--PAGE_BREAK--
Глава
III
Работа преподавателя на уроке иностранного языка с использованием метода обучения в сотрудничестве.
3.1 Процесс сотрудничества в работе преподавателя.
Рассмотрим подробно, что означает процесс сотрудничества в работе преподавателя.
Преподаватель обеспечивает условия, чтобы у учеников было время включиться в групповой процесс: определение способов совершенствовать процессы, которые участники использовали для максимилизации своего собственного обучения и обучения друг друга. Ученики концентрируются на постоянном совершенствовании этих процессов различными путями:
· описание того, какие действия были более или менее полезны в обеспечении эффективных рабочих взаимоотношений и того, все ли члены группы достигли своих учебных целей;
· принятия решений о том, какие модели поведения следует далее развивать, а какие изменить.[9,c.50].
Следовательно,можно сделать вывод о том, что результатом процесса групповой работы может быть направление учебного процесса по пути его упрощения; избавление от непрофессиональных и неподобающих действий; постоянное усовершенствование навыков командной работы учащихся.
3.2 Приёмы организации сотрудничества на уроке
иностранного языка.
Обучение в сотрудничестве ещё мало используется в практике обучения иностранному языку, потому что многие не знают и не понимают, как организовать работу в группе. Вот несколько примеров организации этой работы. Рассмотрим такой пример организации как интервью.
Итак, общим признаком этой группы приёмов является задача опросить как можно больше членов группы, с тем, чтобы выяснить их мнение, суждение, ответы на поставленные вопросы. Для этого ученики, работая одновременно, свободно перемещаются по аудитории, выбирая ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируя ответы на листе, а затем выбирают другого ученика и т.д. Итоги опроса обсуждаются всеми.
Этот приём не имеет возрастных или тематических ограничений. Данный приём является средством интенсивной речевой тренировки, т.к. если в группе пять учеников, каждый из них четыре раза формулирует свой вопрос и даёт четыре ответа на обращённые к нему вопросы. [7,c.4].
Тесты являются интересной формой интервью. На карточках, вопросы теста распределяются между учащимися. Каждый ученик опрашивает остальных членов группы и записывает их ответы. Отдельные результаты собираются вместе и вначале сообщаются каждому ученику конфиденциально, а затем, с его согласия, используются для обсуждения на занятии. Они полезны не только в целях обучения иностранному общению, но и для решения развивающих и воспитательных задач. (см. Приложение 3).
Следующим приёмом организации является такой приём как банк информации. Одной из форм такой работы является обмен информацией об актуальных событиях. Каждый ученик получает на карточке краткую информацию о тех или иных событиях в стране или за рубежом. Задача ученика: за ограниченное количество времени расспросить об этих событиях как можно большее число одногруппников, а также сообщить каждому свою
информацию. После этого выступает тот ученик, который сумел собрать наибольшее количество сообщений.
Ещё одной формой данного приёма, которая пользуется у учащихся большой популярностью, является игра в «детектив». Ученики получают исходную информацию о «чрезвычайном положении». Все они свидетели, которым что – то известно о случившемся, однако целостной картины событий ни у кого нет. Разгадать детективные обстоятельства сможет тот, кто соберёт воедино все подробности, известные другим участникам. [7,c.4].
Ещё одним, наиболее интересным приёмом организации является поиск пары. В основе приёма лежит следующее условие: в группе каждый ученик имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая вопросы. Речевой материал при этом может сильно варьировать по трудности соответствовать познавательным возможностям школьников. Например, одной из форм является поиск «союзника в споре». Каждый ученик получает карточку, на которой изложено то или иное мнение по обсуждаемой проблеме. Задача ученика: с помощью вопросов найти того, кто думает так же, как и он сам. (см. Приложение 5).
Прежде чем ученик найдёт свою пару в процессе поиска, он расспрашивает одногруппников об их интересах, вкусах, привычках, связанных с телевидением, а также сам отвечает на подобные вопросы. [7,c.4].
Следующий приём, предлагаемый для рассмотрения называется «пустой стул». Данный метод расширяет представления учащихся по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений на предложенную тему; развить умение учащихся осуществлять выбор и аргументировать его. Учитель выбирает тему, готовит 4-5 высказываний, которые представляют разные точки зрения на обсуждаемый вопрос, и расставляет стулья по кругу. Каждое высказывание пишется на отдельном, большом листе бумаги.
Написанные высказывания находятся на стульях. Ученики переходят от листа к листу, знакомясь с содержанием написанного. Затем каждый выбирает то высказывание, с которым он согласен и занимает место у соответствующего стула. Так создаются группы для дискуссии. Каждая группа в течении 10-15 минут обсуждает содержание высказывания, записывая аргументы, подтверждающие выбор. После обсуждения в группе один из представителей выходит в центр круга и садится на пустой стул, чтобы высказать мнение, выбранное группой по обсуждаемой теме и начать дискуссию. На выступление отводится 2-4 минуты. После выступления, выступающий возвращается в свою группу. Любой ученик может продолжить дискуссию, высказывая своё собственное мнение, поддерживая аргументы предыдущего ученика или подчёркивая некоторые неточности в высказывании. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул. Учитель завершает дискуссию за 5 минут до конца урока, подводит итоги и, если необходимо, выставляет оценки. [7,c.4].
И, наконец последний предлагаемый приём организации является координация действий. Этот приём заключается в том, чтобы организовать между участниками общения «обмен предметами». Каждый ученик получает карточку, на которой обозначен «имеющийся у него» предмет, а также то, что он хочет получить в результате обмена. Карточки составляются так, чтобы прямой обмен осуществить не удалось. Необходимо попробовать несколько вариантов и через серию обменов получить желаемую вещь.
(см. Приложение 6).
Ученики не знают о содержании других карточек и пользуются вопросами для того, чтобы «обменяться предметами». В конце ученики рассказывают, как ил удалось получить желаемую вещь. [7,c.4].
Таким образом, рассмотрев все возможные приёмы организации обучения в сотрудничестве, мы пришли к выводу, что каждый приём по – своему эффективен, имеет определённую систему работы, предусматривает свою степень эффективного обучения учащихся с использованием метода обучения в сотрудничестве. Если преподаватель стремится к более эффективному, хорошему усвоению учащимися материала, он будет использовать один из рассмотренных выше приёмов, так как разнообразные формы работы на уроке приветствуются учащимися. Следует отметить, что такие приемы организации помогают развивать у учащихся в большей степени познавательную среду школьников. Нет сомнений в том, что языковые умения учащихся также широко развиваются при интенсивной работе на уроке.
3.3 Различного рода варианты организации обучения в сотрудничестве.
Итак, приступим к рассмотрению нескольких вариантов организации обучения в сотрудничестве. Одним из вариантов является «обучение вмалых группах». Этот вариант, возможно использовать на любой ступени обучения. Группа, как правило, состоит из 4 человек разного уровня подготовленности. Вот типичная структура урока:
· объяснение учителя;
· индивидуальная отработка учащимися ориентировочной основы действий;
· работа в группах: общее для группы и одинаковые для всех групп задание выполняется по частям или «по вертушке» с комментарием вслух; выполнение контролируется группой;
· индивидуальная проверка достигнутого на основе текста;
· оценивание членов группы; все участники одной группы получают одинаковые оценки; [3, с.20].
Следующим вариантом для рассмотрения предлагается такой вариант, как «обучение в команде на основе турнира». Этот вариант отличается от предыдущего формой организации проверки знаний учащихся: вместо индивидуального тестирования проводится так называемый турнир столов. За столами собирается по одному ученику от каждой группы, причём, все они – равносильные. Тесты достижений, предлагаемые школьниками, имеют различный уровень сложности: «сильному столу» предлагается задание повышенного уровня сложности, «среднему» — немного послабее, «слабому столу» — ещё слабее. Количество баллов, которое получает школьник, справившийся с заданием, не зависит от « планки» стола.[7,c.4].
Итак, перейдем к такому варианту организации обучения в сотрудничестве как «индивидуальная работа в команде». Этот вариант обучения в сотрудничестве особенно хорошо служит на уроках английского языка в 5-7 классах. При организации групповой работы контроль над формированием знаний и умений, выполнением домашних и классных заданий ведут ассистенты (оценщики)специальные члены группы в специальных журналах. Это делается для того, чтобы у преподавателя освободилось время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками. [5,c.45].
Ещё одним вариантом организации обучения учащихся в сотрудничестве является метод «пилы». Данный метод применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом можно разбить на фрагменты. Причём, число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы. Как правило, группа при использовании метода «пилы» включает 5 – 6 человек. Тогда каждый участник назначается ответственным за свой фрагмент учебного материала – экспертом. Его задача – не просто изучить свой фрагмент материала, но и добиться, чтобы все участники группы освоили этот фрагмент.
Классический вариант метода «пилы» предполагает, что после групповой работы преподаватель организует встречу экспертов: эксперты из различных групп объединяются за одним столом, чтобы поделиться информацией друг с другом. После возвращения экспертов в свои группы групповая работа продолжается ещё некоторое время, после чего организуется индивидуальная проверка знаний. Это может быть как тестирование на основе карточек, так и устный ответ на вопрос учителя, адресованный любому члену группы по его (преподавателя) выбору, или совместный доклад, подготовленный группой. Как обычно, при обучении в сотрудничестве, группа получает одну отметку на всех. [7,c.4].
