Реферат по предмету "Иностранные языки"


МЮЛермонтов

Содержание
Введение
Жизнь поэта до ссылки на Кавказ
Лермонтов на Кавказе.
Знакомство Лермонтова с Р.И. Дороховым
Знакомство Лермонтова с М.П. Глебовым
Смерть поэта
Знаменитые произведения Лермонтова, связанные с Кавказом
“Демон”
“Мцыри”
роман “Герой нашего времени”
Заключение. Значение творчества Лермонтова в развитии русской литературы.
Список литературы
Портрет

I Введение.
Я выбралаэту тему, таккак мне оченьнравится творчествоЛермонтова.В отличие отпоэзии пассивногореализма, идеализировавшейпрошлое, поэзияЛермонтоваобращена вбудущее. Верав людей, в лучшуюжизнь помогалаему преодолеватьразочарованиеи чувствоодиночества.Его страстнаянатура рваласьк деятельности, к героическомуподвигу. ПоэзииЛермонтовачужда пассивность, спокойнаясозерцательность.Он не тольконаблюдаетсобытия и явленияжизни, но и оцениваетих со своей“строгостьюсудьи и гражданина”.Лермонтов –поэт глубокоймысли и активныхчувств. Он стремитсяпознать жизньво всех ее сложныхпроявлениях.Вот почему вего стихахличные переживания, субъективноеотношение кдействительностизанимают такоеважное место.Тревожнаянеудовлетворенностьнастоящим, мечта о лучшембудущем, мятежныемысли и чувства, жажда деятельности– все это сливаетсяв единый бурныйлирическийпоток. Образычасто гиперболизуются, чувства и страстидостигаютпредельногонапряжения.
Отличныехудожественныесредства обусловленывсем содержаниемранней лирикиЛермонтова.Они раскрываютсложный духовныймир мятежноголирическогогероя. Ни личныеневзгоды, нисгустившаясямгла николаевскойреакции несломили волюпоэта, не убилив нем “веругордую в людей”и жажду деятельности.
Лермонтовпонимая, чтоистоки безыдейнойпоэзии коренятсяв костностидворянскогообщества, вреакционномнаправленииофициальнойкультуры ипросвещения.
II. Жизньпоэта до ссылкина Кавказ
Гениальныйрусский поэт.Родился в Москве.Русская ветвьрода Лермонтовыхведет своеначало от ГеоргаЛермонта, выходцаиз Шотландии, взятого в пленпри осаде крепостиБелой и в 1613 годууже числившегосяна “государевойслужбе” и владевшегопоместьямив Галичскомуезде Костромскойгубернии. Вконце XVIIв. внуки его подаютв Разрядныйприказ “Поколеннуюроспись”, вкоторой ониназывают своимпредком тогошотландскоговельможу Лермонта, который, принадлежак “народнымлюдям АнглийскойЗемли”, принималдеятельноеучастие в борьбеМалькольма, сына короляДункана, с Макбетом.
В поколенияхближайших ковремени поэта, род Лермонтовыхсчитался ужезахудалым; отецего, Юрий Петрович, был пехотныйкапитан в отставке.Поместье его– КропотовкаЕфремовскогоезда Тульскойгубернии –находиласьпо соседствус имениемВасильевским, принадлежавшимЕлизаветеАлексеевнеАрсеньевой, урожденнойСтолыпиной.Красота и столичныйлоск Юрия Петровичапленили единственнуюдочь Арсеньевой, нервную иромантическинастроеннуюМарию Михайловну.Несмотря напротесты своейгордой матери, она скоро сталаженой небогатогокапитана вотставке. Семейноеих счастьепродолжалосьпо-видимомуочень не долго.
Постоянноболея матьЛермонтоваумерла весною1817 года (24.02.1817 года), оставив ввоспоминанияхсына многосмутных, нодорогих емуобразов. БабушкаЛермонтова, Арсеньева, перенесла навнука всю своюлюбовь к умершейматери (дочери)и страстно кнему привязалась, но тем хужестала относитьсяк зятю; до самойсмерти егодлилась этавзаимная вражда, и ребенку онапричиняла оченьмного страданий.Арсеньевапереехалавместе с внукомв имение ТарканыПензенскойгубернии, гдеи протекаловсе детствопоэта. Окруженныйлюбовью и заботами, он уже в ранниегоды не знаетрадости и погружаетсяв собственныймир мечты игрусти. Здесьсказывалось, быть может, ивлияние перенесеннойим тяжелойболезни, котораянадолго приковалаего к постелии приучила кодиночеству.
Когда мальчикубыло 10 лет, егоповезли наКавказ, на воды; здесь он встретилдевочку летдевяти и в первыйраз узнал чувстволюбви, оставившеепамять на всюего жизнь инеразрывнослившиеся спервыми подавляющимивпечатлениямиКавказа, которыйон почитаетсвоей поэтическойродиной.
В 1828 году Лермонтовотдан в Московскийуниверситетскийблагородныйпансион и пробылв нем около 2-хлет. Здесь процветалвкус к литературе; как и раньше, ученикамисоставлялисьрукописныежурналы; в одномиз них – “Утреннейзаре” — Лермонтовбыл главнымсотрудником.Из русскихписателей нанего влияетсильнее всегоПушкин, передкоторым онприклонялсявсю свою жизнь, а из иностранныхШиллер, особенносвоими первымитрагедиями.У них обоихпоэт находитобразы, нужныеему для выражениясобственногонастроения.К 1929 году относитсяпервая редакция“Демона” истихотворение“Монолог”, вобоих вылилосьочень яркоеэто настроение.
