От«Барышни-крестьянки»к «Дубровскому»
КибальникС.А.
Как известно», Барышня-крестьянка»впервые былаопубликованав 1831 году в составекниги под заглавием«Повести покойногоИвана ПетровичаБелкина, изданныеА.П.». «Барышне-крестьянке»в этом сборникепредшествовали«Выстрел»,«Метель», «Гробовщик»и «Станционныйсмотритель».«Повести Белкина»стали первымцелостным изаконченнымпроизведениемПушкина-прозаика, появившимсяв печати. Пушкиндержал их всекрете и особеннобеспокоилсяо впечатлении, которое онипроизведутна читателя.В письме к своемудругу и издателюП.А.Плетневуон поминал оних с пометой«весьма секретное– для тебя единого»:«Написал япрозою 5 повестей… которыенапечатаемтакже Anonyme. Подмоим именемнельзя будет, ибо Булгаринзаругает».
Однако особаясекретностьэтого сообщенияобъясняласьне только стремлениемПушкина укрытьсвоего прозаическогопервенца откритическихнападок бульварнойбулгаринскойгазеты «Севернаяпчела». Онабыла вызванатакже и тем, что пушкинскиеповести, помимоглубокогосоциально-историческогои общественногосодержания, имели и скрытыйлитературно-полемическийсмысл. В творчествеН.М.Карамзина, В.В.Измайлова, А.А.Бестужева-Марлинского, А.А.Перовскогои других предшественникови современниковПушкина (а ещеранее у французскихписателей XYIIIвека) читательуже встречалсяс аналогичнымигероями и находилих в весьмасходных обстоятельствах.Однако отличительнымичертами этихпроизведенийбыла некотораянеестественностьизображенияи сентиментальностьтона, схематизмхарактерови психологиигероев. Всемуэтому в рамкахзнакомых читателюсюжетов Пушкинв «ПовестяхБелкина» попыталсяпротивопоставитьподлиннуюсложность жизнии человеческихотношений, противоречивостьи многогранностьхарактеров, простоту исдержанностьрассказа. Вместоограниченнойсословнойморали сентиментальныхповестей пушкинские«Повести Белкина»должны быливыразить сочувствиеавтора к егогероям, обусловленностьих судеб законамиобщества, вкотором ониживут.
Эта программабыла осуществленаПушкиным спомощью вымышленногоавтора – провинциальногопомещика, воспылавшегострастью ксловесности– Ивана ПетровичаБелкина, «славногомалого», какназвал его самПушкин в одномиз своих писемк тому же Плетневу.Как явствуетиз предисловияот издателяА.П., Белкин непридумал, алишь записали обработалистории, «слышанныеим от разныхособ». «Смотритель,– читаем мы впредисловии,– рассказанбыл ему титулярнымсоветникомА.Г.Н., «Выстрел»подполковникомИ.Л.П., «Гробовщик»приказчикомБ.В.». Что касается«Барышни-крестьянки», то она, как и«Метель», якобыбыла рассказанаИвану Петровичу«девицею К.И.Т.».Воспользовавшисьхудожественнымприемом первогопрозаика своейэпохи ВальтераСкотта, создавшегоцелую галереюподставныхавторов предисловийи вымышленныхавторов романов, Пушкин в «ПовестяхБелкина» далсвой комическисниженный рядрассказчиков.Однако, прибегнувк этой многоступенчатоймистификациив предисловии, Пушкин разрушалее в самих повестях.Истории, которымподобало бытьисполненнымив высокопарно-чувствительнойманере, в действительностис удивительнойпростотой изнанием жизнирассказанысамим Пушкиным.
Принцип использованияв новых произведенияхизвестныхлитературныхсюжетов былоткрыто сформулированПушкиным загод до создания«ПовестейБелкина» в егооставшемсянеоконченным«Романе в письмах».«Ты не можешьвообразить, как странночитать в 1829 годуроман, писанныйв 775-м, – пишет всвоем письмеСаше Лиза. –Кажется, будтовдруг из своейгостиной входиммы в стариннуюзалу, обитуюштофом, садимсяв атласныепуховые кресла, видим околосебя странныеплатья, однакож знакомыелица, и узнаемв них нашихдядюшек, бабушек, но помолодевшими.Большею частиюэти романы неимеют другогодостоинства.Происшествиезанимательно, положениехорошо запутано,- но Белькурговорит косо, но Шарлотаотвечает криво.Умный человекмог бы взятьготовый план, готовые характеры, исправить слоги бессмыслицы, дополнитьнедомолвки– и вышел быпрекрасный, оригинальныйроман. Скажиэто от менямоему неблагодарномуP… Пусть он постарой канвевышьет новыеузоры и представитнам в маленькойраме картинусвета и людей, которых он такхорошо знает».Латинским “P”здесь обозначен, вероятно, самПушкин, которыйи воспользовалсясоветом своейгероини в «ПовестяхБелкина».
