оглавлениеTOC o «1-3»h z u
Введение… PAGEREF _Toc35748788 h 3
Глава 1. Понятие и виды прекращения юридических лиц… PAGEREF _Toc35748789 h 12
Глава 2. Прекращение юридического лица при банкротстве… PAGEREF _Toc35748790 h 18
§2.1 Понятиеи признаки банкротства. PAGEREF _Toc35748791 h 18
§2.2Процедуры банкротства. PAGEREF _Toc35748792 h 26
§2.3 Конкурсное производство. PAGEREF _Toc35748793 h 311
Заключение… 36
Библиография:38
Введение
Получение прибыли — является наиважнейшей составной частью любой коммерческой деятельностиосуществляемой коммерческими организациями и другими хозяйствующими субъектами.В условиях же развивающейся рыночной экономики России, особо важное значение,имеет защита прав и интересов хозяйствующих субъектов и граждан. Большую роль вэтом играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника,позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов. Институт банкротствавыступает той совокупностью правовых норм, созданных для обеспечения рыночнойэкономики и ее устоев.
Историческое развитиеинститута банкротства было по началу таково, что разрешало казнитьнесостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на негоошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась спозором. Так Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном,покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление.
Уже в дореволюционнойРоссии была создана целая система норм о банкротстве, которые образовываликонкурсное право. Гражданско-правовое регулирование банкротства оказалось деломдостаточно сложным. На отработку норм уходили без преувеличения столетия.Вехами развития конкурсного права явились «Банкротский Устав» от 15декабря 1740 г., «Устав о банкротах» от 19 декабря 1800 г.,«Устав о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832 г.
Терминология понятийногоаппарата банкротства отталкивался от понятий иностранного права. Однако уже вто время выделяли следующие признаки банкротства:
1. Банкротство — естьнеоплатность, т. е. такое состояние должника, когда он не удовлетворяетпредъявленных к нему обязательных требований;
2. Субъектом банкротства,то есть банкротом, является лишь лицо, производящее торговлю, в противоположностьпрочим лицам (неторгового состояния), которые, впав в неоплатность, называютсянесостоятельными должниками;
3. Неоплатность должнапроисходить от вины должника.
Такое понятие банкротствабыло заимствовано Россией из Французского торгового права, так, французскоезаконодательство относило банкротство к преступлениям, рассматривая его каксоциально-торговое преступления. Российская система о банкротстве строиласьсхожим образом.
В 1891 году в Россиидействовало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, в главе XIIкоторого (ст. 1163-1165) «О нарушении постановлений о кредите» вкачестве наказания за «злоупотребление доверием», выносилось в видетюремного заключения (вплоть до высылки в Сибирь) и лишения права торговли. Однакоэти наказания, если и приносили моральное удовлетворение заимодавцам, то уж негарантировали возврата денежных средств.
Законодательство обанкротстве в то время в России было трудно не только создавать, но иприменять. По свидетельству известного российского цивилиста Г. Ф. Шершеневича,многие статьи были построены настолько сложно, что затрудняли не толькоторговых лиц, но и опытных юристов.
Современный этап развитиягражданского права, в том числе проблема гражданско-правового регулированиябанкротства, — это не что иное, как новый виток развития того механизма,который закладывался в России на протяжении XVIII и XIX столетий.
Новый Федеральный закон«О несостоятельности (банкротстве)», принятый Государственной Думой27 сентября 2002 года, был подписан Президентом РФ 26 октября 2002 года ивведен в действие по истечении тридцати дней со дня его официальногоопубликования[1]. Данный Федеральный законолицетворяет собой третий этап развития правового регулирования отношений,связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан —участников имущественного оборота.
Возрождение институтанесостоятельности в России после десятилетии забвения началось с появлениемЗакона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», которыйбыл принят Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 года и введен в действие с 1марта 1993 года[2]. Период его действия можноназвать первым этапом развития правового регулирования несостоятельности.
Началом второго этапапослужило введение в действие с 1 марта 1998 года Федерального закона «Онесостоятельности (банкротстве)»[3]. Обэтом этапе обычно говорят как о реформе законодательства о несостоятельности(банкротстве), поскольку были подвергнуты изменению практически все основныеположения законодательства, регламентирующие как критерии, внешние признакинесостоятельности и порядок рассмотрения дел о банкротстве, так и основаниявведения и порядок проведения каждой из процедур банкротства.
Наступивший с принятиемнового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» третийэтап развития правового регулирования соответствующих отношений может бытьохарактеризован как продолжение и развитие реформы законодательства онесостоятельности, начатой в 1998 году.
