Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Иностранные языки"


Творчество ФИ Тютчева

Обзорныйреферат потворчествуФ.И.Тютчева

ученика10 “Б” среднейшколы №206

СухановаАртема Владимировича

Учитель: БоброваИрина Владимировна

Оценка:

ПЛАН

1.Вступление.
2.Краткиебиографическиеданные.
3.Творческийпуть великогопоэта.
4.Ф.И.Тютчеви его современники.
5.Заключение.

ФедорИванович Тютчев
(1803-1873гг.)

Особенностисудьбы и характераФ. И. Тютчева(1803—1873)определилинеправомернозамедленноераспространениеего известностине только средиширо­кой читающейпублики, но исреди литераторов-совре­менников.Лев Толстойвспоминал, какв1855году «… Тургенев, Некрасов и К°едва моглиуговорить меняпрочесть Тютчева.Но зато когдая прочел, топросто обмерот величиныего творческоготаланта». Аведь Тютчевк тому времениуже четвертьвека печатался.И тем не менеечесть «открытия»Тютчева принадлежитН. А. Некрасову, в1850году обратившемувнимание читателей«Современника»на стихи уженемолодогопо­эта, которыеон в своей статьеприравнивалк лучшим образцам«русскогопоэтическогогения».
ФедорИванович Тютчевродился23ноября1803го­да в родовомимении ОвстугБрянского уездаОрлов­скойгубернии. Домашнеевоспитаниеего направлялосьсамозабвеннопреданнымлитературепоэтом С. Е. Раичем, который вспоминало своем ученике:«По тринадцатомугоду он переводилуже оды Горацияс замечатель­нымуспехом». ВМосковскомуниверситетеТютчев слу­шаллекции известногословесникаА. Ф. Мерзлякова, который и представилюного поэтав Обществолюбите­лейроссийскойсловесности.
ПоокончанииуниверситетаТютчев поступаетна дипломатическуюслужбу и весной1822года покидаетродину, чтобывернуться лишьчерез22года. За грани­цей(в Мюнхене, затемв Турине) онживет вне рус­скойязыковой стихии, к тому же обежены поэта (Начужбине Тютчевженился, овдовел, женился вторично)были иностранками, не знавшимирусского языка.Французскийязык был языкомего дома, егослужбы, егокруга общения, наконец, егопублицистическихста­тей и частнойкорреспонденции.По-русски писалисьтолько стихи.
Изредкастихи Тютчевапоявляютсяна страницахрусских периодическихизданий, но этообычно журналыи альманахивторостепенные, малочитаемые(«Урания»,«Галатея»).Только в1836году целуюподборку егостихов, правда, подписанныхне полным именем, а ини­циаламиФ. Т., напечаталв своем «Современнике»Пуш­кин. На нихобратили вниманиетакие знатокии цени­телипоэзии, как В.А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. В. Киреевский.
Вернулсяв Россию Тютчевв1844году. Это быловремя, неблагоприятноедля поэзии.После смертиПуш­кина, Лермонтоваказалось, что«золотой век»русской поэзиизавершился, да и в обществеощутимы былино­вые веяния, отвечала которымне лирическаяпоэзия, а «положительная»проза. Все меньшепечатаетсястихов, какбудто бы спадаетинтерес к поэзии.Впрочем, Тют­чевникогда нестремился статьпрофессиональнымлите­ратором: издателям ипоклонникамего творчествапри­ходилосьвсякий разуговариватьего дать стихидля печати. В40-е годы Тютчевне печатаетсяпочти десятьлет, естественно, помнят его лишьмалочисленныепочитатели.И только в 50-хгодах Некрасови Турге­невкак бы извлекаютстихи Тютчеваиз небытия, опуб­ликовавбольшую подборкуих в «Современнике».В1654году выходитв свет первыйпоэтическийсбор­ник Тютчева, а второй—онже последнийприжизнен­ный—в1868году.
Незадолгодо возвращенияна родину, вспоминаясвою московскуююность, Тютчевписал родителям:«Не подлежитсомнению, чтобудь я еще наэтой исходнойточке, я совсеминаче устроилбы свою судьбу». Мыне знаем, чтоимел в видупоэт, но дипломатиче­скойкарьеры он несделал. Однакововсе не из-заотсут­ствияинтереса кполитике—напротив, внешнеполити­ческиевопросы всегдасоставлялиодин из главнейшихинтересов вжизни Тютчева.Свидетельстватому—егопублицистическиестатьи, егописьма, воспоминаниясо­временников.Россия, ее положениев мире, еебудущ­ность—предметнеослабноговнимания, беспокойногои глубоко личногоинтереса Тютчева:«Думаю, чтоневозможнобыть болеепривязаннымк своей стране, нежели я, болеепостоянноозабоченнымтем, что до нееотно­сится».ПоражениеРоссии в Крымскойкампании 1855года было воспринятопоэтом какличная катаст­рофаи заставилоего пересмотретьотношение кНико­лаюIи всему 30-летнемуправлению этого«царя лице­дея», человека «чудовищнойтупости».
