«Серебряный век» русской поэзии стал в последние годы предметом искреннего внимания читателей. Словно из небытия, к нам вернулся целый пласт русской культуры. Но «серебряный век» — это не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России.
Само определение «серебряный» основано было на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называли золотым веком русской поэзии. Этим определением пользовались сами поэты. Так, в «Поэме без героя» Анны Ахматовой есть такие строки: «И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл».
Известный художественный критик С.Маковский называет свою книгу о русской культуре конца XIX-начала XX века, изданную в эмиграции, «На Парнасе серебряного века». Определение это закрепилось, оно стало не только поэтическим, им пользуются и ученые. Прежде всего обратимся к той атмосфере духовной жизни России рубежа веков, которая стала условием развития и подъема поэтического творчества. Этой атмосфере присуща двойственность. С одной стороны, это был необычайный расцвет, причем расцвет во всех областях культуры, науки, искусства. В экономике Россия достигла такого уровня, что многие предрекали: XX век будет «веком русских».
В изобразительном искусстве не только творили великие художники, но и возникали целые художественные школы, направления, и среди них особенно важное- «Мир искусства» во главе с живописцем А.Бенуа. Журнал, который издавала эта группа, был сам по себе явлением книжной графики, отличался такой высокой культурой художественного оформления, что сохраняет свое значение и до наших дней. В области театрального искусства глубочайший след был оставлен К.Станиславским и Ф.Шаляпиным, А.Павловой и В.Мейерхольдом.
Назвать можно еще очень многих, но есть одно имя, которое не возможно не упомянуть. Это имя Дягилева. Он не был ни художником, ни актером, ни поэтом. Ему был присущ талант, пожалуй, еще более редкий для России — талант организатора. Именно С.Дягилев устраивает знаменитые русские сезоны в Париже, которые открыли заново всему миру Россию не только как экзотическую страну, где лежат снега и по улицам бродят медведи, но и как страну величайшей культуры, столь богатую талантами, страну, обладающую высоким потенциалом в самых разных областях искусства. Именем С.Дягилева названа одна из площадей в Париже, именно балетные спектакли его труппы дали начало тому явлению, о котором годы спустя шутливо заметил поэт: «А так же в области балета мы впереди планеты всей». Вспомним также, что зарубежные, в частности, американские балерины часто брали себе русские псевдонимы.
В этот же период необычайный подъем переживает русская философская мысль — недаром его называют ренессансом, возрождением. Однако в определении «серебряный век» заложен и иной смысл, отражена вторая сторона духовной жизни России рубежа веков. Серебряный век в отличие от пушкинского золотого проходил под знаком луны (вспомним слова Ахматовой). Луна в мировой мифологии — это символ ущерба, умирания, и вся культура начала века была пронизана тревожными предчувствиями грядущих страшных лет России. Две эти особенности — бурный расцвет и предощущение близкого краха предопределили развитие русской поэзии серебряного века.
Хотелось бы сказать и о временных границах серебряного века русской поэзии. Когда он начался — это в целом известно: 90-е годы XIX века, выход из эпохи безвременья, преодоление кризиса поэзии. Бесспорно и то, что расцвета, наивысшей точки развития творчество поэтов серебряного века достигло в 1910-х годах: время зрелого творчества А.Блока, А.Белого, З.Гиппиус, Вяч.Иванова, В.Брюсова, время, когда продолжали писать стихи М.Волошин, Ф.Сологуб, и в те же годы на русском Парнасе появляются новые литературные течения: после безраздельного господства символизма его позиции оспаривают прямые наследники — акмеисты и прямые оппоненты — футуристы. В эти годы в поэзию активно входят имена Анны Ахматовой, Михаила Кузмина, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского, Игоря Северянина, Марины Цветаевой, Велимира Хлебникова, Сергея Есенина, Николая Клюева, Бориса Пастернака. Этот список можно было бы продолжить.
Спорным является вопрос о том, когда же закончился серебряный век русской поэзии. Некоторые прямо называют дату: 1917 год. Однако с этим трудно согласиться. Этой датой надо скорее назвать год 1921 — год трагической гибели двух величайших русских поэтов: А.Блока, который был, по определению А.Ахматовой, «человеком-эпохой», и Н.Гумилева, ставшего главным собирателем молодых поэтических сил в трудные годы революции и начала гражданской войны. Их гибель, почти совпавшая по времени, у многих уничтожила иллюзии, порожденные новой властью, ддя многих стала толчком к отъезду в эмиграцию.
