Реферат по предмету "Иностранные языки"


Философские мотивы лирики А С Пушкина

И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов.
Поэзия Пушкина – это поиск гармонического начала мира, упорядочивающего индивидуальное и национальное бытие. Творческая мысль поэта стремится постигнуть абсолютный смысл человеческого космоса, сформулировать этические приоритеты, одинаково приемлемые для личности и общества. На многих ранних произведениях художника лежит печать идей французских просветителей. В оде «Вольность» автор художественно интерпретирует взгляды Руссо, высказанные в философском трактате «Об общественном договоре». Пушкин избирает в качестве логического аргумента доказательства основной идеи сильный художественный образ, уподобляет общественный закон мечу, скользящему над «главами» равных «граждан». По мысли автора оды, монарх и народ обязаны соблюдать социальную гармонию, нарушение которой наказуемо. Пушкин иллюстрирует эту мысль примерами из истории Франции и России. Поэт обвиняет в злодействе народ, посягнувший на жизнь Людовика XVI, объясняет гибель Павла тем, что русский император узурпировал права закона. Кульминация произведения – исполненное негодования осуждение власти тирана, «самовластительного злодея», т. е. идеи социальной силы, пренебрегающей извечным Законом.
Тема свободы уже в раннем творчестве Пушкина приобретает философский характер. Не сводимая к декларациям просветительских идей, она много конкретнее и максимально приближена к русской действительности. В «Памятнике», когда Пушкин будет подводить итоги своего творчества, он называет в качестве основных заслуг восславление свободы, призыв быть милостивыми к падшим, пробуждение добрых чувств.
Стихотворение «К Чаадаеву» синтезирует две поэтические традиции, декларативность гражданской поэзии и интимность дружеского послания. Лиричность интонаций разрушает дистанцию между общественным идеалом и личной устремленностью, эта тональность будет унаследована поэтическим обращением к лицейскому товарищу Пущину. Категория «дружества» для Пушкина является, пожалуй, одной из основных, она объединяет поэтическую и общественную традиции самоотверженного служения общему идеалу, и пронизывает идею стихотворения «В Сибирь», обращенного к опальным друзьям, свидетельствует о гражданской смелости автора. Не менее важным решением художника стала поэтическая реконструкция лирической формы послания к другу, находящемуся в заточении. Этот сюжет древнерусской литературы получил в творчестве Пушкина новый философский импульс. Автор расширяет понятие друзей до обобщенно-интимного «братья», тем самым разрушает границы между идеологическим и кровно-природным.
Своим творчеством Пушкин намечает темы и мотивы, которые станут основой философских и эстетических приоритетов русской культуры. Пушкинская поэзия задает особую этическую тональность культуре, становится эталоном для наследников гуманистической традиции художника. Каждая тема в лирике поэта проецируется на глобальные философские категории, каждый образ обнаруживает аналог в сферах высшего проявления человеческого духа. Стихотворение «Пророк» является поэтической попыткой приложения священного материала к теме творчества. В основе сюжета драматическая метаморфоза, приводящая лирического героя к обретению божественной сущности. Способность нового видения мира уравнивает поэта с пророком. Тема творчества претерпевает качественную эволюцию в пушкинской поэзии – от поклонения античным образцам, исполненным гармонии, до формулирования смысла поэзии в «Памятнике». В раннем стихотворении «К моей чернильнице» «подруга думы праздной» персонифицируется в образе источника вдохновения. Пушкин обнаруживает сокровища слов на дне чернильницы. Благодарность лирического персонажа объединяет искренность признания служителя муз и иронический пафос свободного творца, независимо и решительно провозглашающего идею тождества поэзии надвременному бытию. Эта мысль обнаруживает продолжение в поэтических манифестах «Поэт и толпа», «Поэту», «Поэт».
Особую функцию в движении художественной мысли Пушкина выполняет мотив воспоминания, посредством которого поэт обращается к культурной традиции как к собственному переживанию, своеобразной форме частного опыта. Сюжет «19 октября» органично объединяет образ природы и друзей. Поэтическое мироздание Пушкина отлично от пантеического любования натурой и от аналитического стремления разъять космос на составные, чтобы осмыслить величие целого в отдельном факте. Природа – это не только фон, на котором развиваются лирические переживания, но это и прообраз гармонии, которая может быть постигнута мыслящей и чувствующей личностью.
Пушкинская поэзия отражает все многообразие национального космоса. Переживания лирического героя обрамляются картинами природы, которые усиливают движения души, обобщают их до универсального масштаба. Именно Пушкину принадлежит заслуга создания нового образа природы; поэт отстраняется от классицистического и просветительского пейзажей, создает особый объем очеловеченного бытия. Любимым временем года поэта являлась осень. Она ассоциируется с периодом размышлений о жизни, с новым импульсом творческой энергии. Десятая и одиннадцатая строфы стихотворения «Осень» представляют опыт постижения взаимосвязи времени года и вдохновения. Автор впервые в отечественной литературе прослеживает этапы становления поэтической мысли, моменты кристаллизации художественного образа.
В пятой главе «Евгения Онегина» Пушкиным дается описание смены времен года. Художник использует прием олицетворения, максимально наполняя эмоциями мироздание: «… зимы ждала, ждала природа». Автор гениально воспроизводит смену природных декораций. «Осень золотая» уступает белому пейзажу. Картины «сверкающего» дня кульминируются сценой крестьянской жизни, темой не омрачаемой ничем радости, весь мир погружен в ощущение беспредельного счастья жизни.
Зима в творчестве Пушкина становится эмблемой философских раздумий. В стихотворении «Зимний вечер» дана картина природной стихии, владычествующей над миром. Буря объемлет природу плачем и воем. Прием контраста является основой композиции произведения, автор противопоставляет уют дома ненастью.
Человек является в творчестве Пушкина главным объектом изучения и воспевания. В «Дорожных жалобах» автор перечисляет все многообразие мира, где приходится бывать человеку, проповедуя мысль о благостности домашнего тепла. Тематически это стихотворение связано с «Зимней дорогой». Бесприютный путь, монотонный звук колокольчика, песнь ямщика вызывают у лирического героя разнообразные чувства. И только осень возвращает поэта к размышлениям о себе и о мире, придавая им характер умиротворенного созерцания. В философском шедевре «19 октября» автор размышляет и о бренности мира. Тональность описания Пушкин изменяет в зависимости от предмета рассуждений. Природа побуждает его к философскому приятию неизбежного, к постижению глубин жизни. Художнику присущ оптимистический взгляд, однако горестные размышления зачастую пронизывают его поэтические произведения.
Стихотворение «К морю» во многом навеяно настроениями Байрона. Элегические мотивы восходят к традиционным романтическим образам. Пустынный берег, одинокие скалы, бушующая стихия олицетворяют противоречивость самопостижения человека. В том же пессимистическом регистре решается тема стихотворения «Телега жизни». Судьба человека уподоблена исполненному безысходности пути, но драматические настроения не исчерпывали эмоционального богатства пушкинской лирики.
Гармония звуков и искренность переживаний объединились в любовной лирике. К величайшим шедеврам русской поэзии относится стихотворение «Я помню чудное мгновенье...». Оно состоит из шести четверостиший, организованных стройным движением темы. Жанр воспоминания позволяет автору снять трагизм ощущений, придать мимолетному, сиюминутному черты непреходящего и вечного. Обобщенные контуры неизбывной любви формируются постепенно, проявляя новые грани человеческого чувства. Рефрен произведения – слезы, жизнь, любовь – тематически связан с эмблемами высшего порядка – божеством и вдохновением. Это стихотворение идейно связано с лирической миниатюрой «Я вас любил», финальные строки которой свидетельствуют о торжестве самоотверженности.
Велик содержательный диапазон пушкинской лирики. Тема разъединенности преодолевается верой в торжествующую силу человеческой природы, воплощенную в стихотворении «На холмах Грузии...». Пушкинские лирические исповеди – «Что в имени тебе моем...», «Признание» – представляют различные ипостаси движения индивидуального переживания, становящегося языком самопостижения культуры. Вопросы для размышления и обсуждения Жанр элегии в творчестве Батюшкова, Жуковского, Пушкина и Некрасова
Своеобразие жанра элегии, его происхождение. Влияние западно-европейской романтической традиции на русскую поэзию.
Картины природы в элегиях Жуковского («Сельское кладбище»), Батюшкова («На развалинах замка в Швеции»), Некрасова («Три элегии»). Идейное содержание произведений, мысль о драматизме человеческих судеб. «Эпизация» элегии: роль повествователя, историко-событийного плана в конкретизации трагического образа мира. Стилистический строй стихотворений.
Вытеснение эмоционально-субъективным (ассоциативным) значением слова предметно-логического содержания образа. Роль лейтмотивов в создании лирического настроения. Поэтическая фразеология. Ритм и размер.
Жанр элегии в творчестве Пушкина. Новаторство и традиция. Стихотворение «Уныние» и традиции «Школы гармонической точности». «Песня» Жуковского, «Воспоминание» Батюшкова, «Вновь я посетил...» Пушкина, «Утро», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...») Некрасова – способы создания элегического настроения. Интимизация и социологизация романтического жанра. Список литературы
Фридлендер Г. М. Поэтический строй русской лирики. – Л., 1973
Гинзбург Л. Я. О лирике. – Л., 1974
Эйхенбаум Б. М. О лирике. – Л., 1978
Гуковский Г. А. Пушкин и русский романтизм. – М., 1995
Коровин В. И. Русские поэты XIX века. – М., 1986
Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976
Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. – М., 1996
Гуревич A. M. Романтизм в русской литературе. – М., 1980
Маймин Е. А. О русском романтизме. – М., 1975


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ООО "Авторемстрой"
Реферат Советская Армения в период упрочения и дальнейшего развития социалистического общеста (вторая половина 1930-х—конец 1950-х годов)
Реферат «Лингвострановедческий подход в обучении английскому языку»
Реферат Оптимизация автоматизированного проектирования конструкций ЛА с применением баз профильных заготовок
Реферат Второе великое объединение
Реферат Определение основных показателей плана экономического и социального развития на 2001 год
Реферат Изучение понятия экстремизма и проблемы противодействия и предупреждения его органами внутренних дел
Реферат Закрытие операционных и результатных счетов на примере колхоза имени К. Маркса Семилукского района Воронежской области
Реферат Утопизм эпохи возрождения Томас Мор/Тормазо Кампанелла
Реферат Германия после Второй мировой войны. Образование двух немецких государств
Реферат Обоснование экономической эффективности перехода на ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур (на примере ООО «Багаевск-Агро» Багаевского района Ростовской области)
Реферат Организация перевозки груза на воздушном транспорте
Реферат ВЗАИМОСВЯЗЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С КОММУНИКАТИВНЫМИ УТАНОВКАМИ И СУБЪЕКТИВНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ ПЕДАГОГОВ
Реферат Кооперативные организации Германии и России
Реферат Воспитание физических качеств у юных таэквондистов с помощью подобранного комплекса упражнений