Ему присущи детализация иконкретизация основных положений усланного законодательства с одновременнымконцептуальным изменением в правовом регулировании отдельных институтовнесостоятельности.
В частности, неизменнымостался подход к определению критериев и внешних признаков несостоятельности (сизвестной долей модернизации их количественного выражения).
Новый Законсостоит из 233 статей и 12 глав соответственно. Разделение Закона по главампостроено по следующему принципу: глава 1 — общие положения, глава 2 — предупреждение банкротства, глава 3 — разбирательство дел о банкротстве варбитражном суде, глава 4 — наблюдение, глава 5 — финансовое оздоровление,глава 6 — внешнее управление, глава 7 — конкурсное производство, глава 8 — мировое соглашение, глава 9 -особенности банкротства отдельных категорийдолжников — юридических лиц, которая в свою очередь разделена на параграфы,каждый из которых регулирует особенности банкротства отдельных видовюридических лиц, глава 10 — банкротство гражданина, глава 11 — упрощенныепроцедуры банкротства, и наконец, глава 12 — содержит в себе заключительные ипереходные положения.
Наряду с вышеназваннымиисточниками, необходимо выделить также два специальных закона. Это Федеральныйзакон от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций» и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об особенностяхнесостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополийтопливно-энергетического комплекса».
Данными законами,соответственно регулируются особенности банкротства кредитных организаций исубъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса. При этомзначительной детализации в новом Законе подвергнуты известные процедурынесостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство,мировое соглашение.
К числу концептуальныхизменений правового регулирования несостоятельности могут быть отнесеныследующие законоположения:
об основаниях возбуждениядел о банкротстве;
о требованиях,предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за ихдеятельностью;
о новой реабилитационнойпроцедуре финансового оздоровления должника; об очередности удовлетворениятребований кредиторов в конкурсном производстве;
об особенностяхнесостоятельности (банкротства) стратегических организаций и субъектовестественных монополий.
Следует заметить, чтозаконодательство о несостоятельности (банкротстве) и практика его применениядействительно нуждались в реформировании, поскольку некоторые законоположенияне только не препятствовали чисто механическому возбуждению дел о банкротстве,но, как оказалось, не исключали возможности различного рода злоупотреблений состороны должников, кредиторов, арбитражных управляющих. Поэтому разумно былоожидать, что изменения и дополнения, вносимые в федеральный закон, будутнаправлены, прежде всего, на устранение выявленных недостатков и пробелов вправовом регулировании несостоятельности (банкротства). И многие новеллыдействительно служат этой цели.
Так как тема банкротствадостаточно широка, поэтому в данной курсовой работе будет акцентировановнимание на особенностях банкротства юридических лиц.
Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы будутопределены следующими положениями.
Юридические лица ликвидируются различными способами, которые все,однако, основываются на законе, предполагают закон, устанавливающий тот илидругой способ ликвидации юридического лица. Способы эти следующие.
1) Иногда при самом признании юридического лица бытие его ставитсяв зависимость от какого-либо условия или срока; тогда, с наступлением условияили с истечением срока, ликвидируется и бытие юридического лица, как скоро непоследует нового определения правительства о его продолжении. Например, нередкобывает, что допускается учреждение компании на акциях и с тем вместеопределяется, чтобы цель ее была достигнута в известное время; если компания неисполнит предприятия в это время, она не считается более и юридическим лицом,разве особым актом законодательной власти продолжается ее существование. Сликвидацией юридического лица не должно смешивать того случая, когдаюридическое лицо вовсе не приходит к существованию, делается толькоприготовление к существованию юридического лица и приготовление оказываетсябезуспешным. Например, идет речь об учреждении компании на акциях: компаниясчитается учрежденной, когда в известный срок будет сбыто определенное числоакций; но оказывается, что такое число акций не сбыто, и компания не возникает.В этом случае нельзя сказать, что прекратилось существование юридического лица,так как юридическое лицо это и не возникло еще, а делались только приготовленияк его бытию, — это как бы выкидыш юридического лица.
2) Сама цель, с которой существует юридическое лицо, можетисчезнуть из действительности; тогда прекратится и существование юридическоголица. Цель эта может исчезнуть различными путями: или вследствие решенияправительства, например когда государственная власть признает цель юридическоголица безнравственной или несовместной с целями государства или независимо отвласти, вследствие силы обстоятельств.
