Реферат по предмету "Журналистика"


Анализ газетного материала "Получили урок от чемпиона". Оценка композиционного построения материала

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ
Государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
«ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра истории и теориижурналистики

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Анализ газетногоматериала «Получили урок от чемпиона». Оценка композиционного построенияматериала
Выполнил: студент 4 курса
166 группы Лобов Иван
Проверила: к.ф.н МарковаВ.В.
Тюмень, 2009

1. Теоретическаячасть
Термин «композиция»в переводе с латыни означает «составление». А сама композиция текста – этостроение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов,образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст. Черезкомпозицию цепочка предложений, которой представлен любой текст, приобретаетважнейшее содержательное качество – смысловую целостность.
Композиция –одна из универсальных, основополагающих категорий, связывающих языковую форму ссодержанием, а не чисто формальное явление. Пример необычной композиции – романМ. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Расположение частей в романе несоответствует прямой хронологии событий в жизни Печорина. Именно такаяпоследовательность частей точно соответствует поставленной задаче – датьпсихологический портрет героя.
В учении окомпозиции давно написаны возможные эффекты сопоставления смысловых фрагментов,установления их содержательных связей. Выбор самого способа раскрытия темы,последовательности смысловых элементов, их взаимосвязей влияет на общеесодержание текста. От выбора композиции зависит, какое оно будет и как егопоймут.
Требования ккомпозиции текстов массовой коммуникации основаны на закономерностях логическиправильного мышления. Они включают:
●соответствие выбранного композиционного принципа теме, идее текста, спецификефактического материала;
●последовательность в изложении, отсутствие перескоков с одного предмета надругой или неоправданных повторений, четкость композиционных переходов отодного аспекта темы к другому, четкость и мотивированность связей между частями;
● Ходизложения – от известного к новому, неизвестному, от настоящего к будущему, отпричин или условий к следствиям;
●Полноту, исчерпанность темы в пределах авторского замысла и жанра текста;
●Соразмерность частей произведения, но с учетом важности каждой из них (чтоважнее – о том больше и поговорим);
●Четкость рамочных элементов произведения;
●Целесообразность различных композиционных приемов;
Дробностьчленения текста зависит от его назначения и аудитории. Принято считать, что чемпопулярнее издание, тем более дробным может быть деление текста. В частности,это утверждение доказывается практикой средств массовой информации – тенденцийдробить развернутые тексты на относительно самостоятельные фрагменты, каждый изкоторых имеет свое название – подзаголовок.
Такоечленение помогает читателю ориентироваться в содержании и избавляет отмонотонности сплошного текста.
В композициитекста принято различать несколько частей, каждая их которых имеет своеназначение. В самом общем виде выделяют вступление, основную часть,заключение. Вступление вводит в курс дела, ставит проблему, в основнойчасти проблема разрабатывается, и заключение подводит итог сказанному. Но пороли и по коммуникативным требованиям принято противопоставлять рамочныеэлементы композиции и основную часть.
Рамочныеэлементы– это и элементы самого текста, и газетной и журнальной полосы в целом. Крамочным элементам относятся заголовки, подзаголовки, вступления, заключения,врезы – выделенные графически абзацы, резюмирующие тему.
К рамочнымэлементам полосы издания относятся рубрики, которые показывают тему серииматериалов, публикуемых продолжительное время, и выделители, называющие темуодного или нескольких материалов, а не постоянной серии, и занимающие месторубрики.
Основные функциирамочных элементов композиции:
— обозначениерамок текста, т. е. выделение его в потоке коммуникации;
— привлечениеи удержание внимания и адресата;
— информирование о теме и содержания текста;
Рамочныеэлементы, кроме заключения, всегда графически выделены, и к ним, предъявляютсянесколько иные требования, чем к основной части. Например, стилистически любойрамочный элемент должен быть особенно выразительным и информативным.
Назначениеосновной части – передать информацию по теме в оптимальной языковой норме.Сюжетный принцип композиции предполагает построение текста в соответствии сзаконами сюжета и фабулы художественного или публицистического произведения ииспользуется прежде всего в сатирических жанрах СМИ: очерках, зарисовках,фельетонах. Хронологическая последовательность фактов, представляющая то илииное событие в развитии. На такой основе создаются репортажи. Кроме того,хронология – это принцип систематизации смысловых компонентов повествования какспособа изложения.
Логическийпринцип композиции предполагает следованием общим закономерностям правильного,логического мышления, отражающимся в плане текста. Строится план по правиламделения понятий и в соответствии с основными топосами – типичными мыслительнымисхемами, применяемыми при раскрытии содержательно родственных тем. План исоответствующий топос предполагают анализ явлений от целого к части, от болееважных признаков к менее важным, от настоящего состояния к перспективамбудущего, от причин к следствиям и другие последовательности, соответствующиезакономерностям мышления и реальному положению вещей.
Известноочень много композиционных приемов, трансформирующих изложение. С их помощьюможно заинтриговать аудиторию, дать попутные комментарии, добиться эффектаускорения или замедления изложения.
Как особыйэлемент композиции, обеспечивающий внутренние связи подтем и закономерныйпереход от одной к другой, следует выделить слова и фразы-скрепы – во-первых,во-вторых, кроме того.
Требования,предъявляемые к оформлению полосы, включают в себя 1) передачу смысла кпубликации; 2) осознание логической связи между отдельными разделами иустановлением границ между ними; 3) удобочитаемость.
2.Практическая часть
 
