глубоко укоренившаяся в сознании русского народа, имела иимеет большое значение в мировосприятии русского человека. По православныммеркам истинный христианин должен бояться адских мук, смертного греха, Сатаны —противоположности Богу. В доказательство можно привести редко употребляемую, новажную русскую пословицу: в ком есть страх, в том есть Бог.
Кроме того, есть парадоксальные, труднообъяснимыефразеологические обороты, такие как: небо в (с) овчинку кажется, страх натараканьих ножках бродит и т.д. Возможно, все они возникли в русском языкедавно, а на сегодняшний день их происхождение забыто, и значение ничем немотивировано.
Заканчивая исследование словарей, обратимся к русскомуассоциативному словарю Ю.Н. Караулова. По данным обратного словаря (от стимулак реакции), слово страх является реакцией информантов на такие стимулы,каксмерть, война, рожа, физиономия, морда, тюрьма, увечье, мучение, пауки,голод [АС, 303]. Причем наиболее частотными стимулами оказываются пауки(44), голод (18), смерть (16), рожа (15). Можнопредположить, что связи рожа – страх, физиономия – страх, морда – страх актуализируютзначение «страшный, т.е. некрасивый», но допустима и реализация значения«вызывающий страх». Таким образом, ассоциации носителей языка преимущественноотражают объекты, являющиеся причиной страха, вызывающие страх.
Анализируя сказанное, можно отметить, что понятиестраха глубоко укоренилось в русском языковом сознании. Страх чаще всеговоспринимается как существо, наделенное волей и силой, способное негативновлиять на человека.
Обобщим все данные в виде схемы.
 
стращатель,
страшник,
страхолюд,
страшилище,
опасность,
неизвестность,
смерть, тюрьма,
увечье, пауки, голод, война,
рожа
сильный
слабый Страх
(эмоция,
чувство,
ощущение)
престрашный,
страшенный,
страшенный; страшнющий,
ужас, жуть,
страсть,
паника,
кошмар;
безумный, огромный,
безжалостный;
бояться как самого
черта / как огня /
как чумы / как черт ладана
страховитый,
страшненький,
страшноватый,
страшок;
робость,
трепет,
испуг, опаска;
мутный, призрачный,
наивный,
сомнительный
источник
степень
проявления
душевный «холод»
душа уходит в пятки
окаменеть
сердце падает
лица нет
дрожать как заячий хвост /> /> /> /> /> /> /> />
 
