Обзорныйреферат потворчествуФ.И.Тютчева
ученика10 “Б” среднейшколы №206
СухановаАртема Владимировича
Учитель: БоброваИрина Владимировна
Оценка:
ПЛАН
1.Вступление.
2.Краткиебиографическиеданные.
3.Творческийпуть великогопоэта.
4.Ф.И.Тютчеви его современники.
5.Заключение.
ФедорИванович Тютчев
(1803-1873гг.)
Особенностисудьбы и характераФ. И. Тютчева(1803—1873)определилинеправомернозамедленноераспространениеего известностине только средиширокой читающейпублики, но исреди литераторов-современников.Лев Толстойвспоминал, какв1855году «… Тургенев, Некрасов и К°едва моглиуговорить меняпрочесть Тютчева.Но зато когдая прочел, топросто обмерот величиныего творческоготаланта». Аведь Тютчевк тому времениуже четвертьвека печатался.И тем не менеечесть «открытия»Тютчева принадлежитН. А. Некрасову, в1850году обратившемувнимание читателей«Современника»на стихи уженемолодогопоэта, которыеон в своей статьеприравнивалк лучшим образцам«русскогопоэтическогогения».
ФедорИванович Тютчевродился23ноября1803года в родовомимении ОвстугБрянского уездаОрловскойгубернии. Домашнеевоспитаниеего направлялосьсамозабвеннопреданнымлитературепоэтом С. Е. Раичем, который вспоминало своем ученике:«По тринадцатомугоду он переводилуже оды Горацияс замечательнымуспехом». ВМосковскомуниверситетеТютчев слушаллекции известногословесникаА. Ф. Мерзлякова, который и представилюного поэтав Обществолюбителейроссийскойсловесности.
ПоокончанииуниверситетаТютчев поступаетна дипломатическуюслужбу и весной1822года покидаетродину, чтобывернуться лишьчерез22года. За границей(в Мюнхене, затемв Турине) онживет вне русскойязыковой стихии, к тому же обежены поэта (Начужбине Тютчевженился, овдовел, женился вторично)были иностранками, не знавшимирусского языка.Французскийязык был языкомего дома, егослужбы, егокруга общения, наконец, егопублицистическихстатей и частнойкорреспонденции.По-русски писалисьтолько стихи.
Изредкастихи Тютчевапоявляютсяна страницахрусских периодическихизданий, но этообычно журналыи альманахивторостепенные, малочитаемые(«Урания»,«Галатея»).Только в1836году целуюподборку егостихов, правда, подписанныхне полным именем, а инициаламиФ. Т., напечаталв своем «Современнике»Пушкин. На нихобратили вниманиетакие знатокии ценителипоэзии, как В.А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. В. Киреевский.
Вернулсяв Россию Тютчевв1844году. Это быловремя, неблагоприятноедля поэзии.После смертиПушкина, Лермонтоваказалось, что«золотой век»русской поэзиизавершился, да и в обществеощутимы былиновые веяния, отвечала которымне лирическаяпоэзия, а «положительная»проза. Все меньшепечатаетсястихов, какбудто бы спадаетинтерес к поэзии.Впрочем, Тютчевникогда нестремился статьпрофессиональнымлитератором: издателям ипоклонникамего творчестваприходилосьвсякий разуговариватьего дать стихидля печати. В40-е годы Тютчевне печатаетсяпочти десятьлет, естественно, помнят его лишьмалочисленныепочитатели.И только в 50-хгодах Некрасови Тургеневкак бы извлекаютстихи Тютчеваиз небытия, опубликовавбольшую подборкуих в «Современнике».В1654году выходитв свет первыйпоэтическийсборник Тютчева, а второй—онже последнийприжизненный—в1868году.
Незадолгодо возвращенияна родину, вспоминаясвою московскуююность, Тютчевписал родителям:«Не подлежитсомнению, чтобудь я еще наэтой исходнойточке, я совсеминаче устроилбы свою судьбу». Мыне знаем, чтоимел в видупоэт, но дипломатическойкарьеры он несделал. Однакововсе не из-заотсутствияинтереса кполитике—напротив, внешнеполитическиевопросы всегдасоставлялиодин из главнейшихинтересов вжизни Тютчева.Свидетельстватому—егопублицистическиестатьи, егописьма, воспоминаниясовременников.Россия, ее положениев мире, еебудущность—предметнеослабноговнимания, беспокойногои глубоко личногоинтереса Тютчева:«Думаю, чтоневозможнобыть болеепривязаннымк своей стране, нежели я, болеепостоянноозабоченнымтем, что до нееотносится».ПоражениеРоссии в Крымскойкампании 1855года было воспринятопоэтом какличная катастрофаи заставилоего пересмотретьотношение кНиколаюIи всему 30-летнемуправлению этого«царя лицедея», человека «чудовищнойтупости».
Внутриполитическиевзгляды Тютчевабыли вполнетрадиционны, однако принциппросвещенногосамодержавия, согласно еговзглядам, долженбыл удовлетворять, в сущности, идеальнымусловиям, аименно: государственныечиновники недолжны чувствоватьсебя самодержцами, а царь—чиновником.За70лет жизни Тютчевасменились трицаря, и ни однореальноецарствованиечаяниямпоэта не отвечало—об этом можносудитьпо многочисленнымего едким критическимвысказываниям.Оставалисьсмутные упования:«В Россию можнотолько верить», упования, основанныена убеждении, что судьбуРоссии решитне «пена, плавающаяна поверхности», а те могучие, невидимые силы, которые пока«таятся в глубине».Тютчев и«мелпрекраснуювозможностьвблизи наблюдатьза деятельностьюгосударственноймашины—ведь он до концасвоих днейнаходилсяна государственнойслужбе (сначаластаршим цензоромпри Министерствеиностранныхдел, а последниепятнадцатьлет—председателемКомитета цензурыиностранной).Кроме того, звание камергераналагало нанего обязанностьбывать придворе. ВзглядТютчева наположение делвнутри страныс течениемвремени становитсявсе болеепессимистическим.«В правительственныхсферах бессознательностьи отсутствиесовести достиглитаких размеров, что этого нельзяпостичь, неубедившисьвоочию»,—вынужденпризнать онна склоне лет.
Итак, политика, общественныеинтересы глубоковолновалиТютчева—государственникаи дипломата:«Часть моегосуществаотождествиласьс известнымиубеждениямии верованиями».Этой «части»обязаны своимпоявлениемна свет политическиестихи Тютчева, в большинствесвоем написанные«по случаю»и в согласиис его принципом«смягчать, ане тревожить»сердца «подцарскою парчою».Стихи эти значительноуступают в силеи художественностилирическимего произведениям, которые рождалисьиз таинственныхродников, сокрытыхв глубине души.
Истинноевеличие Тютчеваобнаруживаетсяв его лирике.Гениальныйхудожник, глубокиймыслитель, тонкий психолог—таким предстаетон в стихал, темы которыхвечны: смыслбытия человеческого, жизнь природы, связь человекас этой жизнью, любовь. Эмоциональнаяокраска большинстватютчевскихстихотворенийопределяетсяего мятущимся, трагическиммироощущением.Как жесточайшеебедствие итяжкий грехощущал поэтсамовластье«человеческогоЯ»—проявлениеиндивидуализма, холодного иразрушительного.Отсюда бессильныепорывы Тютчевак христианству, особенно кправославиюс его выраженнойидеей «соборности», смирением ипокорностьюсудьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкостьчеловеческогосуществования— источникипостояннойвнутреннейтревоги поэта.Тютчев—мятущийсяагностик—впоисках устойчивогомировоззренияне мог пристатьни к одномуберегу. Так, оннеоднократнодекларировалпантеизм («Нето, что мнитевы, природа...»,«Полдень»), новнутреннейубежденности, стойкой верыв божественноеначало, благотворноеи разлитоеповсеместно, не было. Еслидля пантеистическогомировоззренияА. К. Толстогохарактереноптимизм, вызванныйуверенностью, что «в однулюбовь мы всесольемся вскоре...», то Тютчевуперспектива«слияния»рисуется весьмабезрадостно.В стихотворении«Смотри, какна речномпросторе...»«человеческоеЯ» уподобляетсятающим льдинам, которые
Всевместе—малые, большие,
Утративпрежний образсвой,
Все—безразличны, как стихия,—
Сольютсяс бездной роковой!..
