Восприятие, истолкование, оценка стихотворенияГ. Р. Державина«Властителями судиям»
Ода Державина«Властителями судиям»представляетсобой переложениепсалма. Переложениесвященноготекста показываетобличительныйпафос общества, в котором жилДержавин. Державинбыл свидетелемкрестьянскойвойны подпредводительствомЕмельяна Пугачеваи, разумеется, понимал, чтовосстание быловызвано непомернымкрепостническимгнетом и злоупотреблениямичиновников, грабившихнарод. Службапри дворе ЕкатериныII убедила Державинав том, что и вправящих кругахгосподствуетвопиющаянесправедливость.По характерусвоему он был«горяч и в правдечерт»; его возмущалозлоупотреблениевластью, неправосудие.Державин, каки многие образованныелюди того времени, наивно полагал, что строгоесоблюдениезаконов, установленныхв самодержавно-крепостническомгосударстве, может принестимир и покойстране, охваченнойнароднымиволнениями.В оде «Властителями судиям» Державингневно порицаетвластителейименно за то, что они нарушаютзаконы, забыво своем священномгражданскомдолге передгосударствоми обществом:
… Ваш долг – спасатьот бед невинных,
Несчастливымподать покров;
От сильныхзащищать бессильных,
Исторгнутьбедных из оков.
Но, по словампоэта, «властителии судии»:
Не внемлют! –видят и не знают!
Покрыты мздоюочеса:
Злодействыземлю потрясают,
Неправда зыблетнебеса.
В оде содержитсяпрозрачныйнамек на то, что «злодействы»не пресекаютсявсесильныммонархом:
Цари! Я мнил: вы боги властны,
Никто над вамине судья;
Но вы, как я, подобнострастны
И так же смертны, как и я.
Гражданскийпафос оды встревожилЕкатерину II, которая отметила, что стихотворениеДержавина«содержит всебе вредныеякобинскиезамыслы». Державинвспоминал: «В1779 г. был перестроенСенат, а особливозала общегособрания, украшеннаялепными барельефами.Между прочимифигурами былаизображенаскульпторомРашетом Истинанагая, и стоялтот барельефк лицу сенаторов, присутствующихза столом; когдаизготовленабыла та зала, и генерал-прокурор, князь Вяземскийосматривалоную, то, увидевобнаженнуюИстину, сказалэкзекутору:„Вели ее, брат, несколькоприкрыть“. Иподлинно, с техпор стали отчасу болееприкрыватьправду в правительстве».Обличительнаяода «Властителями судиям» стоиту истоков гражданскойпоэзии, развитойпозднеепоэтами-декабристами, Пушкиным, Лермонтовым.Недаром декабристВ. К. Кюхельбекерписал, что Державин«был в своейстране Органомистины свободнойпорочным властителями судиям» Державинпротивопоставиллюдей честии подвига. Водной из державинскиход мы читаемпроникновенныестроки:
А слава тех неумирает,
Кто за Отечествоумрет:
Она так вечнои сияет,
Как в море ночьюлунный свет.
По убеждениюДержавина, цельискусства илитературы– содействоватьраспространениюпросвещенияи воспитаниюлюбви к прекрасному, исправлятьпорочные нравы, проповедоватьистину и справедливость.Державин подчеркиваетнациональныйхарактер своеготворчества.На этот существенныйпризнак державинскойпоэзии спустяполвека указывалВ. Г. Белинский:«… мы имеем вДержавиневеликого, гениальногорусского поэта, который былверным эхомжизни русскогонарода, вернымотголоскомвека ЕкатериныII». Державинсвел поэзиюс заоблачныхвысот, приблизилее к жизни. Егопроизведениянасыщены множествомреальных приметвремени, конкретнымиподробностями, в которыхзапечатлелисьбыт и нравысовременнойему эпохи. Державинвыражал интересыгосударства, родины; царии царедворцыслышали от негопорою оченьгорькую правду.Убедительныйпример тому– ода «Властителями судиям».
6. Сопоставительныйанализ духовныход М. В. Ломоносоваи оды «Бог» Г.Р. Державина
Духовные одыЛомоносовсоздавал какфилософскиепроизведения.В них поэт перелагалПсалтырь, нотолько те псалмы, которые близкиего чувствам.При этом Ломоносовапривлекалоне религиозноесодержаниедуховных песнопений, а возможностьиспользоватьсюжеты псалмовдля выражениямыслей и чувствфилософскогои отчасти личногохарактера.Известно, чтоЛомоносовуприходилосьотстаиватьсвои взглядыв жестокойборьбе с псевдоучеными, с религиознымифанатиками.Поэтому в духовныходах развиваютсядве основныетемы – несовершенствочеловеческогообщества, содной стороны, а с другой –величие природы.Ломоносоввидит, что живетв злом мире, что окруженврагами – мелкимильстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовалиего гению:
Вещает ложьязык врагов,
Десница ихсильна враждою,
Уста обильнысуетою;
Скрывает всердце злобныйков.
