Реферат по предмету "Иностранные языки"


Конфликт и расстановка действующих лиц в Грозе А Островского

Конфликти расстановкадействующихлиц в «Грозе».
«Обще­ственныйсад на высокомберегу Волги; за Волгой сельскийвид». Такойремаркой Островскийоткрывает«Грозу». Внутрен­неепространствосцены обставленоскупо: «двескамейки ине­сколькокустов» нагладкой высоте.Действие русскойтрагедии возноситсянад ширью Волги, распахиваетсяна всероссийскийсельскийпростор.Ему сразу жепридаетсяобщенациональныймасштаб и поэтическаяокрыленность.
Вустах Кулигиназвучит песня«Среди долиныровныя» — эпиграф, поэтическоезерно «Грозы».Это песня отрагичностидобра и красоты: чем богачедуховно ичувствительнеенравст­венночеловек, темдраматичнееего существование.В песне, ко­тораяу зрителя буквальнона слуху, ужепредвосхищаетсясудь­ба героинис ее человеческойнеприкаянностью(«Где ж сердцемотдохнуть могу, когда грозавзойдет?»), с ее тщетнымистремле­нияминайти поддержкуи опору в окружающеммире («Кудамне, бедной, деться? За когомне ухватиться?»).
Песняоткрывает«Грозу» и сразуже выноситсодержаниетрагедии наобщенародныйпесенный простор.За судьбойКате­рины—судьба героининародной песни, непокорноймолодой снохи, отданной занемилого«чуж-чуженина»в «чужедальнуюсторонушку», что «не сахаромпосыпана, немедом полита».Песенная основаощутима и вхарактерахКудряша, Варвары.Речь всех персонажей«Грозы» эстетическиприподнята, очище­на отбытовой приземленности, свойственной, например, комедии«Свои люди —сочтемся!».Даже в браниДикого, обращеннойк Борису и Кулигину:«Провалисьты! Я с тобой иговорить-тоне хочу, с езуитом...»;«Что ты, татарин, что ли?»,— слышитсякоми­ческисниженныйотзвук русскогобогатырства, борьбы-ратобор­ствас «неверными»«латинцами»-рыцарямиили татарами.В бытовой типсамодура-купцаОстровскийвплетает ироническиобыгранныеобщенациональныемотивы. То жеи с Кабановой: сквозь обликсуровой и деспотичнойкупчихи проглядываетна­циональныйтип злой, сварливойсвекрови. Поэтичнаи фигура механика-самоучкиКулигина, органическиусвоившеговековую просветительскуюкультуру русскогоXVIIIвека.
Люди«Грозы» живутв особом состояниимира — кризисном, катастрофическом.Пошатнулисьопоры, сдерживающиестарый порядок, и взбудораженныйбыт заходилходуном. Первоедей­ствие вводитнас в предгрозовуюатмосферужизни. Временноеторжествостарого лишьусиливаетнапряженность.Она сгуща­етсяк концу первогодействия: дажеприрода, какв народнойпесне, откликаетсяна это надвигающейсяна Калиновгрозой.
Кабаниха— человек кризиснойэпохи, как идругие героитрагедии. Этоодностороннийревнительхудших сторонстарой морали.Хотя на делеона легко отступаетне только отдуха, но и отбуквы домостроевскихпредписаний.«… Если обидят— не мсти, еслихулят — молись, не воздавайзлом за зло, согрешаю­щихне осуждай, вспомни и освоих грехах, позаботьсяпрежде всегоо них, отвергнисоветы злыхлюдей, равняйсяна живущих поправде, их деяниязапиши в сердцесвоем и сампоступай также»,— гласитстарый нравственныйзакон. «Врагам-топрощать надо, сударь!» — увещеваетТихона Кулигин.А что он слышитв ответ? «Поди-капоговори смаменькой, чтоона тебе на этоска­жет». Детальмногозначительная! Кабаниха страшнане вер­ностьюстарине, асамодурством«под видомблагочестия».
СвоеволиеДикого в отличиеот самодурстваКабанихи ужени на чем неукреплено, никакими правиламине оправдано.Нравственныеустои в егодуше основательнорасшатаны. Этот«воин» сам себене рад, он жертвасобственногосвоеволия. Онсамый богатыйи знатный человекв городе. Капиталразвязыва­етему руки, даетвозможностьбеспрепятственнокуражитьсянад беднымии материальнозависимымиот него людьми.Чем более Дикойбогатеет, тембесцеремоннееон становится.«Что ж ты, судиться, что ли, со мнойбудешь? — заявляетон Кулиги­ну.—Так ты знай, что ты червяк.Захочу — помилую, захочу -раздавлю».Бабушка Бориса, оставляя завещание, в согласии собычаем поставилаглавным условиемполучениянаследствапочтительностьплемянникак дядюшке. Поканравственныеза­коны стоялинезыблемо, всебыло в пользуБориса. Но вотустои их пошатнулись, появиласьвозможностьвертеть закономтак и сяк, поизвестнойпословице:«Закон, чтодышло: кудаповернул, тудаи вышло». «Чтож делать-то, сударь! — говоритКулигин Борису.—Надо старатьсяугождать как-нибудь».«Кто ж ему угодит,—резонно возражаетзнающийдушуДикого Кудряш,—коли у него всяжизнь основанана ругательстве?..»«Опять же, хотьбы вы и были кнему почтительны, нешто кто емузапретит сказать-то, что вы непочтительны?»
Но сильныйматериально, Савел ПрокофьевичДикой слабдуховно. Онможет иногдаи спасоватьперед тем, ктов законе сильнееего, потому чтотусклый светнравственнойистины все жемерцает в егодуше: «О постукак-то, о великом, я говел, а тутнелегкая иподсунь мужичонка; за деньгамипришел, дровавозил. И принеслож его на грех-тов такое время! Согрешил-та­ки: изругал, такизругал, чтолучше требоватьнельзя, чутьне прибил. Вотоно, какое сердце-тоу меня! Послепрощенья про­сил, в ноги ему кланялся, право, так. Истиннотебе говорю, му­жику в ногикланялся… привсех ему кланялся».
Конечно, это «прозрение»Дикого — всеголишь каприз, срод­ни егосамодурскимпричудам. Этоне покаяниеКатерины, рож­денноечувством виныи мучительныминравственнымитерзания­ми.И все же в поведенииДикого этотпоступок кое-чтопроясня­ет.«Наш народ, хоть и объятразвратом, атеперь дажебольше чемкогда-либо,—писал Достоевский,—но никогдаеще… даже самыйподлец в народене говорил:«Так и надоделать, как яде­лаю», а, напротив, всегда верили воздыхал, чтоделает он сквер­но, а что есть нечтогораздо лучшее, чем он и делаего». Дикойсвоевольничаетс тайным сознаниембеззаконностисвоих дейст­вий.И потому онпасует передвластью человека, опирающегосяна нравственныйзакон, или передсильной личностью, дерзко со­крушающейего авторитет.
Противотцов городавосстают молодыесилы жизни. ЭтоТихон и Варвара, Кудряш и Катерина.Бедою Тихонаявляется рожденное«темным царством»безволие истрах передмамень­кой.По существу, он не разделяетее деспотическихпритязанийи ни в чем ейне верит. В глубинедуши Тихонасвернулсякомоч­ком добрыйи великодушныйчеловек, любящийКатерину, спо­собныйпростить ейлюбую обиду.Он стараетсяподдержатьже­ну в моментпокаяния и дажехочет обнятьее. Тихон гораздотоньше и нравственнопроницательнееБориса, которыйв этот момент, руководствуясьслабодушным«шито-крыто»,«выходит изтолпы и раскланиваетсяс Кабановым», усугубляя темсамым страданияКатерины. НочеловечностьТихона слишкомробка и бездейственна.Только в финалетрагедии просыпаетсяв нем что-топохожее напротест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...» ОтгнетущегосамодурстваТихон увертываетсявремена­ми, но и в этих уверткахнет свободы.Разгул да пьянствосродни самозабвению.Как верно замечаетКатерина, «ина воле-то онсловно связанный».
Варвара— прямая противоположностьТихону. В нейесть и воля, исмелость. НоВарвара — дитяДиких и Кабаних, не сво­бодноеот бездуховности«отцов». Онапочти лишеначувства от­ветственностиза свои поступки, ей попростунепонятнынравст­венныетерзания Катерины:«А по-моему: делай, что хочешь,
толькобы шито да крытобыло» — вотнехитрый жизненныйко­декс Варвары, оправдывающийлюбой обман.Гораздо вышеи нравственнопроницательнееВарвары ВаняКудряш. В немсильнее, чемв ком-либо изгероев «Грозы», исключая, разумеет­ся, Катерину, торжествуетнародное начало.Это песеннаянату­ра, одареннаяи талантливая, разудалая ибесшабашнаявнеш­не, нодобрая и чуткаяв глубине. Нои Кудряш сживаетсяс калиновскиминравами, егонатура вольна, но подчас своевольна.Миру «отцов»Кудряш противостоитсвоей удалью, озорством, ноне нравственнойсилой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.