--PAGE_BREAK--
Явно повысилась частотность такой стилистической категории как символы адресации: менее 1% в 1925, более чем 8% в более поздние годы.
Аналогично ведут себя символы-замечания: в лозунгах 1918 года они составляют лишь 1% от общего числа и достигают приблизительно 7% в 1942 и 1943 годах.
Тенденции, касающиеся символов «одобрения», изменчивы и не слишком очевидны. Однако в 1937-1940 их частотность достигала 5-6% (см. табл. 2).
Таблица 2
A.
Ожидание (Описание)
B.
Одобрение
C.
Обвинение
D.
Замечание
E.
Адресация
F.
Самоидентификация
A
B
C
D
E
F
1918
6.0 %
4.0 %
3.0 %
1.0 %
2.0 %
3.0 %
1919
9.4
2.6
.9
3.4
1.7
1.7
1920
12.7
.7
0
2.7
3.3
2.0
1922
4.2
3.9
1.8
3.2
2.1
.7
1924
2.6
5.5
1.5
3.6
2.6
1.5
1925
1.5
3.6
1.5
2.3
2.5
.5
1926
3.8
3.3
1.8
6.4
4.7
1.8
1927
4.8
2.9
1.2
4.2
1.2
4.2
1928
4.0
1.5
.5
4.2
1.4
3.1
1929
3.3
2.1
.2
5.1
1.1
1.1
1930
2.0
2.7
1.2
5.2
1.1
2.7
1931
1.1
4.3
.9
3.8
.7
3.1
1932
2.1
2.1
.8
3.4
1.2
3.2
1933
1.9
2.7
.6
3.9
.2
2.1
1934
1.7
3.4
.5
5.7
.3
4.9
1935
1.1
4.3
.2
6.1
.2
5.5
1936
1.2
3.8
.2
6.1
.2
5.5
1937
1.1
5.7
.4
3.7
.7
1.9
1938
1.4
4.8
.1
3.9
.4
3.7
1939
.8
5.9
0
4.2
.3
4.5
1940
.4
5.5
0
4.6
.7
5.1
1941
.6
4.3
0
5.3
.6
7.1
1942
.9
2.6
.5
6.6
.2
8.6
1943
.6
2.2
.4
7.3
.1
8.5
Частотность символов «обвинения» снижается с 1918 года — наивысший пик активности — 3%. Аналогичная тенденция прослеживается при анализе символов «ожидания» (пик активности — более чем 12% в 1920 году). Частотность терминов «самоидентификации» достигает высшей точки — приблизительно 5% — в 1926 году, затем идет на убыль. Специальный анализ употребления выражений «коммунистическая партия (Советского Союза)» и «Советская власть» показывает, что после 1926 года явно уменьшается частотность упоминаний о «коммунистической партии» и увеличивается процент использования сочетания «Советская власть».
Что говорят нам полученные результаты в целом? В общем, наблюдается «сужение» от образца «мировой революции» к «национализму». Мы называем данную модификацию «ограничение изнутри» начальной системы символов, от имени которой революционная элита захватила власть. Также наблюдается тенденция к «возрождению» прежних символов, связанных с предыдущими политическими системами.
Каковы основные факторы, объясняющие данные трансформации? Несомненно, значимый фактор — модифицированные ожидания относительно свершения мировой революции, и как результат — изменение отношения руководящей элиты к равновесию сил в мировом сообществе. Пока теплилась надежда на победу мировой революции, российское правительство могло надеяться защитить себя, обращаясь непосредственно к народам, минуя глав правительств. После того как перспектива мировой революции начала отдаляться, удержание власти стало зависеть от сотрудничества с правительствами одних держав против правительств других государств, что и является характерным признаком равновесия сил в мировой политике. Очевидно, что для установления сотрудничества с иностранной элитой следует заретушировать идеологические различия. В то же самое время солидарность внутри страны можно упрочить, акцентируя «территориально отличительные» символы, связанные с государством, страной, нацией, экономическими достижениями, историей.
Не следует полагать, что реорганизации, о которых говорилось выше, шли по «прямой». На самом деле «зигзаг» политического развития печально известен и вновь подтвержден данными о «взлетах» и «падениях» частотности символов, зафиксированных в коммунистических лозунгах.
Чтобы детально описать эти краткосрочные изменения, целесообразно исследовать следующие значимые подпериоды:
I
1918-1920
Революция, интервенция, гражданская война
II
1921-1925
Реконструкция
III
1926-1929
Индустриализация
IV
1930-1934
Коллективизация сельского хозяйства
V
1935-1938
«Победивший социализм», новая конституция
VI
1939-1943
Репрессии и война
Уже во втором периоде наблюдаются существенные изменения в порядке следования предпочтительных категорий (см. табл. 3). Частотность «национальных» символов возрастает на один пункт по предложенной шкале предпочтений. Использование «универсальных» и «антиреволюционных» символов снижается. Необходимость символов «внешней политики» такова, что их частотность повышается. В течение третьего периода (1926-1929) символы «внутренней политики» занимают третье место, «национальные» символы поднимаются еще на одну ступень. В течение 1930-1934 годов картина практически не меняется. В 1935-1938 годах увеличивается частотность «национальных символов» и «либеральных символов прежних эпох». Именно в течение последнего периода — периода неуверенности и кризиса — наблюдается наибольшая степень «озабоченности» проблемами внутри страны: символы «внутренней политики» и «национальные» символы преобладают над «революционными» и символами «внешней политики». Данные статистического анализа показывают, что первые четыре периода имеют много общего, тогда как IV и V периоды обнаруживают достаточно существенные различия.
Таблица 3
(1) 1918-1920
(2) 1921-1925
1. Символы социальных групп
1. Символы социальных групп
2.5. Революционные символы
2. Революционные символы
2.5. Антиреволюционные символы
3. Символы действия
4. Символы внутренней политики
4. Символы внешней политики
5. Символы действия
5. Антиреволюционные символы
6. Универсальные символы
6. Символы внутренней политики
7. Символы внешней политики
7. Универсальные символы
8.5. Персоналии
8. Персоналии
8.5. Либеральные символы прежних эпох
9.5. Национальные символы
10. Национальные символы
9.5. Либеральные символы прежних эпох
11. Символы морали
11. Символы морали
(3) 1926-1929
(4) 1930-1934
1. Символы социальных групп
1. Символы социальных групп
2. Революционные символы
2.5. Революционные символы
3. Символы внутренней политики
2.5. Символы внутренней политики
4. Символы внешней политики
4. Символы действия
5. Символы действия
5. Антиреволюционные символы
6. Антиреволюционные символы
6. Символы внешней политики
7. Универсальные символы
7. Универсальные символы
8. Национальные символы
8. Персоналии
9. Персоналии
9. Национальные символы
10. Либеральные символы прежних эпох
10. Либеральные символы прежних эпох
11. Символы морали
11. Символы морали
(5) 1935-1938
(6) 1939-1943
1. Символы социальных групп
1. Символы социальных групп
2. Революционные символы
2. Символы внутренней политики
3. Символы внутренней политики
3. Символы действия
4. Символы действия
4. Национальные символы
5. Национальные символы
5. Революционные символы
6. Символы внешней политики
6. Символы внешней политики
7. Либеральные символы прежних эпох
7. Либеральные символы прежних эпох
8. Антиреволюционные символы
8. Персоналии
9. Персоналии
9. Антиреволюционные символы
10. Символы морали
10. Символы морали
11. Универсальные символы
11. Универсальные символы
Следующая таблица иллюстрирует определенные корреляции в порядке следования предпочтительных категорий для пары последовательных периодов:
Периоды I и II
.88
Периоды II и III
.92
Периоды III и IV
.96
Периоды IV и V
.76
Периоды V и VI
.94
Для первых четырех периодов, как было отмечено выше, характерна высокая степень взаимозаменяемости.