Исходя из вышесказанного,основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам обучения в сотрудничестве (общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные шансы на успех), дают возможность преподавателю быть ориентированным на каждого ученика. В результате систематической и целенаправленной (разумеется, хорошо продуманной и подготовленной работы в сотрудничестве) удаётся значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке, дать шанс каждому сформировать в своём сознании систему изучаемого языка. А это не плохой фундамент овладения языком.
3.4 Этапы подготовки и проведения урока
иностранного языка с использованием метода
обучения в сотрудничестве.
Автором курсовой работы предлагается перейти далее к непосредственному изучению технологий подготовки и проведения урока в сотрудничестве. Подготовка к уроку включает следующие этапы (шаги):
· Выбрать тему, цель и задачи урока.
· Определить объём учебного материала, подлежащего изучению на уроке.
· Подготовить задания для групповой работы, необходимый дидактический и раздаточный материал.
· Продумать вопрос о численности и комплектования групп, расстановке мебели в аудитории.
· Наметить возможные внутригрупповые роли.
· Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы.
· Разработать правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке. [3,c.20]. (см. Приложение 7,8)
Этап (шаг) 1
Выбор темы, цели и задач урока. Как известно, цель и задачи урока определяют основные виды деятельности школьников, которые учитель планирует организовать на уроке. Необходимо выписать эти виды деятельности школьников на лист бумаги. Продумать, какие из них целесообразно «передать» в группы. Например, при ознакомлении с новым материалом после фронтального объяснения, учитель предлагает детям, пользуясь учебной литературой, ответь на заранее написанные, на доске вопросы по новому материалу. Возможно два варианта работы детей: (А) индивидуальные ответы школьников; (Б) подготовка ответов на вопросы в группах. [2,c.35].
Другой пример. Необходимо организовать упражнения – выполнение упражнений по новому материалу. Эта работа также может быть проведена несколькими вариантами: (А) ученики по очереди по одному выполняют упражнения на доске, остальные работают в тетрадях, сверяясь с доской; (Б) ученики работают в группах «по вертушке».
Понятно, что вариант, который выберет преподаватель для данного урока, зависит от сформированности общеучебных действий школьников, их умений и опыта учебного сотрудничества и от ряда других факторов. А потому, план одного и того же урока может быть различен для различных классов. Необходимо определиться с теми общеучебными и социальными умениями, которые потребуются от учеников, чтобы они могли участвовать в задуманном преподавателем уроке. Следует решить над формированием, каких социальных умений учеников следует поработать на данном уроке.
Это и будет ещё одна важная задача урока, — социальная (в добавлении к традиционным задачам урока: обучающей, воспитательной, развивающей). Она может быть сформулирована таким образом: «Способствовать развитию у школьников умений проверять, понимают ли его товарищи по группе изучаемый материал» или перефразировать мнение товарища, чтобы не осталось сомнений в том, что понял его мысль». Технология требует, чтобы и так называемая социальная задача урока была понятна и известна учащимся.[3,c.20].
Этап (шаг) 2
Определяя объём учебного материала, подлежащего изучению на уроке, необходимо помнить, что чаще всего он будет меньшим, чем при обычной организации обучения, а время, затрачиваемое на его освоение, соответственно большим. Следовательно, необходимо определить возможный резерв учебного времени, продумать, за счёт чего возможна его экономия. При этом, скорее всего, придётся скорректировать тематическое планирование целого раздела. [2,c.35].
Этап (шаг) 3
Подготовка заданий для групповой работы, необходимого дидактического и раздаточного материала — центральное и самое трудоёмкое звено технологии. Но при этом, чем больше сил вы потратили на продумывание и подготовку материалов, тем успешнее пройдёт урок, сотрудничества и тем большее удовлетворение преподавателя от проведённого урока.
При подборе задании для групповой работы в сотрудничестве следует иметь в виду следующее:
· различные группы могут получить различное задание, а может быть и одинаковое задание для всех групп, — это определяется темой и целью урока, а также выбранным вариантом организации групповой работы. Однако важно, чтобы группы не соревновались между собой;
· задание должно обеспечивать взаимозависимость участников группы. При этом, чем разностороннее эта взаимозависимость, тем больший развивающий эффект даст ваше задание. [3,c.20].