2. Страх в сознании школьников
Как уже было сказано, материалом для нашегоисследования послужили данные анкетирования, проведенного среди учащихся 7-го и10-го классов гимназии №10. Всего было опрошено 42 человека. Участникамэксперимента было предложено анонимно ответить на несколько вопросов:
1.        Что такое страх?
2.        От чего может зависеть степеньстраха?
3.        Какие ваши страхи связаны сошколой?
4.        Чего можно бояться?
5.        Какого цвета страх? Почему?
6.        Нарисуйте страх.
Анализируя результаты анкетирования, мы пришли квыводу, что смысловые компоненты понятия страх во многом совпадали сязыковыми, но многим и отличались, причем новые, отличающиеся данные анкетчасто являлись лишь конкретизацией данных словарей.
Данные опроса можно представить в виде таблицы.
Смысловой компонент
Совпадающий с языковым
Конкретизирующийся Источник страха Опасность, неизвестность
1)    Школьные (плохая, несправедливая оценка, экзамены, контрольные);
2)    Боязнь кого-то/чего-то (пьяные, старшеклассники, старшие, животные, люди, машины, высота, темнота, неизвестность);
3)    Экзистенциальные (неудача, ссора, одиночество, не найти друзей, быть брошенным, позор, болезнь, операция, смерть). Что такое страх? Эмоция, ощущение, чувство, боязнь, ужас, испуг, боязнь и т.д.
1)    Родовые понятия: состояние души, психологическое состояние, ответная реакция организма на опасность;
2)     Конкретизированные понятия: боязнь бесполезно прожить свою жизнь, боязнь увидеть собственные недостатки. От чего зависит степень страха? Словарь не указывает Риск, возраст, характер, последствия. Проявления Дрожь, окаменение
1)    Физиологические (не можешь ничего сделать, слабость, неадекватные действия, пронизывают изнутри иголки, сильно бьется сердце, боль в животе);
2)    Душевные (все вокруг меркнет, становится не по себе, неуверенность, сомнение, не можешь себя понять).
Из этой таблицы видно, что в анкетах большинствопризнаков конкретизировано. Это еще раз доказывает, что для исследования эмоциинедостаточно анализа словарных данных, требуется анализ персональных,человеческих ощущений и мнений.
Итак, мы видим, что в сознании школьников страхзанимает не самое последнее место.
Следует отметить, что, изучая результаты опроса, мыобнаружили много индивидуальных, метафоричных объяснений страха. Вот, например,некоторые метафоричные определения страха:
¨  страх — это дикий зверь, до поры до времени спящий вчеловеке;
¨  страх – это густой туман, который постепенно поглощаеттебя, и ты исчезаешь (сразувспоминается группа эпитетов, характеризующих страх как нечто смутное еще неоформившееся на уровне сознания);
¨страх – удар током, оглушающий, вызывающий резкую боль; тонкая вибрирующая игла, сидящая в сердце, этобезысходность и потерянность.
 Еще одинотзыв о влиянии страха на человека: если ты боишься, то страх загоняет тебяв самый темный уголок твоей души./> />
Одним из вопросов анкет был вопрос: Какогоцвета страх? Почему? Ответы на данный вопрос были очень любопытны, и намхотелось бы представить их в виде круговой диаграммы.
Из диаграммы видно, что преобладающим «цветомстраха» является черный, затем — серый, прозрачный (или бесцветный),разный, синий, зеленый, белый, фиолетовый и коричневый. В анкетах мы нашливесьма простые, но логичные и интересные объяснения данным мнениям:
¨        Черный
цвет смерти;
 цвет темноты, а в темноте возникает страхнеизвестного;
от страха часто темнеет в глазах;
этот цвет самый мрачный;
цвет пустоты;
цвет одиночества.
Итак, выстраивается ряд контекстуальных синонимов,которые в сознании подростков объединены черным цветом: смерть, пустота,одиночество, мрак, тьма, неизвестность. Из этого можно сделать вывод, чтобольшинство современных подростков боится именно этих вещей — одиночества,смерти, неизвестности и т.д.
¨Серый
цвет стали, металлический и блестящий, начищенный;
когда человек чего-то боится, все вокруг сереет,меркнут лучи солнца, которые приносят радость;
он незаметно подкрадывается и другим не виден
С одной стороны, данные мнения можно объяснить тем,что серый — самый блеклый, самый незаметный из всей гаммы цветов, это почтиотсутствие всех цветов. Но, с другой стороны, серый — цвет стали, а,следовательно – цвет холодного острого оружия, которое может больно уколоть,ужалить, т.е. цвет опасности.
¨Бесцветный
мы сами придаем ему цвет и форму;
он [страх]в сознании.
¨Разный
страх всех цветов, т.к. он повсюду.
¨Синий (нет объяснений)
¨Белый
потому что это природный, классический цвет.
¨Зеленый
от него зеленеешь.
¨Фиолетовый (нет объяснений)
¨Коричневый
от него темнеет в глазах.
Таким образом, все эти цвета символизируют собой страхв сознании современных подростков. Причем все эти цвета неяркие, темные, нетжелтого, красного или голубого. Это наверняка объясняется тем, что у каждогоможет быть собственное мировосприятие, но существуют закономерности восприятиятого или иного цвета и связанных с ним ассоциаций.
Кроме того, в анкете было задание нарисовать страх.Результаты этого задания были впечатляющими: бесспорно, фантазия у современныхподростков хорошо развита. Однако мы сумели разделить изображения страха на двегруппы:
1)         нечто бесформенное и темное, частоизображается в виде темных и светлых кругов или спирали (символом развития) и сбольшими глазами;
2)         человекоподобное существо безлица, в широком балахоне и капюшоне, иногда с косой и длинными руками.
Некоторые писали, что страх невозможно нарисовать,страх можно только почувствовать.
Можно предположить, что дети, изображавшие страх как впервой группе не вполне осознают и понимают, чего они боятся, ничегоконкретного, материального, только собственные размытые фантазии, закрепленныелишь на уровне подсознания. Здесь наблюдается смысловое сходство с группойэпитетов, характеризующих страх как нечто смутное еще не оформившееся на уровнесознания:
сомнительный, нечеткий, бесформенный, мутный,призрачный, подсознательный, смутный, темный, мрачный и т.д.
Рисунки из второй группы, может быть, принадлежатдетям, у которых вполне конкретные объекты страха. Например, в существе вбалахоне и с косой можно без труда узнать «старуху с косой» — символсмерти. Значит, многие подростки боятся смерти, что часто бывает в их возрасте.Любопытно отметить, что у этих изображений нет лица. Выходит парадокс — ведьобычно на человеке, испытывающем страх нет лица, и в этом мы уже убедились,исследуя фразеологический словарь, но получается, что и сам страх не имеетлица. Страх отнимает лицо у человека, отнимает его индивидуальность, егорассудок, превращая в дикого зверя, который мотивирует свои поступки толькоинстинктами — убежать, спрятаться или начать безумно и отчаянно драться за своюжизнь. Но, поняв, что это лицо не то, которое он ищет, страх выбрасывает его,как больше ненужную помятую маску после утомительного маскарада, и направляетсяна поиски новой жертвы. Страх есть у каждого, не случайно у страха длинныеруки, — он способен достать до самых бесстрашных на первый взгляд сердец.
Можно добавить, что, анализируя данные анкет, мыобнаружили, что рядом со словом страх часто стоит слово одиночество.Возможно, это объясняется душевным состоянием человека, испытывающего страх. Укаждого свои страхи –– в этом наша особенность. Когда человек боится, онсталкивается с чем-то ему неприятным, чуждым, неизвестным, причем он остается сэтим один на один, никто не может помочь ему это преодолеть, потому что никтоне может проникнуть внутрь человеческой души. Таким образом, страх«отгораживает» человека от общества, как бы замыкая, запирая его всамом себе, не оставляя ни малейшей щели для побега.
Но, так или иначе, страх — неотъемлемая часть нашегобытия, вот почему так важно преодолеть, побороть его, перестать боятьсясобственной тени, ведь, по сути, в счастливом мире нечего бояться. Несмотря настрах, вершатся великие дела, которыми мы восхищаемся и которые пытаемсяповторить. Страх — единственное препятствие между бытом и историей, но, как нистранно, оно намного более хрупкое, чем мы думаем.

Заключение
Целью нашей работы было исследование понятия страхв русском языковом сознании современного подростка.
Для более продуктивного исследования были выявленыязыковые средства описания страха в словарях русского языка. Исследованиеразличных словарей показало, что понятие страх глубоко укоренилось врусском языковом сознании. Согласно словарным данным, страх чаще всеговоспринимается как существо, наделенное волей и силой, способное негативновлиять на человека.
В результате собственного исследования выявленыособенности восприятия страха современными подростками.
1.        Их восприятие страха во многомсовпадает с языковым понятием: дефинициация, источники, проявления, степень.Кроме того, аналогично языковому понятию, страх в сознании подростковперсонифицируется, их описания характеризуют страх как живое существо, зверяили монстра.
2.        В сознании подростков источники ипроявления страха лишь конкретизируются, радикально не отличаясь от языковых.
3.        Анализ анкет выявил множествоиндивидуальных особенностей восприятия страха как в виде самой дефинициации,так и в виде изображения.
Дальнейшее изучение данной эмоции предполагаетувеличение количества информантов для получения более полной, подробной картинывосприятия страха современным подростком, исследование языковых явлений,связанных с этой эмоцией, изучение способов выражения страха в речи или тексте.Подобная работа может расширить спектр понимания роли страха в современномобществе.
Возможно, данные лингвистического анализа могут бытьиспользованы психологами для работы по преодолению страха.

Библиография
 
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1986. (СА)
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том 2. Интегральное описание языка исистемная лексикография. М., 1995.
3. Бирих А., Мокиенко В.,Степанова Л. Словарь фразеологических синонимов русского языка. Ростов–на–Дону,1997. (СФС)
4. Горбачевич К.С. Словарьэпитетов русского языка. СПб., 2001. (СЭ)
5. Даль В.И. Толковыйсловарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб, 1996. (ТДС)
6. Караулов Ю.Н. и другие.Русский ассоциативный словарь. 1994 (АС)
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. (СО)
8. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М.,1990. (ССТ)
9. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарьрусского языка. М., 1971 (КЭС)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Криміногенно-правова характеристика терористичного акту
Реферат Вольтов столб Вольта и его теория "контаткного электричества"
Реферат История болезни - Непролиферативная фиброзно-кистозная мастопатия
Реферат Законність і справедливість: теоретико-правові проблеми співвідношення і взаємодії
Реферат Процесс цивилизации в Центральной Азии
Реферат Unified Modeling Language как унифицированный язык моделирования
Реферат Технические и социальные достижения эпохи Неолит
Реферат Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Реферат Історія, теорія та практика соціальної роботи в країнах Європи І Україні”
Реферат Экономико-статистический анализ населения Новгородской области
Реферат Топливно-энергетический комплекс Москвы и Московской области как ключевой вопрос регионального р
Реферат Международный валютный фонд и всемирный банк, их роль в регулировании мировой экономики
Реферат Общее строение органа зрения
Реферат Creation Essay Research Paper Assassination of Abraham
Реферат Конституционный Суд