Отголоски поэзии серебряного века можно найти в русской поэзии и сегодня, ее продолжение было в стихотворениях поздней Ахматовой, Пастернака, поэтов-эмигрантов, однако как единое художественное явление серебряный век завершился в 1921 году. Одним из самых ярких поэтов рубежа веков был Николай Гумилев. О его творчестве мне хотелось бы сказать подробнее. Н.Гумилев вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт — Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова — директором Царскосельской гимназии, в которой учился Н.Гумилев. Ему позднее было посвящено стихотворение «Памяти Анненского», в котором сказано: «Был Иннокентий Анненский последним из царскосельских лебедей». Основные сборники Н.Гумилева — «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Костер» и последний, изданный в последние дни перед смертью поэта — «Огненный столп». Если говорить о поэзии Н.Гумилева, сопоставляя это с тем, что мы знаем о нем из воспоминаний, в том числе и его собственных, то главную его тему можно определить как тему преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он преодолевает свои изъяны, пускается в рискованные предприятия вроде путешествий в Африку — их он совершил три — или добровольного ухода на войну и службы разведчиком. Эта тема отразилась и в его стихотворениях — их герой всегда отличается силой духа, отвагой, как, например, герой стихотворения цикла «Капитаны»: «Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса — Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса». С годами в поэзии Н.Гумилева становится меньше экзотики, но его пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным. Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей чужды. К таким людям относит поэт и себя. Он много размышляет о своей смерти, и представляет ее неизменно в героическом ореоле: «И умру я не на постели При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще». Много стихотворений Н.Гумилев посвятил теме любви. Главная героиня его любовной лирики может принимать различные облики — и сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте — Беатриче, и Маргариты из «Фауста» Гете.
Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета. Образ Ахматовой звучит в стихотворениях: «Из логова змиева», «Она», «Укротитель зверей» и многих других. Любовь в поэзии Н.Гумилева — это прежде всего страстное чувство, в котором есть черты «поединка рокового», как сказал другой поэт. Одно из самых известных стихотворений Н.Гумилева о любви — стихотворение «Жираф», в котором унылому и пропитанному туманами миру противостоит мир яркий, мир, в котором царят веселые сказки таинственных стран, про черную деву, про страсть молодого вождя. Здесь возникает характерное для романтической поэзии двоемерие. Позднюю лирику Н.Гумилева, составившую его последний сборник стихов, отличает пристрастие поэта к философским темам. Он жил в то время в голодном и страшном Петрограде, занимался активнейшей работой по собиранию литературных сил, создавал студии для молодых поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Н.Гумилев создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьем о человеческой жизни, о судьбе России, о своем поэтическом предназначении. Стихи эти сложны для понимания, но это не намеренная усложненность поэтического эксперимента, в принципе чуждого Н.Гумилеву, а сложность самой авторской мысли. Это такие стихотворения, как «Память», «Лес», «Заблудившийся трамвай», «Пьяный дервиш».
В целом поэзии Н.Гумилева не свойственно стремление к дерзости поисков в области формы стиха, скорее, он тяготеет к классическим традициям. Поэзия его более зрительная, чем слуховая, образы чаще видимые, чем звучащие, и поэзии его, например, не свойственна есенинская напевность, но свойственна, например, необычайная яркость, многоцветие, сила лирического напора, которая делает читателя как бы соавтором поэта, соучастником его размышлений и чувств. Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Н.Гумилева «Слово». «В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города, И орел не взмахивал крылами. Звезды жались в ужасе к луне. Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа Как домашний, подъяремный скот, Потому, что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это — Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова». Стихотворение это относится к поздней лирике Н.Гумилева. Оно было впервые напечатано в 1921 году. В произведении звучат философские размышления автора о природе слова. Противопоставлены друг другу два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, для практических целей — выражением его является «умное слово» и высший, божественный путь, воплощенный в слове. Стихотворение продолжает традицию, восходящую к поэзии Пушкина, Лермонтова — в стихотворении можно видеть переклички с пушкинским «Пророком», лермонтовским стихотворением «Поэт». Именно поэт в современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова, напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, Н.Гумилев обращается к самому высокому авторитету для человека христианской культуры — к Евангелию. В соответствии с темой, стихотворение отличает высокий стиль. Для его создания поэт использует архаизмы (оный час, осиянно), что соответствует традициям русской поэзии. По самой своей интонации, произведение звучит, как торжественное заклинание. Оно написано пятистопным хореем, тем же размером, которым написано стихотворение М.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». В произведении выражена глубокая философская мысль поэта, особенно значительная в то время, когда нередко брал слово маузер. Произведение Н.Гумилева продолжает классическую традицию русской поэзии. Н.Гумилев стал одним из символов культуры серебряного века. И в его гибели есть не только трагическая, но и символическая сущность. Культурный ренессанс в России был уничтожен, как был убит и его поэт.