Проблемасчастья в романеА. Платонова«СчастливаяМосква»
Л.В. Червякова, Саратовскийгосударственныйуниверситет, кафедра новейшейрусской литературы
Роман А. Платонова«СчастливаяМосква» — произведениечрезвычайнонасыщенноеидейно и неоднозначное.Его осмыслениев платоноведенииотличаетсядискуссионностью.Исследователинередко высказываютпротивоположныеточки зрения.Так, например, Б. Соколов, сопоставляяроман А. Платоновас «Мастероми Маргаритой»М. Булгакова, утверждает, что «в “СчастливойМоскве” насатиру нет даженамека», «уПлатоноваиронии нет»1, тогда как С.Залыгин2 подчеркиваетироническоезвучание заглавияромана, а Н.Корниенко, проводя параллельс Булгаковым, усматриваетсходство именнов «сатирическомотношении ксовременномумосковскомуцентру литературы»3.
Неоднозначнооцениваютсяи герои романа, их жизненныеитоги. Например, если большинствоисследователейхарактеризуютобраз жизниКомягина как«эгоистическизамкнутый», а его жизнь какбессмысленную, то Т. Никонова4рассматриваетего способсуществованиякак попыткуутвердитьобщезначимыечеловеческиеценности«единственнойи единичнойжизни» в социалистическойреальностис ее общественнымидеалом, а Н.Божидаровапроводит аналогиюс Обломовым, подчеркивая, что «по сравнениюсо Штольцамиромана вневойсковиккажется мудрымстариком, когда-тодавно преодолевшимвсе стремления, все попыткипеределатьжизнь, все мечты»5.
Столь же неодноплановыи характеристикиСарториуса.По мысли С.Семеновой6, герой обрелединство слюдьми черезлюбовь-жалость, любовь-жертву(«агапэ»), пройдяпуть отреченияот существованиядля себя. X. Костова7, напротив, считает, что историяГруняхина — этокрах попыткивосстановленияцелостностибытия, посколькуодиночествогероя усугубляется.М. Абашева8характеризует«уход» Сарториусаот себя как«смерть личности», а П. Бергер-Бюгельговорит о жизненномпути героя как«развитии оттехника, которыйжелает невозможного, до реалистическимыслящегогуманиста»9.Н. Малыгина10также понимаетжизнь Сарториусакак движениек обретениюсвета, пониманиюмира.
Амбивалентностьисследовательскихтрактовок, безусловно, соответствуетамбивалентностиромана, открытыйфинал которогооставляетнерешенныммножествовопросов иактуализируетпроблему «границспектра адекватныхтолкований»(И. Есаулов)11. Нанаш взгляд, визучении этогопроизведенияА. Платонованеобходимоидти путеманализа однойиз самых значимыхдля писателяпроблем, обозначеннойв заглавии, –проблемы счастья.
Следует отметить, что ее осмыслениев романе А. Платоноваисследователямитворчестваписателя отличаетсянекоторойодносторонностью.Например, С.Залыгиным12название произведения«СчастливаяМосква», соотнесенноес образом главнойгероини, осмысленокак трагическаяирония писателя.В том же ключеосознана проблемасчастья и Х.Гюнтером.Исследовательподчеркивает, что «счастьеМосквы обещаночитателю лишьв названииромана»13, тогдакак «линияжизни» героевявляется«нисходящей»,«ущербной».Как утверждаетХ. Гюнтер, «счастье, являющеесяцентральнымлозунгом эпохи, отсутствуетв романе, иповторениеэтого толькоподчеркиваетэтот факт»14.
По мнению П.Бергер-Бюгеля,«за названиемромана скрываетсяскорее циничныйвопрос, чем имягероини: “СчастливаяМосква?”»15. Анализсюжетных линий, связанных собразами главныхгероев романа– Сарториусаи Москвы, – черезпризму господствующегов стране мифао «новом человеке»позволяетисследователюприйти к выводуоб абсолютномнесовпадениивосхваляемого«нового мира»и подлиннойреальности, переполненнойчеловеческимистраданиями.
Предложенноев исследовательскихработах рассмотрениепроблемы счастья, на наш взгляд, представляетсобой лишь одиниз возможныхпутей ее постижения.Философскаяглубина платоновскихпроизведенийи неоднозначностьосмысленияписателемпроблем бытийногохарактератребуют болеетщательногоизучения, темболее что вромане очевидныдва уровнярешения проблемысчастья – уровеньгероев и уровеньавтора, которыйосуществляетсвоего родапроверку способовобретениясчастья. Авторскоеприсутствиев романе «задает»оценочнуюперспективу, определяющуюзначимостьжизненныхпоисков героев.
В комментарияхк первой публикацииромана «СчастливаяМосква» Н.В.Корниенкоуказывает, чтороману, которыйдолжен былстать составнойчастью болеемасштабногопроизведения«Путешествиеиз Ленинградав Москву», былпредпосланэпиграф израдищевского«Путешествия...»:« Я взглянулокрест меня– душа моястраданиямичеловеческимиуязвлена стала…Уже ли, вещаля сам себе, природастоль скупабыла к своимчадам, что отблуждающегоневинно сокрылаистину навеки? Ужели грознаямачеха произвеланас для того, чтоб чувствовалимы бедствие, а блаженствониколи? Разуммой встрепеталот сие мыслии сердце моедалеко ее отсебя оттолкнуло»16.
В этом эпиграфеобозначеныосновные проблемы, которые являютсяцентральнымии для платоновскогоромана: мысльо несоответствиижизни человеческомустремлениюк счастью инеприятиеподобногоположениявещей. Показательно, на наш взгляд, что в избранномПлатоновымотрывке возникаетзначимый дляписателя образчеловека,«блуждающего»в поисках истины, причем понятияистины и счастьяоказываютсясинонимичными.Платоновскиегерои, как игерой Радищева, стремятсяобрести счастье-истинуне столько всоциальномизмерении жизни(хотя для произведенийэтих писателейхарактернаострая политическаяактуальность), сколько в бытийномотношении, через утверждениегармонии междучеловеком имиром.
Понятие «счастье»в романе А. Платоновамногопланово– это и «счастливаятеснота людей»17(С. 11), и «чистоечувство объединенногоудвоенногосчастья» (С.19), и «счастьетеплоты человека»(С. 16), постигаемоечерез любовь, и «счастье завсе смелоечеловечество»(С. 16), рождаемоечувствомсопричастностис грандиознымисвершениями, и «счастливаябезотчетность»
(С. 17) – как следствиеощущения человекомгармонии смиром и самимсобой. Семантическоеполе «счастья»в романе «СчастливаяМосква» оченьшироко: оновключает значение«свободы» и«воодушевления»,«соединения»– с миром и людьми,«истины»,«творчества»,«бессмертия»,«жизни». Многообразиюсмыслов, связанныхс образом счастья, в романе соответствуетмногообразиепутей его обретения, воплощенныхв судьбах героев«СчастливойМосквы».
Проблема поисковсчастья определенакак центральнаяуже в открывающемроман эпизоде, рождающемпрометеевскиеассоциации.Важную рольвыполняетконтрастноепротивопоставлениесвета и тьмы: с образом человекас факелом связанамысль о деятельномпреобразованиижизни. Для героиниромана крикчеловека становитсясвоего рода«зовом совести», побуждающимк активнымдействиям:«Девочка уснулаи забыла все, что виделапотом в другиедни: она быласлишком мала, и память и умраннего детствазаросли в еетеле навсегдапоследующейжизнью. Но допоздних летв ней неожиданнои печальноподнималсяи бежал безымянныйчеловек – вбледном светепамяти – и сновапогибал во тьмепрошлого, всердце выросшегоребенка» (С.9). Образ погибшегов сознанииМосквы Честновойстановитсясимволом трагедиичеловека, чьестраданиеделает необходимымкоренное изменениежизни, а егогибель переживаетсягероиней каксвоего рода«пограничнаяситуация», вкоторой актуализируетсяидея преодолениясмерти.