Весною 1810 годаБлагородныйпансион преобразованв гимназию, иЛермонтовоставляет его.Лето он проводитв Серединкове, подмосковномимении братабабушки, Столыпина.Недалеко отСерединковажили его московскиезнакомые барышни, А.Верещагинаи ее подругаЕ.Сушкова, “черноокаякрасавица”: Лермонтоввообразил, чтосерьезно в неевлюблен. Кокетничаяс Лермонтовым, Сушкова в тоже время беспощаднонад ним издевалась.В то же времявозникаетогромный интересЛермонтовак личности ипоэзии “огромного”Байрона, которогопоэт всю жизньсвою “достигнутьбы хотел”.
Осенью 1930 годаЛермонтовпоступает вМосковскийуниверситетна “нравственно-политическоеотделение”.Здесь Лермонтовпробыл около2-х лет. Профессора, помня его дерзкиевыходки, срезалиего на публичныхэкзаменах. Онне захотелостаться навторой год натом же курсеи переехал вПетербург, вместе с бабушкой.
По советусвоего другаСтолыпина онрешил поступитьв школу гвардейскихюнкеров иподпрапорщиков, куда и был зачисленприказом 10 ноября1832 года, “сначалаунтер-офицером, потом юнкером”.Почти в одновремя с нимпоступил вшколу его будущийубийца, Н.С.Мартынов, в биографическихзаписках которогопоэт-юнкеррисуется какюноша, “настолькопревосходившийсвоим умственнымразвитием всехдругих товарищей, что и параллелимежду нимипровести невозможно”.Лермонтовпробыл в школе“два страшныхгода”, как онсам выражается.
Земная стихияего натурыодержала навремя полнуюпобеду наддругой, лучшейчастью егодуши, и он с головойокунулся вцаривший вшколе “разгул”.Ему грозилаполная гибель, но он сумелсберечь своисерьезныелитературныезамыслы дажеот друзей, поэт“уходил в отдаленныеклассные комнаты, по вечерампустые, и тамодин просиживалдолго и писалдо позднейночи”. По выходеиз школы (22 ноября1834 года) корнетомлейб-гвардиигусарскогополка Лермонтовпоселяетсясо своим другомА.А.Столыпинымв Царском Селе, продолжая вестипрежний образжизни. Он делается“душою обществамолодых людейвысшего общества, запевалой вбеседах, в кружках, бывает в свете, где забавляетсятем, что сводилс ума женщин, расстраиваетпартии”, длячего “разыгрываетиз себя влюбленногов продолжениинесколькихдней”. К этому-товремени и относитсяразвязка давнишнегоромана Лермонтовас Е.Сушковой.Он прикинулсявновь влюбленным, на этот раздобившись еевзаимности; обращался сней публично,“как если быона была емублизка” и, когдазаметил “чтодальнейшийшаг его погубит, быстро началотступление”.
Прежниемрачные мотивыего творчестваосложняютсятеперь чувствомглубокогораскаяния иусталости. Вконце 1835 годадо него дошлислухи, что ВарвараЛопухина, которуюон издавналюбил и не переставаллюбить до концажизни, выходитзамуж за Н.И.Бахметьева.К 1835 году относитсяи первое появлениеЛермонтовав печати. Одиниз его товарищей, без его ведома, забрал у негопоэму “Хаджи-Абрек”и отдал ее в“Библиотекудля чтения”.Лермонтовостался этимочень недоволен.Повесть имелауспех, но Лермонтовдолго еще нехотел печататьсвоих стихов.
Смерть Пушкинапоказала Лермонтоварусскому обществуво всей мощигениальноготаланта.
Лермонтовбыл болен, когдаразнесласьпо городу вестьоб этом страшномсобытии. Донего доходилислухи; некоторые “особеннодамы, оправдывалипротивникаПушкина”, находя, что “Пушкинне имел праватребовать любвиот жены своей, потому что былревнив, дуренсобою”. Негодованиеохватило поэта, и он излил егона бумагу. Сначаластихотворениеоканчивалосьсловами: “И наустах его печать”.В таком видеоно быстрораспространилосьв списках, вызвалобурю восторгов, а в высшем обществевозбудилонегодование.Когда Столыпинстал при Лермонтовепорицать Пушкина, доказывая, чтоДантес иначепоступить немог, Лермонтовмоментальнопрервал разговори в порыве гневанаписал страстныйвызов “надменнымпотомкам”(последние 16стихов). Стихотворениебыло понятокак “воззваниек революции”, началось дело, и уже черезнесколько дней(25 февраля), повысочайшемуповелениюЛермонтов былпереведен вНижегородскийдрагунскийполк, действовавшийна Кавказе.Лермонтовотправилсяв изгнание, сопровождаемыйобщим сочувствием; на него смотреликак на жертву, невинно пострадавшую.
III. Лермонтовна Кавказе
1). ЗнакомствоЛермонтовас Р.И.Дороховым.
