Реферат:
«ПУТЬСРЕДИ РЕВОЛЮЦИЙ»
(БЛОК-ЛИРИКИ ЕГО СОВРЕМЕННИКИ)
Выполнил: Матвеев Ф
Проверила: ПонамарёваТ.И.
План:
1)Влияние рев.1905 г. на творчествоБлока.
Духовное развитие Блока.
3) Блоковедение20-ых годов.
Цельреферата: Показатьтворчество Блока во времярев. 1905 г и после.
В общественноми духовномразвитии Блокаогромную рольсыграли революционныесобытия 1905 г.;соответственноони имели необычайно важное значениев становлениии утверждениизрелой лирическойсистемы поэта.Уже в советскуюпору, при подготовкенового собраниясочинений, осмысляя внутреннююлогику своейдуховно-жизненнойи художественнойэволюции, Блокписал: «Еслиудастся издать— пусть будутвсе четыретомика — однойтолщины, и вних — одно лучше, другое хуже, а третье и вовсебез значения, без окружающего.Но какое освобождениеи какая полнотажизни (насколькодоступна былаона): вот—я—до1917 года, путь средиреволюций;верныйпуть»(дневниковаязапись от 7 января1919 г.). Наиболееемкой, точнойи содержательнойформулой единстватворческойсудьбы поэтав его собственномопределенииоказывается—«путь средиреволюций»; ощущениевнутреннейсвязи с революционнымразвитиемобщества даетмаксимальнуюдуховнуюудовлетворенность—«освобождение»; в высшей степенихарактернотакже для Блока, что это же ощущениеявляется «полнотойжизни». Рубеж1905 года был дляБлока всегдаглубоко знаменательнымповоротом. Ив самую ту пору, и в особенности— когда событияминовали, онивсегда представлялисьБлоку стихийнымобщественнымвзрывом, зановотрагическиопределившимжизненную итворческуюсудьбу: «… лиловыемиры первойреволюциизахватилинас и вовлеклив водоворот…За миновавшейвьюгой открыласьжелезная пустотадня, продолжавшего, однако, грозитьновой вьюгой, таить в себеобещания ее.Таковы былимеждуреволюционныегоды, утомившиеи истрепавшиедушу и тело»(дневниковаязапись от 15 августа1917 г., 300). Вторым иеще более значимым, определяющимтрагедийнымвзрывом, внутреннесвязанным спервым, оказываютсясобытия 1917 г.:«Теперь—опятьналетевшийшквал...». Закономерностьтворческогодвиженияустанавливаетсясамим поэтомименно в органическихсоотношенияхс этими двумя«шквалами», все определяющими.
Люди, хорошо знавшиеБлока или постояннос ним соприкасавшиеся, утверждали, что он несколькоизменилсяи как человекво время самихсобытий 1905 г., инымстал его подходк жизни, к людям.Так, учившийсяс Блоком наславяно-русскомотделениифилологическогофакультетаПетербургскогоуниверситетаВ. Е. Евгеньев-Максимоввспоминал вличных беседахо подчеркнутойотчужденностиБлока-студента(в пору до 1905 г.)от студенческойсреды. А М. А.Бекетова рассказываето возникшему Блока во времяреволюцииостром интересек окружающему, к тому, чтопроисходитв стране. Встречавшийсяс Блоком в январскиедни 1905 г. АндрейБелый в своихпервых (относительнонаиболее правдивых)воспоминанияхо поэте сообщаето столкновенияхБлока с отчимом— гвардейскимофицером, вынужденнымучаствоватьв действияхвластей в этовремя. Обобщеннооб изменениях, произошедшихв Блоке-человеке, М. А. Бекетоваписала так: «Сэтой зимы равнодушиеАлександраАлександровичак окружающейжизни сменилосьживым интересомко всему происходящему».Следует понимать, что под «окружающейжизнью» тутподразумеваютсяобщественные, социальныесобытия; личныйи творческийинтерес к жизнии людям у Блока— большогопоэта и человека— был с первыхшагов в искусстве.
Дляверного пониманияэволюции поэтаважно не путатьэти две стороныблоковскогоотношения кдействительности.Само собойразумеется, реально онивзаимосвязаны, но трудностьразвития Блокав том-то и состоит, что на разныхэтапах своейэволюции оннесколькопо-разномупредставляетсебе их соотношение.В литературео Блоке и посейчасможно встретитьутверждения, сводящиесяк тому, что Блокдо 1905 г. «не зналжизни», а послереволюции вдруг«узнал» ее. Наделе возникающиездесь проблемысложнее. Представлениео трагедийнойвзаимосвязиразных сторондействительностиБлок вырабатывална протяжениивсего своеготворческогопути. Поверхностно, вне соотношенияс эволюциейпоэта понимаемыесуждения егона эти темымогут податьповод и дляутвержденийтипа «не знал— узнал». Сравниваяподход живописцаи современногописателя ксвоему жизненномуматериалу. Блокписал в статье1905 г.:«Искусствокрасок и линийпозволяетвсегда помнитьо близости креальной природеи никогда недает погрузитьсяв схему, откуданет сил выбратьсяписателю».Игнорируяпоэзию раннегоБлока, можносделать выводиз этих слов, что Блок толькосейчас задумалсяо преимуществе«красок и линий»над схемами.На деле же уБлока всплываетв открытойформе коллизия, существовавшаяи ранее. То, чтоБлок сталкивает«схемы» с «краскамии линиями»,—говорит о кризисемировоззрения.Открыто признаетсянеудовлетворительностьобобщающихтворческихпринципов, исуть именнов этом: «Душаписателя поневолезаждалась средиабстракций, загрустилав лабораториислов». Блок ираньше сомневалсяв применимости, пригодности«схем и абстракций»для художественногообобщенияэмоционально-жизненногоматериала—ещев 1902 г. он признавался:«Я уже никомуне верю, ниСоловьеву, ниМережковскому».Суть у Блока—если восприниматьвсе это в единствеего эволюции— не в механическомпротивопоставлении«природного»и идейно-оценочногомоментов, нов открытомвыражениикризиса.
Вульгарно-социологическийподход возможнуюпроппоречивость, кризисностьрешительновменяет в винусамому художнику.Тем самымотстраняетсявопрос и противоречияхдействительности, о движениихудожникаимеете с ними.Поэтому отпадаети проблемаизменений, появлениянового идейногокачества вискусстве.Существенныеизмененияпроисходяти в мировоззрении, и itтворчествеБлока непосредственнов месяцы и годынебывалыхсобытий в стране.Духовномуразвитию Блокак тот период, несомненно, свойственнапротиворечивость.Наглядно яснои неоспоримото, что Блоквыходит изсвоеобразного«лирическогооцепенения», замкнутостив кругу философскихсозерцанийи лирическихпереживаний, в котором онпребывал доэтих событий.Примечательно, однако, то, чтосами событияобщественно-политическогоплана становятсяпредметомпоэтическихраздумий илирическихпереживаний— какова бы нибыла мера пониманияих. Подводянекоторый итогпережитомуи эти бурныемесяцы, в письмек отцу от 30 декабря1905 г. Блок говорит, что его отношениек «освободительномудвижению»выражалось«одно времядаже в сочувствиисоциал-демократам»,— но тут жепоясняет, чтоот подобныхкрайностейон все большеотходит и вплане непосредственнополитическомготов одобритьдеятельность«умеренныхпартий». Характерноблоковскоепояснение кэтому признанию:«умеренныепартии», с точкизрения Блока, годятся «разумеется, не для жизни, и для «государственнойдумы» и т. п.».Ненависть кразного родалиберальнымпрограммамбыла однойиз наиболееорганическихчерт духовногооблика Блока.Поэтому-толиберальныеидеи совершенноне устраиваютего «для жизни»—Блоку-человекуони абсолютночужды. Гораздопритягательнеедля него непосредственнаяреволюционнаядейственность.В письме признаетсявместе с тем, что у него проходити это, болееему по-человеческисвойственное, непосредственноеувлечениереволюцией.Блок поясняет, что если он иотходит отпрямого увлеченияреволюцией, то не потому, что не видитсмысла в революционнойдеятельности,«а просто поприроде, качествуи теме душевныхпереживаний».Тут видны ислабые, и сильныестороны блоковскойоценки для себяопыта общественныхсобытий. Отстранениеот себя и своихпоэтическихпереживанийлиберальныхпрограмм говорито здоровыхсоциальныхвлеченияххудожника; впопытке жерасположитьпоэтическиеискания где-торядом с общественнымиотношениямии их социально-ролитическими переломлениями, как-то разделитьих,- сказывается мировоззренческаянеясность, незрелостьпоэта.
Примечательното, что в начальнуюпору советскогоблоковедения, в 20-е годы, когдавообще социальныеистолкованияискусства частобыли несколькоупрощенными, все-таки исследователине склонны былиусматриватьв стихах Блокао первой революциитолько лишьошибки и заблуждения.Гражданскийи поэтическийподвиг Блокав эпоху новойреволюции ещебыл актуальнойсовременностьюв 20-е годы; духовныйопыт современниковпоэта не допускалвозможностейвидеть в егопрежнем творчествеспециальныемаскировочныедействия посокрытию буржуазнойсущности автора.И. Машбиц-Веровв свое времяписал: «… у Блокаесть такжеисключительноценные стихотворения, посвященныереволюции 1905года. Первуюреволюцию поэтприветствовалпрекраснымии восторженнымипеснями. И знаяэту раннююреволюционнуюпоэзию Блока, по-иному воспринимаешь«Двенадцать»и «Скифы»: ониоказываютсяорганическимпродолжениемреволюционноготворчествапоэта». ' Ценнов такого родасужденияхстремлениевыделитьположительныеначала в эволюциипоэта; без этогоневозможнанаучная постановкавопроса —одностороннеесобираниепромахов иошибок писателяпредставляетсобой «проработку».При «проработке»же исключаетсясоотнесениеблоковского«пути средиреволюций»с русскойдействительностью, русской жизньюначала века.Видеть закономерностьв пути поэтасреди революций, само собойразумеется, не означаетигнорированияпротиворечийэтого пути: напротив, толькотак вопрос опротиворечивостистановитсяна реальнуюпочву. Упрощенностьранних трактовокпоэзии Блокаи состоит внекоторойпрямолинейности, недостаточностипроникновенияв специфическиетрудностиблоковскогоразвития, егопротиворечия.Мы видели вышеконкретноепроявлениеобщей идейно-творческойнезрелостиБлока — стремлениеотделить своинепосредственныеинтересы лирическогопоэта, от общественнойжизни, ставяих рядом (но непротивопоставляяих!). Естественно, что такое разделениесвязано какс новыми идейно-духовнымисложностями, вставшимиперед поэтомв новую эпоху, так и с ранним, дореволюционнымразвитиемБлока. Труднодумать, чтоподобнаяидейно-художественнаяслабость моглабы разрешатьсяпомимо творчества, где-то сбоку, а не в самихстихах, в самойлирике.
Революционныедействия 1905 г.естественновнесли некоторыеизменения втворческуюдеятельность Блока. Для этогопериода творчестваБлока характернанекая свободаи более радикальныенастроения.
Списоклитературы: П. Громов «А.Блок его предшественникии современники»
БекетоваМ. А. «А. Блок.Биограф. Очерк.»