Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Н.С.Лесков. "Зверь"

Н.С.Лесков. "Зверь"

Казалось
бы, вопросы милосердия не слишком интересовали реалиста и сатирика, виртуозного
стилиста Н.С.Лескова. Тем не менее почти в каждом его произведении, как бы на
втором плане, зашифрованно, звучит: люди, будьте добры друг к другу.

Этический
аспект, не отменяя социального обличения, выдвигается на первый план и в
рассказе "Зверь". В этой ситуации опять происходит испытание человека
на человечность. События увидены как бы двойным зрением: впечатления пятилетнего
ребенка,, воспринимающего мир сугубо эмоционально, передаются уж% зрелым
человеком как его детские воспоминания.

В
мире взрослых понятия "зверь" и "человек" далеко разведены.
В детском восприятии медведь Сганарель и крепостной Ферапонт уравниваются
чувством любви и сострадания к ним обоим: "Нам было жаль Сганареля, жаль и
Ферапонта, и мы даже не могли себе решить, кого из них двух мы больше
жалеем". Но человек и зверь в лесковском рассказе уравниваются и
художественно. В нем постоянно звучит мотив подобия медведя и крепостного,
обрисованных почти одними и теми же словами: красавец Ферапонт — "среднего
роста, очень ловкий, сильный и смелый", Сганарель был "большим,
матерым медведем, необыкновенной силы, красоты и ловкости" Это сходство
еще более увеличивает бессознательное подражание медведя человеку. Сганарель
умел ходить на двух лапах, бить в барабан, маршировать с большой палкой,
таскать кули с мукой на мельницу, надевать мужицкую шляпу.

Рациональная
логика как будто оправдывает уничтожение медведя, в котором пробудились
звериные инстинкты. Но против нее восстает нелогичное человеческое чувство,
чувство сострадания к другому живому существу И непосредственное душевное
движение ребенка у Лескова безошибочнее рациональной логики, которая
обнаруживает свою внутреннюю противоречивость. Зверь осуждается на казнь, и его
приговаривают к смерти по закону, придуманному людьми для людей Преданность
зверя человеку заставляет оценить этот приговор как предательство со стороны
людей Недаром возникает неожиданная параллель, выходящий из ямы Сганарель
напоминает короля Лира. А на наивный вопрос ребенка, можно ли помолиться за
Сганареля, старая няня, подумав, отвечает, что "медведь — тоже Божие
создание, и он плавал с Ноем в ковчеге"

Ферапонт
все-таки спасает зверя, но суть рассказа в том, что, избавив от неминуемой
гибели медведя, он тем самым спасает и человека, развращенного безграничной
властью крепостника. Деспотизм, субъективно понимаемый как мужественная сила и
непреклонная твердость духа, уступает мягкосердечию, которое раньше
расценивалось как непростительная слабость. Недаром Ферапонта называют
"укротителем зверя".

Своеобразное
"укрощение зверя" происходит и в рассказе "Старый гений".
Право на такое "странное сближенье" дает реплика повествователя:
должник "маленькой старушки" был "зверь травленый" и потому
не боялся ни намеков, ни угроз своей беззащитной кредиторши Рассказ этот
читается с улыбкой, но в нем есть свой драматизм. Драматичность эта не только в
угрозе бедности и бездомности, нависшей над старушкой, ее больной дочерью и
внучкой. Не менее важно, что должник обманул их доверие и тем самым пошатнул
веру в людей вообще. "Старый гений", восстанавливая попранную
справедливость, возвращает и утраченную было веру в обязательное торжество
добра, и неотвратимость возмездия за зло

Лескову
не жаль для "пассажного гения" столь высокого определения, он не
вкладывает в него никакой иронии "Гений" покарал
"злодейство", и для автора важен не малый
"масштаб"гениальности, а важна ее высокая суть Человеческий талант, в
чем бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее
начало, потому что необходимо связан, по Лескову, с духовной красотой и
теплотой человеческого сердца.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оценка инженерно-геологических и гидрогеологических условий района строительства /Пояснительная записка к геологическому разрезу 2 по карте №5/
Реферат Логика как канва диагностического мышления
Реферат Мастерство в изображении быта героя
Реферат Культура педагогічного спілкування
Реферат Grapes Of Wrath Essay Research Paper Tom
Реферат Задачи линейного параметрического программирования
Реферат Анализ криптостойкости методов защиты информации в операционных системах Microsoft Window 9x
Реферат Артищев Андрей Борисович Руководитель проекта \ Директор проектов \ Директор по Маркетингу
Реферат Анализ и количественная оценка степени влияния факторов на инфляцию в республике беларусь
Реферат Фінансово-господарський контроль його предмет і методи
Реферат Реализм живописи на рубеже XIX-XX веков
Реферат Финансы как часть производственного процесса
Реферат Occupational safety standards system. Organization of training for labour safety. General rules гост 12 004-90 оксту 0012
Реферат Россия в клубке международных взаимосвязей накануне и в ходе I мировой войны
Реферат Неорганические теплоизоляционные материалы