Весной 1940 годаза дуэль с БарантомЛермонтов былпереведен по“высочайшемууказанию” изгвардии в Тенненскийпехотный полкна Кавказ. СРуфиком ИвановичемДороховымлермонтовпознакомилсялетом 1840 годав отряде генерал-лейтенантаГалафеева, кудаоба были прикомандированыдля участияв военной экспедициив Большую ималую Чечню.Отчаяннойхрабростиофицер “изпороды удальцов, воспетых ДенисомДавыдовым”, честный и благородныйв своих порывах, но вспыльчивыйдо безрассудства, Дорохов слылизвестным наКавказе бретероми неоднократнобывал разжалован.Его перваявстреча с Лермонтовымтакже чуть неокончиласьдуэлью. Дороховупоказалось, что новоприбывшийпоручик Лермонтовведет себявысокомернои насмешливо.Знакомствос Дороховымпереросло вдружбу. И когдаДорохова ранили, Лермонтовполучил в“наследство”от него “отборочнуюкоманду охотников, состоящую изста казаков… нечтовроде партизанскогоотряда”. С этойкомандой “удалыхналетов” Лермонтовпоказывалчудеса храбрости, появляясьнеожиданнов самых опасныхместах во времястычек с горцами.Он умел расположитьк себе подчиненных, полностьюразделял с нимивсе тяготыпоходной жизни: ему приходилосьвместе с нимиспать на голойземле, есть изодного котла.В походе Лермонтовходил “то вкрасной канаусовойрубашке, то вофицерскомсюртуке безэполет, с откинутымназад воротникоми переброшеннойчерез плечочеркескойшапкой…
В кругу своихтоварищей, гвардейскихофицеров, участвующихвместе с нимв экспедиции, он всегда былвесел, любилострить. Когдаон оставалсяодин или с людьми, которых любил, он становилсязадумчив. Итогда его лицопринималонеобыкновенновыразительное, серьезное идаже грустноевыражение”.Таким и запечатленЛермонтов вальбомныхрисунках сослуживцев.На одном изрисунков поэтизображен впрофиль, в военнойфуражке (рисовавшемуудалось живое, непринужденноевыражениелица), на другом– Лермонтовв кругу друзейна привале.Рисунок сделанв конце июля1840 года, вскорепосле сраженияу реки Валерик, когда отрядгенерала Ганафиевастал лагерему Миатшанскойпереправы изатем направилсяк крепостиТемир- Хан-Шуре.
Все лето иосень 1840 годаЛермонтовпровел в экспедициях.В официальныхдокументахон неоднократнопредставлялсяк наградам, нов высших инстанцияхего вычеркивалииз списков. Абез возможностиотличитьсяне было надеждыполучить отставку.Лишь зимойудалось Лермонтовуполучитькраткосрочныйотпуск в Петербург.Но хлопоты оботставке закончилисьнеудачей. Иснова высылкана Кавказ. Попути в действующийотряд Лермонтовостановилсяна лечение вПятигорске.
Но особоевнимание привлекаетта часть воспоминаний, которая непосредственнокасается Лермонтова.Наблюдая поэтав близком кругу, с полным пониманиемсудя особенностиЛермонтовскогохарактера:“Любили мы еговсе. У многихсложился такойвзгляд, что унего был тяжелый, придирчивыйхарактер. Нутак это неправда: знать тольконужно было, скакой стороныподойти. Особеннымнеженкой онне был, а пошлости, к которой онбыл необыкновенночуток, в людяхне терпел, нос молодымипростыми иискреними исам был прости ласков”. Дороховпосле смертиЛермонтовапродолжалслужить наКавказе. В 1851 годув ПятигорскеДорохов встретился писатель Дружинин, которому мыобязаны появлениемстатьи о Лермонтове, написаннойна основе Дороховскихвоспоминаний.За день довыступленияДорохов, укладываясьв поход, показалДружининубережно хранимыеим лермонтовскиевещи, в том числеальбом с неизвестнымистихами и рисункамиЛермонтова.Из этого походаДорохов невернулся. Отряд, в котором оннаходился, попал в засадув Гойтинскомущелье и былполностьюизрублен.
2). ЗнакомствоЛермонтовас М.П.Глебовым.
Вместе сЛермонтовыми Дороховымв экспедициигенерала ГалафееваучаствовалМихаил ПавловичГлебов.
В бою подВалериком онполучил тяжелоеранение в ключицу.Летом 1841 годаГлебов находилсяна лечении вПятигорске, где вновь встретилсяс поэтом. Емусуждено былов роли секундантастать свидетелемроковой дуэли.С ГлебовымЛермонтовпровел последниеминуты передпоединком, наего руках искончался.Долгое времяучастие Глебовав дуэли былопредставленов искаженнойвиде. С молчаливогосогласия оставшихсяв живых свидетелейэтой трагедиии благодаряофициальнымпоказаниямследствияГлебов секундантомН.С.Мартынова.Между тем былоизвестно одружескихотношенияхпоэта с Глебовым, которые ставилипод сомнениевозможностьучастия последнегона сторонеМартынова, чтои подтвердилосьпозднее. В светеэтого рольГлебова в дуэли, личность егои взаимоотношенияс Лермонтовымзаслуживаютособого внимания.
М.П.Глебовродился 23 сентября1817 года в семьеОрловскогодворянина. В1838 году он окончилЮнкерскую школуи был определенв конногвардейскийполк вместес родственникомЛермонтоваДмитрием Столыпиным, через которого, по-видимому, и познакомилсяс поэтом. НаКавказ перевелсяв числе охотниковвесной 1840 года.
