2
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«Основы учета хозяйственных процессов»
МИНСК, 2009
Учет затрат на приобретение материально-вещественных активов и определение их фактической себестоимости
Основная задача такого учета - собрать все расходы по приобретению материально-вещественных активов и исчислить фактическую себестоимость каждого вида и единицы заготовленных производственных запасов и основных средств. К затратам, включаемым в фактическую себестоимость рассматриваемых активов, относятся: их фактурная стоимость по ценам поставщиков, расходы по погрузке, разгрузке и доставке до складов предприятия, по страхованию грузов в пути; таможенные пошлины и сборы и другие расходы, непосредственно связанные с заготовлением ценностей.
Действующим планом счетов приобретение материалов, МБП и оборудования к установке предусмотрено учитывать одним из двух вариантов (на выбор предприятий).
Первый вариант - с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов». При данном варианте на сумму затрат, включаемых в фактическую себестоимость заготавливаемых ценностей, дебетуется счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» и кредитуются разные счета в зависимости от источника поступления ценностей и характера произведенных расходов - кредит счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 20 «Основное производство» и других.
Далее стоимость заготовленных (принятых на склад) ценностей в оценке по предварительно разработанным на предприятии учетным ценам списывается записями: Д-т сч. 10, 12, 07 и К-т сч. 15 - соответственно на учетную стоимость заготовленных материалов, МБП, оборудования к установке. Отклонение в себестоимости оприходованных ценностей переносится на счет 16 записями: Д-т сч. 16 и К-т сч. 15 - на положительное отклонение между фактической себестоимостью заготовленных ценностей и их стоимостью по учетным ценам (перерасход) обычной проводкой; Д-т сч. 16 и К-т сч. 15 - на отрицательное отклонение, которое проводится в учете красным сторно, что означает экономию.
Таким образом, для получения фактической себестоимости, например, заготовленных материалов необходимо сложить дебетовый оборот по счету 10 «Материалы» с дебетовым оборотом по счету 16 «Отклонение в стоимости материалов» (в части сумм, относящихся к материалам).
Второй вариант учета затрат по заготовлению ценностей - без использования счетов 15, 16. В этом случае все затраты, связанные с процессом заготовления, собираются по дебету счетов 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и 07 «Оборудование к установке» в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщика ми и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других.
На счетах 10, 12, 07 фактические затраты по заготовлению в аналитическом учете подразделяются на две части: стоимость поступивших ценностей по учетным ценам и отклонение от учетных цен, определяемое как разность между общими затратами по заготовлению ценностей и их стоимостью по учетным ценам.
Затраты на приобретение основных средств по мере их возникновения относятся в дебет счета 08 «Капитальные вложения» в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и других.
Общая сумма затрат по приобретению объекта основных средств, собранная на счете 08, и будет составлять его фактическую себестоимость, именуемую первоначальной стоимостью. По мере приемки приобретенных основных средств в эксплуатацию составляется проводка:
Д-т сч. 01 «Основные средства»
К-т сч. 08 «Капитальные вложения».
Учет затрат на производство и определение фактической себестоимости изготовленной продукции (работ, услуг)
Основная задача учета затрат на производство - собрать все расходы на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг) и определить фактическую себестоимость всей готовой продукции, отдельных ее видов и единиц, выполненных работ и оказанных услуг.
Для решения указанной задачи производятся разграничение и группировка затрат на отдельных синтетических счетах - по видам производств, а на аналитических счетах - по видам продукции, работ, услуг.
Для синтетического учета затрат по видам производств используются счета: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». На счете 20 отражаются расходы на продукцию (работы, услуги), выпуск которой предусмотрен учредительными документами предприятия, на счете 23 - на продукцию (работы, услуги), как правило, потребляемую основным производством и лишь частично реализуемую на сторону, на счете 29 - на продукцию (работы, услуги) преимущественно для нужд работников предприятия (продукция и услуги находящихся на балансе предприятия домов быта, швейных и обувных мастерских, бань, прачечных, дошкольных детских учреждений и т.п.).
Фактические прямые затраты на производство (т.е. затраты, непосредственно связанные с выпуском конкретных видов продукции, работ, услуг) собираются по дебету счетов, указанных выше, с кредита разных счетов в зависимости от вида затрат. Так, на суммы затрат, относящихся к основному производству, делается запись:
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 10 «Материалы»;
К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
К-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и других.
Аналогичные проводки составляются на прямые затраты вспомогательных и обслуживающих производств.