XYIII век был дляПушкина чем-тонеизъяснимопривлекателен, и ему захотелосьсовершитькороткую прогулкупо его литературнымсюжетам. Краткостьэтой прогулкитакже принципиальна– в противоположностьутомительноймногословностистарых романов.«Прочитатьего, — пишет Сашаоб известномромане Ричардсона«КлариссаГарлоу», — ненадеюсь; с моимнетерпениемя и в ВальтерСкотте нахожулишние страницы».В том же «Романев письмах» естьслова, которыекак будто бынепосредственноподготавливаютпоявление«Барышни-крестьянки».Живя в деревнесреди провинциальногоуездного дворянства, Лиза пишет: «…вообще здесьболее занимаютсясловесностию, чем в Петербурге.Здесь получаютжурналы, принимаютживое участиев их перебранке, попеременноверят обеимсторонам, сердятсяза любимогописателя, еслион раскритикован.Теперь я понимаю, за что Вяземскийи Пушкин таклюбят уездныхбарышень. Ониих истиннаяпублика».
Пушкин и в самомделе любил этупублику, и неслучайно его«Татьяны милыйидеал» былнайден именнов уездной барышне, в провинциальнойпомещичьейдворянскойсреде. Такойже уезднойбарышней явиласьи Лиза «Барышни-крестьянки», дочь англоманаГригория ИвановичаМуромского, владельцапоместья, расположенногов «одной изотдаленныхнаших губерний».Легкость, скоторой ЛизаМуромскаяпревращаетсяв простую крестьянку, свидетельствуето той же незаглушеннойанглийскимвоспитанием«русскости»души, котораябыла так симпатичнаПушкину и ТатьянеЛариной. Нечтовроде «Барышни-крестьянки»Пушкин, в сущности, обещал написатьеще на страницах«Онегина»:
Перескажупростые речи
Отца иль дяди-старика,
Детей условленныевстречи
У старых лип, у ручейка;
Несчастнойревности мученья,
Разлуку, слезыпримиренья,
Поссорю вновь, и наконец
Я поведу их подвенец…
Только место«ревностимученья» в этойповести «настарый лад»заняли другие, на первый взгляд, казалось бы, более серьезныепротиворечия, которые, однакоже, столь желегко разрешились.
Какие же традиционныемотивы воскрешалПушкин в«Барышне-крестьянке»- безусловно, самой счастливой, хотя, можетбыть, и самойневероятнойиз «ПовестейБелкина»? Оказывается, традиционнав первую очередьсама тема«барышни-крестьянки», которая доПушкина, — впрочем, в ином, вывернутомнаизнанку виде: как тема«крестьянки-барышни»- часто поднималасьзападно-европейскимии русскимиписателями, например, Вольтеромв комедии «правосеньора», Маривов комедии «Игралюбви и случая», Вл. Измайловымв идиллическойповести «Ростовскоеозеро» и другими.[i]
Вот общая схематрадиционногосюжета обарышне-крестьянке, выделеннаяавтором классическойработы о «ПовестяхБелкина»В.В.Гиппиусом:«Молодой дворянинпленяетсяпрекраснойи добродетельнойкрестьянкой(а что и онапленяется им,– разумеетсясамо собою).Она поражаетего при этомсвоей благовоспитанностью, иногда и образованностью; это кое-какмотивируется(бывала, а иногдаи воспитываласьв господскомдоме). Геройпринимаетрешение женитьсяна любимойдевушке и, либоон сам, либоавтор за него, произноситпри этом несколькотирад о всечеловеческомравенстве.После неизбежныхперипетий –преодоленияпрепятствий(запрет родных, другая невестаили другойжених) – в тотмомент, когдачитатель илизритель гоовык тому, что вот-вотсоциальныеустои поколеблются, и брак, несмотряна «неравенствосостояния», произойдет– в этот самыймомент обнаруживаетсятайна происхождениягероини: онаоказываетсяне крестьянкой, а прирожденнойбарышней; героисчастливы, устои незыблемы, читатели илизрители успокоеныи довольны».[ii]
У Пушкина мынаходим многиемоменты развитияэтого сюжета: прекраснуюкрестьянку(только не настоящую, а маскарадную),«случайнуювстречу» с нейдворянина(правда, не совсемслучайную, аподстроеннуюсамой Акулиной-Лизой), любовь дворянинак крестьянке(а в действительности– к образованнойи благовоспитаннойдворянке, лишьпереодевшейсякрестьянкойи умело ейподражающей), совместноечтение (тольконе «Новой Элоизы»Руссо во французскоморигинале, каку вл. Измайловав «Ростовскомозере», а «Натальи, боярской дочери»Карамзинапо-русски). Пушкинвсе время какбы поправляеттрадиционныйсюжет о крестьянке-барышне, в соответствиис принципамиправдоподобияи естественности, поверяя литературныешаблоны живойдействительностью.
Так он с самогоначала описываетлюбовь богатогодворянина кобеспеченнойдворянке, илишь введенномув заблуждениеАлексею Берестовупредставляется, что между ними Акулиной –социальнаяпропасть. Пушкинтонко вскрываетискусственностьлитературныхкрестьянок-барышеньи вместе с темнапоминаето той реальнойдистанции, которая лежитмежду дворянствоми народом. Приэтом в отличиеот обычногопсевдопатетическогои сентиментальноготона пародируемыхПушкиным произведений«Барышня-крестьянка»окрашена вмягкие тонаподлинногоюмора. История, которую девицаК.И.Т., конечноже, читавшаяи «Бедную Лизу»Карамзина, и«Ростовскоеозеро» Вл. Измайлова, с забавнойвысокопарностьюмогла бы рассказыватьИвану ПетровичуБелкину, вдействительностис бесподобнойиронией рассказанасамим Пушкиным.Казалось быосложнив отношениягероев «важнымпроисшествием»- падением слошади англоманаМуромскоговследствие«пугливостикуцрй кобылки», Пушкин именноблагодаря этомусобытию легковедет их подвенец.
Сюжет «Барышни-крестьянки»при этом едвали не обернулсясюжетом «Дубровского».Ведь исходныеситуации этихпроизведенийпри всем ихобщем несходствев одном отношениичрезвычайноблизки: и в«Барышне-крестьянке», и в «Дубровском»рассказываетсяо недружелюбиидвух соседей-помещикови о любви другу другу сынаодного из нихи дочери другого.Внимательныйчитатель обратитвнимание и насходство некоторыхгероев этихпроизведенийи совпадениеотдельныхдеталей. Так, старший Берестовнесколько схожс Троекуровым, а англоманствоМуромскогов «Дубровском»перешло вхарактеристикуВерейского.И в «Барышне-крестьянке», и в «Дубровском»в отношенияхотцов происходитнеожиданныйперелом. И тути там одномуиз молодыхгероев радивстречи с другимприходитсявыдать себяза человекаменее высокогосоциальногоположения(крестьянку, француза-учителя).Наконец, дажеперепискавлюбленныхосуществляетсясовершенноодинаковымобразом, черезпосредстводупла старогодуба. Все этисовпадениясвидетельствуюто том, что вповествовательнойсистеме «Дубровского»Пушкин использовалнекоторыеэлементы«Барышни-крестьянки».На их фоне особеннозаметны глубокиеобщие отличияэтих произведений.
Тема феодальнойвражды помещиков, в ее комическомвариантепредставленнаяв «Барышне-крестьянке», по-новому, всерьезном идаже драматическомключе решаетсяв романе «Дубровский». Это произведениесвязано ужес другим рядомразмышленийПушкина: о судьбахрусского дворянства, о падении старогопомещичьегобыта, о крестьянскихволнениях ио возможностисоюза восставшегонарода с оппозиционнымдворянством.Оно представляетсобой и новыйэтап в творческомразвитии Пушкина, в эволюции егопрозаическогоискусства.«Дубровский»стал четвертойпопыткой Пушкина– после» АрапаПетра Великого»,«Романа в письмах»и «Рославлева»- создания крупногопроизведенияв прозе – ужене повести, аромана. На сменуисторическимзамыслам романана манер ВальтераСкотта пришлаидея созданияостросоциальногопроизведения, посвященногосовременности.
