Одной иззначительныхработ Салтыкова-Щедрина, написанныхв последнеедесятилетиежизни, сталцикл сказок, явившийсяитогом многолетнихнаблюденийи раздумийписателя надсовременнойему действительностью.(80-е годы 19-го века— время «затихания»реформаторскихнастроенийдворянства, торжестваконсерватизма.В этих условияхрадикальноекрыло оппозиционныхправительствусил с особеннойостротой воспринимает«неподвижность»российскойжизни. Кажется, что странакатастрофическитеряет способностьк переменам, и в поискахвыхода радикалывсе чаще обращаютсяк мысли о необходимости«толчка снизу».Именно такиенастроенияи отразил, посути, в своихсказках Салтыков-Щедрин.
Обращениеписателя кжанру сказкине случайно.Как жанр демократический, знакомый ипонятный народу, сказка открывалапуть к широкойчитательскойаудитории. Ав условияхсуровой цензуры80-х годов, когдаговорить открытоо положениив стране былосложно, сказочнаяфантастикаслужила отличнымсредствоммаскировкиострых идейно-политическихвзглядов писателя.
«Сказки»— это своеобразнаяхрестоматия, рассказ о всехсословияхрусского общества.Тема жизнинарода, волновавшаяСалтыкова-Щедринана протяжениивсего творческогопути, нашласвое отражениев этом циклеярко и полно.Основой нации, по мнению писателя, являетсякрестьянство.Причем Салтыков-Щедринрисует обобщенный«портрет»крестьянина, не прибегаяк идеализации, не скрываясуществующихпротиворечий.
Крестьянинв России сметливи находчив, умен и трудолюбив— он на все рукимастер. В сказке«Повесть отом, как одинмужик двухгенераловпрокормил»крестьянини огонь добывает, и корабль строит, и даже в пригоршневарит. Мужик-поилеци кормилец, благодаря еготруду живетвсе общество.Не случайнос исчезновениеммужика из поместийкнязя Урус-Кильдибаевав сказке «Дикийпомещик» пустеетгосударственнаяказна, исчезаютна рынке мясои масло, наступаетголод, а затем— полное одичание.Так, например, сам помещик, оставшись безсвоих крестьян, превращаетсяв дикого зверя.
Народ талантлив, трудолюбив, могуч. И в тоже время в сказкео крестьянинеи двух генералахмужик сам вьетверевку, которойгенералы егои привязывают.А крестьянев сказке «Дикийпомещик» безропотнотерпят притесненияпомещика, который, не перенося«холопьего»запаха, изгоняетих со своихземель.
С чувствомсостраданияи грустнойиронии видитписатель противоречиемежду большимипотенциальнымивозможностямикрестьянстваи безропотнойего подчиненностью.Но поистинетрагедийноезвучание размышленияо России приобретаютв сказке «Коняга».Образ измученнойклячонки свыпяченнымиребрами, обожженнымиплечами и разбитыминогами, которая«день-деньской»из «хомута невыходит», вырастаетдо поэтическогосимвола всегоподневольногорусскогокрестьянства, судьбы России.
В духе радикальныхнастроенийсвоего времениСалтыков-Щедринне видит другоговыхода, кромевооруженногосопротивлениянасилию. Истребляютмужики ненавистныхвоевод Топтыгиныхв сказке «Медведьна воеводстве».В сказке «Путем-дорогою»показан народ, пробуждающийсяот сна рабстваи покорности.Взгляд писателяна настоящееи будущее Россиинетерпеливи резок. Какможно быстрееи решительнееисправитьнесправедливость— вот «кредо»Салтыкова-Щедрина.Никаких сожаленийо нравственной«оплате» такойсправедливостиу него нет. Переднами при этомвполне русские, национальные, сказки, в томсмысле, что, ксожалению, такой подходк решению проблемысправедливостидействительно«коренился»в «толще»национальнойжизни. Россиядорого заплатилаза нетерпение, так дорого, какв самой страшнойиз своих сказокне мог бы сказатьСалтыков-Щедрин.