Этап (шаг) 4
Численность и комплектование групп – весьма важный вопрос организации учебного сотрудничества. Некоторые авторы выделяют так называемые базовые группы – стабильные группы школьников, постоянные по составу и численности. По началу, на первых уроках в сотрудничестве, лучше комплектовать небольшие группы – 3 – 4 человека. Следует иметь в виду, что организация таких групп требует минимальной перестановки мебели в классе. Работа больших групп по 5 – 6 человек как раз связана с существенной перестановкой столов.
Планируя состав группы, необходимо учитывать психологическую совместимость детей. Нежелательно включать в одну группу «закадычных подружек» или, наоборот, детей, недолюбливающих друг друга. Иногда следует обратить внимание и на личностные качества отдельных учеников, такие, как медлительность, вспыльчивость, обидчивость и другие. [2,c.35].
Этап (шаг) 5
Организация обучения в сотрудничестве предполагает специальное внимание к определению и распределению внутригрупповых ролей. Естественно, что каждое задание требует и своего состава исполнителей. Заранее, готовясь к уроку, составьте список возможных ролей, необходимых для выполнения определённого задания. Полезно выписать эти роль на карточку и предложить её детям, попросив самим определиться с ролями. Для того, чтобы способствовать формированию адекватной самооценки каждого ученика и создать условия для его самоопределения, необходимо, чтобы участники группы сами распределяли роли. Надо сделать так, чтобы каждый ученик мог испробовать себя в наибольшем числе ролей, побывать и лидером, и исполнителем, и критиком.
Возможные внутригрупповые роли учебного сотрудничества: координатор, генератор идей, критик, исполнитель, ответственный за идею, ответственный за написание, оформитель, докладчик, контролёр, ответственный за культуру поведения, организатор активной деятельности, редактор, ведущий и другие. Часто бывает и так, что во время выполнения задания дети меняются ролями. [3,c.20].
Этап (шаг) 6
Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, необходимо продумать, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы. При этом, преподавателю полезно иметь в виду следующее. Продолжительность групповой работы в начальной школе на первых парах составляет 5 – 7 минут, то есть достаточно невелика. Это связано с тем, что, не обладая необходимыми для сотрудничества социальными умениями, часто создают излишний шум, который может стать помехой для освоения учебного материала.
Кроме того, работая в группе, ученики остаются практически на едином для всех её участников уровне освоения знаний. Но некоторым детям этого явно мало, у них появляется неудовлетворенность, потребность в более трудных упражнениях, оригинальных заданиях. Для таких учеников длительная работа в группе совместно с более слабыми товарищами нежелательна. Некоторые преподаватели, поэтому практикуют время от времени создание специальных групп из сильных учеников, так называемых «олимпиадных». Или организуют индивидуальную работу таких учащихся по карточкам.
К групповой работе на одном уроке можно обращаться несколько раз, на различных этапах занятия, сообразуясь с необходимостью и целесообразностью такой работы. В таком случае говорят: «Собираем группы» лил «Рассыпаем группы». [2,c.35].
Этап (шаг) 7
Оценивание результатов групповой работы – очень важный и обязательный момент такого урока. Наряду с учебными достижениями учеников и выставлением их бальных отметок, необходимо и оценивать и социальные достижения школьников, комментировать проявленные ими коллективистские качества, подмечать проявления помощи товарищам, взаимовыручки, подчёркивать вклад в общее дело. Существуют несколько правил такого оценивания. Они следующие.
Относительно учебных достижений:
· производить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с ранее достигнутыми этим учеником результатами.
· любой член группы имеет право дополнять высказывания своего товарища по группе, за это поощрять группу дополнительным баллом;
· групповую работу оценивать одинаковым баллом для всех членов группы;
Относительно социальных достижений учащихся:
· если группы работают охотно, то хвалить и поощрять группы не стоит;
· все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают никакого;
· избегать выделения какой – либо одной группы, не устраивать соревнования;
· если какая – либо группа работала плохо, не заслужила поощрения, то её не следует ругать, а постараться найти способ дополнительной практики, в крайнем случае, попытаться переформировать;
· обязательно обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;
· обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приёмы, которые помогли справиться с трудностями. [3,c.20].
Таким образом,проанализировав этапы (шаги) урока с использованием метода обучения в сотрудничестве, мы пришли к выводу, что основной идеей технологии подготовки и проведения урока в сотрудничестве заключается в правильной организации работы учащегося в сотрудничестве на уроке иностранного языка. Преподаватель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль – организатора самостоятельной учебно – познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений. Вся работа и ответственность за проведение урока иностранного языка с использованием метода обучения в сотрудничестве лежит на преподавателе. продолжение
--PAGE_BREAK--