Фабульный центр«Дубровского»составляеткрестьянскийбунт. Эта темабыла поставленасамой действительностью.В начале 1830-ч годовпо Европе прокатиласьволна классовыхбитв: июльскаяреволюция 1830года во Франции, национально-освободительныевосстания 1831года в Бельгиии Польше, восстаниерабочих в Лионев ноябре 1831 года, рабочее икрестьянскоедвижение вАнглии в те жегоды, попытканародноговосстания вПариже 8 июля1832 года, второевосстаниелионских ткачейв апреле 1834 года, народное восстаниев Париже в томже году. Пушкинжадно следилза ходом этихсобытий, классовыйхарактер которыхбыл очевиден.Угроза разрушениястарого обществанависла и надРоссией. В странепроизошел целыйряд так называемыххолерных бунтов.Волнения перекинулисьв военные поселения: восставшиеловили и убивалиофицеров. Широкораспространеннымявлением сталкрестьянскийразбой, развившийсякак форма социальногопротеста противкрепостногогнета.
Работе над«Дубровским»предшествовали, а отчасти исопутствовалиисторическиезанятия ПушкинаматериаламиПугачевскоговосстания. Врезультатеэтих занятийпоявились планповести о дворянинеШванвиче, перешедшемна сторонувосставших, и наброскиисторическоготруда, посвященногоПугачеву. Навремя отложивплан, из котороговпоследствиивышла «Капитанскаядочка», и наброски, постепеннооформившиесяв «ИсториюПугачева», Пушкин увлексяисторией небогатогобелорусскогодворянинаОстровского,«который имелпроцесс с соседомза землю, былвытеснен изимения и, оставшисьс одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других».Историю этуПушкина рассказалего московскийдруг П.В.Нащокин, видевший Островскогов остроге.
Первоначальнороман даже иназывался«Островский», и Пушкин собиралсяпервый том егоприслать «нарассмотрение»Нащокину – какчеловеку, видевшемунастоящегоОстровского, а также «подкритику» знакомцуНащокинаД.В.Короткому, служившемув ссудной казне,- как знатокусудопроизводства.Через этогоД.В.КороткогоПушкину удалосьдостать выпискуиз подлинногосудебного деладворянинаМуратова, имениекоторого былонесправедливопередано судебнымивластями вовладение крупномупомещику Крюкову.Подобно вполнереальномуКрюкову, созданныйтворческойфантазиейПушкина Троекуроввоспользуетсятем, что всебумаги на правовладения поместьему старшегоДубровского, как и у Муратова, сгорели. Писарскаякопия этогодела без каких-либоизменений(Пушкин лишьначал заменуимен, но и еене кончил) былавставлена имво вторую главурукописи«Дубровского».
Круг источникови впечатлений, которые моглиотразитьсяв романе «Дубровский», вообще необычайноширок. Вступивнакануне женитьбына Н.Н.Гончаровойво владениечастью болдинскогоимения, Пушкинв связи с этимдолжен былвстречатьсяс уезднымичиновникамии от них, вероятно, прослышал онашумевшемв свое времяна всю Нижегородскуюгубернию судебномделе Дубровского.С этим делом, в основе котороготакже лежаланезаконнаяпередача именияво владениедругого лица, возможно, связанопроисхождениефамилии главногогероя пушкинскогоромана. Впрочем, фамилия «Дубровский»фигурируеттакже и в делеПсковскойканцелярии(правда, относящемсяк событиямстолетнейдавности), скоторым поэтмог познакомитьсяво время однойиз своих поездокв Михайловское.Это дело о крестьянахпомещика Дубровского, которые, выполняяего волю, помоглискрыться запольскую границукрепостномупомещика Апрелова, а затем, оказалисерьезноесопротивлениесолдатам, высланнымдля их ареста.Когда солдатыво главе с сержантомпришли в деревнюДубровского,«человек десятьскрывавшихсякрестьян вышлииз лесу с топорамии рогатинамии объявили, чтоесли их будутловить, то ониего (сержанта– С.К.) с рассыльнымиубьют или потопятв озере; причемони заявили, что они такдействуют поприказу Дубровского, который писал, что если ктопредет дляпоимки их, тоесли поимщиковбудет немного, бить их, а еслимного, то бежатьв лес». Не правдали, строки этогодела весьманапоминаютфинальныйэпизод романаПушкина «Дубровский»?
В 1820 – 1830-е годы, ковремени созданияпушкинскогопроизведенияв русском обществепоявился новыйсоциальныйтип – беспоместныйдворянин. Обэтом социальномтипе в своихотчетах царюшеф жандармовА.Х.Бенкендорфписал: «…Крепостноеправо естьпороховойпогреб подгосударствоми тем опаснее, что войскосоставленоиз крестьянже, и что нынесоставиласьогромная массабеспоместныхдворян и чиновников, которые будучивоспаленычестолюбиеми не имея ничеготерять, радывсякому расстройству».Если в «Барышне-крестьянке»Пушкин изобразилотносительноблагополучныхпомещиков –хотя таким, всущности, представлентолько Берестов,– то в «Дубровском»он решил сделатьгероем дворянина,«не имеющегоничего терять», сделавшегосявдруг беспоместным.
В разорявшемсястаринномдворянствеПушкин виделисточник оппозицииправящей власти.«… Что же значитнаше старинноедворянство,- записал он в«Дневнике»1834 года, — с имениями, уничтоженнымибесконечнымираздроблениями, с просвещением, с ненавистьюпротиву аристокрациии со всемипритязаниямина власть ибогатства? Эдакой страшнойстихии мятежейнет и в Европе.Кто были наплощади 14 декабря? Одни дворяне.Сколько же ихбудет при первомновом возмущении? Не знаю, а кажетсямного». Работаянад «Дубровским», Пушкин размышляло том, возможенли в этой «страшнойстихии мятежей»союз дворянинас восставшимнародом. Вероятно, именно стихийнымсоединениемэтих двух сил, хотя бы представленныхлишь отдельнымдворяниноми его собственнымикрестьянами, его и привлекалаистория Островского, рассказаннаяНащокиным.
Переход дворянинана сторонувосставшегонарода мыслилсяПушкиным и вцентре первоначальногозамысла о Шванвиче.Однако, изучаядокументыПугачевскоговосстания, Пушкин постепенновсе более убеждалсяв искусственностиподобногосоюза. В «ИсторииПугачева» онуже вполнеотчетливоформулируетдля себя этумысль: «Весьчерный народбыл за Пугачева…Одно дворянствобыло открытымобразом настороне правительства.Пугачев и егосообщникихотели сперваи дворян склонитьна свою сторону, но выгоды ихбыли слишкомпротивуположны».Как следствиеэтого важногозаключениягероем «Капитанскойдочки» сталГринев, лишьсилой обстоятельствприближенныйк Пугачеву, нооставшийсяверным своемудворянскомудолгу. Перешедшемуже на сторонуПугачева Швабрину(в первоначальныхвариантах –Шванвичу) приданыв романе отрицательныечерты.
Как временноеи непрочное, а также в известнойстепени вынужденноеявление представленосоединениедворянина свосставшимикрестьянамии в романе«Дубровский», герой которогов конце концоврешает оставитьсвою шайку.Советуя своимбывшим сообщникам«переменитьобраз жизни», Дубровскийпроизноситперед нимиречь, в которойясно выраженамысль о различномпонимании целейи смысла борьбыпомещиком иего крестьянами:«Вы разбогателипод моим начальством, каждый из васимеет вид, скоторым безопасноможет пробратьсяв какую-нибудьотдаленнуюгубернию и тампровести остальнуюжизнь в честныхтрудах и в изобилии.Но вы все мошенникии, вероятно, незахотите оставитьваше ремесло».
В конце концовроман, оставшийсянедописанным, должен былкончатьсяарестом Дубровского.Об этом свидетельствуютдошедшие донас планы продолженияромана. По первомуиз них Пушкиннамеревалсяи само действиепостроитьнесколькоиначе. Дубровский-Дефоржубегал из именияТроекуровавместе с Машей, у них рождалсяребенок, Машазаболевала, и Дубровский, распустившайку, вез еелечиться вМоскву. Одиниз оставшихсяс ним людейпопадал в полициюи доносил наДубровского.Таким образом,«противуположность»интересовдворянина иего шайки находилалишнее подтверждениев факте доноса.
А между темобраз Дубровского, человека, врезультатечиновничьегопроизволапоставленноговне закона иотторгнутогоот своего класса, был дорог иблизок самомуПушкину. С этимобразом былисвязаны многиеразмышленияпоэта о возможностисохраненияв царской Россииличного достоинстваи независимости.В негодованиистарого Дубровскогона обиду, которуюнанес ему Троекуров:«Я не шут, астаринныйдворянин», слышится отзвукупорного отстаиваниясвоего достоинстваперед царемсамим Пушкиным:«Я, как Ломоносов, не хочу бытьшутом ниже угоспода бога».В няне ДубровскогоОрине Егоровнесказались чертыреальной нянисамого ПушкинаАрины Родионовны, и ее подлинныеписьма к поэтуотразилисьна письме ОриныБузыревой кДубровскому.
Благородство, смелость, решительностьи находчивостьДубровскогопритягиваютк нему симпатиичитателя изаставляютс волнениемследить за егоопаснымиприключениями.В построениисюжета Пушкиниспользовалэлементы такназываемогоразбойничьегоромана. [iii] Некоторыеиз подобныхпроизведений, например, знаменитыйв свое времяроман Х.Вульпиуса«РинальдоРинальдини», упоминаютсяна страницах«Дубровского».Однако в отличиеот них «разбойничество»главного герояв «Дубровском»мотивированосоциально-историческимипричинами.Захватывающаяинтрига быланужна Пушкинуне сама по себе, а лишь как сюжетнаяоснова социальногоромана, отображающегопроцесс расслоенияпомещичьегодворянстваи воссоздающегокартины стихийныхкрестьянскихвозмущений.В этом редкомсоединениисерьезностии глубины содержанияс увлекательностьюсюжета – секреттого неизменногоинтереса, скоторым «Дубровский»читают читателисамого разноговозраста.
И в заключениепопытаемсявсе же ответитьна вопрос, поставленныйв самом началестатьи. Чтоизменилосьв творчествеПушкина за тедва с небольшимгода, которыеотделяют «Дубровский»от «Барышни-крестьянки»?
Изменилосьглавное, чтоопределяетвесь характертворчестваписателя, – егомировосприятия.Оно стало глубжеи трагичней.В самом деле: в 1831 году быланаписана «Сказкао царе Салтане»с «добрым царемГвидоном». В1834-м – «Сказкао золотом петушке»с сластолюбивымДадоном, недержащим царскогослова. Болдинскойосенью 1830-госоздана шутливаяпоэма «Домикв Коломне», –а уже через тригода – тоже вБолдине – вомногом сходныйс ней «Медныйвсадник», исполненный, однако, глубочайшеготрагизма.
Аналогичныйхарактер имеети переход от«Барышни-крестьянки»к «Дубровскому».От изображениясчастливойлюбви и помещичьейидиллии Пушкинприходит кразработкетрагическихразвязок сходныхвзаимоотношений.Вместо дружескогопримиренияпомещиков, описанногов «Барышне-крестьянке», в «Дубровском»изображенаих распря; счастливосоединяющихсявлюбленныхсменяют разлученные, а место картинспокойнойпомещичьейжизни занимаютсцены чиновничьегопроизвола икрестьянскоймести.
От последнегоприкосновенияк тексту романа«Дубровский»(6 февраля 1833 года)до гибели Пушкинаеще почти четырегода, но драматизмпушкинскоготворчествауже как будтобы предвещаеттрагическуюразвязку егосудьбы. Список литературы
[i] Близость«Барышни-крестьянки»к этим произведениямбыла очевиднадля современниковПушкина. Так, например, талантливыйписатель итонкий критикП.А.Катениндаже решил, что«Барышня-крестьянка»представляетсобой прямуюпеределкукомедии Мариво«Игра любвии случая».
[ii] Гиппиус В.В.Повести Белкина// Гиппиус В.В.От Пушкина доБлока. М.; Л., 1966. С.23.
[iii] В то же времяв романе использованыи мотивы, широкопредставленныев русском фольклоре.Герои его овеяныбунтарскойромантикойПриволжья, отчетливозвучащей внародных«разбойничьих»песнях, однуиз которых –«Не шуми, мати, зеленая дубровушка»- поет караульныйшайки Дубровского.