Косвенные расходы, к которым преимущественно относятся расходы на обслуживание производства и управление, предварительно отражаются на собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», т.е. в учете делается запись:
Д-т сч. 25, 26
К-т сч. 10, 70, 69 и др.
В конце отчетного периода собранные на счетах 25 и 26 суммы распределяются пропорционально какой-либо базе распределения, установленной на предприятии, и в части, относящейся к продукции, работам, услугам основного производства, списываются проводками:
а) Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы»;
б) Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы».
Аналогичные записи в учете производятся при списании общепроизводственных и общехозяйственных расходов на продукцию (работы, услуги) вспомогательных и обслуживающих производств, причем общехозяйственные расходы списываются лишь на продукцию (работы, услуги) данных производств для сторонних организаций.
Продукция, произведенная вспомогательными производствами и предназначенная для производственных нужд, приходуется на склад по ее фактической себестоимости бухгалтерской записью:
Д-т сч. 10 «Материалы»;
Д-т сч. 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства».
Работы и услуги вспомогательных производств, выполненные и оказанные основному производству и обслуживающим производствам и хозяйствам, отражаются по их фактической себестоимости проводкой:
Д-т сч. 20 «Основное производство»;
Д-т сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»; Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы»;
Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» и других счетов в зависимости от направления использования работ и услуг
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства».
В конце отчетного периода определяется фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) основного, вспомогательных и обслуживающих производств. Для этого:
определяются затраты в незавершенном производстве (то есть затраты на не законченную обработкой продукцию, на не сданные заказчикам работы и услуги) на конец периода;
приходуются на склады по ценам возможного использования или реализации отходы производства, что проводится в учете записью:
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 20 «Основное производство»;
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства»;
К-т сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
3) списываются недостачи, потери и порча деталей, узлов и полуфабрикатов в незавершенном производстве по результатам его инвентаризации в каждом из производств. На стоимость таких недостач, потерь и порчи в учете составляется проводка:
Д-т сч. 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т сч. 20 «Основное производство»;
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства»;
К-т сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
4) отражаются потери от брака. Фактическая себестоимость неисправимого брака продукции списывается в уменьшение затрат соответствующего производства, то есть составляется бухгалтерская проводка:
Д-т сч. 28 «Брак в производстве»
К-т сч. 20 «Основное производство»;
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства»;
К-т сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
На сумму фактических затрат по исправлению брака делают записи:
Д-т сч. 28 «Брак в производстве»
К-т сч. 10 «Материалы»;
К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и других - в зависимости
от вида расходов на исправление брака.
На суммы, удерживаемые с виновников брака:
Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; Д-т сч. 63 «Расчеты по претензиям» К-т сч. 28 «Брак в производстве».
На стоимость окончательно забракованной продукции по цене ее возможного использования:
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 28 «Брак в производстве».
Потери от брака выявляются как сумма превышения дебетовых оборотов по счету 28 «Брак в производстве» над кредитовыми и списываются в увеличение затрат по соответствующим производствам, где обнаружен брак, то есть производится запись:
Д-т сч. 20 «Основное производство»;
Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства»;
Д-т сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»
К-т сч. 28 «Брак в производстве».
Фактическая себестоимость готовой продукции (работ, услуг) по каждому ее виду определяется сложением затрат в незавершенном производстве на начало отчетного периода с затратами за отчетный период, включая сумму потерь от брака, и вычитанием из полученного итога затрат на окончательно забракованную продукцию (работы, услуги), недостач и потерь от порчи деталей, узлов и полуфабрикатов в незавершенном производстве, стоимости отходов производства и затрат в незавершенном производстве на конец отчетного периода.
На фактическую себестоимость готовой продукции, сданной на склад и подлежащей реализации, составляется бухгалтерская запись:
Д-т сч. 40 «Готовая продукция»
К-т сч. 20 «Основное производство»;
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства»;
К-т сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
На фактическую себестоимость выполненных работ и оказанных услуг, принятых заказчиками, кредитуются счета соответствующих производств (20, 23, 29) и дебетуется счет 45 «Товары отгруженные» или счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» - в зависимости от принятого предприятием варианта учета объема реализации.
Себестоимость единицы каждого вида изготовленной продукции определяют делением всех затрат на готовую продукцию данного вида на количество единиц продукции в нем. Она определяется по данным аналитических счетов, открываемых к счетам 20, 23, 29.
Учет процесса реализации
Основная задача учета процесса реализации - собрать фактические затраты, связанные с реализованными ценностями (работами, услугами), поступившую за них выручку (или их договорную стоимость) и выявить финансовый результат от реализации, т.е. сумму прибыли или убытка.
