Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (на примере Московской области)
План
Введение
Глава 1. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации: теоретико-правовой аспект
Глава 2. Особенности правового регулирования отношений на государственной гражданской службе Московской области
Однако существует проблема, которая напрямую затрагивает права государственных гражданских служащих Московской области, - не опубликование ряда актов по вопросам государственной службы, к примеру, Постановление Московской областной Думы от 17 октября 2007 г. № 8/21-П «Порядок работы аттестационной комиссии», «Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Московской области в аппарате Московской областной Думы» не опубликованы официально, хотя регулируют важные процедурные вопросы, без которых невозможна реализация ряда прав гражданских служащих.
Глава 2. Особенности правового регулирования отношений на государственной гражданской службе Московской области
В юридической литературе под должностью понимают учрежденную в установленном порядке структурную единицу того или иного органа, учреждения, предприятия, организации, определяющую содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Также должность определяют как «юридически установленный для одного лица объем функций и правомочий по участию его в реализации компетенции соответствующего юридического лица (органа учреждения, предприятия)».
С помощью должностей обеспечиваются персонализация управленческих функций и правообязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности.
Должности гражданской службы учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами Московской области в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность Московской области.
В органах государственной власти и государственных органах Московской области по состоянию на 1 января 2007г. учреждено 9370 должностей гражданской службы. По сравнению с 2005г. количество должностей гражданской службы в 2006г. увеличилось на 5,6 %. Численность гражданских служащих Московской области на тот же период составляет 8634 человека, и по отношению к численности населения Московской области остается на уровне 2005 года - 1,3 гражданских служащих на 1 тысячу человек населения Московской области. Средний возраст гражданских служащих - 43 года. Численность гражданских служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 85,5% Отчет о работе Управления государственной и муниципальной службы Московской области за 2006 год..
Должности гражданской службы Московской области в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и на основании ст. 6 Закона Московской области о государственной гражданской службе № 39/2005-ОЗ подразделяются на категории и группы.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего Московской области (далее - должностной регламент). Так, к примеру, в Московской областной Думе Решением от 27 апреля 2005 года № 17/138 утверждены «Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих Московской области в Московской областной Думе». Помимо общих положений, закрепленных в Законе «О государственной гражданской службе Московской области», в Постановлении Губернатора Московской области от 29 апреля 2005 г. № 65-ПГ «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам государственного гражданского служащего Московской области, замещающего высшую должность государственной гражданской службы Московской области категории "Руководители"» более подробно раскрываются требования, касающиеся уровня знаний и навыков отдельных категорий должностей гражданской службы, а именно категории «руководители».
Должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей гражданской службы Московской области, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей государственной гражданской службы Московской области. Реестр должностей государственной гражданской службы Московской области является приложением к Закону Московской области № 39/2005-ОЗ «О государственной гражданской службе Московской области». Реестр должностей государственной гражданской службы Московской области является частью Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ и ст. 12, 24 Закона Московской области № 39/2005-ОЗ Реестр должностей государственной гражданской службы Московской области ведет Управление государственной и муниципальной службы Московской области. Кроме этого, в государственном органе представителем нанимателя ведется Реестр гражданских служащих Московской области, замещающих должности гражданской службы в данном органе (далее - Реестр гражданских служащих государственного органа). Органом по управлению государственной службой Московской области ведется Реестр гражданских служащих Московской области. В соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 16 января 1998 г. № 3-ПГ «О порядке ведения Реестра государственных гражданских служащих Московской области» Реестр является документом, удостоверяющим факт наличия должности государственной гражданской службы, факт прохождения службы и факт наличия вакансии по должностям.
Основными задачами ведения Реестра являются создание условий для координации вопросов, связанных с гражданской службой, и для принятия согласованных решений по вопросам гражданской службы в государственных органах, а также создание условий для осуществления контроля за реализацией законодательства о гражданской службе.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 8 Закона Московской области «О государственной гражданской службе Московской области» гражданским служащим Московской области присваиваются классные чины гражданской службы Московской области в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
Порядок присвоения и сохранения классных чинов государственным гражданским служащим Московской области урегулирован Законом Московской области «О классных чинах государственной гражданской службы Московской области» от 12 мая 2005 г. № 120/2005-ОЗ. На основании проведенного анализа законодательства Московской области о классных чинах автор сделал следующие выводы:
1) в отличие от иных субъектов Федерации, к примеру, г. Москвы, правовое регулирование классных чинов в Московской области осуществляется актом высшей юридической силы - законом;
2) механизм правового регулирования классных чинов является способом реализации одного из базовых принципов гражданской службы, закрепленного в п. 2 ст. 4 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации. Поскольку государственным гражданским служащим Московской области, замещающим должности ведущей, старшей и младшей групп присваиваются классные чины государственных гражданских служащих Российской Федерации соответственно: советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса;
3) в отличие от г. Москвы, где создан специализированный орган, занимающийся вопросами классных чинов, - городская комиссия по подготовке предложений о присвоении классных чинов государственным гражданским служащим города Москвы, в Московской области нет специализированного подразделения, которое бы решало исключительно вопросы присвоения классных чинов. Полномочия в данной сфере перераспределены среди нескольких органов государственной власти: Губернатором Московской области, Управлением государственной и муниципальной службой Московской области и органами государственной власти, в которых проходят службу государственные служащие Московской области.
В диссертации отмечено, что оплата труда является естественным стимулом гражданскому служащему для надлежащего выполнения им своих должностных обязанностей и для роста в квалификации и по службе.
