Восприятие, истолкованиеи оценка одыГ. Р. Державина«Фелица»
Порой возмужаниядержавинскоготаланта следуетсчитать конец1770-х гг., когда встоличнойпечати появилисьпервые оды, отмеченныезрелостьюмастерства, глубиною мыслии чувства.Заслуженнуюоценку ониполучили несразу. В 1783 г. ода«Фелица» быланапечатанав основанномкнягиней Дашковойжурнале. Одаполучила Высочайшееодобрение, иперед Державинымоткрыласьдорога литературнойи политическойдеятельностиво имя интересовдворянскойимперии. ГаврилаРоманович непредполагал, что одна из егоод, написанныхв простой инепринужденнойманере, привлечетвсеобщее вниманиек ее автору. Воде «Фелица»мы видим идеалпросвещеннойправительницы, матери народа, которую онхотел бы видетьв лице императрицы.Успех оды былделом случая.Близкие друзьяДержавинавыпросили упоэта рукопись, сняли несколькокопий и распространилив читающемобществе. «Укаждого, умеющегочитать по-русски, очутилась онав руках». Людямнеглупым, открытымода нравилась.Автор пишетот первоголица:
А я, проспавшисьдо полудни,
Курю табак икофе пью;
Преобращаяв праздникбудни,
Кружу в химерахмысль мою...
Но именно втакой манереписьма он описываетсовременноеобщество, егонедостатки.Его ода былаоценена вельможамикак «крамола», в ней узнавалиони сами себя.Помимо высокихпоэтическихдостоинстводы, здесь непоследнюю рольсыграл и тотфакт, что Державинв полушутливойформе высказалцелый рядзлободневныхупреков высшейзнати и одновременнопоставил несколькосерьезныхвопросов передсамой императрицей, и главный срединих: «Но гдетвой трон сияетв мире?» В оде«Фелица» яркопоказаны порокивельмож, приближенныхк Екатерине:
Не ходим светамы путями,
Бежим развратаза мечтами.
Между лентяеми брюзгой,
Между тщеславьяи пророком
Нашел кто развененароком
Путь добродетелипрямой.
Царский дворпытается «приручить»Державина, нопотом выясняется, что не радищедрот и неради бриллиантовойтабакерки счервонцамипосвятил онЕкатерине«Фелицу». Онвоевал с неюза «сирот ивдов». Под егопером фантастическая«царевнакиргиз-кайсацкияорды» превратиласьв идеал просвещеннойправительницы, матери народа, которую онхотел бы видетьв лице императрицы.Он пишет:
Едина ты лишьне обидишь,
Не оскорбляешьникого,
Дурачествысквозь пальцывидишь,
Лишь зла нетерпишь одного;
Проступкиснисхожденьемправишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямоцену их.
Он спрашиваету нее совета:
Подай, Фелица, наставленье:
Как пышно иправдиво жить,
Как укрощатьстрастей волненье
И счастливымна свете быть?
В оде «Фелица»впервые проявилосьотличительноесвойствоДержавина-поэта– умение «истинуцарям с улыбкойговорить». Воснове державинскойпринципиальностии гражданственностилежали некакое-нибудьфилософскоеучение, непродуманнаяв деталяхполитическаяплатформа, аэлементарное, доступноекаждому следованиеочевиднымнравственнымначалам, заложеннымв людях от природы, но в подавляющембольшинствеслучаев попираемыхсамими же людьми.