Внутриполитическиевзгляды Тютчевабыли вполнетрадиционны, однако принциппросвещенногосамодер­жавия, согласно еговзглядам, долженбыл удовлетво­рять, в сущности, идеальнымусловиям, аименно: госу­дарственныечиновники недолжны чувствоватьсебя самодержцами, а царь—чиновником.За70лет жизни Тютчевасменились трицаря, и ни однореальноецар­ствованиечаяниямпоэта не отвечало—об этом можносудитьпо многочисленнымего едким критическимвысказываниям.Оставалисьсмутные упования:«В Россию можнотолько верить», упования, основанныена убеж­дении, что судьбуРоссии решитне «пена, плавающаяна поверхности», а те могучие, невидимые силы, которые пока«таятся в глубине».Тютчев и«мелпрекраснуювозможностьвблизи наблюдатьза деятельностьюгосударственноймашины—ведь он до концасвоих днейнахо­дилсяна государственнойслужбе (сначаластаршим цен­зоромпри Министерствеиностранныхдел, а последниепятнадцатьлет—председателемКомитета цензурыиностранной).Кроме того, звание камергераналагало нанего обязанностьбывать придворе. ВзглядТютче­ва наположение делвнутри страныс течениемвремени становитсявсе болеепессимистическим.«В прави­тельственныхсферах бессознательностьи отсутствиесо­вести достиглитаких размеров, что этого нельзяпо­стичь, неубедившисьвоочию»,—вынужденпризнать онна склоне лет.
Итак, политика, общественныеинтересы глубоковолновалиТютчева—государственникаи дипломата:«Часть моегосуществаотождествиласьс известнымиубеждениямии верованиями».Этой «части»обязаны своимпоявлениемна свет политическиестихи Тютчева, в большинствесвоем написанные«по случаю»и в со­гласиис его принципом«смягчать, ане тревожить»сердца «подцарскою парчою».Стихи эти значительноуступают в силеи художественностилирическимего произведениям, которые рождалисьиз таинственныхродников, сокрытыхв глубине души.
Истинноевеличие Тютчеваобнаруживаетсяв его лирике.Гениальныйхудожник, глубокиймыслитель, тонкий психолог—таким предстаетон в стихал, темы которыхвечны: смыслбытия человеческого, жизнь при­роды, связь человекас этой жизнью, любовь. Эмоцио­нальнаяокраска большинстватютчевскихстихотворе­нийопределяетсяего мятущимся, трагическиммироощущением.Как жесточайшеебедствие итяжкий грехощу­щал поэтсамовластье«человеческогоЯ»—проявлениеиндивидуализма, холодного иразрушительного.Отсюда бессильныепорывы Тютчевак христианству, особенно кправославиюс его выраженнойидеей «соборности», смирением ипокорностьюсудьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкостьчеловеческогосуществования— источникипостояннойвнутреннейтревоги поэта.Тют­чев—мятущийсяагностик—впоисках устойчивогоми­ровоззренияне мог пристатьни к одномуберегу. Так, оннеоднократнодекларировалпантеизм («Нето, что мнитевы, природа...»,«Полдень»), новнутреннейубеж­денности, стойкой верыв божественноеначало, благо­творноеи разлитоеповсеместно, не было. Еслидля пан­теистическогомировоззренияА. К. Толстогохарак­тереноптимизм, вызванныйуверенностью, что «в однулюбовь мы всесольемся вскоре...», то Тютчевуперспектива«слияния»рисуется весьмабезрадостно.В стихо­творении«Смотри, какна речномпросторе...»«чело­веческоеЯ» уподобляетсятающим льдинам, которые
Всевместе—малые, большие,
Утративпрежний образсвой,
Все—безразличны, как стихия,—
Сольютсяс бездной роковой!..
Спустядвадцать лет, в последниегоды жизниобраз «всепоглощающейи миротворнойбездны» сновавоз­никнетв стихотворениипоэта «От жизнитой, что бу­шевалаздесь...».
Вобщем рядуявлений природычеловек в поэзииТютчева занимаетнепонятное, двусмысленноеположе­ние«мыслящеготростника».Мучительнаятревожность,тщетныепопытки понятьсвое предназначение, ужасаю­щиеподозренияотносительносамого существованияза­гадки«природы-сфинкса»и наличия «творцав творе­нии»неотступнопреследуютпоэта. Его угнетаетсозна­ниеограниченности, бессилия мысли, которая упорностремитсяпостичь вечнуюзагадку бытия,—«длань не­зримо-роковая»неуклоннопресекает еенапрасные иоб­реченныепопытки. Вомногих стихахТютчева незримоприсутствуеттерзавшаяПаскаля мысль:«Меня ужасаетвечное молчаниеэтих бесконечныхпространство».Вооб­ще философияПаскаля чрезвычайноблизка мироощу­щениюТютчева. В егопоэзии немалообразов и поня­тий, встречающихсяу французскогофилософа, ноедва ли несамое основное—это убеждениеТютчева, что«корень нашегомышления нев умозрительнойспособ­ностичеловека, а внастроенииего сердца» созвучноеодному из основныхположенийфилософииПаскаля: «Сердцеимеет своизаконы, которыхвовсе не знаетразум».
