Детство, опаленноевойной.
Я часто задумываюсь, для чего я живу, и что меня ожидаетв будущем? Ктоя вообще в этоммире, имею лия право называтьсебя человеком, заслужила лиуважение ксебе?
Каждый должендобиться чего-тов жизни, поставитьперед собойцель и стремитьсяк ней. У каждогочеловека естьсвоя мечта. Ямечтаю закончитьхорошо школу, иметь любимуюпрофессию, семью, достичьмного в жизни, быть в ней непоследнимчеловеком, общаться синтереснымилюдьми и радоватьсякаждому дню, который мнеподарила жизнь.
О чем же мечталидети, которыхвойна лишилавсего, дажедетства? Ведьбыть не по годамвзрослым – этоочень трудно.К чему в те далекиесороковыестремилисьмои сверстникии кем хотелистать? Их вовлеклив ненужную инепонятную«взрослуюигру», котораядлилась четыредолгих и нескончаемыхгода. Они также, как и я, училисьв школе, посещалиразные кружки: пели, танцевали, мастерили. Детилюбили жизнь, радуясь лучамутреннегосолнца, шумудождя и запахуполевых цветов.
Насмену всемуэтому пришлитемные и страшныедни. Ребята незнали, что ихждет завтра, какое новоеиспытание импреподнесетсудьба! Вот како своем детствепишет АлексейНедогонов:
Мы книги читалио счастье –
они их сжигалив огне; мы ставилизвезды на елках–
они на еврейскойспине,
мы ландыширвали руками–
они их срезалиножом;
стрижей мыловили силками–
они их сбивалиружьем.
Сколько девчоноки мальчишекбрали в плен, увозили в немецкоерабство, гналив концлагеря.…Некоторымповезло, и онинаравне с взрослымишли воевать, чтобы защищатьсвою любимуюродину. Детей, оставшихсяв тылу, тоже необошла война,
затронувсвоим седымкрылом. Ониостались живы, но им было ничутьне легче. Онитерпели голоди холод, многочасовые вахтыу станка безсна и отдыха, теряли родныхи
близких.
Как бы я ни хотелапоставить себяна их место, явсе равно непочувствуюв полной мереих страха, муки боли, я лишьпонимаю, чтоте дети намногосильнее моральнои физически, чем ребята вмое время.
Многиесейчас живутодним днем, ихне интересует, что ждет в будущемих самих, неговоря уже обовсем человечестве.При взглядена некоторыхмоих сверстниковмне становитсястрашно: к чемумы идем? Детитого временибыли намногодобрее, отзывчивее, терпимее итрудолюбивее.
Ребята, уходяна фронт, искалиморальнойподдержки уродителей, друзей, учителей.Они не забывалисвои родныешколы, наставников, которых безмерноуважали. Некоторыеизливали своистрадания вличных дневниках.Читая откровенияребят, я всебольше и большеперемещаюсьв то далекоевремя. Ученик324-й школы пишет:«Признаться, я с облегчениемвздохнул, когдаполучил на рукиаттестат, учитьсяжутко надоело– это мне тогдатак казалось.А теперь – честноеслово,! – с какимнаслаждениемрешал бы самыетрудные задачкипо математике, потел бы надфизикой! Этотакое замечательноедело — учиться!«Ученики былиблагодарнысвоим учителямза знания, которыеони им дали».
Люди верили, что враг будетразбит и окончательноуничтожен. Заслёзы и страданияматерей, потерявшихсвоих детей, за слёзы сирот, матери которыхпогибли в холоднойвойне, врагубудет возданосполна. Онибыли уверены, что близок часрасплаты запоруганныеразграблениегорода и села, за издевательстваи насилие надмирным населением, за «опалённыхвойной» и убитыхвойной.
Как-то я прочитала, как в госпитальбыла доставленаЖеня-девочкачетырёх лет.Ей фашистыразрезали животи, поломалируки и ноги.Вскоре онаумерла. Так жепострадалиот гитлеровцевмальчишки 13-14лет, на которыхсбросили взрывчаткув то время, когдаони пасли налугу скот. Ребятаполучили оченьсильные ожоги.
Сказать о них«звери» — мало.Фашист — больше, чем зверь. Этоизверг. Людоед.Кровь, человеческаякровь – вот чтодержит его наногах.
Хотя прошлоуже 60 лет с тойстрашной войны, люди и сегодняне забываюто том тяжеломвремени, о ветеранахВеликой Отечественной. Мы молодоепоколение, стараемсясогреть ихтеплом и заботой, приглашая нашкольные концертыи просто дружескиевстречи, попраздниками будням. Нелегкостарым солдатамвспоминать«сороковые, роковые». «Неранить случайнымсловом, вздохомневпопад» наших ветерановпросит НиколайРыленков:
В суровый часраздумья насне троньте
И ни о чем неспрашивайтенас.
Молчанью научиланас на фронте
Смерть, что вглаза гляделанаш не раз…
Нам было всеотпущено сверхмеры-
Любовь, и гнев, и мужество вбою.
Теряли мы друзей, родных, но веры
Не потерялив Родину свою.
Помимо ДняПобеды, которыйшироко и с особымпочетом отмечаетсяпочти во всехреспубликахбывшего СССР, есть еще однапамятная дата, о которой знаютнемногие. Этодень УзниковФашизма, учрежденныйпо инициативеООН и приходящийсяна 11 апреля.Ежегодно вКараганде поэтому случаюсобираетсяспециальнаяконференция, где присутствуютпредставителиОблсобеса, Акимата, Советаветеранов.Таких людей, которые позналиужасы концлагерейв ВеликуюОтечественнуювойну, у нас пообласти насчитываетсяоколо 500 человек.
В.Шайторов, П.М.Кашира, Г.К.Литвин, П.А.Зверьков, Н.А.Рубан, Т.К.Кириллова, В.И.Дучинский…Дляних этот отрезоквремени каквечно саднящая, незаживающаярана.
А.В.Шайторовасегодня уженет с нами. Нопережитое имзабыть невозможно.Про него я знаюиз газет. Выходециз белорусскойдеревни Кадило, в ноябре 1941 годавместе с матерьюи четырьмябратьями былброшен в концлагерьна территориибывшего торфяногозавода подМогилевом. Впроклятом местебыл зверскиубит двухгодовалыйбратишка семилетнегоАнатолия. Проведянесколькомесяцев осенью1942 года в Бобруйскомконцлагере, семья Шайторовыхбыла переведенав лагерь смертиМалый Траницен.Однажды, вспоминаетА.В.Шайторов, он чуть не рассталсяс жизнью, когдазалез к одномуиз фрицев вбаночку с леденцами.Тот дернулголодногопацаненка следенцами зарукав, а из-подвыбившейсярубашки наземлю посыпалисьзлополучныеконфеты. Сосломаннымкованым ботинкомребром ребеноккорчился отболи и страха, пока гитлеровецрасстреливалвокруг детскойфигурки всюобойму. В мае1944 года узниковпогрузили в«теплушки»и должны былиотправить вОсвенцим.Растреленныесоветскимисамогетскимисостав покидалиоставшиесяв живых. Шайтаровцылесом добрались до ближайшейдеревни, гдеих на времяприютили испрятали откарателей однистарики. Когдапешком добралисьдомой, на месте118домов в роднойдеревне осталисьтолько 6 (в томчисле и ихсобственный, где ютилисьуже 38 человек).Если бы не лесв округе невыжили. Страдалиот рахита идистрофии (в20 лет Анатолийвесом 47 кг!) поэтомув пищу мело всёчто летало иползало.
Т.К. Кириллова, уроженка деревниЛьвовка Курскойобласти, вспоминает, как с подругамирыла противотанковыеоковы, как потом18 километрових с партией«живого сырья»для великой Германии подконвоем пригналина станцию подНовым Осколом.В 1942 году из концлагеряона попала наметаллозавод.В городе Уперталь.Больше всегозапомнилоськлопы и бесконечногоношения пескас этажа на этажза малейшуюпровинность.Работали по12 часов в день, была одна мечта– выспаться.В числе другихТ.К.Кирилловуосвободилиамериканцы.В.И.Дучинскийродом из белорусскойдеревни. Юшкевичи, сожженной вовремя войныфашистами. Всясемья попалав концлагерьво Франкфурте– на — Майне.Родители оставилиздоровье нарезиновойфабрики, а надетях солдатыФюрера проводилимедицинскиеэксперименты.После освобожденияамериканскимисоюзникамишесть месяцевбывшие узникидобиралисьна родину.
Для меня, каки для каждогонормальногочеловека, кажетсясовершенноестественнымотвращениек любому насилию, войне и разногорода террористическимактам. Большевсего, когдамишенью зластановятсядети, самыечистые существана земле. Поэтомусвоё сочинениемне хотелось бы закончитьстроками изстихотворенияБориса Пастернака.
Настанет новыйлучший век,
Исчезнутьочевидцы.
Мученье маленькихкалек
Не смогут позабыться.
С