И все-таки онне падает духом, а надеетсяпобороть зло, потому что запоэтом – истинаи справедливость.Личная темавозвышаетсяу Ломоносовадо общефилософскогообобщения –человек повсюдуборется созлом. В духовныходах Ломоносоввосхищен величиемприроды иодновременноиспытывает«пиитическийужас» передней. Эти двачувства – острои священныйтрепет – рождают«парение мысли».Поэт стремитсяпостичь внутреннююгармонию природыи преклоняетсяперед ее мощью.Он хочет понятьзаконы природы:
Кто море удержалбрегами
И бездне положилпредел,
И ей свирепымиволнами
Стремитьсядоле не велел?
В «Утреннемразмышлениио божием величестве»Ломоносов взримой картинезапечатлелсолнце, представившеесявзору в упорвзглянувшегона него человека:
Там огненнывалы стремятсяи не находятберегов;
Там вихри пламенныкрутятся,
Борющись множествовеков;
Там камни, каквода, кипят,
Горящи тамдожди шумят.
Стихийнаядиалектикав этом описаниипроявиласьс удивительнойсилой. Нанизываниеконтрастныхсопоставленийсамого малогои грандиозногопередает гиперболизмпереживанийчеловека, изумленногогармонией истихийнойтворческоймощью природы:
Песчинка какв морских волнах,
Как мала искрав вечном льде,
Как в сильномвихре тонкийпрах,
В свирепом какперо огне,
Так я, в сей безднеуглублен,
Теряюсь, мысльмиутомлен!
Но, испытываявосторг и священныйужас, Ломоносовв духе векапросвещенияизображаетчеловека небессильнымсозерцателем, подавленными сникшим. ВДуховных одахпроходит инаятема: человекуданы разум, мысль, и он хочетпроникнутьв тайны природы.Когда Ломоносовнаписал «Теряюсь, мысльми утомлен!», то он имел ввиду не растерянностьчеловека, опустившегоруки, а недостаточностьзнаний дляобъяснениявсемогуществаприроды. Он«мысльми утомлен», потому чтотвердо веритв познаваемостьмира, но еще неможет светлымумом постичьзаконы Вселенной.Поэта постоянновлечет пафосзнания:
Творец, покрытомумне тьмою
Прости премудростилучи
И что угоднопред тобою
Всегда творитинаучи...
Могуществосветлого разуманесомненнодля Ломоносоваи в будущем, ив живой современности.Поэт не уставалратовать засерьезныеизыскания, заразвитие просвещения.Ученый посвящалвдохновенныепоэтическиепроизведенияуспехам отечественнойи мировой науки.Неподдельнаярадость и гордостьискрятся в«Письме о пользеСтекла». Этаэпистола, принадлежащаяк жанру «дидактическойпоэзии», становитсяхвалебной одойстеклу, природныесвойства которогораскрылисьблагодаряуспехам ученых, и стекло выступаетсвидетельствомпобеды наукинад природой.Не сухой трактато свойствахстекла, а волнениепоэта-ученоговоплощаютстроки этогопроизведения.Ломоносовпередает пафоснаучных открытийи восхищениеих практическимирезультатами.Его интересуетне изложениенаучных теорий, хотя поэт неизбегает традицийсвоего времени, а поэтическаясторона науки– вдохновенноетворчествои полет фантазии, дарящие человекунаслаждениебогатствамиприроды и возможностьразумного ихиспользования.Примечательно, что в оде Державина«Бог» тожевоспеваетсямогуществочеловеческогоразума. Ломоносов! Вот кто сталдля Державинаподлиннымобразцом стихотворца! Служа в Преображенскомполку, молодойпоэт пробовалсоздавать оды, подобныеломоносовским, но следоватьпоэтическимправилам Ломоносовабыло не так-топросто: в возвышенныйслог произведения, посвященноготоржественномусобытию, у Державинато и дело врывалисьразговорныесловечки, итребуемый дляоды «высокийштиль» распадался.Унаследовавот Ломоносовагражданскийпафос и широтупоэтическогокругозора, Державин обогатилоду сочетаниемвозвышенногослога с лирикойи сатирой, ввелв поэзию сельскийи городскойпейзаж, а прекрасноесумел увидетьв обыденном.Оду «Бог» Державинсчитал самымвысоким своимсозданием. Онапроизвелаошеломляющеевпечатлениена современников: впервые в русскойпоэзии бесконечныйдуховный мирпростого смертноговыразился стольграндиознои столь задушевно-пронзительно.Если воспользоватьсясловом Ломоносова, эти стихи воспевали«божие величество»в человеке. Вих основаниилежит мысльслишком гордая, чтобы не бытькощунственной.Неслучайноода «Бог» вызвалапротесты церковников.Это стихотворениепереведенона многие языкимира. Без лиц, в трех лицахбожества, Державинпояснял: «Автор, кроме богословскогоправославнойнашей верыпонятия, разумелтут три лицаметафизические, т. е.: бесконечноепространство, беспрерывнуюжизнь в движениивещества инеокончаемоетечение времени, которое богв себе совмещает».