Чувствотревоги особеннообостряетсяночью, когдаисчезает призрачнаяпреграда—видимый мир—между человекоми «бездной»с ее «страхамии мглами». Ули­шённогозрения «ночного»человека обостряетсяслух, послышитон «гул непостижимый»или вой «ветраноч­ного», которые напоминаютему о «родимом», но не ме­нееот того жуткомизначальномхаосе. О том, как ост­ро ощущалпоэт, что «ночьстрашна», красноречивосви­детельствуетстихотворение«Альпы», лишенноев отли­чие отдругих егопроизведенийна тему «деньи ночь» философскогозвучания, нотем более поражающеемрач­нымиобразами, найденнымиТютчевым дляспящих гор:
Помертвелыеих очи
Льдистымужасом разят.
Вотношении кприроде Тютчевявляет как быдве ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающуюокружающиймир «с помощьюпяти органовчувств»., — идуховную, мыслящую, стремящуюсяза видимымпо­кровом угадатьвеликую тай«уприроды..
Тютчев-созерцательсоздает такиелирическиеше­девры, как«Весенняягроза», «Естьв осени первона­чальной....»,«ЧародейкоюЗимою..,»и — множествоподоб­ных, коротких, какпочти все тютчевскиестихи, прелест­ныхи образныхпейзажныхзарисовок.
АполлонГригорьевписал: подчиненное, тяготеет надотно­шениямик природевеликорусской, но это подчиненноесозерцаниеи сообщает импри переходев творчествоих особеннуюкрасоту и прелесть.•В Тютчеве, напри­мер, возводит их, эти отношения, до глубиныфилософ­скогосозерцанья, до одухотворенияприроды>>.
Тютчев- мыслитель, обращаясь кприроде, видитв ней неисчерпаемыйисточник дляразмышленийи обоб­щенийкосмическогопорядка. Такродились стихи«Вол­на и дума»,«Певучестьесть в морскихволнах...», «Каксладко дремлетсад темно-зеленый...»и т.п. К этимпроизведениямпримыкаютнесколько чистофилософ­ских:«Silentium!»,«Фонтан», «Деньи ночь». Фило­софскаялирика Тютчеваменее всего«головная», рассудочная.Прекрасноохарактеризовалее И. С. Тургенев:«Каждое егостихотворениеначиналосьмыслью, но мыслью, которая, какогненная точка, вспыхивалапод влия­ниемчувства илисильного впечатления; вследствиеэто­го, еслиможно так выразиться, свойствапроисхождениясвоего, мысльг. Тютчева никогдане являетсячитателю нагоюи отвлеченною, но всегда сливаетсяс образом, взятымиз мира душиили природы, проникаетсяим и сама егопроникаетнераздельнои неразрывно».
Радостьбытия, счастливоесогласие сприродой, без­мятежноеупоение еюхарактерныпреимущественнодля стихотворенияТютчева, посвященныхвесне, и в этоместь своязакономерность.Постоянныемысли о хрупко­стижизни былинеотвязнымиспутникамипоэта. «Чув­ствотоски и ужасауже много леткак стали обычныммоим душевнымсостоянием»—такого родапризнаниянередки в егописьмах. Неизменныйзавсегдатайсвет­скихсалонов, блестящийи остроумныйсобеседник,«прелестныйговорун», поопределениюП. А. Вяземского, Тютчев былвынужден «избегатьво что бы то нистало в течениевосемнадцатичасов из двадцатичеты­рех всякойсерьезнойвстречи с самимсобой». И малокто мог постичьего сложныйвнутренниймир. Вот ка­кимвидела отцадочь ТютчеваАнна: «Он мнепред­ставляетсяодним из техизначальныхдухов, такихтон­ких, умныхи пламенных, которые неимеют ничегооб­щего с материей, но у которыхнет, однако, идуши. Он совершенновне всякихзаконов и правил.Он поражаетвоображение, но в нем естьчто-то жуткоеи беспокой­ное».
Пробуждающаясявесенняя природаобладалачудодейственнымсвойствомзаглушать этопостоянноебеспо­койство, умиротворятьтревожную душупоэта. Могу­ществовесны объясняетсяее торжествомнад прошед­шими будущим, полнымзабвениембывшего и грядуще­гоуничтоженияи распада:
Истрах кончинынеизбежной
Несвеет с древани листа:
Ихжизнь, как океанбезбрежный,
Всяв настоящемразлита.
Воспеваявесеннюю природу, Тютчев неизменнора­дуется редкойи краткой возможностиощутить полнотужизни, не омраченнойпредвестникамигибели—«Не встретишьмертвого листа»,—ни с чем не сравнимойотрадой целикомотдаватьсянастоящемумоменту, при­частности«жизни божески- всемирной».Порой и осеньюему чудитсядуновениевесны. В противопоставлении, вернее, в предпочтениисомнительномурайскому блажен­ствубесспорного, достоверногонаслаждениякрасотою весеннейприроды, самозабвенногоупоения еюТютчев близокА. К. Толстому, писавшему:«Боже, как этопрекрасно—весна! Возможноли, что в миреином мы будемсчастливее, чем в здешнеммире весной!»Совер­шенноте же чувстванаполняютТютчева:
Чтопред тобойутеха рая,
Поралюбви, поравесны,
Цветущееблаженствомая,
Румяныйцвет, златыесны?.
Натютчевскихлирическихпейзажах лежитособен­наяпечать, отражающаясвойства егособственнойду­шевной ифизическойприроды—хрупкой иболезнен­ной.Его образы иэпитеты частонеожиданны, непри­вычныи на редкостьвпечатляющи.У него ветвидокуч­ные,земля принахмурилась,листье изнуренноеи вет­хое,звезды беседуютдруг с другомтихомолком,день скудеющий,движение ирадуга изнемогают,увядающаяприрода улыбаетсянемощнои хилои т.п.
«Вечныйстрой» природыто восхищает, то вызываетуныние поэта:
Природазнать не знаето былом,
Ейчужды нашипризрачныегоды,
Иперед ней мысмутно сознаем
Себясамих—лишь грезоюприроды,
Нов своих сомненияхи мучительныхпоисках истинныхвзаимоотношенийчасти и целого—человека иприроды—Тютчев вдругприходит кнеожиданнымпрозрениям: человек невсегда в разладес природой, онне только«беспомощноедитя», но он иравновеликей в своейтворческойпотенции:
Связан, соединен отвека
Союзомкровного родства
Разумныйгений человека
Створящей силойестества…
Скажизаветное онслово—
Имиром новыместество
Всегдаоткликнутьсяготово
Наголос родственныйего.
Утонченныйпсихологизм, пронизывающийтворчествоТютчева какболее или менеекатегорияотвлеченная, приобретаетконкретно-житейскийхарактер в такназы­ваемомденисьевскомцикле поэта.Тютчеву было47лет, когда еголюбовь вызвалаответное изначительнобо­лее сильноечувство состороны молодойдевушки ЕленыАлександровныДенисьевой:
Нераз ты слышалапризнаньем
«Нестою я любвитвоей»,
Пускаймое она созданье,—
Нокак я беденперед ней...
Поэт-мыслительвсю жизнь—от ранней юностидо последнихдней болезненнойстарости—чрезвычайнаинтенсивножил сердцем.Он любил и быллюбим, но считаллюбовь чувствомизначально-губительным,«поединкомроковым». Потому-топечалился оно судьбе однойиз своих дочерей,«кому я, бытьможет, передалпо наследствуэто ужасноесвойство, неимеющее названия, нарушающеевсякое равновесиев жизни, этужаж­ду любви...».
Полюбивстрастно ибезоглядно, Денисьевавсецело отдаласьсвоему чувству, восстановивпротив себяоб­щественноемнение. Ей былауготована«жизнь отре­ченья, жизнь страданья»:
Таковуж свет: он тамбесчеловечней,
Гдечеловечно-искреннейвина.
Нетолько «свет»отвернулсяот Елены Александ­ровны, но и роднойотец отрексяот нее. Главнойже мукой былото, что любимый, ради котороговсе было принесенов жертву, непринадлежалей полностью: Тютчев не тольконс порывал сосвоей семьей, но и продолжалпо-своему любитьжену, во всякомслучае, дорожитьею. Весь циклстихов, посвященныхДеиисьевой, проникнуттяжелым чувствомвины, насыщенро­ковымипредчувствиями.В этих стихахнет ни пылко­сти, ни страсти, только нежность, жалость, преклонениеперед силойи цельностьюее чувства, сознание собст­веннойнедостойности, возмущение«бессмертнойпошло­стьюлюдской». Эта«последняялюбовь» Тютчевадли­лась14лет, до самойсмерти Денисьевой, сошедшей вмогилу в возрасте38лет от чахотки, течение которойобострили иускорили душевныестрадания.
О, как убийственномы любим!,
Какв буйной слепотесвоей
Мыто всего вернеегубим,
Чтосердцу нашемумилей!..
Тютчевочень тяжелопереживалутрату:
Жизнь, как подстреленнаяптица,
Поднятьсяхочет—и не может...
Я.П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал:«Друг мой, теперьвсе испробовано—ничтоне по­могло, ничто не утешило,—не живется—не живется— неживется...» Встихах «денисьевскогоцикла» особенночасты характерныетютчевскиестроки, начинающиесягорьким восклицанием«О!», определяющиминтонациюотчаяния всегостихотворения.Столько страданияи му­ки в стихах, посвященныхпамяти ЕленыАлександров­ны, что невольнов сознаниивозникаетнародное поня­тиеубивается...Да, Тютчев именноубивается поДенисьевой:
Поней, по ней, судьбыне одолевшей,
Нои себя не давшейпобедить,
Поней, по ней, такдо конца умевшей
Страдать, молиться, веритьи любить.
Онпережил ее надевять лет. Вэти последниегоды Тютчеведва успеваетоправлятьсяот потерь близкихему людей: мать, брат, четверодетей...
Днисочтены, утратне перечесть,
Живаяжизнь давноуж позади,
Передовогонет, и я, как есть,
Нароковой стоюочереди.
Егочеред пришел15июля1873года… Но осталисьстихи Тютчева, которые самон так малоценил, так не­брежнохранил, полагая:

Внаш век стихиживут два-тримгновенья.
Родилисьутром, к вечеруумрут.
Очем же хлопотать? Рука забвенья
Какраз свершитсвой корректурныйтруд.
Однакотирания времени, которую такостро ощущалпоэт, оказаласьне властна надего творчеством.Конеч­но, совершенствоформы и значительностьсодержанияпоэзии Тютчеватребуют отчитателя определеннойкультуры, просвещенности.В свое времяв статье о ТютчевеА. Фет писал:«Тем большечести народу, к которому поэтобращаетсяс такими высокимитребо­ваниями.Теперь за намиочередь оправдатьего тайныенадежды».

ЛИТЕРАТУРА

1.Ф.И.Тютчев.Избраннаялирика.-М.,1986
2.А.Григорьев.Эстетикаи критика.-М.,1980
3.А.А.Фет.Сочинения.-М.,1982


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ударные волны. Параметры ударной волны. Ее воздействие на людей, здания и сооружения. Средства и способы защиты от ударных волн
Реферат Визначення розмірів плати за забруднення атмосферного повітря та розробки заходів щодо очистки шкідливих викідів
Реферат Организация транспортной инфраструктуры муниципального образования
Реферат Практические расчёты посадок, размерных цепей, калибров в машиностроении
Реферат Пирог
Реферат Вирусный маркетинг 3
Реферат Судебная реформа 1922 г.
Реферат Пласт народной жизни, поднятый плугом коллективизации по роману Михаила Шолохова Поднятая целина
Реферат Имущество предприятия, источники его формирования
Реферат Портрет Дориана Грея
Реферат «практика оценки стоимости нематериальных активов»
Реферат Кадрові стратегії та трудові відносини в ТНК
Реферат День независимости России старше на 800 с лишним лет
Реферат Письмо президенту о проблемах России
Реферат Maturity Essay Research Paper Are You MatureThere