Отдыхая вПятигорске, Глебов многовремени проводилв обществе сЛермонтовым.Вместе оничасто бывалина вечерах вдоме Верзилиных.Присутствовалон и на последнемвечере, гдепроизошлостолкновениеМартынова сЛермонтовым.Глебову мыобязаны подробностямипоследнегоразговора сЛермонтовымпо пути к местудуэли, куда ониотправилисьверхом. У Глебовасохранилисьстихотворения(неизвестные)Лермонтова.
Из другихзнакомых Лермонтовабольшой егопривязанностьюпользовалисьГлебов и Столыпин.
3). Смерть поэта
В Пятигорске, куда он приехал, жила большаякомпания веселоймолодежи – вседавнишниезнакомые Лермонтова.В этой компаниинаходился иотставной майорМартынов, любившийпооригинальничать, порисоваться, обратить насебя внимание.Лермонтов частозло и едко вышучивалего за “напускнойбайронизм”, за “страшные”позы. Междуними произошлароковая ссора, закончившаясядуэлью.
ПохороныЛермонтова, несмотря навсе хлопотыдрузей, не моглибыть совершенныпо церковномуобряду. Официальноесообщение оего смертигласило: “15 мая, около 5 часоввечера, разразиласьужасная буряс громом и молнией, в это самоевремя междугорами Машукоми Бейштау, скончалсялечившийсяв ПятигорскеМ.Ю.Лермонтов.С трагическойличностьюЛермонтовабыли связаныи трагические, и мистическиеистории. Посвидетельству, П.К.Шугаева, близкого другасемьи Лермонтовых, сразу послерождения Михаила“акушерка, принимавшаяроды, по каким-тотолько ей ведомымприметам тутже заявила, чтоэтот мальчикне умрет своейсмертью”. Какотмечал А.С.Тургенев,“в наружностиЛермонтовабыло что-тозловещее итрагическое, какой-то сумрочнойи недобройсилой, задумчивойпрезрительностьюи страстьювеяло от егосмуглого лица, от его большихи неподвижныхглаз”.
Поэт как бызаведомо зналвсе подробностисвоего раннегоухода из жизни:“Кровавая менямогила ждет, могила безмолитв и безкреста”. Идействительно, будто дуэльбыла простоинсценировкойдля заурядногоубийства. Незря же еще впротоколеследственнойкомиссии, утвержденнойкомендантомПятигорскаИльяшевскимтак и не получилответа на вопрос:“Пал ли Лермонтовот изменческойруки убийцы, прикрывшегодуэльной обстановкой, или же он былна правильномпоединке ссовершенныуравнениемдуэльныхслучайностей”.
В этой связиученые уже впозднейшеевремя обратиливнимание наслова секундантапоэта, Васильникова:“Мы подбежалик упавшему. Вправом бокуего дымиласьрана, в левомсочилась кровь.Пуля пробиласердце и легкие”.
В ту порудуэльные пистолетыбыли слабосильные, в “лучшем случае”они пробивалибрюшину, какбыло послевыстрела Дантесав Пушкина. Пораженныйбыло хваталсяза рану и мягкооседал на землю.А Лермонтов, по словам тогоже, Васильчикова,- упал, будтоего скосилона месте, несделав движенияни в зад, ни вперед, не успевдаже захватитьбольное место.
На основанииэкспертизыисследователипредполагают, что поэт могбыть убит толькоиз длинноствольногоружья. Еще одназагадка: наместе поединкане было ни врача, ни экипажа.Участники дуэлиякобы спасаясьот проливногодождя, в паникебросилисьбежать в город, а убитый несколькочасов лежална роковойполяне.
В одном издокументовДома-музеяЛермонтовав Пятигорскесказано, что“брошенноетело поэтапролежало безприсмотра суткии затем былоподобрано ивывезено вокрестностидля захоронениямолодым горцем”.Могила этаякобы быланайдена через40 лет…
В 1899 году вПятигорскебыл открытпамятник Лермонтову, воздвигнутыйпо всероссийскойподписке.
По сложностии богатствусвоих мотивовпоэзия Лермонтовазанимаетисключительноеместо в русскойлитературе.В ней, по выражениюБелинского,“все силы, всеэлементы, скоторых слагаетсяжизнь и поэзия”.
IV. ЗнаменитыепроизведенияЛермонтова,
связанныес Кавказом.
1). “Демон”
Ученые спорят:“Мцыри” или“Демон” — последнееслово Лермонтова-романтика, какая из этихпоэм идейно-эстетическивыше?
Они обе принадлежатк вершиннымдостиженияммировой романтическойпоэмы. Их роднитсоциальныйпротест ибогоборство.Но каждый изних идейно-эстетическисвоеобразна, ставит и решаетсвои задачи.В начале былсоздан “Демон”.Поэма начатаяв 1829 году (“МойДемон”, “Я недля ангелови рая”), имеетвосемь редакций, первая – 1829 год, вторая – 1830 год, третья и четвертая– 1831 год, пятая– 1832-1834 гг., шестая– 8 сентября1838 года, седьмая– 4 декабря 1838 годаи восьмая –декабрь 18838-январь1939 год.
Поэма ходилапо рукам в спискахи производилана современников“потрясающеевпечатление…Всячитающая Россиязнала ее наизусть”.Она предназначаласьк публикациив январскомномере “отечественныхзаписок за 1842год”, но подвергласьцензурномузапрету. Краевскомуудалось опубликоватьлишь отрывкииз нее. (“Отечественные”записки”, 1842, №6)без фамилииавтора.