3) Юридическое лицо может прекратиться по приговору тех лиц,которые волей своей выражают волю юридического лица. Такой приговор подобенакту самоубийства физического лица: юридическое лицо как бы само на себянакладывает руки, только такое действие его не представляет собой ничегопредосудительного, как самоубийство физического лица. Но требуется, чтобы такаяволя юридического лица была выражена надлежащим образом и в тех пределах, какиеуказаны его органу. Например, члены государственного банка, юридического лица,не могут сами собой определить его ликвидация: на это нужно соизволениеправительства, но компания на акциях вправе прекратить свое существование, неиспрашивая разрешения правительства. Однако же и по отношению к компаниям наакциях этот случай всегда почти предусматривается законодательством, и уставомкомпании особо определяется, при каких условиях приговор о прекращенииюридического лица со стороны его органа может быть признан выражением волисамого юридического лица; как важнейший вопрос относительно юридического лица — быть или не быть — приговор о прекращении компании никогда не предоставляетсяее правлению, а всегда — собранию акционеров; притом в уставе всегда почтиопределяется, какое именно должно быть большинство голосов для такогоопределения: не только абсолютное, но и в какой мере абсолютное; требуется,например, 2/3 или 3/4 голосов, хотя бы для других определений собрания и нетребовалось такого превосходного большинства.
4) Бытие юридического лица может прекратиться по определениюгосударственной власти. Но, разумеется, ликвидация юридического лица актомгосударственной власти может нанести чувствительный удар интересам лиц.
5) Юридическое лицо, как совокупность лиц, может прекратитьсявыбытием всех членов, совокупность составляющих, потому что тогда юридическоелицо, как совокупность, не имеет никакой опоры. Но достаточно, чтобы осталсяодин член совокупности, и бытие юридического лица не ликвидируется от выбытиявсех остальных членов. Конечно, существование совокупности в лице одного членане соответствует понятию о совокупности, и такое существование юридическоголица может быть только временным, но мы говорим лишь о том, что и с однимчленом юридическое лицо-совокупность может продолжать свое бытие.
6) Юридическое лицо может прекратиться полным отпадениемимущества, потому что тогда оно лишается всякой реальной опоры.
7) Ликвидируется юридическое лицо как совокупность лиц объявлениемего несостоятельным должником. Возникает вопрос о судьбе имущества юридическоголица по прекращении последнего — имущества, оставшегося по ликвидации его дел.Под ликвидацией разумеется ряд действий, имеющих целью ликвидация всехюридических отношений, как-то: уплата долгов, получение по долгам, продажаимущества и т. п. Производство ликвидации возлагается или на правление или наособые органы — ликвидаторов, ликвидационные комиссии. Юридическое лицосчитается прекратившимся со времени окончания ликвидации; отнести ликвидацияего к другому, более раннему моменту нельзя уже потому, что без предполагаемогосуществования юридического лица действия лиц и учреждений, производящихликвидацию, были бы лишены юридического значения; таковое значение может бытьим присвоено лишь в том случае, если их рассматривать как органы представителейюридического лица.
Ликвидация бытия юридического лица может быть сближено со смертьюлица физического. Но имущество физического лица по смерти его переходит к егонаследникам по закону, или лицо распоряжается им завещательно, или оно остаетсявыморочным, становится бесхозяйственным и принадлежит государству. Юридическоелицо не может иметь законных наследников, потому что законное наследованиеимеет основанием родство, а юридическое лицо, как отвлеченное понятие, несостоит ни в каких естественных отношениях с другими лицами: это лицосовершенно отдельное, изолированное в государстве. Равным образом инаследование по завещанию предполагает смерть наследодателя, следовательно,может иметь место только по отношению к физическому лицу, ибо ликвидацияюридического лица, собственно, нельзя считать смертью: смерть — явлениефизическое, которому только для большей наглядности факта уподобляетсяликвидация существования юридического лица.
Итак, остается только применить последнее определение в судьбеимущества, остающегося по прекращении юридического лица: что имущество, какбесхозяйное, должно сделаться достоянием государства. Но о судьбе имуществаюридического лица — совокупности физических лиц — обыкновенно составляетсяопределение органов самого юридического лица, и, как скоро определение непротиворечит полномочию органа юридического лица, не выходит из указанных емупределов, оно считается действительным, и судьба имущества определяетсясообразно определению. Большей частью преемниками имущественных отношенийюридического лица — совокупности лиц физических — бывают члены союза, возведенногов значение юридического лица. И это очень естественно, потому что юридическаяличность целого все-таки признается лишь ради отдельных членов, а когда уже нетнадобности в олицетворении целого, когда члены союза расходятся, то каждому иследует получить известную часть имущественных прав, составляющих достояниецелого. Части эти равны или соразмерны вкладу каждого члена, материальномуучастию его в делах юридического лица. Но, разумеется, члены союза могут дать идругое назначение имуществу юридического лица, лишь бы определение их невыходило из пределов, указанных уставом юридического лица.
Структурно курсовая работа состоит из двух глав:
— в первой главе исследованы вопросы, касающиеся понятия и видовпрекращения юридических лиц;
— во второй главе рассмотрены процедуры банкротства и ихсодержание,
в том числе особенности новеллнового Закона «О банкротстве» по указанным процедурам.
Глава 1. Понятие и видыпрекращения юридических лиц
Прекращение деятельностиюридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридическоголица другой организации) или ликвидациии, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает ивозможность временного прекращения, т.е. приостановлениядеятельности ряда организаций. Часть 4 п. 1 той же статьи устанавливаетаналогичные условия и для ряда случаев разделения или выделения государственныхи муниципальных унитарных предприятий. Однако п. 3 ст. 57 ГК не предусматриваетподобной возможности и поэтому фактически отменяет соответствующие положенияЗакона о конкуренции.
При реорганизации всеправа и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят киным субъектам права, т. е. происходит универсальное правопреемство.Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияниянескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лицак другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделенияиз состава организации других юридических лиц или преобразования, т.е.смены организационно-правовой формы юридического лица.Буквальное толкование ст. 68 ГК приводит к выводу, чтопреобразование хозяйственного общества или товарищества возможно только вдругой вид хозяйственного общества или товарищества или в производственныйкооператив (с учетом требований ст. 92 и 104 ГК).
Исключением из этогоправила являются возможности преобразования объединений юридических лиц вхозяйственные общества и товарищества, о чем говорит п.1 ст. 121 ГК. Можнополагать, что законодатель исходит из общего принципа о том, что преобразованиеюридического лица возможно лишь с сохранением существующего объемаправоспособности (общей или специальной). В противном случае было бы невозможноосуществление универсального правопреемства, ибо большая часть прав иобязанностей, вытекающих из общей правоспособности, повисает в воздухе, когдаправопреемником является специально-правоспособное лицо. И наоборот,организация со специальной правоспособностью не в состоянии передатьправопреемнику больше прав, чем имеет сама.
Реорганизация, какправило, проводится по решению участников юридического лица (или собственникаего имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организацийзакон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может бытьпроизведена принудительно[4].Причем, если решение суда или компетентного государственного органа ореорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнегоуправляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2ст. 57 ГК).
В зависимости от того, вкакой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либоразделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом(слияние, присоединение, преобразование).
При выделении, разделенииили слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъектправа, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в моментгосударственной регистрации вновь созданных юридических лиц. С другой стороны,при присоединении новых юридических лиц не возникает и, следовательно,реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации изединого государственного реестра.
Во многих случаяхпроведение реорганизации способно резко изменить соотношение «сил» товаропроизводителейна рынке и привести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этихнегативных последствий п. 1 ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает обязательнуюпроцедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияниеили присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние или присоединениесоюзов или ассоциаций коммерческих организаций.
Реорганизация существеннозатрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должникпрекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием являетсяпредварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требоватьпрекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридическоголица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).
Ликвидацияюридического лица — это способпрекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядкеправопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень основанийликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носитькак добровольный, так и принудительный характер.
В добровольном порядкеюридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органаюридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Добровольная ликвидация юридических лиц осуществляется порешении их учредителей (участников) либо органа юридического лица,уполномоченного на то учредительными документами. В данном случае переченьоснований ликвидации юридического лица, предусмотренных Гражданским кодексом,является примерным.
В частности, к нимотносятся: истечение срока, на который создана, например, коммерческаяорганизация; достижение цели, ради которой создана коммерческая организация;признание судом недействительной регистрации юридического лица. Типичными основаниями добровольнойликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридическоголица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив,принципиальная недостижимость уставных целей организации. Те, кто выступил синициативой ликвидации, сами же назначают ликвидационную комиссию или наделяютее функциями так называемого ликвидатора.
Принудительнаяликвидация проводится по решениюсуда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется безсоответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещеназаконом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.Общественные или религиозные организации, а также фонды могут бытьликвидированы по решению суда за систематическое осуществление внеуставнойдеятельности [5].