Для учета реализации планом счетов предусмотрены три сопоставляющих счета: 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов».
По дебету счетов реализации отражаются:
фактическая себестоимость реализованных ценностей, работ, услуг (при реализации основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и нематериальных активов - их первоначальная стоимость);
расходы, связанные с реализацией, - на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления; погрузке в транспортные средства; оплате услуг посреднических организаций по реализации и т.п.;
налоги, сборы и отчисления в соответствии с налоговым законодательством, исчисленные с выручки.
По кредиту счетов реализации отражается поступившая выручка за реализованные ценности или договорная стоимость отгруженных покупателям ценностей в зависимости от применяемого на предприятии варианта отражения выручки. По кредиту счета 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» отражается также сумма износа по реализованным объектам основных средств, а по кредиту счета 48 «Реализация прочих активов» - сумма износа по реализованным МБП и нематериальным активам, бывшим в эксплуатации.
Сопоставлением дебетового и кредитового оборота по счетам 46, 47, 48 выявляется финансовый результат от реализации: превышение кредитового оборота над дебетовым означает прибыль от реализации, которая списывается на счет 80 «Прибыли и убытки», обратный результат свидетельствует о полученном убытке, который также относится на счет 80 «Прибыли и убытки».
Расходы, связанные с реализацией, предварительно собираются на счете 43 «Коммерческие расходы» записями:
Д-т сч. 43 «Коммерческие расходы» К-т сч. 10 «Материалы»;
К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других в зависимости от содержания произведенных расходов.
В конце отчетного периода сумма собранных коммерческих расходов, относящихся к реализованной продукции, списывается бухгалтерской записью:
Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» (47, 48) К-т сч. 43 «Коммерческие расходы».
Планом счетов предусмотрены два варианта учета реализации - по отгрузке ценностей (выполнению работ, оказанию услуг) и по их оплате.
Моментом реализации ценностей (работ, услуг), если она учитывается по отгрузке, является факт отгрузки ценностей (приемки заказчиком выполненных работ, оказанных услуг) покупателям (заказчикам).
При данном варианте в учете производятся следующие записи (рассмотрим их на примере реализации продукции, работ, услуг):
а) Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
К-т сч. 40 «Готовая продукция» - на фактическую производственную себестоимость отгруженной покупателям продукции;
б) Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
К-т сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - на фактическую себестоимость принятых заказчиками работ и услуг, оказанных соответственно основным, вспомогательными и обслуживающими производствами и хозяйствами;
в) Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
К-т сч. 43 «Коммерческиерасходы» - на сумму расходов, связанных с реализацией продукции;
г) Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
К-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом» - на сумму налогов, сборов и отчислений в соответствии с действующим налоговым законодательством, исчисленных с выручки;
д) Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» - на договорную стоимость отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
е) Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
К-т сч. 80 «Прибыли и убытки» - на сумму прибыли от реализации.
Убыток от реализации отражается обратной записью (Д-т сч. 80 и К-т сч. 46).
Моментом реализации продукции (работ, услуг), если реализация учитывается по оплате, является поступление денег от покупателей (заказчиков) в кассу предприятия или на его счета учета денежных средств в учреждениях банка.
Реализация по оплате отражается в учете следующими записями (рассмотрим их на примере реализации продукции, работ, услуг):
а) Д-т сч. 45 «Товары отгруженные»
К-т сч. 40 «Готовая продукция»;
К-т сч. 20 «Основное производство» ;
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства» ;
К-т сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - на фактическую производственную себестоимость отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг соответственно основным, вспомогательными и обслуживающими производствами и хозяйствами;
б) Д-т сч. 50 «Касса»;
Д-т сч. 51 «Расчетный счет» и других счетов учета денежных средств К-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» - на поступившую сумму выручки за реализованную продукцию, работы, услуги;
в) Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
К-т сч. 45 «Товары отгруженные» - на фактическую производственную себестоимость оплаченных заказчиками (покупателями) продукции, работ, услуг.
Остальные бухгалтерские проводки - по отражению коммерческих расходов, сумм начисляемых бюджету налогов, сборов и отчислений, финансовых результатов от реализации - такие же, как и при варианте учета реализации по отгрузке ценностей (выполнению работ, оказанию услуг).
Литература
1. Скориков А.П. Бухгалтерский учет на производственном предприятии, Мн.: Высшая школа 2004 г., 430 с.
2. Сащеко П.М. Теория бухучета, Мн: БГЭУ, 2004 г., 150 с.
3. Саленко М.П. Бухгалтерский учет и статистическая отчетность, Мн.: Новое знание, 2007 г. 290 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |