/>
Гончаров Иван Александрович
6(18).6.1812, Симбирск, — 15(27).9.1891, Петербург,
русский писатель.
Родился в купеческой семье. Учился в Московском коммерческом училище (1822-30). Окончил словесное отделение Московского университета (1831-34). В 30-е гг. сблизился с семьей академика живописи Н. А. Майкова. В рукописных альманахах, составлявшихся в этой семье («Подснежник» и «Лунные ночи»), Г. поместил анонимно первые сочинения («Лихая болесть», 1838, «Счастливая ошибка», 1839).
Первые стихотворные опыты Г. были подражанием романтическим поэтам. Из ранних произведений значителен очерк «Иван Саввич Поджабрин» (1842, опубликован 1848). В 1846 Г. познакомился с В. Г. Белинским, сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя. В 1847 опубликован первый роман Г. «Обыкновенная история». Белинский отметил в нЕм "… страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!".
В 1852-54 Г. участвовал в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина в экспедиции на военном фрегате «Паллада». Путевые впечатления составили цикл очерков «Фрегат „Паллада“» (отдельное издание 1858). В них с большим художественным мастерством изображены природа, психология, быт и нравы народов Европы и Азии. С 1856 Г. стал цензором, затем главным редактором официозной газеты «Северная почта» (1862- 1863), членом совета по делам печати.
Второй роман Г. «Обломов» (1859) выразил антикрепостнические стремления русского общества, застой русской жизни и сознание необходимости обновления. В этом романе Н. А. Добролюбов увидел приговор крепостничеству, а в образе Обломова — типичный характер, порожденный отсталостью русской жизни, психологией косности и паразитического существования.
В последнем романе «Обрыв» (1869), с одной стороны, сочувственно изображена ищущая молодая Россия (в образе Веры), критикуются дворянский либерализм и дилетантизм, показано крушение «старой правды», с другой — сказалось предвзятое отношение к «нигилизму» (образ Марка Волохова) и стремление найти положительное начало в помещичьей среде (образ бабушки).
В последние годы жизни Г. написал очерки «Слуги старого века», «Превратность судьбы», рассказ «Литературный вечер», критические статьи. В лучшей своей статье «Мильон терзаний» Г. дал тонкую оценку «Горя от ума» А. С. Грибоедова и его сценического воплощения. Особое место занимают критические заметки Г. о собственных сочинениях: «Предисловие к роману „Обрыв“» (1869, опубл. 1938), «Намерения, задачи и идеи романа „Обрыв“» (1876, опубл. 1895), «Лучше поздно, чем никогда» (опубл. 1879).
Г. вошел в историю русской и мировой литературы как мастер реалистической прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 40-60-х гг. 19 в. Три романа Г. объединены между собой единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной жизни.
Александр Адуев из «Обыкновенной истории» соответствует Обломову и Райскому («Обрыв») так же, как Петр Адуев — Штольцу и затем Тушину. Ценя предпринимателей как трезвых деловых людей, идущих на смену феодально-усадебному укладу, Г. в то же время не принимает их делячества и откровенного эгоизма, которые он распознал ещЕ в первом романе (в образе Петра Адуева). Художественно совершенны женские образы, созданные Г.; героини отличаются энергией, умом, нравственной силой, верой в высокое назначение человека.
Образы Лизаветы Александровны («Обыкновенная история»), Ольги («Обломов») и Веры («Обрыв»), отражающие прогрессивные стремления русского общества, принадлежат к числу лучших женских образов в рус. литературе. Изображение того, как застой и апатия сменялись пробуждением, своеобразно проявилось в каждой части трилогии. В «Обыкновенной истории», по словам самого Г., показана «ломка старых понятий и нравов — сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности», необходимость дела «в борьбе со всероссийским застоем». В «Обломове» центр тяжести перенесЕн на обличение крепостнической усадьбы как источника помещичьего паразитизма. В основе романа «Обрыв» — пробуждение «потенциального обломовца» (Райский) и молодых сил из дворянской интеллигенции (Вера), противопоставленных дореформенному нигилисту (Марк Волохов).
После «Обрыва» имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется «критический этюд» «Мильон терзаний» (1872), посвященный постановке «Горя от ума» А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Гончаров предложил столь глубокую трактовку психологической и драматической природы «Горя от ума», что ни один историк литературы в дальнейшем не обошел вниманием его анализ. Сам писатель болезненно переживал творческое молчание последних десятилетий. Его письма тех лет рисуют образ одинокого и замкнутого человека, необычайно тонкого наблюдателя, сознательно сторонящегося жизни и вместе с тем страдающего от своего изолированного положения.