Министерство Высшегопрофессионального образования
Российской Федерации
Ростовский ГосударственныйПедагогический Университет
Пузиковой Елены Анатольевны
Формированиенавыка говорения на иностранном языке и критерии его
автоматизированности
Научныйруководитель:
кандидатфилологических наук,
доцент ИвановаЛидия Борисовна
Ростов-на-Дону
2000год
ВВЕДЕНИЕ
Основноеназначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видитсяв овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет оформировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлятькак непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так иопосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формированиекоммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодняэто особенно популярно. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности прииноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого внастоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника,поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в ролиговорящего, так и в роли слушающего.
Однимиз наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения иностранным языкам является проверка и учетзнаний, умений и навыков, методика ихорганизации и проведения. Контроль все еще не стал «могучим рычагом» повышенияуспеваемости и источником, помогающим установить истинное состояние знаний и навыковпо данному предмету.
Важнымотношением последнего времени в областях обучения иностранным языкам сталопоявление проекта временного государственного образовательного стандарта по иностранному языку, разработанного подруководством члена корреспондента РАО М.А. Бим и академика РАО А.А. Миролюбова. Временный государственныйстандарт определяет базовый, минимально достаточный уровень обученности, атакже цели и задачи обучения иностранным языкам. Только соотнесенный с нимиосмысленный и правильно организованный контроль может способствовать достижениюэтих целей и задач.
Однимиз наиболее эффективных средств развития и формирования навыка говорения вобучении иностранным языкам по правилусчитается диалог. Многие преподаватели уже давно оценили широкие возможности,сочетающиеся с минимальными затратами времени и объективностью результатов.
Актуальностьданной проблемы рассматривается втворческом использовании диалогов-образцов для совершенствованияучебно-воспитательного процесса в каждой методике. Кроме того, использованиедиалогов-образцов составляет актуальную задачу для всех преподавателей ВУЗОв иучителей школ.
Цельюработыявляется определение научных основ и методики проведения формирования навыкаговорения на базе анализа методической литературы по данной теме, сбор необходимых научных данных, имеющихпрямое или косвенное отношение кисследуемому вопросу. Помимо этого важно:
1) описать и проанализировать ранние достижения в областиобучения говорению и развитию навыка;
2) определить степень применяемости диалогов-образцов как один из видов тренировочныхупражнений в процессе изучения иностранных языков на конкретном этапе;
3) раскрытьосновные понятия терминологии навыка говорения и его критерийавтоматизированности.
Предметомисследования является процесс развития навыка говорения, осуществляемый вусловиях коммуникативно направленного обучения.
Исходяиз этого, объектом исследования было избрано диалогическое общение, а именнодиалог-образец, обеспечивающий наивысшую эффективность развития навыка говорения.
Гипотезаисследования определяет те условия, которые обеспечили бы ожидаемые результаты использования диалоговдля понимания иноязычной речи и умения общаться на иностранном языке. Это можетпроизойти, если: диалоги-образцы отвечают требованиям программы по иностраннымязыкам.
Цель,предмет и гипотеза исследования определяют его основные задачи:
1) проанализировать имеющуюся методическую литературу попроблеме развития навыка говорения и использования диалога образца в видетренировочного упражнения.
2) определить научные основы и методы процесса обучения устной речи, умений инавыков, а также проанализировать наиболее оптимальные пути проведениятренировочных упражнений в изучениииностранного языка посредством диалогов.
3) составитьи опытно-экспериментальным путемпроверить наиболее эффективную систему речевых упражнений для проверки уровнянавыков и умений учащихся.
Входе работы используются следующие методыисследования:
1) критический анализ научной и методической литературыпо проблеме;
2) изучение и обобщение положительного опыта преподавателей;
3) наблюдение за контролирующей деятельностью учителя истудентов во время педагогической практики;
4) экспериментальная проверка составных речевых заданий
Теоретической основойнастоящейработы являются методические исследования по данной проблеме передовыхпреподавателей иностранного языка.
Практическая ценностьзаключается в следующем:
1) применение накопленного материала на практике, в работе с учащимися любого возраста и на всехуровнях обучения;
2) детальное знакомство с данным видом предмета;
3) определение специфики развития навыка говорения и обученияустной речи в целом как обязательного момента на любом этапе.
Материал исследования изложен в следующей последовательности:
- введение
- 3 главы
- заключение
- приложение
- библиография
Вовведении дается обоснование актуальности работы, определяются цели, задачи,объекты и предмет исследования, а также выдвигается гипотеза и описываетсяэксперимент.
Впервой главе раскрываются научные основы осуществления развития навыка говоренияи критерии его автоматизированности, на уроке иностранного языка, рассматриваютсявиды и формы работы при обученииговорению, а также требования к его осуществлению.
Вовторой главе говорится о целях и задачах говорения.
Третьяглава посвящена специфике использования диалогов образцов для развития навыкови умений учащихся.
Заключениеявляется обобщением всего исследования, содержит некоторые рекомендации поиспользованию упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков.
Вприложении приводится ряд рекомендуемыхупражнений и требований, опробованных учителями иностранного языка и авторомданной работы.
ГЛАВА I
“Методика формирования речевых навыков”
1. Основноепонятие «говорения».
Говорение–продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно саудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говоренияявляется выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные,лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучения говоренияявляется одним из важнейших направленийпреподавания. По большей или меньшей роли программирования высказыванияразличают инициативную (активную) речь, реактивную (ответную) речь,репродуктивную (стохастическую) речь. Психологическая структура акта говорениявключает четыре фазы:
1) побудительно-мотивационную, при которой проявляетсяпотребность человека в общении под влиянием определенного мотива и при наличииопределенной цели высказывания;
2) аналитико-синтетическую, представленную в видесвернутых умственных действий по программированию и формулированию мыслей(здесь функционирует механизм внутреннего оформления высказывания, обеспечивающий выбор слов играмматическое прогнозирование);
3) исполнительную – звуковое и интонационное оформлениемысли (на начальном этапе обучения переход программы высказывания к ее исполнению происходит через родной язык;
4) контролирующую, задача, которой – сигнализировать овозможных ошибках и способствовать их исправлению; контроль предполагаетналичие у говорящего эталона, формирующегося в результате языковой практики и сличения собственной речи с эталоном.
Для обучения Говорения.предназначены специальные упражнения, подразделяющиеся на подготовительные иречевые. Навыки и умения неподготовленной речи, ее реактивность, спонтанность,тема вырабатывается в диалоге; умения инавыки подготовленной речи с ее инициативностью, логичностью,последовательность – в монологе.
Диалогическая речь– формаречи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумяили несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь,определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания,широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты), большая рольинтонации, разнообразие особых предложений неполного состава, свободное отстрогих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладаниепростых предложений. Единицей обучения диалогической речи являетсядиалогическое единство (микродиалог) – несколько реплик, связанных посодержание и по форме. Обучение диалогической речи строится на основе образца,данного в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в которой происходит общение. Основнымиэтапами обучения диалогической речи на уроке являются:
1) презентация ситуации с помощью словесного объясненияили технических средств обучения;
2) презентация диалога в звуковой и графической форме;
3) усвоение языкового материала диалога;
4) усвоение способов связи реплик в диалоге;
5) воспроизведение диалога;
6) расширение возможностей диалога-образца за счет изменениякомпонентов ситуации.
Приобучении диалогической речи рекомендуется варьировать различные виды диалогов иформы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся междусобой и с преподавателем, парная и групповая. Основным средством обучениядиалогической речи являются упражнения. В процессе их выполнения формируютсяумения: запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплику собеседника,употреблять штампы диалогической речи, комбинировать реплики при построениидиалога и др.
Монологическая речь– формаречи, обращенная к одному или группеслушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогическойречи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широкоохватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенныхконструкций, грамматической их оформленностью. Обучение монологической речипроходит в три этапа. На первом – вырабатываются языковые автоматизмы. Выработка навыков быстрогои безошибочного пользованияфонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит на основеимитативной, ассоциативной речи, речи- высказывания, хоровой иусловно-куммуникативной. На втором этапе учат отбору языковых средств,соответствующих цели коммуникации. В центре внимания находится выражениесодержания с помощью адекватного лексико-структурного материала. Здесь вырабатываетсяумение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевойматериал в готовом виде. Третий этап направлен на развитие умений инициативнойречи. Сознание говорящего концентрируется на содержании высказывания. Средипризнаков монологической речи выделяются также непрерывность (высказывание неограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство),последовательность, логичность речи, относительная смысловая законченность,коммуникативная направленность высказывания. Монологическая речь используется сразной коммуникативной целью: для сообщения информации, для воздействия наслушателей путем убеждения, для побуждения к действию или его предотвращения.При определении видов монологической речи в учебных целях исходят из содержанияречи (описание, сообщение, рассказ), степени самостоятельности (воспроизведениезаученного, пересказ и самостоятельное высказывание); степени подготовленности(подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь).
Рассказявляется наиболее сложным видом монологической речи Для него характернаопределенная последовательность событий, отражающая причинно-следственные связимежду ними. Если описание развивается как в одной плоскости и последовательность описываемых явлений в немне имеет принципиального значения, то в рассказе соблюдение хронологическойпоследовательности обязательно, иначе нарушается сюжетная канва повествования.Основные разновидности подготовленного монолога — лекция, выступление, сообщение, как правило, готовятся предварительно.Методика обучения языку должна обеспечить обучение всем видам монологическойречи. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологическихумений:
1) пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему,составить рассказ;
2) логически последовательно раскрыть заданную тему;
3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения,аргументации.
Все названные умения вырабатываются в процессе выполненияподготовительных и речевых упражнений.
2. Основныепринципы обучения говорению
Говорение– чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет вжизни человека функцию средства общения. Во-вторых, говорение – это один извидов человеческой деятельности. В третьих, важно помнить, что в результатедеятельности говорения возникает его продукт – высказывание. И как деятельность,и как продукт говорение обладает определенными признаками, которые служат ориентиром в обучении, т.к. подсказывают, какие условиянужно создать для развития говорения, а также являются критериями оценкирезультатов обучения.
2.1. Говорение как средство общения
Говорение есть выражение своих мыслей в целях решениязадач общения. Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение инемыслима вне его, ибо общение –это всегда взаимодействие с другими людьми.
Цельюобучения в средней школе следует считать не язык, что уместно при филологическом образовании вспециальном ВУЗе, и не речь как «способ формирования и формулирования мысли»(Н.А.Зимняя), и даже не просто речевую деятельность – говорение, чтение,аудирование или письмо, а указанные виды речевой деятельности как средстваобщения. Применительно к говорению это означает, что оно совместно спаралингвистикой (мимика, жесты) и праксемикой (движение, позы) служит средством осуществления устной формыобщения. Такая цель требует и соответствующего метода ее достижения. Дляговорения им является коммуникативный метод.
Сказанноеопределяет важнейшее исходное положение: обучать говорению, не обучая общению,не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя.
Каки любой вид человеческой деятельности, общение целенаправленно, мотивировано,предметно и имеет свою структуру. Процесс общения можно себе представитьследующим образом.
Междупотенциальными участниками общения (теми, кто хочет или может вступить вобщение) всегда существуют определенные взаимоотношения. В какой-то моментпоявляется потребность вступить в контакт. Предметом общения являются взаимоотношениясобеседников, и они определяют характер общения. Именно в предмете реализуетсяпотребность, в результате чего она становится мотивом деятельности. Этоозначает, что мотив к общению не может возникнуть, если нет взаимоотношений(предмета) или они не осознаются. Цель общения – решение задач, связанных свзаимоотношениями, т.е. изменение их.
Средства,с помощью которых достигается цельобщения в устной форме – говорение и аудирование плюс паралингвистика.
Единицейобщения является акт общения, в котором всегда участвуют как минимум двачеловека.
Продуктомобщения является интерпретация информации. Существуют три способа общения:перцептивный, интерактивный и информационный, а также два вида общения: ролевоеи личностное. Таковы основные характеристики общения.
Посмотримтеперь с этой точки зрения на то, каким же должен быть процесс обученияиноязычному говорению.
1) Между учителем и учащимся должны установиться какие-либовзаимоотношения, кроме официальных, т.е. общение должно быть не ролевое(учитель – ученик), а общение индивидуальностей, которые видят друг в другеречевого партнера.
2) Мотив общения может появиться лишь тогда, когда возникнетпотребность в подлинном общении. Потребность в «учебном» общении, которое унекоторых учащихся есть, по характеру иная и не в состоянии обеспечитькоммуникативной мотивации.
3) Если взаимоотношения между учителем и учениками какмежду личностями не возникает, то нет и цели, присущей общению, — изменить этивзаимоотношения.
4) Должны функционировать все способы общения: интерактивный,когда есть взаимодействие на основе какой-либо деятельности, кроме учебной;перцептивный, когда имеет место восприятие друг друга как личностей;информационный, когда ученики обмениваются своими мыслями, чувствами. Если жеученик пересказывает текст просто ради пересказа (когда все в классе знают егосодержание) или проговаривает какие-то не ситуативные предложения, то общениене может состояться, а продуктом такого «говорения» является так называемаяучебная речь. Нужно придать процессу обучения, не нарушая его организованности,системности и методической направленности, характерные черты процесса общения.
2.2.Говорение как деятельность
Говорениеесть речевая деятельность, оно обладает специфическим признаками.
1)Мотивированность. Человек, какправило, говорит потому, что у него есть для этого мотив. В основекоммуникативной мотивации лежит потребность двух видов:
- потребность в общении как таковая, свойственнаячеловеку как существу социальному;
- потребность в совершении данного конкретногоречевого поступка, потребность«вмешаться» в данную речевую ситуацию.
Первыйвид можно назвать общей коммуникативной мотивацией, второй – это ситуативнаямотивация, уровень которой определяется тем, как мы обучаем, т.е. как создаемречевые ситуации, как используемматериал, приемы и т.д.
2)Активность. Говорение – всегдапроцесс активный, ибо в нем проявляется отношение говорящих к окружающейдействительности, но не только тогда, когда человек говорит, но и когда слушает собеседника (внутренняяактивность). Именно активность обеспечивает инициативное речевое поведениесобеседника, что так важно для достижения цели общения.
3)Целенаправленность. Любое высказывание преследует какую-нибудьцель: убедить собеседника, поддержать, разгневать и т.д. Подобные цели можно назватькоммуникативными задачами. За каждой из коммуникативных задач, возникающихв отдельных речевых ситуациях, стоитобщая цель говорения как деятельности: воздействие на собеседника в смыслеизменения его поведения (речевого или неречевого).
4)Связь с деятельностью. Говорение вомногом зависимо от общей деятельности человека. Во-первых, содержательныйаспект говорения полностью обусловлен сферами деятельности человека. Во-вторых,потребность, скажем, убедить кого-то возникает только в случае, если ситуация,вызвавшая такую задачу, является следствием или предметом событий, к которым причастенсобеседник.
5) Связь скоммуникативной функцией мышления. Мыслительная деятельностьнаправлена на совершение речевого поступка, подчинена ему.
6) Связь сличностью.Говорение во много обусловлено компонентами личности.Личность всегда индивидуальна, и проявляется в общении. Развитие говорениядолжно происходить в условиях максимального подключения всех сфер сознания,всех компонентов личности, к чему и стремится коммуникативный метод.
7) Ситуативность.Онапроявляется в соотнесенности речевых единиц с основными компонентами процессаобщения. Так, на дальнейший ход развития общения может повлиять любая произнесеннаяодним собеседником речевая единица, если она в смысловом отношении«вписывается» в контекст деятельности другого собеседника. Эта речевая единицаможет менять коммуникативную задачу и влиять на мотивацию. Когда речеваяединица неспособна «продвинуть» речевую ситуацию, она неситуативна, не вызываетреакции собеседника.
8) Эвристичность.Речеваядеятельность не может быть полностью заучена и предсказана. Такаянепредсказуемость и есть эвристичность. Ситуации общения меняются постоянно, ихварианты многочисленны, и говорящий должен быть готов к деятельности в такихпостоянно меняющихся условиях.
9) Самостоятельность.
10) Темп.
2.3.Говорение как продукт.
Все качества говорения как деятельности обеспечивают условиядля создания речевого продукта (высказывание любого уровня), которому также свойственны определенные качества:структурность, логичность, информативность, выразительность, продуктивность.
Коммуникативныйметод основан на том, что процесс обучения является моделью процессакоммуникации. Как любая модель процессобучения в каких-то аспектах упрощен по сравнению с реальным процессомкоммуникации, но по основным параметрам он ему адекватен. Методическаязначимость этой адекватности объясняется двумя главными факторами:
1) явлением переноса, который обеспечивается осознаниемадекватности условий обучения и условий применения результатов обучения;
2) явлением мотивации, которая обеспечивается тем, насколькополно моделируется в процессе обучения характер общения. Итак, что же этоза параметры процесса, которыенеобходимо сохранить в процессе обучения. Это:
— Деятельностный характер речевого поведенияобщающихся, который должен воплотиться:в коммуникативном поведении учителя как участника процесса общения и обучения;в коммуникативном (мотивированном, активном) поведении ученика как субъектаобщения и учения;
— предметность процесса коммуникации, которая должнабыть смоделирована ограниченным, но точным набором предметов обсуждения;
— ситуации общения, которые моделируются как наиболеетипичные варианты взаимоотношений общающихся;
- речевыесредства, обеспечивающие процесс общения и обучения в данных ситуациях.
Вперечисленных параметрах учтены все основные качества процесса общения.Следовательно, будучи интерпритированыметодически, они создадут такой процесс обучения, при котором окажетсявозможным развивать все качества говорения как средства общения.
Процессобучения как модель не может, однако, ограничится наличием адекватных процессукоммуникации параметров, поскольку обучение как таковое обязано обладатьспецифическими параметрами. Помимо упомянутых выше, обучение иноязычномуговорению как система характеризуется по крайней следующими:
- наличием и использованием приемов обучения, соотносимыхс характером коммуникации и поставленной целью;
- необходимостью иного соотношения осознания и тренировки(инструкций и речевых действий);
- специальной целенаправленной организацией всего процесса.
Процесс обучения, обладающий указанными характеристиками,будет существенно отличаться от традиционного. Он будет коммуникативным.
Каковыже принципы коммуникативного метода?
1.Принцип речевой направленности. Речеваянаправленность учебного процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, скольков том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком.Практическая речевая направленность не только цель, но и единство. Речеваянаправленность предполагает оречивленность упражнений, т.е. степень, меру их подобия речи. Все онидолжны быть упражнениями не в проговаривании, а в говорении, когда у говорящего есть определеннаязадача и когда им осуществляется речевое воздействие на собеседника.
Принципречевой направленности предполагает также использование коммуникативно ценногоречевого материала. Использование каждой фразы должно быть оправданосоображениями коммуникативной ценности для предполагаемой сферы общения (ситуации)и для данной категории учащихся. Не последнюю роль здесь также играет речевой характерурока.
2.Принцип индивидуализации при ведущейроли ее личностного аспекта. Индивидуализация учитывает все свойства ученикакак индивидуальности: его способности, умения осуществлять речевую и учебнуюдеятельность и главным образом его личностные свойства. Индивидуализация являетсяглавным реальным средством создания мотивации и активности. Свое отношение ксреде человек выражает в речи. А т.к. это отношение всегда индивидуально, то индивидуальнаи речь. При обучении иноязычной речи индивидуальная реакция возможна в томслучае, если стоящая перед учеником речевая задача будет отвечать егопотребностям и интересам как личности. Любое высказывание ученика должно быть по возможностиестественно мотивированным.
3. Принцип функциональности. Любая речевая единица выполняет в процессе коммуникациикакие-либо речевые функции. Нередко после курса обучения учащиеся, зная словаи грамматические формы, не могутиспользовать все это в говорении, т.к. не происходит переноса (при предварительном заполнении слов и форм в отрывеот выполняемых ими речевых функций слово или форма не ассоциируются с речевойзадачей).
Функциональностьопределяет, прежде всего, адекватный процессу коммуникации отбор и организацию материала. Приближение к нуждам коммуникации возможно только при учетеречевых средств и организации материала не вокруг разговорных тем и грамматическихявлений, а вокруг ситуаций и речевых задач. Необходимо также единстволексической, грамматической и фонетической сторон говорения.
4.Принцип новизны. Процесс общенияхарактеризуется постоянной сменой темы разговора, обстоятельств, задач и т.д.Новизна обеспечивает гибкость речевых навыков, без чего их перенос невозможен,а также развитие речевого умения, в частности его динамичности (методическинеподготовленной речи), способности перефразировать (качество продуктивности),механизма комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи и особенно стратегии и тактики говорящего. Дляэтого необходимо постоянное варьированиеречевых ситуаций.
3.Ситуативность как один из главных принципов обучения говорению
Принцип ситуативности. Ситуативностькак принцип в общих чертах означает, что все обучение говорению происходит на основе и при помощиситуаций. К тому же определение понятия «ситуация» в коммуникативном методе существенноотличается от известных определений.
Любому учителю известны факты, когда получивзадание: «Выскажитесь в ситуации «У кассы», ученик молчит, хотя хорошо известно, что ситуация всегда обладаетстимулирующей силой. Если же этаситуация («У кассы») не вызывает высказывания, очевидно, это не ситуация.
Нопочему же эти ситуации используются вобучении? Причиной тому - популярноеопределение ситуации как совокупности обстоятельств («У кассы», «В кино», «Наперемене» и т.п.). Так, путем называния обстоятельств осуществляется попытказадать ситуацию извне. Но в этом случае она не принимается учеником.
Акак можно отнестись к словам «У кассы»?Когда люди общаются у кассы (в кино, на вокзале), могут возникнуть разные ситуации,ибо ситуация возникает лишь тогда, когда есть отношения между общающимисялюдьми, и зависит прежде всего от них, а не от места, где она происходит. Этообусловлено тем, что ситуация отражена в сознании говорящих. Когда человек говорит, он,конечно, относит свои слова к предметам реальной действительности, но опираетсяв момент говорения чаще всего не на них, а на умственные образы. Это значит, что имеет место внутренняя наглядность(Л.И.Зимняя), тем, что речевая ситуация понимается как нечто идеальное, онавовсе не отрывается от реальнойдействительности. Этим лишь подчеркивается методически важная черта ситуации –отсутствие непосредственной привязанности речевых единиц к наличным в данныймомент обстоятельствам.
Какимобразом ситуация «оказывается» отраженной в сознании. Дело в том, что ситуация не локальный отрезок действительности,а «отрезок» деятельности, форма, в которой осуществляется взаимодействиеобщающихся. Поэтому ситуации присущи основные черты деятельности – содержательность, эвристичность, иерархичность,определенная структура.
Важнотакже отметить, что взаимодействие общающихся возникает при решении какой-либозадачи. С методической точки зрения это весьма существенно, посколькузаставляет организовывать ситуации как деятельность, состоящую из решения задачобщения.
Ядромотраженной в сознании ситуации являются взаимоотношения общающихся.
Если один человек возмущается чьим-топоступком, а другой его оправдывает или согласен с этим, то «возмущение – оправдание»или «возмущение-согласие» и естьситуация. Конечно же, это лишь ее основа, на которую наслаивается многое, в том числе и внешние обстоятельства. Нотолько наличие этой основы создает истинную ситуацию, которая послужит основойобучения говорению.
Ситуациядинамична, меняется вместе с речевыми действиями, в зависимости от них. Каждаяреплика продвигает ситуацию. Строго говоря, ситуация в какой-то степенистатична: она есть как бы остановленныена миг взаимоотношения, зафиксированное мгновение речемыслительного процесса.Но это – исходная ситуация, а вся речевая деятельность представляет собой какбы бесконечную цепь ситуаций. На основании изложенного можно дать следующееопределение понятия «ситуация»: это такая динамичная система взаимоотношенийобщающихся, которая благодаря ее отраженности в сознании порождает личностнуюпотребность в целенаправленной деятельности и питает эту деятельность.
Ситуациявыступает как основа отбора иорганизации речевого материала. Поэтому представляется методически невернымсчитать тему некоей «точкой отсчета» и дробить ее на ситуации.
Ситуация«питается» темой, но не одной, а несколькими: комбинации зависят от смысловыхотношений. В этом плане предпочтительнее говорить не о тематичности ситуаций, аоб их содержател