Отношение кжизни героев«СчастливойМосквы» определеноих вдохновеннымжизненнымпорывом, направленнымна преобразованиереальности,– они слышат«зов совести», обращенныйк ним и побуждающийих к активнойдеятельности.Для МосквыЧестновой это«бедный, грустныйкрик» бежавшегос факелом человека, для хирургаСамбикина –«неясный иалчущий, совестливыйвопль в душе»(С. 32), для инженераСарториуса– «темный вопиющийголос» (С. 30), заставляющийего трудиться«с беспокойствомот ответственностисвоей жизни»(С. 73), «слабыйвопль» (С. 101), подобныйстону ребенка, который умер, не смирившисьс утратой отца.
Подобным образом, как «зов заботы», определяетсовесть и М.Хайдеггер, подчеркивая, что осознаниечеловеком своейэкзистенциальнойзначимостии ответственностиза бытие является«причинойвнутреннейтворческоймобилизации»18, источникомактивногодействия.
Каждый из героев«СчастливойМосквы» стремитсядать ответ наэтот «зов».Хирург Самбикинпытается добытьиз трупа «младенческуювлагу», наполненную«едкой энергиейжизни», котораяможет «живого, но поникшегочеловека»«сделать прямым, твердым и счастливым»(С. 41). Этот герой«постоянносчастлив отвеликих задач, стоявших какгоры на горизонтебудущего, потомучто участвовалв общем наступлениина них» (С. 26). Счастьемдля него становитсяработа ума надпреобразованиемреальности.Его отношениек жизни рационалистично, и, несмотря нато что Самбикинстремитсярешить проблемубессмертия, А. Платоновуказывает наограниченностьнаправленностиего действий.Жизнь сердцадля него – лишьумственнаязагадка, и своюлюбовь к Москвеон также старалсяосмыслитьрационалистически– «и забыл всвоем сердцестрадальческоечувство» (С.80). На упрек Сарториуса– «Зачем же тыбросил ее хромуюи одну?» – хирурготвечает: «Странно, если я будулюбить однуженщину в мире, когда их существуетцелый миллиард, а среди нихесть навернякаеще более высшаяпрелесть. Этонадо сначалаточно выяснить, здесь явноенедоразумениечеловеческогосердца – и большеничего» (С. 83).Таким образом, писательподчеркивает, что сужениесферы жизнии деятельностичеловека, несмотряна глобальностьрешаемых имзадач, уводитот счастья.
Особую значимостьдля осмысленияпроблемы счастьяимеют сюжетныелинии, связанныес судьбамиСарториусаи Москвы, взаимнаялюбовь которыхможет считатьсясчастьем. Сарториуслюбит Москвукак «живуюистину» (С. 38), однако и онощущает конфликтмежду «всеобщейжизнью, наполненнойтрудом и чувствомсближения междулюдьми» (С. 42), своим столом,«набитым идеямив чертежах»(С. 42) и «сосредоточеннойодинокой мысльюлюбви» (С. 42). Онработает «надрешением всехпроблем» (С.65), стремясь«определитьвнутренниймеханическийзакон человека, от которогобывает счастье, мучение и гибель»(С. 68). Не случайно, осуществляяпоиски решенияпроблемы счастьяв этом направлении, Сарториусприходит кмысли о том, что винойчеловеческихстраданийявляется «душа», которую дляблагоденствиячеловечестванеобходиморазрушить. Этопозволяетпровести параллельс анитиутопиямиЕ. Замятина«Мы» и В. Набокова«Приглашениена казнь», гделишение человекадуши представленокак его уничтожение, как разрушениесамой жизни.В том же ключеэто осмысленои в романе Платонова: герой, рассуждающийоб уничтожениидуши, показан«угрюмым», ему«скучно иненавистно», а человекпредставляетсяему лишь скоплениемгноя. В противоположностьСарториусуПлатонов высказываетв запискахэтого периодаиные идеи: «…и в ничожествеесть душа –мертвых нетнигде»19, – тоесть считаетдушу синонимомжизни.
Не обретя счастьяпутем разрешенияпроблемыусовершенствованиявесов в масштабахнародногохозяйства, через любовьс машинисткойЛизой, Сарториусвновь уходитв себя, и егослепота, на нашвзгляд, имеетсимволическийсмысл: геройкак бы закрываетсяот мира. «Постоянство»любви к Москвестановитсядля героя исходнымпунктом размышленийо привязанностик самому себекак причиненесчастьячеловека.