Спустядвадцать лет, в последниегоды жизниобраз «всепоглощающейи миротворнойбездны» сновавозникнетв стихотворениипоэта «От жизнитой, что бушевалаздесь...».
Вобщем рядуявлений природычеловек в поэзииТютчева занимаетнепонятное, двусмысленноеположение«мыслящеготростника».Мучительнаятревожность,тщетныепопытки понятьсвое предназначение, ужасающиеподозренияотносительносамого существованиязагадки«природы-сфинкса»и наличия «творцав творении»неотступнопреследуютпоэта. Его угнетаетсознаниеограниченности, бессилия мысли, которая упорностремитсяпостичь вечнуюзагадку бытия,—«длань незримо-роковая»неуклоннопресекает еенапрасные иобреченныепопытки. Вомногих стихахТютчева незримоприсутствуеттерзавшаяПаскаля мысль:«Меня ужасаетвечное молчаниеэтих бесконечныхпространство».Вообще философияПаскаля чрезвычайноблизка мироощущениюТютчева. В егопоэзии немалообразов и понятий, встречающихсяу французскогофилософа, ноедва ли несамое основное—это убеждениеТютчева, что«корень нашегомышления нев умозрительнойспособностичеловека, а внастроенииего сердца» созвучноеодному из основныхположенийфилософииПаскаля: «Сердцеимеет своизаконы, которыхвовсе не знаетразум».
Чувствотревоги особеннообостряетсяночью, когдаисчезает призрачнаяпреграда—видимый мир—между человекоми «бездной»с ее «страхамии мглами». Улишённогозрения «ночного»человека обостряетсяслух, послышитон «гул непостижимый»или вой «ветраночного», которые напоминаютему о «родимом», но не менееот того жуткомизначальномхаосе. О том, как остро ощущалпоэт, что «ночьстрашна», красноречивосвидетельствуетстихотворение«Альпы», лишенноев отличие отдругих егопроизведенийна тему «деньи ночь» философскогозвучания, нотем более поражающеемрачнымиобразами, найденнымиТютчевым дляспящих гор:
Помертвелыеих очи
Льдистымужасом разят.
Вотношении кприроде Тютчевявляет как быдве ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающуюокружающиймир «с помощьюпяти органовчувств»., — идуховную, мыслящую, стремящуюсяза видимымпокровом угадатьвеликую тай«уприроды..
Тютчев-созерцательсоздает такиелирическиешедевры, как«Весенняягроза», «Естьв осени первоначальной....»,«ЧародейкоюЗимою..,»и — множествоподобных, коротких, какпочти все тютчевскиестихи, прелестныхи образныхпейзажныхзарисовок.
АполлонГригорьевписал: подчиненное, тяготеет надотношениямик природевеликорусской, но это подчиненноесозерцаниеи сообщает импри переходев творчествоих особеннуюкрасоту и прелесть.•В Тютчеве, например, возводит их, эти отношения, до глубиныфилософскогосозерцанья, до одухотворенияприроды>>.
Тютчев- мыслитель, обращаясь кприроде, видитв ней неисчерпаемыйисточник дляразмышленийи обобщенийкосмическогопорядка. Такродились стихи«Волна и дума»,«Певучестьесть в морскихволнах...», «Каксладко дремлетсад темно-зеленый...»и т.п. К этимпроизведениямпримыкаютнесколько чистофилософских:«Silentium!»,«Фонтан», «Деньи ночь». Философскаялирика Тютчеваменее всего«головная», рассудочная.Прекрасноохарактеризовалее И. С. Тургенев:«Каждое егостихотворениеначиналосьмыслью, но мыслью, которая, какогненная точка, вспыхивалапод влияниемчувства илисильного впечатления; вследствиеэтого, еслиможно так выразиться, свойствапроисхождениясвоего, мысльг. Тютчева никогдане являетсячитателю нагоюи отвлеченною, но всегда сливаетсяс образом, взятымиз мира душиили природы, проникаетсяим и сама егопроникаетнераздельнои неразрывно».
Радостьбытия, счастливоесогласие сприродой, безмятежноеупоение еюхарактерныпреимущественнодля стихотворенияТютчева, посвященныхвесне, и в этоместь своязакономерность.Постоянныемысли о хрупкостижизни былинеотвязнымиспутникамипоэта. «Чувствотоски и ужасауже много леткак стали обычныммоим душевнымсостоянием»—такого родапризнаниянередки в егописьмах. Неизменныйзавсегдатайсветскихсалонов, блестящийи остроумныйсобеседник,«прелестныйговорун», поопределениюП. А. Вяземского, Тютчев былвынужден «избегатьво что бы то нистало в течениевосемнадцатичасов из двадцатичетырех всякойсерьезнойвстречи с самимсобой». И малокто мог постичьего сложныйвнутренниймир. Вот какимвидела отцадочь ТютчеваАнна: «Он мнепредставляетсяодним из техизначальныхдухов, такихтонких, умныхи пламенных, которые неимеют ничегообщего с материей, но у которыхнет, однако, идуши. Он совершенновне всякихзаконов и правил.Он поражаетвоображение, но в нем естьчто-то жуткоеи беспокойное».
Пробуждающаясявесенняя природаобладалачудодейственнымсвойствомзаглушать этопостоянноебеспокойство, умиротворятьтревожную душупоэта. Могуществовесны объясняетсяее торжествомнад прошедшими будущим, полнымзабвениембывшего и грядущегоуничтоженияи распада:
Истрах кончинынеизбежной
Несвеет с древани листа:
Ихжизнь, как океанбезбрежный,
Всяв настоящемразлита.
Воспеваявесеннюю природу, Тютчев неизменнорадуется редкойи краткой возможностиощутить полнотужизни, не омраченнойпредвестникамигибели—«Не встретишьмертвого листа»,—ни с чем не сравнимойотрадой целикомотдаватьсянастоящемумоменту, причастности«жизни божески- всемирной».Порой и осеньюему чудитсядуновениевесны. В противопоставлении, вернее, в предпочтениисомнительномурайскому блаженствубесспорного, достоверногонаслаждениякрасотою весеннейприроды, самозабвенногоупоения еюТютчев близокА. К. Толстому, писавшему:«Боже, как этопрекрасно—весна! Возможноли, что в миреином мы будемсчастливее, чем в здешнеммире весной!»Совершенноте же чувстванаполняютТютчева:
Чтопред тобойутеха рая,
Поралюбви, поравесны,
Цветущееблаженствомая,
Румяныйцвет, златыесны?.
Натютчевскихлирическихпейзажах лежитособеннаяпечать, отражающаясвойства егособственнойдушевной ифизическойприроды—хрупкой иболезненной.Его образы иэпитеты частонеожиданны, непривычныи на редкостьвпечатляющи.У него ветвидокучные,земля принахмурилась,листье изнуренноеи ветхое,звезды беседуютдруг с другомтихомолком,день скудеющий,движение ирадуга изнемогают,увядающаяприрода улыбаетсянемощнои хилои т.п.
«Вечныйстрой» природыто восхищает, то вызываетуныние поэта:
Природазнать не знаето былом,
Ейчужды нашипризрачныегоды,
Иперед ней мысмутно сознаем
Себясамих—лишь грезоюприроды,
Нов своих сомненияхи мучительныхпоисках истинныхвзаимоотношенийчасти и целого—человека иприроды—Тютчев вдругприходит кнеожиданнымпрозрениям: человек невсегда в разладес природой, онне только«беспомощноедитя», но он иравновеликей в своейтворческойпотенции:
Связан, соединен отвека
Союзомкровного родства
Разумныйгений человека
Створящей силойестества…
Скажизаветное онслово—
Имиром новыместество
Всегдаоткликнутьсяготово
Наголос родственныйего.
Утонченныйпсихологизм, пронизывающийтворчествоТютчева какболее или менеекатегорияотвлеченная, приобретаетконкретно-житейскийхарактер в такназываемомденисьевскомцикле поэта.Тютчеву было47лет, когда еголюбовь вызвалаответное изначительноболее сильноечувство состороны молодойдевушки ЕленыАлександровныДенисьевой:
Нераз ты слышалапризнаньем
«Нестою я любвитвоей»,
Пускаймое она созданье,—
Нокак я беденперед ней...