Денежное содержание гражданского служащего Московской области состоит из месячного оклада гражданского служащего Московской области в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего Московской области в соответствии с присвоенным ему классным чином, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего Московской области, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих Московской области, ежемесячных и иных дополнительных выплат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также порядок формирования фонда оплаты труда гражданских служащих Московской области устанавливаются Законом Московской области «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области» от 2 октября 2003 года № 116/2003-ОЗ.
Кроме оклада месячного денежного содержания гражданского служащего областным Законом о государственной гражданской службе предусмотрены ежемесячные и иные дополнительные выплаты: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы Московской области; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 3) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, в пределах установленного фонда оплаты труда и в порядке, установленном представителем нанимателя; 4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата к отпуску в размере одного должностного оклада и материальная помощь в размере двух должностных окладов.
Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, гражданским служащим Московской области предоставляются государственные гарантии. Перечень основных гарантий, предоставляемых гражданским служащим Московской области, согласно ст. 15 Закона Московской области «О государственной гражданской службе Московской области» полностью идентичен государственным гарантиям, установленным Федеральным законом № 79-ФЗ. В этой связи в диссертационном исследовании рассмотрен перечень дополнительных государственных гарантий гражданским служащим Московской области с учетом особенностей, свойственных данному субъекту Российской Федерации.
Государственным гражданским служащим Московской области гарантированы:
1. Денежная выплата на проезд по территории Москвы и Московской области в размере 15 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом для исчисления стипендий, пособий и других обязательных выплат в Российской Федерации.
2. Предоставление служебного жилого помещения;
3. Предоставление жилого помещения, в том числе, и после выхода на пенсию, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, в порядке и на условиях, установленных Законом Московской области «Об улучшении жилищных условий государственных гражданских служащих Московской области» от 5 октября 2006 г. № 168/2006-ОЗ.
4. Ежегодная денежная выплата на лечение и отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части в размере средней стоимости путевки продолжительностью 24 календарных дня в санаторно-курортное учреждение за предыдущий календарный год и средней стоимости проезда (туда и обратно) в пределах территории Российской Федерации железнодорожным транспортом в купейном вагоне за предыдущий календарный год.
5. Возмещение расходов на ритуальные услуги, связанные с погребением гражданского служащего Московской области или лица, имевшего на день смерти право на пенсию за выслугу лет.
6. Получение компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в случае увольнения гражданского служащего Московской области с гражданской службы Московской области в связи с сокращением должностей гражданской службы или в случае увольнения гражданского служащего Московской области, замещающего на определенный срок полномочий должность гражданской службы категории "руководители" и "помощники (советники)" при досрочном прекращением полномочий, соответствующего лица, замещающего государственную должность Московской области.
7. Гражданские служащие Московской области подлежат страхованию на случай причинения вреда жизни и здоровью в связи с исполнением должностных обязанностей за счет средств бюджета Московской области в порядке, установленном Губернатором Московской области. На 2007 г. была установлена страховая сумма по страхованию вышеуказанных лиц в размере 1,5 млн. рублей. Средняя выплата страхового обеспечения по одному страховому случаю в 2006 г. составила 123,5 тысяч рублей.
В диссертации отмечено, что система управления государственной службой необходима для обеспечения единства государственной службы Российской Федерации, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества, координации деятельности государственных органов по вопросам поступления на государственную службу, прохождения и прекращения государственной службы, а также профессионального развития государственных служащих.
На уровне субъекта Российской Федерации система управления государственной службы устанавливается собственным законодательством. Например, Программа «Реформирование государственной службы Московской области», принятая решением Московской областной Думы от 10 марта 2004 г. № 5/90, определяя пути совершенствования управления государственной службой Московской области, закрепляет координацию деятельности подразделений органов государственной власти Московской области по вопросам службы и кадров; взаимодействие с органами местного самоуправления; открытость системы управления государственной службой для граждан и гражданского общества. Программа ставит задачу проведения анализа положений об исполнительных органах государственной власти Московской области и государственных органов по вопросам разграничения полномочий, исключения их дублирования, внесения предложений по упорядочению их функций.
Заключение
Органом по управлению государственной гражданской службой и обеспечению взаимосвязи государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области является Управление государственной и муниципальной службы Московской области.
Управление осуществляет координацию деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на гражданскую службу Московской области, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения гражданской службы Московской области, ведения Реестра гражданских служащих Московской области, использования кадрового резерва для замещения должностей гражданской службы Московской области, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих Московской области, а также осуществляет вневедомственный контроль за соблюдением в государственных органах законодательства о гражданской службе.
Управление направляет своих представителей в составы следующих комиссий: по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Московской области и урегулированию конфликта интересов; по проведению конкурсов при поступлении на гражданскую службу и при замещении по конкурсу должности гражданской службы; по аттестации гражданских служащих Московской области.
Ввиду того, что Управление интегрировано в систему органов исполнительной власти Московской области и не является самостоятельным органом, Я. полагает, что для обеспечения независимости и эффективности его деятельности было бы целесообразнее руководителя Управления избирать на должность Московской областной Думой по представлению Губернатора Московской области.
Литература
1. Барциц И.Н. Государственные гарантии гражданских служащих Московской области // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 2.
2. Сумин М.М. Управление государственной и муниципальной службой Московской области// Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. № 1.
3. Сумин М.М. Правовое регулирования классных чинов на государственной гражданской службе Московской области и порядка их присвоения // Административное и муниципальное право. 2008. № 6.
4. Сумин М.М. Система правового регулирования государственной гражданской службы Московской области // Государственное управление и право: Сб. научных трудов под общ. ред. И.Н. Барцица. - М.: Издательство МосГУ, 2007. Выпуск 6.
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации . 10 мая 2006 года.// Российская газета. 2006. № 97. 11 мая.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |