Реферат по предмету "Иностранные языки"


Общее и специфическое в системно-структурной организации тематической группы движение

--PAGE_BREAK--Глава I. Особенности лексической системы языка 1.1           Лексическая система языка


Поскольку объектом настоящего исследования является тематическая группа «движение», нам принципиально важно определиться с терминологией и очертить круг единиц, входящих в данное семантическое объединение.

Лексика языка – это упорядоченное множество элементов, связанных определенными отношениями. Несмотря на то, что лексическая система достаточно открыта, а само количество элементов несоизмеримо велико по сравнению с элементами других систем, лексика все же представляет собой относительно устойчивую и обозримую систему в каждый данный период развития языка. Все слова языка входят в его лексическую систему, и нет таких слов, которые находились бы вне этой системы, воспринимались изолированно. Это обязывает изучать слова только в их системных связях, как номинативные единицы, так или иначе связанные друг с другом.

Описанию лексической структуры посвящено огромное количество трудов. Среди лексикологов и языковедов, занимающихся вопросами семантики и семасиологии, внесших значительный вклад в исследование русской языковой системы, можно выделить таких ученых, как Ю.Д. Апресян, Э.В. Кузнецова, В.В. Виноградов, Д.Н. Ушаков, Н.М. Шанский, Н.Ю. Шведова, Г.Н. Скляревская и многих других.

«Слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, но соединяются в различные группы, причем основание для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению» – указывал один из основоположников системного изучения лексики
М.М. Покровский [Покровский 1959: 82].

Очевидно, что нельзя познать адекватно сущность слова, не обращаясь ко всей лексико-семантической системе, как нельзя исследовать и лексико-семантическую систему в целом, «игнорируя слово как основную ее единицу» [Уфимцева 1986: 45].

Одно и то же слово входит в парадигматические, в синтагматические, в деривационные отношения. Следует принять во внимание и грамматические структурные отношения слова, по которым оно входит в разные грамматические категории слов и лексико-грамматические группировки. В этой связи следует отметить, что лексический состав языка пронизан разнонаправленными и многомерными связями. Д.Н. Шмелев, например, считает основными измерениями лексической системы синтагматическое, парадигматическое и деривационное [Шмелев 1973: 129]. Примерно такие же измерения выделяет и В.М. Солнцев (синтагматические, парадигматические, иерархические) [Солнцев 1977]. В концепции Г.С. Щура лексика организуется по трем принципам: инвариантному, функциональному, ассоциативному. Инвариантные группировки понимаются как синонимические ряды [Щур 1974: 55].


1.2           Понятие класса слов


Несмотря на разночтения ученых в понимании структуры лексической системы языка, понятие «класс» в лексикологии является общепринятым.

Классы слов – это максимальные формы проявления лексической парадигматики. Классы существуют в виде более или менее широких объединений слов, представляющих собой семантические парадигмы, более объемные и более сложные, чем словесные оппозиции, которые входят в такие парадигмы в качестве составных частей. В основе любого объединения (класса) слов лежит принцип сходства слов по каким-либо общим компонентам. Типы классов слов чрезвычайно разнообразны и взаимосвязаны.

Классы слов могут быть охарактеризованы в зависимости от того, какие компоненты – формальные или семантические – являются общими для слов, объединенных в данном классе. С этой точки зрения можно выделить три типа классов слов: формальный, формально-семантический и семантический.

Формальный класс, объединяет в себе слова, сходные по аффиксальным морфемам, за которыми не скрыто никаких общих семантических признаков. Формальный класс образуют глаголы, относящиеся к одному типу спряжений, и существительные одного типа склонения. С известными оговорками к формальному классу можно отнести и все одноприставочные глаголы или все глаголы с постфиксом -ся.

Наиболее типичным для языка является формально-семантический класс слов. Он представляет собой совокупность слов, сходных как по форме, так и по значению. Сюда можно отнести части речи, гнезда однокоренных слов (нести, носить, занести, отнести, носильщик, ноша, перенос, переносный и т.д.), наборы слов, образованных по одной словообразовательной модели (читатель, писатель, мечтатель, учитель, воспитатель, соискатель и т.п.).

Чисто семантические классы в языке встречаются редко. Они могут быть представлены синонимическими рядами слов, не имеющих формального (морфемного) сходства, например: украсть – воровать – похищать – стянуть – стащить или блестеть – сверкать – сиять – гореть.

Второе, наиболее существенное разграничение типов классов слов – это их разграничение по объему, которое органически связано с количеством и качеством общих сем, присутствующих в значениях всех слов, входящих в данный класс. Такое разграничение касается только семантического и формально-семантического классов слов.

Самыми широкими классами слов в этом смысле являются части речи. Они объединяют в себе слова, сходство которых минимально, то есть в значениях этих слов есть лишь одна общая сема категориально-грамматического характера: «предметность» в именах существительных, «действие» в глаголах, «признак предмета» в значениях имен прилагательных. Перечисленные семы повторяются в тысячах русских слов, что определяет максимальную широту грамматических классов. Грамматические слова – это не реальные слова в полном объеме содержания, а абстрактные «конструкты», отвлеченные от более конкретных (вещественных) частей содержания, представленных лексическими семами. Лексические слова – это слова в полном объеме содержания. В рамках лексико-семантических групп они обязательно противопоставлены друг другу. Противопоставленность есть необходимое условие существования языка как знаковой системы.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3           Лексико-семантические группы слов (ЛСГ), семантические поля и синонимия


Одним из наиболее важных с точки зрения лексической системы типом классов слов являются лексико-семантические группы (ЛСГ), понимаемые как «совокупности слов, имеющих близкие (в том числе противопоставленные – антонимы) и идентичные значения с разными оттенками, дифференциальными признаками (синонимы)» [Филин 1982: 225]. Л.А. Новиков дает следующее определение семантическому полю: «Иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением и отражающих в языке определенную понятийную сферу. С точки зрения идеографического (ономасиологического) описания языка, то есть в направлении от заданного смысла (содержания) к средствам его выражения, лексику можно представить в виде системы взаимодействующих семантических полей, которые образуют сложную и специфическую для каждого языка «картину мира», определяемую его внутренней формой» [Новиков 1982: 458].

Первая часть определения «лексико-семантическая» подразумевает, что такие группы объединяют в себе слова одной части речи, в которых помимо общих грамматических сем имеется как минимум еще одна общая сема – категориально-лексическая (архисема). То есть единицы языка в группе не только принадлежат к одной части речи, но и их значении присутствует общий компонент, например, в слове «стул» грамматическая сема (имени существительного) «предмет» уточняется с помощью категориально-лексической семы «мебель», которой подчинены в качестве ее уточнителей такие семы, как «предназначенный для сидения», «имеющий спинку». Такие категориально-лексические семы лежат в основе отдельных ЛСГ, примерами которых могут быть, например, глаголы мышления (думать, размышлять, вспоминать, представлять, обдумывать, мечтать, предполагать и многие другие) или глаголы, обозначающие транспортировку, перевозку (bear, carry, convey, ferry, transport, ship); прилагательные обозначающие вкус (горький, кислый, сладкий, соленый, пряный, пресный, терпкий и др.) или прилагательные, передающие «движение/movement» (неподвижный – motionless, still, stock-still); существительные со значением мебели (стол, стул, кровать, диван, кресло, табурет, шкаф) или существительные, обозначающие перемещение (перевозка – transportation, haulage) и пр. Метод компонентного анализа помогает выявлению базовой семы и способствует систематизации лексических единиц. Это особо важно ввиду того, что современный язык находится в постоянном движении и пополняется новообразованиями различного характера, требующими упорядочения.

Группа элементов лексической системы, относящаяся к тематике «движения», исследуемая нами в данной работе, рассматривается в парадигматическом плане.

Парадигматическая структура ЛСГ имеет так называемый «полевой» характер. Единицы языка, относящиеся к разным частям речи, но обладающие общей семой, объединяются в семантические поля (СП). Само по себе понятие семантического поля относительно ново в языковедческой науке. Сложен вопрос и с трактовкой данного языкового явления. Так, по мнению Щура, поле – это «способ существования и группировки лингвистических элементов, принадлежащих к разным уровням языка, обладающих общими (инвариантными) свойствами, наряду с признаками, отличающими эти языковые единицы друг от друга» [Щур 1967: 68]. Бондарко А.В. именует данное явление как функционально-семантическое поле, определяя его как «конкретно-языковое двустороннее единство, план содержания которого включает в себя семантические элементы в интерпретации именно данного языка» [Бондарко 1971: 21]. В основе каждого функционально-семантического поля, по его мнению, лежит определенная семантическая категория, представляющая собой тот семантический инвариант, который объединяет разнородные языковые средства и обусловливает их взаимодействие [Бондарко 1984: 23].

СП интуитивно понятно носителю языка и обладает для него психологической реальностью. Оно автономно и может быть выделено как самостоятельная подсистема языка. Единицы СП связаны теми или иными системными семантическими отношениями. Каждое СП связано с другими семантическими полями языка и в совокупности с ними образует языковую систему.

Центр «поля» представлен наиболее употребительными, наиболее многозначными, наиболее общими по своим основным значениям словами. Эти слова окружены более конкретными и менее употребительными словами. Чем более специализированным является значение слова, тем реже оно используется, тем более тяготеет к периферии. К периферии относятся также все слова, имеющие стилистическую маркированность, а также слова, которые «втягиваются» в сферу группы из других семантических групп.

Сопоставляя грамматические, лексико-грамматические, лексико-семантические группы (классы) слов, нетрудно заметить общую закономерность, регулирующую соотношение объемов этих классов с количеством общих признаков, составляющих их основу. Чем шире класс слов, тем меньше у слов, входящих в него, общих, обязательных сем; чем больше в словах таких общих сем, тем ограниченнее состав группы. В минимальных группах (синонимических рядах) представлен максимальный случай полного совпадения семного состава слов.

Минимальные подпарадигмы, которые существуют в рамках отдельных ЛСГ, образуют ряды синонимов, то есть слов с идентичными значениями, например: впадать – вливаться – втекать; извлечь – вынуть – вытащить (ср. англ. уходить: beoff, go, exit, pushalong; класть, ставить: lay, set; обгонять: outstrip, overhaul) и пр.

Синонимы, независимо от их статуса, образуют определенную микросистему или синонимический ряд. Синонимический ряд также основан на общем сегменте значения элементов, который выступает как интегральный семантический признак данного ряда. Зачастую синонимический ряд перекрещивается с тематической группой. Тематическая группа представляет собой определенную совокупность лексических единиц, имеющих разную частиречную принадлежность, но обладающих одной общей, категориальной семой. Между тематической группой и синонимическим рядом как классом языковых единиц существует взаимосвязь: тематическая группа может объединять несколько синонимических рядов, представленных разными частями речи. Можно говорить о тематических группах также как об определенной системе синонимов, между которыми возможны отношения типа «вид – вид», «род – вид». Но следует различать синонимические ряды и тематические группы, тем более что в некоторых словарях синонимов имеет место практика их объединения.

Семантическое поле является основной системообразующей единицей языка. В нем перекрещиваются тематические и синонимические ряды, перекрещиваются семасиологический и ономасиологический аспекты языковых единиц.

Системная организация лексики заключается в том, что значение слова в лексико-семантических, а шире – в тематических группах, оказывает влияние на значение каждого слова; в них система предстает как сеть связей значений внутри слова и между словами. Каждая система характеризуется определенной структурой, а сами системы разных ярусов языка образуют, взаимодействуя друг с другом, общую систему языка, благодаря чему язык может быть средством хранения и передачи информации.

При тематическом (денотативном) описании материала учитывается, прежде всего, естественное онтологическое расчленение предметов, признаков, свойств, действий, процессов, событий, состояний, отраженное в структуре языка. Это наиболее традиционный принцип. Именно на нем основано выделение таких семантических классов слов, как названия животных, птиц, растений, ягод, грибов и т.д.; термины родства, различных ремесел, обрядов и т.п. Именно рассмотрение лексики в тематическом аспекте позволяет установить связь между словами и обозначаемыми ими реалиями, иначе – выяснить объем семантического значения слова.

Конструируемая в сознании носителя языка «картина мира» представляется в виде двух моделей – концептуальной и языковой. Содержание языковой модели мира включает в себя существенное содержание концептуальной модели мира, а собственно языковое содержание рассматривается как «дополнительная информация о мире». В соответствии с этим семантическое поле определенным образом изоморфно структуре мышления носителя языка. Подчеркивая возможность рассмотрения лексической микросистемы как психолингвистической реальности, можно определить семантическое поле как функциональную систему актуального смысла.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Выводы


Особенности лексической системы языка заключаются в том что все слова языка входит в его лексическую систему, и нет таких слов, которые находились бы вне этой системы.

Лексическая система подразделяется на классы слов. Это формальный класс, формально-семантический и семантический. Классы слов подразделяются на лексико-семантические группы. Группы объединяют в себе слова одной части речи, в которых имеется как минимум ещё одна общая сема-категореально-лексическая (архисема). Группа элементов относящаяся к тематике «движения/movement» рассматривается в парадигматическом плане. Парадигматическая структура ЛСГ имеет «полевой» характер. Единицы языка, относящиеся к разным частям речи, но обладающие общей семой, объединяются семантические поля. Семантическое поля может быть выделено как самостоятельное подсистема языка. Каждое СП связанно с другими полями языка и в совокупности с ними образует языковую систему. Лексико-семантические классы слов бывают с широким классам слов, а также с минимальным которые называются синонимические ряды. Синонимы образуют микросистему или синонимический ряд. Синонимический ряд основан на общем сегменте значения элементов как признак данного ряда.

Семантическое поле является основной системообразующей единицей языка. В нем перекрещиваются тематические и синонимические ряды, перекрещиваются семасиологический и ономасиологический аспекты языковых единиц.

Глава II. Анализ групп наименований русского и английского языков, обозначающих «движение» 2.1 Толкование слова «движение» в русском и английском словарях


В настоящем исследовании критерием подбора языковых единиц тематической группы «движение» послужило наличие у них семантического признака (семы) «движение». Само слово «движение» (movement) неоднозначно и в английском, и в русском языках. Отсюда проистекает и достаточно большое количество лексем, входящих в состав группы. В толковом словаре С.И.Ожегова движение, к примеру, определяется следующим образом:

1. Перемещение.

2. Форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира.

3. Перемещение кого-чего-н. в определённом направлении.

4. Изменение положения тела или его частей.

5. Внутреннее побуждение, вызванное каким-н. чувством, переживанием.

6. Езда, ходьба в разных направлениях.

7. Оживлённость, напряжённость действия.

8. Активная деятельность многих людей, направленная на достижение общей социальной цели.

9. Переход из одного состояния, из одной стадии развития в другое состояние, другую стадию [Ожегов: 2002, 163].

В словаре ABBYYLingvoDictionary: а) движение (вообще или какой-л. вид); перемещение; передислокация; б) жест, телодвижение; в) ход (механизма); г) переезд, переселение [Электронный мультиязычный словарь ABBYYLingvoDictionary 2005].

2.2 Анализ языковых единиц английского и русского языков, относящихся к тематической группе «движение»


Общее количество проанализированных нами лексических единиц обоих языков составляет около 450 слов. Среди них в данной группе обоих языков преобладают глаголы [См. диаграммы в приложении № 3]. Количество глаголов по отношению к двум другим (именным) частям речи составляет: в русском языке – 55%, в английском – 67%. На втором месте по употребительности находятся имена существительные. Их процентное отношение к словам других частей речи следующее: в русском языке – 34,5%, в английском – 30%. Прилагательные составляют самую малую часть: в русском языке – 10,5%, в английском – 2,5%.

В группу русских наименований вошли такие лексические единицы, как «труд», «работа», «пассажир», «механика», «физика» и пр. Также расширение группы наименований русского языка, передающих значение «движение» происходит и за счет словообразовательной потенции слова. Так, например, один корень может быть задействован в нескольких частях речи одновременно: ходить, ход, переходный (корень ход- очень богат в словообразовательном отношении: пешеход, переходить и пр.); выти, пойти, сойти, дойти. Или, к примеру: следовать, следить, последовательный. При анализе нами не учитывались возвратные глаголы русского языка и аффиксальные их образования.

В английском языке группа лексем со значением «движение» расширяется за счет полисемии (и омонимии). Например, глагол (to) flyимеет множество значений: летать, мчаться, переправлять воздухом, удирать. Еще одним средством расширения группы в английском языке является конверсия: advance(сущ.) – продвижение вперед и advance(гл.) – продвигаться вперед, hurry(сущ.) – спешка и hurry(гл.) – спешить, trek(сущ.) – трудное путешествие и trek(гл.) – совершать трудное путешествие, и пр. Очень развита в данной англоязычной группе синонимия, синонимические ряды в английской группе отличает большее количество входящих в нее членов по сравнению с русскоязычными подобными группами. Явление синонимии особо распространено среди глаголов: перевозить (bear, carry); покидать (abandon, desert, drop, forsake, leave); торопиться, спешить (rush, hurry, hurryup); ускорять ход (accelerate, expedite, hasten, speedup); сбежать (break, evade); выслеживать (trace, track) и пр. Хотя имеет место и среди имен существительных: место (place, point); бегство (flight, getaway); маршрут (route, itinerary); перевозка (haulage, carriage, transportation); грузоперевозка (freight, shipment); местонахождение (location, site, whereabouts); путешествие (journey, travel, travelling, tour) и пр.

Интересно отметить, что к русскоязычной группе лексических единиц, обозначающих «движение», относятся такие семантические компоненты, как: движение, состояние непокоя, оживление, стадия, езда, непрерывный, переход, отправление, транспорт, вперед, перемещение, миграция, процесс, механизм, работа, положение, ход, направление, действие. В английской группе можно выделить следующие подтематические категории: движение, неподвижность, быстрое движение, ускорение, замедление, обгон, следование, преследование, побег и бегство, прибытие, отъезд, путешествие, транспортировка, оставление, размещение, встреча и приветствие.

Так, можно говорить о том, что отличительными особенностями значений русских слов данной тематической группы являются характеристики «направление», «следствие движения», в то время как в английском преобладает характеристика по качеству (быстро, медленно, обгоняя и пр.). Это тем более любопытный факт, что согласно результатам квантитативных исследований прилагательные в английской группе почти не задействованы, сравнительно с русскими именами прилагательными или другими частями речи этой же группы английского языка.

Кроме того, группа английских слов с семантическим компонентом «встреча и приветствие» не имеет соотносимых в той же группе русского языка. По-видимому, это связано с нетрадиционным для носителя русского языка восприятием процесса движения англоязычным человеком (движение навстречу).

Также интересно отметить и то, что в английских единицах лексики, передающих значение «движение», отмечается достаточно большое количество слов, называющих транспорт, при помощи которого осуществляется передвижение: fly(переправлять воздухом), ferry(перевозить на пароме), airlift(перебрасывать по воздуху), railroad(перевозить по ж/д), ship(перевозить по воде); или способ передвижения: hitchhike(ездить на попутках), bicycle(ездить на велосипеде), motor(ехать на автомобиле), tour(путешествовать туристом), ride(ехать верхом) и пр.

В группе русскоязычных единиц наблюдается значительное количество наименований предметов, с помощью которых происходит или по причине которых не происходит движение (передвижение): транспорт, велосипед, автомобиль, рычаг, физика, техника, пробка и пр.,
    продолжение
--PAGE_BREAK--Выводы


Само слово «движение» (movement) не однозначно и в английском, и в русском языках. Отсюда достаточно большое количество лексем, входящих в состав группы. В группу русских наименований вошли такие единицы, как «труд», «работа», «пассажир». Расширение группы «движение» происходит и за счёт словообразовательной потенции слова. Один корень может быть задействован в нескольких частях речи одновременно. В английском языке группа лексем со значением «движение» расширяется за счёт полисемии. Очень развита в данной англоязычной группе синонимия.

Отличительными особенностями значений русских слов данной тематической группы являются характеристики, в английском преобладает характеристика по качеству. В английских единицах лексики передающих значение «движение» отмечается достаточно большое количество слов, называющих транспорт, при помощи которого осуществляется передвижение. В группе русскоязычных единиц наблюдается значительное количество наименований предметов, с помощью которых происходит или по причине которых не происходит движение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Глаголы как динамическая часть речи наиболее употребительны в области данной тематики, что обуславливается самим наименованием группы («движение»).

Интересно отметить тот факт, что количество существительных (и прилагательных тоже) в русском языке по данной тематике превосходит круг английских соотносимых лексем [См.приложение № 3, диаграмма 3].

Примечательно, что в английском языке тематической группы «движение» прилагательные почти отсутствуют, утрачивая в данном случает свою описательную функцию. В русском же языке прилагательные сохраняют за собой описательную функцию, хотя и их употребление в рамках данной тематики весьма ограничено.

В рамках данной исследовательской работы, к сожалению, нет возможности охарактеризовать вышеуказанные тематические группы лексики с абсолютной точностью, без погрешности. Тому имеется ряд причин. Во-первых, словари, взятые нами для анализа единиц языка относятся к разным временным периодам: разница в их издании около 20 лет. Более совершенные (современные) русскоязычные словари находятся на настоящий момент в стадии разработки (новый многотомный семантический словарь Н.Ю. Шведовой, толковый тематический словарь В.В. Морковкина и др.), поэтому многие элементы не вошли в анализируемый нами круг языковых единиц. Во-вторых, изучение лексического состава разнородственных языков с точки зрения его тематической рубрикации начато относительно недавно, но подобные работы приобретают особую актуальность в наши дни. Все же исследования тематических групп в целом носят эпизодический характер: ощущается недостаток в современном теоретическом материале по данной тематике.

Несмотря на эти обстоятельства, данная работа дает возможность сопоставления лексики русского и английского языков в определенной тематической области для дальнейших разработок в направлении системного изучения лексики и лингвокультурных реалий двух разных народов.

В числе перспективных задач видится детальное проведение сравнительно-сопоставительного исследования тематической группы «движение» на материале русских и английских глаголов (контрастивное исследование русских приставочно-суффиксальных глаголов и фразовых глаголов английского языка), а также рассмотреть наименования, выраженные именами существительными и прилагательными других тематических областей данных языков.

ЛИТЕРАТУРА
Общетеоретическая литература
1.                 Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1985.

2.                 Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том 1. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1995.

3.                 Арбекова Т.И. Лексикология английского языка: Учебное пособие. – М., 1977.

4.                 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учеб. Пособие. – М.: Высшая школа, 1991.

5.                 Бондарко А.В. Функционально-семантическое поле // Большой энциклопедический словарь: Языкознание. – М.: Большая российская энциклопедия, 1998. – С. 566-567.

6.                 Васильев Л. М. Единицы семантической системы языка. // Вопросы семантики. – М., 1971.

7.                 Вердиева З.Н. Семантические поля в современном английском языке. – М.: Высшая школа, 1986.

8.                 Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды. – М.: Наука, 1977.

9.                 Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. – М.: Наука, 1958.

10.            Новиков Л.А. Семантика русского языка. – М., 1982.

11.            Падучева Е.В. Семантические модели в семантике лексики. – М., 2004.

12.            Покровский М.М. Избранные труды по языкознанию. – М., 1959.

13.            Розина Р.И. Новое в теории и практике англоязычной лексикографии // Советская лексикография. М., 1988.

14.            Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. – М., 1956.

15.            Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. – М.: Наука, 1977.

16.            Уфимцева А.А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. – М.: Знание, 1986.

17.            Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. – М., 1966.

18.            Филин Ф. П. Очерки по теории языкознания. – М., 1982.

19.            Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М.: Высшая школа, 1990.

20.            Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. – М.: Наука, 1973.

21.            Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии // Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. – Л., 1958.

22.            Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974.

23.            Щур Г.С. О соотношении системы и поля в языке // Вопросы языкознания. – М.: Наука, 1967. – С. 66-70.

24.            Щур Г.С. Теории поля в лингвистике. – М.: Наука, 1974.


Словари и справочники


1.                             Большой англо-русский и русско-английский словарь. – М.: Центрполиграф, 2004.

2.                             Краткий справочник по русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1999.

3.                             Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов /
Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1985.

4.                             Русский семантический словарь / АН СССР: Науч. Совет по лексикологии и лексикографии: Ин-т языкознания / Отв. Ред.
С.Г. Бархударов. – М.: Наука, 1982.

5.                             Словарь русского языка. Т. 1-4 / Под ред. А.П. Евгеньевой. — М.: Русский язык, 1981-1984 (МАС).

6.                             Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова,
Н.Ю. Шведовой, 4-е изд. – М., 2002.

7.                             Хидекель С.С. Русско-английский объяснительный словарь: русско-английских соответствий / С.С. Хидекель, М.Р. Кауль. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

8.                             Шаталова Т.И. Англо-русский тематический словарь / Т.И. Шаталова. – М.: Астрель: АСТ, 2005.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Приложение№ 1
Таблица 2.1.

Англоязычные наименования, относящиеся к тематической области «движение», выраженные глаголом



Таблица 2.2.

Англоязычные наименования, относящиеся к тематической области «движение», выраженные именами существительными



Таблица2.3.



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Биржевая и финансовая информация
Реферат Causes Of Ww1 Essay Research Paper The
Реферат Тема сочувствия и доброты в лирике Маяковского
Реферат Курсовая. Моделирование работы станка
Реферат Модель динамического межотраслевого баланса
Реферат Эстетическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой
Реферат Расчет экономической эффективности технологической радиосвязи на железнодорожном транспорте
Реферат Люди длинной воли
Реферат Організаційна структура управління підприємством невиробничої сфери та її вдосконалення в умовах ринку
Реферат Разработка программы управления преданностью клиентов на примере ООО Версаль ресторан Саранск
Реферат Влияние налообложения на формирование издержек обращения в РБ
Реферат Администрация муниципального образования «город нягань» институт муниципального развития
Реферат Japan Essay Research Paper In Japan And
Реферат Обработка результатов по данным геофизических исследований скважин
Реферат Ценностно-смысловая саморегуляция поведения в юношеском возрасте