Таблица 4. Корреляции в порядке следования символьных категорий между периодами
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(1)
X
(2)
.88
X
(3)
.86
.92
X
(4)
.93
.92
.96
X
(5)
.60
.70
.80
.76
X
(6)
.45
.55
.68
.66
.94
X
Следует отметить, что V период имеет больше общих черт с первыми четырьмя периодами, чем VI (корреляции V периода с предшествовавшими ему временными промежутками более высоки). Указанные корреляции являются значимыми, поскольку временной «разрыв» между периодами небольшой. Данное соотношение отражает базовые преобразования, характерные для всей системы символов.
Остановимся более подробно на графиках и таблицах, иллюстрирующих стилистические изменения первомайских лозунгов (см. табл. 2). Существенны следующие наблюдения. Создается впечатление, что лозунги напрямую обращаются лишь к ограниченному числу социальных групп: вначале руководящая элита России опасалась явной и тайной оппозиции многих элементов в обществе. Следовательно, требовалось ограниченное число «главных» социальных символов, хотя аудитория была в курсе о «постоянном пополнении» класса. В лозунгах более поздних лет напрямую признается существование иных групп в российской жизни, где на смену классовым различиям приходит дифференциация по роду деятельности. (Это совсем не означает, что «классы» были упразднены, если понимать этот термин как главенствующие группы населения, исходя из базовых социальных ценностей, таких как власть, доход или уважение. Но этот факт является признанием возможности того, что на формирование отношений в политике может значительно больше влиять принадлежность к определенной профессии, чем к классу. Следовательно, «профессиональный» анализ становится важнее категорий «классового» анализа. Более подробное обсуждение этих различий представлено в книге, посвященной основным политическим категориям (см. Harold D. Lasswell and Abraham Kaplan, Power and Society).
продолжение
--PAGE_BREAK--
Анализ символов «замечания» наталкивает на два интересных объяснения. Следует ли понимать частотность определенных символов как реакцию на всевозрастающую апатию? Существует ли вероятность того, что подобные обращения заменяют собой безапелляционные способы адресации? На эти вопросы нельзя дать однозначного ответа, хотя частотность символов «действия», свойственная некоторым временным промежуткам, действительно указывает на гипотезу замены.
Частотность символов «обвинения» возрастает в момент опасности. Низкая насыщенность указанными символами наталкивает на мысль о том, что проблемы России продвинулись от негативного полюса к позитивному. Поскольку возможности эффективных действий преумножились, отрицательные символы являются менее востребованными.
Символы «одобрения», как известно, характерны для чрезвычайных моментов критической активности (как в 1941 году), их число не увеличивается. Низкая частотность использования символов «одобрения» очевидно связана с ожиданием опасности (напр., 1920, 1928, 1932 годах). 1920 год — период ощутимой угрозы для революционного режима. 1928 — жесткой фракционной борьбы. 1932 — внутренних трудностей, связанных с планом первой пятилетки.
Символы «ожидания» и «самоидентификации» ведут себя аналогичным образом. Когда существует потребность заявить о «себе», как в ранние годы, частотны символы «самоидентификации». «Утверждения как факт» («ожидания») связаны с новыми ситуациями, требующими объяснения. Анализ больших временных промежутков предполагает лучшее знание контекста и может считаться более достоверным.
Представив предварительный обзор истории лозунгов за двадцатипятилетний период (с 1918 до 1943 год), целесообразно подробнее остановиться на деталях. 1920 — год победы над белым контрреволюционным движением. После победы Красной Армии над генералом Деникиным и адмиралом Колчаком советское государство — временно уменьшенное до размеров средневекового Московского княжества — постепенно воссоединило потерянную территорию, вновь завоевав ее. В первомайских лозунгах отразился праздничный характер этого события. Несмотря на то, что борьба с голодом и другими лишениями все еще вызывала сильную тревогу правительства, в лозунгах преобладали новая надежда и вера. Лозунги в большинстве своем были краткими и носили обобщенный характер. Некоторые из них сочетали в себе оценку политики и отношений капиталистического мира и мира пролетарского. В целом, лозунги были посвящены вопросам внутренней политики, «внешний мир» упоминается лишь дважды в связи с западным фронтом против Польши. Нововведением были лозунги, посвященные локомотивам, отремонтированным к Первому Маю. Самый первый лозунг подобного плана относится к периоду реконструкции и идолопоклонства машинам.
1921-1925 годы — период реконструкции. Лозунги 1922 года разительно отличались от лозунгов предыдущих лет. (Это единственные лозунги, подписанные лично Сталиным, Секретарем Центрального Комитета Партии).
Вопросы внутренней политики отошли на второй план. Почти половина лозунгов посвящена иностранным проблемам. Страна победившего социализма проявляет активный интерес к революционной борьбе европейского пролетариата, главным образом соседних стран: Германии Венгрии, Грузии, Азербайджана (последние два государства все еще сохраняли независимость), Финляндии, Латвии и Эстонии (отделившейся от России после Октябрьской революции). В союзе с международным пролетариатом лозунги объявляют войну капиталистической и империалистической агрессии, буржуазной демократии и социал-демократам. Впервые в лозунгах воспеваются коммунистический интернационал, мировая революция пролетариата и Красная Армия в качестве армии социализма, а также — насколько можно заключить, анализируя тексты лозунгов — война рабочего класса против мирового капитализма. От имени Красной Армии торжественно обещается постоянная поддержка и забота всем российским гражданам. Вместе с тем, объявляются неприкосновенными суверенитет и границы советских Республик. На передовых позициях внутренней политики — союз рабочих и крестьян, а также братство советских Республик, которое должно быть в силе до полной победы рабочего класса. Впервые в лозунгах упоминается и прославляется коммунистическая молодежь, рабочая молодежь советской России. Существенны нападки на «реакционных» священнослужителей за сокрытие церковных ценностей от конфискации; партия заявляет, что будет использовать их в борьбе с голодом. Лозунги 1924 года были подписаны Андреевым, новым Секретарем Центрального комитета Партии. Внимание шествующего на первомайском параде советского народа вновь сфокусировано на различных аспектах борьбы международного пролетариата. СССР теперь открыто объявляется крепостью международной пролетарской революции. Однако существовало одно разительное отличие от лозунгов 1922 года. Спектр внимания Москвы к революционной борьбе за границей был расширен. Провозглашалась борьба французского пролетариата против Пуанкаре, а также борьба пролетариев Польши, страны, которая настаивала на мире в Восточной Европе. Румынам предписывалось сдать Бессарабию. Поздравления распространялись на украинских и белорусских крестьян, борющихся с польскими землевладельцами. Прославлялись жертвы международного капитализма, а также порабощенные народы вообще; провозглашалась борьба рабочих против капитализма. Лозунги призывали выполнить один из заветов Ленина — расширение коммунистического интернационала.
В лозунгах 1924 впервые используется слово «фашизм», партия рекомендует мировому пролетариату бороться с фашизмом вкупе с социал-демократами, которые объявляются приспешниками международного фашизма. Таким образом, социал-демократы Болгарии обвиняются в помощи болгарским фашистам в уничтожении революционеров, а немецких социал-демократов призывают к ответу за «маскировку» диктаторского режима генералов Германии, т.е. 1 мая 1924 года советский рабочий класс убеждают помнить о рабочих Саксонии и Гамбурга, отдавших жизнь в борьбе против реакции, а также о других узников капитализма и социал-демократов в Германии, Венгрии, Польше, Латвии и Румынии.
Таким образом, в 1924 и в последующие годы наиболее острым нападкам коммунистов подвергались конкуренты коммунизма в политическом лидерстве на мировой арене — ортодоксальные Марксистские социал-демократы, а также общепризнанные противники рабочего класса — капиталисты.
Интернациональный характер празднования Первомая в 1924 году был подчеркнут попыткой Москвы воплотить в жизнь (в первый и единственный раз) идею о международном совете крестьянин наряду с международным союзом рабочих и крестьян. Немногочисленные лозунги, касающиеся внутренней политики, главным образом призывали защитить Советский Союз от надвигающейся угрозы нападения извне. Остальные прославляли Коммунистическую партию, диктатуру пролетариата, рабочую молодежь и советских женщин. Как и в 1922 в период реконструкции огромное влияние уделялось борьбе против неграмотности.
В 1925 году первомайские лозунги вновь были подписаны Андреевым, но на этот раз они касались вопросов как внутренней, так и внешней политики, т.е., с одной стороны, в них в качестве основной задачи провозглашалась пропаганда идеи коммунизма среди советских крестьян, а с другой стороны, они выражали солидарность (пока, правда, только моральную) с революционно настроенным всемирным пролетариатом.
В 1925 году 1 мая было также объявлено днем солидарности трудящихся всех стран, а также датой начала более тесного сотрудничества рабочих и крестьян. Однако, ведущая роль в этом сотрудничестве отводилась рабочим, которые считались залогом победы Коммунизма.
В течение 1925 года первомайские лозунги окончательно приобрели милитарный характер. Международный пролетариат назывался всемирной «армией» рабочих. Был создан единый «фронт» мирового пролетариата против капитализма. Советский Союз был объявлен «авангардом» мирового коммунизма. Международная коммунистическая партия называлась «штабом», организующим «передовые войска» мирового пролетариата. Также была и другая лексика военной тематики.
Первомайские лозунги 1925 года выражали заинтересованность советского правительства в победе мировой революции, на которую Москва в то время возлагала большие надежды. В некоторых лозунгах говорится о всемирном Коммунизме. Всемирная революция теперь открыто упоминается во вступительной части. В одном из лозунгов провозглашается необходимость создания всемирного профсоюзного движения. Российская коммунистическая партия заявляет о своей солидарности не только с рабочими Польши, Эстонии, Латвии, а также Англии, теперь она не ограничивается поддержкой рабочих только в европейских государствах, но берет на себя роль организатора и лидера всемирного революционного движения. Теперь Москва заинтересована в сотрудничестве европейского и американского пролетариата с покоренными народами Востока. Она заявляет о том, что всемирный пролетариат должен защищать такие государства, как Китай, Египет, Персию, Турцию от эксплуатации со стороны империалистических стран. Класс советских рабочих предлагает свою братскую помощь миллионам «рабов» из Азии и Африки. В то же время, противник и враг пролетариата — буржуазия- теперь также рассматривается в международном масштабе. К ней относятся сторонники всемирного империализма, мирового капитала и международных обменных процессов. Однако, все лозунги, касающиеся солидарности мирового пролетариата по-прежнему не имеют ярко выраженных специфических черт. В них лишь говорится о братских чувствах, рассылаются приветствия, и протягивается рука помощи рабочим из других стран. В одном из таких лозунгов упоминаются имена двух польских коммунистов, ставших жертвами белого террора.
В то же время, первомайские лозунги 1925 года, касающиеся внутренней политики, напротив, определенны и точны. В качестве лейтмотива в них выступает одобряемое большинством советских людей усиление сотрудничества между заводскими рабочими и крестьянами. Советское правительство старается добиться поддержки со стороны крестьянства, которой ему так не хватает, всеми возможными способами — понижением розничных цен, предоставлением кредитов, улучшением технологий обработки земли, а также снабжением деревни улучшенными образцами сельскохозяйственной техники, освобождением крестьян от налогов, предоставлением помощи квалифицированных агрономов и повышением эффективности работы сельских Советов путем устранения в них волокиты и коррупции. Следующим шагом на пути к более тесному сотрудничеству рабочих и крестьян и, в конечном счете, к победе Социализма, провозглашается усиление рабоче-крестьянского движения.
Вслед за предложением объединить город и деревню, первомайские лозунги 1925 года провозглашали в качестве первоочередной задачи, стоящей перед советским правительством, необходимость усиления оборонного комплекса Советского Союза, который в то время был единственным пролетарским государством в мире. И, как и прежде, женщины и молодежь рассматривались в этих лозунгах как наиболее важные участники антикапиталистического фронта.
Первомайские лозунги 1926 года были подписаны новым секретарем Центрального Комитета Партии Косиором. В этом году празднование Первого Мая выпало на канун Пасхи. Знаменательным является тот факт, что всем партийным организациям поступил из Москвы строгий приказ прекратить или, по крайней мере, ослабить антирелигиозную пропаганду в этот день. Это свидетельствует о том, что даже в атеистической Советской России по-прежнему были сильны религиозные чувства. По мнению Москвы, в тот день было крайне важно избежать каких бы то ни было антирелигиозных выступлений, особенно в сельской местности, где они «могли привести к вспышке религиозного фанатизма среди верующих». Битва за умы российских крестьян продолжалась.
В целом, первомайские лозунги 1926 года практически не отличались от лозунгов 1925 года, хотя их словарный состав не был таким обширным. Лозунги, касающиеся Коминтерна, в этот раз оказались на втором месте по численности. Обличающий характер лозунгов напрямую свидетельствовал о позиции Москвы в вопросах международной политики. Российская Коммунистическая Партия выступала против нарастающего капитализма, против новых войн (но в то же время против буржуазного и социалистического псевдопацифизма), против Лиги Наций, против Локарно и против интервенции в Китае, Марокко и Сирии. Российская Коммунистическая Партия обещала помочь рабочим Китая, и одновременно призывала Великобританию, Японию и США оказать поддержку китайскому революционному движению. В этом году приветствия были обращены ко всем коммунистическим партиям мира — смертельному врагу всемирной буржуазии.
После поражения Троцкого и принятия теории «Социализма в каждой отдельной стране», сформулированной Сталиным, такой значительный и серьезный термин, как «всемирная революция» исчез из первомайских лозунгов 1926 года и был заменен двусмысленными терминами — такими, как «мировой союз пролетариата», «объединенный фронт трудящихся всех стран», а также такими старыми лозунгами «всемирное профсоюзное движение» или «союз европейского и американского пролетариата с порабощенными народами Востока».
Что касается лозунгов 1926 года, касающихся внутренней политики, то в них главной темой была консолидация сил для скорейшей победы Социализма в Советской России. В них говорилось о том, что путь к победе Социализма лежит через усиление Советов, профсоюзов и кооперативов, а также через индустриализацию и коллективизацию в стране. Строжайшая экономия и избежание каких бы то ни было излишеств и издержек в производстве, а также в государственном управлении рассматривались в качестве непременных условий успешного развития промышленности в стране. В этих лозунгах вновь провозглашалась необходимость укрепления сотрудничества между городским пролетариатом и крестьянами, от которого, как отмечалось, напрямую экономическое и культурное развитие страны. Судя по той значимости, которая придавалась этому сотрудничеству, этой цели Советскому Союзу пока не удавалось достигнуть.
С другой стороны, отнюдь не все представители крестьянства рассматривались теперь в качестве достойных союзников рабочих. Именно в первомайских лозунгах 1926 впервые говорится о борьбе беднейших представителей крестьянского сословия с кулаками. Таким образом, эти первомайские лозунги и коммунистическая пропаганда основывались на идее трех гравитационных кругов, согласно которой советские рабочие объединялись в Партию, состав которой непрерывно пополнялся за счет Комсомола и пионерской организации; советские крестьяне оказывали поддержку городскому пролетариату и правительству; а забота обо всех эксплуатируемых и подвергающихся гонениям народах поручалась Коминтерну.
Новый шаг в сторону всемирного пролетариата был сделан в первомайских лозунгах 1927 года, подписанных секретарем Центрального Комитета Партии Кубяком. На этот раз Москва надеется заручиться поддержкой со стороны мирового пролетариата, во-первых, потому что мировой пролетариат напрямую заинтересован в успехе социалистического строительства в СССР — при этом советское правительство призывает рабочих всего мира сделать свой вклад в победу советской социалистической революции. Во-вторых, в ответ на попытки Великобритании уничтожить Советский Союз, Москва обращается к трудящимся всех стран с просьбой защитить «страну Советов». В этих лозунгах Советский Союз предстает в качестве гаранта мира на Земле (несмотря на многочисленные «провокации», советская страна не поддалась на них и отказалась принять вызов).