Принудительная ликвидация юридического лица в современномроссийском законодательстве осуществляется решением суда по основаниям,исчерпывающим образом предусмотренным Гражданским кодексом. В иных правовыхактах, в том числе в иных законах, такие основания предусмотрены быть не могут.К ним относятся: осуществление деятельности, запрещенной законом; осуществлениедеятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществление деятельностис иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов(п. 2 ст. 61 ГК РФ); признание юридических лиц (кроме казенных предприятий) несостоятельными(п. 1 ст. 65 ГК РФ); уменьшение стоимости чистых активов юридического лица нижеуровня минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5ст. 114 ГК РФ).
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указаннымв п. 2 ст. 61 ГК РФ может быть предъявлено в арбитражный суд государственныморганом или органом местного самоуправления, которому право на предъявлениетакого требования предоставлено законом (п. 3. ст. 61 ГК РФ).
Так в соответствии с п.4 ст. 6 Закона РФ от 22 марта 1991 г. «Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (вредакции от 25 мая 1995 г.) коммерческая организация, осуществляющаякоординацию предпринимательской деятельности других юридических лиц, котораяимеет или может иметь результатом ограничение конкуренции, может бытьликвидирована в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа.
Следует особо подчеркнуть, что органы, не имеющие по законусоответствующего права, обращаться в арбитражный суд с требованием о ликвидацииюридического лица не могут.
Суд, принявший решение о ликвидации юридического лица,непосредственно не занимается ее ликвидацией. В данном случае обязанности поосуществлению ликвидации юридического лица решением суда возлагаются научредителей (участников) юридического лица либо орган, уполномоченный наликвидацию юридического лица ее учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
В целях обеспечения интересов других лиц лицо, принявшее решение оликвидации юридического лица, обязано незамедлительно письменно сообщить обэтом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц,который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том,что коммерческая организация находится в процессе ликвидации.
Кроме того, лицо, принявшее решение о ликвидации юридическоголица, назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственнуюрегистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (или единоличноголиквидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначенияликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению деламиюридического лица.
Порядок ликвидации юридических лиц в зависимости отпоследовательности действий ликвидационной комиссии можно разделить на рядстадий.
Порядок ликвидацииюридического лица урегулирован ст.61—64 ГК и состоит из следующих этапов:
1) участники организации,ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначаютликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок исроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия поуправлению юридическим лицом;
2) ликвидационнаякомиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке исроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскиваетдебиторскую задолженность юридического лица;
3) ликвидационнаякомиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении(отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационныйбаланс;
4) в соответствии спромежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требованиякредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст.64 ГК. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов скредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичныхторгов;
5) после погашениякредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательныйликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участникамиюридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительныхдокументов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаютсярегистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись вединый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельностьорганизации считается прекращенной.
Ликвидация юридических лиц влечет их ликвидация без перехода прави обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Глава 2. Прекращение юридического лица при банкротстве
§2.1 Понятие и признакибанкротства
Банкротство вст. 2 нового Закона, определяется, как признанная арбитражным судомнеспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов поденежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательныхплатежей.
Основные понятиябанкротства определены Законом как:
несостоятельность (банкротство) — признаннаяарбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанностьпо уплате обязательных платежей (далее — банкротство);
должник — гражданин, в том числеиндивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся не способнымиудовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока,установленного настоящим Федеральным законом;
денежное обязательство — обязанность должникауплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и(или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерацииоснованию;
обязательные платежи — налоги, сборы и иныеобязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственныевнебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяютсязаконодательством Российской Федерации;
руководитель должника — единоличныйисполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиальногоисполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии сфедеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;
кредиторы — лица, имеющие по отношению кдолжнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, обуплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц,работающих по трудовому договору;
конкурсные кредиторы — кредиторы по денежнымобязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которымидолжник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью,морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторскимдоговорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам,вытекающим из такого участия;
уполномоченные органы — федеральные органыисполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерациипредставлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования обуплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежнымобязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле обанкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствамсоответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
досудебная санация — меры по восстановлениюплатежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должникаи иными лицами в целях предупреждения банкротства;
наблюдение — процедура банкротства,применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника,проведения анализа финансового состояния должника, составления реестратребований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
финансовое оздоровление — процедурабанкротства, применяемая к должнику в целях восстановления егоплатежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графикомпогашения задолженности;
внешнее управление — процедура банкротства,применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
конкурсное производство — процедурабанкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целяхсоразмерного удовлетворения требований кредиторов;
мировое соглашение — процедура банкротства,применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращенияпроизводства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должникоми кредиторами;
представитель учредителей (участников)должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иногоаналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранноесоветом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальныморганом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками)должника для представления и