О. Нестерова
А.В.Сухово-Кобылин (1817-1903 гг.) — почти ровесник Тургенева, да и жили они по соседству. Имение его Кобылинка располагалось во Мценском уезде. Драматург прожил долгую жизнь — знал пять российских императоров, был знаком с самыми выдающимися людьми своей эпохи и в трилогии своей — «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» предсказывал будущие нелегкие времена, предчувствовал, что «светопредставление уже близко; сейчас идет репетиция...» Один из современников сказал о трилогии — " Это пьесы будущего".
Сама жизнь Сухово-Кобылина похожа на искусно сотворенную драму. Аристократ, богач, красавец, получивший прекрасное образование в университетах Москвы, Гейдельберга и Берлина, он пережил страшное потрясение: 7 ноября 1850 г. нашли зарезанной его гражданскую жену француженку Луизу Деманш. На него пало подозрение. Правда, вскоре оно было отметено из-за отсутствия доказательств, но началось дело, которое тянулось долго. Полгода даже довелось провести в тюрьме, и здесь он заканчивал свою первую пьесу «Свадьба Кречинского». И хотя все тяжелые обвинения были с него сняты, людская молва навсегда соединила его имя с этим нераскрытым убийством. Все случившееся изменило жизнь Сухово-Кобылина. Из сора и мути многотомных судебных разбирательств, крючкотворства и требования взяток выросла великая трилогия.
Премьера «Свадьбы Кречинского» 24 ноября 1855 года в Малом театре имела небывалый, феноменальный успех. У кассы случались драки. На первые 20 спектаклей все билеты были распроданы в один день. Судя по авторскому дневнику, Сухово-Кобылин на первых порах не пропустил почти ни одного спектакля и очень переживал за судьбу своей первой пьесы, радовался ее бурно растущей славе. Сразу же волной аншлагов пьеса прокатилась по всей провинции. И на орловской сцене она ставилась часто. В последний раз герои ее выходили на тургеневские подмостки в 1952 году. В комедии привлекала стремительность интриги, неожиданные сюжетные повороты, эффектные зачины и финалы, наполненные правдой жизни характеры, очерченные ярко и рельефно, неподдельный живой юмор. Многие реплики вошли в разговорную речь афоризмами и поговорками, а имена главных действующих лиц — Кречинский и Расплюев стали нарицательными. Пьеса помогла раскрыться такому количеству актерских дарований!
Кречинский — натура недюжинная и страстная. Этот блестящий карточный игрок и в жизни ведет отчаянную, азартную игру. Он любит рисковать и в этом находит высшее наслаждение жизнью. Знает все законы света, окружен ореолом женского почитания. Он уже в летах и на грани банкротства — огромное состояние растворилось в карточных долгах. Вот-вот его объявят несостоятельным. Выгодная женитьба — способ спастись от неминуемого позора и бесчестия. Вчера на московском балу он сделал предложение дочери богатого ярославского помещика Муромского. Как изобретательно и ловко разворачивает он свое сватовство к Лидочке, виртуозно и вдохновенно расставляет свадебный капкан — льстит, очаровывает, завоевывает симпатии своих будущих жертв. Но спасительная брачная авантюра тоже требует денег, и Кречинский идет на невиданную аферу — закладывает ростовщику булавку Лидочки с огромным одиночным бриллиантом — солитером, незаметно подменяя ее фальшивой копией.
Все события и персонажи пьесы устремляются к свадьбе, но приходит возмездие, и звучит знаменитое -«Сорвалось!»
Смех Сухово-Кобылина — и беззаботный, и горький, тревожащий. Драматург предупреждал, что если зритель только смеется на спектаклях по его комедии, то это не совсем та реакция, которой бы желал автор. Зритель, забавляясь и смеясь, должен содрогнуться. Душевное содрогание очищает, это свойство высокой нравственной культуры.
Особенность нового обращения к «Свадьбе Кречинского» в декорационном решении.
Уже несколько лет в экспозиции притеатрального музея истории орловской сцены представлен макет известного художника В.А.Шестакова (1898-1957 гг.), созданный им для спектакля «Свадьба Кречинского» в Театре имени В.Э.Мейерхольда в 1933 г.
Заслуженный деятель искусств Б.Н.Голубицкий, который давно уже задумал постановку «Свадьбы Кречинского», увидел в этом макете, чудом уцелевшем и любовно восстановленном, счастливую подсказку театральной судьбы, угадал заключенную в нем образную энергию, пульсирующую современность. Так вновь на орловской афише появилось имя выдающегося художника В.А.Шестакова, и на сцене родного ему театра разместились придуманные им декорации.
Шестаков говорил: «Театр — моя жизнь», и понял он это именно в Орле, городе, где родился, где провел детство и юность. В память об этом — мемориальная доска на его отчем доме на улице 2-ой Курской. В 1917 г. стал художником в Орловском театре. Известны его первые работы в те сезоны. Потом — учеба в Москве, увлечение конструктивизмом. Его, начинающего, заметил великий Мейерхольд и пригласил главным художником сначала в Театр Революции, затем в ГОСТИМ.
Возвращение В.А.Шестакова через восемь десятилетий на родную сцену — еще одно обыкновенное чудо театра, который помнит свои корни, традиции, дорожит талантливыми открытиями предыдущих поколений и сберегает в памяти тех, кто служит ему искренне.
Кречинского играет народный артист России П.С.Воробьев, Расплюева — заслуженный артист России А.А.Магдалинин.
В спектакле заняты заслуженные артисты России Е.А.Карпова, М.М.Корнилов, Н.Е.Чупров, артисты С.А.Малых, Е.Н.Полянская, С.И.Коленов, А.В.Царьков, В.В.Межевикин, и др.