Москва по-прежнему возлагала надежды на всемирную революцию. Коммунисты, возглавляемые Коминтерном, должны были проводить более активную пропаганду среди масс рабочих и крестьян. По меньшей мере, 4 лозунга посвящены Китаю, китайской революции, революционному Куоминтангу, китайскому пролетариату и Китайской Коммунистической Партии. Эти лозунги призывают рабочих Англии, США, Италии и Японии настаивать на выводе империалистических войск и военных кораблей из Китая. Советское правительство хотело бороться с империализмом путем международной классовой солидарности рабочих всего мира, а также оно собиралось противостоять нарастающему фашизму путем установления диктатуры пролетариата во всем мире.
Лозунги 1927 года, посвященные внутренней политике, в основном касались тех же вопросов, что и лозунги 1926 года: социалистическое строительство, индустриализация в СССР, сотрудничество городского пролетариата и крестьянства, классовая борьба в деревне, защита Советского Союза. Но в этом году в экономической пропаганде особое внимание уделялось понижению цен, что являлось самым болезненным вопросом советской экономики этого периода. В первомайских лозунгах 1927 года Советский Союз был впервые провозглашен братским союзом людей различных национальностей — Союзом Советских Социалистических Республик. Кроме того, в этом году первомайские лозунги впервые сопровождались длинным обращением Ленина к рабочим.
В первомайских лозунгах 1928 года, подписанных на этот раз В. Молотовым, был целый ряд нововведений. Во-первых, число лозунгов, напрямую цитирующих слова Ленина, возросло в три раза. Во-вторых, Коминтерн в них упоминается лишь дважды — как «всемирный революционный штаб пролетариата по борьбе с капитализмом» и как «революционное знамя в борьбе против Белого Террора, фашизма и международного реакционного движения». Несмотря на то, что главной целью по-прежнему оставалась победа всемирной социалистической революции, в лозунгах больше ничего не говорилось об активной борьбе пролетариата в других странах, за исключением Китая. Но лексический состав этих лозунгов был значительно изменен. На этот раз в них не упоминалось ни о солидарности российских рабочих с китайским пролетариатом, ни о помощи китайским «собратьям по классу». Эти лозунги, напротив, «призывали тысячи китайских рабочих, ценой своей жизни отстаивающих интересы Советов в Кантоне, продолжать борьбу за освобождение миллионов эксплуатируемых рабочих и крестьян из стран Востока».
В лозунгах 1928 года Советский Союз отчетливо занял позицию защитника. В них приветствовались рабочие всех стран, эксплуатируемые колониальные народы, а также узники капитализма во всем мире. Но эти лозунги выражали обеспокоенность Партии по поводу надвигающейся угрозы мировой революции, старательно подготавливаемой империалистами и социал-демократами, и особенно по поводу возможности империалистической атаки на Советский Союз. Советское правительство по-прежнему не доверяло Лиге Наций и считало ее лишь щитом, которым прикрывались сторонники гонки вооружений и поджигатели новых войн. Как и прежде, только Советы рассматривались Москвой как главные сторонники и участники всеобщего разоружения; Красная Армия теперь вставала на защиту не только Советского Союза, но и всех «эксплуатируемых» рабочих мира.
Лозунги 1928 года — первого года первой пятилетки — затрагивали широкий спектр вопросов внутренней политики, которые, однако, не были никак систематизированы. Среди более тридцати лозунгов, касающихся внутренней политики, видное место по-прежнему занимали лозунги, касающиеся активизации советских масс, экономических проблем индустриализации и начала коллективизации, вопросов культурной жизни страны, а также широкомасштабного наступления на кулачество.
Начиная с 1929 года, первомайские лозунги Коммунистической Партии больше не подписывались секретарем Центрального Комитета Партии, но представлялись от имени всего Центрального Комитета. Первым результатом этого нововведения стало резкое увеличение числа первомайских лозунгов в этом году. В этих лозунгах вновь особое значение придавалось «международному празднику трудящихся», международным революционным лозунгам и пропаганде «Всемирной Октябрьской революции». Коминтерн, имеющий свой штаб в Москве и пять раз упоминавшийся в лозунгах 1929 года, в последний раз был официально назван «организатором и лидером всемирной пролетарской революции». Советский Союз был назван «родиной всех пролетариев и оплотом всемирной революции», а Красная Армия и Красный флот — «вооруженными батальонами всемирной революции».