Работа срамочными элементами текста.
Газета «Спортивныймеридиан» №48 9-15 декабря 2009 года. Статья Василия Конькова «Получилиурок от чемпиона».
1)        Заголовок – Получили урок от чемпиона
От того,насколько удачна первая фраза, зависит, удастся ли быстро установитьконтакт с читателем, заинтересовать его, создать нужное настроение. В данномматериале первая фраза раскрывает суть текста – мини-футбольный клуб “Тюмень”получил “тяжёлый нокаут” от многократных чемпионов России – московскогоДинамо-Ямал 2-8.
2)        Подзаголовки – вратари, нарушения
Смысл данныхподзаголовков вытекает из названия текста. Как уже говорилось, сам заголовокговорит нам о поражении тюменцев от конкурентов из Москвы. Поэтому авторматериала в своих подзаголовках акцентирует внимание на главных причинахпроигрыша областной команды. Он разбивает текст на две части. В первой из нихречь идёт об основополагающей причине неудачи тюменского клуба. А именно обигре вратаря МФК “Тюмень” – бразильца Греуто. Он подчёркивает это такимифразами как “Страж последнего рубежа хозяев Греуто провёл далеко не лучший свойматч”, “Не получалась игра у Греуто не только в воротах, но и в атаке”,“Бразильца настолько захлестнули эмоции, что в одном из эпизодов он зачем-тодобежал с мячом чуть не до чужих ворот”. Тем самым создаётся негативная окраскавратаря тюменцев. В противовес автор предлагает положительную характеристикуего коллеге Павлу Степанову. Он отмечает в тексте это следующими словами:“Степанов же в этот вечер был великолепен!”, “Остаток встречи он провёлблестяще…”. Тем самым, в этой части текста, автор подчёркивает одну из двух главныхпричин поражения – очевидно разная игра вратарей.
Во второйчасти автор развивает тему неудачи подопечных Бето в игре с коллективом ЮрияРуднева. Вторым “бичом” тюменцев в этой игре стала дисциплина. Недаромжурналист отмечает то, что по количеству совершённых фолов тюменцы занимаютвторое место среди клубов суперлиги. Именно из-за фолов в ворота сибиряков былоназначено три пенальти, которые существенно повлияли на ход игры…
Такимобразом, подзаголовки Вратари и Нарушения в равной степенираскрывают информационный смысл текста заголовка “Получили урок от чемпиона”.
3)        Вступление
В первом жепредложении автор раскрывает исход игры. То есть рассказывает основную сутьтекста. К тому же, он даёт собственную эмоциональную оценку результату и ходуматча (“Результат внушает уважение! Заслуживала похвал и игра тюменцев.Особенно в первом тайме. Хозяева не стали отсиживаться в обороне в поединке сподопечными Игоря Руднева, как это делают, пожалуй, все остальные дружины.”).
4)        Заключение
В заключениеавтор текста, в подтверждении своих слов, представляет читателям речьнаставника “Тюмени” бразильца Бето. Тем самым устами тренера он в очередной раздоказывает свою позицию.
5)        Основные части текста
Сюжетная – вданном материале заметно нарушена хронология текста, что допустимо практическив любых жанрах, но в данном случае это не оправданно, т. к. в последующихпредложениях отсутствует кульминация и завязка. Автор переносит так называемуюразвязку уже на вступление текста. Из-за этого ему не удалось заинтриговать читателяи передать драматургию игры.
6)        Графические элементы иллюстрации
В приведённомматериале 4 (!) графических таблицы. Все они несут сугубо статистическуюинформационную нагрузку. Одна из них это – статистика посвящённая итогам матчакоманд. Тут говорится о составах клубов, забитых мячах и прочих подробностях.Следующая это – другие результаты девятого тура игр чемпионата России помини-футболу. Затем приводятся таблица лучших бомбардиров первенства ипоследняя предлагает читателям просмотреть положение дел команд суперлиги надевятое декабря 2009 года.
Кроме того,присутствует одна иллюстрация. На ней запечатлён момент как игрок команды“Динамо-Ямал” наносит случайный удар локтём в челюсть нападающему клуба МФК“Тюмень” Афранио. Эта картинка, в какой то мере, символизирует психологический“удар”, которые нанесли приезжие футболисты местным игрокам, обыграв их состоль разгромным счётом.
Лексические ошибки
В данном контексте слово во фразе рассыпаться в комплементахподобранно не верно, т.к. автор подводит читателя интервью, которое содержитположительную окраску, но следуя толковому словарю Ожегова слово рассыпаться означает– подчёркнуто льстиво и многословно высказать то, что названо следующимсуществительным.
Кроме того, автор некорректно использовал (причём дважды) словопотеря (словарь Ожегова) относительно футболиста Иванова.
Потеря – то, что потеряно, утрачено. Убрать урожай без потерь.Нести большие потери.

3. Исследуемый материал
 
Получилиурок от чемпиона
Мини-футбольныйклуб «Тюмень» продолжает серию матчей с фаворитами чемпионата России средикоманд суперлиги. Сибиряки, перед которыми стоит задача войти в число призеровтурнира, смогли на выезде обыграть югорский коллектив «ТТГ-Югра». А вот насвоей площадке со столичным «Динамо-Ямалом» подопечные Бето не совладали.Трагедии не произошло, нужно просто устранить ошибки после этого поучительногоурока от неоднократных чемпионов страны.
Поражение скрупным счетом 2:8 стало первым в российской карьере бразильского специалистана посту главного тренера. Произошло это в девятом туре чемпионата. Результатвнушает уважение! Заслуживала похвал и игра тюменцев. Особенно в первом тайме.Хозяева не стали отсиживаться в обороне в поединке с подопечными Юрия Руднева,как это делают, пожалуй, все остальные дружины. Наоборот, предложили соперникаматакующую манеру. Тюменцы создали много голевых моментов, превзошли динамовцевв таком компоненте, как удары по воротам (42 против 32), но… Решающимпоказателям стала игра вратарей.
Вратари
Стражпоследнего рубежа хозяев Греуто провел далеко не лучший свой матч. Впрочем,замечено уже многими, что против своих соотечественников он играет не стольнадежно, как против россиян. Вот и в этом чемпионате бразилец пока пропустил 22мяча. Девять из них, или почти половину, как раз от своих земляков. Ранее былихет-трики армейца Сезиньи и Эдера Лимы из ТТГ. В отчетном поединке его дваждыогорчил Тату, а еще раз — Сирило. Не получалась игра у Греуто не только вворотах, но и в атаке. После его мощных ударов с центра площадки мяч зачастуюлетел мимо владений Павла Степанова, не шли и острые передачи… Бразильцанастолько захлестнули эмоции, что в одном из эпизодов он зачем-то добежал смячом чуть не до чужих ворот. Как итог, в конце поединка Греуто находился внеплощадки — в воротах его заменил Афранио, который из-за болезни пропустилпоследние предыгровые тренировки команды. Напомню, что не мог помочь «Тюмени» иШуша, отбывавший дисквалификацию.
Степанов же вэтот вечер был великолепен! Динамовский голкипер совершил, пожалуй, всего однуошибку, когда уже на 31-й секунде пропустил мяч со штрафного в исполненииВандера Кариоки. Остаток встречи он провел блестяще… Между прочим, у гостейтоже была потеря. Из-за травмы в Тюмень не приехал результативный Сергей Иванов(магия цифр — он родился в один день, месяц и год с другим суперснайперомроссийского мини-футбола Денисом Абышевым). Но у динамовцев в этот вечер былокому забивать. К перерыву они уже вели — 5:2. У гостей дважды отличился Тату.По разу местных болельщиков огорчили Сирило, Александр Фукин и АнатолийБадретдинов. Заметим, что последний мяч влетел в ворота Греуто на предпоследнейсекунде тайма после исполнения Тату десятиметрового штрафного удара. Ещё одинподобный шанс Бадретдинов не использовал… Еще раз взорвал аплодисментами полныетрибуны спорткомплекса «Центральный» под занавес тайма Вандер Кариока: игроксборной Бразилии во второй раз отправил мяч мимо Степанова.
Нарушения
Кстати,нарушения правил стали в этом сезоне настоящей головной болью для тюменцев.Отсутствие перебора фолов у сибиряков — редкий случай. Интересно, что «Тюмень»— вовсе не лидер в этой малоприятной номинации. Еще больше фолов у столичной«Дины».
Послеперерыва хозяева пытались переломить ситуацию, но подобрать ключи к воротамСтепанова они больше не сумели. Динамовцы же контролировали ситуацию и увереннодовели встречу до крупной победы: на 39-й минуте Александр Рахимов с метраотправил мяч под перекладину, а затем дубль оформил Константин Маевский. За 20секунд до окончания поединка тюменцы вновь перебрали фолов, но ВладиславШаяхметов с 10 метров отправил мяч в Греуто.
Заметим, чтопод занавес встречи Греуто и Николай Переверзев получили свои третьи жёлтыекарточки в турнире. Теперь важнейший выездной матч сибиряков в Екатеринбургепротив чемпионов из команды «ВИЗ-Синара» они пропустят. Особо обидна потеряНиколая. Уверен, что с командой наставника национальной сборной он бы провелотличный матч. Да еще и в преддверии своего дня рождения…
Послезавершения поединка наставник гостей Юрий Руднев рассыпался в комплиментах:
— «Тюмень» поправу лидирует в чемпионате — ваш клуб идёт в правильном направлении. Я рад,что в России появилась столь сильная команда. Счёт не соответствует соотношениюсил на площадке… Стоит напомнить, что взаимоотношения с бразильскими коллегамиу Руднева непростые. В прошлом сезоне он был вынужден уступить свой постюжноамериканцу Сержио Сапо. Правда, весьма быстро на него вернулся. Так чтопобеда над Бето для него была очень важна.
Сам наставник«Тюмени» отметил:
— Поздравляюсоперников с заслуженной победой. Нам была известна сила этого коллектива, апотому приходилось рисковать. Вот поэтому и счёт разгромный… Хотя я не думал,что игра пойдёт по такому сценарию. Выделю Павла Степанова — динамовскийвратарь действовал выше всяких похвал. Во втором тайме у нас были возможностисократить результат, но… К сожалению, некоторые наши игроки оказались к этойвстрече не готовы.
ВасилийКОНЬКОВ,
АСН«Тюменская арена».
ЧемпионатРоссии по мини-футболу.
Суперлига
4 декабря
МФК«Тюмень» — «Динамо-Ямал» (Москва) — 2:8 (2:5)
Тюмень. СК«Центральный». 2400 зрителей.
Судьи: СергейШпеньков (Уфа), Сергей Великий (Москва).
«Тюмень»:Греуто — Милованов, Вандер Кариока, Переверзев, Афранио — Чухрий, Марадуда,Абышев (к), Нугуманов –Трифонов.
«Динамо»:Степанов (к) — Бадретдинов, Сирило, Пула, Тату — Рахимов, Кобзарь Фукин,Маевский — Шаяхметов, Мальцев.
Голы: 0.31 —Вандер Кариока — 1:0, 13.30 — Тату — 1:1, 16.34 — Сирило — 1:2, 21.13 — Фукин —1:3, 24.21 — Бадретдинов — 1:4, 24.45 — Вандер Кариока — 2:4, 24.59 — Тату, с10 м — 2:5, 38.02 — Рахимов — 2:6, 43.52 — Маевский — 2:7, 47.12 — Маевский —2:8.
Фолы: 13-9(7-4). Предупреждены: Чухрий, Вандер Кариока, Переверзев, Греуто — Сирило,Тату.
Лучшие поверсии АСН «Тюменская арена»: Вандер Кариока — Павел Степанов.
Бомбардиры:
ВандерКариока «Тюмень» 11
ДмитрийПрудников «ВИЗ-Синара» 10
Эдер ЛимаТТГ-Югра 10
ДенисАбышев «Тюмень» 9
Сирило«Динамо-Ямал» 9

Списоклитературы
1)    ГалкинС.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе.
2)    Литературноередактирование; К.М. Накорякова.
3)    Газета«Спортивный меридиан»
4)    Стилистикаи литературное редактирование; В.И. Максимов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Реферат Романо-германская правовая семья, её характеристика
Реферат Г. Шмоллер, Г. Шенберг, Л. Брентано, К. Брюхер - представители исторической школы
Реферат Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста
Реферат Процессуальное положение прокурора в судебном заседании
Реферат Земское и местное самоуправление в дореволюционной России
Реферат 2 Средневековый город. Генезис
Реферат Реструктуризація та санація підприємств і організацій
Реферат Dmitry Ivanovich Mendeleleyev Essay Research
Реферат Когда хвост виляет собакой
Реферат Западносибирский металлургический комплекс
Реферат 1. Государственная политика РФ в области развития кавказских языков как средства межэтнического общения в поликультурном пространстве
Реферат «Оптимизация кластерной системы на базе pvm компьютерной лаборатории физического факультета»
Реферат Развитие России в 2005-2007 гг.: социально-экономические итоги и перспективы экономического роста
Реферат Mozart And Martin Luther Essay Research Paper