В основу поэмы“Демон” положенбиблейскиймиф о духе зла, восставшемпротив бога, потерпевшимпоражение иизгнанном израя. Эта темаполучила широкоераспространениев западноевропейскойлитературе(“Потерянныйрай” Мильтона,“Манфред”,“Каин”, “Небои земля” Байрона,“Фауст” Гёте,“Любовь ангелов”Т.Мура, “Эноа”А. Де Виньи).Своеобразноона проявляласьи на русскойпочве, напримеру Пушкина (“Демон”,“Ангел”) иПодолинской(“Див и Перы”).
“Демон” — этошедевр по мощитворческойфантазии, поинтеллектуальнойглубине и широтеидейно-нравственнойпроблематики, по пластическойизобразительности, по блескустихотворногомастерства, по силе эмоционально-поэтическоговоздействия.Поэма вобралав себя лучшиедостижениярусской и мировойпоэзии. Отдельныеисследователиутверждаютреалистичность“Демона”(С.Н.Дурыгин), но большинствоотносят егок романтическомунаправлению, например, А.М.Докусов.Созданное подвоздействиемпередовых идейосвободительногодвижения своеговремени, онаопирается налитературныеи устно-поэтическиеисточники, прежде всегона фольклоркавказскихнародов и преданияГрузии.
Основнойидейный пафоспоэмы “Демон”- возвеличиваниечеловека в егостремлениик свободе, кнеограниченномупознанию мира.ЛермонтовскийДемон, каксправедливопишет Белинский,“отрицает дляутверждения, разрушает длясозидания. Этотема движениявечного обновления, вечного возрождения”.(VII, 555).
В поэме “Демон”широко используютсясимволика. Вее фантастическо-“космическом”сюжете о “духеизгнания”, полюбившемсмертную деву, ясны земныеприметы.
Это философскоеи социально-политическоепроизведениесмело ставитсложнейшиеи насущнейшиевопросы бытия: о смысле жизни, правах и назначениичеловека, обездумной вереи разумномскептицизме, о рабстве исвободе, добреи зле.
Демон в полномсмысле слова– “герой века”.В нем сконцентрированыосновные противоречиялучших людей30-х годов: действенныйскептицизми критицизмпо отношениюк господствовавшимобщественнымотношениями бессилие ихизменить; могучиепорывы к деятельностии вынужденнаяпассивность; мучительно-страстныеискания идеаласоциально-политического, морального, эстетического, и горькое сознаниебезупречностиэтих поисков; ощущение ужасающегополитическогогнета и ничемнеудержимоестремлениек воле; неутомимаяжажда счастьяи бесцельностьжизни. Таковопределяющийсмысл поэмы“Демон” в еезаконченнойшестой редакции, которую авторподарил В.А.Лопухинойв сентябре 1838года.
Эта рукописьбыла опубликованав 1856 году в Берлине.
В причудливойфантастикепоэмы “Демон”явно отображаютсясложнейшие, неразрешимыепротиворечияизображаемойэпохи и сущноститрагедии еепередовыхлюдей. Их моральнаяправота должнабыла временноотступить переднесправедливой, но еще грознойтогда материальнойсилой феодально-крепостногостроя.
Неизъяснимоеволнение Демонаслужит как бызавязкой поэмы.Лермонтовповествуето взаимоотношенияхДемона и Тамары, сосредоточиваявнимание навершинныхэпизодах, используяих ярко выраженнуюантитетичность.Идейная антитетичностьпоэмы, построеннойна борьбе добраи зла, на внутреннихпротиворечияхДемона, являласьпричиноймногочисленныхстилистическихантитез.
Несомненно, что поэма “историядуши” главногогероя. Но “историядуши” Демонаявляется способом, формой решениясоциально-философскихи политическихпроблем.
“Демон” — романтическаяпоэма. Но, завершеннаяв переходнуюпору остройборьбы в творчествеЛермонтоваромантическихи реалистическихтенденций.Таковы объективно-описательныеизображенияприроды Кавказа, Грузии, бытаГудана, приготовленийк свадьбе, красотыТамары, гибелиее жениха, видымонастыря, облика сторожа, прощания родныхс умершей Тамарой.
В России“Демон” полностьювпервые опубликованлишь в 1860 году.
2). “Мцыри”
В поэме “Мцыри”использованыстроки поэм“Исповедь”(1829) и “БояринОрша” (1835-1836). Этопроизведениенесомненносвязано с поэмамикавказскогоцикла, в частностис “Измаил-беем”.Поэма “Мцыри”была завершенав 1839 году. Онапоявилась впервом собраниистихотворенийпоэта, изданномв 1840 г.
В этой поэмеЛермонтоввпервые подчеркнулисторическуюважность дляГрузии союзас Россией. Темыпоэмы – свободаи шире – смыслчеловеческогобытия. Основнойидейный еепафос – протестпротив порабощающейчеловека душнойневоли, поэтизацияборьбы какнаиболееестественноговыражениячеловеческихсил, призыв ксвободе, утверждениелюбви к родинеи героическогоей служения.Это поэма обидеальномгерое, проникнутомстрастнойжаждой жизни.В Мцыри нераздельнослились мятежно-могучаясила, твердая, как сталь, воля, героическаямужественностьи душевность, мягкость, лирическаянежность. Онне индивидуалист, не эгоист, какгерои пушкинскихромантическихпоэм. Его гордоеодиночествов монастырскомплену – средствосамозащиты, выражениепротеста. Онтоскует породному аулу, по общению слюдьми, близкимиему по обычаям, по духу. Мцыриумирает, примиряясьс окружающимиего людьми. Ноего примирение- признаниявнешнего бессилияпри оправданностисвоих ничемнеистребимыхвлечений кволе.
Образ Мцыри– огромноехудожественноеобобщение. Внем воплощаютсятрагизм, неизбывныестрадания, крайнее недовольствопрогрессивныхлюдей 30-х годовсамодержавно-крепостническимдеспотизмом, их протест истремлениек свободе, ихмечта о действенно-героическойжизни, их верав силу исключительнойличности, выступающейна защиту своихпоруганныхправ.
Романтическоесодержаниепоэмы “Мцыри”определилои соответствующуюформу его выражения.Поэма строитсякак патетическиймонолог-исповедь, развертывающийсястремительно.Исповедь Мцырио трех днях, проведенныхна воле, противопоставляетсябыту монастыря– тюрьмы. Динамичностикомпозициипоэмы содействуети то, что Мцырирассказываетстарику-черкесулишь самыеяркие эпизодысвоего трехдневногоскитания: созерцаниераскинувшейсяперед нимобольстительнороскошнойприроды; воспоминаниео детстве вродном аулеи путь к аулу; встреча с грузинкой; борьба с барсом; блуждания, приведшие егоснова к монастырю; бред и сон.
В композициипоэмы огромнароль природы, естественныхобстоятельствчеловеческойжизни, могущественнои чарующе прекрасных, укрепляющихМцыри в егожизнелюбии.Романтическийпафос поэмыярко сказываетсяи в языке. Еелексика представляеторганическийсплав задушевнойи патетическойфразеологии.Придавая исповедиМцыри приподнятостьи возвышенность, Лермонтовнасыщает егоречь словамии выражениямикнижного, литературно-поэтическогоязыка.
Мятежно-волеваянатура ведущегогероя определилаэмоциональнуюконцентрированностьподавляющегобольшинстваэпитетов поэмы.Они строятсяне на полутонах, оттенках инейтральныхкрасках, а наредкой определенностии полноте выражаемыхими чувств, предметов, явлений. Мажорные, эмоционально-экспрессивныепо своей главенствующейтональностиизобразительныесредства поэмыспособствуютяркому раскрытиюее идейнойнаправленности– бескрайнелюбви к жизни, стремленияк свободе игероическогопротеста, противневоли. В стремлениик подробнойпсихологическойобрисовкивнутреннегооблика Мцыри, в изображенииобстоятельствсформировавшихего характер, проявилисьреалистическиетенденциипоэмы.
3). “Герой нашеговремени”
Романы “Вадим”и “КнягиняЛиговская”, отрывок “Я хочурассказатьвам”, сказка“Ашик — Кериб”- этапы формированияискусствапрозаическогоизображенияжизни, с блескомраскрывшегов романе “Геройнашего времени”.Это произведениезадумано вконце 1837 года.Основная работанад ними развернулась1838 году и былазавершена в1839 году. Отдельнымичастями романпубликовалсяв “Отечественныхзаписках” 1839г., №3 и 11, и в 1840, №2, иполностью былиздан в 1840 г.
Главная темаромана –социально-типическаяличность дворянскогокруга послепоражениядекабристов.Ведущая егомысль – осуждениеэтой личности, а еще резчепородившейего социальнойсреды.
Прогрессивнаяпозиция Лермонтоваобозначиласьс самого началаромана – с обрисовки“записывающегопутешественника-изгнаника”,“проезжегоофицера”, издателядневника Печорина.Это самоеположительноелицо романа.В нем убедительносочетаютсячерты гуманиста, правдолюба, патриота, восторженногопоклонникаприроды, разочарованногов окружающейего жизни итвердо уверенногов том, что счастьев ней “не в порядкевещей”. Именноему, а также вкакой-то мереи ПечоринуЛермонтов“отдает” собственныемысли и чувства.
Сюжетообразующимперсонажем, проходящимчерез романи связующимвсе его части, кроме рассказика, выступаетПечорин. Этоцентральнаяфигура, средоточиеромана, егодвижущаясясила. Ему свойственнысамые высокиестремленияк общественнойдеятельностии пылкие желаниясвободы.
Сам он материалисти атеист. Горестныйнедостатоквидит он внеспособностисвоего поколения“к великимжертвам дляблага человечества”.Ненавидя ипрезираяаристократию, Печорин ближесходится слюдьми демократическогосклада: Вернероми МаксимомМаксимычем.Печорин лишендобрых порывов.Печорин нескрывает сочувствияугнетенным.Вот почему, читая в ночьперед дуэльюполитическийроман В. Скотта“Шотландскиепуритане” онародном восстаниипротив тиранов, он “забылсяувлеченныйволшебнымвымыслом”.Нельзя сомневатьсяв его симпатияхк сосланнымна Кавказдекабристам.
Но благиестремленияПечорина неразвились.Ничем не сдерживаемаясоциально-политическаяреакция, душившаявсе живое, духовнаяпустота высшегообщества исказилии заглушиливозможностиПечорина, невероятноизуродовалиего нравственныйоблик, необратимоснизили свойственнуюему жизненнуюактивность.Печорин полностьюощутил и понял, что в условияхсамодержавногодеспотизмадля него и егопоколенияосмыслимаядеятельностьво имя общегоблага невозможна.Сомнения опустошилиПечорина дотого, что у негоосталось толькодва убеждения: рождение –несчастье, исмерть неизбежна.Моральноискалеченный, Печорин лишилсядобрых целей, превратилсяв холодного, жестокого, деспотичногоэгоиста, застывшегов гордом одиночестве, ненавистногодаже себе.
Печорин, пооценке Добролюбова, не зная кудаидти и деватьсвои силы, истощаетжар своей душина мелкие страстии ничтожныедела. Положениеи судьба Печоринатрагические.Трагизм Печоринав том, что егоне удовлетворяетни окружающаядействительность, ни свойственныйему индивидуализми скептицизм.Лермонтовпроявляетособое вниманиек психологическомумиру, к “историидуши” не толькоглавного героя, но и всех остальныхдействующихлиц Лермонтоввпервые в русскойлитературенаделил действующихлиц своегоромана способностьюглубокогосамоанализа.
Образ, подобныйПечорину, в тупору широкоразрабатывалсяна Западе. ЛермонтовпоказываетПечорина сразных точекзрения, углубляяи приближаяк читателю:“глазами МаксимМаксимыча”,“издателя”, наконец черездневник самогогероя. ТипичностьПечоринаподчеркиваетсяв известнойстепени и характерамибретерствующегоофицерства, для которыхжизнь – копейка.
Рисуя Печориначеловеком 30-хгодов, отражающимпостроенияподавляющегобольшинстваобразованной, мыслящей, дворянскоймолодежи, Лермонтовпротивопоставилему образ другойсреды – простого, непривилегированногоофицера, тесносвязанногос солдатскоймассой, непрестанноготруженика ихлопотуна, живущего нажалованье.Лермонтовуудались и женскиеобразы: непосредственной, стихийно-страстнойдикарки Бэлы, странной, таинственно-манящей“ундины;, жертвеннолюбящей, жаждущейсчастье, ноглубоко страдающейВеры; умной, начитанной, благородной, нравственночистой Мери.
Мастерствовнешней характеристики, воплощающейвнутреннююсуть образас особеннойсилой проявилисьв портретеПечорина.
В отличиеот основныхэпизодическиеперсонажиромана рисуютсяболее скупо, по-гоголевкси, лишь внешнимидеталями: тоэто огромнаязолотая цепь(франт Раевич), извивающаясяпо его голубомужилету; то бородавка, прикрытаяфермуаром(толстая дама)и так далее.
Действующиелица “Героянашего времени”выступают вромане ужесложившимися.Но при этомЛермонтовнамечает и ихэволюцию, совершенствующуюсяв процессепереживанияили наиболеекрупных жизненныхсобытий. Изменяяхронологическуюпоследовательностьизображаемыхсобытий, Лермонтовпревратилпроизведениев цепь контрастныхповестей: докрайностипротиворечивомусознанию эгоистаПечорина вповести “Бэла”противопоставляетсяцельностьдушевногодоброго Максимычаиз одноименнойповести; “честнымконтрабандистом”из повести“Тамань”, отличающимсянепосредственностьюи свободойсвоих чувств, поступковпротивопоставленаусловностьи искусственностьповедения“водяногообщества” изповести “КняжнаМэри”. Роман“герой нашеговремени” обогащаетсязарисовкамипрекраснойи величественнойприроды, противопоставляемойлюдям, их мелкими низменныминтересам, несчастьям, страданиям, социальномунеустройству.
Психологичностьи лиричностьпейзажа “Геройнашего времени”создаетсясамыми разнообразнымисредствами, даже интонацией, ритмикой фразы, эмоциональнымисравнениями.
Реалистическаяманера повествования, так последовательнопримененнаяв обрисовкеведущего героя, служит и развитиювсего действияромана. Языкромана “Геройнашего времени”многоцветен.Это естественно, его формируюттри повествователя: писатель, МаксимМаксимыч иПечорин. Следуяпринципамреализма, писательпоследовательноиндивидуализируетязык действующихлиц.
Лиричностьсинтаксисаромана создаетсятакже еевопросительно-восклицательнойструктурой, приемом многозначительнойнедоговоренностии в ряде случаевтенденциейк ритмичности.
“Герой нашеговремени” –сложное произведение, связанное посвоему видус романом –путешествием, с исповедью, с очерковойтрадицией. Нов своей ведущейтенденции –это социально-психологическийи философскийроман. Такоготипа романау нас еще небыло. Мненияо нем резкоразделились.Бурные спорыо романе незатухают и внаши дни. Егосчитают романтическим, реалистическимс явным отзвукомромантизма, романтико-реалистическим.Применяя именнореалистическиеспособы анализаи критицизма, писатель развенчалромантическогогероя, какимявляется Печорин.Покоряя психологическойправдой, онпоказал галереюисторическиконкретныхлиц с ясноймотивировкойих поведения.

V. Заключение
ЗначениетворчестваЛермонтовав развитии
русскойлитературы
А.В.Луначарский, характеризуясоциально-политическуюсущность творчестваЛермонтова, сказал: “Лермонтовявляется последними глубоко искреннимэхом декабристскихнастроений”.
Именно поэтомуон стал продолжателемлучших прогрессивныхтрадицийпредшествующейему литературыи прежде всеготворчестваПушкина. С творцом“Капитанскойдочки” егосвязывают иранние (образкавказскогопленника, Демона, поэта) и поздниепроизведения.В “Герое нашеговремени” путевыезаписи странствующегоофицера явноперекликаютсяс “Путешествиев Аразум”. ОднакоЛермонтов жилв иные годы, чем Пушкин.Подчеркиваяэто Белинскийписал: “Лермонтовпризван былвыразить собоюи удовлетворитьсвоею поэзиейнесравненновысшее, по своимтребованиями своему характеру, время, чем то, которого выражениембыла поэзияПушкина”.“Безвременье”положило наЛермонтоватяжелую печать, но не сломилоего. Лермонтоввозненавиделаристократическуюсреду умомбеспощадногоаналитика исердцем, пламенноустремленнымк справедливости.Но поэт не виделдля себя твердойсоциальнойопоры. Все этоопределилотрагическиемотивы еготворчества.НЕ веря в ближайшуюпобеду свободы, великий жизнелюбецутверждалнеобходимостьборьбы за неево имя будущего.
Своим беспощаднымкритицизмомЛермонтов явносближаетсяс Гоголем, нопревосходитего силойсоциально-политическогопротеста иглубокиминтеллектуализмом.Продолжаятрадиции декабризма, писатель всвоих последнихпроизведениях(“Мцыри”, “Демон”,“Герой нашеговремени”) проявили более глубокоепониманиеисторическихсобытий. Этопревратилоего творчествов “соединительноезвено междудекабристамии демократическойрусской культурой, формировавшейсяв 30-х и 40-х годах”и еще шире междудворянско-революционными революционно-демократическимпериодамирусскогоосвободительногодвижения.
Лермонтовначал свойтворческийпуть как поэтромантическогонаправленияи, воплощалидеи протестапротив окружающегоего общества, увлекаясьмечтами о социальномбудущем, сталсамым яркимтворцом гражданственно, философско-психологическогоромантизма.
РеалистическиепроизведенияЛермонтовавозникают вто время, когдаромантическиетворения всвоей основеим уже довершились.Лермонтов –последнийпредставительреволюционно-дворянскогоромантизмаи зачинательсоциально-психологическоготечения критическогореализма.
Лермонтовсоздал стильпредельно-энергического, ураганно-динамическогостиха и максимальносжатой, прозрачно-яснойпрозы. Его творчествовызывало страстныеспоры. Современнаяему реакционнаякритика илирезко отрицала, или грубо искажая, ограничиваладостоинстваего произведений.Реакционнаяи примыкающаяк ней либеральнаякритика продолжалаискажать творческийоблик Лермонтоваи в дальнейшем.
ПодлинноеистолкованиетворчестваЛермонтова– самобытногописателя означившегоновый этап вразвитии русскойлитературы, дана революционнаякритика, начинаяс Белинского.Белинскийувидел в немнародногопоэта, выдвигавшегов своем творчествена первый план“нравственныевопросы о судьбахи правах человеческойличности”, исчитал еготалант могучим, блиставшимпочти на пустынномпоэтическомнебосклоне30-х годов “безсоперниковпо величинеи блеску”.
Вслед заБелинским самыевыдающиесяпрогрессивныекритики, писатели, общественныедеятели, литературоведыхарактеризовалиего творчество, художественноемастерство, роль в литературесловами благоговейногопреклонения, восторженноговосхищенияи национальнойгордости.
Дооктябрьскаяпрогрессивнаякритика внеслав изучениетворчестваЛермонтованеоценимыйвклад. Но тольков советскоевремя идейныйоблик и мастерствописателя, егосвязи с предшествующими последующимлитературнымпроцессомпредстали вовсей полнотеи конкретности.
ЖивотворноевоздействиеЛермонтоваощутили на себеи советскиеписатели: В.Маяковский, Н.Тихонов, Э.Багрицкий, Е.Винокуров, Е.Исаев, С.Наровчатов, Н.Рыленко, А.Твардовский, В.Федоров имногие другие.
“Лермонтов–прозаик,– заявил в 1939 годуА.Н.Толстой, — это чудо”.
Лермонтовприобрелинтернациональноеи общечеловеческоезначение. “Мцыри”и “Демон”, “Геройнашего времени”и многие другиеего произведения– это высшиедостиженияпоэтическогообобщения нетолько отечественной, но и мировойлитературы.Влияние Лермонтоваиспытывалии испытываютпоэты Армении, Грузии, Азербайджана, Украины и многихдругих народов.
VI. Списоклитературы.
Энциклопедия знаменитых россиян. Трушко Е.А., Медведев Ю.М.
М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах. Том I
История русской литературы XIX века. Первая половина. А.И. Ревякин
Русская литература под редакцией Н.И. Громова (издание 2-е).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационно-правовое обеспечение беженства в годы Первой мировой войны
Реферат Бузинная матушка
Реферат Мушкетик Юрій
Реферат Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта
Реферат Совершенствование координации и ритмичности детей 7 9 лет средствами ритмической гимнастики
Реферат Узлы ЭВМ
Реферат Основные черты аргументированного эссе (на примере проблемы обязательной службы в армии)
Реферат Журнал господарських операцій Шахова та сальдово-оборотна відомість Баланс та звіт про фінансові
Реферат Агентский договор: понятие, содержание, признаки
Реферат Западноевропейская экономическая интеграция как пример экономического союза
Реферат Анализ регулирования денежных фондов предприятия на примере ООО АБАКАНОВСКОЕ
Реферат Слово учителя как метод преподавания
Реферат Государство и частное предпринимательство в условиях "догоняющего развития"
Реферат Актинобациллезная плевропневмония свиней
Реферат Поддержание и сохранение здоровья пожилых людей при помощи массажа