Согласно партийным лозунгам, лишь одна всемирная революция могла раз и навсегда покончить с гонкой вооружений и войнами в мире. В связи с этим, рабочие всех стран призывались к борьбе против буржуазии. В лозунгах 1929 года впервые высказывается мысль о том, что советская система является самой лучшей моделью правления для всего мира. В первомайских лозунгах 1929 года также впервые говорится о возможности и необходимости установки советской системы в Индии. И, наконец, в соответствии со старой концепцией Ленина, рабочий класс должен был превратить «империалистическую войну, развязанную буржуазией» в гражданскую войну, имеющую конечной целью установить диктатуру пролетариата во всем мире.
Была ли эта война возможной? Келоггский договор был объявлен лишь предлогом для подготовки к новым войнам. В лозунгах вновь говорится о возможности новых войн и, конечно, о возможном нападении на СССР — явного врага всемирного класса буржуазии и защитника всех порабощенных народов мира. При этом как никогда большие надежды возлагались на Красную Армию, которая должна была обеспечивать мир в стране и во всем мире, защищать достижения Октябрьской революции и способствовать распространению социализма в городах и деревнях. В лозунгах 1929 года первые говорится о трудностях, с которыми приходится сталкиваться Коминтерну. Слабаками или, точнее, людьми со слабой верой в идеалы коммунизма, называются те, кто покинул ряды революционно настроенного Коминтерна; и беспощадная война объявляется правым и троцкистам.
Что же касается лозунгов 1929 года, посвященных внутренней политике, то в них предпочтение вновь отдается таким вопросам, как индустриализация, коллективизация и борьба против бюрократии. Рабочим советские власти обещают установить семичасовой рабочий день, но только при условии, что это не приведет к замедлению темпов индустриализации. Такие недостатки и факторы, замедляющие темпы индустриализации, как безделье и пьянство, подвергаются жесткой критике и подлежат искоренению путем соцсоревнований, рационализации производства, создания ударных бригад, а также путем критики со стороны профсоюзов, ужесточения трудовой дисциплины и при помощи других средств. Жизнь деревни также должна была измениться благодаря коллективизации, проведение которой почти полностью возлагалось на молодых коммунистов. Вслед за колхозами, теперь и совхозы — государственные сельхозпредприятия — рассматривались в качестве наиболее эффективного оружия в борьбе с кулаками. В первомайских лозунгах 1929 года развивается идея о более непосредственном участии рабочих в управлении государством и предприятиями. Это, очевидно, является ответом Партии на обвинения во все возрастающем разрыве между бюрократической машиной и рабочими Советского Союза. В лозунгах 1929 года впервые упоминается об антисемитизме, который, по-видимому, был все еще силен в Советском Союзе и который ставится в один ряд с деятельностью православных и католических священников, раввинов и членов все еще существующих религиозных сект. В этих лозунгах особенно отмечается необходимость единства Партии, которого ей по-прежнему не хватает, но при этом подчеркивается, что из ее рядов следует исключить «оппортунистов», «меньшевиков», «миротворцев» и особенно «троцкистов», обвиняемых в предательстве и открытом сотрудничестве с контрреволюционным лагерем.
В первомайских лозунгах 1930 года акценты расставляются уже совершенно по-другому. Бросается в глаза значительное сокращение числа лозунгов, касающихся вопросов внешней политики и всемирной революции. Упоминания о «Всемирной Октябрьской революции» и о Советском Союзе как «родине пролетариев всех стран» ушли в прошлое. Хотя Коминтерну по-прежнему отводилась роль не только лидера всемирного пролетарского движения и защитника всех угнетаемых колониальных народов, но боязнь раскола в его рядах нашла свое отражение в первомайских лозунгах 1930 года. Революционный шторм утих. Москва пристально следила за экономическим кризисом в западных капиталистических странах, который мог привести к активизации массовых выступлений, но пока она допускала возможность рабоче-крестьянской революции лишь в Китае и других странах Востока.
продолжение
--PAGE_BREAK--