Вторая встречас Москвой вновьзаставляетего задуматьсяо том, что «любовьпроисходитот неизжитойеще всемирнойбедности общества, когда некудадеться в лучшуюучасть» (С. 90).Герой решает«исследоватьвесь объемтекущей жизнипосредствомпревращениясебя в прочихлюдей» (С. 90). Поэтомувоплощениемсчастья дляСарториусастановится«город Москва»– «каждую минутурастущий вбудущее время, взволнованныйработой, отрекающийсяот себя, бредущийвперед с неузнаваемыммолодым лицом»(С. 91). Образ «блаженнойстраны» будущего, о которой поетсяв песне, неразрывносвязан в романес городом Москвой, которая «лежитза окном, освещеннаязвездами иэлектричеством»(С. 40).
Таким образом, Сарториусприходит кмысли о необходимостипостоянногоразвития, движения, изменения.ПревращениеСарториусав Груняхинастановитсяочереднымэтапом жизнигероя. Осмысляяпроблему счастьякак исследователь, изучив мировуюфилософскуюмысль, Груняхинпонимает, чтозалогом счастьяявляется готовностьк его обретению,«открытость»для счастья:«Выходило, чтоблагодаря лишьдействию однойприроды маленькаяработа всегдадаст большиеуспехи и каждомудостанетсякусок из золотогосечения – самыйгромадный исытый. Следовательно, не столькотруд, но ухищрение, смелость идуша, готовятна упоениесчастьем» (С.99). Груняхиностается житьв семье, брошенноймонтером Арабовым, на наш взгляд, именно длятого, чтобыполучитьпротивоположныйжизненныйрезультат: если«счастливоеупоение собой»оборачиваетсягорем для других, то, стремясьодолеть гореМатрены Филипповны, герой пытается«повернуть»ее к счастью, победить еенедоверие ксамой возможностиего обретения.
Одной из самыхзначимых сточки зренияидеи счастьяв романе Платоноваявляется судьбаМосквы Честновой.На тот факт, что ее жизненнаялиния являетсяопределяющей, указывает самписатель: «КомпозицияМосквы – тосчастливаядуша, то несчастная, то яркая, топечальная, новезде, в каждомчеловеке естьсвой греющийочажок, иначеон, человек, непрожил бы иминуты»20. ОтношениеМосквы к действительностиможно охарактеризоватькак жизнетворчество: воспринимаяреальностьво всем многообразиижизненныхсвязей, героиняодухотворяетее. Счастьепостигаетсяею как гармоническоеединство мираи человека.«Счастливаябезотчетность»самоощущенияМосквы обусловленатем, что «ейвсе здесь подходит– к ее телу, сердцуи свободе»
(С. 11).
Жизненный путьМосквы Честновой– это не столькопоиск какой-токонкретнойформы счастья, сколько стремлениек жизни во всехее проявлениях.В одном из черновыхвариантовромана писательуказывает, чтоМосква, уходяот Сарториуса, говорит о том, что пойдет«вокруг жизни, сквозь людей»(С. 49). В этом заявленииобнаруживаетсяжелание Москвывоспринятьжизнь во всехее измеренияхи направлениях.Покидая любимогочеловека, героиняиспытываетрадость оттого, что передней вновь открываетсямногообразиежизни: «Онабыла сновасчастлива, онахотела уйтив бесчисленнуюжизнь...» (С. 50).
И если у Сарториусаутрата Москвывызывает «равнодушиек интересужизни» (С. 50), тогероиня видитв расставанииновые возможностисамоосуществления.
Желанием познатьвсю полнотужизни обусловлены«крайности»существованияМосквы Честновой: побывав парашютисткой, она спускаетсяв шахту метрополитена, становясьметростроевкой, стремясь косуществлению«высшей участи», стараетсяпонять существованиеКомягина.
Комягин – одиниз немногихгероев «СчастливойМосквы», ктохарактеризуетсякак «несчастливый».Это человек, который, по егословам, не живет, а «замешан вжизни». (С. 61). Встречас ним заставляетМоскву задуматьсяо возможностисчастливойжизни для всехлюдей. Показательно, что эпизод, открывающийроман, получаетсниженноетолкование: Комягин рассказываетМоскве, чточеловеком, бежавшим сфакелом, былон, но его действиябыли обусловленыне героическимпорывом, анеобходимостьюсамообороны.
Освобождениетюрьмы вневойсковикомтакже представленоиначе: «… в тюрьмемитинг был. Тамкормили хорошои никто на волюне уходил –приходилосьс боем выдворятьна свободу. Ятоже щи там елу надзирателяпо знакомству»(С. 85). Утратаромантическойокраски заставляетосмыслитьситуацию иначе– с точки зрения«маленькогочеловека», оказавшегосяжертвой обстоятельств.Однако Москване хочет принятьэту точку зрения, считая, чтосама жизньтребует уничтоженияподобных Комягину:«Ты слепой вкрапиве! Неложись со мной, гадость такая! Убить тебянадо, вот в чемжизнь» (С. 85). Нопосле несостоявшейсяпопытки Комягинаумереть и свиданияс СарториусомМосква все жепринимаетвневойсковика:«Комягин пошевелилсяна полу и вздохнулсвоим же надышаннымвоздухом:
– Муся, – позвалон в неуверенности.– Я застыл здесьвнизу: можноя к тебе лягу?
Москва открылаодин глаз исказала:
– Ну ложись!»(С. 91).
Этот эпизодпозволяетговорить, чточеловеческоестраданиепробуждаетсочувствиеМосквы, а значит, образ бегущегос факелом непотерял своегозначения, но, трансформировавшись, приобрел чертыконкретногочеловека.
Очень значимой, по нашему мнению, является «кольцевая»композициясудеб главныхгероев, которыев своем существованиипроходят несколькоциклов, возвращаяськ тем, кто былдля них импульсомк экзистенциальнымпоискам: Москва– к Комягину, Сарториус –к Москве. Смыслтакого построения, на наш взгляд, раскрываетсячерез размышленияПлатонова оповторяемостив жизни: «И каждыйдень лишь длятого и повторяется, чтобы людивспомнилизабытое, необходимое, а люди думают, что это лишьвремя идет»21.Поиски счастьявозвращаютгероев к человеку, с которым связанодля них постижениежизни черездушевное к нейприближение.
Одним из смыслообразующихс точки зренияпостиженияпроблемы счастьяв романе Платоноваявляется образмузыки, в которомреализуетсяидея высшегопредназначениячеловека. Неслучайно дляглавной героинивосприятиемузыки связанос воспоминаниямио первой осознаннойею человеческойтрагедии: «Всякаямузыка, еслиона была великаи человечна, напоминалаМоскве о пролетариате, о темном человекес горящим факелом, бежавшем в ночьреволюции, ио ней самой. Иона слушалаее как речьвождя и собственноеслово, котороеона всегдаподразумевает, но никогдавслух не говорит»(С. 24). Музыка Бетховенадает Москвевозможностьувидеть связьсвоей жизнии общей, исторической, создает представлениео бытии какединой системе, где прошлое, связанное собразом погибшегочеловека, являетсянеобходимымусловием прорывак будущему, косуществлению«высшей участи».Музыка служитв романе образнойметафорой, выражающейосуществлениебытийных процессов: она указываетна причастностьчеловека к мирувысших реальностей, имеющих онтологическуюзначимость, направляетсложное, внутреннепротиворечивоетечение жизни, увлекает «силойвдохновениясобственнуюжизнь в далекиекрая будущего»(С.18).
Для пониманиятемы счастьяв романе особуюзначимостьимеют авторскиеразмышления.
Авторскоеприсутствиеобнаруживаетсебя в «СчастливойМоскве» нечасто, но всегда имеетзначение оценочнойперспективы.Так, например, авторскоеприсутствиевыявляетсяв эпизоде соскрипачом, музыка котороговызывает уМосквы воспоминанияо бегущем сфакелом человеке, а в «изможденномуме» самогомузыканта –«последнеевоображениео героическоммире» (С. 24). Авторскоевидение открываетчитателю единство, казалось бы, разнонаправленныхчеловеческихустремлений:«Против него(скрипача. –Л.Ч.) – по ту сторонузабора – строилимедицинскийинститут дляпоисков долговечностии бессмертия, но старый музыкантне мог понять, что эта постройкапродолжаетмузыку Бетховена, а Москва Честноване знала, чтотам строится»(С. 24). Обозначеннаяписателем идеязатем находитсюжетное воплощениев романе: следуяразными дорогами, герои приходятк необходимостипреодолениягоря ради конкретногочеловека, преобразованиястрадания всчастье.
Значимым проявлениемавторскогоприсутствияв романе служати размышленияо пути обретения«высшей участи»:«Нет, не здесьпроходит вдольбольшая дорогажизни – не вбедной любви, не в кишках ине в усердномразуменииточных мелочей, как делаетСарториус»(С. 63). Определивэти направлениякак неистинные, писатель обозначаетдругие путипоиска, связываяих с Москвой.
Авторскаяоценка экзистенциальныхпоисков героинидается черезобраз «блуждающегосердца», устремленноговдаль, к неведомойцели: «Блуждающеесердце! Онодолго содрогаетсяв человеке отпредчувствия, сжатое костямии обыкновеннымибедствиямижизни и, наконец, бросаетсявперед, теряясвое тепло нахолодных дорогах»(С. 53). Образ «блуждающегосердца» отражаетавторскоевидение образаглавной героини: ее жизненныйпоиск бесконечен, и смысл еесуществованиясостоит именнов не имеющемконца движении.Проблема счастьядолжна восприниматься, на наш взгляд, через осознаниеавторскогоотношения кгероине. Возможно, ее счастьезаключаетсяименно в бесконечномвзаимодействиис жизнью. И хотяроман осталсянезаконченным, эту установкуна бесконечноедвижение отражаютзамечанияписателя офинале произведения:«В конце должноостаться временноенапряжение.Сюжетный потенциал– столь же резкий, как и в началеромана. Сюжетне должен проходитьв конце, кончаться»22.
Авторскоепониманиепроблемы счастья, безусловно, отражено вназвании романа, которое воспринимаетсяплатоноведамипрежде всегокак выражениетрагическойиронии писателя.
Однако смыслназвания «СчастливаяМосква» можетбыть осознанпо-другому, если рассмотретьего через призмуразмышленийА. Платоновао «новом мире».В записныхкнижках 1932 г.писатель указывает:«Есть такаяверсия. Новыймир реальносуществует, поскольку естьпоколениеискренне думающихи действующихв плане ортодоксии, в плане ожившего“плаката”»,– но он локален, этот мир, онместный, какгеографическаястрана нарядус другими странами, другими мирами.Всемирным, универсальноисторическимэтот новый мирне будет и бытьне может.
Но живые люди, составляющиеэтот новый, принципиальноновый и серьезныймир, уже естьи надо работатьсреди них и дляних»23.
Это замечаниене позволяетрассматриватьзаглавие романатолько каквоплощениеавторскойиронии, разоблачениемифов советскойэпохи. Возможно,«СчастливаяМосква» – этоопределениетого самого«локального»нового мира, в котором живутплатоновскиеищущие герои– Москва Честнова, Сарториус, хирург Самбикин, электротехникГунькин, конструкторсверхвысотныхсамолетовМульдбауэр, а поиски счастья, составляющиесмысл их существования, не могут бытьзавершены, ведь, по словамА. Платонова,«всеобщееблаженствои наслаждениежизнью… естьложная мечта»24, а «счастьедолжно изменяться, чтобы сохраниться»25.
По мысли М.Хайдеггера, подлинноечеловеческоесуществованиетрансцендентнопо своей сути, предполагает«осознаниеэкстатическойтемпоральности»26и становится«полагаемымсамим субъектомполем специфическичеловеческойдеятельностии прежде всегомышления, посути дела, являющегосявыходом (проекцией)в будущее»27.Поэтому, какотмечает Г.Менде, в работах, вышедших в светпосле «Бытияи времени», М.Хайдеггервместо «Existenz»пишет «Ex-sistens»28, подчеркиваятрансцендентнуюнаправленностьэкзистенциичеловека.
А. Платоновымв романе «СчастливаяМосква» такжев качествеопределяющиххарактеристиксчастья названыего открытостьи незавершенность, направленностьна преодолениенеких пределов, т.е. обозначенаего трансцендентнаяприрода: идеюсчастья воплощаетмузыка, в которой«была стреладействия инадежды, напряженнаядля безвозвратногодвижения вдаль» (С. 65); какпуть обретениясчастья воспринимаетвозможность«исследоватьвесь объемтекущей жизни»,«вникнуть вовсе посторонниедуши» Сарториус-Груняхин(С. 90); «быть вездесоучастницей»(С. 67) стремитсяМосква Честнова.Идеи, связанныес образом счастья, реализуютпредставлениео нем как человеческомединстве, воплощающемразличныежизненные формыи следующемпо векторномупути развития.По мысли писателя,«не столькотруд, но и ухищрение, умелость идуша, готоваяна упоениесчастьем, определялисудьбу человека»(С. 99). Поэтомунеобходимоучиться «мужествубеспрерывногосчастья» (С.105), суть которогов преобразованиимира и преодолениинесчастья.Список литературы
1 Соколов Б.«СчастливаяМосква» и «Мастери Маргарита»: Спор о городе// «Страна философов»Андрея Платонова: проблемы творчестваМ., 1999. Вып. III. С. 172. 2 ЗалыгинС. Участникамконференциипо роману АндреяПлатонова«СчастливаяМосква» // «Странафилософов»Андрея Платонова… С. 107–108.
3 Корниенко Н.«ПролетарскаяМосква ждетсвоего художника»(К творческойистории романа)// «Страна философов»Андрея Платонова… С. 366.
4 Никонова Т.«Из одноговдохновенногоисточника»: общие истиныи человеческаяжизнь в романе«СчастливаяМосква» // «Странафилософов»Андрея Платонова… С. 209.
5 БожидароваН. Абсурд ситуациив романе (Сарториуси Комягин) // «Странафилософов»Андрея Платонова…С. 300.
6 Семенова С.«Влечение людейв тайну взаимногосуществования»(Формы любвив романе) // «Странафилософов»Андрея Платонова…С. 108–124. 7 КостоваХ. Оппозициядуши и тела вромане «СчастливаяМосква» // «Странафилософов»Андрея Платонова… С. 152–159.
8 Абашева М. «Пропадусреди всех!»(А. Платонов исюжет «ухода»в русской поэзииXX века) // «Странафилософов»Андрея Платонова… С. 353.
9 Бергер-БюгельП. «СчастливаяМосква» и новыйсоциалистическийчеловек в СоветскомСоюзе 30-х годов// «Страна философов»Андрея Платонова…С. 200. 10 МалыгинаН. Роман Платоновакак мотивнаяструктура //«Страна философов»Андрея Платонова… С. 212–222.
11 Есаулов И. Ворота, двери и окнав романе «СчастливаяМосква» // «Странафилософов»Андрея Платонова… С. 256
12 Залыгин С.Участникамконференциипо роману АндреяПлатонова«СчастливаяМосква» // «Странафилософов»Андрея Платонова… С. 107–108. 13 ГюнтерX. «СчастливаяМосква» и архетипматери в советскойкультуре 30-хгодов // «Странафилософов»Андрея Платонова…С. 172.
14 Там же.
15 Бергер-БюгельП. Указ. соч. С.200. 16 КорниенкоН.В. «… На краюсобственногобезмолвия»: комментариик публикацииромана А.Платонова«СчастливаяМосква» // Новыймир. 1991. Ж 9. С. 63.
17 Платонов А.СчастливаяМосква // «Странафилософов»Андрея Платонова…С. 11. Далее ссылкидаются на этоиздание с указаниемстраниц в тексте.18 Хайдеггер М.Работы и размышленияразных лет //Логос. 1992. Ж 3. С. 81–97.
19 КорниенкоН.В. «… На краюсобственногобезмолвия»: комментариик публикацииромана «СчастливаяМосква» // Новыймир. 1991. Ж 9. С. 60.
20 Там же. С. 61.
21 Там же. С. 60.
22 Там же. С. 62.
23 Там же. С. 58–59.
24 Платонов А.Избранныепроизведения.М., 1993. С. 804.
25 Там же. С. 793.
26 Хайдеггер М.Указ. соч. С. 53.
27 Там же. С. 55.
28 Менде Г. Очерко философиисуществования.М., 1958. С. 154.