Поэт-мыслительвсю жизнь—от ранней юностидо последнихдней болезненнойстарости—чрезвычайнаинтенсивножил сердцем.Он любил и быллюбим, но считаллюбовь чувствомизначально-губительным,«поединкомроковым». Потому-топечалился оно судьбе однойиз своих дочерей,«кому я, бытьможет, передалпо наследствуэто ужасноесвойство, неимеющее названия, нарушающеевсякое равновесиев жизни, этужажду любви...».
Полюбивстрастно ибезоглядно, Денисьевавсецело отдаласьсвоему чувству, восстановивпротив себяобщественноемнение. Ей былауготована«жизнь отреченья, жизнь страданья»:
Таковуж свет: он тамбесчеловечней,
Гдечеловечно-искреннейвина.
Нетолько «свет»отвернулсяот Елены Александровны, но и роднойотец отрексяот нее. Главнойже мукой былото, что любимый, ради котороговсе было принесенов жертву, непринадлежалей полностью: Тютчев не тольконс порывал сосвоей семьей, но и продолжалпо-своему любитьжену, во всякомслучае, дорожитьею. Весь циклстихов, посвященныхДеиисьевой, проникнуттяжелым чувствомвины, насыщенроковымипредчувствиями.В этих стихахнет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонениеперед силойи цельностьюее чувства, сознание собственнойнедостойности, возмущение«бессмертнойпошлостьюлюдской». Эта«последняялюбовь» Тютчевадлилась14лет, до самойсмерти Денисьевой, сошедшей вмогилу в возрасте38лет от чахотки, течение которойобострили иускорили душевныестрадания.
О, как убийственномы любим!,
Какв буйной слепотесвоей
Мыто всего вернеегубим,
Чтосердцу нашемумилей!..
Тютчевочень тяжелопереживалутрату:
Жизнь, как подстреленнаяптица,
Поднятьсяхочет—и не может...
Я.П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал:«Друг мой, теперьвсе испробовано—ничтоне помогло, ничто не утешило,—не живется—не живется— неживется...» Встихах «денисьевскогоцикла» особенночасты характерныетютчевскиестроки, начинающиесягорьким восклицанием«О!», определяющиминтонациюотчаяния всегостихотворения.Столько страданияи муки в стихах, посвященныхпамяти ЕленыАлександровны, что невольнов сознаниивозникаетнародное понятиеубивается...Да, Тютчев именноубивается поДенисьевой:
Поней, по ней, судьбыне одолевшей,
Нои себя не давшейпобедить,
Поней, по ней, такдо конца умевшей
Страдать, молиться, веритьи любить.
Онпережил ее надевять лет. Вэти последниегоды Тютчеведва успеваетоправлятьсяот потерь близкихему людей: мать, брат, четверодетей...
Днисочтены, утратне перечесть,
Живаяжизнь давноуж позади,
Передовогонет, и я, как есть,
Нароковой стоюочереди.
Егочеред пришел15июля1873года… Но осталисьстихи Тютчева, которые самон так малоценил, так небрежнохранил, полагая:
Внаш век стихиживут два-тримгновенья.
Родилисьутром, к вечеруумрут.
Очем же хлопотать? Рука забвенья
Какраз свершитсвой корректурныйтруд.
Однакотирания времени, которую такостро ощущалпоэт, оказаласьне властна надего творчеством.Конечно, совершенствоформы и значительностьсодержанияпоэзии Тютчеватребуют отчитателя определеннойкультуры, просвещенности.В свое времяв статье о ТютчевеА. Фет писал:«Тем большечести народу, к которому поэтобращаетсяс такими высокимитребованиями.Теперь за намиочередь оправдатьего тайныенадежды».
ЛИТЕРАТУРА
1.Ф.И.Тютчев.Избраннаялирика.-М.,1986
2.А.Григорьев.Эстетикаи критика.-М.,1980
3.А.А.Фет.Сочинения.-М.,1982